Персональные данные работника, их обработка и защита. Положение о защите персональных данных работников

Информация о личности человека, включающая персональные данные, защищена законодательно . В России запрещено передавать информацию о человеке посторонним без его ведома. За это предусмотрено наказание – и административное, и уголовное! Кадровик рискует быть привлечённым к ответственности, если законные требования о защите личной информации будут нарушены . Давайте до тонкостей разберём, что такое персональные данные работника, понятие и их защита.

Нормативная база

Основной закон, регулирующий защиту информации о работнике – ФЗ №152 от 27.07.2006г. Закон разъясняет, как должна обрабатываться личная информация. Обработка в нашем случае – это сбор документов работника (личных документов и приказов по работе), формирование личного дела и работа с кадровыми компьютерными программами, куда заносится личная информация.

Предоставление персональных данных

Предоставление личных данных – это передача отчётов с личной информацией в органы, которые имеют право таковую запрашивать . Например, в службы статистики или военкомат.

По смыслу закона оператор (в нашем случае – кадровик), который формирует личные дела работников, имеет прямой доступ к персональным данным всех работников организации, а поэтому несёт личную ответственность в случае разглашения личной информации.

В случае умышленного или нечаянного разглашения личной информации, оператор может быть привлечён к ответственности аж по трём кодексам:

  • трудовой (ТК);
  • административный (КоАП);
  • уголовный (УК).

Ответственность и наказание по ТК:

  • увольнение по п. «в» ст.90 за разглашение информации;
  • замечание, выговор или увольнение по ст.192 – за некачественное исполнение обязанностей.

Ответственность по КоАП:

  • штраф в размере 500 – 1000 рублей (требования ст.13.11 – за нарушение закона);
  • штраф в размере 2500 – 3000 рублей (требования ст.13.12 – если используются несертифицированные компьютерные программы).

Ответственность по УК:

  • штраф от 100 до 300 тысяч рублей , или в размере двухгодовой зарплаты, или лишение права заниматься кадровой работой на срок до 5-ти лет, а также возможно привлечение к принудительным работам до 4 лет, или арест до полугода. Также можно лишиться свободы на срок до 4-х лет – по части 2 ст.137 – за сбор должностным лицом личной информации без согласия.

Как видите – наказания серьёзные, так что не рискуйте и приведите кадровую работу в соответствие со 152 законом.

Что входит в персональные данные работника

Персональные данные по понятию законодателя, это любая информация, косвенно или прямо относящаяся к работнику. Кадровику доступны такие личные данные:

  • адрес;
  • телефон;
  • паспортные данные;
  • семейное положение;
  • должность и профессия;
  • размер зарплаты;
  • номер страхового пенсионного свидетельства;
  • личные данные о воинском учёте;
  • место работы;
  • сведения о стаже и местах работы;
  • сведения об основаниях увольнения с прошлых мест работы;
  • сведения о долгах (по алиментам или кредитам);
  • данные о здоровье (инвалидности).

Вот такую информацию о работниках вам нужно правильно защитить.

Защита персональных данных работника

В документах отдела кадров по номенклатуре обязательно должно присутствовать Положение о персональных данных работников. Этот локальный акт в точности должен соответствовать 152-му закону. О том, как составить и утвердить положение, будет разъяснено в отдельной статье, а пока вернёмся к требованиям закона.

19-я статья Закона и Требования к защите данных обязывает кадровика к следующим мерам по защите информации:

  • личные дела работников не должны быть доступны посторонним лицам (нужно хранить их в сейфе);
  • кадровые компьютерные программы должны быть легальными и сертифицированными;
  • экран компьютера, на котором установлена кадровая программа, не должен быть в прямой видимости посторонних лиц, как и сам компьютер не должен использоваться посторонними;
  • используемый кадровиком компьютер не должен иметь выход в интернет во избежание вирусных угроз и похищения информации;
  • кадровик должен быть назначен ответственным за хранение и обработку персональных данных приказом начальства;
  • все флешки, диски или дискеты, как и бумажные документы, содержащие личную информацию, должны быть учтены в реестре и храниться в сейфе;
  • нельзя передавать личную информацию (в том числе сканы или копии документов) по факсу, электронной почте или по телефону.

Обратите внимание: каждый кадровик в качестве черновиков использует ненужные документы. Если на документе есть личная информация (например, вы делаете записи на обратной стороне копии чьего-то паспорта) – не оставляйте его на столе, не передавайте кому-либо, не выкидывайте в мусор! Лучше все ненужные документы с данными сразу уничтожать .

Согласие работника на обработку персональных данных

Статья 6 Закона разъясняет, при каких условиях должна обрабатываться личная информация:каждый работник обязательно должен письменно согласиться с обработкой его данных. Согласие работника архиважно, не забывайте об этом! В законе работника обозвали «субъектом персональных данных», от которого просто необходимо получить письменное согласие на обработку его личной информации. Всё о согласии расписано в 9 статье закона.

Основное правило получения согласия – подпись на документе о согласии должна быть лично работника или его представителя по доверенности (доверенность должна быть приложена к документу).

Документ о согласии должен включать:

  • ФИО, адрес, серия, номер, дата и место выдачи паспорта работника (и представителя, если имеется доверенность);
  • ФИО, должность и место работы кадровика;
  • цель обработки данных;
  • список личных данных;
  • список действий, которые будет производить кадровик с данными;
  • срок действия согласия (срок трудового договора);
  • подпись работника с расшифровкой.

Работа кадровика интересная, но не стоит забывать об ответственности . Для того, чтобы вы не попали в неприятную ситуацию, тут и рассмотрены вопросы – что такое персональные данные работника, понятие и их защита.

1. Общие положения

1.1. Целью данного Положения является защита персональных данных работников от несанкционированного доступа, неправомерного их использования или утраты.

1.2. Настоящее Положение разработано на основании статей Конституции РФ, Трудового Кодекса РФ, Кодекса об административных правонарушениях РФ, Гражданского Кодекса РФ, Уголовного Кодекса РФ, а также Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации»

1.3. Персональные данные относятся к категории конфиденциальной информации. Режим конфиденциальности персональных данных снимается в случаях обезличивания или по истечении 75 лет срока хранения, если иное не определено законом.

1.4. Настоящее Положение утверждается и вводится в действие приказом генерального директора и является обязательным для исполнения всеми работниками, имеющими доступ к персональным данным сотрудников.

2. Понятие и состав персональных данных

2.1. Персональные данные работника – информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающиеся конкретного работника. Под информацией о работниках понимаются сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни работника, позволяющие идентифицировать его личность.

2.2. В состав персональных данных работника входят:

Анкетные и биографические данные;

Образование;

Сведения о трудовом и общем стаже;

Сведения о составе семьи;

Паспортные данные;

Сведения о воинском учете;

Сведения о заработной плате сотрудника;

Сведения о социальных льготах;

Специальность,

Занимаемая должность;

Наличие судимостей;

Адрес места жительства;

Домашний телефон;

Место работы или учебы членов семьи и родственников;

Характер взаимоотношений в семье;

Состав декларируемых сведений о наличии материальных ценностей;

Подлинники и копии приказов по личному составу;

Личные дела и трудовые книжки сотрудников;

Основания к приказам по личному составу;

Копии отчетов, направляемые в органы статистики.

2.3. Данные документы являются конфиденциальными, хотя, учитывая их массовость и единое место обработки и хранения - соответствующий гриф ограничения на них не ставится.

3. Обработка персональных данных

3.1. Под обработкой персональных данных работника понимается получение, хранение, комбинирование, передача или любое другое использование персональных данных работника.

3.2. В целях обеспечения прав и свобод человека и гражданина работодатель и его представители при обработке персональных данных работника обязаны соблюдать следующие общие требования:

3.2.1. Обработка персональных данных работника может осуществляться исключительно в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, содействия работникам в трудоустройстве, обучении и продвижении по службе, обеспечения личной безопасности работников, контроля количества и качества выполняемой работы и обеспечения сохранности имущества.

3.2.2. При определении объема и содержания обрабатываемых персональных данных работника работодатель должен руководствоваться Конституцией Российской Федерации, Трудовым Кодексом и иными федеральными законами.

3.2.3. Получение персональных данных может осуществляться как путем представления их самим работником, так и путем получения их из иных источников.

3.2.4. Персональные данные следует получать у него самого. Если персональные данные работника возможно получить только у третьей стороны, то работник должен быть уведомлен об этом заранее и от него должно быть получено письменное согласие. Работодатель должен сообщить работнику о целях, предполагаемых источниках и способах получения персональных данных, а так же о характере подлежащих получению персональных данных и последствиях отказа работника дать письменное согласие на их получение.

3.2.5. Работодатель не имеет права получать и обрабатывать персональные данные работника о его политических, религиозных и иных убеждениях и частной жизни. В случаях, непосредственно связанных с вопросами трудовых отношений данные о частной жизни работника (информация о жизнедеятельности в сфере семейных бытовых, личных отношений) могут быть получены и обработаны работодателем только с его письменного согласия.

3.2.6. Работодатель не имеет право получать и обрабатывать персональные данные работника о его членстве в общественных объединениях или его профсоюзной деятельности, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

3.3. К обработке, передаче и хранению персональных данных работника могут иметь доступ сотрудники:

Бухгалтерии;

Сотрудники службы управления персоналом;

Сотрудники компьютерных отделов.

3.4. Использование персональных данных возможно только в соответствии с целями, определившими их получение.

3.4.1. Персональные данные не могут быть использованы в целях причинения имущественного и морального вреда гражданам, затруднения реализации прав и свобод граждан Российской Федерации. Ограничение прав граждан Российской Федерации на основе использования информации об их социальном происхождении, о расовой, национальной, языковой, религиозной и партийной принадлежности запрещено и карается в соответствии с законодательством.

3.5. Передача персональных данных работника возможна только с согласия работника или в случаях, прямо предусмотренных законодательством.

3.5.1. При передаче персональных данных работника работодатель должен соблюдать следующие требования:

Не сообщать персональные данные работника третьей стороне без письменного согласия работника, за исключением случаев, когда это необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника, а также в случаях, установленных федеральным законом;

Не сообщать персональные данные работника в коммерческих целях без его письменного согласия;

Предупредить лиц, получающих персональные данные работника, о том, что эти данные могут быть использованы лишь в целях, для которых они сообщены, и требовать от этих лиц подтверждения того, что это правило соблюдено. Лица, получающие персональные данные работника, обязаны соблюдать режим секретности (конфиденциальности). Данное положение не распространяется на обмен персональными данными работников в порядке, установленном федеральными законами;

Разрешать доступ к персональным данным работников только специально уполномоченным лицам, определенным приказом по организации, при этом указанные лица должны иметь право получать только те персональные данные работника, которые необходимы для выполнения конкретных функций;

Не запрашивать информацию о состоянии здоровья работника, за исключением тех сведений, которые относятся к вопросу о возможности выполнения работником трудовой функции;

Передавать персональные данные работника представителям работников в порядке, установленном Трудовым Кодексом, и ограничивать эту информацию только теми персональными данными работника, которые необходимы для выполнения указанными представителями их функций.

3.5.2. Передача персональных данных от держателя или его представителей внешнему потребителю может допускаться в минимальных объемах и только в целях выполнения задач, соответствующих объективной причине сбора этих данных.

3.5.3. При передаче персональных данных работника потребителям (в том числе и в коммерческих целях) за пределы организации работодатель не должен сообщать эти данные третьей стороне без письменного согласия работника, за исключением случаев, когда это необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника или в случаях, установленных федеральным законом.

3.6. Все меры конфиденциальности при сборе, обработке и хранении персональных данных сотрудника распространяются как на бумажные, так и на электронные (автоматизированные) носители информации.

3.7. Не допускается отвечать на вопросы, связанные с передачей персональной информации по телефону или факсу.

3.8. Хранение персональных данных должно происходить в порядке, исключающем их утрату или их неправомерное использование.

3.9. При принятии решений, затрагивающих интересы работника, работодатель не имеет права основываться на персональных данных работника, полученных исключительно в результате их автоматизированной обработки или электронного получения. Работодатель учитывает личные качества работника, его добросовестный и эффективный труд.

4. Доступ к персональным данным

4.1. Внутренний доступ (доступ внутри организации).

4.1.1. Право доступа к персональным данным сотрудника имеют:

Генеральный директор организации;

Руководители структурных подразделений по направлению деятельности (доступ к личным данным только сотрудников своего подразделения);

При переводе из одного структурного подразделения в другое, доступ к персональным данным сотрудника может иметь руководитель нового подразделения;

Сам работник, носитель данных.

Другие сотрудники организации при выполнении ими своих служебных обязанностей.

4.1.2. Перечень лиц, имеющих доступ к персональным данным работников, определяется приказом генерального директора организации.

4.2. Внешний доступ.

4.2.1. К числу массовых потребителей персональных данных вне организации можно отнести государственные и негосударственные функциональные структуры:

Налоговые инспекции;

Правоохранительные органы;

Органы статистики;

Страховые агентства;

Военкоматы;

Органы социального страхования;

Пенсионные фонды;

Подразделения муниципальных органов управления;

4.2.2. Надзорно-контрольные органы имеют доступ к информации только в сфере своей компетенции.

4.2.3. Организации, в которые сотрудник может осуществлять перечисления денежных средств (страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, благотворительные организации, кредитные учреждения), могут получить доступ к персональным данным работника только в случае его письменного разрешения.

4.2.4. Другие организации.

Сведения о работающем сотруднике или уже уволенном могут быть предоставлены другой организации только с письменного запроса на бланке организации, с приложением копии нотариально заверенного заявления работника.

Персональные данные сотрудника могут быть предоставлены родственникам или членам его семьи только с письменного разрешения самого сотрудника.

В случае развода бывшая супруга (супруг) имеют право обратиться в организацию с письменным запросом о размере заработной платы сотрудника без его согласия. (УК РФ).

5. Защита персональных данных

5.1. Под угрозой или опасностью утраты персональных данных понимается единичное или комплексное, реальное или потенциальное, активное или пассивное проявление злоумышленных возможностей внешних или внутренних источников угрозы создавать неблагоприятные события, оказывать дестабилизирующее воздействие на защищаемую информацию.

5.2. Риск угрозы любым информационным ресурсам создают стихийные бедствия, экстремальные ситуации, террористические действия, аварии технических средств и линий связи, другие объективные обстоятельства, а также заинтересованные и незаинтересованные в возникновении угрозы лица.

5.3. Защита персональных данных представляет собой жестко регламентированный и динамически технологический процесс, предупреждающий нарушение доступности, целостности, достоверности и конфиденциальности персональных данных и, в конечном счете, обеспечивающий достаточно надежную безопасность информации в процессе управленческой и производственной деятельности компании.

5.4. Защита персональных данных работника от неправомерного их использования или утраты должна быть обеспечена работодателем за счет его средств в порядке, установленном федеральным законом.

5.5. «Внутренняя защита».

5.5.1. Основным виновником несанкционированного доступа к персональным данным является, как правило, персонал, работающий с документами и базами данных. Регламентация доступа персонала к конфиденциальным сведениям, документам и базам данных входит в число основных направлений организационной защиты информации и предназначена для разграничения полномочий между руководителями и специалистами организации.

5.5.2. Для обеспечении внутренней защиты персональных данных работников необходимо соблюдать ряд мер:

Ограничение и регламентация состава работников, функциональные обязанности которых требуют конфиденциальных знаний;

Строгое избирательное и обоснованное распределение документов и информации между работниками;

Рациональное размещение рабочих мест работников, при котором исключалось бы бесконтрольное использование защищаемой информации;

Знание работником требований нормативно – методических документов по защите информации и сохранении тайны;

Наличие необходимых условий в помещении для работы с конфиденциальными документами и базами данных;

Определение и регламентация состава работников, имеющих право доступа (входа) в помещение, в котором находится вычислительная техника;

Организация порядка уничтожения информации;

Своевременное выявление нарушения требований разрешительной системы доступа работниками подразделения;

Воспитательная и разъяснительная работа с сотрудниками подразделения по предупреждению утраты ценных сведений при работе с конфиденциальными документами;

Не допускается выдача личных дел сотрудников на рабочие места руководителей. Личные дела могут выдаваться на рабочие места только генеральному директору, работникам отдела персонала и в исключительных случаях, по письменному разрешению генерального директора, - руководителю структурного подразделения. (например, при подготовке материалов для аттестации работника).

5.5.3. Защита персональных данных сотрудника на электронных носителях.

Все папки, содержащие персональные данные сотрудника, должны быть защищены паролем, который сообщается руководителю службы управления персоналом и руководителю службы информационных технологий

5.6. «Внешняя защита».

5.6.1. Для защиты конфиденциальной информации создаются целенаправленные неблагоприятные условия и труднопреодолимые препятствия для лица, пытающегося совершить несанкционированный доступ и овладение информацией. Целью и результатом несанкционированного доступа к информационным ресурсам может быть не только овладение ценными сведениями и их использование, но и их видоизменение, уничтожение, внесение вируса, подмена, фальсификация содержания реквизитов документа и др.

5.6.2. Под посторонним лицом понимается любое лицо, не имеющее непосредственного отношения к деятельности компании, посетители, работники других организационных структур. Посторонние лица не должны знать распределение функций, рабочие процессы, технологию составления, оформления, ведения и хранения документов, дел и рабочих материалов в отделе персонала.

5.6.3. Для обеспечения внешней защиты персональных данных сотрудников необходимо соблюдать ряд мер:

Порядок приема, учета и контроля деятельности посетителей;

Пропускной режим организации;

Учет и порядок выдачи удостоверений;

Технические средства охраны, сигнализации;

Порядок охраны территории, зданий, помещений, транспортных средств;

Требования к защите информации при интервьюировании и собеседованиях.

5.7. Все лица, связанные с получением, обработкой и защитой персональных данных, обязаны подписать обязательство о неразглашении персональных данных работников.

5.8. По возможности персональные данные обезличиваются.

5.9. Кроме мер защиты персональных данных, установленных законодательством, работодатели, работники и их представители могут вырабатывать совместные меры защиты персональных данных работников.

6. Права и обязанности работника

6.1. Закрепление прав работника, регламентирующих защиту его персональных данных, обеспечивает сохранность полной и точной информации о нем.

6.2. Работники и их представители должны быть ознакомлены под расписку с документами организации, устанавливающими порядок обработки персональных данных работников, а также об их правах и обязанностях в этой области.

6.3. В целях защиты персональных данных, хранящихся у работодателя, работник имеет право:

Требовать исключения или исправления неверных или неполных персональных данных.

На свободный бесплатный доступ к своим персональным данным, включая право на получение копий любой записи, содержащей персональные данные;

Персональные данные оценочного характера дополнить заявлением, выражающим его собственную точку зрения;

Определять своих представителей для защиты своих персональных данных;

На сохранение и защиту своей личной и семейной тайны.

6.4. Работник обязан:

Передавать работодателю или его представителю комплекс достоверных, документированных персональных данных, состав которых установлен Трудовым кодексом РФ.

Своевременно сообщать работодателю об изменении своих персональных данных

6.5. Работники ставят работодателя в известность об изменении фамилии, имени, отчества, даты рождения, что получает отражение в трудовой книжке на основании представленных документов. При необходимости изменяются данные об образовании, профессии, специальности, присвоении нового разряда и пр.

6.6. В целях защиты частной жизни, личной и семейной тайны работники не должны отказываться от своего права на обработку персональных данных только с их согласия, поскольку это может повлечь причинение морального, материального вреда.

7. Ответственность за разглашение конфиденциальной информации, связанной с персональными данными

7.1. Персональная ответственность – одно из главных требований к организации функционирования системы защиты персональной информации и обязательное условие обеспечения эффективности этой системы.

7.2. Юридические и физические лица, в соответствии со своими полномочиями владеющие информацией о гражданах, получающие и использующие ее, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение режима защиты, обработки и порядка использования этой информации.

7.3. Руководитель, разрешающий доступ сотрудника к конфиденциальному документу, несет персональную ответственность за данное разрешение.

7.4. Каждый сотрудник организации, получающий для работы конфиденциальный документ, несет единоличную ответственность за сохранность носителя и конфиденциальность информации.

7.5. Лица, виновные в нарушении норм, регулирующих получение, обработку и защиту персональных данных работника, несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.

7.5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него обязанностей по соблюдению установленного порядка работы со сведениями конфиденциального характера работодатель вправе применять предусмотренные Трудовым Кодексом дисциплинарные взыскания.

7.5.2. Должностные лица, в обязанность которых входит ведение персональных данных сотрудника, обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Неправомерный отказ в предоставлении собранных в установленном порядке документов, либо несвоевременное предоставление таких документов или иной информации в случаях, предусмотренных законом, либо предоставление неполной или заведомо ложной информации – влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере, определяемом Кодексом об административных правонарушениях.

7.5.3. В соответствии с Гражданским Кодексом лица, незаконными методами получившие информацию, составляющую служебную тайну, обязаны возместить причиненные убытки, причем такая же обязанность возлагается и на работников.

7.5.4. Уголовная ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни (в том числе незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющего его личную или семейную тайну, без его согласия), неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, неправомерный отказ в предоставлении собранных в установленном порядке документов и сведений (если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан), совершенные лицом с использованием своего служебного положения наказывается штрафом, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, либо арестом в соответствии с УК РФ.

7.6. Неправомерность деятельности органов государственной власти и организаций по сбору и использованию персональных данных может быть установлена в судебном порядке.

Составил:

менеджер по персоналу Е.Н.Побегайло

СОГЛАСОВАНО

Юрисконсульт

С.Г.Дмитраш


Защита персональных данных сегодня актуальный вопрос не только в отношениях работник-работодатель, но и в любой сфере, в которой собираются и обрабатываются личные данные.

По действующему законодательству работодатели не только должны обеспечивать хранение и защиту персональных данных работников, но и несут ответственность за их разглашение. Недопустимость распространения информации о частной жизни лица без его согласия изначально гарантирована законодательством РФ.

Хранение личных данных - законодательное регулирование

Отношения, связанные с обработкой персональных данных, регулируются:
  • федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных»;
  • главой 14 Трудового кодекса РФ.
Что конкретно закон понимает под персональными данными? Это любая информация, которая прямо или косвенно относится к физическому лицу (субъекту персональных данных). А любые действия, совершаемые с персональными данными, такие как: сбор, хранение, запись, накопление, уточнение, передача (распространение), обезличивание и уничтожение называют обработкой персональных данных. Таким образом так или иначе все организации сталкиваются с обработкой персональных данных не только своих сотрудников, но и клиентов (например, оформляя бонусные или скидочные карты) - в этом случае их называют операторами.

Поскольку ни в Трудовом кодексе, ни в 152-ФЗ не установлено, какие конкретно данные относятся к персональным - то для работы в качестве основы можно использовать Перечень персональных данных федеральных государственных гражданских служащих Минюста, утвержденный Приказом Минюста России от 21.03.2013 N 36.

Обработка персональных данных и их защита

Законодательством ограничивается круг информации, которую работодатель имеет право получать и использовать в отношении своих сотрудников. Это только те сведения, которые характеризуют сотрудника как сторону трудового договора.

Обязательность применения мер безопасности по защите персональных данных возлагается на сторону, которая занимается их обработкой.

Важно! Исходя из норм, установленных ч.1 ст.89 ТК РФ, работодатель обязан знакомить своих сотрудников с информацией об их персональных данных и их обработке. Кроме этого работники и их представители должны быть ознакомлены под роспись с документами, устанавливающими порядок обработки персональных данных, а также об их правах и обязанностях в этой области. То есть конкретный порядок доступа работника к своим персональным данным необходимо устанавливать в локальных нормативных актах. При этом нужно учитывать, что данный порядок должен гарантировать свободу доступа работника к своим персональным данным.

Получение персональных данных

Работодателю следует помнить, что все персональные данные работника следует получать у него самого (п. 3 ст. 86 ТК РФ).

В некоторых случаях согласие на обработку персональных данных работника (соискателя) не требуется, если эта информация получена:

  1. из документов, предъявляемых при заключении трудового договора;
  2. по результатам обязательного предварительного медицинского осмотра о состоянии здоровья;
  3. в объеме, предусмотренном личной карточкой N Т-2, в т.ч. персональные данные близких родственников;
  4. от кадрового агентства, действующего от имени соискателя;
  5. из резюме соискателя, размещенного в сети Интернет и доступного неограниченному кругу лиц.
Если персональные данные работника могут быть получены только у третьей стороны, работника нужно уведомить об этом заранее и получить его письменное согласие.

В уведомлении необходимо указать:

  • цели получения персональных данных работника у третьего лица;
  • предполагаемые источники данных (у кого будет запрашиваться информация);
  • способы получения данных, их характер;
  • возможные последствия отказа работодателю в получении информации у третьего лица.
Если цели сбора информации отличаются от тех, что перечислены в п. 1 ст. 86 ТК РФ - работодатель не имеет права ее запрашивать у третьих лиц даже с согласия работника.

Меры защиты персональных данных

Для обеспечения внешней защиты персональных данных работников работодатель должен принять следующие меры:
  • установить пропускной режим и особый порядок приема, учета и контроля деятельности посетителей;
  • установить особый порядок выдачи пропусков и удостоверений работников;
  • использовать технические средства охраны;
  • использовать программно-технический комплекс защиты информации на электронных носителях.
Мы уже говорили о том, что законодательство требует, чтобы обработка персональных данных осуществлялась с согласия работника. В случае возникновения спора, чтобы иметь возможность предоставить доказательства - целесообразно оформить такое согласие письменно.

Если работник является недееспособным, письменное согласие на обработку его данных следует получить у его законного представителя. В случае смерти работника такое согласие оформляют его наследники, если только оно не было получено от самого работника при его жизни.

Не следует забывать о том, что работник в любое время имеет право отозвать свое согласие на обработку персональных данных.

В процессе разработки локального акта, который будет определять порядок обработки, хранения и использования персональных данных, можно руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 N 687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации».

Следующее - обязательно обеспечьте раздельное хранение персональных данных, обработка которых осуществляется в различных целях. При хранении материальных носителей оператор должен принимать меры безопасности для исключения несанкционированного доступа к ним и обеспечить их сохранность. Перечень мер для обеспечения таких условий, порядок их принятия, а также список лиц, ответственных за реализацию указанных мер, устанавливаются также работодателем.

Передача персональных данных

В процессе трудовой деятельности зачастую возникает необходимость передавать персональные данные работника как внутри организации, так и третьим лицам. А это означает, что работодатель должен вести их строгий учет. Рекомендуется применять журналы учета, в которых указываются:
  • даты выдачи и возврата документа,
  • наименование документа,
  • срок пользования,
  • цель выдачи,
  • Ф.И.О. и должность лица, получившего документ с персональными данными работника.
Доступ к персональным данным работников должен осуществляться только специально уполномоченными лицами. При этом они имеют право получать только те данные, которые необходимы для выполнения конкретных функций.

Ситуация: если документы, содержащие персональные данные, составлены более чем на одном листе - при их возврате лицо, которое получало документы, должно присутствовать лично при проверке наличия всех имеющихся документов по описи. При этом сотрудник, получающий личное дело другого работника во временное пользование, не имеет права делать в нем какие-либо пометки, исправления, вносить новые записи, извлекать документы из личного дела или помещать в него новые.

Работодателю следует вести журнал учета выдачи персональных данных работников организациям и государственным органам, в котором необходимо регистрировать поступающие запросы, фиксировать сведения о лице, направившем запрос, дату передачи персональных данных или уведомления об отказе в их предоставлении и отмечать, какая именно информация была передана.

Для повышения уровня защиты персональной информации в систему учета можно ввести обязательное проведение регулярных проверок наличия документов и других носителей информации, содержащих персональные данные работников, а также устанавливать порядок работы с ними. В этой связи следует разработать и вести журнал проверок наличия документов, содержащих персональные данные работника.

Размер ответственности за нарушения

В соответствии со ст. 13.11 КоАП РФ нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) влечет предупреждение или наложение административного штрафа:
  • на граждан - от 300 до 500 руб.;
  • на должностных лиц - от 500 до 1000 руб.;
  • на юридических лиц - от 5000 до 10 000 руб.
Помимо организации ответственность за нарушение несет ее руководитель как должностное лицо.

В соответствии со ст. 13.14 КоАП РФ разглашение персональной информации (за исключением случаев, если такое разглашение влечет уголовную ответственность) лицом, получившим доступ к ней в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан - от 500 до 1000 руб.;
  • на должностных лиц - от 4000 до 5000 руб.
Если будет установлено, что разглашение персональных данных произошло по вине работника, ответственного за хранение, обработку и использование персональных данных других сотрудников, то его могут привлечь к административной ответственности в виде штрафа.

Персональные данные относятся к сведениям, которые охраняются федеральным законом. Неправомерное разглашение персональных данных лицом, в чьи обязанности входит соблюдение правил хранения, обработки и использования такой информации, также является основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности (ст. 90 ТК РФ).

Статья 137 Уголовного кодекса за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрируемом произведении или средствах массовой информации предусматривает:

  • или штраф в сумме до 200 тыс. руб.,
  • или штраф в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период до 18 месяцев,
  • или обязательные работы на срок от 120 до 180 часов,
  • или исправительные работы на срок до одного года,
  • или арест на срок до четырех месяцев.
А часть 2 указанной статьи предусматривает, что те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, наказываются
  • или штрафом в сумме от 100 тыс. до 300 тыс. руб.,
  • или штрафом в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет,
  • или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет,
или арестом на срок от четырех до шести месяцев.

Р ешения для защиты персональных данных в российских компаниях и учреждениях формируются на базе мер организационно-технического характера. Они должны соответствовать нормам правовых актов: Конституции Российской Федерации (статья 24), Федерального закона №152-ФЗ «О персональных данных» и специальным требованиям регуляторов. Функции регуляторов выполняют:

  • Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций - Роскомнадзор;
  • Федеральная служба по техническому и экспортному контролю - ФСТЭК;
  • Федеральная служба безопасности - ФСБ.

Роскомнадзор следит за исполнением законодательства, касающегося персональных данных в целом, ФСТЭК и ФСБ формируют требования к методологическим, техническим и организационным условиям защищенности информационных систем обработки персональных данных.

Что входит в понятие «персональные данные»?

Определение персональных данных (ПДн) содержится в законе 152-ФЗ .

Ключевой особенностью трактовки является словосочетание «любая информация», то есть закон позволяет буквально все организации записать в «операторы персональных данных». Логика понятна. Устраиваясь, например, на работу человек передает работодателю всю информацию о себе, а заключая, скажем, договор с физическим лицом - получает и обрабатывает ПДн. Госструктуры, банки, интернет-магазины, социальные сети - это всего лишь несколько примеров из обширного списка операторов ПДн.

Санкции за нарушение норм закона в области обработки и защиты персональных данных варьируются от штрафов (с 1 июля 2017 года ) до административной ответственности, не исключено и уголовное преследование.

Нарушение процедуры обращения с персональными данными угрожает также потерей деловой репутации. Выявление подобных фактов в компания нередко становится поводом для оттока клиентов. Значит, исполнять требования 152-ФЗ и соблюдать предписания регулирующих и контролирующих сферу ПДн структур - жизненная необходимость для каждой компании, которая прямо или опосредованно оперирует персональными данными.

Универсального подхода к исполнению требований всеми организациями, которые подпадают под контроль регуляторов, нет. Согласно законодательству, персональные данные разбиты на четыре категории. Компании формируют систему защиты ПДн в зависимости от категории, соответственно, различаются и требования к оператору.

Наиболее сложный и затратный процесс - внедрение полноценного комплекса обеспечения защищенности информационной системы персональных данных (ИСПДн) , в которой обрабатываются сведения о расе и нации субъекта, вере, здоровье, интимной жизни, политических и философских взглядах. Все перечисленные данные входят в группу специальных ПДн . Защищу сведений из этой категории закон требует обеспечивать особенно тщательно.

Высоки требования закона к обеспечению защищенности и биометрических ПДн : биологических и физиологических характеристик, которые позволяют идентифицировать субъекта данных.

Компания, которая получила письменное согласие клиента на обработку ФИО, даты и места рождения, домашнего адреса, данных о профессии, контактных сведений, становится оператором общедоступных ПДн . Подобные сведения используют, например, для составления телефонных справочников. К защите общедоступных персональных данных законодательство предъявляет минимальные в сравнении с другими категориями требования.

К четвертой категории - иных ПДн - причисляют все сведения, которые нельзя отнести к специальным, биометрическими или специальным, но по которым возможно идентифицировать субъекта данных. Защищать иные ПДн проще, чем биометрические или специальные. Однако требования к безопасности выше, чем в случае систем обработки данных из общедоступной категории.

Согласно постановлению правительства от 01.11.2012 № 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных», операторы при создании механизмов защиты должны учитывать численность субъектов ПДн. Законодательство делит ИСПДн на такие, в которых обрабатывают данные менее 100 тыс. и более 100 тыс. субъектов.

Обеспечение сохранности персональных данных, обрабатываемых в системе, начинается с определения наиболее вероятных угроз. Независимо от категории, целей обработки и численности субъектов ПДн, система должна гарантировать защиту от неправомерных операций , включая:

В инфраструктуре комплексной защиты ИСПДн необходимо учитывать возможность присутствия внутреннего нарушителя. Ущерб персональным данным способен причинить любой сотрудник, намеренно или по неосторожности.

Меры, которые помогают предотвратить несанкционированный доступ, усилить надежность и отказоустойчивость ИСПДн, сохранить целостность и доступность информации внутри системы, перечислены в 152-ФЗ. Закон предписывает:

1. Определить масштаб информационной системы и категорию ПДн, смоделировать угрозы безопасности.

2. Внедрить организационно-технические механизмы безопасности в соответствии с четырьмя уровнями защищенности. Определение уровней содержится в постановлении правительства №1119 .

3. Использовать средства информационной защиты, возможности которых подтверждены сертификатами соответствия ФСТЭК и/или ФСБ.

4. Провести до начала обработки ПДн комплексный аудит безопасности, включая аудит информационной системы, компонентов защиты, исполнения требований внутренних организационных и методических распоряжений.

5. Внедрить систему учета всех видов носителей информации ограниченного использования, в том числе ПДн.

6. Заложить в информационной системе функции резервирования и восстановления ПДн в случае несанкционированных изменений или уничтожения.

7. Установить регламент доступа сотрудников оператора к персональным данным в ИС. Уровни доступа должны сегментироваться в зависимости от должностных обязанностей.

8. Внедрить инструменты аудита и журналирования действий сотрудников с персональными данными.

9. Контролировать исполнение правил безопасности эксплуатации персональных данных и непрерывность работы защитных аппаратно-программных сервисов ИСПДн.

Федеральный закон обозначает общее «защитное поле» персональных данных. Конкретные нормы содержатся в приказе ФСТЭК от 18.02.2013 № 21 . Например:

1. В системе обработки ПДн должна применяться идентификация и аутентификация пользователей, компонентов системы и персональной информации - объектов доступа, защиту которых нужно обеспечивать. Реализация требования предполагает сопоставление уникальных идентификаторов, которые присваиваются объектам и субъектам в ИСПДн. Это значит, необходимо задействовать механизмы авторизации и разграничения прав.

2. Программная среда должна быть ограниченной, что подразумевает наличие фиксированного перечня системного и прикладного ПО. У пользователя должны быть заблокированы полномочия изменять набор системных компонентов и разрешенного ПО. Пользователь вправе запускать и использовать ПО в рамках своей роли. Это обеспечит защиту от случайных действий сотрудников, способных нанести ущерб ИСПДн.

3. Хранение и обработка ПДн на съемных носителях возможна только при отлаженном учете устройстве.

4. Оператор должен обеспечить непрерывный мониторинг безопасности: вести журнал аудита событий, чтобы отследить, что произошло и какие меры были предприняты. Одновременно следует надежно защитить сам журнал аудита от модификации и удаления.

5. Система защиты ПДн должна включать антивирусные программные комплексы. Вредоносное ПО нередко становится причиной утечек конфиденциальной информации и частичного (реже - полного) выхода из строя информационной инфраструктуры.

6. Наряду с антивирусом рекомендуется применять системы обнаружения и предотвращения вторжений. Это позволяет анализировать и выявлять факты неавторизованного доступа на уровне сети или компьютерной системы, попытки превышения полномочий или внедрения вредоносного ПО и предпринимать меры по устранению угроз: информирование офицера безопасности, сброс соединения, блокирование трафика и т.д.

7. Несанкционированное изменение, повреждение информационной системы и ПДн фиксируют также системы обеспечения целостности, которые при использовании в ИСПДн должны иметь функции восстановления поврежденных компонентов и информации.

8. Уровень защищенности ИСПДн подлежит регулярному контролю. Развернутые программные компоненты, аппаратный инструментарий и установленные настройки должны обеспечивать непрерывную и полную защиту процедур обработки и хранения информации, исходя из экспертного класса информационной системы.

Перечень мер, устанавливаемых ФСТЭК для реализации системы безопасности ИСПДн, не исчерпывается несколькими пунктами. В приказе № 21 приводятся требования к инструментам виртуализации, каналам связи, конфигурации ИСПДн, классы средств вычислительной техники, антивирусных систем и другие параметры защиты. Кроме приказа ФСТЭК, при внедрении комплекса защиты ПДн организация - обработчик данных должна руководствоваться приказом ФСБ России от 10.07.2014 № 378.

Разработать и внедрить полный комплекс мероприятий по защите ПДн невозможно без освоения нормативной базы, навыков настройки технических средств и знаний принципов ПО, обеспечивающего информационную безопасность. Это значит, защищать персональные данным силами одного сотрудника, по меньшей мере недальновидно. Единственная ошибка на любом уровне рискует обернуться штрафами от регуляторов и потерей лояльности клиентов.

Сотруднику без ИБ-компетенций под силу разобраться в законодательстве и определить категорию ПДн. Пошаговые инструкции, доступные в Сети, помогут разработать регламент информирования субъектов ПДн о сборе информации и составить уведомление в Роскомнадзор о деятельности компании в качестве оператора ПДн - это стандартные документы. Определить роли, разграничить доступ и зафиксировать, какие сотрудники имеют доступ и какие операции вправе совершать с ПДн - несложная задача для специализированного ПО.

Без привлечения специалиста с профильными знаниями не обойтись на этапе при составлении политики безопасности и определении актуальных угроз. Цикл внедрения программно-технических комплексов от подбора до «боевого» использования ПО и оборудования требует понимания документации ФСТЭК и ФСБ. Специалист должен не только ориентироваться в классах СВТ, антивирусах и межсетевых экранах, но и знать, как гарантировать конфиденциальность и обеспечить безотказность связи для сегментов ИСПДн.

Проблема заключается в том, что даже обладающий нужной квалификацией ИТ- или ИБ-специалист не сможет внедрить и поддерживать в ИСПДн подсистему информационной безопасности без соблюдения ряда условий. Работа со средствами технической защиты - деятельность, лицензируемая ФСТЭК. Значит, перед оператором ПДн встанет задача получить лицензию регулятора.

Крупным организациям целесообразно нанять штат специалистов по информационной безопасности, выполнить условия, чтобы получить лицензию ФСТЭК, а затем самостоятельно создать и поддерживать систему обеспечения защиты персональных данных.

Небольшим организациям - обработчикам ПДн содержать ИБ-штат экономически невыгодно. Менее затратным, более разумным и быстрым будет вариант привлечь лицензиатов ФСТЭК. Это организации, которые профессионально занимаются защитой информации. Специалисты лицензиатов уже обладают всеми знаниями нормативной и технической базы, имеют опыт создания комплексных систем безопасности, в том числе информационной.

27 июля 2006 г. был принят Федеральный Закон № 152-ФЗ «О персональных данных» для обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Одной из причин принятия данного закона послужили многочисленные факты краж баз персональных данных в государственных и коммерческих структурах, их повсеместная продажа.

Что означает термин «персональные данные»?

Определение персональных данных (ПДн) встречалось и до принятия закона, например, в «Перечне сведений конфиденциального характера», утвержденном указом Президента РФ № 188 от 6 марта 1997 г.:

К конфиденциальной информации относятся: сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях.

Однако закон дополнил его. Теперь, согласно ФЗ-152 , персональные данные — любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.

Таким образом, персональные данные — это, прежде всего, паспортные данные, сведения о семейном положении, сведения об образовании, номера ИНН, страхового свидетельства государственного пенсионного страхования, медицинской страховки, сведения о трудовой деятельности, социальное и имущественное положение, сведения о доходах. Такие данные есть практически в каждой организации.

При поступлении на работу — это данные отдела кадров работодателя, которые работник указывает в личной карточке, автобиографии, других документах, заполняемых при заключении трудового договора.

При поступлении ребенка в детский сад, школу, институт, другие образовательные учреждения также заполняется множество анкет и форм, в которых указываются данные как ребенка (например, данные свидетельства о рождении), так и его родителей (вплоть до места работы, занимаемой должности).

При прохождении лечения в медицинских учреждениях необходимо указать не только паспортные данные, но и сведения о льготах, медицинских страховках, сведения о предыдущих лечениях, результаты анализов. Во многих медицинских учреждениях амбулаторные/стационарные карты дублируются в электронном виде.

И все эти данные, согласно нынешнему законодательству, подлежат защите.

С чего начать защиту, и нужна ли она вообще?

Конфиденциальность персональных данных — обязательное для соблюдения оператором или иным получившим доступ к персональным данным лицом требование не допускать их распространение без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания (ФЗ-152 ).

Оператор — государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и(или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели и содержание обработки персональных данных (ФЗ-152 ).

Информационная система персональных данных (ИСПДн) — информационная система, представляющая собой совокупность персональных данных, содержащихся в базе данных, а также информационных технологий и технических средств, позволяющих осуществлять обработку таких персональных данных с использованием средств автоматизации или без использования таких средств (ФЗ-152 ).

Обработка персональных данных — это действия (операции) с ПДн, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных (ФЗ-152 ).

Оператор при обработке ПДн должен принимать все необходимые организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий.

Что же необходимо сделать, чтобы защитить персональные данные?

Прежде всего, необходимо определить, какие информационные системы ПДн есть и какого типа ПДн в них обрабатываются.

Классификация информационной системы персональных данных

Для того чтобы понять, насколько проблема защиты ПДн существенна, а также для выбора необходимых методов и способов защиты ПДн, оператору нужно провести классификацию ИСПДн. Порядок классификации определен приказом ФСТЭК России, ФСБ России и Мининформсвязи России № 55/86/20 от 13 февраля 2008 г .

Итак, оператор формирует комиссию (приказом руководителя организации), которая после анализа исходных данных принимает решение о присвоении ИСПДн соответствующего класса. В ходе классификации определяются:

  • категория обрабатываемых персональных данных;
  • объем обрабатываемых персональных данных;
  • тип информационной системы;
  • структура информационной системы и местоположение ее технических средств;
  • режимы обработки персональных данных;
  • режимы разграничения прав доступа пользователей;
  • наличие подключений к сетям общего пользования и (или) сетям международного информационного обмена.

Согласно приказу № 55/86/20 , все информационные системы (ИС) делятся на типовые и специальные.

Типовые информационные системы — информационные системы, в которых требуется обеспечение только конфиденциальности персональных данных.

Специальные информационные системы — информационные системы, в которых вне зависимости от необходимости обеспечения конфиденциальности персональных данных требуется обеспечить хотя бы одну из характеристик безопасности персональных данных, отличную от конфиденциальности (защищенность от уничтожения, изменения, блокирования, а также иных несанкционированных действий).

На практике выходит, что типовых ИС практически нет, поскольку в большинстве случаев помимо конфиденциальности необходимо обеспечить также целостность и доступность информации. Кроме того, в обязательном порядке к специальным системам должны быть отнесены:

  • информационные системы, в которых обрабатываются персональные данные, касающиеся состояния здоровья субъектов персональных данных;
  • информационные системы, в которых предусмотрено принятие на основании исключительно автоматизированной обработки персональных данных решений, порождающих юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или иным образом затрагивающих его права и законные интересы.

Итак, по результатам анализа исходных данных комиссия присваивает системе персональных данных соответствующий класс:

    класс 1 (К1) - информационные системы, для которых нарушение заданной характеристики безопасности персональных данных, обрабатываемых в них, может привести к значительным негативным последствиям для субъектов персональных данных;

    класс 2 (К2) - информационные системы, для которых нарушение заданной характеристики безопасности персональных данных, обрабатываемых в них, может привести к негативным последствиям для субъектов персональных данных;

    класс 3 (К3) - информационные системы, для которых нарушение заданной характеристики безопасности персональных данных, обрабатываемых в них, может привести к незначительным негативным последствиям для субъектов персональных данных;

    класс 4 (К4) - информационные системы, для которых нарушение заданной характеристики безопасности персональных данных, обрабатываемых в них, не приводит к негативным последствиям для субъектов персональных данных.

Результаты классификации оформляются Актом классификации ИСПДн, в котором указываются тип ИСПДн (типовая, специальная), присвоенный ИСПДн класс и условия, на основании которых было принято решение.

Как уже было сказано, классификация необходима для дальнейшего выбора методов и средств защиты ПДн, обрабатываемых в ИСПДн, поскольку в документах ФСТЭК и ФСБ каждому классу устанавливаются свои требования по защите ИСПДн, о которых поговорим чуть позже.

Согласие субъекта ПДн на обработку

Далее необходимо перейти к обработке этих данных, но перед тем, как их обработка будет законной, необходимо получить согласие субъекта персональных данных на обработку (закон тем самым предотвращает незаконный сбор и использование персональных данных):

Статья 6 ФЗ-152:

Обработка персональных данных может осуществляться оператором с согласия субъектов ПДн, за исключением случаев:

1) обработка персональных данных осуществляется на основании федерального закона, устанавливающего ее цель, условия получения персональных данных и круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке, а также определяющего полномочия оператора;

2) обработка персональных данных осуществляется в целях исполнения договора, одной из сторон которого является субъект персональных данных;

3) обработка персональных данных осуществляется для статистических или иных научных целей при условии обязательного обезличивания персональных данных;

4) обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно;

5) обработка персональных данных необходима для доставки почтовых отправлений организациями почтовой связи, для осуществления операторами электросвязи расчетов с пользователями услуг связи за оказанные услуги связи, а также для рассмотрения претензий пользователей услугами связи;

6) обработка персональных данных осуществляется в целях профессиональной деятельности журналиста либо в целях научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;

7) осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию в соответствии с федеральными законами, в том числе персональных данных лиц, замещающих государственные должности, должности государственной гражданской службы, персональных данных кандидатов на выборные государственные или муниципальные должности.

Итак, если наш случай обработки ПДн предусмотрен частью 2 статьи 6 ФЗ-152, то получение согласия необязательно.

Также необходимо руководствоваться Трудовым Кодексом, Глава 14 . Например, работодатель вправе получать и обрабатывать данные о частной жизни работника только с его письменного согласия (Статья 86 часть 4 ТК ).

В соответствии со статьей 9 ФЗ-152 получать согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных необходимо в письменной форме. Письменное согласие субъекта персональных данных должно включать:

    Фамилию, имя, отчество, адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе;

    Наименование (фамилию, имя, отчество) и адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных;

    Цель обработки персональных данных;

    Перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных;

    Перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;

    Срок, в течение которого действует согласие, а также порядок его отзыва.

Положение, регламентирующее порядок обработки и защиты ПДн

Итак, оператор получил (если это необходимо) согласие на обработку персональных данных — персональные данные можно обрабатывать. Но, согласно Трудовому кодексу и ФЗ-152 необходимо разработать (если есть, доработать в соответствии с ФЗ) положение, регламентирующее порядок хранения, обработки и защиты персональных данных. Давайте условно назовем его Положение по обеспечению безопасности персональных данных. Положение по обеспечению безопасности персональных данных — это внутренний (локальный) документ организации. Строгой формы данного документа нет, но он должен удовлетворять требованиям ТК и ФЗ-152 , а, следовательно, в нем должно быть указано:

Положение по обеспечению безопасности персональных данных утверждается руководителем организации или уполномоченным им лицом, вводится в действие приказом руководителя. Работодатель обязан ознакомить работника с Положением под подпись.

Список лиц, допущенных к обработке ПДн

Кроме того, необходимо оформить список лиц, допущенных к обработке ПДн, т.е. перечень тех (по должностям), кому доступ к ПДн необходим для выполнения служебных обязанностей. В первую очередь это сотрудники кадровой службы, поскольку они собирают и формируют данные о работнике, а также сотрудники бухгалтерии. Помимо того, доступ к этим сведениям могут получить руководители структурных подразделений (например, начальники отделов) — и это также необходимо отразить в списке. Однако все они вправе запрашивать не любые данные, а только те, которые необходимы для выполнения конкретных трудовых функций (например, чтобы рассчитать льготы по налогам, бухгалтерия получит не все сведения о работнике, а только данные о количестве его иждивенцев). Поэтому целесообразно прописать перечень информационных ресурсов, к которым пользователи допущены.

Список лиц, допущенных к обработке ПДн можно оформить в виде приложения к Положению по обеспечению безопасности персональных данных или отдельным документом, утвержденным руководителем.

Уведомление Роскомнадзора

Далее в соответствии со статьей 22 ФЗ-152 оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов ПДн (на сегодняшний день это — Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)) о своем намерении осуществлять обработку ПДн, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 22 ФЗ-152 :

Оператор вправе осуществлять без уведомления уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных обработку персональных данных:

1) относящихся к субъектам персональных данных, которых связывают с оператором трудовые отношения;

2) полученных оператором в связи с заключением договора, стороной которого является субъект персональных данных, если персональные данные не распространяются, а также не предоставляются третьим лицам без согласия субъекта персональных данных и используются оператором исключительно для исполнения указанного договора и заключения договоров с субъектом персональных данных;

3) относящихся к членам (участникам) общественного объединения или религиозной организации и обрабатываемых соответствующими общественным объединением или религиозной организацией, действующими в соответствии с законодательством Российской Федерации, для достижения законных целей, предусмотренных их учредительными документами, при условии, что персональные данные не будут распространяться без согласия в письменной форме субъектов персональных данных;

4) являющихся общедоступными персональными данными;

5) включающих в себя только фамилии, имена и отчества субъектов персональных данных;

6) необходимых в целях однократного пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор, или в иных аналогичных целях;

7) включенных в информационные системы персональных данных, имеющие в соответствии с федеральными законами статус федеральных автоматизированных информационных систем, а также в государственные информационные системы персональных данных, созданные в целях защиты безопасности государства и общественного порядка;

8) обрабатываемых без использования средств автоматизации в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливающими требования к обеспечению безопасности персональных данных при их обработке и к соблюдению прав субъектов персональных данных

Требования к уведомлению указаны в части 3 статьи 22 ФЗ-152 . Форму уведомления об обработке (о намерении осуществлять обработку) персональных данных можно заполнить в электронном виде на сайте Роскомнадзора: http://rsoc.ru/personal-data/p181/

Теперь можно приступать к обработке персональных данных, параллельно решая самый сложный и проблемный вопрос — обеспечение безопасности персональных данных при их обработке.

Обеспечение безопасности персональных данных при их обработке

Мероприятия по защите информации трудоемки и могут привести к значительным финансовым затратам, что обусловлено необходимостью:

    Получать (по необходимости) лицензию на деятельность по технической защите конфиденциальной информации ФСТЭК России;

    Привлекать лицензиата ФСТЭК России для осуществления мероприятий по созданию системы защиты ИСПДн и/или ее аттестации по требованиям безопасности информации;

    Отправлять сотрудников, ответственных за обеспечение безопасности информации, на курсы повышения квалификации по вопросам защиты информации и/или нанимать специалистов по защите информации;

    Устанавливать сертифицированные по требованиям ФСТЭК средства защиты информации (СрЗИ), сертифицированные ФСБ средства криптографической защиты информации (СКЗИ) в зависимости от класса ИСПДн.

Что-то можно сделать самим, а где-то лучше довериться специалистам. Но защитить персональные данные необходимо, так или иначе.

Статья 19, ФЗ-152 :

Оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий.

  • «Положение об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных», утверждено постановлением Правительства РФ № 781 от 17 ноябрям2007 г.
  • «Положение об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации», утверждено постановлением Правительства РФ № 687 от 15 сентября 2008 г.
  • «Требования к материальным носителям биометрических персональных данных и технологиям хранения таких данных вне информационных систем персональных данных», утверждены постановлением Правительства РФ № 512 от 6 июля 2008 г.
  • Специальные требования и рекомендации по технической защите конфиденциальной информации (СТР-К), утверждены приказом Гостехкомиссии России № 282 от 30 августа 2002 г. (ДСП)
  • Базовая модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных от 15 февраля 2008 г. (Выписка, при рассмотрении угроз утечки информации по каналам побочных электромагнитных излучений и наводок (ПЭМИН) необходимо применять полную версию данного документа - ДСП)
  • Методика определения актуальных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных от 15 февраля 2008 г. (Пометка «для служебного пользования» снята Решением ФСТЭК от 16 ноября 2009 г.)
  • Рекомендации по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных от 15 февраля 2008 г. (Пометка «для служебного пользования» снята Решением ФСТЭК от 11 ноября 2009 г.)
  • Основные мероприятия по организации и техническому обеспечению безопасности персональных данных, обрабатываемых в информационных системах персональных данных от 15 февраля 2008 г. (Пометка «для служебного пользования» снята Решением ФСТЭК от 11 ноября 2009 г.)
  • Методические рекомендации по обеспечению с помощью криптосредств безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных с использованием средств автоматизации. ФСБ, 21 февраля 2008 г.
  • Типовые требования по организации и обеспечению функционирования шифровальных (криптографических) средств, предназначенных для защиты информации, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну в случае их использования для обеспечения безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных. ФСБ, 21 февраля 2008 г.

Мы не будем подробно рассматривать все требования, которые необходимо выполнить для обеспечения безопасности ПДн при их обработке в ИСПДн, — их много, и они сильно зависят от конкретной ИСПДн. Остановимся на основных моментах, часто вызывающих затруднения у операторов.

Лицензия — получать или не получать?

Законодательство, а также документы ФСТЭК говорят нам следующее:

Статья 16, часть 6 ФЗ-149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г.:

Федеральными законами могут быть установлены ограничения использования определенных средств защиты информации и осуществления отдельных видов деятельности в области защиты информации.

Статья 17, часть 1, п.11 ФЗ-128 «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г.:

В соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности: деятельность по технической защите конфиденциальной информации.

Постановление Правительства РФ № 504 «О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации» от 15 августа 2006 г.

Под технической защитой конфиденциальной информации понимается комплекс мероприятий и (или) услуг по ее защите от несанкционированного доступа, в том числе и по техническим каналам, а также от специальных воздействий на такую информацию в целях ее уничтожения, искажения или блокирования доступа к ней.

Основные мероприятия ФСТЭК

Пункт 3.14

В соответствии с положениями Федерального закона № 128 «О лицензировании отдельных видов деятельности» и требованиями постановления Правительства № 504 «О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации» операторы ИСПДн при проведении мероприятий по обеспечению безопасности ПДн (конфиденциальной информации) при их обработке в ИСПДн 1, 2 и 3 (распределенные системы) классов должны получить лицензию на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации в установленном порядке.

Так же на вопрос о необходимости лицензии отвечал начальник отдела Управления ФСТЭК России НАЗАРОВ Игорь Григорьевич на круглом столе, проведенном журналом «Connect! Мир связи» (http://www.connect.ru/article.asp?id=9406):

Вопрос: Нужно ли операторам, обрабатывающим персональные данные в ИСПДн, получение лицензии на техническую защиту конфиденциальной информации?

Игорь Назаров: В соответствии с документами ФСТЭК лицензия необходима операторам ПДн, которые самостоятельно проводят такие мероприятия по информационным системам 1, 2 класса и территориально распределенным системам 3 класса, как правило, это большие государственные информационные системы. При этом для поликлиник, детских садов, аптек и т.п., имеющих ИСПДн 3 и 4 классов, получение таких лицензий не требуется.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2007 г. № 781, если оператор ИСПДн заключает договор на проведение соответствующих мероприятий в части защиты информации (ПДн) с уполномоченным лицом — лицензиатом ФСТЭК России, иметь лицензию ему не обязательно.

Итак, для небольших организаций более экономически-выгодным вместо получения лицензии ФСТЭК по ТЗКИ для проведения мероприятий по обеспечению безопасности ПДн (создание системы защиты ИСПДн, аттестация) будет привлечение лицензиата ФСТЭК, который проведет все необходимые работы.

Для крупных организаций (таких как операторы связи, крупные банки и т.п.) — выгоднее самим получить лицензию и выполнить все необходимые работы.

Порядок предоставления лицензии на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации определен «Положением о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации » (утверждено постановлением Правительства РФ от 15 августа 2006 г. № 504). Требования для получения лицензии:

а) наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) специалистов, имеющих высшее профессиональное образование в области технической защиты информации либо высшее или среднее профессиональное (техническое) образование и прошедших переподготовку или повышение квалификации по вопросам технической защиты информации;

б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) помещений для осуществления лицензируемой деятельности, соответствующих техническим нормам и требованиям по технической защите информации, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, и принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании;

в) наличие на любом законном основании производственного, испытательного и контрольно-измерительного оборудования, прошедшего в соответствии с законодательством Российской Федерации метрологическую поверку (калибровку), маркирование и сертификацию;

г) использование автоматизированных систем, обрабатывающих конфиденциальную информацию, а также средств защиты такой информации, прошедших процедуру оценки соответствия (аттестованных и (или) сертифицированных по требованиям безопасности информации) в соответствии с законодательством Российской Федерации;

д) использование предназначенных для осуществления лицензируемой деятельности программ для электронно-вычислительных машин и баз данных на основании договора с их правообладателем;

е) наличие нормативных правовых актов, нормативно-методических и методических документов по вопросам технической защиты информации в соответствии с перечнем, установленным Федеральной службой по техническому и экспортному контролю.

Этапы создания СЗПДн

Согласно Основным мероприятиям по организации и техническому обеспечению безопасности персональных данных, обрабатываемых в информационных системах персональных данных, выпущенными ФСТЭК, создание системы защиты персональных данных (СЗПДн) состоит из следующих этапов:

1 Предпроектная стадия

1.1 обследование объекта информатизации:

  • установление необходимости обработки ПДн в ИСПДн;
  • определение перечня ПДн, подлежащих защите;
  • определение условий расположения ИСПДн относительно границ контролируемой зоны (КЗ);
  • определение конфигурации и топологии ИСПДн в целом и ее отдельных компонентов; физических, функциональных и технологических связей как внутри ИСПДн, так и с другими системами различного уровня и назначения;
  • определение технических средств и систем, используемых в защищаемой ИСПДн, условий их расположения;
  • определение общесистемных, специальных и прикладных программных средств, используемых в защищаемой ИСПДн;
  • определение режима обработки информации в ИСПДн в целом и в отдельных компонентах;
  • проведение классификации ИСПДн;
  • определение степени участия персонала в обработке (обсуждении, передаче, хранении) информации, характер их взаимодействия между собой;
  • определение и составление перечня уязвимостей и угроз безопасности информации, оценка актуальности угроз безопасности информации;
  • разработка частной модели угроз.

1.2 разработка технического задания на создание СЗПДн, которое должно содержать:

  • обоснование необходимости разработки СЗПДн;
  • исходные данные ИСПДн в техническом, программном, информационном и организационном аспектах;
  • класс ИСПДн;
  • ссылку на нормативные документы, с учетом которых будет разрабатываться СЗПДн и приниматься в эксплуатацию ИСПДн;
  • конкретизацию мероприятий и требований к СЗПДн;
  • перечень предполагаемых к использованию сертифицированных средств защиты информации;
  • обоснование проведения разработок собственных средств защиты информации при невозможности или нецелесообразности использования имеющихся на рынке сертифицированных средств защиты информации;
  • состав, содержание и сроки проведения работ по этапам разработки и внедрения СЗПДн.

2. Стадия проектирования и реализации СЗПДн

2.1 разработка проекта на создание СЗПДн;

2.2 разработка организационно-технических мероприятий по защите информации в соответствии с предъявляемыми требованиями;

2.3 закупка сертифицированных средств защиты информации;

2.4 разработка и реализация разрешительной системы доступа пользователей и персонала к обрабатываемой в ИСПДн информации;

2.5 установка и настройка СрЗИ;

2.6 определение подразделений и лиц, ответственных за эксплуатацию средств защиты информации, обучение назначенных лиц специфике работ по защите ПДн;

2.7 разработка эксплуатационной документации на ИСПДн и средства защиты информации, а также организационно-распорядительной документации по защите информации (положений, приказов, инструкций и других документов);

2.8 выполнение других мероприятий, направленных на защиту информации.

3. Стадия ввода в действие СЗПДн

3.1 опытная эксплуатация средств защиты информации в комплексе с другими техническими и программными средствами в целях проверки их работоспособности в составе ИСПДн;

3.2 приемо-сдаточные испытания средств защиты информации по результатам опытной эксплуатации с оформлением приемо-сдаточного акта;

3.3 оценка соответствия ИСПДн требованиям безопасности информации — аттестация (декларирование) по требованиям безопасности информации.

4. Техническое обслуживание и сопровождение системы защиты информации

Организационно-распорядительная документация по защите ПДн

Помимо технических решений создаваемой системы защиты персональных данных, оператор должен обеспечить разработку организационно-распорядительных документов, которые будут регулировать все возникающие вопросы по обеспечению безопасности ПДн при их обработке в ИСПДн и эксплуатации СЗПДн. Таких документов достаточно много, основные из них:

1. Положение по обеспечению безопасности ПДн — в начале статьи мы уже касались назначения и состава этого документа. На всякий случай повторим — в нем должно быть указано:

Цель и задачи в области защиты персональных данных;

Понятие и состав персональных данных;

В каких структурных подразделениях и на каких носителях (бумажных, электронных) накапливаются и хранятся эти данные;

Как происходит сбор и хранение персональных данных;

Как они обрабатываются и используются;

Кто (по должностям) в пределах фирмы имеет к ним доступ;

Принципы защиты ПДн, в том числе от несанкционированного доступа;

Права работника в целях обеспечения защиты своих персональных данных;

Ответственность за разглашение конфиденциальной информации, связанной с персональными данными работников.

2. Для организации системы допуска и учета лиц, допущенных к работе с ПДн в ИСПДн, — Список лиц, допущенных к обработке ПДн (перечень по должностям тех, кому доступ к ПДн необходим для выполнения служебных обязанностей) и Матрица доступа (должна отражать полномочия пользователей по выполнению конкретных действий в отношении конкретных информационных ресурсов ИСПДн — чтение, запись, корректировка, удаление). Оба документа утверждаются руководителем.

3. Частная модель угроз (если ИСПДн несколько, то модель угроз разрабатывается на каждую из них) — разрабатывается по результатам предварительного обследования. ФСТЭК России предлагает Базовую модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, согласно которой при создании частной модели должны быть рассмотрены:

    Угрозы утечки информации по техническим каналам;

    Угрозы несанкционированного доступа, связанные с действиями нарушителей, имеющих доступ к ИСПДн, реализующих угрозы непосредственно в ИСПДн. При этом необходимо в качестве потенциальных нарушителей рассматривать легальных пользователей ИСПДн;

    Угрозы несанкционированного доступа, связанные с действиями нарушителей, не имеющих доступа к ИСПДн, реализующих угрозы из внешних сетей связи общего пользования и (или) сетей международного информационного обмена.

Разработанная модель угроз утверждается руководителем.

4. На основании утвержденной модели угроз ИСПДн необходимо разработать требования по обеспечению безопасности ПДн при их обработке в ИСПДн. Требования, как и модель угроз, — это самостоятельный документ, который должен быть утвержден руководителем организации.

Для разработки модели угроз и требований оператору целесообразно привлекать специалистов организаций-лицензиатов ФСТЭК.

5. Инструкции в части обеспечения безопасности ПДн при их обработке в ИСПДн.

Кроме того, до проведения всех мероприятий по защите ПДн оператор должен назначить должностное лицо или (если ИСПДн достаточно велика) структурное подразделение, ответственные за обеспечение безопасности ПДн. Решение о назначении оформляется приказом руководителя. Задачи, функции и полномочия должностного лица (подразделения), ответственного за обеспечение безопасности ПДн, определяются внутренними организационно-распорядительными документами (должностными инструкциями, регламентами).

Что обязательно сертифицировать, а что нет?

Часто возникает заблуждение, что все используемое программное обеспечение (ПО), должно быть сертифицировано, а сертификация стоит дорого и занимает много времени.

Однако ни в одном из документов по регулированию вопросов защиты ПДн не сказано, что должно быть сертифицировано все ПО. Сертифицированы по требованиям ФСТЭК России должны быть средства защиты информации, но никак не системное, прикладное или специальное ПО, не участвующее в защите ИСПДн.

Игорь Назаров: …сертификация по контролю отсутствия НДВ касается функционала безопасности, именно средств защиты, а не всего программного обеспечения, которое используется в информационной системе (http://www.connect.ru/article.asp?id=9406).

Сегодня документы ФСТЭК, которые можно посмотреть на сайте Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, говорят нам по этому поводу следующее:

В ИСПДн должны использоваться только сертифицированные по требованиям безопасности информации технические средства и системы защиты.

Основные мероприятия…

Пункт 4.2: …в ИСПДн должен проводиться контроль на наличие недекларированных возможностей в программном и программно-аппаратном обеспечении и анализ защищенности системного и прикладного программного обеспечения.

Пункт 4.3: Для программного обеспечения, используемого при защите информации в ИСПДн (средств защиты информации, в том числе и встроенных в общесистемное и прикладное программное обеспечение), должен быть обеспечен соответствующий уровень контроля отсутствия в нем НДВ.

Таким образом, сертифицировать системное и прикладное ПО, если оно не участвует в процессе защиты информации, не нужно — это можно делать по желанию оператора.

Практика создания систем защиты ПДн показывает, что необходимо использовать лицензионное программное обеспечение (системное, прикладное и специальное ПО) и сертифицированные средства защиты информации и антивирусной защиты (это могут быть СрЗИ от НСД, антивирусные продукты, межсетевые экраны, средства обнаружения вторжений, средства анализа защищенности, соответствующие определенному классу). Если в ИСПДн устанавливаются криптографические средства защиты информации (СКЗИ), то они также должны быть сертифицированы по требованиям ФСБ России.

Следует отметить, что устанавливать сертифицированные СрЗИ имеет право только лицензиат ФСТЭК, а СКЗИ — лицензиат ФСБ.

Аттестация

Финальным этапом создания системы защиты ИСПДн должна стать аттестация (декларирование соответствия) — комплекс организационно-технических мероприятий, в результате которых посредством специального документа — Аттестата соответствия (Заключения) подтверждается, что ИСПДн соответствует требованиям стандартов или иных нормативно-методических документов по безопасности информации. Наличие действующего Аттестата соответствия дает право обработки информации с соответствующим уровнем конфиденциальности на период времени, установленный в Аттестате соответствия.

Вопрос: Кто может аттестовать рабочие места на соответствие требованиям законодательства и нормативных документов в области персональных данных?

Игорь Назаров: Аттестацию ИСПДн на соответствие требованиям по безопасности информации имеют право проводить лицензиаты ФСТЭК, которые имеют лицензию на деятельность по технической защите конфиденциальной информации (http://www.connect.ru/article.asp?id=9406).

Аттестация предусматривает комплексную проверку (аттестационные испытания) ИСПДн в реальных условиях эксплуатации с целью оценки соответствия принятого комплекса мер защиты требуемому уровню безопасности ПДн.

В общем виде аттестация ИСПДн по требованиям безопасности информации включает в себя следующие этапы:

    Анализ исходных данных по аттестуемой ИСПДн;

    Проведение экспертного обследования ИСПДн и анализ разработанной документации по обеспечению безопасности ПДн на соответствие требованиям нормативных и методических документов;

    Проведение комплексных аттестационных испытаний ИСПДн в реальных условиях эксплуатации с использованием специальной аппаратуры контроля и программных средств контроля защищенности от несанкционированного доступа;

    Анализ результатов комплексных аттестационных испытаний, оформление и утверждение Заключения и Аттестата соответствия по результатам аттестации.

Важным моментом является то, что в случае изменения условий и технологии обработки ПДн оператор обязан известить об этом организацию-лицензиата, проводившую аттестацию ИСПДн. После чего организация-лицензиат принимает решение о необходимости проведения дополнительной проверки эффективности системы защиты ИСПДн.

Ответственность и риски за неисполнение требований закона

При неисполнении требований по обеспечению безопасности ПДн у оператора могут возникнуть риски гражданско-правовых исков со стороны клиентов или работников.

Что в свою очередь может повлиять на репутацию компании, а также привести к принудительному приостановлению (прекращению) обработки ПДн, привлечению компании и (или) ее руководителя к административной или иным видам ответственности, а при определенных условиях — к приостановлению действия или аннулированию лицензий. Кроме того, согласно ФЗ, лица, виновные в нарушении требований, несут гражданскую, уголовную, административную, дисциплинарную и иную предусмотренную законодательством РФ ответственность (статья 24 ФЗ-152 ):

Дисциплинарная (Трудовой кодекс Российской Федерации, статьи 81, 90, 195, 237, 391);

Административная (Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, статьи 5.27, 5.39, 13.11-13.14, 13.19, 19.4-19.7, 19.20, 20.25, 32.2);

Уголовная (Уголовный кодекс Российской Федерации, статьи 137, 140, 155, 171, 183, 272, 273, 274, 292, 293).