Характерные черты конституции. Основные черты и юридические свойства конституции. Классификация конституций

— это сложный, многосторонний документ, основной закон государства и общества.

Конституцию можно рассматривать:

  • как политический документ, в котором закрепляется соотношение политических сил страны в борьбе за власть;
  • как идеологический документ, в котором провозглашаются основные цели, стоящие перед обществом, государством, личностью;
  • как юридический документ, который обладает особыми .

В Российской Федерации заложены демократические начала; так, она предполагает, что все члены общества являются полноправными гражданами, что конституция принимается с участием большинства граждан, хотя при этом не забывают и права меньшинств. Таким образом, действующая Конституция Российской Федерации по своей сути является конституцией демократического правового государства, выражая волю многонационального российского народа: принята путем всенародного голосования, закрепляет основы конституционного строя, правового положения личности, государственного устройства, организации и деятельности органов государства и органов местного самоуправления.

Конституция — это основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий основы конституционного строя, определяющий форму государства и его властные органы. Конституция является основным законом государства.

Основные черты конституции:

  • основополагающий характер. Конституция как акт высшей юридической силы является нормативной базой всего законодательства. Она обеспечивает внутреннее единство норм национальной правовой системы и эффективные правовые связи с зарубежными правовыми системами;
  • реальность конституции. Данный признак предполагает ее соответствие сложившимся общественным отношениям;
  • народность конституции , что предполагает: участие народа в создании и принятии конституции (общенародные дискуссии о новой конституции, разработка, принятие конституции избранным народом парламентом, принятие конституции народом на референдуме); отражение в нормах конституции мнения народа (конституция должна соответствовать желанию народа).

Важнейшим признаком конституции является ее стабильность. Этот признак предполагает повышенную устойчивость конституционных норм, что достигается особой процедурой принятия конституции, внесения в нее изменений и дополнений (как правило, конституция принимается высшими органами государственной власти — квалифицированным большинством либо народом на референдуме). Конституции, отвечающие требованиям стабильности, носят «жесткий» характер.

Признаки Конституции РФ как основного нормативного акта

Позволяют раскрыть ее природу, особенности ее статуса в правовой системе. К числу юридических свойств относятся следующие.

Верховенство Конституции РФ. Это означает, что Конституция занимает первое место или верхнюю ступень в иерархии нормативных актов России. Почему? Во-первых, такой статус Конституции связан с тем, что она является первичным актом народного волеизъявления или актом народного суверенитета. Во-вторых, Конституция — это не только источник права, но и правовая база существования всех ветвей власти. Она конституирует ветви власти, регулирует основные параметры их деятельности. С нормами, установленными ею, должны соотносить свою работу все государственные, политические и общественные структуры.

Высшая юридическая сила Конституции РФ. Юридическая сила нормативного акта — это степень его обязательности, которая зависит от местоположения государственного органа, принявшего нормативный акт, в иерархии органов государства. Конституция обязательна для всех граждан, организаций и государственных органов, потому что она есть акт народного волеизъявления в отличие, допустим, от инструкции министерства или законодательного акта субъекта Федерации. Все другие нормативные акты не должны противоречить Конституции, в противном случае они должны считаться недействительными. Деятельность всех правоохранительных органов должна соответствовать Конституции.

Прямое действие Конституции РФ. В принципе многие конституционные положения находят дальнейшую конкретизацию в других нормативных актах, так как ими регулируются многие и многие стороны жизни людей, не урегулированные в Конституции. И тогда, когда для упорядочения какой-либо ситуации не находится конкретной нормы права либо когда имеется коллизия между нормами закона и Конституции, нормы ее могут применяться прямо и непосредственно.

Конституция РФ — ядро правовой системы. Принципы и положения Конституции играют определяющую роль для всей системы текущего законодательства. Принятие новой Конституции обычно стимулирует значительное изменение и обновление всего законодательства. Помимо этого Конституция как бы координирует текущее законодательство, т. е. обеспечивает его единство.

Учредительный характер Конституции РФ. Конституция есть результат осуществления учредительной власти народа, который сам вправе выбирать для себя оптимальную форму правления, государственного устройства, голосуя на референдуме за тот или иной вариант Конституции. Учредительная природа Конституции проявляется и в том, что сс предписания выступают в качестве первоосновы, т. е. являются первичными. Это означает, что для установления тех или иных положений Конституции не существует никаких правовых ограничений. Ни одно из ее положений не может быть признано недействительным по причине несоответствия какому-либо правовому акту данного государства. Однако у любой конституции имеется социальный «потолок»: она должна соответствовать историческим, социальным, международным условиям, учитывать существующие традиции, преемственность конституционного развития страны и др.

Стабильность Конституции РФ. В принципе стабильность Конституции напрямую связана и зависит от стабильности регулируемых ею общественных отношений. Однако, с другой стороны, она и сама может противостоять дестабилизации страны. Для этой цели устанавливается особо сложный порядок ее принятия и изменения. Отдельные же, наиболее важные ее главы (гл. 1, 2) являются практически неприкосновенными, их изменение почти равносильно принятию новой конституции.

Обобщив рассмотренные выше черты Конституции, можно дать ее определение.

— это нормативный документ, обладающий особыми юридическими признаками, определяющий основные принципы устройства общества и государства, закрепляющий основные права и свободы человека и гражданина.

Конституция РФ 1993 г. - основной закон, принятый на всеобщем референдуме. Он выражает волю народа и закрепляет ключевые положения государственного строя. Конституция РФ 1993 г . - современная и актуальная редакция основного закона страны. Рассмотрим далее специфику этого документа.

Основные сведения

При рассмотрении правового устройства государства в первую очередь дается . Этот юридический документ выступает в качестве основы порядка и законности в стране. Именно в этом виде данный нормативный акт рассматривается наукой. Вместе с этим толкование Конституции РФ позволяет сделать вывод, что она является политическим документом. Это связано с тем, что данный акт обладает регулирующим влиянием на в обществе. Ключевыми функциями основного закона являются:

  1. Организационная.
  2. Воспитательная.
  3. Юридическая.
  4. Стабилизирующая.
  5. Учредительная.
  6. Политическая.

Общая характеристика Конституции РФ

Основной закон обладает рядом признаков, по которым он отличается от прочих нормативных документов. В первую очередь следует отметить порядок его принятия. Как выше было сказано, по проекту Конституции в 1993 г. было проведено Решение об организации референдума было принято Голосование проводилось согласно Положению, в котором определен его порядок, методика подсчета голосов и формулирования результатов.

В итоге 12 декабря была принята Конституция РФ. 2016-й стал 23-м годом ее существования. В СФ накануне празднования дня принятия основного закона отметили, что документ является адекватным существующим условиям и не нуждается в корректировках и дополнении.

Форма правления

Общая характеристика Конституции РФ позволяет получить четкое представление о типе государственного устройства страны. В основном законе дано лаконичное и вместе с тем емкое определение. В частности, в акте указано, что Российская Федерация представляет собой демократическое правовое федеративное государство с республиканской формой правления.

Президент

Тот факт, что Россия не является парламентской республикой, вполне очевиден. Вместе с тем эксперты не спешат называть ее президентской в классическом виде. Обуславливается такая позиция тем, что глава страны наделяется достаточно широкими полномочиями.

Особый статус президента закрепляет Конституция РФ. 2016 год показал, как глава государства реализует полномочия, которыми он наделен законом. Здесь следует обратиться к ст. 80. В ней сказано, что президентом определяются внешне- и внутриполитические направления государственной политики. События за рубежом показали способность главы страны брать на себя ответственность за происходящее, грамотно координировать действия представителей государства на международной арене.

Аналогичные выводы можно сделать, если обратиться к внутренней политике. Президент ведет постоянный мониторинг ситуации в стране, принимая оперативные решения, указы, давая распоряжения.

Территориальные особенности

Общая характеристика Конституции РФ позволяет понять специфику географического устройства страны. В основном законе совмещены исключительно территориальный и национальный принципы федеративной организации. Вместе с тем гарантируется равноправие административных единиц и политических образований. В ст. 5 говорится, что Россия состоит из краев и областей, автономных в том числе, и республик. Все они выступают как равноправные субъекты страны.

Сущность основного закона

Суть Конституции РФ заключается в формировании нормативной базы для принятия законов и прочих юридических документов, направленных на защиту государственного строя, интересов общества, суверенитета и целостности страны. Именно эти акты конкретизируют положения основного закона. В задачи Конституции РФ входит обеспечение гарантий населению в реализации всех их юридических возможностей на равных условиях.

Юридическая роль

Толкование Конституции РФ имеет особое практическое значение. Оно необходимо для понимания в первую очередь населением их возможностей и обязанностей, полномочий органов власти всех уровней. Конституционные положения выступают в качестве высшего материального критерия существующего в стране права. Все, что присутствует и возникает в нем, должно соответствовать нормам основного закона.

В тексте Конституции присутствуют указания на ключевые принципы права. К ним в частности относят демократию, гуманизм, равенство субъектов перед законом, взаимная ответственность личности и государства. Конституционные положения обладают непосредственным действием. Они подлежат применению всеми судами и прочими юрисдикционными структурами.

На статьи основного закона можно ссылаться при вынесении постановлений, при мотивировании тех или иных юридических актов. Конституционные положения действуют непосредственно, если те или иные отношения регулируются ими и их достаточно для разрешения той или иной ситуации. Основной закон, таким образом, выступает в качестве ядра нормативной системы.

Учредительная функция

Возникновение Конституции обусловлено коренными изменениями в общественной жизни. С течением времени основной закон стал политической и нормативной основой социального развития. В Конституции 1918 г. были закреплены достижения социалистической революции. В законе 1937 г. были закреплены основы построения государственной системы. В документе, принятом в 1978 г., были отражены особенности построения уже развитого социализма.

Действующая сегодня Конституция не содержит указания на характер социального строя. Она закрепляет основы государственного устройства в целом. Принцип разделения власти за всю историю существования государства закрепила именно современная Конституция РФ. Защита граждан при этом стоит далеко не на последнем месте. Охрана интересов населения является приоритетным направлением государственной политики.

Организационная роль

Ее суть заключается в регулировании деятельности государственных институтов разного уровня. Основной закон призван обеспечивать работу сбалансированной системы власти, разграничивать круг полномочий, решать вопрос, касающийся отрешения главы страны от должности, отставки правительства, роспуска Госдумы и так далее. Соответственно, Конституция регулирует и упорядочивает процессы, регламентирует функционирование публично-властных институтов, определяет модели поведения субъектов права.

Политическая функция

Она выражает роль основного закона в социальной структуре. Конституция вводит политическую деятельность и борьбу за власть в правовые рамки. Данная функция состоит и в признании, и в закреплении идеологического разнообразия, многопартийности в обществе. Предоставляя политическим течениям равные возможности в процессе борьбы за власть, основной закон запрещает действия, связанные с насильственным изменением основ государственного строя, подрывом безопасности страны, созданием незаконных формирований, разжиганием социальных, национальных, расовых, религиозных конфликтов.

Стабилизирующая роль

Конституция страны обеспечивает устойчивость правовых институтов. Стабильность в государственной системе является гарантией спокойствия общества. Конституционные положения должны обладать для этого определенной консервативностью. Как показывает практика, излишне частое изменение норм основного закона указывает на неблагополучие в государстве и обществе. Между тем стабильность Конституции не свидетельствует об остановке правового процесса. Некоторые авторы указывают на то, что основной закон был принят несколько поспешно и имеет множество дефектов. Безусловно, в Конституции есть определенные изъяны, однако в целом она является гарантией стабильности.

Воспитательная функция

Эта роль считается одной из ключевых. От степени правосознания населения зависит эффективность реализации конституционных положений. В этом случае нормотворцы решают достаточно сложную проблему. Важно не просто сформулировать положения. Необходимо в них заложить традицию уважения к Конституции, власти, суду, гражданину, обществу и государству в целом. В этом смысле действующий сегодня основной закон наиболее полно выполняет воспитательную функцию.

Структура

Рассмотрим перечень положений, которые содержит конституция РФ. Права и свободы субъектов определяются 48 статьями. Все они формируют Главу 2 основного закона. представляются как высшая ценность государства. Личности гарантируются сохранение и реализация ее юридических возможностей наравне с другими.

Права человека в Конституции РФ называются неотчуждаемыми благами. При этом они существуют во взаимной связи с обязанностями. В Главе 3 дается описание федеративного устройства. В ней присутствует 15 статей. Они закрепляют ключевые положения Главы 1 строя). В Главах 4-8 зафиксированы принципы организации местного самоуправления и государственной власти. В разделе, посвященному президенту страны, присутствует 14 статей. Они закрепляют статус главы государства, порядок вступления его в должность, полномочия, правила их досрочного прекращения и пр.

В Главе 5 раскрыты основы организации и функционирования парламента. В ней содержится 11 статей. Положения устанавливают статус ФС, его структуру, правила формирования, компетенцию палат. В Главе 6 присутствуют положения, касающиеся правительства. В них описан порядок создания, структура, компетенция этого органа и прочие моменты, связанные с его функционированием. Глава 7 посвящена судебной власти. В ней содержится 12 статей. Положения раскрывают понятие судебной системы, принципы отправления правосудия, правила формирования и полномочия КС, ВС, ВАС, прокуратуры.

В Главе 8 конкретизируется 12 статья Конституции. В этом разделе закрепляются положения, касающиеся системы территориального управления, функции местных органов. В Главе 9 определен порядок дополнения и изменения основного закона, правила его пересмотра (то есть принятия нового документа). В заключительных и переходных положениях присутствуют нормы, указывающие на временное изъятие из действий некоторых норм первой части. В них также установлена дата принятия и вступления основного закона в силу.

В заключительных и переходных положениях установлено, что конституционные нормы обладают приоритетным действием перед Федеративным соглашением от 31 марта 1992 г. Здесь же определяется порядок применения законодательных и иных нормативных актов, которые были приняты до даты вступления документа в действие.

- 21.11 Кб

Конституция России - это нормативный правовой акт высшей юридической силы, закрепляющий основы конституционного стоя; основы правового статуса человека и гражданина; федеративное устройство; систему, принципы организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

На I Съезде народных депутатов была образована Конституционная комиссия, председателем которой стал Б. Н. Ельцин. В состав комиссии вошли представители всех республик, краев, областей, национальных автономий (102 человека). Через четыре месяца работы Комиссии проект новой Конституции был подготовлен и опубликован для всеобщего обсуждения. Пробудившиеся общественные круги стали выдвигать один за другим альтернативные проекты и различные поправки к тексту. Проект Конституционной комиссии рассматривался на пятом Съезде народных депутатов, затем снова дорабатывался и снова был опубликован в печати. Шестой Съезд народных депутатов одобрил общую концепцию конституционной реформы. Верховному Совету и Конституционной комиссии было поручено после доработки внести проект на рассмотрение очередного Съезда народных депутатов. Однако два последующих Съезда оказались не приняли Конституцию вследствие острых противоречий между законодательной и исполнительной ветвями власти. Седьмой съезд постановил вынести основные положения проекта новой Конституции на всероссийский референдум, но восьмой Съезд отменил это решение.

Возникшие разногласия практически не затрагивали положений о правах и свободах человека и гражданина, но приобрели острый характер по вопросам разделения полномочий двух властей.

В мае 1993 г. проект Конституции, одобренный Верховным Советом, был опубликован. Тем самым был положен конец достижению компромисса между законодательной и исполнительной властями. Проект Конституции существенно исправлял многие пороки старой Конституции, содержал демократические положения о правах и свободах человека и гражданина. Однако в вопросах организации государственной власти доминировали прежние подходы. Принцип разделения властей трактовался в сторону уменьшения полномочий Президента, и сохранялась все та же советская форма правления.

Выдвигая по политическим соображениям идею парламентаризма, авторы проекта упорно утверждали ведущую роль парламента в системе высших органов государственной власти. Явно в нарушение принципа разделения властей Верховный Совет наделялся «контрольными полномочиями», а также правом принимать решения по основным направлениям внутренней и внешней политики России. Верховный Совет приобрел право принимать федеральный бюджет и контролировать его исполнение. Среди членов Правительства, которые могли назначаться только Президентом исключительно с согласия Верховного Совета, были не только Председатель и его заместители, но также министры экономики, финансов, внутренних дел, иностранных дел, обороны, безопасности.

21 сентября Президент подписал Указ о поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации № 1400, который, не прекращая действия Конституции в части, не противоречащей Указу, прерывал осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съезда народных депутатов и Верховного Совета.

Указ временно, до принятия Конституции, вводил в действие Положение о федеральных органах власти на переходный период, одобренного Конституционным совещанием 12 июля 1993 г. В действие также вводилось Положение о выборах депутатов Государственной Думы.

Президентом был принят ряд других мер по реформированию государственности. Указом о реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации от 9 октября 1993 г. (№ 1617) были прекращены полномочия Советов народных депутатов, а Указом от 27 октября утверждены Основные положения о выборах в представительные органы государственной власти в регионах. Это означало юридическую ликвидацию советской власти в стране. Для решения вопроса о конституционной реформе на 12 декабря 1993 г. было назначено всенародное голосование (референдум) по проекту новой Конституции РФ, вступающей в силу в случае ее одобрения с момента опубликования результатов голосования (10 ноября проект был опубликован).

12 декабря 1993 г. был проведен референдум. Особенность его состояла в том, что одновременно с принятием новой Конституции проходили выборы в Федеральное Собрание, предусмотренное еще не принятой Конституцией. Во всенародном голосовании по проекту новой Конституции приняли участие 54,8% зарегистрированных избирателей. За принятие Конституции проголосовало 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании.

Характерной чертой Конституции РФ 1993 г. является ее адекватный характер складывающимся в обществе общественным отношениям. Она отражает переходный характер российского общества, противоречивый способ его существования. В ней нашли воплощение то, что достигнуто и

отстаивается многонациональным народом России: многообразие форм собственности, конкуренция, свобода экономической деятельности, политический и идеологический плюрализм, признание прав и свобод человека и гражданина, федеративное устройство, основанное на самоопределении и равноправии народов, самостоятельный статус местною самоуправления и т.д.

К характерной черте Конституции РФ 1993 г. относится и наличие в ней основополагающих положений. Она содержит нормы, регулирующие наиболее важные общественные отношения и служащие правовой основой для текущего законодательства. Поэтому по своему содержанию они предельно абстрактны, ибо имеют своей целью закрепление самого главного в общественных отношениях.

Характерной чертой Конституции России является также ее прямое действие. Это закреплено в статье 15 Основного закона РФ. В соответствии с этим конституционные нормы не нуждаются в каком либо ином правовом подтверждении. Это придает им действительную высшую юридическую силу и служит гарантом от их искажения.

Наконец, для Конституции Российской Федерации характерны незыблемость и обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Это выражается в том, что Конституция провозглашает, что "признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства" (ст. 2). При этом особо подчеркивается, что "человек, его права и свободы являются высшей ценностью". В Конституции закрепляются и гарантируются права и свободы человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

2.2 Специфика основных черт Конституции РФ

Основные черты и юридические свойства конституции отражают ее особое место в системе права, специфику механизма конституционного регулирования общественных отношений. К числу этих характеристик можно отнести следующие: легитимность, перспективность, преемственность, верховенство, стабильность, особый порядок принятия и пересмотра конституции, внесения в нее поправок.

Легитимный характер Конституции РФ 1993 года заключается в том, что она была принята конституционным референдумом, который проводился впервые за всю историю существования России. Гражданам предоставлялся проект, предложенный Президентом РФ и одобренный Конституционным совещанием.

В этом выражается еще одна существенная черта конституции: в наличии особого субъекта - народа, который устанавливает конституцию и от имени которого она принимается. В Конституции Российской Федерации 1993 года наиболее последовательно, по сравнению с предшествующими, отражена рассматриваемая черта, в ее преамбуле сказано: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации … принимаем Конституцию Российской Федерации».

Конституция является своего рода моделью для регулирования новых общественных отношений. Вот почему ей присущ прогностический характер, такая черта как перспективность. Поэтому наряду с закреплением итогов достигнутого в Конституции Российской Федерации 1993 года отражаются стремления и цели, представляющие задачи будущего, исторические перспективы.

Важной чертой конституции является ее преемственность. Она обусловлена непрерывностью исторического развития государственности. Она обусловлена непрерывностью исторического развития государственности.

Ядро преемственности федеральной Конституции 1993 года - российский народ, суверенная государственная власть, государственное единство России.

Идея преемственности новой российской Конституции содержится в ее преамбуле, где выражена воля народа к сохранению исторически сложившегося государственного единства, незыблемости демократического строя, осознание ответственности за свою Родину перед нынешними и будущими поколениями.

Важной чертой конституции правового государства является ее реальность. Главным критерием для оценки реальности конституции служит соответствие ее действительности. Если конституция и действительность находятся в единстве, если обеспечивается соответствие конституционных предписаний социально-экономическим условиям развития общества, можно говорить о реальности конституции. В отличие от конституций советского периода истории, характеризовавшихся в большей степени своей декларативностью, Конституция 1993 года приближена к действительности.

Статья 80 Конституции закрепляет, что Президент Российской Федерации является ее гарантом. В своей присяге он обязуется соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации (ст. 82).

Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия их федеральной Конституции. Президент, Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания могут инициировать процедуру разрешения дел в Конституционном Суде России о соответствии Конституции нормативных актов, указанных в ст. 125 Конституции.

Конституционный суд играет важную роль в охране Конституции. Он рассматривает дела о соответствии Конституции законов и иных нормативных актов как федеральных органов власти, так и субъектов Федерации. Акты, признанные неконституционными, утрачивают силу, а не соответствующий Конституции российской Федерации международный договор не подлежит введению в действие и применению.

Анализируя порядок изменения Конституции Российской Федерации, следует подчеркнуть крайнюю сложность конституционного пересмотра. "Создатели действующей Конституции Российской Федерации пошли по пути намеренно усложненного варианта ее реформирования"[ 14]. Для принятия поправок к гл. 3 - 8 действующей Конституции требуется согласие большинства депутатов Федерального Собрания и более 2/3 субъектов РФ. Достичь такого согласия даже в условиях гражданского мира очень трудно, особенно когда речь идет о принципиальных изменениях. Еще более сложна реализация поправок к главам, закрепляющим основы конституционного строя, права и свободы гражданина. Она возможна только путем разработки проекта новой Конституции, который принимается большинством специально созываемого Конституционного Собрания либо всенародным голосованием.

Заключение

С принятием конституции Российской Федерации 1993 г. в нашей стране начался новый этап государственной реформы. Будучи принятый всенародным голосованием, федеральный Основной Закон сыграл заметную позитивную роль в закреплении демократических преобразований в России.

Конституция РФ 1993 года - первая в истории страны полноценная конституция, признающая неотчуждаемость основных прав и свобод человека и предусматривающая демократизм организации публичной власти, ее правовой характер. Главная проблема - реализовать этот потенциал, обеспечив эффективное применение Конституции в контексте развития России, ее государственной и общественной жизни.

Конституция является фундаментом системы права, главным системообразующим фактором, базой для систематизации законодательства. На основе Конституции Российской Федерации и конституций республик в ее составе осуществляется упорядочение всей системы законодательства, его освобождение от устаревших норм. Комплексное развитие всех отраслей законодательства на базе новой Конституции обеспечивает наилучшие условия для формирования демократического правового государства, упрочения режима законности и правопорядка. Конституция Российской Федерации - бесспорная и единственная в своем роде правовая гарантия стабильности политического и общественного строя, это соглашение между всеми социальными группами о всеобщих правилах жизни общества. Она явилась необходимым этапом в развитии правовой системы РФ.

Таким образом мы можем сделать следующие выводы:

а) Конституция обладает высшей юридической силой;

в) Конституция - ядро правовой системы, база для действующего законодательства;

г) Особая правовая охрана Конституции, особый порядок пересмотра конституции, внесения в нее поправок обеспечивают её стабильность.

Литература:

Исаев И. А. История государства и права России: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрист, 2000.- 786 с.

Коваленко А. И. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. - М.: АРТАНИЯ, 1995. - 192 с.

Ковешников Е. М. Российское конституционное право: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 224 с.

Козлов Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: учеб. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2009. - 608 с.

Конституционное право России: Конспект лекций / Сост. А. В. Якушев. - М.: Приор, 2000 - 160 с.


Описание работы

Конституция России - это нормативный правовой акт высшей юридической силы, закрепляющий основы конституционного стоя; основы правового статуса человека и гражданина; федеративное устройство; систему, принципы организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Конституция - это основной закон государства, закрепляющий основы общественного строя, форму правления и форму государ­ственного устройства, правовое положение личности, порядок ор­ганизации и компетенцию органов власти, основные принципы пра­восудия и избирательную систему.

Функции конституции:

Юридическая (является главным источником права и регулято­ром важнейших общественных отношений);

Политическая (определяет государственный строй, закрепляет политический плюрализм, многопартийность и т. д.);

Экономическая (создает единое экономическое пространство, за­крепляет равенство различных форм собственности);

Идеологическая (гарантирует свободу мысли и многообразие идеологии, свободу совести);

Гуманистическая (в ней закреплены общечеловеческие ценно­сти, права и свободы, характерные для цивилизованного мира).

Основные черты и юридические свойства конституции заключают­ся в том, что она имеет прямое действие, отражает характер складыва­ющихся в обществе отношений; содержит нормы, регулирующие наи­более важные общественные отношения, служащие правовой основой для текущего законодательства.

Соответственно, студент должен объяснить отличие конституции от обыкновенных законов. Конституция - это основной закон госу­дарства, она является главным источником для всех отраслей права, нормы конституции обладают высшей юридической силой. Конститу­ция может быть изменена лишь в особом порядке. Она не должна про­тиворечить международным соглашениям и общепризнанным нормам международного права.

Следует знать, что Конституция Российской Федерации была при­нята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Во всенародном голосовании (референдуме) участвовали 58 млн 187 тыс. 755 чело­век, или 54,8 % избирателей. Одобрило проект новой Конституции 32 млн 937 тыс. 630 избирателей, или 58,4 от числа принявших участие в референдуме.

Действующая Конституция РФ состоит из преамбулы и двух раз­делов. Первый раздел включает в себя 137 статей, разбитых на 9 глав. Второй раздел содержит 9 пунктов и называется «Заключительные и переходные положения».

Преамбула любого закона - это вводная часть, в которой указыва­ются цели, понятия, принципы и другие исходные установки данно­го закона. В преамбуле Конституции 1993 г. провозглашаются главные цели и принципы: утверждение прав и свобод человека, гражданского мира и согласия, сохранения исторически сложившегося государствен­ного единства, утверждение незыблемости демократической основы суверенной государственности России, обеспечения ее благополучия и процветания, общепризнанные принципы равноправия и самоопре­деления народов, принадлежность к мировому сообществу. Все нормы Конституции должны соответствовать провозглашенным в преамбуле исходным принципам.

Глава 1 «Основы конституционного строя» состоит из 16 статей, кото­рые закрепляют исходные принципы конституционного регулирования важнейших сторон жизни российского общества, определяют сущность государства, правовое положение человека и гражданина, принципы со­циальных и экономических отношений, основы политической системы общества, взаимоотношений государства и религии. Основы конститу­ционного строя составляют первичную нормативную базу для осталь­ных положений Конституции РФ, всей системы действующего законо­дательства. Нормы, закрепляющие основы конституционного строя РФ, обладают наивысшей юридической силой по отношению к иным ее поло­жениям. Согласно части 3 ст.

15 Конституции этим нормам, т. е. ст. 1-15, должны соответствовать все иные положения Конституции РФ.

Положение о том, что человек, его права и свободы являются наи­высшей ценностью общества (ст. 2), определило основные права и сво­боды человека и гражданина, их гарантии в главе 2 Конституции РФ.

Глава 2 «Права и свободы человека и гражданина» содержит 48 статей, в которых закрепляются: принципы правового положения человека и гражданина в России; принципы гражданства в России; система гражданских (личных), политических, экономических, соци­альных и культурных прав и свобод человека и гражданина; гаран­тии прав и свобод; основные (конституционные) обязанности челове­ка и гражданина.

Глава 3 «Федеративное устройство» содержит 15 статей, развиваю­щих и закрепляющих важнейшие положения главы 1 «Основы консти­туционного строя», в частности, ст. 1, 4, 5 характеризуют: полный пе­речень наименований субъектов Федерации; конституционный статус Российской Федерации и ее субъектов; взаимоотношения между феде­ральной властью и субъектами Федерации.

Глава 4 «Президент Российской Федерации» состоит из 14 статей, которые закрепляют: статус Президента как главы государства; поря­док вступления в должность Президента РФ; полномочия Президен­та РФ, основания их досрочного прекращения; порядок отрешения Президента РФ от должности.

Глава 5 «Федеральное собрание» раскрывает основы организа­ции и деятельности парламента Российской Федерации и включает 11 статей, которые закрепляют: статус Федерального собрания - пар­ламента - как представительного и законодательного органа Россий­ской Федерации; порядок формирования Федерального собрания и его структуру; компетенцию Совета Федерации и Государственной думы; нормы о законодательном процессе в Российской Федерации.

Глава 6 «Правительство Российской Федерации» состоит из 8 ста­тей, регулирующих деятельность Правительства РФ, возглавляющего исполнительную власть в Российской Федерации. Также закреплены: порядок формирования, структура и компетенция Правительства; по­рядок отставки, выражения недоверия Правительству.

Глава 7 «Судебная власть» содержит 12 статей, характеризующих понятие судебной власти в РФ. В главе определены: судебная система в России; статус судей, принципы судопроизводства; порядок форми­рования и компетенция Конституционного и Верховного суда Россий­ской Федерации, Прокуратуры РФ.

Глава 8 «Местное самоуправление» состоит из 4 статей и конкре­тизирует положение ст. 12 Конституции РФ, а также закрепляет: си­стему местного самоуправления в Российской Федерации; функции местного самоуправления в Российской Федерации; функции местного самоуправления; гарантии местного самоуправления.

Глава 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» со­держит 4 статьи и определяет порядок изменения и дополнения дей­ствующей Конституции и её пересмотра, т. е. принятия новой Консти­туции РФ.

«Заключительные и переходные положения» (второй раздел) пред­усматривают порядок ее изменения и пересмотра, а также содержат нормы, указывающие на временные изъятия из действий отдельных положений первого/раздела Конституции. В них определяется дата принятия и вступления Конституции РФ в силу, содержится указа­ние на приоритетность ее положений перед Федеративным договором от 31 марта 1992 г., устанавливается порядок действия законов и дру­гих правовых актов, принятых до вступления в силу Конституции РФ.

1) особый субъект, который устанавливает Конституцию. Таким субъектом является народ. В Конституции 1993 г . наиболее последовательно, по сравнению со всеми предшествующими, отражен рассматриваемый признак. В ее преамбуле сказано: «Мы, многонациональный народ РФ, принимаем Конституцию РФ». Причем это первая Конституция, принятая действительно народом (а не от имени народа) путем всенародного голосования;

2) учредительный, первичный характер конституционных установлений. Только учредительная власть может изменить, в том числе и самым радикальным образом, основы устройства общества и государства. Через конституции получали легитимность принципиальные изменения всего общественного строя. Такую роль сыграли Конституция РСФСР 1918 г. и Конституция Российской Федерации 1993 г.

Учредительная природа Конституции проявляется и в том, что ее предписания выступают в качестве первоосновы. Это означает, что для установления положений Конституции не существует никаких правовых, юридических ограничений. Так, законы не могут противоречить Конституции, указы Президента не должны противоречить Конституции и федеральным законам, а у Конституции нет такого юридического потолка;

3) всеохватывающий объект конституционной регламентации, т. е. общественные отношения, которые она регулирует и закрепляет. Сфера конституционного воздействия затрагивает все области жизни общества — политическую, экономическую, социальную, духовную и др.;

4) особые юридические свойства: верховенство, высшая юридическая сила, порядок принятия, внесения в нее поправок, специфические формы охраны и др.

Конституция Российской Федерации 1993 г. имеет следующие особенности:

1. В ней впервые получил конституционное закрепление принцип верховенства Конституции РФ.

Верховенство Конституции означает также, что с ее принципами должна сообразовываться деятельность всех государственных структур, граждан во всех сферах жизни. В принципе верховенства Конституции отражается и федеративный характер нашего государства. Верховенство федеральной Конституции утверждается на всей территории России, в том числе и республик, которые также имеют свои конституции.

Характерно, что ст. 15 Конституции РФ не включает конституции республик в число правовых актов России, которые не должны ей противоречить. Такой подход не исключает возможности несоответствия конституций республик Конституции РФ, а лишь отражает иной уровень соотношения этих актов, особую процедуру установления несоответствия и механизм его преодоления.

2. В ст. 15 Конституции РФ закрепляется, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу и прямое действие и применяется на всей территории России.


Высшая юридическая сила Конституции означает, что законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции России и что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

3. Конституция является ядром правовой системы России. Ее принципы и положения играют направляющую роль для всей системы текущего законодательства. Именно Конституция определяет сам процесс правотворчества — устанавливает, какие основные акты принимают различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов.

4. К юридическим свойствам Конституции относится ее особая охрана. В этом задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих эту охрану в различных формах.

Ст. 80 Конституции закрепляет, что Президент России является гарантом Конституции. Он обязуется соблюдать и защищать Конституцию.

Важную роль в охране Конституции играет Конституционный суд. Он рассматривает дела о соответствии Конституции Российской Федерации законов и иных нормативных актов как федеральных органов государственной власти, так и ее субъектов. Акты, признанные неконституционными, утрачивают силу, а не соответствующий Конституции Российской Федерации международный договор не подлежит введению в действие.

Конституции СССР и РСФСР: исторические условия разработки и принятия, особенности содержания и структуры.

Причинами замены Конституции 1918 года Конституцией РСФСР 1925 года явились объединение РСФСР с другими независимыми республиками в Союз ССР и принятие первой Конституции СССР 1924 года. Вторая Конституция РСФСР, принятая 11 мая 1925 года, вслед за Конституцией СССР 1924 года, отразила смягчение политической и экономической обстановки в стране, происшедшее в связи с окончанием гражданской войны и образованием СССР.

Эта Конституция юридически оформила новый государственно-правовой статус России как союзной республики в составе СССР. Конституционно закреплялось федеративное устройство России. Эта Конституция подробно регламентировала устройство советской власти: полномочия Всероссийского Съезда Советов, ВЦИК и СНК, закрепляла систему органов власти автономных социалистических республик, местных органов государственной власти, избирательную процедуру, бюджетные права РСФСР, государственную символику.

Конституция РСФСР была принята 21 января 1937 года. Она провозгласила завершение строительства основ социализма. В этой Конституции закреплялись основы общественного и государственного строя; права и обязанности граждан; избирательная система; система и компетенция высших и местных органов государственной власти, управления, суда и прокуратуры. Конституция подтвердила добровольное объединение с другими равноправными республиками в составе СССР; суверенный характер прав РСФСР вне пределов союзной компетенции. Она сохранила, как и прежние, классовую сущность, воплощали диктатуру пролетариата.

Однако форма выражения этой сущности изменилась. В связи с ликвидацией эксплуататорских классов было отменено лишение политических прав граждан по социальному признаку, введено всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании. О сохранении классовой сущности всех конституций рассматриваемого этапа свидетельствует закрепление руководящей роли коммунистической партии, тогда именовавшейся ВКП (б). Впервые в Конституцию была включена норма о сохранении за РСФСР права выхода из Союза ССР. . Высшим органом государственной власти Советского союза стал двухпалатный Верховный совет СССР.