Артем васильевич сазыкинэкологическое право. Метод экологизации

Метод правового регулирования – это способ воздействия на участников, субъектов общественных отношений.

Метод является юридическим критерием. Он отвечает на вопрос как, каким образом, какими способами происходит правовое регулирование.

Сущность правового регулирования выражается в официальном издании НПА, закрепляющий модели поведения участников общественных отношений.

В теории права выделяют 2 базовых метода :

1. Императивный

2. Диспозитивный

В экологическом праве сочетаются оба метода.

Императивный (административно-правовой) метод – это метод запрета или метод предписаний. Проявляется обязанность совершать определенные действия (а если не совершишь – последует наказание) или не совершать его (запрет).

По сути, лицу предоставляется лишь один строго определенный вариант поведения. В основе этого метода лежат отношения (в качестве подчинения), то есть одним из участников правоотношения всегда выступает государство.

В экологическом праве императивный метод (административно правовой метод проявляется) при осуществлении экологического контроля, установление нормативов в области охраны окружающей среды, лицензировании.

Диспозитивный метод – это метод дозволения; метод автономии воли у субъектов и их равенства. Нормами устанавливается не запрет или предписание определенного поведения, а лишь пределы, в которых участники общественных отношений самостоятельно определяют варианты своего поведения.

В сочетании и взаимодействии административно-правового и гражданско-правового специфическая черта экологического права как комплексной отрасли права.

Некоторые авторы в экологическом праве выделяют так же особый метод – экологизации . Под экологизацией в законодательстве понимается процесс …, регулирующие хозяйственную или иную деятельность, оказывающую негативное влияние на окружающую среду и отдельными видами природных объектов. Например: внедрение экологических норм в градостроительный кодекс.

Нормы направленные на охрану окружающей среды и отдельных природных ресурсов содержаться в Уголовном кодексе, КоАП, Налоговом кодексе, а так же различных НПА.

1)Как наука – это система научных знаний о специфических закономерностях правового регулирования, экологических отношений, его задачах, основных направлениях, содержании и формах, формулирующие эти знания в виде правовых категорий теорий и идей. Предмет науки включается изучение не только основных правовых институтов отрасли экологического права, но также изучение истории экологического права, изучение зарубежного опыта и теории правового регулирования охраны окружающей среды, изучение пробелов и противоречий законодательства, и формулирование различных точек зрения на тот или иной вопрос, а также идей доктрин.

2)Как учебная дисциплина – это система научных знаний об экологическом праве как отрасли объем учебной дисциплины завит от учебной программы учебного ВУЗа.

4. Принципы правовой охраны окружающей среды.

Основные принципы охраны окружающей среды закреплены в ст. 3 Федерального закона (ФЗ) «Об охране окружающей среды».
1. Принцип соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Центральное место в системе экологических прав занимает право граждан на благоприятную окружающую природную среду, закрепленное в ст. 42 Конституции РФ и ст. 11,12 Закона РФ «Об охране окружающей среды».Закрепление данного права не означает полного запрета на осуществление вредного воздействия на окружающую среду, поскольку полностью исключить такое воздействие невозможно по объективным причинам.Законодательство определяет границы допустимого воздействия на окружающую среду с учетом характера и степени вредного воздействия на здоровье человека и состояние естественных экологических систем.
2. Принцип научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды.
Данный принцип имеет несколько аспектов в своем значении.
Во-первых, предполагает требование научной обоснованности экологических нормативов. Их разработка осуществляется на основе научных данных о степени воздействия на окружающую среду и здоровье человека.
Во-вторых, означает требование экономической эффективности природоохранных мероприятий.
Законодательно закреплены правовые методы экономического регулирования охраны окружающей среды.Согласно ст. 14 Закона «Об охране окружающей среды» к таким методам относятся: разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов; разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;установление платы за негативное воздействие на окружающую среду; проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов; проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду; поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды;возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде; иные методы экономического регулирования по со-вершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды.
3. Принцип презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.
ст. 3, 11 и 12 Закона РФ «Об экологической экспертизе» и ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды».
Потенциально опасной является любая деятельность, связанная с воздействием на окружающую среду, что влечет, во-первых, обязанность инициатора хозяйственной и иной деятельности подготовить экологическое обоснование проекта соответствующей деятельности и выполнить установленные в проекте меры, направленные на предотвращение экологического вреда; во-вторых, обязанность соблюдения разрешительного порядка воздействия на окружаю-щую среду, а в необходимых случаях - проведение государственной экологической экспертизы.
4. Принцип охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимого условия обеспечения благоприятной окружающей среды.
Находит отражение в законодательстве в форме требований комплексного, экологически безопасного природопользования.Под комплексным понимают природопользование, не наносящее вред другим природным объектам и окружающей среде в целом. Экологически безопасное природопользование означает использование природных ресурсов способами, не приводящими к причинению вреда здоровью и жизни граждан.Экономический аспект данного принципа заключается в установлении требования экономически целесообразного и эффективного природопользования, при котором обеспечивается максимальное достижение положительного экономического эффекта при минимальных затратах природных ресурсов.
5. Принцип приоритета сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и комплексов.
Данный принцип предусмотрен в ч. 13 ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды».
Рассматриваемый принцип содержит единый критерий допустимого воздействия на окружающую среду, который является основой для разработки нормативов в области охраны окружающей среды и установления экологических требований к осуществлению хозяйственной и иной деятельности.
6. Принцип гласности в области охраны окружающей среды реализуется в двух формах:
1) обеспечение открытого доступа к экологической информации;
2) обеспечение гласности природоохранных мероприятий.
В соответствии со ст.42 Конституции РФ «каждый имеет право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды». Обязанность предоставления такой информации возлагается на государственные и муниципальные органы, осуществляющие контроль и управлением области охраны окружающей среды.Специальным законодательством регламентирован порядок ограничения доступа к экологической информации, т. е. отнесения данной информации к разряду коммерческой либо государственной тайны.
7. Принцип международного сотрудничества в области охраны природной среды обусловлен межгосударственным характером проблем охраны природной среды.
Международное сотрудничество в данной сфере осуществляется по следующим основным направлениям: - охрана озонового слоя; - предотвращение и устранение трансграничных заг-рязнений; - охрана природных объектов, находящихся в общем пользовании нескольких государств; - предотвращение антропогенного изменения климата на планете.
Правовую основу международного сотрудничества в данной области составляют акты международного нормотворчества, которые подразделяются на три группы:
1) нормативно-правовые акты, принимаемые между народными организациями (ООН и др.);
2) международные соглашения (Договор об охране ресурсов моря и др.);
3) международные конвенции, которые принимаются в рамках международных конференций.

5. Соотношение экологического права с иными отраслями российского права: конституционным, административным, гражданским, земельным, финансовым и другими.

Государственное (конституционное) право предусматривает конституционные нормы по охране окружающей природной среды; здесь же закрепляются основные базовые положения, регулирующие деятельность представительных и исполнительных органов власти в данной сфере.

административного права - предусматривает нормы, регулирующие административные отношения применительно к экологическим требованиям по охране природной среды.

Приоритетными функциями гражданского права по отношению к экологическому являются охранительная и компенсационная. Ключевым для экологических правоотношений служит институт возмещения вреда. Гражданско-правовой договор рассматривается в качестве оптимальной формы установления правоотношений применительно к охране окружающей среды и рационального природопользования

Уголовное право - уголовного права закрепляют составы экологических преступлений как виды общественно опасных деяний, причиняющих вред окружающей природной среде.

Взаимовлияние экологической и природно-ресурсных отраслей права прослеживается на протяжении достаточно длительного периода. С включением земель в хозяйственный оборот возросла актуальность экономического элемента в земельных отношениях. Земельным правом регулируются земельно-охранительные и экологические отношения. Аналогичные тенденции просматриваются и во взаимодействии экологического права с водным, горным и лесным правом.

6. Понятие и особенности источников экологического права. Классификация источников экологического права. Система источников экологического права.

Источники права – это официально определенные формы внешнего выражения содержания права.

После принятия К 1993 года в РФ стало формироваться 4 уровневая система источников права:

1. На уровне РФ

2. На уровне субъектов РФ

3. На уровне муниципальных образований

4. На уровне организаций, учреждений, предприятий

Классификация источников экологического права:

1. По юридической силе – законы и подзаконные акты

2. По территориальном действию актов (международные, федеральные, региональные, субъектов РФ, местного самоуправления и локальные). Примеры международные - Рамочная конвенция ООН об изменении климата, Конвенция ООН о морском праве (1998 года), Конвенция о биологическом разнообразии (1992)

3. По предмету правового регулирования

Общие экологические акты (ФЗ «Об охране окружающей среды», Закон КО от 29 ноября 2006 года № 55-ЗО «Об охране окружающей среды на территории Кировской области», Закон КО от 7 июня 2008 года № 247-ЗО «Об экологической экспертизе»). Подобные нормативно правовые акты обычно называют экологическими актами.

Специально экологические (в зависимости от объекта регулирования можно выделить нормативные правовые акты регламентирующие охрану недр, водных лесных ресурсов, охрану животного мира, особо охраняемых природных территорий). Подобные НПА обычно называют природоресурсными и относят их преимущественно к источникам природоресурсного права.

По объекту правового регулирования

Акты, устанавливающие правила охраны и использования средообразующих элементов (воздуха, лесов и т.д.). Например: ФЗ «Об охоте», ФЗ «О недрах».

НПА устанавливающие правила отдельных видов деятельности (генная инженерия) ФЗ № 86-ФЗ «О государственном регулировании в области генной инженерии»

НПА устанавливающие правила функционирования отдельных отраслей экономики. Например: ФЗ «О промышленной безопасности», ФЗ «О безопасности гидросооружений»

НПА устанавливающие требования к обороту отдельных видов материалов веществ. Например: ФЗ № 89-ФЗ «Об отходах», Закон КО 6 июня 2007 года № 131 –ЗО «Об отходах в Кировской области», ФЗ № 76-ФЗ «Об уничтожении химического оружия»

4. По характеру правового регулирования

Материальные эколого-правовые нормы устанавливают права и обязанности, а так же ответственность участников соответствующих отношений. Например: ФЗ «Об экологической экспертизе».

НПА процессуального характера регулируют процессуальные отношения в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Они касаются предоставления земель в пользование, процедуры разработки нормативов предельно допустимых воздействий на окружающую среду, проведение государственной экспертизы, экологического лицензирования, защиты экологических прав и интересов и т.д. Например: ГПК, УПК, Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденные Правительством РФ № 698, Постановление Правительства № 147 «Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды».

Особенность источников экологического права предопределяется комплексностью отрасли. Все источники экологического права условно можно разделить на 2 группы :

1. Источники комплексные (источники общего характера) – регулируют как экологические, так и иные отношения. Например: КРФ, УК, КоАП, ФЗ «О гос. регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», ФЗ «О кадастре».

2. Специальные источники (специализированными) – это акты целиком посвященные вопросам охраны окружающей среды. Например: ФЗ «Об окружающей среде».

Теория права, как известно, выделяет несколько видов источников права, так помимо НПА (является основным источником права в РФ) источниками права в разных правовых системах являются правовые обычаи, судебная практика, доктрины и т.д.

В науке экологического права идет дискуссия о тенденциях расширения круга источников экологического права. Некоторые ученые считают помимо НПА к источникам экологического права можно отнести:

1. Федеральные, региональные и ведомственные целевые программы, которые обычно принимаются постановлением правительства РФ и содержат не только нормы поведения, плановые показатели, нормативно вредных воздействий и т.д., но и меры экологической политики в определенной сфере или регионе либо по отношению к группе объектов. Например: Постановление правительства КО от 22 августа 2011 года утверждена областная целевая программа «Развития системы обращения с отходами производства и потребления на территории КО на 2012-2017 гг.»

2. Доктрины, стратегии, концепции, принимаемые чаще указами Президента. Например: Стратегия национальной безопасности РФ до2012 года, Экологическая доктрина; Водная стратегия на период до 2012 года и Климатическая доктрина РФ.

Методологический арсенал науки экологического права весьма разнообразен и включает методы различных областей человеческого знания - философский, исторический, прогностический, анализа и синтеза, восхождения от абстрактного к конкретного и другие общие методы.

Принято считать, что из названных методов первостепенное значение имеет исторический метод. Информация об исторических аспектах взаимодействия общества и природы имеет большое значение, ибо весь накопленный цивилизацией опыт необходим не только для анализа и оценки происхождения экологических проблем современного этапа, но и для выработки стратегии по устойчивому, экологически безопасному пути развития общества.

Не менее значимым в области общественных экологических отношений является и прогностический метод, задача которого заключается в предсказании, прогнозировании будущего в технике, науке, в окружающей среде, наконец, в праве на основе научных данных, полученных различными отраслями человеческого знания.

Таким образом, в области науки метод есть путь познания, который исследователь прикладывает к своему предмету. Следовательно, предмет и метод обладают определенным единством. Отрыв друг от друга отрицательно скажется и на эффективности и на самостоятельности отрасли, в частности, экологического права.

Говоря о методах правового регулирования, применяемых в экологическом праве, подчеркнем, что метод это способ правового воздействия на общественные отношения со стороны государства. Другими словами, это устанавливаемый нормами права специфический способ правового воздействия на поведение участников правовых отношений по реализации правомочий собственника природных ресурсов, обеспечению рационального природопользования, охране окружающей среды, защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц. В науке права признается два основных метода правового регулирования: административно- правовой (императивный) и гражданско-правовой (диспозитивный).

Доминирующее положение в экологическом праве занимает административно-правовой метод. Его суть заключается в установлении предписания, дозволения, запрета, в обеспечении государственного принуждения к должному поведению и исполнению правовых предписаний. Одной из сторон в административных отношениях является уполномоченный орган государства, соответственно стороны находятся в неравном положении: между ними отношения власти и подчинения. В экологическом праве императивный метод опосредуется в специфических формах - нормировании, экспертизе, сертификации, лицензировании и др.

Гражданско-правовой (диспозитивный) метод основывается на равенстве сторон правоотношения. Юридически равные субъекты самостоятельно определяют свои права и обязанности, которые должны соответствовать закону, находиться в его рамках.

В условиях перехода к рынку, а также с совершенствованием гражданского, предпринимательского законодательства, гражданско-правовой метод стал применяться более широко. В соответствии с законодательством право пользования природными ресурсами представляется на основе лицензии и заключаемого в соответствии с ней договора. Несмотря на то, что договор заключается природопользователем с органом исполнительной власти субъекта РФ, по своей природе такой договор является гражданско-правовым.

К одним и тем же отношениям по природопользованию и охране ОС может быть применен, при определенных условиях, и тот и другой методы. Так, заключение договора на природопользование представляет собой результат применения гражданско-правового метода регулирования. Однако если в процессе природопользования нарушаются договорные условия, и причиняется существенный экологический вред, может быть применен административно-правовой метод регулирования отношений по природопользованию. Следовательно, можно говорить о сочетании указанных методов. Такое сочетание реализуется через установленную законом систему нормативов качества ОС, в которых устанавливаются пределы допустимых воздействий хозяйственной деятельности на природу, превышение которых влечет применение мер ответственности.

Б.В.Ерофеев предлагает универсальный, по его мнению, метод - экологизации, который представляется им как сочетание общеэкологического подхода к общественным экологическим отношениям, с дифференцированным по объектам. Его элементы:

определение и закрепление в законодательстве тех элементов экосистемы страны, которые экологически и экономически значимы и использование которых, либо воздействие на которые, нуждается в правовом регулировании;

закрепление в законодательстве структуры тех органов, которые осуществляют конкретное управление использованием природных объектов, контролируют сохранность и воспроизводство экологической системы страны;

закрепление в действующем законодательстве круга экологопользователей (юридических и физических лиц), которые в процессе своей деятельности неизбежно влияют на экосистему страны;

регламентация правил экологопользования, которые, с одной стороны обусловлены спецификой объекта использования, а с другой - правовым статусом экологопользователя;

установление мер юридической ответственности за нарушение правил эколого пользования.

Однако, в философии, как основополагающей науке дающей исследователю возможность проверить, подходит ли вообще избранный метод для достижения поставленной цели, сформировалось прочное убеждение, что универсального метода не существует. Более того, каждая проблема, точнее, предмет, требует собственного метода.

С учетом изложенного, целью правового регулирования экологических отношений следует считать гармонизацию отношений между обществом и природой. Поставленная цель может быть достигнута системой существующих методов правового регулирования - императивного и диспозитивного, и выделение дополнительного (универсального) метода не только не целесообразно, но и научно не обоснованно.

Если предмет правового регулирования указывает нам на то, что регулируется нормами права, какие общественные отношения, то метод правового регулирования показывает, как регулируются эти отношения, какими приемами и средствами. Экологическое право имеет свой метод правового регулирования общественных отношений, как и любая другая отрасль российского права.

Метод - это устанавливаемый нормами права специ­фический способ правового воздействия на поведение участников экологический отношений со стороны государства.

В науке экологического права признаются два метода - административно-правовой (императивный) и гражданско-правовой (диспозитивный).

Императивный метод (метод административно-правового регулирования) основывается на неравенстве участников отношений и выражается в установлении предписаний, дозволений, запретов, а также в обеспечении их исполнения путем государственного принуждения к должному поведению. Он предназначен д ля обеспечения выполнения экологических требований. Его сутьзаключается в установлении предписания, дозволения, за­прета, в обеспечении государственного принуждения к должному поведению и исполнению правовых предписаний.

Диспозитивный метод (гражданско-правовой метод правового регулирования) исходит из равноправия и независимости сторон друг от друга и реализуется путем заключения соглашения, в котором стороны сами определяют свои права и обязанности, которые должны соответствовать закону, находиться в его рамках. Главной задачей этого метода является стимулирование через материальный интерес правомерного поведения субъектов экологических отношений. Например, при осуществлении добровольного экологического страхования в целях защиты имущественных интересов на случай экологических рисков.

Каждая отрасль российского права использует наряду с общеправовыми методами одновременно свои, ей присущие способы регулирования. Некоторые из них еще не сформулированы должным образом правовой наукой, но их поиск нужно и важно продолжить. Свои отраслевые методы имеет также экологическое право. Они вытекают из требований, сформулированных в общепризнанных принципах международного права и действующем российском законодательстве об охране окружающей природной среды.

Следует различать такие, присущие экологическому праву методы регулирования взаимоотношений общества с природой, как учет естественной сущности охраняемых экологическим правом объектов природы. Требование такого подхода имеет своей целью обеспечить сохранность жизненно важных для нынешнего и будущих поколений людей природных объектов и ресурсов. Для этого нормы действующего законодательства призваны обеспечить регулятивное воздействие на общественные отношения таким образом, чтобы:

Биологические ресурсы использовались лишь в пределах их природной способности к саморазмножению;

Производительность почв поддерживалась или улучшалась благодаря мерам по их сохранению, по предупреждению эрозии и любых форм саморазрушения;

Ресурсы многократного использования, включая воду, должны использоваться повторно и подвергаться очистке;

Невозобновляемые ресурсы однократного использования должны эксплуатироваться неистощительно, в меру, с учетом их природного запаса.

Эти методы взаимодействия общества с природой сформулированы во Всемирной Хартии природы (1982 г.).

Проблема метода правового регулирования в экологическом прав продолжает оставаться дискуссионной. В самом общем виде под методом правового регулирования понимается совокупность закрепленных в юридических нормах способов (приемов, средств) воздействия н поведение людей, участвующих в регулируемых правом общественных отношениях.

В настоящий момент в экологи­ческом праве действует два метода правового регулирования - импе­ративный и диспозитивный. Данные методы находятся и динамичном взаимодействии, и, несмотря па определенное доминирование импера­тивного метола, нельзя все же говорить о его однозначном господстве в регулировании экологических отношений. Значение императивного метода оправдано публичным характером экологических отношений, ролью и ответственностью государства за сохранение благоприятных условий жизни для населения.

Императивный метод в экологическом праве означает установление предписаний, дозволений, запретов субъектам экологических правоот­ношений проявляется в возможности применения государственного принуждения к исполнению правовых предписаний юридическими лицами и гражданами, включая иностранных, а также должностными лицами. Особенностью данного метода является обязательное участие в таких правоотношениях государства в лице специально уполномо­ченных органов или органа местного самоуправления. В связи с этим стороны такого правоотношения находятся в неравном положении в отношениях власти и подчинения. Данный метод в экологическом праве проявляется в следующих формах.

Во-первых, в установлении нормативов предельно допустимых концент­рации химических, радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, а также нормативов допустимых физических воздействий. Эти нормативы являются обязательными для соблюдения субъектами экологических правоотношений, которым они адресованы.

Во-вторых, в лимитировании и лицензировании деятельности, связанной с осуществлением выбросов и сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов, а также размещением отходов производства и потребления.

В-третьих , в установлении обязательности проведения государственной экологической экспертизы, без положительного заключения которой не допускается осуществление хозяйственной или иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду.

В-четвертых , в проведении государственного экологического контроля за хозяйственной деятельностью природопользователей, обязательностью к исполнению предписаний должностных лиц, его осуществляющих.

В-пятых , в установлении случаев обязательной экологической сертификации для обеспечения экологически безопасной) хозяйственной и иной деятельности на территории России.



В-шестых, установлении оснований и порядка привлечения к юридической ответс­твенности за нарушение экологических норм и правил. Данный перечень не носит исчерпывающего характера.

Диспозитивный метод основывается на равенстве сторон правоотношения и возможности выбора ими самостоятельно той или иной модели поведения. Главной задачей данного метода является стимулирование через материальный интерес правомерного поведения субъектов экологических правоотношений. Свое конкретное содержание он имеет, например, при осуществлении добровольного экологического страхования в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков (ст. 18 Закона об охране окружающей среды).

Под системой экологического права понимается научно обоснованная последовательность расположения эколого-правовых институтов норм в зависимости от их значимости, роли и содержания обусловленного характером регулируемых общественных отношений.

Правовой институт - это совокупность норм, призванных регулировать в рамках предмета данной отрасли права определенные, обладающие относительной самостоятельностью общественные отношения, также связанные с ним производные отношения.

Институты, содержащие общие положения, действие которых распространяется на все или большинство регулируемых экологических отношений, составляют общую часть экологического права, куда входят следующие основные институты:

1. государственное и муниципальное управление охраной окружаю­щей среды;

2. нормирование качества окружающей среды;

3. экономическое регулирование в области охраны окружающей среды;

4. экологический контроль;

5. ответственность за нарушение экологического законодательства.

Особенная часть экологического права складывается из институтов и норм, определяющих требования к субъектам экологического права в определенных сферах деятельности или на определенных территориях, и включает:

1. экологические требования в процессе осуществления отдельных видов деятельности (сельскохозяйственной деятельности, энергетике, обороны и т.д.);

2. правовая охрана окружающей среды в городских и сельских поселениях;

3. правовое положение особо охраняемых природных территорий;

4. правовое положение зон экологического бедствия;

5. правовая охрана отдельных видов природных объектов.

Для возникновения самостоятельной отрасли права в системе российского права необходимы, как минимум, четыре условия:

1) наличие государственного интереса в создании такой отрасли;

2) четкое выражение специфики регулируемых общественных отношений, составляющих предмет самостоятельного регулирования;

3) потребность в особом методе правового регулирования;

4) наличие либо потребность в особых источниках права.

Экологическое право как отрасль права представляет собой систему правовых норм, специ­фическим способом регулирующих экологические общественные отношения с целью достижения гармоничных отношений между обществом и природой. Окружающая среда становится объектом общественных отношений из-за ее использования, эксплуатации полезных свойств природных объектов, присвоения людьми продуктов природы. Окружающая среда - совокупность компо­нентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропо­генных объектов. Это обстоятельство и определяет значение отношений в сфере охраны окру­жающей среды, их специфику и отличие от иных общественных отношений.

Хозяйственная деятельность человека оказывает влияние на всю окружающую среду, а не только на отдельные виды природных объектов. Взаимосвязь отношений по поводу использования природных объектов и их охраны заложена в самом характере пользования природными ресур­сами. Именно в результате эксплуатации природных ресурсов и возникает необходимость охраны как непосредственно используемого объекта природы, так и других объектов, находящихся в есте­ственной экологической взаимосвязи с ним, от неправильного, нерационального использования.

Правильное определение предмета правового регулирования является обязательным условием правильного применения правовых норм.

Предметом правового регулирования могут быть лишь те общественные отношения, которые обладают определенными признаками.

1. Эти отношения должны иметь волевой характер, то есть их возникновение, изменение и прекращение определяются в значительной степени волей людей. Определение волевого характера общественных отношений равносильно определению возможности правового воздействия на те или иные общественные отношения. Например, изменить путь миграции диких животных человек не может; это не зависит от воли человека. Но учесть это условие при строительстве дорог, маги­стралей вполне возможно. Таким образом, в качестве предмета правового регулирования могут выступать общественные отношения, поддающиеся правовому регулированию и имеющие право­вую природу.

2. Эти отношения должны складываться по поводу объектов природы, образующих различ­ные экологические системы (это и есть окружающая среда), а также многообразных экономи­ческих связей. В силу того, что объекты природы являются одновременно компонентами окру­жающей среды и имуществом, общественные отношения, возникающие по поводу этих объектов, имеют эколого-имущественный характер.

3. Эти отношения должны быть направлены на регулирование совокупности объектов, составляющих среду обитания человека и обеспечивающих условия его жизнедеятельности и состояние здоровья.

Природа объекта, по поводу которого складываются общественные отношения, имеет двойст­венный характер: 1) общую для всех объектов природу возникновения и состояния; 2) специфи­ческую природу возникновения и существования, обусловленную особенностями природного объекта.

Специфика природных объектов определяет и специфику общественных отношений. Это общественные отношения, связанные с изъятием объекта из природной среды (полезные ископае­мые, животные и т.п.); связанные с использованием полезных качеств природного объекта (почва, лечебно-оздоровительные местности); связанные с внесением в природную среду вещества или энергии, ранее не существовавших в природе или существовавших в незначительных количествах (отходы, выбросы, сбросы); возникающие в связи с преобразованием используемого природного объекта (улучшение почв и т.п.).

Следует отметить, что экологические общественные отношения имеют особенности: 1) они носят исторический характер, т.к. связаны с исторической обстановкой, сложившейся в результате их использования (на данном этапе преобладает потребность в развитии природоохранных норм); 2) они зависят от уровня развития производительных сил и состояния международного сотруд­ничества; 3) во всех экологических отношениях присутствует государство, действуя от имени народа и в его интересах (публичный характер); 4) кроме цели непосредственной эксплуатации природного объекта всегда присутствует цель сохранения, улучшения и восстановления природ­ного объекта.

Таким образом, экологические общественные отношения – отношения между людьми по поводу объектов природы, охраны окружающей природной среды.

Предмет экологического права – общественные отношения по поводу сохранения, улучше­ния, восстановления, эффективного использования природных объектов в целях сохранения окру­жающей среды в интересах настоящих и будущих поколений.

Для характеристики законодательства об охране окружающей среды особое значение имеют методы правового регулирования как способы воздействия на участников общественных отноше­ний или конкретную сферу общественных отношений.

Предмет и метод должны обладать определенным единством. Специфика экологических общественных отношений порождает и специфичность метода. Любой вид экологопользования связан с применением законов природы, а для успешной реализации природопользования необхо­димо еще и подчиняться данным законам, т.е. экологизировать каждое свое действие, связанное с вторжением в природную среду. Метод экологизации считается основным в экологическом праве и включает следующие элементы .

1. Закрепление в действующем законодательстве тех элементов экологической системы страны, которые экологически и экономически значимы и использование которых нуждается в правовом регулировании.

2. Закрепление в законодательстве структуры тех органов, которые осуществляют конкретное регулирование использования природных объектов, контролируют сохранность и воспроизводство экологической системы страны.

3. Закрепление в законодательстве круга экологопользователей, а также лиц (физических и юридических), которые своими жизнеобеспечительными функциями влияют на экосистему страны.

4. Четкая регламентация правил экологопользования.

5. Установление юридической ответственности за нарушение правил экологопользования.

Перечисленные элементы составляют содержание метода экологического права.

Но метод экологизации будет проявляться через императивный или диспозитивный подходы при установлении обязанностей и прав субъектов правоотношений.

Императивный подход в определении правомочий субъектов выражается в установлении обязательных предписаний и запретов. Они адресованы государственным органам, органам мест­ного самоуправления, юридическим и физическим лицам. В области охраны окружающей среды – это установление разного рода запретов и ограничений на использование природных объектов, нормативов антропогенных взаимодействий на природную среду; выдача лицензий, сертификатов, разрешений и т.п.

Диспозитивный подход выражается в рекомендациях, санкционировании принятых экологопользователем решений и в разрешениях.

Санкционирование как форма диспозитивного подхода в установлении правомочий субъектов правоотношений выражается в том, что субъект наделяется правом принимать решения по уста­новленному кругу общественных отношений, но при условии, что юридическая сила этих реше­ний появится с момента утверждения их компетентным органом.

Разрешение как форма диспозитивного подхода выражается в предоставлении неограни­чен­ного права принимать решения по определенному кругу вопросов.

Таким образом, метод правового регулирования экологического права – это способ право­вого воздействия на экологические общественные отношения (путем законодательного закреп­ления элементов экологической системы страны, значимых для правового регулирования, струк­туры органов управления и круга экологопользователей, а также установление четкой регламента­ции правил экологопользования).

В основе правового регулирования экологических отношений лежат определенные начала и принципы, которые отражают сущность экологического права и определяют тенденции развития.

Принцип приоритета охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных эколо­гических условий для жизни, труда и отдыха населения является основополагающим в экологи­ческом праве.

Одним из способов реализации этого права является нормирование в сфере окружающей среды, которое проводится с целью установления предельно допустимых норм воздействия на окружающую природную среду, гарантирующих экологическую безопасность населения.

Принцип научно – обоснованного сочетания экологических и экономических интересов обще­ства . Следование этому принципу призвано создать условия для выработки реальных гарантий прав человека на здоровую и благоприятную среду для жизни и в то же время обеспечить развитие экономики, учитывая негативное влияние хозяйственной деятельности на состояние окружающей среды. Наиболее эффективным и действенным средством, позволяющим решить эту проблему, являются оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза. Эти правовые инструменты применяются на стадиях принятия решений о хозяйственной деятельности, проекти­ровании хозяйственных объектов и т.д. и носят превентивный характер.

Принцип рационального использования природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды . Реализация этого принципа увязана с необходимостью охраны и воспроизводства природных ресурсов и недопущения необ­ратимых последствий для окружающей среды и здоровья человека. С этой целью разрабатываются правила экологически обоснованного поведения природопользователей, которые регулируют процесс эксплуатации природных ресурсов путем закрепления прав и обязанностей субъектов по использованию природных ресурсов, их охране и восстановлению. Наряду с правилами поведения в необходимых случаях устанавливаются соответствующие ограничения и запреты, а также лимиты в сфере природопользования.

Принцип соблюдения требований природоохранительного законодательства, неотвра­ти­мость наступления ответственности за их нарушения. Нарушение данных требований влечет отрицательные экологические последствия, наносит ущерб природе и здоровью человека. Соблю­дение принципа законности обеспечивается посредством осуществления государственного контроля за выполнением требований законодательства об охране окружающей среды и привле­чения лиц, виновных в нарушении его требований, к уголовной, административной, дисципли­нарной и гражданско-правовой ответственности.

Принцип гласности . Гласность в сфере охраны окружающей среды означает право граждан и общественных экологических объединений требовать от соответствующих органов предостав­ления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране.

Принцип международного сотрудничества в охране окружающей среды . Воздействие обще­ства на природу носит глобальный характер. Игнорирование экологических требований одним государством может нанести ущерб интересам других государств. Принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды реализуются в нормах международного права окружающей среды и часто находят отражение в национальном праве.

Перечисленные принципы не являются чем-то раз и навсегда установленным. С изменениями исторических условий и политических задач они могут изменяться, дополняясь новыми принци­пами (рис. 2).


Рис.2. Принципы экологического права.

Соблюдение принципов в процессе законотворчества позволяет:

а) создать стройную, сбалансированную систему норм, регулирующих экологически значи­мое поведение людей, не способную нарушить устойчивость, общеправовой порядок и структуру права в целом;

б) рассчитывать на эффективную реализацию предписаний об охране окружающей среды.