- ^
Основные задачи гражданской обороны Российской федерации.
Гражданская оборона (ГО) является одной из важнейших функций государства, составной частью оборонного строительства и обеспечения без-опасности населения страны. Общее руководство гражданской обороной осуществляет Правительство Российской Федерации. Руководство гражданской обороной в федеральных округах исполнительной власти обеспечивают их руководители, которые по должности являются начальниками ГО. В настоящее время сформирована достаточно эффективная законодательная и нормативно-правовая база, направленная на обеспечение безопасности человека. Приняты Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» и «О гражданской обороне». Защита населения достигается подготовкой и использованием современных сил и средств защиты, внедрением передовых технологий. Для совершенствования радиационной и химической защиты предусматривается создание и своевременное освежение резерва средств индивидуальной защиты, медицинских средств защиты, лекарственных препаратов и медицинской техники. Кроме того, важнейшей задачей ГО является повышение устойчивости функционирования важных объектов экономики. Действует отлаженный государственный механизм по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению потерь среди населения и материального ущерба в экономике. В связи с возросшей угрозой применения химического, биологического и других видов оружия руководством гражданской обороны уделяется серьезное внимание использованию ресурсов ГО для противодействия терроризму, развитию сети наблюдения и лабораторного контроля.
- ^
Силы ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах экономики.
Важнейшая составная часть РСЧС - ее силы и средства (схема 5).
Схема 5 Состав сил и средств РСЧС
Силы и средства наблюдения и контроля включают те органы, службы и учреждения, которые осуществляют государственный надзор, инспектирование, мониторинг, контроль, анализ состояния природной среды, хода природных процессов и явлений, потенциально опасных объектов, продуктов питания, веществ, материалов, здоровья людей и т. д. Благодаря их деятельности удается предупреждать многие ЧС, прогнозировать возможное их возникновение, оповещать об угрозе и возникновении ЧС органы управления и население.
В состав сил и средств ликвидации ЧС входят:
учреждения и формирования Всероссийской службы медицины катастроф;
формирования службы защиты животных и растений Минсельхозпрода России;
военизированные противоградовые и противолавинпые службы Росгидромета;
территориальные аварийно-спасательные формирования Государственной инспекции по маломерным судам Минприроды России;
военизированные и невоенизированные противопожарные, аварийно-спасательные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти;
соединения (части) войск ГО и подразделения поисково-спасательной службы МЧС России;
соединения (части) радиационной, химической и биологической зашиты и инженерных войск Минобороны России;
аварийно-технические центры, специализированные отряды атомных электростанций Минатома России;
территориальные и объектовые нештатные аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные формирования;
отряды и специалисты-добровольцы общественных объединений.
Для ликвидации ЧС создаются резервные фонды финансовых и материальных ресурсов.
Информационное обеспечение функционирования РСЧС осуществляется автоматизированной информационно-управляющей системой органов МЧС России (АИУС РСЧС).
Важнейшим компонентом РСЧС являются ее силы и средства, которые непосредственно принимают участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Силы и средства РСЧС выполняют следующие основные задачи:
осуществление мониторинга за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов с целью прогнозирования ЧС, своевременного доведения информации до органов управления РСЧС;
ликвидация ЧС, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при ЧС;
проведение эвакуационных мероприятий при эвакуации населения из зон ЧС в безопасные районы;
проведение работ по первоочередному жизнеобеспечению населения, пострадавшего в ЧС, в том числе медицинское обслуживание, предоставление временного жилья и принятие других неотложных мер в области защиты населения и территорий при ЧС;
восстановление и поддержание общественного порядка в зонах ЧС;
поддержание личного состава формирований в постоянной готовности к действиям в ЧС, его обучение и повышение профессиональной квалификации;
разработка предложений по совершенствованию действий в ЧС.
В РСЧС различают два вида сил и средств (табл. 6):
1.Силы и средства наблюдения и контроля.
2.Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.
К силам и средствам наблюдения и контроля относятся:
службы и организации федеральных органов исполнительной власти; формирования Государственного санитарно-эпидемиологического надзора РФ;
ветеринарная служба Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ;
службы контроля за пищевым сырьем и продуктами питания;
геофизическая служба Российской академии наук;
службы по охране окружающей среды и гидрометеорологии;
службы наблюдения и контроля Министерства РФ по атомной энергии; подразделения наблюдения и контроля РСЧС на всех уровнях.
Существующая ныне система наблюдения и контроля РСЧС позволяет предупреждать на всех уровнях значительную часть чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, заниматься прогнозом и своевременно оповещать об угрозах соответствующие органы управления ГО и ЧС и население.
Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций подразделяются на военизированные и невоенизированные.
1. Невоенизированные формирования ГО и ЧС создаются для непосредственного осуществления мероприятий ГО и ЧС и проведения спасательных и других неотложных работ на объектах.
В невоенизированные формирования ГО и ЧС входят: разведывательные, противопожарные, медицинские, аварийно-технические, общественного питания и торговли, связи, радиационной, химической и биологической защиты, обслуживания убежищ и укрытий, охраны общественного порядка, другие необходимые формирования,
2. К военизированным формированиям относятся: войска гражданской обороны МЧС России, инженерные войска Вооруженных Сил РФ, подразделения войск радиационной, химической и биологической защиты, подразделения транспортной милиции, дорожно-патрульной службы МВД РФ, железнодорожные войска, подразделения противопожарной службы МЧС России, военизированные противопожарные, аварийно-спасательные, восстановительные подразделения министерств, ведомств и организаций Российской Федерации.
Особое место в их ряду занимают силы и средства МЧС России:
сводные мобильные отряды соединений и воинских частей Войск гражданской обороны Российской Федерации;
центральный аэромобильный спасательный отряд (Центроспас);
поисково-спасательная служба МЧС России;
центр по проведению спасательных операций особого риска;
авиация МЧС России.
Войска гражданской обороны. Эти войска составляют основу сил МЧС России, привлекаемых для ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Длительное время они являются главной силой системы гражданской обороны. Войска ГО прошли долгий и сложный путь своего развития, испытание войной 1941-1945 гг., серьезную проверку боеспособности при ликвидации многих крупных аварий, катастроф и стихийных бедствий. Они существенно отличаются от соединений и частей Вооруженных Сил: не участвуют в боевых действиях, не имеют оружия, за исключением небольшого комплекта, предназначенного для собственной охраны. Их задача - быстро прийти на помощь населению в чрезвычайных ситуациях, оказать ему помощь, ликвидировать последствия ЧС.
Более конкретно задачи Войск гражданской обороны можно сформулировать следующим образом:
ведение общей и специальной разведки в очагах поражения, зонах заражения и катастрофического затопления, а также на маршрутах выдвижения к ним;
проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
санитарная обработка населения, специальная обработка техники и имущества, обеззараживание зданий, сооружений и территорий;
выполнение работ по очистке местности от взрывоопасных предметов, оставшихся на территориях, бывших ареной боевых действий в годы Великой Отечественной войны;
участие в проведении эвакуации населения;
восстановление объектов жизнеобеспечения населения, аэродромов, дорог, переправ и других важных элементов инфраструктуры.
Организационно Войска гражданской обороны состоят из соединений и частей: отдельных спасательных бригад, отдельных механизированных полков и батальонов, отдельных батальонов и рот специальной защиты. В них, в свою очередь, входят аварийно-спасательные, инженерные, механизированные, пожарные, медицинские, водопроводные, пиротехнические подразделения, подразделения радиационной и химической защиты и другие.
Центроспас . Основным подразделением экстренного реагирования на чрезвычайные ситуации крупного масштаба и уникального характера является Государственный Центральный аэромобильный спасательный отряд (Центроспас). Он предназначен для оперативного выполнения первоочередных поисково-спасательных работ, причем как в России, так и за рубежом, оказания пострадавшим медицинской помощи и их эвакуации из мест ЧС, доставки гуманитарных грузов в зоны чрезвычайных ситуаций.
В составе отряда есть свой госпиталь – аэромобильный, оперативно доставляемый в районы ЧС и развертываемый там для нуждающихся в немедленной помощи.
Поисково-спасательная служба МЧС России. Такой службы в России раньше не было. Она создана усилиями Министерства по чрезвычайным ситуациям и объединяет в себе несколько десятков региональных ПСС и поисково-спасательные отряды (ПСО) общей численностью около 2 тыс. человек. При возникновении крупномасштабных ЧС к ним могут присоединиться около 2 тыс. спасателей-общественников.
Задачи служб и отрядов: проведение поисково-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях, оказание пострадавшим первой медицинской помощи и их эвакуация в лечебные учреждения, профилактические мероприятия, направленные на снижение или устранение опасности для жизни и здоровья граждан.
Формирование ПСС способны за период от 15 мин до 2 ч после получения сигнала о ЧС выдвинуться в район бедствия с необходимым инструментом и оборудованием, а по прибытии туда – немедленно приступить к работам.
Центр по проведению спасательных операций особого риска. Спасатели МЧС России имеют разностороннюю, многопрофильную подготовку. И все-таки случаются чрезвычайные ситуации, отличающиеся особой спецификой, требующие, например, навыков в выполнении пиротехнических работ. Нередко к тому же чрезвычайные ситуации происходят в труднодоступной местности или в условиях, сопряженных с повышенным риском для жизни спасателей. Бывает и так, что к этому риску добавляется опасность, исходящая от криминальных элементов, устремляющихся к месту ЧС с целью поживиться на чужом горе. Для работы в таких особых условиях под эгидой МЧС России создан Центр по проведению спасательных операций особого риска "Лидер".
Авиация МЧС России. Одной из важнейших составляющих сил РСЧС, решающим образом влияющих на мобильность и эффективность действий ее структур в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций, является авиация МЧС России. Она включает Государственное унитарное авиапредприятие, расположенное в подмосковном городе Жуковском, и отдельные вертолетные отряды, находящихся в подчинении региональных центров министерства.
В силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций входят также: Всероссийская служба медицины катастроф; ветеринарная служба и служба защиты растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ; службы по охране окружающей среды и гидрометеорологии; аварийно-технические центры Министерства РФ по атомной энергии; аварийно-спасательная служба на воздушном транспорте; восстановительные и пожарные поезда МПС РФ; аварийно-спасательные службы морского и речного флотов и другие.
Силы и средства ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, находящиеся в постоянной готовности, позволяют своевременно провести необходимые мероприятия по защите населения и территорий от последствий ЧС различного характера.
Для ведения спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий ЧС привлекаются силы гражданской защиты.
К силам гражданской защиты относятся:
1) Оперативно спасательная служба гражданской защиты;
2) аварийно-спасательные службы;
3) формирование гражданской защиты;
4) специализированные службы гражданской защиты;
5) пожарно-спасательные подразделения (части);
6) добровольные формирования гражданской защиты.
Организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций
Для проведения работ по ликвидации ЧС привлекаются силы, указанные в предыдущем разделе.
Проведение аварийно-спасательных работ в зонах чрезвычайных ситуаций условно делится на 3 этапа:
- начальный этап – проведение экстренных мер относительно защиты населения, спасания пострадавших местными силами и подготовки группировок сил и средств ликвидации ЧС к проведению работ;-
первый
этап
;
–
проведение аварийно-спасательных и
других неотложных работ группировками
сил и средств гражданской защиты
второй
этап
–
завершение аварийно-спасательных работ,
постепенная передача функций управления
органам исполнительной власти, вывод
группировок, проведение мероприятий
по первоочередному жизнеобеспечению
населения.
Силы
и средства системы гражданской защиты
выводятся из зоны ЧС после завершения
аварийно-спасательных и
аварийно-восстановительных работ.
Следует заметить, что оперативное построение группировки сил и средств состоит из нескольких эшелонов и резерва. Очередность эшелонов зависит от времени на приведение в готовность и прибытие к очагу событий. К резерву подключают силы и средства, предназначенные для решения внезапно возникших задач.
Как правило, ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами того звена системы гражданской защиты, той подсистемы, на территории которой они возникли. В случае невозможности ликвидировать ЧС собственными силами, они наращиваются решением вышестоящей инстанции.
Режим работы устанавливается с учетом времени защитного действия средств защиты органов дыхания и закономерностей изменения трудоспособности человека в случае работы в определенных условиях.
В случае круглосуточного ведения работ, продолжительность рабочих смен (циклов), включая перерыв на отдых, не должна превышать 8 часов и устанавливается в каждом конкретном случае на основе показателей, которые характеризуют постоянную трудоспособность в течение данного времени.
Ночью продолжительность работы спасателей уменьшается на 25 процентов, соответственно увеличивается время на отдых.
2. Особенность ликвидации последствий землетрясений, наводнений, химических, биологических аварий.
Землетрясения,
как это уже подчеркивалось в первой
лекции, являются наиболее разрушительным
стихийным бедствием, которое занимает
одно из первых мест среди других
чрезвычайных ситуаций по количеству
жертв, объему разрушений и материального
ущерба.
Сложность спасания людей в условиях землетрясений обусловлена внезапностью его возникновения, трудностями введения сил и развертывания поисково-спасательных работ в зоне массовых разрушений; наличием значительного количества пострадавших, которые нуждаются в экстренной помощи; ограниченным временем выживания людей в завалах; тяжелыми условиями работы спасателей.
Главной целью аварийно-спасательных и других неотложных работ являются: поиск и спасание пострадавшего населения, заблокированного в завалах, поврежденных домах, сооружениях, предоставление им первой медпомощи и эвакуация тех, кто нуждается в дальнейшем лечении, а также первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения.
Управление аварийно-спасательными и другими неотложными работами во время землетрясений, как и во время других ЧС, состоит в целенаправленной деятельности руководства с эффективным использованием имеющихся сил и средств во время спасения пострадавших, предоставлении им медпомощи, эвакуации с зоны бедствия и дальнейшего жизнеобеспечения.
Основой для организации управления является заранее разработанный план действий относительно предотвращения и ликвидации чрезвычайной ситуации.
Аварийно-спасательные работы в случае землетрясений должны начинаться немедленно и проводиться беспрерывно, днем и ночью, в любую погоду, обеспечивать спасение пострадавших в срок их выживания в завалах.
С целью обеспечения постоянного управления зона разрушений делится на участки, а те, в свою очередь, на объекты работ, которые включают определенную территорию с расположенными на ней домами и сооружениями. Количество участков и объектов работ определяется с учетом сложившейся обстановки, объема завалов, степени разрушения зданий, ожидаемого количества пострадавших и их состояния.
Поисково-спасательному отряду назначается один-два объекта работ.
Организационно-технологическая схема проведения аварийно-спасательных работ избирается командиром (начальником) поисково-спасательного отряда (службы), исходя из обстановки, объема, условий работы в районе землетрясения и принятой технологии отдельных рабочих операций.
Во время спасательных работ в завалах и в других сложных условиях могут назначаться микропаузы – “ минуты тишины” продолжительностью 2-3 минуты для кратковременного отдыха и прослушивания завалов с целью поиска пострадавших.
Перерывы в работе продолжительностью 10-15 минут назначаются с учетом состояния трудоспособности спасателей. Во время тяжелой работы отдых должен носить пассивный характер.
После завершения последней (в течение времени) рабочей смены спасателям предоставляется межсменный отдых – не менее 7-8 часов полноценного сна, удовлетворение других нужд, исходя из необходимости полного восстановления трудоспособности.
Мероприятия по уменьшению масштабов последствий землетрясений и действий в случае их возникновения должны быть предусмотрены в Планах действий относительно предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
И направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Цели и задачи ликвидации чрезвычайной ситуации
Ликвидацию чрезвычайной ситуации проводят с целью спасения жизни и сохранения жизни и здоровья людей, снижения размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также локализации зоны чрезвычайной ситуации, прекращения действия характерных для них опасных факторов.
Выполнение комплекса мероприятий при чрезвычайной ситуации, направленны на выполнение следующих задач:
- прекращение или снижение до минимально возможного уровня воздействия вредных и опасных факторов, представляющих угрозу для жизни и здоровья людей, животных и окружающей среды;
- спасение жизни и сохранение здоровья людей;
- локализацию зон чрезвычайной ситуации, прекращение действия характерных для них опасных факторов;
- первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения;
- приведение в пригодное к использованию состояние технических и материальных средств, зданий и сооружений, систем жизнеобеспечения населения.
Мероприятия проводимые при ликвидации чрезвычайной ситуации
Ликвидация чрезвычайной ситуации включает следующие основные мероприятия:
- разведку с целью выявления вида чрезвычайной ситуации, обнаружения источников опасности, определения масштаба и границы зоны чрезвычайной ситуации, непрерывное наблюдение и контроль за изменением обстановки в зоне чрезвычайной ситуации;
- анализ данных разведки, наблюдение, контроль и оценку обстановки в зоне чрезвычайной ситуации;
- принятие решения на проведение АСДНР;
- проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- обеспечение процесса ликвидации чрезвычайной ситуации;
- жизнеобеспечение населения и сил ликвидации чрезвычайной ситуации.
Планирование, подготовку и осуществление мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации организуют соответствующие органы управления в территориальных и ведомственных подсистемах и в их звеньях (комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и обеспечению пожарной безопасности (КЧС), органы управления ГОЧС). Планирование осуществляется заблаговременно на основе прогнозирования и анализа обстановки, которая может сложиться на конкретной территории при возникновении чрезвычайной ситуации, а также учета местных условий, особенностей и возможностей, влияющих на организацию защиты населения. Основным планирующим документом является План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации, который служит руководящим документом по выполнению мероприятий при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации. При угрозе возникновения чрезвычайной ситуации в целях защиты населения осуществляются следующие мероприятия:
- проверка готовности систем и средств оповещения, управления и связи;
- приведение в готовность средств защиты; подготовка к выдаче или выдача населению средств индивидуальной защиты и медицинской профилактики;
- проведение санитарных и противоэпидемических мер;
- подготовка к эвакуации (переселению), а при необходимости проведение эвакуации населения из районов и участков, которым угрожает опасность.
Непосредственное руководство работами по ликвидации чрезвычайной ситуации осуществляет руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации, предусмотренный соответствующими документами или назначенный органами исполнительной власти, к компетенции которых относится ликвидация возникшей чрезвычайной ситуации.
Этапы ликвидации чрезвычайной ситуации
Ликвидация чрезвычайной ситуации осуществляется в три этапа силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возникла чрезвычайная ситуация, сосредоточенными соответственно в первом, втором и третьем (резерве) эшелонах. При недостаточности вышеуказанных сил и средств, по запросу органов управления, организующих ликвидацию чрезвычайной ситуации, могут привлекаться силы и средства федеральных органов исполнительной власти (подразделения Минобороны России, другие войска и воинские формирования) в соответствии с заблаговременно разработанными Планами взаимодействия, как правило, во втором или третьем эшелоне (резерве).
На первом этапе принимаются экстренные меры по защите населения, предотвращению развития или уменьшению воздействия возникшей чрезвычайной ситуации и подготовке к развертыванию (проведению) аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ.
К экстренным мерам защиты населения относятся:
- оповещение об опасности;
- использование средств защиты;
- соблюдение режимов поведения;
- эвакуация из районов, в которых существует опасность поражения людей;
- применение средств медицинской профилактики и оказание пострадавшим первой медицинской и других видов помощи.
Для предотвращения развития и (или) уменьшения последствий аварии (катастрофы, стихийного бедствия) аварийно-спасательными силами постоянной готовности (первый эшелон) проводится их локализация, приостановка или изменение технологического процесса производства, предупреждение и тушение пожаров. Устанавливается оцепление района аварии, катастрофы или стихийного бедствия, регулируется движение. Особое внимание уделяется предотвращению паники, информации населения об обстановке, указаниям и рекомендациям о порядке его поведения.
Основной задачей второго этапа является выполнение силами второго эшелона аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ. Одновременно продолжается выполнение начатых на первом этапе мероприятий по защите населения и уменьшению воздействия поражающих факторов чрезвычайной ситуации. Работы ведутся непрерывно с необходимой сменой личного состава и соблюдением техники безопасности.
На третьем этапе
в основном решаются задачи по первоочередному жизнеобеспечению населения в районах, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, а также . На данном этапе к работам могут подключаться силы третьего эшелона (резерва). Жизнеобеспечение пострадавшего населения направлено на создание условий, необходимых для сохранения и поддержания жизни, здоровья и работоспособности людей при нахождении их в зоне чрезвычайной ситуации и при эвакуации (временном отселении). В этих целях проводятся следующие мероприятия:
- расселение эвакуируемого населения в безопасных районах, обеспечение его продовольствием, предметами первой необходимости, медицинской помощью и трудоустройством;
- временное размещение населения, оставшегося без крова, в уцелевших сооружениях, палатках, юртах, вагонах-домиках, временно возводимых постройках, железнодорожных вагонах и др.;
- обеспечение населения незагрязненными (незараженными) продуктами питания, водой и предметами первой необходимости;
- обеспечение деятельности предприятий коммунального хозяйства, транспорта и учреждений здравоохранения;
- организация учета и распределения материальной помощи;
- проведение необходимых санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
- проведение работы среди населения по снижению последствий психологического воздействия чрезвычайной ситуации, ликвидации шоковых состояний.
При необходимости продолжается выполнение аварийно-восстановительных работ.
Успех проведения мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации достигается:
- заблаговременной подготовкой и приведением в готовность органов управления, сил и средств к действиям при чрезвычайной ситуации;
- оперативным реагированием на возникновение чрезвычайной ситуации, развертыванием системы управления;
- принятием обоснованного решения на ликвидацию чрезвычайной ситуации и претворением его в жизнь;
- непрерывным и устойчивым управлением работами по ликвидации чрезвычайной ситуации, организацией взаимодействия участников ликвидации чрезвычайной ситуации;
- ведением АСДНР в любое время года, в любую погоду до полного их завершения с соблюдением мер безопасности и своевременной сменой формирований;
- организацией всестороннего обеспечения работ по ликвидации чрезвычайной ситуации.
Источники: Безопасность России. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. –М., 1999; Руководство по действиям органов управления и сил РСЧС при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций. –М., 1996; Организация и ведение гражданской защиты (выпуск №6). –Новогорск, 2003; Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения; Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Ликвидация чрезвычайных ситуаций. Общие требования.
К силам и средствам ликвидации чрезвычайных ситуаций РСЧС относят:
- · войска гражданской обороны;
- · поисково-спасательную службу МЧС России;
- · военизированные и невоенизированные противопожарные, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти;
- · формирования и учреждения Всероссийской службы медицины катастроф;
- · формирования ветеринарной службы и службы защиты растений Минсельхозпрода России;
- · военизированные службы Росгидромета по активисту воздействию на гидрометеорологические процессы;
- · формирования ГО территориального, местного и объектового уровней;
- · специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, предназначенные для ликвидации ЧС;
- · аварийно-технические центры Минатома России;
- · службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России;
- · восстановительные и пожарные поезда МПС России;
- · аварийно-спасательные службы и формирования Федеральной службы морского флота. Федеральной службы речного флота, других федеральных органов исполнительной власти.
К силам и средствам наблюдения и контроля РСЧС относятся:
- · службы (учреждения) и организации федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения;
- · формирования Госсанэпиднадзора России;
- · ветеринарная служба Минсельхозпрода России;
- · службы (учреждения) наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья и продуктов питания Минсельхозпрода и Минторга России;
- · геофизическая служба Российской академии наук, оперативные группы постоянной готовности Росгидромета и подразделения Минатома России;
- · учреждения Агентства по мониторингу чрезвычайных ситуаций;
- · учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля ГО.
Силы и средства РСЧС
Федеральные органы исполнительной власти располагают специально подготовленными и аттестованными силами и средствами, предназначенными для предупреждения и ликвидации ЧС. Используя их в рамках Единой государственной системы, можно до минимума свести людские и материальные потери.
Силы и средства РСЧС подразделяются на:
- -- Силы и средства наблюдения и контроля;
- -- Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Силы и средства наблюдения и контроля включают подразделения органов надзора (за состоянием котлов, мостов, АЭС, газовыми и электрическими сетями и др.); контрольно-инспекционную службу (Минэкологии), службы и учреждения ведомств, осуществляющих наблюдение за состоянием природной среды, за потенциально опасными объектами: ветеринарную службу; сеть наблюдения и лабораторного контроля ГО; лабораторный контроль за качеством продуктов питания и пищевого сырья; службу предупреждения о стихийных бедствиях.
В силы и средства ликвидации ЧС входят, в первую очередь, соединения, части и подразделения МЧС, МО, МВД, невоенизированные формирования ГО, а также силы и средства, принадлежащие другим министерствам и ведомствам, государственным и иным органам расположенным на территории России.
Основу этих сил составляют войска ГО, подразделения поисково-спасательной службы и формирования постоянной готовности МЧС. В настоящее время намечен ряд мероприятий, направленных на их укрепление. Так в составе спасательных бригад создаются воздушно-десантные отряды.
Ведь в столице России сконцентрировано свыше тысячи объектов, в том числе немало потенциально опасных. Круглый год переполнены людьми девять железнодорожных вокзалов, четыре аэропорта, принимают и отправляют грузы и пассажиров несколько речных портов. По многим улицам перевозят ядовитые и взрывоопасные вещества, горючие жидкости применяемые в технологических процессах современного производства.
Личный состав Министерства внутренних дел в экстремальных ситуациях обеспечивает правопорядок, сохраняет материальные ценности, осуществляет охрану важных объектов, организует оцепление, а когда надо и пропускной режим. В ведении МВД находится и вся противопожарная служба. Ее подразделения способны не только тушить пожары, но и проводить первоочередные работы при авариях на химически опасных объектах, спасать людей и материальные ценности.
Федеральная служба контрразведки осуществляет мероприятия по обеспечению государственной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций, в том числе на режимных объектах, в районах, закрытых для иностранцев, а также при оказании содействия в ликвидации ЧС другим странам.
Министерство здравоохранения это одна из подсистем РСЧС, служба оказания экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях. Она развертывает полевые госпитали, медицинские пункты непосредственно в районах бедствия. Действия службы всем хорошо известны, особенно по чеченским событиям.
Минпром, Минтопэнерго, Минатом все они имеют свои специализированные подразделения, которые ведут наблюдение и контроль за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, осуществляют мероприятия по предотвращению и ликвидации последствий аварий и катастроф.
Газоспасательные, горноспасательные, аварийно-спасательные формирования этих министерств созданы на профессиональной основе. Работы они проводят только на своих объектах, но когда требует обстановка, и на соседних предприятиях и даже в других регионах.
Министерство сельского хозяйства располагает лабораториями, лечебницами, учреждениями занимающимися обеззараживанием. На них возложена организация и координация работ по контролю за загрязнением сельскохозяйственных угодий радиоактивными веществами и тяжелыми металлами, по ликвидации эпизоотий и эпифитотий; они следят за ситуациями природного и экологического характера.
Российская оборонная спортивно-техническая организация (РОСТО), встав правопреемником ДОСААФ на территории России, учредила ассоциацию спасательных формирований. В нее входят отряды, группы добровольных спасателей (аэромобильные, парашютно-десантные, автотранспортные, подводно-технических работ, радистов). При советах ОСТО в девяти регионах на сегодня есть более 300 таких подразделений.
Кроме перечисленных сил создают, готовят и оснащают формирования все субъекты федерации (республики, края, области). В городах, районах и на объектах должны быть свои подразделения. Это значит, что везде, где бы не произошла авария, катастрофа или стихийное бедствие, в распоряжении соответствующего начальника ГО есть силы и средства, которыми он может распорядиться по своему усмотрению.
В случае необходимости в район бедствия будет направлена в срочном порядке такая помощь, которая позволит свести потери к минимуму.