Задачи и организационная структура единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Состав сил и средств рсчс Организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций

Силы и средства постоянной готовности МЧС России:

Центр управления в кризисных ситуациях (Москва);

Государственный Центральный аэромобильный спасательный отряд - Центроспас (Жуковский),

Поисково-спасательные службы (ПСС);

Центр специального назначения (Москва);

Авиация МЧС России;

Сводные мобильные отряды соединений и войсковых частей войск ГО Российской Федерации.

Решениями руководителей организаций на базе служб и подразделений (строительных, медицинских, химических, ремонтных и др.) могут создаваться нештатные аварийно-спасательные формирования, предназначенные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в ЧС.

Государственный Центральный аэромобильный спасательный отряд является основным подразделением экстренного реагирования на ЧС.

Оперативное выполнения первоочередных поисково-спасательных работ как в России, так и за рубежом,

Оказание пораженным медицинской помощи,

Эвакуации пострадавших из района ЧС

Доставка гуманитарных грузов.

Отряд располагает разнообразной специальной техникой и оборудованием. На его оснащении имеются малогабаритные спасательные вертолеты БО-105, позволяющие оперативно добираться в труднодоступные районы и эвакуировать оттуда пораженных и больных в места базирования «большой» авиации для дальнейшей их отправки на стационарное лечение. В составе отряда имеется свой госпиталь - аэромобильный, оперативно доставляемый в районы ЧС и развертываемый там для нуждающихся в немедленной помощи.

В Центроспасе организовано круглосуточное дежурство спасателей и необходимых специалистов, что обеспечивает постоянную готовность отряда, его авиационных и автомобильных средств к экстренному выдвижению в район ЧС практически в любой точке Российской Федерации. Время готовности к вылету подразделений Центроспаса не превышает 30 мин с момента их оповещения.

Поисково-спасательная служба (ПСС) объединяет несколько десятков региональных ПСС и поисково-спасательные отряды общей численностью около 2 тыс. чел. При возникновении крупномасштабных ЧС к ним могут присоединиться около 2 тыс. спасателей-общественников.

Проведение поисково-спасательных работ в ЧС;

Оказание пораженным первой медицинской помощи

Эвакуация пострадавших в лечебные учреждения;

Проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение или устранение опасности для жизни и здоровья граждан.

Поисково-спасательные службы и отряды оснащены современным оборудованием: высокоэффективный гидравлический спасательный инструмент, легко режущий стальную арматуру; пневмодомкраты, способные поднимать железобетонные плиты весом до 20-50 т; акустические приборы для поиска живых людей в завалах и радиолокационные - для поиска в снежных лавинах; телевизионные системы поиска пострадавших и другое оснащение. С учетом опыта ликвидации ЧС и оснащения аналогичных служб развитых зарубежных стран проводится работа по созданию новейших, в том числе уникальных образцов техники для проведения спасательных работ. Создана и развивается кинологическая служба МЧС России.

Формирования ПСС способны в сроки от 15 мин до 2 ч после получения сигнала о ЧС выдвинуться в район бедствия с необходимым инструментом и оборудованием, а по прибытии туда - немедленно приступить к работам.

Дальнейшее развитие ПСС планируется осуществлять в направлении совершенствования структуры и увеличения общей штатной численности для обеспечения круглосуточного дежурства спасателей. Намечается совместно с администрацией субъектов Российской Федерации разработать и реализовать программу создания новых ПСС.

Центр специального назначения (далее - Центр) создан и предназначен для работы в особых условиях, когда ЧС отличаются особой спецификой, а их ликвидация связана с работой в труднодоступной местности, в условиях, сопряженных с повышенным риском для жизни спасателей, необходимостью выполнения пиротехнических работ и т. д.

Проведение первоочередных аварийно-спасательных и других неотложных работ особой сложности в труднодоступной местности, с десантированием спасателей и грузов, обеспечивающих выживание населения;

Проведение первоочередных спасательных работ на воде и под водой с использованием легководолазного снаряжения;

Оказание пораженным медицинской помощи;

Выполнение подрывных и пиротехнических работ;

Осуществление мероприятий по защите людей, материальных и культурных ценностей, объектов экономики в районах ЧС;

Обеспечение сохранности грузов, перевозимых в качестве гуманитарной помощи, безопасности граждан, материальных и культурных ценностей при их эвакуации из районов ЧС;

Обеспечение безопасности работников МЧС России, других министерств и ведомств, привлекаемых к проведению работ в районах ЧС.

В состав Центра входят следующие подразделения:

Горноспасательных работ;

Аварийно-спасательных водолазных работ;

Специальных работ (подрывных и пиротехнических);

Десантников-спасателей;

Медико-спасательные;

Спасения и эвакуации населения;

Сопровождения грузов; радиационной,

Химической и биологической разведки.

Авиация МЧС России является одной из важнейших составляющих сил РСЧС, решающим образом влияющих на мобильность и эффективность действий ее структур при возникновении ЧС,

Проведение авиационно-спасательных операций: поиск и обнаружение пострадавших при возникновении ЧС; наведение наземных поисково-спасательных сил на объекты поиска; десантирование парашютным и посадочным способами спасательных групп; эвакуация пострадавших из зон бедствия на суше и водной поверхности;

Осуществление специальных авиационных работ: тушение пожаров; ведение воздушной, инженерной, радиационной, химической и пожарной разведки и мониторинга местности; обработка объектов химическими и биологическими препаратами; монтажные и демонтажные работы;

Обеспечение управления и связи: управление силами и средствами с воздушных пунктов управления; ретрансляция связи между наземными пунктами управления и спасательными формированиями;

Осуществление воздушных перевозок: доставка в зоны ЧС сил и средств, необходимых для проведения поисковых, аварийно-спасательных работ, оказания медицинской помощи, оперативных групп специалистов министерств и ведомств, а также грузов гуманитарной помощи и материально-технических ресурсов; эвакуация пострадавшего населения, вывоз уникального оборудования и ценностей из зон бедствия; доставка сил и средств Российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования в назначенные районы.

В настоящее время авиация МЧС России располагает разнообразной по своим возможностям и предназначению авиационной техникой: транспортные самолеты Ил-76ТД и Ан-74п; пассажирский самолет Ил-62м, оснащенный специальной связью; командный пункт управления на базе самолета Як-42; различные модификации легких, средних и тяжелых вертолетов (фото 1).

Войска гражданской обороны при угрозе и возникновении ЧС решают следующие задачи:

Ведение общей и специальной разведки в очагах поражения, зонах загрязнения (заражения) и катастрофического затопления, а также на маршрутах выдвижения к ним;

Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Для предупреждения ЧС, обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и уменьшения ущерба народному хозяйству, а в случае их возникновения - для ликвидации последствий на основании постановле

Организация Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет четыре уровня управления: федеральный, территориальный, местный, объектовый (см. рисунки).

Режимы функционирования рсчс
В зависимости от обстановки, масштабов прогнозируемой или возникшей ЧС природного и техногенного характера решением соответствующего руководителя органа исполнительной власти в пределах соответству

Задачи и состав сил и средств РСЧС
К силам и средствам наблюдения и контроля относятся: - службы (учреждения) и организации федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие наблюдение и контроль за

Основные мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций РСЧС
Комплекс мероприятий, направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС: - организацию мониторинга, наблюдения и лабораторного контроля за состоянием окружающей приро

Всероссийская служба медицины катастроф
Служба медицины катастроф Минздрава России - организационно-функциональная отрасль системы здравоохранения Российской Федерации, предназначенная для организации и осуществления медико-санитарного о

Организация Всероссийской службы медицины катастроф
Всероссийская служба медицины катастроф организована на принятых в нашей стране общих принципах охраны здоровья и оказания медицинской помощи населению. Принципы организации ВСМК:

Органы управления Всероссийской службой медицины катастроф
На федеральном уровне органом управления является ВЦМК «Защита» Минздрава России. ВЦМК «Защита» - государственное многопрофильное головное учреждение службы медици

Формирования и учреждения службы МК Минздрава России
Формирования службы медицины катастроф Минздрава России представлены подвижными госпиталями, отрядами, бригадами, группами. Они создаются в соответствии с утвержденными штатами и обеспечиваются по

Режимы функционирования Всероссийской службы медицины катастроф
Режим повседневной деятельности: - участие в организации и осуществлении наблюдения за средой обитания населения и обстановкой на потенциально опасных объектах в плане воз

Медицинская защита населения и спасателей в чрезвычайных ситуациях
В комплексе защитных мероприятий большое значение имеет обеспечение населения средствами специальной профилактики и первой мед. помощи, а также обучение правилам пользования ими. Применение медицин

Снабжение медицинскими СИЗ
Медицинскими средствами индивидуальной защиты обеспечивается в первую очередь личный состав гражданских организаций (формирований) ГО и МК, во вторую очередь - рабочие и служащие городов и отдельно

Аптечка индивидуальная АИ-2
Предназначена для профилактики и первой мед. помощи при радиационном, химическом и бактериальном поражениях, а также при их комбинациях с травмами. Носят аптечку в кармане.

Индивидуальный противохимический пакет
ИПП-8 содержит полидегазирующую рецептуру, находящуюся во флаконе, и набор салфеток. Предназначен для обеззараживания участков кожи, прилегающей к ним одежды и СИЗ, населения старше 7-летнего возра

Пакет перевязочный индивидуальный
Применяется ППИ для перевязки ран, ожогов и остановки некоторых видов кровотечения. Пакет перев

Мероприятия по повышению устойчивости функционирования ЛПУ в чрезвычайных ситуациях
Медико-технические требования к строительству ЛПУ: - общие - требования, специфичные для учреждений здравоохранения и реализуемые во всех проектах. - спец

Мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в медицинских учреждениях здравоохранения
Готовность объектов здравоохранения определяется: - наличием в ЛПУ формирований ГО и ЧС, - подготовленностью к проведению мероприятий в ЧС, - обученностью персонала,

Организация лечебно-эвакуационного обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях
Условия реализации современной системы лечебно-эвакуационного обеспечения населения в районах катастроф: - массовость, одномоментность возникновения санитарных пот

Организационные основы медицинской сортировки
Основные требования, предъявляемые к медицинской сортировке: - непрерывность проведения; - конкретность медицинской сортировки; - преемственность медицинской сортировки.

Сортировочные группы
I сортировочная группа - пострадавшие с крайне тяжелыми, не совместимыми с жизнью повреждениями, а также находящиеся в терминальном (агональ-ном) состоянии. Пострадавшие этой групп

Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий аварий на радиационно-опасных объектах
Человек постоянно подвергается воздействию так называемого естественного радиационного фона, который обусловлен космическим излучением и природными радиоактивными веществами, содержащимися в земле,


В очаге поражения сразу же после возникновения аварии доврачебная и первая врачебная помощь пораженным оказывается медицинским персоналом аварийного объекта и прибывающими уже в пе

Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий аварий на химически опасных объектах (ХОО)
Химическая авария - непланируемый неуправляемый выброс опасных химических веществ, оказывающих отрицательное воздействие на человека в окружающую среду. Классификация опас

Принципы организации химической разведки
Своевременная и полномерная медицинская помощь при химических авариях возможна лишь при условии заблаговременной подготовки соответствующих сил и средств на основе предварительно проведенной оценки

Работа группы (звена) общей и специальной разведки
Цель разведки - своевременно предупредить личный состав, который находится в месте расположения или следует в зону аварии о необходимости мер защиты от поражения АОХВ. Задачи


Оказание медицинской помощи как персоналу большинства химических объектов народного хозяйства так и населению, подвергшегося токсическому воздействию токсических агентов при авариях, возложено на В

Особенности сортировки и регистрации
Регистрация данных о пораженных должна быть полной. Сразу после поступления на каждого больного должна быть заполнена регистрационная карта, в которой указываются следующие сведения:

Особенности оказания медицинской помощи на этапах
Для оказания медицинской помощи пораженным на различных этапах должны применяться специальные укладки со средствами, позволяющими выполнить рекомендуемые стандартные организационные, санитарно-токс

Землетрясения
Землетрясение - подземные толчки, удары и колебания земли, вызванные естественными процессами, происходящими в земной коре. Землетрясения бывают тектонические, вулканическ

Медико-тактическая характеристика землетрясений
- По тяжести медико-санитарных последствий землетрясения занимают ведущее ме­сто среди стихийных бедствий, что определяется значительной их частотой, ка­тастрофическими потерями среди населения и т

Организация оказание медицинской помощи
Особенности ЛЭО: - значительная часть пораженных находится под завалами. Это обстоятельство, с одной стороны, приводит к некоторому рассредоточению потока пораженных и уменьшению потребнос

Наводнения
Наводнение - это временное значительное затопление местности водой в результате подъема ее уровня в реке, озере или на море, а также образование временных водотоков. В зав

Медико-тактическая характеристика наводнений
- Величина общих потерь при внезапном затоплении может составить в среднем 20-35% от числа населения, находящегося в зоне затопления. В холодное время года они могут увеличиваться на 10-20% в завис

Организация оказание медицинской помощи
Определяющими моментами при ликвидации медико-санитарных последствий на­воднения являются: - масштаб территории затопления - количество пострадавшего населе­ния, оказавшегося без

Лесные и торфяные пожары
Пожар - неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся унич­тожением материальных ценностей и создающий опасность для здоровья и жизни людей. Пространство, охваченное

Организация санитарно-противоэпидемичес-кого обеспечения в чрезвычайных ситуациях
Санитарно-противоэпидемическое обеспечение населения в условиях чрезвычайных ситуаций начинается непосредственно в зонах бедствия, в возникших эпидемических очагах и продолжается на путях эвакуации

Особенности образования эпидемических очагов при ЧС
- резкое ухудшение социально-бытовых условий жизни людей в связи с разрушение жилых и иных зданий, нарушением водо- и энергоснабжения, ухудшением организации питания, работы банно-прачечных учрежде

Общий комплекс мероприятий для предупреждения распространения инфекции в зоне катастрофы
- Регистрация. Все больные и подозрительные на заболевания лица берутся на специальный учет в санитарно-эпидемиологическом учреждении, поэтому динамика поступления инфекционных бол

Требования к эвакуации пострадавших и инфекционных больных
Среди пострадавшего населения следует проводить активное выявление больных с различными инфекционным заболеваниями, появляющихся за счет "фактора перемешивания", которые подлежат эвакуаци

Противоэпидемические мероприятия в пути следования
- включают выявление, изоляцию и госпитализацию инфекционных больных в близлежащие больницы, расположенные на путях эвакуации населения; - санитарный надзор за местами питания, -

Требования к месту размещения переселенцев
- сухая, не затапливаемая ровная территория с естественным уклоном для отведения атмосферных осадков; - низкий уровень стояния грунтовых вод и чистую, хорошо фильтрующая почва; -

Санитарно-гигиенические требования к помещениям и другим объектам
- Эвакуированное насе­ление обеспечивается жильем с учетом развертывания и соору­жения, при необходимости, временных жилищ (палаток, юрт, землянок, сборных или передвижных домов и т.п.), из расчета

Организация кладбища и захоронений
- Кладбище должно находиться на расстоянии не ближе 300 м от го­родка, на возвышенном месте с низким стоянием грунтовых вод (не менее 0,5 м от дна могилы) и почвой, легко проницаемой для воздуха. О

Лечебно-эвакуационное обеспечение инфекционных больных
Общим принципомлечебно-эвакуационного обеспечения районах катастроф является, в основном, двухэтапная система оказания медицинской помощи заболевшим с

Особенности медицинской сортировки инфекционных больных
Цель сортировки состоит в том, чтобы обеспечить разделение больных по нозологическим формам и тяжести клинического течения. Особое внимание уделяется выявлению инфекционных больных, опасны

Перевод стационара на строгий противоэпидемический режим
В связи с этим, после получения информации о наличии в очаге большого количества инфекционных больных, необходимо в сжатые сроки максимально высвободить коечный фонд имеющихся стационаров и перевес

Режим работы инфекционных больниц в зоне ЧС
1. Для предупреждения внутригоспитального заражения и распространения инфекции за пределы инфекционной больницы (ИБ) все лечебные и диагностические подразделения оборудуются и оснащаются с учетом о

Особенности оказания медицинской помощи детям с инфекционными заболеваниями
Основная особенность передачи возбудителей инфекции среди детских контингентов - активизация всех известных путей передачи инфекции. Воздушно-капельный, контактно-бытовой, фекально-оральный механиз

Психическое реагирование населения при катастрофах
Психические нарушения, возникающие при катастро­фах, представляют достаточно широкий спектр психичес­ких состояний, среди которых выделяют психические нару­шения с психотической симптоматикой (реак

Особенности клинической картины
Характер психического реагирования населения на ката­строфу и особенности психопатологии, возникающей после нее, зависят от: - интенсивности и продол­жительности воздействия, - об

Особенности диагностики
Диагностика психоневротических расстройств у лиц, пострадавших от катастрофы, определяется вре­менем проведения обследования. В острый (изоляционный) период катастрофы осн

Особенности организации оказания медицинской помощи
Основные принципы организации психиатрической помощи заключаются в поэтапной сортировке, эвакуации и соответствующей терапии пострадавших. Наиболее эффек­тивно эти принципы реализуются при максимал

Медицинское снабжение формирований и учреждений, предназначенных для медико-санитар-ного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях
Медицинское имущество - это совокупность специальных мате­риальных средств, предназначенных для оказания медицинской помощи, диаг­ностики, лечения, профилактики заболеваний и пораж

Основы организации медицинского снабжения службы МК
Медицинское снабжение - это система научных знаний и прак­тических действий, обеспечивающих своевременное и полное обеспечение потребно­стей службы медицины катастроф Минздрава Рос

Учет медицинского имущества
Независимо от принадлежности к тому или иному классу медицинское имуще­ство классифицируется на группы по учетным признакам; - основные средства - медицинская техника длит

Ответ: Силы ликвидации чрезвычайных ситуаций включают в себя:

· войска гражданской обороны;

· поисково-спасательную службу МЧС России;

· Государственную противопожарную службу МЧС России;

· соединения и воинские части Вооруженных Сил, пред­назначенные для ликвидации последствий катастроф;

· противопожарные, аварийно-спасательные, аварийно-вос­становительные формирования министерств, ведомств и орга­низаций;

· учреждения и формирования служб экстренной меди­цинской помощи и другие.

Максимальная оценка задания 6 баллов:

· за правильный ответ на задание - 6 баллов (по 1 баллу за каждую из шести позиций). Если по какой-либо позиции ответ неверен или не указан, баллы не начисляются

Задание 3. Организация и ведение гражданской обороны является важнейшей функцией государства, составной частью оборонного строительства и обеспечения безопасности страны. Вам предстоит ответить на следующий вопрос:

Вопрос.Федеральным законом «О гражданской обороне» установ­лены основные задачи гражданской обороны. Перечислите не менее 4-х из них.

· обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

· эвакуация населения, материальных и культурных цен­ностей в безопасные районы;

· предоставление населению убежищ и средств индивиду­альной защиты;

· проведение мероприятий по световой маскировке и дру­гим видам маскировки;

· проведение аварийно-спасательных работ в случае воз­никновения опасности для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;

· первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий (медицинское обслуживание, включая

· оказание первой меди­цинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер);

· борьба с пожарами, возникающими при ведении воен­ных действий или вследствие этих действий;

· разведка и обозначение районов, подвергшихся радиоак­тивному загрязнению, химическому, биологическому и друго­му заражению;

· обеззараживание населения, техники, зданий, террито­рий и проведение других необходимых мероприятий;

· восстановление и поддержание порядка в районах, пост­радавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;

· срочное восстановление функционирования необходи­мых коммунальных служб в военное время;

· срочное захоронение трупов в военное время;

· разработка и осуществление мер, направленных на со­хранение объектов, су-щественно необходимых для устойчи­вого функционирования экономики и выживания населения в военное время;



· обеспечение постоянной готовности сил и средств граж­данской обороны.

Максимальная оценка задания 4 балла:

Задание 4. Одним из самых разрушительных средств ведения войны основанного на использовании внутриядерной энергии, является ядерное оружие. Вам необходимо ответить на ряд вопросов.

Вопрос 1. Посмотрите на схему радиоактивного заражения местности и дайте наименование зонам радиоактивного заражения местности по следу облака.


Вопрос 2. Заполните до конца таблицу, указав поражающие факторы ядерного взрыва по данным характеристикам.

Максимальная оценка задания 8 баллов:

· за правильный ответ на первый вопрос - 4 балла (по 1 баллу за каждую из четырех позиций). Если по какой-либо позиции ответ неверен или не указан, баллы не начисляются;

· за правильный ответ на второй вопрос - 4 балла (по 1 баллу за каждую из четырех позиций). Если по какой-либо позиции ответ неверен или не указан, баллы не начисляются;

Задание 5. Опасности военного характера могут возникать не только при применении ядерного оружия, но также химического и бактериологического, которые являются оружием массового уничтожения. С учетом этого, ответьте на следующий вопрос.

Вопрос. Определите вид оружия массового поражения по описанию его поражающего действия.


Максимальная оценка задания 2 балла:

· за правильный ответ на вопрос - 2 балла (по 1 баллу за каждую из двух позиций). Если по какой-либо позиции ответ неверен или не указан, баллы не начисляются;

Задание 6. Защитные инженерные сооружения способны уберечь население от оружия массового поражения и других современных средств нападения.Вам предстоит ответить на следующий вопрос:

Вопрос. Определите вид защитного сооружения, напишите наименование составных частей, отмеченных цифрами и дайте краткую характеристику защитных свойств укрытия.

Ответ:

Максимальная оценка задания 7 баллов:

· за правильное определение вида защитного сооружения – 1 балл;

· за правильное наименование составных частей – 4 балла (по 1 баллу за каждую часть);

· за правильную характеристику защитных свойств сооружения – 2 балла;

Если по какой-либо позиции ответ неверен или не указан, баллы не начисляются.

Задание 7. Индивидуальные средства защиты используют не только военные. Они нашли широкое применение в промышленности, их используют пожарные и спасатели. Умение пользоваться ими поможет любому человеку в случае возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера. С учетом этого, Вам предстоит ответить на ряд вопросов.

Вопрос 1. Определите по рисунку марку противогаза и перечислите составные части и узлы, отмеченные номерами.


1. Гражданский противогаз ГП-5: 1 - противогазовая коробка; 2- коробка с незапотевающими пленками; 3- лицевая часть противогаза; 4 - сумка; 5 - клапанная коробка.

Вопрос 2. Перечислите существенные преимущества противогаза ГП-7 перед другими гражданскими противогазами, а также преимущества модификаций ГП-7В и ГП-7ВМ.

· уменьшено сопротивление фильтрующе-поглощающей коробки, что облегчает дыхание;

· наличие у противогаза переговорного устройства (мембраны) обеспечивает четкое понимание переда­ваемой речи и значительно облегчает пользование средствами связи (телефон, радио);

· противогаз ГП-7В отличается от ГП-7 тем, что в нем лицевая часть имеет устройство для приема воды;

· противогаз ГП-7ВМ отличается от противогаза ГП-7В тем, что его маска имеет очковый узел в виде трапециевидных изогнутых стекол, обеспечи­вающих возможность работать с оптическими прибо­рами.

Максимальная оценка задания 9 баллов:

· за правильный ответ на первый вопрос - 5 баллов (по 1 баллу за каждую из пяти позиций). Если по какой-либо позиции ответ неверен или не указан, баллы не начисляются.

· за правильный ответ на второй вопрос - 4 балла (по 1 баллу за каждое отличие). Если по какой-либо позиции ответ неверен или не указан, баллы не начисляются.

Российской системе предупреждений и действий приходится решать в чрезвычайных ситуациях огромное количество задач во всех сферах деятельности: это и проблемы экологии, и оказание гуманитарной помощи тем, кто пострадал от стихийных бедствий, катастроф, аварий, вооружённых конфликтов как в России, так и за её пределами, это и информационное обеспечение зон ЧС, создание подразделений быстрого развёртывания, чтобы силы и средства РСЧС помогали людям во всех чрезвычайных ситуациях, где бы они ни произошли.

Ответственность

Руководят гражданской обороной в лице глав (руководителей) предприятий, организаций, учреждений, ведомств министерств, в республиках, областях, краях, автономных образованиях, городах и районах, министерствах и ведомствах, в организациях, учреждениях, на предприятиях независимо от формы собственности. Силы и средства РСЧС находятся полностью в ведении этих людей.

Руководители по должности являются начальниками ГО и несут персонально ответственность за осуществление и организацию мероприятий ГО, за создание накопленных фондов коллективных и индивидуальных средств защиты и обеспечение сохранности их. Также они отвечают за все силы и средства РСЧС, необходимые для ликвидации чрезвычайной ситуации на объектах, которые находятся на подведомственных объектах и территориях. Управления по делам ЧС и ГО созданы на основе бывших штабов ГО.

Структура

В структуру РСЧС включены ведомственные, функциональные и территориальные подсистемы. Территориальные - тех республик, которые находятся в составе РФ, краёв и областей - подразделены на звенья по административно-территориальному делению, а руководство - комиссии по ЧС или другие органы, которые должны выполнять их функции. Силы и средства РСЧС ими планируются, разрабатываются, затем осуществляют действия по предотвращению ЧС. Там же создаются и оснащаются силы для ликвидании возможных ЧС и их последствий. Действуют они самостоятельно, если масштабы ЧС не вышли за пределы территорий, находящихся под их ведомством. Рабочий орган каждой комиссии по ЧС (КЧС) - Управление по делам ЧС и ГО.

Что касается функциональных подсистем, то это органы управления, которым подчиняется весь состав сил и средств РСЧС министерств и ведомств. Они решают задачи непосредственно наблюдения и контроля относительно природной среды, следят за потенциально опасными объектами. В их компетенции создание резервных фондов, защита населения, локализация и ликвидация ЧС. Отдельные функциональные подсистемы могут включать в себя органы управления, а также силы РСЧС нескольких ведомств и министерств РФ со схожими или дополняющими друг друга задачами. Ведомственные же подсистемы созданы во всех министерствах и ведомствах для предупреждения ЧС на подведомственных объектах и ликвидации их.

Управление

Силы и средства РСЧС подразделяются на местный (территориальный), региональный и федеральный - эти три уровня функционируют в управлении РСЧС. Региональный уровень появился в связи с делением РФ на девять частей, он нужен для того, чтобы управлять войсками ГО, координировать взаимодействие территориальных, республиканских, краевых и областных органов власти при возникновении как местных, так и глобальных чрезвычайных ситуаций. Начальники ГО имеют аппарат - штабы, где работают и должностные лица, не освобождённые от основных обязанностей, и штатные работники.

Такой состав сил и средств РСЧС - штабы управления, которые имеют строго прописанные обязанности. Они организуют и обеспечивают непрерывное управление ГО при авариях, стихийных бедствиях и катастрофах, своевременно оповещают службы, формирования, служащих, рабочих и всё население населённых пунктов, прилегающих к зоне возникновения ЧС, разрабатывают план гражданской обороны, осуществляют защиту трудового коллектива, обучают личный состав всех формирований гражданской обороны, а также рабочих и служащих. Силы ГО и РСЧС постоянно поддерживают готовность для действий в обстоятельствах любых чрезвычайных ситуаций.

Подразделение служб

Проведение спасательных работ подразумевает подготовку к разнообразной неотложной деятельности, для этого силы и средства РСЧС подразделяются на специальные соответствующие службы.

  • Охрана общественного порядка.
  • Связь и оповещение.
  • Противопожарная служба.
  • Медицинская служба.
  • Служба убежищ и укрытий.
  • Противохимическая и противорадиационная защита.
  • Автотранспортная служба.
  • Служба снабжения (материально-техническая).

Это самые необходимые образования, где участвуют силы РСЧС, но далеко не все. Их количество определяет начальник ГО того или иного объекта, учитывая специфику предприятий, наличие и так далее.

Задачи

Чтобы выполнить силы и средства должны быть направлены в первую очередь на организацию оповещения населения и информирование его, на защиту населения и проведение мероприятий по защите территории. Одновременно силы РСЧС ликвидируют чрезвычайную ситуацию. Затем нужно приступить к населению. Главной задачей всегда остаётся постоянное проведение обучения населения, подготовка специалистов и руководящего состава.

Помимо этого, необходимо большое внимание уделять пропаганде роли, которую играют силы и средства системы РСЧС в безопасности региона и страны. Таковы основные задачи каждого подразделения ГО и ЧС. У федеральной исполнительной власти всегда есть специально подготовленные и аттестованные силы и средства ликвидации РСЧС, которые предназначены сугубо для предупреждения и устранения чрезвычайных ситуаций. Если использовать их как единую государственную систему, материальные и людские потери можно свести до минимума.

Наблюдение и контроль

Первое подразделение сил и средств ГО и ЧС занимается надзором за состоянием АЭС, мостов, котлов, газовыми и электрическими установками и другими важными объектами. Кроме этого, силы и средства наблюдения осуществляют от Министерства экологии контрольно-инспекционную деятельность, анализируют состояние потенциально опасных объектов и природной среды, несут ветеринарную службу, поддерживают сеть лабораторного контроля гражданской обороны, а также наблюдения за качеством пищевого сырья и продуктов питания. Здесь же находится служба предупреждения о стихийном бедствии.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций

Второе подразделение включает в себя соединения и части МВД, МО, МЧС, а также невоенизированные формирования гражданской обороны, силы и средства других министерств и ведомств, государственных органов или негосударственных, расположенных на территории РФ. Основой являются войска ГО, поисково-спасательные службы и части МЧС, находящиеся в постоянной готовности. В составе МЧС наряду со спасательными бригадами появляются и воздушно-десантные - мобильные и эффективные.

Спасательные отряды

Первое в стране формирование, которое состоит из высококлассных профессионалов, - аэромобильный Государственный Центральный спасательный отряд, оперативно реагирующий на техногенные и природные катастрофы. Он не только на территории страны снискал славу, но и за её рубежами.

На любой континент отряд прибывает быстро и в течение нескольких недель может работать автономно, помогая устранить последствия оползней, землетрясений и других стихийных бедствий. Людей извлекают из-под земли, обломков или руин и сразу оказывают медицинскую помощь. Отряд может дать одновременно несколько групп спасателей для разных регионов как в России, так и в ближнем и дальнем зарубежье.

Министерства и ведомства

Силы быстрого реагирования есть и у министерств, и ведомств: пожарные и у Министерства путей сообщения, например. МВД обеспечивает сохранность материальных ценностей и правопорядок в экстремальных ситуациях, охраняет важные объекты, организует, если нужно, пропускной режим или оцепление. МЧС ведает, помимо прочего, противопожарной службой, которая не только тушит пожары, но и устраняет последствия аварий на химических предприятиях, спасая людей и материальные ценности.

ФСБ обеспечивает государственную безопасность при чрезвычайных ситуациях на режимных объектах РФ и при оказании помощи другим государствам. Минздрав - подсистема РЧСЧ, тоже имеющая собственную службу экстренной помощи при ЧС. Минатом, Минтопэнерго, Министерство сельского хозяйства тоже располагают силами и средствами РСЧС в виде контролирующих обстановку на территориях потенциально опасных объектов, ликвидирующих последствия чрезвычайных ситуаций, располагают лечебницами, лабораториями.

РОСТО

Правоприемница ДОСААФ - РОСТО (Российская оборонная спортивно-техническая организация) - тоже является учредителем ассоциации спасательных формирований, среди которых группы и отряды добровольных спасателей - парашютно-десантные, аэромобильные, подводные, автотранспортные, связисты. Все субъекты РФ создают и оснащают силы и средства РСЧС. В каждом городе, районе, на каждом объекте есть свои подразделения ГО и ЧС. Где бы ни произошли авария, стихийное бедствие или катастрофа, силами и средствами РСЧС можно распорядиться мгновенно.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Санкт-Петербургский государственный медицинский университет

им. акад. И.П. Павлова

Кафедра экстремальной медицины

Курс ОМОЧС

на тему: "Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций МЧС России"

Санкт-Петербург - 2004

Введение

Экстремальная (чрезвычайная) ситуация представляет собой совокупность опасных для общества факторов, создающих угрозу безопасности жизненно важным интересам личности, общества и государства и требующих для своего урегулирования иного нормативного воздействия, иной управляющей подсистемы чем те, которые действуют в обычных условиях. В чрезвычайных ситуациях проводят аварийно-спасательные и иные неотложные работы.

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий (стихийных бедствий) - МЧС России - является специальным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление и координацию федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Оно образует подведомственные ему территориальные органы соответствующего профиля.

МЧС России в этих условиях осуществляет разнообразные задачи и функции, в том числе руководство работами по ликвидации крупных аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций; координацию деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций по преодолению последствий радиационных аварий и катастроф; контроль за осуществление мероприятий в этой области; организует формирование и доставку гуманитарной помощи населению, пострадавшему в результате чрезвычайных ситуаций.

Силы и средства МЧС:

· Региональные центры.

· Поисково-спасательные службы.

· Центр управления в кризисных ситуациях.

· Центральный аэромобильный спасательный отряд "ЦЕНТРОСПАС".

· Центр по проведению спасательных операций особого риска "Лидер".

· Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций.

· Государственное унитарное авиационное предприятие.

· Всероссийский центр наблюдения и лабораторного контроля.

· Европейский центр новых технологий управления рисками стихийных бедствий и технологических катастроф МЧС России.

· Агентство "Эмерком".

· Журнал "Гражданская защита".

· Российский национальный корпус чрезвычайного реагирования.

· Региональные центры.

Поисково-спасательные службы

Основные задачи МЧС:

Координация деятельности территориальных подсистем, а также звеньев ведомственных и функциональных подсистем Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях на территории региона, организация их взаимодействия по вопросам разработки и осуществления мероприятий в области защиты населения, территорий и объектов, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

Руководство подчиненными соединениями и воинскими частями гражданской обороны, штабами по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в ходе повседневной деятельности, при приведении их в различные степени боевой готовности, в период отмобилизования и выполнения задач в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, поисково-спасательными службами на территории региона;

Координация ведения гражданской обороны на территории региона;

Координация действий комиссий по чрезвычайным ситуациям, органов государственной власти субъектов Российской Федерации по ликвидации региональных чрезвычайных ситуаций;

Осуществление установленным порядком государственного надзора на территории региона за выполнением мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовностью к действиям при их возникновении;

Организация региональных научно-прикладных исследований по проблемам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

Организация разработки и реализации региональных программ, систем информационного обеспечения, контроля за реализацией в регионе федеральных целевых программ, направленных на предотвращение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, в том числе преодоление последствий радиационных аварий и катастроф (за исключением регионов, где имеются специальные органы управления МЧС России администраций по контролю за реализацией программ по ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф), а также защиту населения и территорий;

Организация на территории региона обучения населения, подготовки должностных лиц органов управления и формирований гражданской обороны, подразделений РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях;

Участие, содействие и контроль за созданием на территории региона резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

Рассмотрение и согласование смет потребности в денежных средствах субъектам Российской Федерации на оказание помощи при ликвидации чрезвычайных ситуаций;

Осуществление функций финансирования мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет средств, выделяемых из резервного фонда Правительства Российской Федерации, а также организации финансового и материально-технического обеспечения штабов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, соединений, воинских частей гражданской обороны на территории региона.

Всего в составе МЧС России имеется 9 региональных центров:

Центральный - г. Москва; Северо-Западный - г. Санкт-Петербург; Северо-Кавказский - г. Ростов на Дону; Приволжский - г. Самара; Уральский - г. Екатеринбург; Западно-Сибирский - г. Новосибирск; Восточно-Сибирский - г. Красноярск; Забайкальский - г. Чита; Дальневосточный - г. Хабаровск.

В зависимости от особенностей региона численность региональных центров (включая подразделения обеспечения) изменяется от 200 до 215 человек.

ПСС является подведомственным учреждением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и предназначена для проведения поисково-спасательных работ в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В состав ПСС входят органы управления службы, поисково-спасательные отряды (ПСО) и подразделения обеспечения. Служба, имеющая в своем составе региональный поисково-спасательный отряд (РПСО), является базовой для региона ее дислокации.

Основными задачами ПСС являются:

Обеспечение готовности органов управления, ПСО (РПСО) к проведению поисково-спасательных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

Организация и проведение поисково-спасательных работ при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, к ведению которых они аттестованы;

Организация и проведение профилактической работы по предупреждению несчастных случаев среди населения;

Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящего состава, специалистов, штатных и общественных спасателей;

Организация взаимодействия с органами управления и силами РСЧС;

Осуществление мероприятий по реабилитации, социальной и правовой защите работников ПСС региона и членов их семей;

Создание материально-технической базы для выполнения задач по предназначению.

Базовая служба дополнительно выполняет задачи в интересах региона.

Полный перечень задач, возлагаемый на конкретные поисково-спасательные службы, определяется соответствующими РЦ ГО ЧС, а также постоянно действующими органами управления при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и при органах местного самоуправления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций, в соответствии с их полномочиями и закрепляется в уставах указанных служб.

Центр управления в кризисных ситуациях

Центр управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) МЧС России является органом повседневного управления силами и средствами Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Его основные задачи:

Обеспечение устойчивого и непрерывного управления силами и средствами ликвидации ЧС постоянной готовности;

Информационное обеспечение функционирования системы управления;

Координация работы всех звеньев РСЧС;

Автоматизация управленческой деятельности, программно-техническое и информационное обеспечение деятельности центрального аппарата Министерства по чрезвычайным ситуациям.

Центр состоит из: оперативно-аналитического управления, информационно-технического управления, подразделений обеспечения деятельности Центра.

Основные службы Центра осуществляют круглосуточное дежурство. Основу дежурной службы составляет оперативная дежурная смена Центра во главе со старшим оперативным дежурным МЧС России, которые организуют немедленное реагирование на чрезвычайные ситуации. Оперативная дежурная смена собирает, анализирует и обрабатывает информацию, как в обычном, так и в автоматизированном режиме. Она может одновременно вести сбор информации по 2-3 чрезвычайным ситуациям федерального или регионального уровня.

Функционирование единой информационной сети обеспечивается комплексом средств автоматизации, который позволяет прогнозировать развитие отдельных типов ЧС с помощью предметно ориентированных программ, хранить оперативную и справочную информацию по ЧС и обеспечивать подготовку документов.

Центральный аэромобильный спасательный отряд " ЦЕНТРОСПАС "

Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд (Центроспас) создан в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 марта 1992 года. Его основное назначение - реагирование на чрезвычайные ситуации, связанные с природными катастрофами и техногенными авариями, оказание помощи людям, сохранение производственного потенциала. Экономическо-правовой статус отряда - государственное учреждение с правом самостоятельной коммерческой деятельности.

Отряд находится в режиме круглосуточного дежурства на базе, расположенной вблизи аэродрома. Необходимая психологическая и физическая подготовка спасателей, владение ими современным специальным оборудованием и снаряжением, позволяют проводить первоочередные поисково-спасательные и аварийные работы в случаях стихийных бедствий: землетрясений, наводнений, оползней, техногенных катастроф, при проведении особо сложных и опасных аварийно-спасательных операций.

Центр по проведению спасательных операций особого риска "ЛИДЕР"

Личный состав Центра постоянно участвует в спасательных и гуманитарных операциях, как на территории России, так и за ее пределами. Спасатели Центра готовы прийти на помощь людям в любых широтах, в самой труднодоступной местности.

Государственное унитарное авиационное предприятие

Задачи ГУАП:

Оперативная доставка спасателей, специалистов и экспертов в зоны чрезвычайных ситуаций;

Эвакуация российских граждан из зарубежных стран;

Поисковые работы и мониторинг.

Специальные виды работ - пожаротушение, десантирование, парашютный сброс грузов, транспортировка вертолетов, автомобильной техники. В соответствии с задачами, решаемыми российскими спасателями, в ГУАП сформировался парк самолетов и вертолетов, оснащенный специальной связью и предназначенный для перевозки людей из зоны бедствия.

Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны

- создание нормативной правовой базы РСЧС и ГО;

Разработка нормативно-методических документов по созданию и использованию резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на региональном уровне;

Создание первой очереди международной мониторинговой сети по оценке сейсмического риска;

Разработка карт рисков по видам ЧС и карт.

Европейский центр новых технологий управления рисками стихийных бедствий и технологических катастроф ЧОС Совета Европы

Основные направления деятельности:

Создание нормативной правовой базы РСЧС и ГО;

Реализация решений совместного заседания Совета Безопасности РФ и президиума Государственного Совета РФ по повышению защищенности критически важных объектов РФ;

Разработка нормативных правовых актов и научно-технической продукции в области совершенствования системы спасения пострадавших в ДТП;

Разработка нормативно-методичных документов по созданию и использованию резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на региональном уровне;

Создание автоматизированной информационно-справочной системы обеспечения поддержки принятия управленческих решений по вопросам ГО и защиты от ЧС;

Создание и оборудование систем и комплексов мониторинга, наблюдения и контроля;

Проведение научно-экспериментальных работ по диагностике опасности разрушений зданий и сооружений с помощью мобильных диагностических комплексов;

Создание новых информационно-управленческих технологий по цепочке: прогноз ЧС - прогноз последствий - определение эффективных сценариев реагирования, объединенных в единую ГИС;

Создание компьютерного банка данных по оценке природных и техногенных опасностей населению, застройке и инфраструктуре для принятия решения по эффективному международному реагированию на ЧС;

Создание технологий прогнозирования лесопожарной и паводковой опасностей;

Создание первой очереди международной мониторинговой сети по оценке сейсмическсного риска;

Разработка технологий краткосрочного прогнозирования землетрясений;

Разработка карт рисков по видам ЧС.

Состав: министерство чрезвычайная ликвидация задача

1. Управление проблем развития ГО и РСЧС.

2. Управление проблем развития технологий космического мониторинга и поддержки принятия решений в кризисных ситуациях.

3. Управление проблем развития аварийно-спасательных технологий, средств защиты населения и территорий, сертификации АСС и выставочной деятельности.

4. Управление проблем защиты населения и территорий от ЧС.

5. Управление проблем развития информационных технологий, систем управления, связи и оповещения.

6. Управление научно-методического обеспечения.

7. Филиалы института в городах Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Красноярск, Хабаровск, Ростов-на-Дону.

Всероссийский центр наблюдения и лабораторного контроля

Основные направления деятельности:

Мониторинг объектов окружающей среды, чрезвычайных ситуаций и их источников;

Прогнозирование чрезвычайных ситуаций и их последствий;

Создание, развитие и анализ банка данных по чрезвычайным ситуациям на территории Российской Федерации.

Центр разрабатывает краткосрочные (экстренные предупреждения, ежедневные и декадные прогнозы); среднесрочные (ежемесячные) и долгосрочные (сезонные и ежегодные) прогнозы природных, техногенных чрезвычайных ситуаций и их социально-экономических последствий. В целях своевременного реагирования и принятия соответствующих управленческих решений, обеспечивающих заблаговременное предупреждение, локализацию и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, Центр осуществляет подготовку и доведение прогнозов до руководства Министерства, департаментов и управлений, а также региональных центров и территориальных органов МЧС России в субъектах РФ.

Агентство " Эмерком "

Основные направления деятельности:

Установление и развитие связей с международными и национальными организациями, в том числе с организациями системы ООН, деятельность которых связана с чрезвычайным реагированием, оказанием помощи при чрезвычайных ситуациях и проведением гуманитарных операций;

Реализация российского участия в международных гуманитарных операциях и проведение самостоятельных;

Обеспечение структур РНКЧГР современной спасательной и специальной техникой и средствами, применяемыми в гуманитарных и спасательных операциях и отвечающими требованиям ООН;

Осуществление экспортно-импортных операций в целях обеспечения деятельности МЧС России и его подразделений в чрезвычайных гуманитарных и спасательных операциях.

Журнал " гражданская защита "

Единственное в стране государственное специализированное издание по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от опасностей природного и техногенного характера, спасения пострадавших при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях, военных конфликтах и террористических актах. Предназначен для информационно-методического обеспечения руководящего состава и специалистов Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. После образования МЧС России в журнале приоритетными становятся вопросы готовности органов управления и сил гражданской обороны к борьбе с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера. Сотрудников журнала отличает профессиональный подход в освещении проблем безопасной жизнедеятельности людей в любых критических ситуациях и в повседневной жизни.

Заключение

От качества проведения аварийно-спасательных и других видов работ в зоне ЧС зависит жизнь и здоровье людей, тем или иным образом вовлеченных в условия чрезвычайных обстоятельств. В целях обеспечения оперативных, слаженных действий всех служб, занятых ликвидацией последствий ЧС, а также гарантирования профессиональной и социальной защищенности спасателей высшими государственными органами РФ принят ряд нормативных актов, регламентирующих порядок проведения работ и обозначающих статус сотрудников спасательных подразделений. Для достижения наибольшей эффективности работ на месте ЧС требуется комплекс мер, включающий законодательную базу, фонды экономической поддержки, специальное техническое обеспечение, обеспечение средствами связи. Не мене важен и организационный аспект, позволяющий координировать действия специальных спасательных служб разных уровней в чрезвычайных условиях. МЧС России имеет достаточно большой опыт работы в самых различных чрезвычайных ситуациях, в том числе уникальный опыт по спасению арктических экспедиций, ликвидации последствий островных и шельфовых землетрясений, крупных затоплений и т.д. Но, как показывает статистика, количество аварий и других ЧС не сокращается. Во многом данное обстоятельство объясняется сложной экономической ситуацией, изношенностью основных производственных и жилищных фондов, коммуникаций. Учитывая вышеперечисленное, можно сделать вывод о необходимости совершенствования системы ГО и ЧС, усиления всесторонней государственной поддержки служб спасения, наращивания процесса обмена передовым мировым опытом в области организации спасательных и иных неотложных работ.

Список литературы

1. "Гражданская оборона" В.Г. Атаманюк, Л.Г. Ширшев, Н.И. Акимов, Москва, "Высшая школа", 1986.

2. Постановление Совета министров РСФСР от 27 декабря 1990г "Об образовании Российского корпуса спасателей на правах государственного комитета РСФСР, а также формировании единой государственно-общественной системы прогнозирования, предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций".

3. Указ Президента РСФСР Б.Н. Ельцина № 221 "О создании Государственного комитета по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР (ГКЧС РСФСР)", председателем которого был назначен С.К. Шойгу.

4. Постановление Правительства Российской Федерации № 154 от 13 марта 1992 г. "О создании Центрального аэромобильного спасательного отряда (ЦАМО) с базированием его на аэроузле "Раменское" (г. Жуковский Московской области)".

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 июля 1992 г. № 528 "О совершенствовании деятельности туристских и альпинистских спасательных служб, пунктов и центров".

6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 февраля 1993 г. № 307 "О создании межведомственной противопаводковой комиссии"

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 января 1993 г. № 26 "О создании национальной комиссии Российской Федерации по проведению Международного десятилетия ООН по уменьшению опасности стихийных бедствий".

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 июля 1993 г. № 636 "О создании межведомственной морской координационной комиссии по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на море и водных бассейнах России при ГКЧС России".

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 июля 1993 г. № 643 "О создании межведомственной комиссии Российской Федерации по борьбе с лесными пожарами".

10. Указ Президента Российской Федерации № 66 от 10 января 1994 г "О структуре федеральных органов исполнительной власти".

11. www.mchs.gov.ru/.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Российская система предупреждения и действий в чрезвычайной ситуации, ее предназначение и структура. Основные силы и средства гражданской обороны. Единая государственная политика в области предупреждения и ликвидации последствий стихийных бедствий.

    реферат , добавлен 13.02.2014

    Основные задачи государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Структура и органы управления РСЧС, режимы ее функционирования. Принципы организации и ведения гражданской обороны. Виды спасательных служб и их функции.

    презентация , добавлен 14.12.2015

    История образования Министерства по чрезвычайным ситуациям России. Основные задачи, направления и показатели его деятельности. Оперативный прогноз возможных ЧС на территории РФ. Силы и средства МЧС. Их возможности, действия в мирное и военное время.

    презентация , добавлен 17.03.2015

    История создания Министерства чрезвычайных ситуаций (МЧС) России, его задачи и организационная структура. Место МЧС в системе органов управления. Функции и режим функционирования Российской единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

    презентация , добавлен 19.01.2016

    Нормативно-правовые акты, регламентирующие вопросы гражданской обороны. Указы Президента Российской Федерации, постановления. Структура и место обороны в общей системе национальной безопасности. Нештатные формирования и учреждения спасательных служб.

    лекция , добавлен 21.03.2014

    Федеральный закон о гражданской обороне и его содержание. Основные понятия и система мероприятий. Структура гражданской обороны Российской Федерации. Задачи в области гражданской обороны, принципы ее организации и ведения. Руководство гражданской обороны.

    презентация , добавлен 03.09.2014

    Требования федерального законодательства и подзаконных актов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий в условиях мирного времени от ЧС природного и техногенного характера. Задачи МЧС России по ликвидации последствий катастроф.

    презентация , добавлен 16.07.2015

    Органы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, основные законодательные акты, структура, функции органов ЧС в Республике Казахстан. Предупреждение природных и техногенных ЧС. Меры, принятые для предотвращения, ликвидации ЧС на территории РК.

    курсовая работа , добавлен 26.09.2012

    Организация медико-санитарного обеспечения при ликвидации последствий радиационных аварий, железнодорожных и автотранспортных катастроф. Мероприятия по ликвидации медико-санитарных последствий террористических актов. Медицинское обеспечение при взрывах.

    курсовая работа , добавлен 23.06.2009

    Характеристика Калужской области как объекта защиты от чрезвычайных ситуаций. Виды ЧС на территории Калужской области и состав участников их ликвидации. Характеристика обстановки с пожарами. Государственная система управления в области защиты населения.

Для ведения спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий ЧС привлекаются силы гражданской защиты.

К силам гражданской защиты относятся:

1) Оперативно спасательная служба гражданской защиты;

2) аварийно-спасательные службы;

3) формирование гражданской защиты;

4) специализированные службы гражданской защиты;

5) пожарно-спасательные подразделения (части);

6) добровольные формирования гражданской защиты.

Организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций

Для проведения работ по ликвидации ЧС привлекаются силы, указанные в предыдущем разделе.

Проведение аварийно-спасательных работ в зонах чрезвычайных ситуаций условно делится на 3 этапа:

- начальный этап – проведение экстренных мер относительно защиты населения, спасания пострадавших местными силами и подготовки группировок сил и средств ликвидации ЧС к проведению работ;-

первый этап ; – проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ группировками сил и средств гражданской защиты

второй этап – завершение аварийно-спасательных работ, постепенная передача функций управления органам исполнительной власти, вывод группировок, проведение мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения.

Силы и средства системы гражданской защиты выводятся из зоны ЧС после завершения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ.

Следует заметить, что оперативное построение группировки сил и средств состоит из нескольких эшелонов и резерва. Очередность эшелонов зависит от времени на приведение в готовность и прибытие к очагу событий. К резерву подключают силы и средства, предназначенные для решения внезапно возникших задач.

Как правило, ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами того звена системы гражданской защиты, той подсистемы, на территории которой они возникли. В случае невозможности ликвидировать ЧС собственными силами, они наращиваются решением вышестоящей инстанции.

Режим работы устанавливается с учетом времени защитного действия средств защиты органов дыхания и закономерностей изменения трудоспособности человека в случае работы в определенных условиях.

В случае круглосуточного ведения работ, продолжительность рабочих смен (циклов), включая перерыв на отдых, не должна превышать 8 часов и устанавливается в каждом конкретном случае на основе показателей, которые характеризуют постоянную трудоспособность в течение данного времени.

Ночью продолжительность работы спасателей уменьшается на 25 процентов, соответственно увеличивается время на отдых.

2. Особенность ликвидации последствий землетрясений, наводнений, химических, биологических аварий.

Землетрясения, как это уже подчеркивалось в первой лекции, являются наиболее разрушительным стихийным бедствием, которое занимает одно из первых мест среди других чрезвычайных ситуаций по количеству жертв, объему разрушений и материального ущерба.

Сложность спасания людей в условиях землетрясений обусловлена внезапностью его возникновения, трудностями введения сил и развертывания поисково-спасательных работ в зоне массовых разрушений; наличием значительного количества пострадавших, которые нуждаются в экстренной помощи; ограниченным временем выживания людей в завалах; тяжелыми условиями работы спасателей.

Главной целью аварийно-спасательных и других неотложных работ являются: поиск и спасание пострадавшего населения, заблокированного в завалах, поврежденных домах, сооружениях, предоставление им первой медпомощи и эвакуация тех, кто нуждается в дальнейшем лечении, а также первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения.

Управление аварийно-спасательными и другими неотложными работами во время землетрясений, как и во время других ЧС, состоит в целенаправленной деятельности руководства с эффективным использованием имеющихся сил и средств во время спасения пострадавших, предоставлении им медпомощи, эвакуации с зоны бедствия и дальнейшего жизнеобеспечения.

Основой для организации управления является заранее разработанный план действий относительно предотвращения и ликвидации чрезвычайной ситуации.

Аварийно-спасательные работы в случае землетрясений должны начинаться немедленно и проводиться беспрерывно, днем и ночью, в любую погоду, обеспечивать спасение пострадавших в срок их выживания в завалах.

С целью обеспечения постоянного управления зона разрушений делится на участки, а те, в свою очередь, на объекты работ, которые включают определенную территорию с расположенными на ней домами и сооружениями. Количество участков и объектов работ определяется с учетом сложившейся обстановки, объема завалов, степени разрушения зданий, ожидаемого количества пострадавших и их состояния.

Поисково-спасательному отряду назначается один-два объекта работ.

Организационно-технологическая схема проведения аварийно-спасательных работ избирается командиром (начальником) поисково-спасательного отряда (службы), исходя из обстановки, объема, условий работы в районе землетрясения и принятой технологии отдельных рабочих операций.

Во время спасательных работ в завалах и в других сложных условиях могут назначаться микропаузы – “ минуты тишины” продолжительностью 2-3 минуты для кратковременного отдыха и прослушивания завалов с целью поиска пострадавших.

Перерывы в работе продолжительностью 10-15 минут назначаются с учетом состояния трудоспособности спасателей. Во время тяжелой работы отдых должен носить пассивный характер.

После завершения последней (в течение времени) рабочей смены спасателям предоставляется межсменный отдых – не менее 7-8 часов полноценного сна, удовлетворение других нужд, исходя из необходимости полного восстановления трудоспособности.

Мероприятия по уменьшению масштабов последствий землетрясений и действий в случае их возникновения должны быть предусмотрены в Планах действий относительно предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.