Обязательным субъектом административных правоотношений является прокуратура. Объекты и субъекты административно-правовых отношений. Ограничение административной дееспособности

К аждому виду управления соответствует определенный субъект и объект. Субъект управления есть структурно-организованная социальная общность, выполняющая функции руководства и воздействующая на объект с целью перевода его в новое состояние. Субъектами государственного и муниципального управления являются соответствующие органы, должностные лица. К ним относятся органы управления от Парламента и Правительства, министерств и ведомств на федеральном уровне до отдела местной администрации, а среди должностных лиц от Президента России до начальника паспортного стола.

Органы управления можно классифицировать по различным признакам: по назначению и функциям, по характеру социальной общности и отражения ее интересов, по полномочиям, по отраслевому признаку, по структурному содержанию и т.п.

Различные виды управляющих субъектов используют разные полномочия и методы управления. Эти различия в правовом государстве вытекают из закона. Деятельность субъектов управления разных видов и уровней регулируется законодательными и правовыми актами государственных органов власти. Субъекты управления обладают рядом признаков:

  1. любой субъект управления обеспечивает выражение интересов определенной социальной общности;
  2. каждому субъекту присущи определенные функции, отражающие общесистемное разделение труда по их выполнению;
  3. субъекты управления системно организованы и им присущи черты системы, общие функции, цели, единство принципов их образования и деятельности, структурное единство и др.;
  4. каждый субъект управления приобретает общесистемные качества, находясь в рамках системы управления и взаимодействуя с соответствующим объектом, другими субъектами своей системы с субъектами других систем.

Субъекты управления являются субъектами административного права.

Субъект административного права - это лицо, обладающее определенным административно-правовым статусом, имеющее возможность и способное вступать в административно-правовые отношения по собственной воле или в силу юридической обязанности, возлагаемой на него правовой нормой.

Юридическая возможность лица вступать в административно-правовые отношения, быть носителями конкретных юридических прав и обязанностей связана с наличием у лица правового качества, которое называется административная правосубъектность.

Административная правосубъектность состоит из двух элементов:

a) Административная правоспособность - способность приобретать субъективные юридические права и обязанности административно-правового характера, быть участником административно-правовых отношений. Она является частью общей правоспособности.

b) Административная дееспособность - это практическая способность лица собственными действиями приобретать субъективные права и нести юридические обязанности, осуществлять и прекращать их, т.е. реализовывать свою административную правоспособность в рамках конкретных административно-правовых отношений. Разновидностью административной дееспособности является административнаяделиктоспособность - способность лица нести административную ответственность за нарушение требований административно-правовых норм.

Административная правосубъектность составляет основуадминистративно-правового статуса субъектов, который включает в себя три элемента: права, обязанности и ответственность. Административно-правовой статус характеризует исходное правовое положение субъектов административного права. Он устанавливается Конституцией, федеральными законами и подзаконными нормативными актами органов управления административно-правового характера в сфере осуществления исполнительной власти.

Чтобы стать субъек-том административных правоотношений, субъект ад-министративного права должен обладать администра-тивной дееспособностью.

Административная дееспособность - процесс прак-тической реализации административной правоспо-собности в условиях управленческой действительно-сти. То есть правоспособность и дееспособность со-относятся как статическая и динамическая категории, являясь элементами административно-правового статуса.

Несмотря на большой круг участников административных правоотношений их можно разделить на группы и подгруппы:

1) Индивидуальные субъекты:

  • граждане России;
  • иностранные граждане;
  • лица без гражданства.
  • специфическим индивидуальным субъектом адми-нистративного права считают государственного служа- щего , так как, проявляя себя индивидуально, он фак-тически является официальным представителем того или иного органа исполнительной власти.

2) Коллективные субъекты:

a) Государственные организации :

b) Негосударственные организации :

Общественные объединения (партии, союзы, общественные движения и т.п.);

Трудовые коллективы;

Коммерческие структуры;

Органы местного самоуправления.

Каждый вид субъектов административно-правовых отношений, индивидуальный или коллективный, обладает своим административно-правовым статусом. Различия в правовом статусе коллективных субъектов зависят от принадлежности к государственной структуре и органам исполнительной власти или к общественным объединениям. Административно-правовой статус государственных органов управления определяется их компетенцией - совокупностью властных полномочий относительно определенных предметов ведения. К элементам административно-правового статуса государственных органов нередко относят их цели, функции и задачи деятельности, закрепленные в нормативных актах.

Административно-правовой статус может быть общим (содержит общие, одинаковые права, обязанности и ответственность) и специальным (наряду с общим имеется и дополнительный отличный от других субъектов комплект прав и обязанностей - статус беженца, «чернобыльца»).

Можно определить условия, при которых субъекты административного права становятся субъектами административно-правовых отношений:

a) наличие административно-правовых норм, предусматривающих права и обязанности субъектов;

b) административная правосубъектность;

c) наличие оснований (юридических фактов) для возникновения, изменения или прекращения отношений в сфере управления.

Объектом административно–правовых отношений является воля, сознание и опосредованное ими поведение управляемых в сфере государственного управления, реализации публично–правовых интересов. Для (а иногда и в результате) совершения определенного поведения возникают административно–правовые отношения, для которых эти действия (бездействия) являются объектом.

Субъектами административно–правовых отношений являются государственные органы, государственные организации, должностные лица, другие государственные служащие, граждане, иностранные граждане и лица без гражданства, а также общественные объединения, наделенные исполнительно–распорядительными полномочиями.

При этом каждая из сторон административно–правового отношения должна обладать административной правоспособностью и дееспособностью, т.е. административной правосубъектностью.

Административная правоспособность – это способность субъекта административного правоотношения иметь права и нести юридические обязанности и ответственность в сфере исполнительной власти, государственно–управленческой деятельности. Полномочия (права и обязанности) органа государственного управления определяются местом и ролью его в системе государственных органов и закрепляются в специальных законодательных актах (например, министерства – в положении о конкретном министерстве). От административной правоспособности неотделима дееспособность, а именно способность субъекта административно–правового отношения своими действиями приобретать и осуществлять права, принимать на себя обязанности, исполнять их, а также нести ответственность за свои действия в сфере государственного управления.

Для государственных органов, государственных организаций, предприятий, учреждений, государственных служащих, должностных лиц и общественных объединений как субъектов административно–правового отношения характерно совпадение административной право – и дееспособности, т.е. административная правоспособность и административная дееспособность этих субъектов возникают одновременно, как правило, с момента их образования, регистрации.

Административная правоспособность гражданина возникает с момента рождения и прекращается с его смертью. Административная дееспособность граждан возникает лишь по достижении определенного возраста: 16 лет (неполная дееспособность) и

18 лет (полная дееспособность). Так, по достижении определенного возраста (16 лет), лицо может быть привлечено к административной ответственности. Право на поступление на военную службу наступает по достижении 18–летнего возраста. Малолетние и душевнобольные не обладают административной дееспособностью. Права и обязанности недееспососбных граждан реализуются родителями, усыновителями, опекунами, полномочными государственными органами.

Граждане, как субъекты административно–правовых отношений, пользуются административно–правовой правоспособностью во всех сферах государственного управления. Можно выделить следующие группы административно–правовых отношений, в которых граждане могут выступать в качестве стороны:

отношения, возникающие в процессе реализации гражданами принадлежащих им по закону прав (право на медицинскую помощь, на образование и т.п.); отношения, складывающиеся в связи с выполнением гражданами обязанностей (воинской, охраны окружающей среды, соблюдение правил безопасности, санитарнопротивоэпидемических и др.); отношения, возникающие в связи с совершением гражданами правонарушений в сфере государственного управления, а равно нарушением органами исполнительной власти или должностными лицами прав и законных интересов граждан (обжалование решений органов государственного управления, действий должностных лиц и т.п.).

К аждому виду управления соответствует определенный субъект и объект. Субъект управления есть структурно-организованная социальная общность, выполняющая функции руководства и воздействующая на объект с целью перевода его в новое состояние. Субъектами государственного и муниципального управления являются соответствующие органы, должностные лица. К ним относятся органы управления от Парламента и Правительства, министерств и ведомств на федеральном уровне до отдела местной администрации, а среди должностных лиц от Президента России до начальника паспортного стола.

Субъект административного права – это лицо, обладающее определенным административно-правовым статусом, имеющее возможность и способное вступать в административно-правовые отношения по собственной воле или в силу юридической обязанности, возлагаемой на него правовой нормой.

Юридическая возможность лица вступать в административно-правовые отношения, быть носителями конкретных юридических прав и обязанностей связана с наличием у лица правового качества, которое называется административная правосубъектность.

Административная правосубъектность состоит из двух элементов:

a) Административная правоспособность – способность приобретать субъективные юридические права и обязанности административно-правового характера, быть участником административно-правовых отношений. Она является частью общей правоспособности.

В правовой теории и на практике различают три основных вида право­способности: общую, отраслевую и специальную.

Общая правоспособность - это способность любого лица или органи­зации быть субъектом права как такового, вообще. Она признается государ­ством за лицами с момента их рождения.

Отраслевая правоспособность означает юридическую способность лица или организации быть субъектом той или иной отрасли права. В каж­дой отрасли права сроки ее наступления могут быть неодинаковы.

Специальная правоспособность - способность быть участником право­отношений, возникающих в связи с занятием определенных должностей (президент, судья, член парламента) или принадлежностью лица к опреде­ленным категориям субъектов права (работники ряда транспортных средств, правоохранительных органов и др.). Возникновение специальной правоспособности всегда требует выполнения особых условий.

b) Административная дееспособность – это практическая способность лица собственными действиями приобретать субъективные права и нести юридические обязанности, осуществлять и прекращать их, т.е. реализовывать свою административную правоспособность в рамках конкретных административно-правовых отношений. Разновидностью административной дееспособности является административная деликтоспособность – способность лица нести административную ответственность за нарушение требований административно-правовых норм.

Административная правосубъектность составляет основу административно-правового статуса субъектов, который включает в себя три элемента: права, обязанности и ответственность. Административно-правовой статус характеризует исходное правовое положение субъектов административного права. Он устанавливается Конституцией, федеральными законами и подзаконными нормативными актами органов управления административно-правового характера в сфере осуществления исполнительной власти.

Каждый вид субъектов административно-правовых отношений, индивидуальный или коллективный, обладает своим административно-правовым статусом. Различия в правовом статусе коллективных субъектов зависят от принадлежности к государственной структуре и органам исполнительной власти или к общественным объединениям. Административно-правовой статус государственных органов управления определяется их компетенцией – совокупностью властных полномочий относительно определенных предметов ведения. К элементам административно-правового статуса государственных органов нередко относят их цели, функции и задачи деятельности, закрепленные в нормативных актах.

Административно-правовой статус может быть общим (содержит общие, одинаковые права, обязанности и ответственность) и специальным (наряду с общим имеется и дополнительный отличный от других субъектов комплект прав и обязанностей – статус беженца, «чернобыльца»).

Участников административных правоотношений можно разделить на группы и подгруппы:

1) Индивидуальные субъекты:

a) граждане России;

b) иностранные граждане;

c) лица без гражданства.

2) Коллективные субъекты:

a) Государственные организации :

o Органы государственной власти (государственного управления);

o Государственные предприятия, учреждения и их объединения;

o Структурные подразделения органов исполнительной власти.

b) Негосударственные организации :

Общественные объединения (партии, союзы, общественные движения и т.п.);

Трудовые коллективы;

Коммерческие структуры;

Органы местного самоуправления.

И сходным положением, определяющими административно-правовой статус граждан , является ст. 17 Конституции РФ, в которой закреплено, что права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, а осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц.

Граждане России становятся субъектами административных правоотношений, если они обладают правосубъектностью. Административную правоспособность граждане приобретают с рождением и утрачивают со смертью. Административная дееспособность граждан может быть:

Полная – с 18 лет; = ограниченная – с 16 лет; = частичная – с 7 лет.

При наличии у гражданина определенных заболеваний (душевная болезнь, слабоумие и т.п.) его административная дееспособность может быть частично или полностью ограниченной.

Права граждан можно условно разделить на три группы:

a. в зависимости от механизма их реализации :

♦ абсолютные (безусловные) – права, которыми лица пользуются по своему усмотрению, а субъекты власти обязаны создавать условия для их реализации, не препятствовать их осуществлению и обеспечивать их защиту (право на трудоустройство, на подачу жалобы);

♦ относительные – права, для реализации которых необходим акт государственного органа власти (приказ о назначении на должность, лицензия на осуществления определенного вида деятельности, акт регистрации частного предприятия и т.п.);

b. по кругу лиц и основанию их возникновения :

общие – права, которые распространяются на все отрасли и сферы управления (на участие в государственном управлении, на обжалование действий государственных органов и т.п.);

специальные – права в определенной отрасли или сфере управления (право предпринимательскую деятельность в сфере экономики, право на образование).

c. по содержанию :

· право на участие в государственном управлении (государственная служба, внесение предложений, получение необходимых документов, пресечение противоправных действий должностных и иных лиц);

· право на государственное содействие и помощь (получение медицинской технической, санитарно-эпидемиологической и иной помощи);

· право на защиту (основными формами реализации права на защиту являются административная жалоба, защита в административно-юрисдикционном производстве, право на помощь негосударственных организаций и др.).

Административно-правовые обязанности , являющиеся неотъемлемой частью правосубъектности граждан можно классифицировать на:

a. абсолютные – возлагаемые на каждого гражданина, не зависимо от конкретных обстоятельств (соблюдение законов, уплата налогов и т.п.);
b. относительные – возникающие из правомерных действий граждан, направленных на приобретение и пользование правами, предоставленными нормами права (уплата владельцем автомобиля дорожного налога и т.п.).

Элементом административно-правового статуса граждан являются гарантии их прав и свобод. Основополагающими и универсальными гарантами прав и свобод граждан являются Конституция и законы России. Среди гарантий можно выделить такие организационно-правовые как судебные (реализуемые судами в процессе осуществления правосудия) и административные (реализуемые во внесудебном порядке).

На основе административной правоспособности дееспособные граждане могут вступать в конкретные правоотношения с органами исполнительной власти и должностными лицами в связи с:

a) реализацией принадлежащих прав в сфере государственного управления;

b) выполнением возложенных обязанностей в сфере исполнительной власти;

c) защитой своих прав и свобод от неправомерных действий органов исполнительной власти и их должностных лиц.

d) нарушением административно-правовых обязанностей и запрещающих норм административного права;

В случае нарушения правил, установленных административно-правовыми нормами граждане несут административную ответственность. По общему правилу административная деликтоспособность граждан наступает с 16 лет.

С реди физических лиц, являющихся субъектами административно-правовых отношений есть категория иностранных граждан и лиц без гражданства (апатриды). Их административно-правовой статус базируется на принципе их равенства с гражданами России, часто этот принцип называется принципом национального режима. Правовой основой административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства являются федеральные законы и международно-правовые договоры. Принцип национального режима распространяется на все категории иностранных граждан:

a. постоянно проживающих (имеющие вид на жительство);
b. временно пребывающие на территории России;
c. проезжающие через территорию России транзитом.

При сравнении административно-правового статуса иностранных граждан и апатридов можно выявить ряд особенностей, изъятий из их прав: не могут быть государственными служащими, командирами воздушных судов, сотрудниками милиции, не имеют избирательных прав, могут быть ограничены в передвижении и выборе места жительства. Административно-правовая ответственность для этих категорий граждан применяется на общих началах и в силу специфики их юридического положения к ним могут применяться дополнительные административные меры: административное выдворение за пределы территории России. Среди иностранных граждан есть категория лиц пользующихся иммунитетом, к ним не применяется административно-правовая ответственность и в необходимых случаях вопросы разрешаются в дипломатическом порядке: объявление персоной «нон-грата» и выдворение из страны.

В числе субъектов административно-правовых отношений находятся органы исполнительной власти .

О рган исполнительной власти – это организация, которая являясь составной частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности, образована в соответствии с законодательством, наделена государственными полномочиями по руководству хозяйственной, социально-культурной административно-политической сферами и заниматься межотраслевым управлением.

Построение и функционирование органов исполнительной власти основывается на принципах федерализма, централизации и децентрализации, законности, гласности, единоначалия, коллегиальности и персональной ответственности.

Правосубъектность органа исполнительной власти возникает одновременно с его образованием и определением компетенции, а прекращается в связи с упразднением. Административно-правовой статус органа исполнительной власти состоит из трех блоков:

целевой – включает нормы о целях, функциях, задачах и принципах деятельности;

организационно-структурный – правовые предписания, регламентирующие порядок образования, реорганизации и ликвидации; структуру; линейную и функциональную подчиненность;

компетенционный – совокупность властных полномочий и подведомственности (компетенция в области планирования, контроля и др.).

Виды органов исполнительной власти:

a) по уровню функционирования (федеративному устройству ):

· федеральные органы (Правительство РФ, федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы, федеральные надзоры, департаменты, главные управления, агентства);

· органы исполнительной власти субъектов Федерации (президенты, губернаторы, правительства и т.д.);

· региональные органы (представители Президента, управления федеральных министерств и ведомств в федеральных округах, командующие военными округами, т.д.)

b) по характеру компетенции :

= общей компетенции – управление всеми отраслями сферы деятельности (Правительство РФ, президенты республик, губернаторы и т.п.);

= специальной компетенции :

отраслевые органы – руководство отдельной сферой или отраслью управления;

♦ внутриотраслевые органы – в рамках отрасли руководство определенным участком (территориальные органы федеральных министерств);

♦ межотраслевые органы (функциональной компетенции) – выполняют общие специализированные функции для всех или большинства отраслей и сфер управления (госкомстат, стандартизации и др.);

♦ органы смешанной компетенции – имеющие признаки отраслевой и межотраслевой компетенции (Минздрав в МВД и в Минобороны).

c) по порядку разрешения подведомственных вопросов и принятия решений:

единоначальные – решающая власть принадлежит руководителю;

коллегиальные – решения принимаются группой должностных лиц при персональной ответственности за их исполнение и деятельность на порученном конкретному лицу участке.

Система органов исполнительной власти – это юридически упорядоченная, внутренне согласованная совокупность различных по своей организационно-правовой форме органов, соподчиненных на основе разделения между ними компетенции и образующих интегрированное единство в процессе реализации исполнительной власти на всей территории России. Эта система выступает как комплексное образование, имеющее свою вертикальную иерархическую структуру и горизонтальные уровни.

Единая система органов исполнительной власти действует только в пределах ведения Федерации и совместного ведения с субъектами Федерации. В этих рамках исполнительные органы субъектов находятся в подчинении Правительству и соответствующих министерств и ведомств. Федеральные органы в субъектах Федерации могут создавать свои территориальные органы.

В рамках федеральных органов исполнительной власти можно выделить два уровня органов: руководящие органы (Президент, Правительство РФ) иорганы государственной администрации (министерства и ведомства).

Органы местного самоуправления не входят в систему государственных органов исполнительной власти и являются самостоятельными органами управления. К органам местного самоуправления относятся выборные и иные органы, образуемые в городских и сельских поселениях и на других территориях (собрания представителей и глава местного самоуправления). Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно исходя из местных особенностей, традиций и обычаев.

Общественные объединения различаются по целям деятельности, составу и формам руководства, по членству, организационно-правовой форме:

» общественные организации – создаются на основе членства, совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан;

» общественное движение – не имеет членства, состоит из участников, преследующих социально-политические и иные общественные цели, поддерживаемые участниками движения;

» общественный фонд – объединение не имеющее членства, с целью формирования имущества на основе добровольных взносов или иных не запрещенных законом источников поступления, которое используется на общественно-полезные цели;

» общественные учреждения – объединение без членства для оказания конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и уставным положениям:

» орган общественной самодеятельности – объединение не имеющее членства, целью которого является решение социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы, учебы неограниченного круга лиц по месту создания этого органа;

» союзы общественных объединений (ассоциации) – объединение различных по целям и организационно-правовой формы общественных формирований.

По территории действия общественные объединения бывают:

общероссийские – объединения осуществляющие свою деятельность более чем на половине территории России и имеют свои структурные подразделения (филиалы и представительства);

межрегиональные - объединения осуществляющие свою деятельность менее чем на половине территории России и имеют свои структурные подразделения (филиалы и представительства);

региональные - объединения осуществляющие свою деятельность менее чем на территории определенного региона или в рамках субъекта Федерации;

местные - объединения осуществляющие свою деятельность менее чем на территории местного образования.

Предприятия и учреждения различаются по результатам их деятельности. Предприятие – самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественной потребности и получения прибыли.

Учреждение выполняет социально-культурные или административно-политические функции, создает социальные ценности в основном непроизводственного характера (учреждение образования).

Административно-правовой статус предприятий и учреждений определяется на основе законов и их уставных документов. Для возникновения прав и обязанностей необходима государственная регистрация.


Похожая информация.


Что следует понимать под административными правоотношениями? Это часть общественных отношений, которые регулируются нормами административного права путем воздействия на поведение субъектов в сфере государственного управления, приводит к возникновению между такими субъектами правовых связей государственно-властного характера.

Основные признаки административных правоотношений:

1) они возникают на основе административно-правовых норм;

2) характеризуются наличием сторон, именуемых субъектами административного права;

4) является видом общественных отношений государственных органов, физических или юридических лиц, организаций и общностей;

5) осуществление субъективных прав или соблюдение юридических обязанностей в правоотношениях контролируется и обеспечивается государством.

Группировать административные правоотношения можно по разным основаниям:

а) в зависимости от количества субъектов - простые и сложные;

6) в зависимости от действия во времени - долговременные и краткосрочные;

г) в зависимости от функционального назначения - регулятивные и охранные; по отраслевой принадлежности - материальные и процессуальные;

д) по сферам управления отдельными отраслями - социально-культурной, административно-политической, экономической и др.

Административные правоотношения имеют сложное строение и включают такие элементы, как субъекты, объекты, содержание правоотношений.

Основаниями возникновения, изменения или прекращения административных правоотношений являются юридические факты.

Субъектами административных правоотношений называют государственные органы, физических и юридических лиц, которые наделяются административно-правовыми нормами определенным объемом полномочий в сфере государственного управления (исполнительной власти).

Необходимо различать субъект административного права и субъект административных правоотношений. Названные понятия близкие, но не тождественные. Субъект административного права может существовать абстрактно, но никогда не будет вступать в правоотношения. А вот субъекты административных правоотношений всегда конкретны. Для того чтобы субъект административного права стал субъектом административных правоотношений, необходимы следующие три условия: а) наличие административно-правовой нормы, предусматривающей административные права и обязанности; б) наличие административной правосубъектности (право-дееспособности) в) наличие административного юридического факта.

Административно-правовые нормы содержатся в источниках административного права.

Субъекты административных правоотношений должны обладать правосубъектностью, то есть способностью быть носителями прав и обязанностей, осуществлять их от своего имени и нести юридическую ответственность за свои действия.

Субъектами административных правоотношений могут быть: а) Президент Украины; б) государственные органы исполнительной власти; в) государственные служащие; г) граждане Украины; иностранцы и лица без гражданства; д) система местного самоуправления; е) объединения граждан и др.

Объектом административных правоотношений является сама управленческая деятельность в сфере государственного управления.

Содержание административных правоотношений характеризуется синтезом фактического и юридического. Юридический смысл - это административные субъективные права и юридические обязанности субъектов правоотношений, то есть возможности императивных действий уполномоченных субъектов и необходимость соответствующих действий обязанных субъектов. Фактическое содержание - это само поведение субъектов административных правоотношений, их деятельность, в которой реализуются субъективные права и юридические обязанности сторон.

Административные юридические обязанности - это закрепленная нормами административного права мера необходимого, наиболее разумной и целесообразной поведения субъекта, направленная на удовлетворение интересов носителя административного субъективного права и обеспеченная возможностью государственного принуждения.

Содержание юридических обязанностей заключается в необходимости: а) осуществление определенных действий; б) воздержание от совершения действий, противоречащих интересам других лиц; в) требовать осуществления или неосуществления тех или иных действий от других лиц; г) нести юридическую ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение предусмотренных нормой административного права необходимых вариантов поведения.

Административные юридические факты - это конкретные жизненные обстоятельства, предусмотренные гипотезой административно-правовой нормы, порождающие возникновение, изменение или прекращение правоотношений. В зависимости от оснований рассматривают различные виды юридических фактов:

1) по юридическим последствиям - правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие;

2) в зависимости от формы их проявления - позитивные и негативные;

3) по характеру действия различают юридические факты одноразовой и непрерывного действия;

4) по характеру действий - активные и пассивные;

б) по отраслевому признаку - материальные и процессуальные;

6) по распределению прав и обязанностей - односторонние и многосторонние;

7) по функциям в механизме правового регулирования - регулятивные и охранительные;

8) в зависимости от количества субъектов - простые и сложные;

9) при наличии воли - юридические действия (жизненные обстоятельства, характеризующие волевую поведение административных субъектов, их внешнее выражение воли и сознания) и юридические действия (жизненные обстоятельства, возникают, развиваются и прекращаются независимо от воли субъектов административных правоотношений) .

Юридические действия, в свою очередь, делятся на правомерные и неправомерные. Правомерные юридические действия (поступки и результаты деятельности) всегда соответствуют нормам административного права (например, подачи жалобы, обращения организации по регистрации, представления проекта документа на экспертизу и др.).

Неправомерные юридические действия - правовые аномалии, злоупотребление правом (не является правонарушением) и административные правонарушения.

К юридическим событиям относят рождение или смерть человека, стихийные бедствия, болезни и тому подобное.

Следовательно, юридические факты, как жизненные обстоятельства, которые предусматриваются нормами административного права, имеют большое теоретическое и практическое значение для административных правоотношений.

Таким образом, административные правоотношения носят ярко выраженный императивный характер. В то же время существуют и отдельные горизонтальные отношения, в том числе и административно-договорного характера, в административном праве имеют четко выраженный вспомогательный и временный характер.

Правовые отношения возникают в процессе реализации правовых норм, которые содержат общеобязательные государственные предпи­сания. Общественные отношения в сфере исполнительной власти, урегу­лированные административно-правовыми нормами, называются админи­стративно-правовыми отношениями. Стороны участвуют в них как но­сители взаимных прав и обязанностей, установленных и обеспеченных административно-правовыми нормами. В этих правоотношениях вы­ражен государственный интерес, т. е. практически реализуются задачи и функции государства. Такие правоотношения возникают, изменяют­ся и прекращаются в связи с организацией и функционированием ор­ганов исполнительной власти в соответствии с действующим законо­дательством и (или) подзаконными административно-правовыми нор­мами.

Административно-правовое отношение, как и все другие правоот­ношения, имеет структуру (см. схемы 4 и 5), а именно системную сово­купность взаимосвязанных обязательных элементов: участники (сто­роны) правоотношения - субъект и объект управления; их субъектив­ные права и юридические обязанности; поощрения и ответственность участников; юридический факт (факты).

Субъект - это участник (сторона) правоотношения в сфере ис­полнительной власти, наделенный соответствующими государствен­но-властными полномочиями по осуществлению управленческих функций. Обычно в качестве субъекта административно-правовых от­ношений (управляющей стороны) выступает орган исполнительной власти и его должностные лица, в официальной форме выражающие волю и интересы государства. В случаях, определенных законодатель­ством, в роли субъекта могут выступать суды (например, при рассмот­рении административных дел) и общественные объединения при ре­ализации своих внешних управленческих функций (например, проф­союзы при управлении подведомственными санаторно-курортными учреждениями).

Объект управления - другой участник (сторона) правоотношения, т.е. физические и юридические лица, которые наделены правами и обязанностями в сфере исполнительной власти, но в качестве управ­ляемой стороны. Ими могут быть: граждане; государственные служа­щие; органы управления (администрация) государственных и негосу­дарственных предприятий, учреждений и организаций; соподчинен­ные и несоподчиненные органы исполнительной власти; исполнитель­ные органы в системе местного самоуправления; иностранные организации.

Схема 4. Понятие и виды субъектов административного права

Схема 5. Элементы административно-правовых отношений




Практически объектом управления следует считать деятель­ность этих людей и их объединений по реализации в сфере исполни­тельной власти своих прав и обязанностей , их сознательно-волевое поведение.

Каждое материальное и процессуальное административно-право­вое отношение есть определенная системная взаимосвязь прав и обя­занностей его участников. Этим характеризуется содержание правоот­ношения. Правомочию - субъективному праву одного участника пра­воотношения - всегда соответствует юридическая обязанность друго­го, и наоборот. Административно-правовая норма устанавливает объем полномочий сторон, их взаимные права и обязанности, юридическую ответственность за неисполнение обязанностей или нарушение прав.

Административно-правовое отношение предполагает такое поведе­ние его участников (сторон), которое соответствует требованиям, сформулированным в административно-правовых нормах. Именно оно считается правильным и не только оценивается положительно, но в соответствующих случаях и поощряется . Например, ст. 13 Федераль­ного закона от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации»* устанавливает, что к государственным служа­щим применяются поощрения за успешное и добросовестное исполне­ние ими должностных обязанностей, продолжительную и безупречную службу, выполнение заданий особой важности и сложности. В случае же несоблюдения, нарушения требований, изложенных в администра­тивно-правовых нормах, возникает необходимость их защиты в адми­нистративном или судебном порядке. Большинство административно-правовых отношений защищается в административном порядке. К участникам административно-правовых отношений, не выполняю­щим своих обязанностей, уполномоченные на то органы исполнитель­ной власти применяют меры государственного принуждения, в том числе меры юридической ответственности.


* СЗ РФ. 1995. №31. Ст. 2990; 1999. № 8. Ст. 974.

Юридическими фактами называются фактические обстоятельства, с которыми правовые нормы связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Только при наличии юридического факта (фактов) субъект административного права становится субъек­том административных правоотношений. Остановимся на различиях между этими понятиями.

В правовых нормах субъектом административного права называет­ся лицо или организация, которые при определенных условиях могут быть участниками (сторонами) управленческих отношений. Они определеляются общим (родовым) образом – как индивидуальные субъекты (граждане, государственные служащие) или как коллективные (органы исполнительной власти, органы управления государственных и него­сударственных организаций и т.д.). В течение длительного времени они могут не вступать ни с кем в административные правоотношения, т. е. не становиться их участниками (субъектами или объектами управ­ления).

Субъект же правоотношения всегда конкретен. Это конкретное лицо или организация, сторона правоотношения (субъект или объект управления), наделенная правами и обязанностями в сфере исполни­тельной власти и способная осуществлять их.

Субъекты административного права могут стать субъектами (участ­никами, сторонами) административных правоотношений при наличии трех условий: 1) административно-правовой нормы, определяющей субъекта, его права и (или) обязанности, юридическую ответствен­ность; 2) административной правоспособности и дееспособности субъ­екта; 3) юридического факта (фактов), т. е. основания возникновения, изменения или прекращения правоотношения.

Юридические факты делятся на действия и события.

Действия - результаты активного волеизъявления участника пра­воотношения. Они могут быть правомерными или неправомерными. К числу правомерных действий относятся, например, издание органом исполнительной власти индивидуального акта управления в пределах своих полномочий; государственная регистрация общественных объ­единений, осуществляемая органами юстиции, и т. п. Неправомерные действия (деликты) не соответствуют требованиям административно-правовых норм, нарушают их, например административные или дис­циплинарные проступки.

События - это явления, не зависимые от воли людей (например достижение определенного возраста, с чем связываются юридические последствия; смерть; стихийное бедствие).

Совершенно очевидно, что перечисленные и другие факты в каж­дом конкретном случае могут иметь различные юридические последст­вия, т. е. порождать, изменять определенные права и обязанности, а также ответственность участников правоотношений. Например, если гражданин подает жалобу на действия должностного лица в орган ис­полнительной власти, последний обязан ее рассмотреть в установлен­ный срок и сообщить гражданину о принятом решении. Умерший гражданин или прекратившее свою деятельность общественное объединение перестают быть участниками соответствующих правоотно­шений.

Административно-правовые отношения могут быть классифициро­ваны по ряду критериев (см. схему 6): по характеру (особенностям) взаимоотношений их участников, по конкретным целям (предназначе­нию) правоотношений; их содержанию; способу защиты правоотно­шений.

В зависимости от особенностей взаимоотношений участников раз­личаются: вертикальные (субординационные) правоотношения, возникаю­щие между соподчиненными сторонами, когда существует приоритет субъекта управления в системе органов исполнительной власти (на­пример, между иерархически подчиненными главами админист­раций); горизонтальные (координационные) правоотношения, в рамках которых стороны равноправны, не подчинены друг другу в системе органов исполнительной власти (например между федеральными ми­нистерствами и государственными комитетами); правоотношения между органами исполнительной власти и не под­чиненными им участниками отношений, не входящими в систему ор­ганов исполнительной власти (граждане, администрация негосударст­венных предприятий, учреждений и организаций и др.).

По конкретным целям (назначению) управленческие отношения, как уже отмечалось, делятся на две группы: внутренние (внутриорганизационные, внутрисистемные) и внешние, т. е. связанные с непо­средственным воздействием на объекты управления, не входящие в систему органов исполнительной власти.

Административно-правовые отношения по своему содержанию (порядку реализации прав и обязанностей их участников) подразделя­ются на материальные и процессуальные, а по способу защиты - на защищаемые в административном или судебном порядке.

Внутриорганизационные управленческие отношения, связанные с формированием и комплектованием аппаратов управления, организа­цией их работы, распределением между работниками обязанностей, прав и ответственности и т. п., - вспомогательные, они носят обеспе­чивающий характер. В качестве одной из сторон (участников) таких отношений выступают руководители органов управления и их струк­турных подразделений, а другой - остальные работники, решающие проблемы функционирования этих органов. Главные же, определяю­щие - внешние (внешненаправленные) отношения, в рамках которых органы исполнительной власти реализуют свою компетенцию по по­вседневному руководству хозяйственными, социально-культурными и административно-политическими процессами, используя свойствен­ные этим органам методы и средства.

Схема 6. Виды административно-правовых отношений


Таким образом, административно-правовые отношения, построен­ные по принципу «субъект - объект управления», как властеотношения, имеют существенные отличия от правоотношений других отраслей права (см. схему 7):

1. Одной из сторон (участников) административно-правовых отно­шений является орган исполнительной власти или его должностное лицо, наделенные управленческими полномочиями государственно-властного характера. Этот орган принимает решение (издает предпи­сание), исполнение которого обязательно для управляемой стороны, и может применить в отношении нее принуждение. Поскольку здесь имеется неравенство сторон, административно-правовые отношения в принципе невозможны между гражданами или негосударственными структурами.

2. Объектом административно-правового отношения является воля, сознание и опосредованное ими поведение (действия) управляе­мых в сфере исполнительной власти, которая охватывает все основные направления экономической, социально-культурной и администра­тивно-политической деятельности.

3. Многие органы исполнительной власти и их должностные лица обладают правом издания нормативных правовых актов, поскольку дей­ствуют по поручению государства.

4. Административно-правовые отношения могут возникать по ини­циативе любой из сторон, но согласие (желание) другой стороны не является обязательным.

5. Административно-правовые отношения выражают организаци­онно-управленческую, исполнительно-распорядительную деятель­ность, осуществляемую определенными органами государства с целью обеспечения повседневного (текущего) функционирования государст­ва и его аппарата.

6. Споры, которые могут возникать между участниками администра­тивно-правовых отношений, разрешаются в большинстве случаев в ад­министративном (несудебном) порядке, т. е. путем непосредственно юридически властного и одностороннего распоряжения уполномочен­ного на то органа исполнительной власти (должностного лица). Судеб­ный порядок применяется в случаях, предусмотренных, в частности, Федеральным конституционным законом от 28 апреля 1995 г. «Об ар­битражных судах в Российской Федерации»*, Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. «О мировых судьях в Российской Федерации»** и ст. 202 КоАП.


* СЗ РФ. 1995. №18. Ст. 1589

** СЗ РФ. 1998. №51. Ст. 6270

Схема 7. Особенности административно-правовых отношений


7. В случае нарушения одной из сторон административно-правовых отношений нормативных требований она несет ответственность перед государством в лице его органов, каковыми являются, как прави­ло, сами органы исполнительной власти.

Административно-правовые отношения отличаются прежде всего от правоотношений гражданского, трудового, финансового и других отраслей российского права. Например, если административно-право­вые отношения характеризуются неравенством сторон, могут возни­кать без согласия другой стороны, а споры между ними разрешаются преимущественно в административном порядке, то гражданско-пра­вовым отношениям присущи иные признаки. В п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса РФ* сказано: «Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, непри­косновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимос­ти беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты». Отсюда ясно, что отношения между государственными предприятиями или между коммерческими структурами, основанные на хозяйственно-договор­ных началах, регулируются не административным, а гражданским пра­вом, поскольку они связаны не с организационно-управленческой, а с хозяйственной деятельностью и гражданским оборотом.


* СЗ РФ. 1994. №32. Ст. 3301.

То, что административное право характеризуют организационно-управленческие отношения, служит основой для его отличия и от тру­дового, и от финансового права.