Нормы международного права. Международные правоотношения. Международно-правовые нормы и их классификация

Международно-правовая норма -- это юридически обязательное правило поведения, создаваемое субъектами международного права и регулирующее отношения между ними, а также отношения с участием лиц, не являющихся таковыми субъектами.

Большинство международно-правовых норм создается в два этапа: 1) согласование воль субъектов международного права относительно правила поведения; 2) дача субъектами международного права согласия на юридическую обязательность согласованных правил поведения. Вместе с тем существуют международно-правовые нормы, которые создаются в три этапа. Речь идет о так называемых императивных нормах (нормах jus cogens).

В общей теории права признано, что нормы права с точки зрения логико-юридического подхода имеют трехчленную структуру (гипотеза, диспозиция, санкция).

Гипотеза международно-правовой нормы содержит описание условий, при наличии которых применяется правило поведения. Диспозиция нормы международного права указывает на само правило поведения субъекта международного правоотношения. Санкция как элемент международно-правовой нормы встречается редко. Международные нормы содержат санкции главным образом применительно к правоотношениям частного характера. Например, статья 4 Конвенции ООН о морской перевозке грузов 1978 г. устанавливает ответственность перевозчика за груз.

Международно-правовые нормы можно классифицировать по нескольким основаниям.

По характеру содержащихся в нормах предписаний можно выделять нормы-принципы, нормы-определения, нормы-правомочия, нормы-обязанности, нормы-запреты.

Нормы-принципы устанавливают основы международного правопорядка, международного мира и сотрудничества. Так, в соответствии с принципом добросовестного выполнения международных обязательств все государства обязаны добросовестно выполнять обязательства, вытекающие из договоров, международных обычаев, других источников международного права. Как уже говорилось, помимо норм-принципов, для всей международно-правовой системы существуют отраслевые нормы-принципы.

Нормы-определения раскрывают содержание тех или иных понятий, используемых в международном праве. Например, согласно ст. 1 международной Конвенции о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений 1977 г., «таможенное законодательство» (для целей Конвенции) означает все установленные законом или подзаконными актами положения о ввозе, вывозе или транзите товаров, соблюдение которых обеспечивается таможенными службами.

Нормы-правомочия предоставляют их адресатам определенные субъективные права. Так, по Факультативному протоколу к Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г. каждый, чьи права, перечисленные в данном Пакте, нарушены, имеет право обратиться с петицией в Комитет по правам человека.

Нормы-обязанности устанавливают меры должного поведения субъектов международных правоотношений. На основании ст. 2 Пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. государства обязались гарантировать, что права, провозглашенные в настоящем Пакте, будут осуществляться без какой бы то ни было дискриминации, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства.

Нормы-запреты фиксируют запрет указанного в них поведения: «никто не должен содержаться в рабстве; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах» (ст. 8 Пакта о гражданских и политических правах 1966 г.).

По своей роли в механизме международно-правового регулирования различают регулятивные и охранительные нормы.

Регулятивные нормы предоставляют субъектам право на совершение предусмотренных в них положительных действий.

Охранительные нормы выполняют функцию защиты международного правопорядка от нарушений, устанавливают меры ответственности и санкции по отношению к нарушителям.

Материальные нормы фиксируют права и обязанности субъектов, их правовой статус и т.д. Так, ст. 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств -- участников СНГ в области пенсионного обеспечения 1992 г. устанавливает, что назначение пенсий гражданам государств -- участников Соглашения производится по месту жительства.

Процессуальные нормы регламентируют порядок реализации материальных норм. Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (ст. 4) определяет, что получившее уведомление государство представляет в течение шести месяцев Комитету по правам человека соответствующие письменные объяснения.

По сфере действия различают универсальные, региональные и локальные нормы международного права.

Универсальные нормы охватывает своим участием большинство государств мира. Таковы, например, Устав ООН, нормы о нераспространении ядерного оружия и др. Региональные нормы действуют в пределах стран одного региона (право Европейского Союза, соглашения в рамках СНГ). Локальные нормы регулируют взаимоотношения двух или нескольких субъектов международного права (например, договор между РФ и КНР о выдаче преступников 1995 г.).

4 Основные принципы международного права: источники, содержание.

Основные принципы международного права представляют собой основополагающие общепризнанные нормы, обладающие высшей юридической силой. Все остальные международно-правовые нормы и международно-значимые действия субъектов должны соответствовать положениям основных принципов.

Принципы международного права носят универсальный характер и являются критериями законности всех остальных международных норм. Действия или договоры, нарушающие положения основных принципов, признаются недействительными и влекут международно-правовую ответственность. Все принципы международного права имеют первостепенную важность и должны неукоснительно применяться при интерпретации каждого из них с учетом других. Принципы взаимосвязаны: нарушение одного положения влечет за собой несоблюдение других. Так, например, нарушение принципа территориальной целостности государства одновременно является нарушением принципов суверенного равенства государств, невмешательства во внутренние дела, неприменения силы и угрозы силой и т.д.

Первоначально эти принципы выступали в форме международно-правовых обычаев, однако с принятием Устава ООН основные принципы приобретают договорно-правовую форму. Так, семь принципов международного права (суверенное равенство государств, добросовестное выполнение взятых на себя международных обязательств, мирное разрешение международных споров, отказ от угрозы силой или ее применения и др.) содержатся в Уставе ООН. При этом ст. 103 Устава предусматривает, что в случае, если обязательства членов ООН по Уставу ООН окажутся в противоречии с обязательствами по какому-либо международному договору, преимущественную силу имеют обязательства по Уставу.

I. Принцип суверенного равенства государств и уважения прав, присущих суверенитету. Согласно этому принципу все государства в международных отношениях пользуются суверенным равенством, имеют равные права и обязанности и являются равноправными членами мирового сообщества.

II. В соответствии с принципом неприменения силы или угрозы силой все государства в международных отношениях обязаны воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности и политической независимости других государств или каким-либо иным образом, несовместимым с целями ООН.

III. Согласно принципу мирного разрешения международных споров государства обязаны решать свои международные споры с другими государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость.

IV. На основе принципа невмешательства во внутренние дела государств каждое государство имеет право самостоятельно выбирать свою политическую, экономическую, социальную или культурную систему без вмешательства со стороны других государств.

V. Принцип территориальной целостности государств. Государства должны уважать территориальную целостность друг друга и воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава ООН. Государства обязаны также воздерживаться от превращения территории друг друга в объект оккупации или мер применения силы в нарушение международного права. Никакая оккупация или приобретение территории таким образом не признаются законными.

VI. Принцип нерушимости границ. Государства рассматривают как нерушимые все границы друг друга и границы всех государств в Европе и должны воздерживаться от любых требований или действий, направленных на захват части или всей территории другого государства.

VII. Принцип уважения прав человека. Уважение прав и свобод человека -- составная часть всеобъемлющей системы международной безопасности.

VIII. Принцип права на самоопределение народов и наций. Все народы вправе свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и свое экономическое, социальное и культурное развитие.

IX. Принцип сотрудничества между государствами. Государства должны сотрудничать друг с другом в соответствии с целями и принципами ООН. Развивая сотрудничество, государства должны содействовать взаимопониманию и доверию, дружественным отношениям между собой, повышать благосостояние народов.

X. В соответствии с принципом добросовестного выполнения международных обязательств государства обязаны добросовестно выполнять взятые на себя международные обязательства. При осуществлении своих суверенных прав, включая право устанавливать законы и административные правила, государства должны сообразовываться с их обязательствами по международному праву

  • Понятие международного права
    • Понятие международного права и его особенности
    • Нормы международного права
      • Классификация норм международного права
      • Создание норм международного права
    • Международно-правовые санкции и международный контроль
    • Международные правоотношения
    • Юридические факты в международном праве
  • Господство (верховенство) права (Rule of Law) в современном международном праве
    • Происхождение концепции господства права
    • Юридическое содержание концепции господства права: цели, структурное наполнение, направленность регулятивного воздействия, связь с другими сопоставимыми по своей сущности концепциями
  • Принцип добросовестности как основа эффективности международного права
    • Юридическая сущность принципа добросовестности
      • Соотношение принципа добросовестности с другими принципами и институтами международного права
    • Принцип добросовестности и принцип недопустимости злоупотребления правом
      • Принцип добросовестности и принцип недопустимости злоупотребления правом - страница 2
  • Становление, общий характер, источники и система современного международного права
    • Становление и общий характер современного международного права
    • Источники международного права
    • Система международного права
    • Кодификация международного права
  • Субъекты и объект современного международного права
    • Понятие и виды субъектов международного права. Содержание международной правосубъектности
    • Государства - основные субъекты международного права
    • Международная правосубъектность наций и народностей, борющихся за свою независимость
    • Международно-правовое признание как институт права
      • Декларативная и конститутивная теории о значении международно-правового признания
      • Международные организации - вторичные субъекты международного права
    • Юридическое положение личности в международном праве
    • Объект международного права и международного правоотношения
      • Объект международного права и международного правоотношения - страница 2
  • Основные принципы международного права
    • Понятие основных принципов международного права
    • Принципы, обеспечивающие поддержание международного права и безопасности
    • Общие принципы межгосударственного сотрудничества
    • Принцип добросовестности как общий принцип права и как один из основополагающих принципов современного международного права
  • Взаимодействие международного и внутригосударственного права
    • Сфера взаимодействия международного и внутригосударственного права
    • Влияние внутригосударственного права на международное право
    • Влияние международного права на внутригосударственное право
    • Доктрины соотношения международного и внутригосударственного права
  • Право международных договоров
    • Международный договор и право международных договоров
    • Структура международных договоров
    • Заключение международных договоров
    • Действительность международных договоров
    • Действие и применение договоров
    • Толкование международных договоров
    • Прекращение и приостановление действия международных договоров
  • Право международных организаций
    • Понятие и основные признаки международной организации. Классификация международных организаций
    • Порядок создания международных организаций и прекращения их существования
    • Правосубъектность международных организаций
    • >Юридическая природа международных организаций и организация их деятельности
      • Права международных организаций
      • Характер юридических актов международных организаций
    • ООН как международная организация
      • Структура Организации
      • Всеобщая декларация прав человека
      • Вопросы прав человека
    • Специализированные учреждения ООН
    • Региональные организации
      • Содружество Независимых Государств (СНГ)
  • Дипломатическое и консульское право
  • Право международной безопасности
    • Понятие нрава международной безопасности
    • Специальные принципы международной безопасности
    • Всеобщая система коллективной безопасности
    • Деятельность ООН по проведению Года диалога между цивилизациями под эгидой Организации Объединенных Наций
    • Региональные системы коллективной безопасности
    • Разоружение - ключевая проблема международной безопасности
    • Нейтралитет и его роль в поддержании международного мира и безопасности
  • Права человека и международное право
    • Население и его состав, гражданство
    • Правовое положение иностранцев
    • Право убежища
    • Международное сотрудничество по вопросам прав человека
    • Международная защита прав женщин и детей
    • Международная защита прав меньшинств
    • Право человека на достойное жилище
      • Обязательства правительств в области обеспечения прав человека на достаточное жилище
      • Институт «признания» в области обеспечения права на достаточное жилище
      • Элементы жилищных прав
      • Возможности рассмотрения жилищных прав в судебном порядке
  • Международное сотрудничество в борьбе с преступностью
  • Международное экономическое право
    • Понятие международного экономического права и его источники. Субъекты международного экономического права
    • Международно-правовые основы экономической интеграции
    • Совершенствование системы международных экономических отношений и формирование нового экономического порядка
    • Специальные принципы международного экономического права
    • Основные сферы международных экономических отношений и их правовое регулирование
    • Международные организации в сфере межгосударственных экономических отношений
  • Территория в международном праве (общие вопросы)
  • Международное морское право
    • Понятие международного морского права
    • Внутренние морские воды и территориальное море
    • Прилежащие и экономические зоны
    • Правовой режим открытого моря
    • Понятие и правовой режим континентального шельфа
    • Правовой режим международных проливов и каналов
  • Международное воздушное право
    • Понятие международного воздушного права и его принципы
    • Правовой режим воздушного пространства. Международные полеты
    • Международные воздушные сообщения
  • Международное космическое право
    • Понятие и источники международного космического права
    • Международно-правовой режим космического пространства и небесных тел
    • Международно-правовой режим космических объектов и космонавтов
    • Международно-правовая ответственность за деятельность в космическом пространстве
    • Правовые основы международного сотрудничества в использовании космоса в мирных целях
    • Значимость практических мер мирового сообщества по мирному использованию космического пространства
  • Международное право окружающей среды
    • Понятие международного права окружающей среды, его принципы и источники
    • Международные организации и конференции в области охраны окружающей среды
    • Защита среды Мирового океана, охрана атмосферы и предотвращение изменения климата, защита животного и растительного мира
    • Защита водной среды международных рек и окружающей среды полярных районов
    • Защита окружающей среды в процессе космической и ядерной деятельности
    • Международно-правовое регулирование обращения с вредными отходами
  • Международно-правовые средства разрешения международных споров
    • Сущность мирного урегулирования международных споров
    • Средства решения международных споров
    • Решение международных споров судом
      • Создание в рамках Организации Объединенных Наций нового Международного суда
      • Процедура рассмотрения споров
      • Органы и специализированные учреждения ООН, уполномоченные обращаться к Суду с просьбой о вынесении консультативного заключения
    • Решение споров в международных организациях
  • Международное право в период вооруженных конфликтов
    • Понятие права вооруженных конфликтов
    • Начало войны и его международно-правовые последствия. Участники войны (вооруженного конфликта)
    • Средства и методы ведения войны
    • Нейтралитет в войне
    • Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов
    • Окончание войны и его международно-правовые последствия
    • Развитие как способ предотвращения конфликтов

Классификация норм международного права

Нормы международного права классифицируются по следующим основаниям:

1. По порядку создания международное право включает в себя следующие виды юридических норм:

Договорные нормы . Они создаются путем соглашения между субъектами международного права. Согласованность и взаимная обусловленность воли участников соглашения являются самой характерной чертой договорных норм. Согласованность как один из существенных признаков договорной нормы обусловливается тем, что в международной жизни вопросы, затрагивающие интересы нескольких государств, могут быть успешно решены только в порядке добровольной договоренности, достигнутой в результате взаимных уступок и компромиссов юридически равноправных партнеров.

Не меньшее значение, чем согласованность, имеет взаимная обусловленность воли при создании правовой нормы. Каждая из сторон в договоре получает права при условии, что на нее возлагаются определенные обязанности. И наоборот, ни одно государство не может быть только обязанной стороной, не располагая определенными правами. Взаимная обусловленность проявляется и в ходе реализации правовой нормы в конкретном правоотношении, так как ни одна из сторон не может рассчитывать на добросовестное поведение своего контрагента, если она сама не выполняет должным образом заключенное соглашение.

Все это свидетельствует о том, что согласованность и взаимная обусловленность воли, будучи зафиксированными в правовой норме, впоследствии получают реальное воплощение в конкретном правоотношении, в тесной связи прав и обязанностей субъектов. В современной международной жизни многие ее стороны регулируются договорами. Международный договор стал основным источником международного права, а договорные нормы выступают наиболее частой предпосылкой возникновения правовых отношений.

Концептуально, в зависимости от направленности своего регулятивного воздействия, международные договоры оперируют в трех направлениях, различающихся:

  1. по сфере применения;
  2. по объектам;
  3. по практическому назначению.

В полном соответствии с многообразием договоров и создаваемыми ими нормами складывается сложная система международных отношений. Договорные нормы универсального и всеобщего характера (например, нормы Устава ООН и других универсальных организаций) порождают соответствующие им правоотношения. То же самое характерно для региональных договорных образований, которые вызывают правоотношения регионального характера. Договорные нормы отдельных государств не претендуют на всеобщность и даже на региональность, тем не менее порождают обилие правоотношений между отдельными государствами.

В реальной жизни между нормами и правоотношениями указанных трех ступеней устанавливаются определенные взаимодействия и соподчиненность. Нормы универсального и всеобщего характера определяют рамки региональных правоотношений и их правомерность (гл. VII Устава ООН). В свою очередь, отдельные соглашения между государствами и соответствующие им правоотношения также подчиняются правовой регламентации общих норм, поскольку они должны соответствовать Уставу ООН (ст. 103) и основным императивным нормам международного права.

Договорные нормы различаются по объекту правовых отношений. Одни из них направлены на разрешение вопросов политического характера, что ведет к формированию большой группы правоотношений по политическим вопросам. Другие обеспечивают экономическое сотрудничество государств и образуют правовые отношения по экономическим вопросам. Третьи регламентируют область культурного и научного сотрудничества государств, вызывая соответствующие ему правоотношения. Наконец, сотрудничество государств зачастую охватывает чисто юридические вопросы, порождая правоотношения специфического характера.

В современной юриспруденции международные договоры подразделяются в зависимости от их практического назначения на договоры правообразующие и договоры-сделки. Если первые из них рассматриваются как источники права, то вторые порождают всего лишь отдельные правоотношения и регламентируют права и обязанности конкретных субъектов. Отечественная наука международного права в принципе отвергает подобное деление международных договоров, считая ту и другую категорию договоров источниками международного права. Однако эта общая правильная оценка не снимает вопроса о неодинаковой связи различных норм с возникновением правоотношений.

Договоры, создающие императивную норму или совокупность подобных норм, имеют ту особенность, что правоотношения, возникающие на основе этих норм, могут сформироваться только в будущем. При этом субъекты таких правоотношений зачастую конкретно не определены. Так, например, ст. 4 Устава ООН устанавливает норму о приеме в члены ООН. Данная норма, во-первых, обращена не к конкретному государству, а к любому государству, отвечающему требованию указанной статьи; во-вторых, эта норма рассчитана на неоднократное применение; и, в-третьих, не определен срок, когда каждое из правоотношений будет реализовано в соответствии с этой статьей.

Наконец, есть еще один признак нормы-предписания, состоящий в том, что она сама является результатом правоотношения. Например, государства первоначально вступили в правоотношение, связанное с созданием Устава ООН, и только впоследствии нормы Устава явились предпосылкой создания многих других правоотношений производного характера.

Что касается так называемых международных договоров-сделок (термин применен условно), то они характеризуются тем, что одновременно: а) создают норму, б) вызывают в соответствии с этой нормой правоотношения и в) с самого начала определяют конкретно субъектов такого правоотношения.

Таким образом, если в первом случае мы имеем дело с нормой- предписанием, рассчитанной на применение в будущем, то во втором случае перед нами конкретная норма и соответствующее ему правоотношение. Следовательно, хотя упомянутые две группы договоров и выступают в одинаковой степени источниками международного права, однако создаваемые ими нормы имеют особенности, отражающиеся в специфике международных правоотношений.

Нормы обычные . Как отмечается в подп. «б» п. 1 ст. 38 Статута Международного суда, последний при рассмотрении дел кроме договорных норм применяет «международный обычай, как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы». Тем самым подчеркивается регулирующая роль обычной нормы, которая наряду с договорной нормой является предпосылкой правоотношения.

Проблема обычных норм международного права очень сложна, а потому вызывает немало споров и различных оценок в теории, которые отражают в себе различные тенденции в международной жизни. При этом обычные нормы продолжают еще существовать и выполнять довольно значительную роль в регламентации международных отношений.

При сравнении договора и обычая обращает на себя внимание то обстоятельство, что в отличие от договора в обычае правовая норма зачастую выражена не вполне четко и определенно. Она к тому же не сформулирована и не зафиксирована в письменном виде.

Поэтому Международный суд или иной орган выводят обычные нормы из практики государств, из исторических прецедентов, ибо такие нормы, как правило, формируются в процессе борьбы и сотрудничества государств, в ходе их общения и повторяющихся, согласующихся действий. Для того чтобы сложилась обычная норма, нужно определенное время, и данное обстоятельство лучше всего свидетельствует о том, что стремительное развитие международной жизни и относительная длительность формирования обычной нормы являются отражением противоположных тенденций современных международных отношений.

Повторение одних и тех же отношений между государствами (абсолютной сходности, конечно, здесь не требуется) ведет к признанию сложившейся обычной нормы, то есть к сознанию того, что из нее вытекают определенные права и обязанности для многих государств. Отсюда признания обычной нормы одним государством недостаточно. Признание должно быть коллективным, из которого и возникает связанность государств. Разумеется, эта связанность не выражена так определенно, как в договоре, однако наличие такой взаимосвязанности должно быть все же очевидным.

Сфера применения обычной нормы различна в зависимости от того, какое количество государств фактически признает ту или иную норму обязательной для себя. Отсюда обычная норма может быть общепризнанной или локальной. Соответственно, и правоотношения, порождаемые такой нормой, подразделяются на всеобщие или локальные.

Признание обычной нормы государствами по своему содержанию выражает согласие этих государств с данной нормой. Однако в отличие от согласия, которое фиксирует договорная норма, согласие с обычной нормой имеет свои особенности. Оно не связано с подписанием, ратификацией и другими формами выражения согласия, существующими в договорном праве. При признании обычной нормы согласие носит фактический характер, оно выводится из поведения государства, а не из подписания и ратификации. Поэтому нельзя рассматривать согласие с договорной нормой и согласие с нормой обычной как тождественные по своей форме и содержанию действия.

Если в договорном праве правоотношение логически следует за созданием правовой нормы, то при формировании обычая соответствующая норма формируется только после неоднократного повторения сходных по форме и содержанию правоотношений. Таким образом, правоотношения некоторое время существуют без правовой нормы до тех пор, пока практика не создаст такую норму. Вместе с тем согласие государств с определенной обычной нормой выкристаллизовывается постепенно, по мере того как они, от случая к случаю, считают для себя определенное поведение обязательным. Иначе говоря, обычная норма медленно входит в общую систему норм международного права, а затем так же медленно утрачивает значение по мере того, как государства перестают употреблять ее в своей практике.

Обычная норма может превратиться в договорную - путем включения ее в конкретные межгосударственные соглашения или путем ее кодификации. Превращение обычной нормы в договорную содействует прогрессивному развитию международного права, поскольку такое развитие способствует более четкой регламентации прав и обязанностей государств, которые образуют содержание правоотношений, и вместе с тем обеспечивает укрепление законности и правопорядка в международных правоотношениях.

2. По сфере действия различаются универсальные, региональные и локальные нормы международного права.

Универсальные нормы распространяют свое действие на всех или большинство субъектов международного права (например, нормы Устава ООН).

Региональные - действуют в пределах одного региона.

Локальные - регулируют взаимоотношения двух или нескольких субъектов международного права.

2. При рассмотрении вопроса о нормах, составляющих международное право, существенное значение имеет вопрос о старых и новых нормах.

Современное международное право складывалось в течение многих столетий. Поэтому в нем имеются нормы, созданные в наши дни, и вместе с тем сохранились некоторые нормы и принципы, возникшие десятки и даже сотни лет тому назад.

Разумеется, за такое длительное время состав субъектов международного общения не мм оставаться неизменным; Некоторые государства, в прошлом принимавших участие в создании правовых норм, либо изменили свое социально-экономическое устройство, либо вовсе сошли с исторической сцены. Другие - возникли вновь и не принимали непосредственного участия в создании многих норм международного права, которые ныне существуют.

Таким образом, общая совокупность норм международного права не может рассматриваться только как результат правотворческой деятельности современных государств. Она является плодом деятельности многих поколений. Следовательно, по отношению к современным субъектам международного права нормы международного права условно можно подразделить на две группы: новые нормы, созданные современными участниками международного общения; старые нормы, сохранившиеся от прошлых эпох и применяемые в наши дни.

С учетом изложенного, говоря о старых и новых нормах международного права, можно отметить следующее:

во-первых, в международном праве не исключено использование старых правовых норм для регулирования отношений между государствами, если эти нормы совместимы с потребностями современной международной жизни;

во-вторых, нельзя механически исходить из предположения, что если государство подчиняет свои международные отношения какой-то правовой норме, то оно непременно является и создателем этой нормы (в данном случае достаточно согласия с нормой, которая создана в прошлом);

в-третьих, каждое новое государство, вступая в международную жизнь, по необходимости воспринимает, как правило, уже существующую систему правовых норм и только в последующее время вносит свой вклад международное правотворчество. Преемственность в данном случае неизбежна, поскольку каждое государство вынуждено считаться с сообществом государств, которое существует объективно, равно как объективно существует система норм, регулирующая отношения между членами данного сообщества.

Современное международное право является общедемократическим с весьма сложным волевым содержанием его норм и принципов. Эта сложность находит проявление в международных правоотношениях, которые применительно к конкретным государствам более адекватно выражают волевую сущность международных отношений.

Таким образом, международные правоотношения, имея единую юридическую предпосылку для своего возникновения, приобретают существенные различия по своему волевому содержанию в зависимости от того, что они возникают не только в результате реализации норм права, но и их конкретизации, воплощения в реальную международную жизнь со всеми ее особенностями и весьма сложными перипетиями.

Наличие в международном праве различных тенденций в применении норм права делает весьма актуальной борьбу за единое понимание норм права, за их точное соблюдение. Устанавливаемый нормами права порядок взаимоотношений государств образует собой международный правопорядок. Всякие попытки исказить содержание нормы права в конкретных правоотношениях ведут к его нарушению.

Минимальным требованием для международной жизни является соблюдение общедемократических предписаний современного международного права. Без строгого соблюдения данного минимума не может быть обеспечен твердый международный правопорядок и строгое соблюдение международной законности.

Международное право существует в форме норм. Юридическим содержанием нормы является правило поведения субъектов международных отношений. Вместе с тем, норма международного права – это созданное соглашением субъектов формально определенное правило, устанавливающее для них права, обязанности и обеспечиваемое юридическим механизмом. Норма представляет собой общее правило, рассчитанное на неопределенное количество случаев. Из содержания международно-правовой нормы, субъект международного права может судить о своем возможном и должном поведении, о возможном и должном поведении других субъектов международного права. Поэтому в международно-правовой доктрине издавна ведется спор о том, является ли нормой положение, изложенное в виде постановления, международного договора, закрепляющее конкретное урегулирование и не подлежащее применению к другим случаям. Подобное постановление обладает признаками нормы: оно регулирует отношения сторон, юридически обязательно, однако не рассчитано на неоднократное применение. Такого рода постановления обычно именуют индивидуальными нормами.

В международно-правовой доктрине и практики используется термин «мягкое право» для обозначения двух различных явлений. В одном случае речь идет об особом виде международно-правовых норм, в другом – о неправовых международных нормах.

В первом случае имеются в виду такие нормы, которые в отличие от «твердого права», не порождают четких прав и обязанностей, а дают лишь общую установку, которой, тем не менее, субъекты обязаны следовать. Для подобных норм характерны слова и выражения типа «добиваться», «стремиться», «принимать необходимые меры» и так далее.

Ко второму виду норм «мягкого права» относятся те, что содержатся в неправовых актах, в резолюциях международных органов и организаций, в совместных заявлениях, коммюнике.

В международно-правовой доктрине делалось немало попыток классифицировать нормы, но ни одна из них не нашла общего признания. Взяв за основу лишь наиболее важные критерии, можно предложить следующую классификацию международно-правовых норм:

· по сфере действия – универсальные, региональные, партикулярные;

· по юридической силе – императивные, диспозитивные;

· по функциям в системе – материальные, процессуальные;

· по способу создания и форме существования, т.е. по источнику – обычные, договорные, нормы решений международных организаций.

Некоторые нормы международного права в доктрине называют нормами-принципами . Это те же международно-правовые нормы, но одни из них издавна назывались принципами, другие стали называться так в силу своей значимости и роли в международно-правовом регулировании. Имеются отдельные принципы, которые носят общий характер по сравнению с другими международно-правовыми нормами и имеют наиважнейшее значение для международного сообщества в деле поддержания международного правопорядка.

Из ряда принципов выделяются основные принципы (jus cogens) международного права , составляющие фундамент международного правопорядка. В соответствии со ст. 58 Венской конвенции 1969 года о праве международных договоров под нормой jus cogens (императивной нормой общего международного права) понимается норма общего международного права, принимаемая и признаваемая международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо; она может быть изменена только последующей нормой общего международного права такого же характера. Отличие норм jus cogens от других норм императивного характера заключается в том, что любое отклонение от норм jus cogens делает действия государств ничтожными. Такие нормы должны соблюдаться и быть применимыми к любой сфере международных отношений. Нормами jus cogens являются нормы общего международного права, его основные принципы. Нарушение государством какого-либо основного принципа может рассматриваться международным сообществом как посягательство на весь международный правопорядок. Например, к основным относят принципы суверенного равенства, невмешательства во внутренние дела, запрета применения силы или угрозы силой, соблюдения международных обязательств, мирного разрешения международных споров и другие.

Международная практика исходит из реальности существования универсальных норм. Согласно принципу добросовестного выполнения обязательств, «каждое государство обязано добросовестно выполнять свои обязательства, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права». В решениях Международного Суда ООН имеется множество ссылок на «общие нормы международного права». Главными отличительными признаками универсальных норм является их глобальность действия, всеобщая обязательная сила, создание и отмена их международным сообществом в целом – это действительно всеобщие международные нормы.

Партикулярными нормами в международно-правовой доктрине принято называть региональные или локальные нормы. Установлена иерархия между универсальными и партикулярными нормами, касающимися одних и тех же вопросов – партикулярные нормы должны соответствовать универсальным.

В определенном регионе существенно углубляется взаимодействие государств, что порождает потребность в более высоком уровне нормативного регулирования вплоть до создания наднационального регулирования. Поэтому в регионе интеграции возникают комплексы норм, обладающих немалой спецификой, создаются новые механизмы правотворчества и правоосуществления. Наиболее показателен в этом плане Европейский Союз. Поэтому региональные нормы возникают с развитием интеграционных процессов в конкретном регионе.

Локальные нормы распространяют свое действие на отношения с ограниченным кругом участников, в большинстве случаев – на двусторонние отношения. Их основным источником являются договоры. Но существуют и обычные нормы такого рода. Международный Суд ООН не раз ссылался на региональные, локальные обычаи.

Императивные нормы – нормы обязательного предписания. Одной из характерных черт современного международного права является наличие в нем комплекса императивных норм, обладающих особой юридической силой. Последняя заключается в недопустимости отклонения от норм во взаимоотношениях отдельных государств даже путем их соглашения. Противоречащие им обычай или договор будут недействительны. Вновь возникшая императивная норма делает недействительными и противоречащие ей существующие нормы.

Диспозитивные нормы – это нормы, допускающие отступление от них по соглашению во взаимоотношениях сторон. При этом не должны затрагиваться права и законные интересы третьих государств. Большинство универсальных и локальных норм составляют нормы диспозитивные. Эти нормы обладают полной юридической силой. Если субъекты не договорились об ином, то они обязаны выполнять диспозитивную норму, а в случае ее нарушения несут ответственность. Диспозитивность нормы состоит не в ограниченной обязательной силе, а в том, что она предполагает право субъектов регулировать свои взаимоотношения иначе, чем предусмотрено общей нормой.

Материальная норма представляет собой правило по поводу участия субъектов международного права при использовании международных объектов, которое содержится в международно-правовом договоре, придающем ей юридическую силу. В соответствии с общим международным правом договорная форма презюмирует, что все ее содержание обладает юридической силой, если иное не будет доказано. Основная особенность материальных норм заключается в их форме. Они обладают преимуществами писанного права и уже в силу этого представляют собой незаменимый инструмент международно-правового регулирования.

Процессуальные нормы – это нормы, которые регулируют процессы создания и осуществления международного права. Существуют два понятия процессуального права: широкое и узкое. В первом случае речь идет о совокупности норм, регулирующих как правотворческий, так и правоосуществительный процесс. Во втором – только последний. Потребность в повышении эффективности международного права побудила государства уделять больше внимания процессу его функционирования. Первостепенное значение для формирования процессуального права имело принятие в 1969 г. Венской конвенции о праве международных договоров, значительная часть постановлений которой носит процессуальный характер.

По способу регулирования различают запрещающие, обязывающие и управомочивающие нормы. Существуют также нормы отсылочные, обязывающие руководствоваться правилами, содержащимися в других нормах или актах, и др.

Предыдущая

Нормы международного права - это юридически обязатель ные правила поведения, создаваемые субъектами международного права и регулирующие отношения между ними. Юридическая обя зательность норм международного права - та главная особен-ность, которая отличает их от других социальных норм, функцио нирующих в межгосударственной системе (например, норм между народной вежливости).
Норма международного права - правило поведения, обращен ное обычно к персонально неопределенному кругу субъектов меж дународного права. Это справедливо прежде всего по отношению к нормам общего международного права, которые обязательны для всех государств. Что касается локальных норм, то они могут быть как не персонифицированы, так и персонифицированы. Например, нормы международного договора, в котором участвуют пять или десять государств, обращены обычно не к одному из этих госу дарств персонально, а ко всем из них. Нормы двусторонних догово ров тоже могут быть обращены к какому-то одному из двух участ ников. Имеется много двусторонних договоров, где отдельные нор мы адресуются конкретному государству, конкретной стороне.
Нормы международного права имеют императивно-долженст вующий характер. Юридическая обязательность является специфи ческой чертой правовых норм. Юридическая обязательность норм международного права - та главная особенность, которая отличает
их от других социальных норм, функционирующих в межгосудар-ственной системе.
Нормы международного права делятся на диспозитивные и им-перативные. Диспозитивными нормами называются такие нормы, от которых государства могут отступать по взаимному соглашению. Императивные нормы (jus cogens) - это нормы, которые государ ства обязаны соблюдать и не вправе отступать от них даже по вза имному соглашению. Договор между государствами, противореча щий таким нормам, является юридически ничтожным.
Различие между императивными и диспозитивными нормами международного права состоит не в том, что одни обязательны, а другие необязательны для государств. Все международно-правовые нормы обязательны. Но когда речь идет о диспозитивных нормах права, заинтересованные государства могут заключать договоры, устанавливающие иные нормы, действовать в соответствии с ними, и это не будет правонарушением, если не наносит ущерба правам и законным интересам других государств. Так, согласно общему меж дународному праву территориальные воды являются частью терри тории государства, и иностранное рыболовство в них запрещается. Однако два государства могут заключить соглашение, в соответст вии с которым одно государство разрешает рыболовство в своих территориальных водах судам другого государства.
Когда же речь идет об императивной норме, например о прин ципе неприменения силы в международных отношениях, тогда до говор между двумя государствами, разрешающий применение та кой нормы, т.е. вооруженной силы одним государством против дру гого, и тем самым нарушающий принцип неприменения силы, недействителен. Впервые это положение было зафиксировано в до говорном порядке в Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. (ст. 53).
Возникновение императивных норм международного права яв ляется результатом растущей интернационализации различных ас пектов жизни общества, постановочно определяет себя через уста новление постулатов должного поведения государств в аспекте по строения миропорядка на основе верховенства права (Rule of Law).
Императивные принципы международного права, обозначае мые как основные принципы, закреплены в таких нормоустанови- тельных документах, как Устав ООН и Декларация ООН о прин ципах 1970 г. К ним относятся принципы: неприменения силы и уг розы силой; мирного разрешения споров; нерушимости границ; территориальной целостности; суверенного равенства государств;

невмешательства во внутренние дела других государств; добросове стного выполнения международных обязательств; сотрудничества государств; равноправия и самоопределения народов и наций; ува жения прав человека и основных свобод. Установленные в порядке предписаний должного поведения, императивные принципы меж дународного права предусматривают признание недействительны ми любых противоречащих им юридических актов.
Постановочно здесь также можно отметить, что всякое невы полнение международно-правовой нормы предусматривает наступ ление определенных санкций.
В международном праве существуют санкции, в результате чего в случае нарушения норм международного права возникает ответст венность субъектов международного права.
Нормы международного права классифицируются по следую щим основаниям:
1. По порядку создания международное право включает в себя следующие виды юридических норм:
а) Договорные нормы. Они создаются путем соглашения меж ду субъектами международного права. Согласованность и взаимная обусловленность воли участников соглашения являются самой ха рактерной чертой договорных норм. Согласованность как один из существенных признаков договорной нормы обусловливается тем, что в международной жизни вопросы, затрагивающие интересы не скольких государств, могут быть успешно решены только в порядке добровольной договоренности, достигнутой в результате взаимных уступок и компромиссов юридически равноправных партнеров.
Не меньшее значение, чем согласованность, имеет взаимная обусловленность воли при создании правовой нормы. Каждая из сторон в договоре получает права при условии, что на нее возлага ются определенные обязанности. И наоборот, ни одно государство не может быть только обязанной стороной, не располагая опреде ленными правами. Взаимная обусловленность проявляется и в ходе реализации правовой нормы в конкретном правоотношении, так как ни одна из сторон не может рассчитывать на добросовестное по ведение своего контрагента, если она сама не выполняет должным образом заключенное соглашение.
Все это свидетельствует о том, что согласованность и взаимная обусловленность воли, будучи зафиксированными в правовой нор ме, впоследствии получают реальное воплощение в конкретном правоотношении, в тесной связи прав и обязанностей субъектов. В современной международной жизни многие ее стороны регу-
лируются договорами. Международный договор стал основным ис точником международного права, а договорные нормы выступают наиболее частой предпосылкой возникновения правовых отноше ний.
Концептуально, в зависимости от направленности своего регу-лятивного воздействия, международные договоры оперируют в трех направлениях, различающихся: 1) по сфере применения; 2) по объ ектам; 3) по практическому назначению.
В полном соответствии с многообразием договоров и создавае мыми ими нормами складывается сложная система международных отношений. Договорные нормы универсального и всеобщего харак тера (например, нормы Устава ООН и других универсальных орга низаций) порождают соответствующие им правоотношения. То же самое характерно для региональных договорных образований, ко торые вызывают правоотношения регионального характера. Дого ворные нормы отдельных государств не претендуют на всеобщность и даже на региональность, тем не менее порождают обилие правоот ношений между отдельными государствами. В реальной жизни ме жду нормами и правоотношениями указанных трех ступеней уста навливаются определенные взаимодействия и соподчиненность. Нормы универсального и всеобщего характера определяют рамки региональных правоотношений и их правомерность (гл. VII Устава ООН). В свою очередь, отдельные соглашения между государства ми и соответствующие им правоотношения также подчиняются пра вовой регламентации общих норм, поскольку они должны соответ ствовать Уставу ООН (ст. 103) и основным императивным нормам международного права.
Договорные нормы различаются по объекту правовых отноше ний. Одни из них направлены на разрешение вопросов политическо го характера, что ведет к формированию большой группы правоот ношений по политическим вопросам. Другие обеспечивают эконо мическое сотрудничество государств и образуют правовые отноше ния по экономическим вопросам. Третьи регламентируют область культурного и научного сотрудничества государств, вызывая соот ветствующие ему правоотношения. Наконец, сотрудничество госу дарств зачастую охватывает чисто юридические вопросы, порождая правоотношения специфического характера.
В современной юриспруденции международные договоры под разделяются в зависимости от их практического назначения на до говоры правообразующие и договоры-сделки. Если первые из них рассматриваются как источники права, то вторые порождают всего лишь отдельные правоотношения и регламентируют права и обй-

12 занности конкретных субъектов. Отечественная наука международ ного права в принципе отвергает подобное деление международных договоров, считая ту и другую категорию договоров источниками международного права. Однако эта общая правильная оценка не снимает вопроса о неодинаковой связи различных норм с возникно вением правоотношений.
Договоры, создающие императивную норму или совокупность подобных норм, имеют ту особенность, что правоотношения, возни кающие на основе этих норм, могут сформироваться только в буду щем. При этом субъекты таких правоотношений зачастую конкрет но не определены. Так, например, ст. 4 Устава ООН устанавливает норму о приеме в члены ООН. Данная норма, во-первых, обращена не к конкретному государству, а к любому государству, отвечающе му требованию указанной статьи; во-вторых, эта норма рассчитана на неоднократное применение; и, в-третьих, не определен срок, ко гда каждое из правоотношений будет реализовано в соответствии с этой статьей. Наконец, есть еще один признак нормы-предписания, состоящий в том, что она сама является результатом правоотноше ния. Например, государства первоначально вступили в правоотно шение, связанное с созданием Устава ООН, и только впоследствии нормы Устава явились предпосылкой создания многих других пра воотношений производного характера.
Что касается так называемых международных договоров-сде лок (термин применен условно), то они характеризуются тем, что одновременно: а) создают норму, б) вызывают в соответствии с этой нормой правоотношения и в) с самого начала определяют кон кретно субъектов такого правоотношения.
Таким образом, если в первом случае мы имеем дело с нормой- предписанием, рассчитанной на применение в будущем, то во вто ром случае перед нами конкретная норма и соответствующее ему правоотношение. Следовательно, хотя упомянутые две группы до говоров и выступают в одинаковой степени источниками междуна родного права, однако создаваемые ими нормы имеют особенности, отражающиеся в специфике международных правоотношений.
б) Нормы обычные. Как отмечается в подп. «б» п. 1 ст. 38 Ста тута Международного суда, последний при рассмотрении дел кро ме договорных норм применяет «международный обычай, как до казательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы». Тем самым подчеркивается регулирующая роль обычной нормы, которая наряду с договорной нормой является предпосыл кой правоотношения.
Проблема обычных норм международного права очень сложна, а потому вызывает немало споров и различных оценок в теории, ко- торые отражают в себе различные тенденции в международной жизни. При этом обычные нормы продолжают еще существовать и выполнять довольно значительную роль в регламентации междуна родных отношений.
При сравнении договора и обычая обращает на себя внимание то обстоятельство, что в отличие от договора в обычае правовая норма зачастую выражена не вполне четко и определенно. Она к то му же не сформулирована и не зафиксирована в письменном виде. Поэтому Международный суд или иной орган выводят обычные нормы из практики государств, из исторических прецедентов, ибо такие нормы, как правило, формируются в процессе борьбы и со-трудничества государств, в ходе их общения и повторяющихся, со гласующихся действий. Для того чтобы сложилась обычная норма, нужно определенное время, и данное обстоятельство лучше всего свидетельствует о том, что стремительное развитие международной жизни и относительная длительность формирования обычной нор мы являются отражением противоположных тенденций современ ных международных отношений.
Повторение одних и тех же отношений между государствами (абсолютной сходности, конечно, здесь не требуется) ведет к при знанию сложившейся обычной нормы, то есть к сознанию того, что из нее вытекают определенные права и обязанности для многих го сударств. Отсюда признания обычной нормы одним государством недостаточно. Признание должно быть коллективным, из которого и возникает связанность государств. Разумеется, эта связанность не выражена так определенно, как в договоре, однако наличие такой взаимосвязанности должно быть все же очевидным.
Сфера применения обычной нормы различна в зависимости от того, какое количество государств фактически признает ту или иную норму обязательной для себя. Отсюда обычная норма может быть общепризнанной или локальной. Соответственно, и правоот ношения, порождаемые такой нормой, подразделяются на всеоб щие или локальные.
Признание обычной нормы государствами по своему содержа нию выражает согласие этих государств с данной нормой. Однако в отличие от согласия, которое фиксирует договорная норма, согла сие с обычной нормой имеет свои особенности. Оно не связано с подписанием, ратификацией и другими формами выражения согла сия, существующими в договорном праве. При признании обычной нормы согласие носит фактический характер, оно выводится из по ведения государства, а не из подписания и ратификации. Поэтому

14 нельзя рассматривать согласие с договорной нормой и согласие с нормой обычной как тождественные по своей форме и содержанию действия.
Если в договорном праве правоотношение логически следует за созданием правовой нормы, то при формировании обычая соответ ствующая норма формируется только после неоднократного повто рения сходных по форме и содержанию правоотношений. Таким образом, правоотношения некоторое время существуют без право вой нормы до тех пор, пока практика не создаст такую норму. Вме сте с тем согласие государств с определенной обычной нормой вы кристаллизовывается постепенно, по мере того как они, от случая к случаю, считают для себя определенное поведение обязательным. Иначе говоря, обычная норма медленно входит в общую систему норм международного права, а затем так же медленно утрачивает значение по мере того, как государства перестают употреблять ее в своей практике.
Обычная норма может превратиться в договорную - путем включения ее в конкретные межгосударственные соглашения или путем ее кодификации. Превращение обычной нормы в договорную содействует прогрессивному развитию международного права, по-скольку такое развитие способствует более четкой регламентации прав и обязанностей государств, которые образуют содержание правоотношений, и вместе с тем обеспечивает укрепление законно сти и правопорядка в международных правоотношениях.
По сфере действия различаются универсальные, региональ ные и локальные нормы международного права.
Универсальные нормы распространяют свое действие на всех или большинство субъектов международного права (например, нормы Устава ООН).
Региональные - действуют в пределах одного региона.
Локальные - регулируют взаимоотношения двух или несколь ких субъектов международного права.
При рассмотрении вопроса о нормах, составляющих между народное право, существенное значение имеет вопрос о старых и новых нормах.
Современное международное право складывалось в течение многих столетий. Поэтому в нем имеются нормы, созданные в наши дни, и вместе с тем сохранились некоторые нормы и принципы, воз никшие десятки и даже сотни лет тому назад.
Разумеется, за такое длительное время состав субъектов между народного общения не моґ оставаться неизменным; Некоторые! го- сударства, в прошлом принимавших участие в создании правовых норм, либо изменили свое социально-экономическое устройство, либо вовсе сошли с исторической сцены. Другие - возникли вновь и не принимали непосредственного участия в создании многих норм международного права, которые ныне существуют.
Таким образом, общая совокупность норм международного пра ва не может рассматриваться только как результат правотворческой деятельности современных государств. Она является плодом дея тельности многих поколений. Следовательно, по отношению к со временным субъектам международного права нормы международ ного права условно можно подразделить на две группы: новые нор мы, созданные современными участниками международного об щения; старые нормы, сохранившиеся от прошлых эпох и приме-няемые в наши дни.
С учетом изложенного, говоря о старых и новых нормах между народного права, можно отметить следующее:
во-первых, в международном праве не исключено использова ние старых правовых норм для регулирования отношений между государствами, если эти нормы совместимы с потребностями совре менной международной жизни;
во-вторых, нельзя механически исходить из предположения, что если государство подчиняет свои международные отношения какой-то правовой норме, то оно непременно является и создателем этой нормы (в данном случае достаточно согласия с нормой, кото рая создана в прошлом);
в-третьих, каждое новое государство, вступая в международную жизнь, по необходимости воспринимает, как правило, уже сущест вующую систему правовых норм и только в последующее время вносит свой вклад международное правотворчество. Преемствен ность в данном случае неизбежна, поскольку каждое государство вынуждено считаться с сообществом государств, которое существу ет объективно, равно как объективно существует система норм, ре гулирующая отношения между членами данного сообщества.
Современное международное право является общедемократиче ским с весьма сложным волевым содержанием его норм и принци пов. Эта сложность находит проявление в международных правоотно шениях, которые применительно к конкретным государствам более адекватно выражают волевую сущность международных отноше ний.
Таким образом, международные правоотношения, имея единую юридическую предпосылку для своего возникновения, приобрета-

16 ют существенные различия по своему волевому содержанию в зави симости от того, что они возникают не только в результате реализа ции норм права, но и их конкретизации, воплощения в реальную международную жизнь со всеми ее особенностями и весьма слож ными перипетиями.
Наличие в международном праве различных тенденций в при менении норм права делает весьма актуальной борьбу за единое по нимание норм права, за их точное соблюдение. Устанавливаемый нормами права порядок взаимоотношений государств образует со бой международный правопорядок. Всякие попытки исказить со держание нормы права в конкретных правоотношениях ведут к его нарушению.
Минимальным требованием для международной жизни являет ся соблюдение общедемократических предписаний современного международного права. Без строгого соблюдения данного миниму ма не может быть обеспечен твердый международный правопоря док и строгое соблюдение международной законности.
Создание норм международного права - это процесс, проис ходящий в межгосударственной системе, это часть ее функциониро вания. Данный процесс протекает в соответствии с нормами между народного права, регулирующими процесс нормообразования.
Субъектами создания норм международного права являются государства и международные организации. Вместе с тем необходимо отметить, что главенствующая роль в создании норм международ ного права принадлежит государствам, поскольку ими разрабаты ваются и принимаются их наибольшее число. Впрочем, междуна родно-правовые нормы, создаваемые международными организа циями, тоже зависят от воли государств.
Процесс создания норм международного права проходит две стадии:
согласование воли государств относительно содержания пра-вила поведения;
согласование воли государств по вопросу признания данного правила в качестве юридически обязательного.
Содержание воли государства составляет его международно- правовая позиция. Международно-правовая позиция государства включает общее отношение государства к международному праву, его прогрессивному развитию и соблюдению принципов и норм, представление о характере международного права, его роли в обще стве, принципы и нормы, за внедрение в международное право ко торых государство выступает, понимание принципов й норм дейст^ вующего международного права и т.д. Короче говоря, международ но-правовая позиция государства - это позиция государства по всем вопросам международного права, выраженная не только в его заявлениях, но и прежде всего в реальном поведении и действиях. Международно-правовая позиция государства как часть его внеш ней политики отражает национальные интересы государства.
В современном мире общие интересы, вытекающие из категори ческой необходимости решения глобальных проблем, оказывают все большее влияние на внешнюю политику государств и, следова тельно, на их международно-правовую позицию. Поэтому необхо димо, чтобы специфические интересы государства были согласова ны с общими интересами человечества.
Для создания норм международного права не требуется иден тичности воль государств, участвующих в их образовании. Для это го достаточно, чтобы они были согласованы в том, что касается пра вила поведения и признания его в качестве юридически обязатель-ного.
Важно отметить, что нормы международного права - плод не новой, единой высшей воли, а результат согласования воли субъек тов международного права, и в этом состоит их сущностное отличие от норм внутригосударственного права.
Процесс согласования воли государств, завершающийся созда нием нормы международного права, включает взаимообусловлен ность этих воль, выражающуюся в том, что согласие государства на признание той или иной нормы в качестве нормы международного права дается под условием аналогичного согласия другого государ ства или других государств. Иначе говоря, каждое государство, принимая ту или иную норму международного права и, следова тельно, обязываясь ее соблюдать, рассчитывает на то, что другие государства так же, как и оно, будут соблюдать эту норму.
В нормах международного права выражается согласованная, коллективная воля государств, детерминированная экономически ми и политическими факторами международной жизни. В силу это го субъективное право в международном праве проистекает от кол лективной воли нескольких государств. Поэтому, если во внутриго сударственном праве мы имеем дело с волей законодателя и волей субъектов правоотношения (не облеченных правом создания право вых норм), то в международном праве взаимодействует согласован ная, коллективная воля, выраженная в норме права, с волей от дельных субъектов международных правоотношений.
В ходе международного сотрудничества государства создают

IS нормы объективного права. Вместе с тем эти объективные нормы определяют меру возможного поведения участников конкретных правоотношений, то есть служат источником возникновения опре деленных субъективных прав. При этом общей предпосылкой как для создания норм права, так и для возникновения субъективных прав является суверенитет государств как имманентное качество субъектов международного права.
Говоря о коллективной воле и воле участников конкретного правоотношения, необходимо иметь в виду, что эти воли могут сов падать в том смысле, что их носителями оказываются одни и те же субъекты. В таком случае круг субъектов, создавших норму права, совпадает с кругом участников международного правоотношения, возникшего на основании данной нормы. Такая ситуация характер на для всех двусторонних международных договоров, хотя не ис-ключена возможность, когда и многосторонние договоры вызывают аналогичные последствия.
Но коллективная воля и воля участников правоотношения мо гут не совпадать. Например, Устав ООН является согласованным волевым актом многих государств (первоначальными участниками Устава ООН в 1945 г. было 50 государств, ныне количество госу дарств - членов ООН достигло 191). Вместе с тем на основе этого документа возникает множество правоотношений с ограниченным кругом участников. В результате по своему объему воля, выражен ная в норме, и воля участников правоотношения не совпадают. От сюда вытекает логическое требование о соответствии отдельных до говоров и соглашений предписаниям Устава ООН (ст. 103).
Волевое содержание императивных норм по смыслу ст. 53 Вен ской конвенции о праве договоров характеризуется именно тем, что они выражают волю большинства государств (это принципы и нор мы общепризнанные). В силу этого отдельные договоры и соглаше ния, равно как и правоотношения, возникающие на их основе, не должны противоречить императивным нормам международного права.
Согласованность и взаимообусловленность воль государств -
две существенные черты процесса создания норм международного права. Если согласованность воль говорит об их направленности на признание определенного правила в качестве правовой нормы, то взаимообусловленность означает их взаимосвязанность. Это прин цип взаимности, который закладывается при создании норм между народного права и проявляется в процессе их функционирования. То, что нормы международного права представляют собой продукт согласования и взаимообусловленности воль государств, является важнейшим их отличием от норм внутригосударственного права.
В процессе создания норм международного права государства выступают как суверенные и равноправные субъекты. Поэтому их воли юридически равнозначны. Это юридическое равенство имеет большое значение, хотя оно отражает лишь один аспект отношений государств в данном процессе. Оно является важнейшим принци пом любой международной конференции, на которой разрабатыва ются международные договоры. Каждое государство вправе само стоятельно определять свою международно-правовую позицию. При голосовании текста договора на международной конференции каждое государство имеет один голос.
Юридическое равенство государств в процессе создания норм международного права означает, что большинство государств не вправе создавать нормы, обязательные для меньшинства, или пы таться навязывать эти нормы другим государствам. Исключением являются юридически обязательные резолюции международных организаций, принимаемые большинством голосов членов органи зации. Однако такие нормы пока что играют незначительную роль в общей системе международного права. Но в основе создания и этих норм лежит соглашение - устав международной организации.
Есть другой аспект процесса согласования воли государств - фактические обстоятельства, которые в основном и определяют международно-правовую позицию государств и решающим образом влияют на процесс согласования воль. Эти фактические обстоя тельства многообразны. Процесс создания норм международного права происходит в межгосударственной системе, где сталкиваются различные интересы государств, сказывается их фактическая роль в тех или иных вопросах, их влияние в международных делах.
Так, при разработке международно-правовых норм, касающих ся прекращения гонки ядерных вооружений и их сокращения, есте ственно, решающая роль принадлежит государствам, обладающим ядерным оружием, поскольку в межгосударственной системе нет власти, которая могла бы декретировать обязательные для этих го сударств нормы права.
С другой стороны, в вопросах международного морского права, например, на III Конференции ООН по морскому праву, где речь шла главным образом о правовом режиме пространств, не принад лежащих государствам, большую роль играли развивающиеся госу дарства в силу своей многочисленности, хотя их участие в исполь-зовании Мирового океана незначительно.

20 Определенные особенности имеет создание обычных норм ме ждународного права. В подп. «б» п. 1 ст. 38 Статута Международно го суда, который является единственным общепризнанным доку ментом по этому вопросу, об обычных нормах международного права сказано следующее: «Международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы».
Процесс формирования обычных норм международного права отличается от процесса создания договорных норм, но сущность его остается та же - согласование воли государств в целях установле ния обязательных для этих государств норм международного права.
Статья 38 Статута Международного суда говорит прежде всего о «всеобщей практике» как первом основании создания обычных норм международного права. Всеобщая практика необязательно оз начает практику всех государств. Нередко определенные государ ства по тем или иным причинам не могут иметь практического опы та по некоторым вопросам. Например, государства, у которых нет морского побережья, не могут иметь практики решения в вопросах определения ширины территориальных вод, прилежащих зон, шельфа и т. п.
В результате первой стадии согласования воли государств обра зуется обыкновение, т.е. правило поведения, которому обычно сле дуют государства, но которое еще не является правовой нормой. Вместе с тем необходимо отметить, что повторение одних и тех же действий может и не привести к созданию обыкновения.
Для того чтобы стать нормой международного права, обыкнове ние должно пройти вторую, заключительную, стадию, состоящую в согласовании воль государств относительно признания обыкнове ния в качестве правовой нормы. Это следует из статьи 38 Статута Международного суда, в которой говорится о практике, «признан ной в качестве правовой нормы».
Признание или принятие государством того или иного обычного правила в качестве нормы права означает выражение воли государ ства, согласие государства рассматривать такое обыкновение как норму международного права. Чтобы обыкновение стало нормой международного права, недостаточно признания его таковым од ним государством. Для этого необходимо, чтобы два или более го сударств признали такое обыкновение нормой международного права. Это и означает согласование воль государств относительно признания обыкновения нормой международного права. Такое при знание включает, естественно, и взаимообусловленность этих воль. Каждое государство дает согласие соблюдать обыкновение в каче- стве нормы международного права под условием, что другое или другие государства тоже будут признавать это обыкновение нормой международного права.
Согласование воль государств относительно признания того или иного обыкновения международно-правовой нормой есть про цесс. Это процесс постепенного нарастания признания обыкнове ния в качестве обязательной правовой нормы и одновременно про-цесс расширения круга государств, которые данное обыкновение признают правовой нормой.
Как уже указывалось, обычные нормы реально всегда возника ют в практике ограниченного числа государств. Обыкновение, ко торое может быть локальным или широко распространенным, буду чи признано двумя или более государствами в качестве правовой нормы, становится таковой. Для того чтобы стать нормой общего международного права, оно должно быть признано всеми или поч ти всеми государствами. Расширение сферы действия обычной нор мы является в некотором роде аналогичным тому, что имеет место в отношении договорных норм международного права. Договорные нормы очень часто создаются немногими государствами, а затем круг участников договора значительно расширяется. Государства, не участвовавшие в создании международного договора и присое динившиеся к договору, и государства, не участвовавшие в созда нии обычных норм международного права и признавшие обычные нормы международного права, находятся в одинаковом положе нии.
По существу, как концепция согласования воль государств, так и господствующая концепция - практика плюс opinio juris - ис ходят из того, что для образования обычной нормы международно го права необходимо, во-первых, существование международной практики, иначе говоря, существование сложившегося в практике государств правила поведения, и, во-вторых, признание этого пра вила в качестве международно-правовой нормы.
Достижение такого понимания было бы важно, так как широко распространенное в зарубежной литературе мнение, что процесс об разования обычных норм международного права происходит без участия воли государств, т. е. спонтанно, дает возможность для про извольных выводов о наличии или отсутствии тех или иных норм международного права.
В рамках исследования процессов создания норм международ ного права серьезную концептуальную нагрузку приобретает выяв ление соотношения момента установления правовой нормы, момен-

22 та возникновения на ее основе конкретного правоотношения и мо мента реализации субъективных прав.
В международном праве в большинстве случаев момент уста новления правовой нормы и момент возникновения правоотноше ния совпадают. Здесь опять-таки сказывается то обстоятельство, что государства являются одновременно и создателями норм меж-дународного права, и участниками правоотношений, возникающих на основании этих норм. Однако эта общая предпосылка не исклю чает возможности, когда момент создания нормы права и момент возникновения правоотношения по времени не совпадают. Вместе с тем могут иметь место случаи, когда субъективные права возникают с момента вступления субъектов в конкретные правоотношения.
В этом плане все нормы международного права можно подраз делить на две группы: нормы, которые порождают правоотношения и субъективные права сразу же после их установления, и нормы, рассчитанные на возникновение правоотношений и субъективных прав в будущем. Примером второй группы могут служить нормы, содержащиеся в Женевских конвенциях о защите жертв войны 1949 г. По этим нормам субъективные права государств возникают только с момента возникновения ситуаций, предусмотренных этими конвенциями.
В том, что касается момента реализации субъективного права, то он всецело зависит от желания соответствующего государства воспользоваться этим правом.
Сказанное свидетельствует о том, что момент установления нор мы, момент возникновения субъективного права и момент реализа ции субъективного права могут совпадать или нет. Кроме того, мо гут наложиться два момента при несовпадении третьего и т. д. В ка ждом конкретном случае возникают правовые ситуации, имеющие важное практическое значение как для оценки правоотношения и содержания субъективного права, так и для возможных сроков его реализации.
В международном праве существует особый порядок создания норм объективного права, который неразрывно связан с соглашени ем субъектов. В этой связи сама норма выступает как результат ус тановления правоотношения между государствами. Поэтому сама постановка вопроса о существовании правоотношения вне связи с нормой права или, наоборот, нормы права отдельно от правоотно шения немыслима, поскольку государства выступают и как создате ли норм права (для чего они вступают в правоотношения), и как субъекты конкретных правовых отношений Л В противоположность этому во внутригосударственном праве норма объективного права создается специальными законодатель ными органами, и из этих норм могут непосредственно вытекать права и обязанности для определенных субъектов. В этом смысле субъективные права и могут существовать вне рамок правоотноше ния. Имея особый порядок создания норм объективного права, ме ждународное право не знает подобных ситуаций.
Вместе с тем в международном праве возникают ситуации, кото рых нет во внутригосударственном праве. Речь идет о встречающем ся различии круга субъектов, которые участвуют в создании норм объективного права, и того круга, который охватывается конкрет ным правоотношением. Например, Устав ООН является норматив ным актом, под которым стоят подписи большинства государств со временного мира. В данном случае налицо сложное, многосторон нее правоотношение с определенными правами и обязанностями для всех членов ООН. Но на основании Устава ООН и его норм от дельные конкретные государства могут вступать и практически вступают в правовые отношения, которые связывают только их и из которых вытекают права и обязанности только для данных госу дарств. Таким образом, на основании наиболее общего правоотно шения возникают правоотношения между конкретными субъекта ми, из которых вытекают соответствующие субъективные права для участников этого соглашения.

И другими субъектами международного права в качестве общеобязательного. Нормы международного права следует отличать от так называемых обыкновений, или норм международной вежливости (международной морали), которые соблюдаются субъектами международного права во взаимных отношениях. Если международно-правовые нормы – это юридически обязательные правила поведения, то обыкновения (или нормы) международной вежливости лишены качества юридически обязательных. Нарушение норм международного права дает основание для международно-правовой ответственности, а нарушение обыкновений такой ответственности не влечет. К нормам международной вежливости относится большинство правил дипломатического этикета.

Исходя из содержания международно-правовой нормы субъект международного права может судить как о своем возможном и должном поведении, так и о возможном и должном поведении других субъектов международного права. Международно-правовая норма упорядочивает поведение участников международных отношений, т. е. выполняет регулирующую роль во взаимоотношениях субъектов международного права.

Нормы международного права классифицируются по различным основаниям:

  1. по действию в отношении круга участников международно-правовых отношений:

    а) универсальные – регулируют отношения всех субъектов международного права и составляют общее международное право;
    б) партикулярные (действующие среди ограниченного круга участников) – локальные (или региональные) нормы, хотя они могут регулировать отношения двух или нескольких государств, не только расположенных по соседству либо в одном регионе, но и находящихся в различных частях мира.

  2. по способу(методу) правового регулирования : а) диспозитивные – норма, в рамках которой субъекты международного права могут сами определять свое поведение, взаимные права и обязанности в конкретных правоотношениях в зависимости от обстоятельств; б)императивные – нормы, которые устанавливают четкие, конкретные пределы определенного поведения. Субъекты международного права не могут по своему усмотрению изменять объем и содержание прав и обязанностей, предусмотренных императивными нормами. Международная практика ХХ столетия характеризуется тем, что среди императивных норм стали выделяться нормы jus cogens. В соответствии со ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров под нормой jus cogens (императивной нормой) понимается норма общего международного права, принимаемая и признаваемая международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо; она может быть изменена только последующей нормой такого же характера.