Система органов государственной власти субъекта российской федерации. Органы государственной власти субъектов федерации Образованными органами государственной власти субъектов

В соответствии с Конституцией РФ установление общих принципов организации системы государственной власти субъектов РФ входит в совместное ведение Российской Федерации и субьектов РФ, а система органов государственной власти формируется субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя и общими положениями, вводимыми федеральным законом. В отсутствие необходимых законов функционирование органов государственной власти субъектов РФ регулируется указами Президента РФ и законодательством субъектов РФ. Субъектам РФ предоставлено право самостоя­тельно устанавливать дату прямых выборов органов государст­венной власти на основе принятия собственных постановлений.

Систему органов государственной власти субъектов РФ со­ставляют:

1. Законодательный (представительный) орган государствен­ной власти.

2. Высший исполнительный орган государственной власти.

3. Иные органы государственной власти, образуемые в соот­ветствии с конституцией (уставом) субъекта РФ (в частности, может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ).

Деятельность органов государственной власти субъектов РФ осуществляется в соответствии со следующими принципами:

Государственная и территориальная целостность России.

Распространение суверенитета России на всю ее территорию.

Верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории России.

Единство системы государственной власти.

Разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и субъектов РФ.

Самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления при­надлежащих им полномочий.

Органы государственной власти субъектов РФ функциони­руют в соответствии с Законом «Об общих принципах организа­ции законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федера­ции» (от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ).

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта РФ. На­именование органа, его структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ. Число депутатов законодательного органа устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ. Срок (полномочий депутатов одного созыва не может превышать пять лет. Число депутатов, работающих на постоянной основе, устанавливается законодательным органом самостоятельно.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ:

Принимает конституцию (устав) субъекта РФ и поправки к ним.

Утверждает бюджет субъекта РФ и отчет о его исполнении; программы социально-экономического развития субъектаРФ.

Устанавливает налоги и сборы, отнесенные к ведению субъекта РФ, а также порядок их взимания; порядок управления собственностью субъекта РФ; порядок проведения референдума субъекта РФ, выборов в законодательный орган власти и руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъектаРФ.

Устанавливает административно-территориальное устройство и утверждает схему управления субъектом РФ.

Регулирует иные вопросы, относящиеся к ведению и полномочиям субъекта РФ.

Постановлением законодательного органа назначаются на должность и освобождаются от должности отдельные должност­ные лица субъекта РФ; оформляется решение о недоверии (доверии) руководителям органов исполнительной власти субъекта РФ, в назначении которых законодательный орган принимал участие. Законодательный орган осуществляет контроль за соблюдением и исполнением законов субъектаРФ, исполнением бюджета субъектаРФ.

Принятые законодательным органом законы направляются высшему должностному лицу субъекта РФ для обнародования в срок, не превышающий 14 календарных дней. В случае отклонения закона он может быть одобрен в ранее принятой редак­ции большинством не менее 2/3 голосов от установленного чис­ла депутатов. Одобренный таким образом закон не может быть повторно отклонен высшим должностным лицом субъекта РФ и подлежит опубликованию в установленный срок.

Полномочия законодательного органа государственной вла­ги субъекта РФ могут быть прекращены досрочно в случаях:

Принятия решения о самороспуске;

Роспуска высшим должностным лицом субъекта РФ;

Вступления в силу решения суда о неправомочности дан­ного состава депутатов, в том числе в связи со сложением ими своих полномочий.

Высшее должностное лицо субъекта РФ вправе досрочно прекратить полномочия законодательного органа в случае приня­тия им нормативно-правового акта, противоречащего Конститу­ции РФ, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта РФ, если такие противоречия установлены соответствующим су­дом и не устранены законодательным органом. Президент РФ вправе предупредить законодательный (представительный) орган, а при повторном нарушении внести в Государственную Думу проект закона о его роспуске и прекращении полномочий.

В субъекте РФ устанавливается система органов исполни­тельной власти во главе с высшим исполнительным органом, возглавляемым руководителем высшего исполнительного органа государственной власти.

Высшее должностное лицо (руководитель высшего исполни­тельного органа государственной власти) субъекта РФ избирает­ся населением на основе всеобщего равного и прямого избира­тельного права при тайном голосовании на срок не более 5 лет и не может избираться более двух сроков подряд. В случае при­знания выборов несостоявшимися, недействительными, не из­брания ни одного из баллотировавшихся кандидатов повторные выборы проводятся не позднее чем через 6 месяцев.

Высшее должностное лицо субъекта РФ:

Представляет субъект РФ в отношениях с органами власти, при внешнеэкономических связях, подписывает договоры и со­глашения от имени субъекта РФ.

Обнародует законы или отклоняет законы, принятые зако­нодательным органом субъекта РФ.

Формирует высший исполнительный. орган государствен­ной власти субъекта РФ.

Вправе требовать созыва внеочередного заседания законо­дательного органа государственной власти субъекта РФ; участво­вать в его работе с правом совещательного голоса.

Осуществляет иные полномочия в соответствии с законода­тельством России и субъекта РФ.

Высшее должностное лицо субъекта РФ издает рас­поряжения, обязательные к исполнению в субъекте РФ.

Полномочия высшего должностного лица субъекта РФ в оп­ределенных случаях прекращаются досрочно, в том числе в свя­зи с выражением недоверия ему законодательного органа госу­дарственной власти субъекта РФ, признания судом недееспо­собным, утраты гражданства России и др. Законодательный орган государственной власти субъекта РФ вправе выразить недо­верие высшему должностному лицу в случаях издания им актов, противоречащих законодательству России и субъекта РФ, если противоречия установлены судом и не устранены в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения, иного грубого нарушения законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, если это повлекло массовое нарушение прав и свобод граждан. Решение законодательного органа о недове­рии влечет немедленную отставку высшего должностного лица и возглавляемого им высшего исполнительного органа государственной власти. Президент РФ может применить к высшему должностному лицу субъекта РФ меры воздействия: предупреж­дение, отрешение от должности. В случае отрешения от долж­ности, а также временного отстранения Президент РФ назнача­ет временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта РФ.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ обеспечивает исполнение нормативно-правовых актов России и субъекта РФ. Наименование, структура, порядок формирования высшего исполнительного органа устанавливается конституцией (уставом) и законами субъекта РФ.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ разрабатывает и осуществляет меры по комплексному социально-экономическому развитию субъекта РФ, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии. Он разрабатывает проекты бюджета, программы развития субъекта РФ, обеспечивает исполнение бюджета и программ социально-экономического развития; управляет и распоряжается собственностью субъекта РФ, заключает договоры с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий; формирует иные органы исполнительной власти субъектов РФ.

Законодательный и высший исполнительный органы государственной власти субъекта РФ взаимодействуют в целях эффективного управления процессами экономического и социального развития и в интересах населения. Правовые акты исполнительной власти направляются в законодательный орган, который вправе предложить внести в них изменения или дополнения или отменить их, а также вправе обжаловать указанные акты в судебном порядке. Высшее должностное лицо субъекта РФ вправе обратиться в законодательный орган с предложением о внесении изменений и дополнений в поста­новление законодательного органа либо об их отмене, а также вправе обжаловать указанные постановления в судебном по­рядке. Законодательный орган направляет высшему должно­стному лицу планы законопроектных работ и проекты зако­нов субъекта РФ. На заседаниях законодательного органа могут присутствовать с правом совещательного голоса руко­водители органов исполнительной власти или уполномочен­ные ими лица. На заседаниях органов исполнительной власти могут присутствовать депутаты или работники аппарата зако­нодательного органа.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ - это постоянно действующий высший и единственный орган законодательной власти субъекта РФ, правой статус которого закрепляется законодательством.

Законодательные (представительные) органы в субъектах РФ олицетворяют народное представительство и осуществляют главным образом законодательные функции. Их положение в системе органов государственной власти определяется принципом разделения властей, который закреплен во всех конституциях и уставах.

В Федеральном законе от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено, что законодательный орган государственной власти является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта РФ. Его наименование и структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ. Число депутатов законодательного органа также устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ.

Органы законодательной власти субъектов РФ формируются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Срок полномочий депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации одного созыва устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и не может превышать пять лет.

Законодательные органы субъектов РФ называются по-разному: Дума (областная, городская и др.), Государственный совет, Совет, курултай, хурал и др. В литературе их обобщенно называют законодательными собраниями, местными парламентами.
В подавляющем большинстве субъектов РФ законодательные органы однопалатные (двухпалатные имеются не только в отдельных республиках в составе РФ, например в Кабардино-Балкарии, в Республике Саха (Якутия), в Свердловской области).

Законодательный орган государственной власти субъекта РФ самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности. Расходы на обеспечение деятельности данного органа власти утверждаются самим законодательным органов государственной власти и предусматриваются отдельной строкой в бюджете субъекта РФ.
Законодательный орган правомочен при избрании в его состав не менее двух третей от установленного числа депутатов. Правомочность его заседания определяется его регламентом или иным актом, принятым данным органом и устанавливающим порядок его деятельности. Заседания являются открытыми, за исключением случаев, установленным федеральными законами, конституцией и законами субъекта РФ, а также регламентами или иным актом, принятым данным органом и устанавливающим порядок его деятельности.

Полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ достаточно обширны. К основным полномочиям (согласно гл. II, ст. 5 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации») относятся следующие:

1) Установление порядка проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта РФ, деятельности органов местного самоуправления в пределах полномочий законодательного органа субъекта РФ, обозначенных в конституции (уставе) субъекта РФ.

2) Утверждение программ социально-экономического развития субъекта РФ, представленных высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа).

3) Установление налогов и сборов, отнесенных федеральным законом к ведению субъекта РФ, а также порядок их взимания;

4) Установление порядка образования и деятельности внебюджетных и валютных фондов субъекта РФ, утверждение отчетов о расходовании средств из этих

5) Установление порядка управления и распоряжения собственностью субъекта РФ, в том числе долями (паями, акциями) субъекта РФ в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и иных организационно-правовых форм.

6) Утверждение заключения и расторжения договоров субъекта РФ.

7) Установление порядка назначения и проведения референдума субъекта РФ.

8) Установление порядка проведения выборов в законодательный (представительный) орган субъекта РФ, а также выборов высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа) субъекта РФ.

9) Определение административно-территориального устройства субъекта РФ и порядка его изменения.

10) Утверждение схемы управления субъектом РФ, определение структуры высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ имеет право:

а) определять порядок деятельности указанного органа;

б) назначать на должность и освобождать от должности отдельных должностных лиц субъекта РФ, а также оформлять согласие на их назначение, если такой порядок назначения предусмотрен Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией (уставом) субъекта РФ;

в) назначать дату выборов и референдума субъекта РФ в случаях, предусмотренных законом субъекта РФ;

г) оформлять решение о недоверии (доверии) высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа), а также решение о недоверии (доверии) руководителям органов исполнительной власти субъекта РФ, в назначении которых на должность законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ принимал участие в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ;

д) утверждать соглашение об изменении границ субъектов РФ;

е) назначать на должность судей конституционного (уставного) суда субъекта РФ;

ж) осуществлять наряду с другими уполномоченными на то органами контроль за соблюдением и исполнением законов субъекта РФ, исполнением бюджета субъекта РФ, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью субъекта РФ.

Решение вопросов в рамках перечисленных полномочий оформляется постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.
Если конституцией (уставом) субъекта РФ предусмотрен двухпалатный законодательный (представительный) орган (в республиках Саха (Якутия), Карелия, Кабардино-Балкарской, Башкортостане), то полномочия каждой из палат осуществляются в соответствии с настоящим законом, конституцией и законами субъекта РФ.

Право законодательной инициативы принадлежит депутатам, высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа), представительным органам местного самоуправления. Конституцией (уставом) субъекта РФ право законодательной инициативы может быть предоставлено иным органам, общественным объединениям, а также гражданам, проживающим на территории данного субъекта РФ (ст. 6, п. 1).
Законопроекты, внесенные высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа), рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке (ст. 6, п. 2).

Законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета субъекта РФ, рассматриваются законодательным (представительным) органом по представлению высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа) либо при наличии заключения указанного лица в срок не менее 14 календарных дней.
Закон предусматривает следующий порядок принятия законодательным (представительным) органом нормативных правовых актов (ст. 7).
Конституция (устав) субъекта РФ, поправки к ней (к нему) принимаются большинством не менее 2/3 голосов от установленного числа депутатов. Законы субъекта РФ принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов, постановления - большинством голосов от числа избранных депутатов.

Проект закона рассматривается не менее чем в двух чтениях, решение о его принятии (либо отклонении) оформляется постановлением.
Условием вступления закона в юридическую силу являются его промульгирование высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа) субъекта РФ и обнародование.
В случае отклонения закона вето высшего должностного лица может быть преодолено большинством не менее 2/3 голосов от установленного числа депутатов.
Конституция и закон субъекта РФ вступают в силу после их официального опубликования. Законы и иные нормативные правовые акты по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через 10 дней после их официального опубликования.

Принципы организации и деятельности законодательных органов субъектов Российской Федерации

В Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» закреплены принципы организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ. В Законе установлено, что законодательный орган государственной власти является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта РФ. Его наименование и структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ. Число депутатов законодательного органа также устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ.
Федеральным законом установлено, что не менее 50% депутатов законодательного органа государственной власти субъекта РФ (в двухпалатном законодательном органе государственной власти субъекта РФ не менее 50% депутатов одной из палат) должны избираться по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутых избирательными объединениями в соответствии с законодательством о выборах.

Срок полномочий депутатов одного созыва устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ и не может превышать пять лет. Число депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, устанавливается законодательным органом самостоятельно. Законодательный орган государственной власти субъекта РФ является правомочным, если в состав указанного органа избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов.
Право законодательной инициативы в законодательном органе субъекта РФ принадлежит депутатам, высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа), представительным органам местного самоуправления.
Конституцией (уставом) субъекта РФ право законодательной инициативы может быть предоставлено иным органам, общественным объединениям, а также гражданам, проживающим на территории данного субъекта РФ.
В случае отклонения высшим должностным лицом закона указанный закон может быть одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов. Закон, одобренный в ранее принятой редакции, не может быть повторно отклонен высшим должностным лицом и подлежит обнародованию в срок, установленный конституцией (уставом) и законом субъекта РФ.
Полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта могут быть прекращены досрочно.
Закон предусматривает (ст. 9) порядок досрочного прекращения полномочий законодательного (представительного) органа субъекта РФ.

Полномочия могут быть прекращены досрочно в случае:

1) принятия указанным органом решения о самороспуске;

2) роспуска указанного органа высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа) субъекта РФ на основании принятия законодательным органом нормативного правового акта, противоречащего актам высшей юридической силы, принятым по предметам вне его компетенции, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а законодательный орган не устранил их в течение 6 месяцев со дня вступления в силу судебного решения.

3) роспуска законодательного органа назначаются внеочередные выборы в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ. Указанные выборы проводятся не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении полномочий законодательного органа.
Полномочия могут быть прекращены досрочно также в случае вступления в силу решения соответствующего суда о неправомочности данного состава депутатов законодательного органа субъекта РФ, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий.

Законодательный орган принимает конституцию (устав) и поправки к ней, законы субъекта РФ, осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ в пределах полномочий субъекта РФ. По представлению Президента РФ он принимает решение о наделении гражданина РФ полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ. При отклонении кандидатур Президент проводит консультации с законодательным органом власти, но при третьем отклонении он вправе распустить данный орган. В этом случае не позднее чем через 120 дней назначаются внеочередные выборы.

Законом субъекта РФ утверждается бюджет и бюджеты внебюджетных фондов и отчеты об их исполнении, представленные высшим должностным лицом или руководителем высшего исполнительного органа государственной власти, устанавливаются порядок проведения выборов в органы местного самоуправления, налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению субъекта РФ, а также порядок их взимания, порядок управления и распоряжения собственностью субъекта РФ, порядок проведения выборов в законодательный орган субъекта РФ, утверждается структура исполнительных органов и др.

Если законодательный орган в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда и после истечения данного срока судом установлено, что в результате были созданы препятствия для реализации полномочий федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, нарушены права и свободы человека и гражданина, права и охраняемые законом интересы юридических лиц, Президент РФ выносит предупреждение законодательному органу субъекта РФ.

Если же в течение трех месяцев после этого законодательный орган не принял в пределах своих полномочий меры по исполнению решений суда, Президент РФ вправе распустить этот орган власти. Полномочия прекращаются со дня вступления в силу решения Президента. Срок, в течение которого Президент вправе вынести предупреждение законодательному органу или принять решение о роспуске указанного органа, не может превышать одного года со дня вступления в силу решения суда.

Депутаты избираются гражданами РФ, проживающими на территории субъекта РФ и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом. Депутатом может быть избран гражданин РФ, обладающий в соответствии с федеральным законом, конституцией (уставом) и (или) законом субъекта РФ пассивным избирательным правом.
Конституционный Суд РФ в постановлении от 22 января 2002 г. признал неконституционным положение Конституции Татарстана, согласно которому пассивным избирательным правом на выборах в Госсовет Республики по административно-территориальным избирательным округам обладают лишь постоянно проживающие или работающие на территории округа лица.

Решение Суда носит общеобязательный характер для всех аналогичных норм в других субъектах РФ.
Выборы проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
В течение срока своих полномочий депутат не может быть депутатом Государственной Думы или членом Совета Федерации Федерального Собрания, судьей, занимать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы, иные государственные должности субъекта РФ или государственные должности государственной службы субъекта РФ, а также выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы. В случае если деятельность депутата осуществляется на профессиональной постоянной основе, указанный депутат не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Гарантии депутатской деятельности устанавливаются конституцией (уставом) и законом субъекта РФ. В случае привлечения депутата к уголовной или административной ответственности, его задержания, ареста, обыска, допроса, совершения иных уголовно-процессуальных или административно-процессуальных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутата, его багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых им средств связи и принадлежащих ему документов, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в занимаемых им жилом и служебном помещениях применяется особый порядок производства по уголовным или административным делам, установленный федеральными законами.

Депутат не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе по истечении срока его полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.
Конституционный Суд РФ в постановлении от 12 апреля 2002 г. подтвердил свою прежнюю правовую позицию, согласно которой законодатель субъекта РФ, регулируя в пределах своей компетенции вопросы статуса депутата, не может предусматривать освобождение его от уголовной и административной ответственности, установленной федеральным законом, поскольку это было бы вторжением в сферу ведения и полномочий Российской Федерации.

В то же время Суд указал на необходимость специальных гарантий беспрепятственного осуществления парламентариями своих полномочий, к числу которых относится публично-правовой институт парламентской неприкосновенности, призванной оградить депутата от неправомерного вмешательства в его деятельность, от попыток оказать на него давление путем привлечения или угрозы привлечения к уголовной или административной ответственности. Конституционный Суд указал на общепризнанный в правовом государстве принцип, согласно которому депутат не несет ответственности за действия по осуществлению мандата, в том числе по истечении сроков полномочий. Депутат не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе по истечении срока его полномочий. Но запрет на привлечение депутата к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, и на осуществление обусловленных этим мер уголовно- и административно-процессуального характера без согласия законодательного органа субъекта РФ не соответствует Конституции РФ.


План
Понятие и система органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации: порядок формирования, структура, виды, основные полномочия.
Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации: понятие и виды.
Правовой статус высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации: понятие, порядок формирования, полномочия.
Методические рекомендации по изучению темы
Вначале следует отметить, что данная тема не всегда раскрывается в учебниках по конституционному праву России. Для того чтобы восполнить этот пробел, рекомендуется воспользоваться учебным пособием «Конституционное право субъектов Российской Федерации», подготовленным группой известных специалистов под руководством профессора В. А. Кряжкова.
Обсуждение вопросов данной темы должно строиться на основе ст. 77, 78 Конституции Российской Федерации и федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». При этом надо иметь в виду, что субъекты федерации имеют свою систему органов государственной власти, которая устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации государственной власти, установленными указанным федеральным законом.
При характеристике системы органов государственной власти (государственных органов) субъектов Российской Федерации студенты нередко допускают методологическую ошибку. Они называют в числе таких органов:
высшее должностное лицо субъекта федерации;
высший исполнительный орган государственной власти субъекта и
законодательный (представительный) орган государственной власти данного субъекта.
При этом не упоминаются:
194
исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации специальной компетенции (департаменты, комитеты, службы, агентства, инспекции и т. д.);
специализированные контрольные органы, формируемые законодательным (представительным) органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;
конституционные (уставные) суды субъектов Российской Феде-рации.
При подготовке ответа на второй вопрос темы надо обратить внимание на то, что не менее половины состава законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации формируются с использованием пропорциональной избирательной системы.
Содержание третьего вопроса составляет общая характеристика всех исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Студенты должны знать, что во главе исполнительной власти субъекта федерации стоит высшее должностное лицо, которое, как правило, возглавляет высший исполнительный орган государственной власти субъекта федерации.
Основное внимание при подготовке четвертого вопроса темы надо уделить анализу порядка наделения полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. В региональном законодательстве закреплены следующие наименования данной должности:
губернатор;
президент республики;
глава республики;
глава администрации;
мэр;
председатель правительства.
Далее необходимо проанализировать основные функции, полномочия и акты высшего должностного лица субъекта федерации.
Начиная подготовку по последнему вопросу темы, надо учитывать, что высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации являются постоянно действующими. Полномочия высших исполнительных органов государственной власти субъектов федерации определены в указанном выше федеральном законе и конкретизированы в региональном законодательстве.

Еще по теме Тема 22. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации:

  1. Вопросы формирования системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
  2. ГЛАВА 1.ВЫБОРЫ И РЕФЕРЕНДУМЫ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  3. § 6. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
  4. 3. Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в сфере трудовых отношений

Во всех субъектах региональные органы разные.

Система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 6.10.99 г. № 184-ФЗ.

Образование, формирование и деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ регулируются Конституцией РФ, федеральными законами, а также конституцией республики, уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа (далее - конституция (устав) субъекта РФ), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Органы государственной власти субъектов РФ формируются в соответствии с принципами осуществления прав граждан на участие в государственном управлении посредством их участия в выборах. Полномочия органов государственной власти субъекта РФ устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ и могут быть изменены только путем внесения соответствующих поправок в Конституцию РФ и (или) пересмотра ее положений, путем принятия новых федеральных законов, конституции (устава) и законов субъекта РФ либо путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в указанные действующие акты.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, заключенными в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.

В соответствии с Конституцией РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ могут по взаимному соглашению передавать друг другу осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам.

Систему органов государственной власти субъекта РФ составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ; высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ; иные органы государственной власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.

Конституцией (уставом) субъекта РФ может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ. Система органов государственной власти субъекта Федерации формируется самостоятельно в соответствии с конституциями (уставами).

Закон предусматривает две схемы организации власти в субъектах РФ. Согласно первой субъект Федерации может иметь институт «высшего должностного лица» (президента или главы администрации), согласно второй такого института может не быть. В результате на региональном уровне складывается несколько моделей организации государственной власти по выбору субъектов Федерации.

Законодательные, представительные органы власти субъектов РФ являются постоянно действующими органами государственной власти. Структура их, официальное название и численность депутатов определяются самими субъектами с учетом местных, национальных и иных исторических особенностей.

Федеральный закон определяет полномочия регионального законодательного представительного органа власти по 29 основным позициям. Наиболее важные их них: принятие конституции (устава) субъекта РФ, соответствующих законов и иных правовых актов; утверждение бюджета, схемы управления и в соответствии с ней структуры органов исполнительной власти субъектов РФ, программ и планов социально-экономического развития; установление основ организации и деятельности органов местного самоуправления, налогов, сборов, пошлин, тарифов, платежей и порядка их взимания, общего порядка управления и распоряжения собственностью, утверждение договоров; толкование конституции (устава) и законов, осуществление контроля за их соблюдением, а также за исполнением бюджета и программ социально-экономического развития.

Виды региональных представительных законодательных органов власти имеют своеобразные отличия. Среди них можно выделить институты с разными правовыми статусами:

Республиканские парламенты;

Краевые законодательные собрания;

Областные думы;

Городские думы (Москва, Санкт-Петербург);

Представительные органы власти автономных округов и области.

По структуре большинство региональных парламентов - однопалатные и только четыре имеют двухпалатную структуру: парламенты Республики Саха (Якутия), Карельской республики, Кабардино-Балкарской республики, Башкортостана.

Парламенты в большинстве своем состоят из комитетов и комиссий. Так, Государственное Собрание Алтайского края состоит из семи комиссий: по законодательству, по местному самоуправлению, по экономической политике, по социальной защите, по экологии, по аграрным вопросам, по культуре и образованию. Верховный Совет Хакасии состоит из восьми комиссий, парламент Чувашской Республики - из семи комитетов. Сложную структуру имеет парламент Башкортостана. Он состоит из двух палат: Палаты представителей и Законодательной палаты с равным количеством комитетов (по семь).

Характерным отличием региональных представительных органов власти является их огромное разнообразие, они отличаются по структуре, размерам, по выполняемым ими функциям. В целом можно отметить, что региональные законодательные представительные органы власти прошли стадию своего организационного и правового становления и оформились как полноценные органы государственной власти.

Органы исполнительной власти и высшее должностное лицо субъекта Федерации

На основе сложившихся конституционных схем можно выделить несколько видов правовых статусов высшего должностного лица в субъектах РФ .

В республиках высшее должностное лицо субъекта РФ является:

1) главой республики, избирается всенародно и одновременно главой исполнительной власти, возглавляет правительство и всю систему исполнительных органов власти. Это характеризует систему органов власти президентских республик: Коми, Бурятии, Чувашской Республики и др.;

2) главой субъекта Федерации и главой исполнительной власти, при этом имеется должность председателя правительства, которого высшее должностное лицо назначает с предварительного согласия парламента; высшее должностное лицо назначает и освобождает от должности министров, руководителей государственных комитетов. Такая модель характерна для Республики Саха (Якутия);

3) главой субъекта Федерации (республики), гарантом конституции, но не главой исполнительной власти непосредственно. Имеется должность председателя правительства, который назначается с согласия парламента; правительство ответственно как перед президентом, так и перед парламентом. Такая схема характерна для республик Башкортостан, Татарстан и др.

Правовое положение высшего должностного лица в краях, областях и городах федерального значения также различается:

Глава администрации (губернатор) избирается всенародно и одновременно является главой правительства (администрации). Это характерно для большинства областей и краев;

Глава администрации (губернатор) не является одновременно главой правительства (администрации), т.е. не возглавляет непосредственно исполнительную власть (например, в Свердловской области).

Основной особенностью организации исполнительных органов государственной власти субъектов РФ является двухуровневая система правового регулирования, обусловленная следующими факторами: во-первых, разграничением предметов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами; во-вторых, необходимостью обеспечения единства системы органов исполнительной власти. С одной стороны, субъекты РФ самостоятельно формируют систему органов исполнительной власти на своей территории. С другой - федеральные органы исполнительной власти и органы власти субъектов Федерации образуют единую систему органов исполнительной власти в РФ. В результате на территории каждого субъекта Федерации взаимодействуют различные системы органов исполнительной власти: федеральные органы власти; органы исполнительной власти данного субъекта Федерации, а также муниципальные органы местного самоуправления. Следует отметить, что пока слабо разработан механизм оптимального взаимодействия исполнительных органов власти всех уровней.

Органы исполнительной власти в республиках РФ функционируют, как правило, на основе одного из нижеперечисленных вариантов:

1. Высший орган исполнительной власти республики возглавляет и формирует высшее должностное лицо самостоятельно. В этом случае высший орган исполнительной власти (правительство) полностью ответственно перед высшим должностным лицом субъекта Федерации. Это характеризует систему органов исполнительной власти президентских республик.

2. Высший орган исполнительной власти имеет «двойную ответственность»: перед высшим должностным лицом субъекта РФ и законодательным органом субъекта Федерации. Высшее должностное лицо не является главой исполнительной власти непосредственно, поскольку имеется должность председателя правительства. Это характерно для смешанных, полупрезидентских республик и большинства краев и областей.

3. При коллегиальной системе формирования и организации исполнительной власти в парламентских республиках исполнительная власть (правительство) формируется представительным законодательным органом власти. Это имеет место в Удмуртской Республике, Республике Дагестан.

Система органов исполнительной власти краев, областей, автономных округов и городов федерального значения формируется ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя и общими принципами организации власти в субъектах РФ и имеет некоторые особенности по сравнению с республиками. Для организации органов исполнительной власти краев, округов, областей и городов федерального значения характерна двухуровневая система правового регулирования.

Возглавляет систему органов исполнительной власти на уровне края, области, автономного округа, автономной области администрация. Она обладает собственной компетенцией для самостоятельного решения задач социально-экономического развития всей территории и использования для этих целей всех имеющихся ресурсов. Наименования органам исполнительной власти (администрация, правительство и т.п.) и их главам даются с учетом исторических, национальных и других условий и традиций соответствующими органами субъекта РФ.

Систему органов исполнительной власти края, области, автономного округа и т.п. образуют три основные группы органов: 1) органы, составляющие аппарат главы администрации; 2) управления, комитеты, отделы и другие службы краевой, областной администрации, находящиеся в двойном подчинении с преобладанием горизонтального подчинения главе администрации; 3) территориальные органы федеральных министерств и ведомств, также входящие в систему областных, краевых органов исполнительной власти, но имеющие ярко выраженное вертикальное подчинение.

Для выполнения функций исполнительной власти в администрации создаются структурные подразделения: комитеты, управления, отделы краевой (областной) администрации. Они непосредственно осуществляют управление соответствующими отраслями экономической, социально-культурной и административно-политической сфер государственного управления, что на федеральном и республиканском уровнях соответствует работе министерств.

Президент РФ Указом от 13 мая 2000 г. создал семь федеральных округов , каждый из которых охватывает территории нескольких субъектов РФ: Дальневосточный (с центром в Хабаровске), Приволжский (Нижний Новгород), Северо-Западный (Санкт-Петербург), Северо-Кавказский (Ростов-на-Дону), который вскоре был переименован в Южный, Сибирский (Новосибирск), Уральский (Екатеринбург), Центральный (Москва). В соответствии с этим был преобразован институт президентских представителей, которые до этого были во всех 89 субъектах Федерации. Теперь полномочные представители Президента РФ назначаются в федеральные округа и наделяются значительно более широкими полномочиями. Они должны информировать Президента РФ о состоянии дел в регионах, входящих в соответствующий федеральный округ, вносить предложения о кадровых назначениях, координировать согласованное взаимодействие федеральных органов исполнительной власти на территории федерального округа, осуществлять контрольные функции.

Систему органов государственной власти субъекта РФ составляют:

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ;

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ;

Иные органы государственной власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.

Конституцией (уставом) субъекта РФ может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ.

Система органов гос. власти основана не только на принципе разделения власти по горизонтали, т.е. между законодательной, исполнительной и судебной властями, но и по вертикали - разграничение предметов ведения и полномочий различных видов органов РФ и её субъектов. Так, КРФ определяет перечень вопросов, которые полномочны, решать только федеральные органы гос. власти; предметы совместного ведения РФ и её субъектов; закрепляет полноту власти субъектов Федер по вопросам, находящимся вне ведения и вне пределов совместного РФ и её субъектов.

В пределах своей компетенции и Федер, и субъекты Федер принимают правовые акты, решают вопросы гос. и общественной жизни. Споры о компетенции между государственными органами РФ и органами гос. власти её субъектов разрешаются Конституционным Судом РФ.

В соответствии со ст.3 КРФ, единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ (абз.1), осуществляющий свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (абз.2). Таким образом, органы государственной власти – один из способов осуществления народом РФ своего конституционного права на власть, которое гарантируется правовой системой РФ, а также ее субъектов, ответственностью органов государственной власти и государственных должностных лиц.

Основанием для создания и действия органов государственной власти субъектов РФ служит ст.11 КРФ, где сказано, что государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти (абз.2). Федеральные органы государственной власти, осуществляющие свою деятельность на территории субъекта федерации (прокуратура, федеральные суды и др.) не входят в систему органов государственной власти субъектов федерации, хоть и взаимодействуют с ней.

В соответствии со ст.77 КРФ система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом (абз.1).

84. Порядок формирования органов гос.Власти субъектов рф их компетенция.

Механизм Российского государства представляет собой систему органов, наделенных властными полномочиями и осуществляющих функции государства. в связи с тем, что РФ является федеративным государством, его механизм состоит из федеральных органов и органов субъектов РФ. Согласно ст. 11 КРФ государственную власть в РФ осуществляет Президент РФ, Федеральное собрание, Правительство РФ, суды РФ .

Государственную власть (ГВ) в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы ГВ. Субъектам РФ предоставляется право самостоятельно устанавливать систему органов ГВ, порядок их организации и деятельности и их компетенцию в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации органов ГВ, устанавливаемыми федеральным законом.

Взаимодействие федеральных органов и органов субъектов РФ осуществляется сообразно предметам ведения, закрепленным ст. 71 и 72 КРФ. При этом федеральным органам исполнительной власти разрешается создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. В процессе своей деятельности федеральные органы РФ имеют право принимать общеобязательные решения по вопросам, отнесенным к компетенции РФ, и обеспечивать их исполнение с помощью органов ГВ субъектов РФ. В то же время по вопросам, отнесенным к исключительной компетенции субъектов РФ, органы ГВ РФ принимают самостоятельные решения, которые могут даже противоречить нормативно-правовым актам федеральных органов.

Солирующую роль в согласованном взаимодействии всех компонентов механизма РФ играют федеральные органы. Особое значение имеет деятельность Президента РФ.