Что влечет за собой административная ответственность

Административная ответственность - это применение государствен­ными органами, должностными лицами и представителями власти уста­новленных государством мер административного воздействия к гражда­нам, а в соответствующих случаях - и к организациям за совершенные административные правонарушения.

Административная ответственность имеет общие черты с другими видами юридической ответственности - уголовной, дисциплинарной, материальной. Это выражается в принудительном характере мер воз­действия на правонарушителей, отрицательной оценке их поведения и наступлении для них неблагоприятных последствий, в общей цели, которую преследуют все виды правовой ответственности по воспита­нию правонарушителей и предупреждению правонарушений. В то же время административная ответственность имеет свои специфические особенности, характерные признаки (см. схему 14).

1. Административная ответственность регулируется КоАП, Тамо­женным и Налоговым кодексами РФ, Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних, рядом федеральных законов об ответст­венности юридических лиц за административные правонарушения, а также некоторыми подзаконными актами. В целях полной кодифика­ции нормативно-правовой базы в этой области подготовлен проект нового КоАП.

Согласно действующему законодательству, устанавливать админи­стративную ответственность могут не только органы

Схема 14. Понятие и особенности административной ответственности

законодательной власти, а в пределах своей компетенции - органы исполнительной власти (Правительство РФ, правительства и администрация субъектов Федерации), а при стихийных бедствиях и эпидемиях-также и органы местного самоуправления. Путем издания правовых норм ими опреде­ляются основания ответственности, процедура рассмотрения дел о пра­вонарушениях, меры, которые могут применяться к нарушителям, и порядок реализации этих мер. Совокупность таких материальных и процессуальных норм и регулируемых ими отношений образует право­вой институт административной ответственности, который представ­ляет собой важнейшую часть административного права, подобно тому значению, которое имеют институты уголовной, дисциплинарной и материальной ответственности в соответствующих отраслях права.

Согласно ст. 72 Конституции, административное и административ­но-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Однако вопрос о компетенции органов государственной власти субъектов Федерации в области уста­новления и реализации ответственности за административные право­нарушения, хотя и предусмотрен действующим КоАП, пока не раз­решен.

Необходимо также иметь в виду, что административную ответствен­ность предусматривают не только нормы административного права, но и ряда других отраслей права (трудового, финансового, земельного и др.).

2. Главное различие между административной и другими видами ответственности (уголовной, дисциплинарной, материальной) заклю­чается в основании ответственности. Для привлечения к администра­тивной ответственности необходимо наличие состава административ­ного проступка, т. е. совокупности специфических признаков, по кото­рым проводится отличие административного проступка от преступле­ния, дисциплинарного проступка и неправомерных действий, вызыва­ющих последствия имущественного характера.


3. Субъектами административной ответственности являются не только физические, но и юридические лица - предприятия, учрежде­ния, организации. Государственные служащие несут административ­ную ответственность по общим правилам, наравне с остальными граж­данами России.

4. За совершение административного правонарушения применяют­ся административные взыскания, а в некоторых случаях - иные меры воздействия (например, дисциплинарные). Для административной от­ветственности характерно и наличие специфических оснований, усло­вий и последствий освобождения от нее лиц, совершивших административные правонарушения, или замены административных взыска­ний другими мерами воздействия (мерами общественного воздейст­вия, иными мерами).

5. В отличие от дисциплинарной ответственности, при которой между органом или руководителем, применяющим меры взыскания, и лицом, привлекаемым к ответственности, существуют отношения под­чиненности, при административной ответственности таких отноше­ний нет. Административные взыскания применяются широким кругом специально уполномоченных на то органов (должностных лиц) испол­нительной власти, местного самоуправления, а также судами и миро­выми судьями.

6. Административной ответственности присущ особый процессу­альный порядок применения. Он изложен в КоАП, а также в ряде федеральных законов, не вошедших в Кодекс. По сравнению с судеб­ным процессом по гражданским и уголовным делам он сравнительно прост, что создает условия для оперативного и экономного разрешения дел об административных правонарушениях. В то же время он содер­жит необходимые гарантии законности, осуществления права граждан на защиту.

7. Имеются также особенности наложения и действия администра­тивных взысканий. К таким особенностям относятся: принципы нало­жения взысканий; обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответст­венность; исчисление сроков административного взыскания и сроков их давности; порядок возмещения причиненного административным правонарушением имущественного ущерба и др.

К содержанию книги: АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

Смотрите также:

При нарушении законов государства человек несет ответственность, зависит она от тяжести и характера правонарушения. Например, есть административная ответственность. Сейчас мы подробно рассмотрим, что такое административная ответственность и вследствие каких правонарушений она наступает.

Административная ответственность — один из видов юридической ответственности, определяющий для человека административное наказание за совершенное правонарушение. Административное правонарушение не такое тяжкое, как преступление, поэтому наказания вследствие такого нарушения мягче.

Согласно законодательству, существуют разные виды административной ответственности: ответственность физических лиц, граждан РФ, иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц, не имеющих гражданства, владельцев транспортных средств, должностных лиц, военнослужащих.

Сроки административной ответственности достаточно свободны. Наказание может последовать в течение 2 месяцев со дня нарушения, но не позднее. Если дело передано в суд, то наказание может последовать и позже (в течение трех месяцев).

Административное дело рассматривается по месту правонарушения. По ходатайству оно может быть рассмотрено по месту жительства человека, нарушившего закон. Таким образом, административное наказание может быть отложено до момента удовлетворения такого ходатайства.

Административные правонарушения могут быть совершены по неосторожности (к примеру, нарушение правил дорожного движения), в форме бездействия, вызывающие общественную опасность, умышленные.

Также существуют основания, освобождающие от административной ответственности. К таким относятся: малозначительность нарушения, отмена акта, то есть закон, который смягчает или освобождает от административного наказания, а также в случае истечения срока взыскания.

Примеры административных правонарушений

Чтобы было понятнее, за какие правонарушения можно понести административную ответственность, мы сейчас приведем несколько примеров таких нарушений. В основе административного правонарушения лежит несоблюдение установленных порядков поведения в обществе. Вот несколько примеров:

  1. нарушение правил противопожарной безопасности;
  2. нарушение правил дорожного движения;
  3. оскорбительное приставание;
  4. повреждение чужого имущества;
  5. появление в общественном месте в пьяном состоянии;
  6. безбилетный проезд.

В качестве наказание за административные правонарушения используются предупреждения, штрафы, арест на 15 суток.

Отдельно нужно рассмотреть привлечение к административной ответственности несовершеннолетних. В кодексе административная ответственность несовершеннолетних рассматривается строго, но все же берется во внимание возраст. До 16 лет на нарушителя нельзя наложить арест. Можно применить предупреждение или выписать штраф, который будут оплачивать родители. Существуют обстоятельства, которые смягчают наказание. Это признание и возмещение ущерба. Также существуют обстоятельства, которые отягощают ответственность. К таким относятся нежелание признавать содеянное, агрессивное поведение, совершение преступления несколькими людьми, совершение преступления в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием наркотических средств.

Административная ответственность закреплена законодательством России. В статье подробно остановимся на этом термине, узнаем, что несет в себе данное понятие (виды, особенности, принципы, а также цели и функции).

Терминология

Понятие административной ответственности подразумевает под собой наказание, которое налагается на должностное лицо или граждан за правонарушения перед государством. Причем следует отметить, что данные проступки имеют по сравнению с преступлением уголовного характера меньшую степень опасности. Существует два основных вида административной ответственности. К ним относят традиционную и позитивную. Первая является видом юридической ответственности и проявляется в использовании должностными лицами или уполномоченными органами взыскания к лицу, осуществившему правонарушение. Позитивная - это критерии (требования), которое применяют к активной деятельности как физического лица, так и коллективных (юридических) образований.

Нормативные основания

Административная ответственность имеет обязательную юридическую базу. Она закреплена исключительно в законах. Юридические основания регламентируются различными нормами административного права. Административная ответственность является вариантом мер принуждения. Основанием для привлечения к ответу становится правонарушение. Реализуется данная ответственность путем использования ряда наказаний административного характера. Для их исполнения привлекаются должностные лица и суды. Следует отметить, что, как правило, административные правонарушения не ведут к судимости и потере рабочего места. Чаще всего такие дела рассматриваются во внесудебном порядке. Только в отдельных случаях нарушитель может быть привлечен к суду. В зависимости от последствий, которые стали итогом правонарушения, могут применяться организационные, материальные или психологические лишения. Также существует административная ответственность должностных лиц. Она является следствием неисполнения обязательств либо нарушения предписанных запретов или ограничений.

Основные принципы

Как уже было выше сказано, наказание имеет нормативную основу. Существует несколько принципов административной ответственности.


Основные цели

Наказания за те или иные проступки должны выполнять определенные задачи. Использование административной ответственности преследует следующие цели:

- воспитывать в гражданах уважение к закону;

Защищать общественный правопорядок;

Поддерживать социальную справедливость;

Бороться с существующими и предупреждать появление новых правонарушений.

Основные функции

Функции административной ответственности заключаются в том, что данная ответственность является не только средством наказания. Это еще и метод предупреждения появления новых правонарушений. Кроме того, административная ответственность преследует воспитательную функцию. Она состоит в направленном влиянии на сознание граждан с целью формирования у них положительного отношения к закону. И еще одна функция административной ответственности - это компенсационная. Ее суть заключается в восстановлении имущественного положения, нарушенного в ходе совершения правонарушения.

Основания для установления наказания

Административная ответственность может быть применена к тому или иному субъекту только согласно нормативной, фактической или процессуальной базе. Под нормативным основанием следует понимать систему юридических норм, согласно которым определяется порядок реализации ответственности. Фактическая база - это осуществленное лицом действие, которое содержит признаки совершенного правонарушения. Под процессуальным основанием следует понимать вынесение уполномоченным органом решения о привлечении к ответственности строго в установленном законодательством порядке.

Исключающие обстоятельства

Законодательством предусмотрены факторы, на основании которых ответственность за правонарушение административного характера может исключаться. К ним, в частности, относятся:

- невменяемость;

Недостижение субъектом возраста административной ответственности;

Случаи крайней необходимости.

Эти пункты справедливы по отношению только к физическому лицу. Существуют возрастные ограничения, согласно которым ответственность за совершение противоправных действий может нести только гражданин, которому исполнилось 16 лет. Также наказание за правонарушение не возлагается на людей, находящихся в состоянии невменяемости. В этих случаях гражданин не осознает характер и противоправность своих поступков либо совершает их вследствие слабоумия, болезненного состояния психики или хронического расстройства. Лицо, осуществившее противоправное действие, не несет ответственности и в том случае, если в этом действии была крайняя необходимость. То есть в случае, когда человеку грозит опасность, которая не может быть устранена другими способами.

Освобождающие обстоятельства

Законодательством установлены положения, согласно которым субъект может быть освобожден от административной ответственности. К таким обстоятельствам относятся:

- незначительные правонарушения;

Амнистия;

Смерть физического лица, которое совершило правонарушение;

Отмена закона об административной ответственности.

Административная ответственность - это наказание за правонарушение, которое обладает меньшей степенью опасности сравнительно с преступлением. В этом случае правовые санкции осуществляют или уполномоченные органы. Существуют различные виды административной ответственности, которые преследуют отличные друг от друга цели.

Рассмотрим их все:

  1. Штрафная или репрессивно-карательная система. Предполагает наказание лица, совершившего правонарушение. Предупреждает новые действия, направленные против закона.
  2. Превентивная или воспитательная система. Отвечает за формирование уважения к законам и мотивов к их соблюдению.
  3. Компенсирующая или правовосстановительная система. Отвечает за восстановление нарушенного порядка и устранение вреда, полученного человеком, против которого было совершено правонарушение.

Все виды административной ответственности характеризуются следующими признаками:

  1. Правовые санкции и карательные меры осуществляются через соответствующие органы, то есть административная ответственность представляет собой государственное принуждение.
  2. Правовые санкции подчиняются и справедливости. Применяются они на основе установленных юридических норм.
  3. Предполагается ответственность негативного характера, то есть правонарушитель попадает в неблагоприятные условия. Под положительными обязательствами подразумевается, к примеру, ответственность главного бухгалтера, касающаяся выполнения значимой работы.
  4. Административная ответственность влечет за собой неблагоприятные условия и лишения для лиц, совершивших правонарушение. Предполагается не только наказание, но государственное порицание.
  5. Подразумевается итоговая оценка нарушителя закона.

Все виды административной ответственности также характеризуются тем, что имеют определенные основания. В частности, это:

  1. Нормативное основание. Предполагает наличие запретов, установленных в законодательном порядке.
  2. Фактическое основание. Подразумевает наличие нарушения закона. При этом в деле должен присутствовать состав административного противоправного деяния. Также предполагается, что нарушение закона подтверждено доказательствами.
  3. Процессуальное основание. Предполагает издание соответствующим органом правоприменительного акта.

Все виды административной ответственности отвечают следующим принципам:

  1. Законность. Он подразумевает, что лицо, совершившее правонарушение, подвергается наказанию в соответствии с установленными юридическими нормами.
  2. Целесообразность. Предполагает соответствие мерам воздействия, избираемым в отношении нарушителя.
  3. Неотвратимость. Подразумевает, что каждый правонарушитель должен быть наказан.
  4. Своевременность. Предполагается оперативное реагирование на совершенное правонарушение.
  5. Справедливость. Предполагает соответствие наказания и тяжести нарушения закона.
  6. Сложение налагаемых взысканий. Если лицо совершило несколько административных нарушений, наказание следует лишь за самое тяжелое из них в том случае, если дело рассматривается одним и тем же органом. В остальных случаях карательные меры за преступление закона назначаются в отдельности.
  7. Гуманизм. Учет личностных особенностей и потерпевшего, и правонарушителя.
  8. Гласность. Все меры административной ответственности предполагают, что рассмотрение дела и вынесение итогового вердикта будет происходить с участием общественности. Подобный принцип подразумевает определенные воспитательные способы воздействия на правонарушителя.

Юридическая ответственность может наступить лишь при наличии комплекса социально-правовых и фактических оснований.

Первое основание -- правовая норма, предусматривающая возможность применения мер ответственности за правонарушение. В современном обществе наличие нормативного основания является безусловным для возникновения юридической ответственности. Нет юридической ответственности, если нет нормы права Норма права -- это исходящее от государства и им охраняемое общеобязательное, формально-определенное предписание, выраженное (моделируемое) в виде правила поведения или отправного установления и являющееся государственным регулятором общественных отношений. , ее предусматривающей.

Фактическим основанием юридической ответственности является совершение правонарушения. Оно выступает обязательным правообразующим фактом для возникновения охранительного правоотношения, в рамках которого реализуется юридическая ответственность.

Третье обязательное основание юридической ответственности -- правоприменительный акт, которым конкретизируется общее предписание охранительной нормы права, определяются конкретный вид и мера юридической ответственности.

Основанием административной ответственности является административное правонарушение. «Административная ответственность и административное правонарушение - понятия взаимосвязанные. Это обусловлено тем, что правонарушение является единственным основанием для наложения административного наказания» Маркарян П.К. Понятие административной ответственности в науке и законодательстве // Бизнес в законе. - 2010. - №4. - С. 122. .

Административное правонарушение - это виновное, противоправное действие или бездействие физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).

Признаками административного правонарушения являются: а) антиобщественность; б) противоправность; в) виновность; г) наказуемость деяния См.: Трепель В.Г., Шишов М.А., Шумилина Е.В. Некоторые вопросы административной ответственности // Административное право и процесс. - 2010. - №1. - С. 26. .

Исходным в характеристике указанных признаков является понятие деяние. Это акт волевого поведения (воля в специальной литературе определяется как «психическое регулирование поведения, заключающегося в детерминированном и мотивированном желании достижения поставленной цели, в выборе решения, разработке путей, средств и применения усилий для их осуществления» Ойгензихт В.А. Воля и волеизъявление. М., 1993. С. 24.). Он заключает в себе два аспекта поведения: действие либо бездействие. Действие есть активное невыполнение обязанности, законного требования, а также нарушение запрета (например, нарушение законодательства о рекламе, обман потребителей и т.д.). Бездействие есть пассивное невыполнение обязанности. Часто одни и те же обязанности могут быть нарушены как действием, так и бездействием.

По своей социальной значимости деяние является антиобщественным, причиняющим вред интересам граждан, общества и государства. Какое деяние в рамках института административной ответственности является антиобщественным, определяется законодательством. Следовательно, не всякое антиобщественное деяние имеет отношение к содержанию признаков административного правонарушения.

Противоправность заключается в совершении деяния, нарушающего нормы права. Эти нормы могут принадлежать не только к административному, но и к ряду других отраслей права. Принципиально то, что соблюдение соответствующих норм охраняется мерами административной ответственности. Это, кроме административного, могут быть нормы конституционного, финансового, гражданского, трудового и других отраслей права.

Виновность деяния означает, что оно совершенно умышленно или по неосторожности (ст. 2.2 КоАП РФ). Наличие вины - обязательный признак административного правонарушения, отсутствие вины исключает признание деяния административным правонарушением, в том числе при его формальной противоправности. Как субъективное условие административной ответственности, вина связана с психическими процессами, происходящими в сознании человека. Однако на современном уровне развития общества мы не можем при решении вопроса об ответственности непосредственно исследовать психические процессы, происходившие в сознании человека в момент правонарушения. Судить об этих внутренних процессах можно только по поведению человека, в котором они находят свое внешнее выражение. Б.А. Шагурин отмечал: «Орган или должностное лицо, имеющие право привлекать к административной ответственности, определяют, действительно ли данное лицо совершило административное нарушение, иначе говоря, они устанавливают вину определенного лица в совершении административного нарушения» Шагурин Б.А. Административная ответственность граждан. - М., 1967. - С. 88. .

В КоАП РФ установлена презумпция невиновности, т.е. лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ). В основе этого принципа лежит общая, широко признаваемая норма морали, согласно которой каждый человек должен предполагаться добропорядочным (прежде всего - не правонарушителем), пока иное не будет доказано. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело (ч. 2 ст. 1.5 КоАП РФ).

Из презумпции невиновности вытекают также положения о том, что все сомнения, которые не представляется возможным устранить, должны толковаться в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности (ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ), при этом данное лицо не обязано доказывать свою невиновность (ч. 3 ст. 1.5 КоАП РФ).

Административная ответственность за деяние также относится к безусловным признакам административного правонарушения. Им признается только то деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

С одной стороны, административное правонарушение - основание административной ответственности, с другой, такая ответственность - признак административного правонарушения, определяющий его юридическую природу. В установленных законодательством случаях для признания деяния административным правонарушением необходимо наличие причинной связи между деянием и его неблагоприятными противоправными последствиями в виде причинения вреда здоровью, имуществу, экологии и т.д.

Правонарушение -- основной элемент фактического состава, оказывающий влияние на возникновение юридической ответственности. Его юридически значимые стороны отражает конструкция состава правонарушения. Состав правонарушения -- это наличие всех составляющих факт правонарушения элементов (субъекта, субъективной стороны, объекта, объективной стороны), выступающих в неразрывном единстве как решающее основание юридической ответственности.

Состав административного правонарушения включает четыре элемента: субъект, объект, объективную сторону и субъективную сторону.

Субъектом административного правонарушения могут быть граждане, способные по возрасту (не менее 16 лет, ст. 2.3 КоАП РФ) и вменяемости (отдающие отчет в своих действиях, могущие руководить ими, ст. 2.8 КоАП РФ Вменяемость как правовая категория характеризуется такими основополагающими понятиями, как «сознание» и «воля». На этот аспект совершенно правильно указывает В.Г. Павлов: «Сознание и воля представляют собой наиболее важные психические функции, которые вообще определяют повседневное поведение любого человека» (Павлов В.Г. Субъект преступления и уголовная ответственность. - СПб., 2000. - С. 43).) нести ответственность за совершение проступка.

При принятии КоАП РФ законодателем, к сожалению, оставлен без внимания вопрос, связанный с совершением административного правонарушения лицом, которое хотя и находилось в состоянии вменяемости на момент совершения деяния, но заболело психической болезнью до принятия компетентным органом (должностным лицом) решения по делу и как следствие - утратило возможность осознавать характер своих действий. Обоснованно утверждает Т.В. Телятицкая, что «наложение на такое лицо административного взыскания вряд ли поможет достигнуть основных целей наказания» Телятицкая Т.В. Значение признаков субъекта в процессе квалификации административных правонарушений // Актуальные вопросы административно-деликтного права: материалы международной научно-практической конференции / Отв. ред. А.С. Дугенец. - М., 2005. - С. 128..

В отдельных видах административных проступков в качестве субъекта выступают иностранцы, лица без гражданства, иностранные юридические лица (ст. 2.6 КоАП РФ), должностные лица (ст. 2.4 КоАП РФ) В Кодексе РФ об административных правонарушениях должностные лица указаны субъектами административной ответственности более чем в 430 случаях. Кроме КоАП РФ предусмотрено установление административной ответственности и иными нормативными актами (п. 1 ст. 2.1 КоАП РФ). См.: Глазьев С.Ю., Дамаскин О.В. Юридическая ответственность должностных лиц исполнительной власти // Современное право. - 2001. - №10. - С. 27-28., военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов (ст. 2.5 КоАП РФ). В таких случаях говорят о специальном субъекте административного правонарушения.

Субъектами административных правонарушений признаются также юридические лица. При этом юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения административных правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ). Общие положения административной ответственности юридических лиц определены в ст. 2.10 КоАП РФ.

Следует отметить, что многие страны, столкнувшись с резким ростом правонарушений, совершаемых корпорациями, пошли по пути освоения института ответственности юридических лиц (как уголовной, так и административной). В настоящее время уголовная ответственность юридических лиц установлена во Франции, Бельгии, Дании, Японии, Канаде, США, Южной Корее, Голландии, Норвегии, Австрии и некоторых других странах. Административная ответственность этих лиц на уровне кодифицированных актов установлена в Германии, Италии и Португалии См.: Бахрах Д.Н. Указ. статья. - С. 4.. Самым широким образом этот институт используется и в юридической практике Европейского Союза www.eulaw.edu.ru.. Таким образом, прослеживается определенная мировая тенденция в решении данного вопроса.

Важно подчеркнуть, что совершившие административные правонарушения лица равны перед законом (ст. 1.4 КоАП РФ).

Объектом являются общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности. Практически в качестве объекта выступают конкретные нормы, предписания, законные требования, запреты. Это означает, что формы выражения конкретных объектов могут быть различными. Например, обман потребителей состоит в посягательстве на законное осуществление предпринимательской деятельности, но выражаться он может в совершении действий, примерный перечень которых дан в формулировке понятия «обман потребителей», изложенной в законе (ст. 14.7 КоАП РФ). Причем закон напрямую не устанавливает запрета на их совершение, а делает это путем установления за это административной ответственности.

Должностные лица подлежат административной ответственности не только за собственные действия или бездействия, но и подчиненных работников, нарушающих соответствующие правила. За другие административные правонарушения они несут ответственность на общих основаниях.

Объективная сторона характеризует проступок как акт внешнего поведения нарушителя. Она включает действие (бездействие), последствия, причину. Связь между совершенным противоправным деянием и наступившим результатом. Важную роль в уяснении объективной стороны проступка играют место, время и способ его совершения.

Субъективная сторона административного проступка включает вину нарушителя, цель и мотивы совершения им противоправных действий. Вина как обязательный признак административного правонарушения предусмотрена ст. 2.2 КоАП РФ. Она выражает психическое отношение лица, совершившего проступок, к содеянному. Вина в административном проступке может выражаться в форме умысла (когда виновный сознает опасность совершенного противоправного действия, желает наступления вредных последствий или сознательно допускает их или относится к ним безразлично (ч. 1 ст. 2.2 КоАП РФ)) или неосторожности, когда нарушитель не сознает общественно опасный характер совершаемого действия, но обязан был его сознавать или же рассчитывал предотвратить вредные последствия своих действий (ч. 2 ст. 2.2 КоАП РФ).

В Особенной части КоАП РФ форма вины чаще всего не обозначается. Обычно большинство из правонарушений может быть совершено в любой ее форме. Формулировка ряда правонарушений предполагает, что они могут быть совершены только в форме умысла; в редких случаях форма вины указывается в текстах статей КоАП РФ либо иных законах, устанавливающих ответственность за те или иные административные правонарушения.

Наряду с обязательными признаками субъективной стороны, каковыми являются умысел и неосторожность, могут быть факультативные. Последними признаются мотив и цель, ибо они в одних составах указаны, а в других нет. В первом случае они являются квалифицирующими признаками правонарушения, то есть действие или бездействие признается административным правонарушением, если они совершены по мотивам и в целях, которые прямо указаны в законе.

Вот пример из судебной практики. Граждане П. и Р., находясь в общественном месте (в парке) в нетрезвом состоянии, громко выражались нецензурной бранью, отпускали в отношении проходящих лиц непристойные замечания, приставали к отдыхающим людям, некоторых женщин пытались хватать за руки. За указанные действия П. и Р. были обоснованно привлечены к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ, т.к. в их действиях налицо все элементы состава такого административного правонарушения, как мелкое хулиганство Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2010. - №3. - С. 10. .

Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, т.е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред (ст. 2.7 КоАП РФ). Следует отметить, что динамизм, присущий современной жизни, обусловил тот факт, что именно в последние годы участились случаи, когда складываются обстоятельства крайней необходимости. Это объясняется также участившимися бедствиями, катастрофами самого различного происхождения См.: Постников В.Н. Актуальные проблемы, возникающие при решении вопросов, связанных с привлечением к административной ответственности // Административное право и процесс. - 2010. - №2. - С. 24-25. .

Важное практическое значение имеет вопрос о юридических критериях ограничения внешне сходных преступлений и административных правонарушений. Например, обман потребителей, незаконное использование товарного знака, фиктивное или преднамеренное банкротство предусмотрены как административным, так и уголовным законодательством. Б.М. Лазарев отмечает: «Правильное отграничение преступления от иного непреступного правонарушения имеет важное принципиальное значение и с точки зрения охраны достоинства личности» Лазарев Б.М. Административная ответственность. - М., 1985. - С. 12. .

Юридические критерии ограничения содержатся в уголовном и административном законодательстве и могут относиться к объекту, объективной стороне, субъекту и субъективной стороне составов соответствующих правонарушений. Поэтому для определения характера правонарушения, его юридической природы необходим тщательный сравнительный анализ положений законодательства, устанавливающего ответственность за их совершение См.: Васильев Э.А. Общие черты административного правонарушения и преступления // Административное право и процесс. - 2007. - №1. - С. 31-33..

Рассмотрим пример из практики. Вышестоящими судебными инстанциями было признано незаконным осуждение С. за кражу 1 кг витаминно-травяной муки, поскольку это деяние в силу малозначительности не представляло общественной опасности. На этом основании уголовное дело было прекращено за отсутствием в деянии С. состава преступления; С. был привлечен к административной ответственности Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2009. - №6. - С. 6..

«Разнообразные процессы, совершающиеся в обществе, обостряют проблему такого соотношения; уже несколько иначе решаются вопросы применения этих видов ответственности, хотя еще рано говорить о радикальных изменениях. Было бы неверным акцентировать приоритеты того или иного вида ответственности, важнее поиски путей значительного повышения их эффективности» Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. - 3-е изд., пересмотр, и доп. - М., 2007. - С. 254. .

Итак, для определения характера правонарушения, его юридической природы необходим тщательный сравнительный анализ положений законодательства, устанавливающего ответственность за их совершение.