Объекты и субъекты административно-правовых отношений. Административно-правовые отношения: примеры. Субъекты и объекты административных правоотношений. Юридические факты в административном праве 9 субъекты административно правовых отношений

  1. Предмет и методы административного права .
  2. Система, принципы административного права в РФ.
  3. Формы реализации и в РФ.

1. Предмет административного права - совокупность общественных отношений, складывающихся в сфере административного управления , которые возникают, изменяются и прекращаются в процессе организации и функционирования исполнительной власти .

Предмет управленческих отношений, регулируемых ад-министративным правом, в зависимости от конкретных целей их возникновения можно подразделить на две группы:

1) Внешние отношения связаны с непосредственным воздействием на объекты, не входящие в систему органов исполнительной власти , например на общественные объединения , коммерческие структуры, включая индивидуальных предпринимателей .

2) Внутренние, еще их называют внутриорганизационные отношения, возникают в связи с формированием управленческих структур, определением основ взаимодействия между ними и их подразделениями, с распределением служебных обязанностей, прав и ответственности между работниками аппарата органа управления и т. п.

Для административного права, использующего методы регулирования, свойственные многим отраслям права , характерны свои специфические методы:

  • власти-подчинения (прямого распорядительства) - отношения в рамках административного права строятся на подчинении одного участника другому;
  • рекомендаций - рекомендации субъекта управления приобретают юридическую силу при условии принятия ее другим участником управления;
  • согласования - отношения между участниками, не находящимися между собой в подчинении;
  • равенства - субъекты, находящиеся на одном уровне государственного механизма , предпринимают совместные действия в форме административного договора .

2. Административное право представляет собой совокуп-ность юридических норм, регулирующих общественные от-ношения, которые складываются в сфере государственного управления , а также отношения управленческого характера, возникающие при осуществлении иных форм государственной деятельности.

Традиционно в отечественной правовой науке админист-ративное право подразделяется на две части: общую и особенную.

Общая часть включает юридические нормы и институты:

  • регулирующие общественные отношения общего характера (принципы, функции, методы, формы государственного управления, механизм административно-правового регулирования и т.д.);
  • устанавливающие административно-правовой статус индивидуальных и коллективных субъектов административно-правовых отношений ;
  • регулирующие основы организации и государственно-управленческой исполнительно-властной деятельности госу-дарственных органов;
  • обеспечивающие законность в сфере государственного управления;
  • регламентирующие административно-юрисдикционную деятельность;
  • регламентирующие принуждение по административному праву.

Особенная часть состоит из норм и институтов, регули-рующих правоотношения в конкретных сферах управления:

  • обеспечения безопасности граждан , общества , государства , а также административно-политическую деятельность;
  • хозяйственно-экономическую деятельность;
  • социально-культурную деятельность;
  • деятельность государственной администрации по орга-низации и осуществлению политических, экономических и иных внешних связей.

К числу принципов административного права относятся:

  • равенство перед законом и правоприменителем;
  • презумпция невиновности;
  • приоритеты законных интересов личности в управленческой деятельности государственных органов ;
  • законность в управлении, включая обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административными правонарушениями ;
  • гласность;
  • разграничение предметов ведения, компетенции и полномочий;
  • управленческая субординация (подчиненность);
  • ответственность.

3. Административно-правовые нормы - это установленные государством правила поведения, регулирующие отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в процессе государственной деятельности.

Административно-правовая норма имеет традиционную структуру: гипотезу - условие действия нормы; диспозицию — предписания, запреты, дозволения; санкцию - меры административного или дисциплинарного воздействия.

Для административно-правовых норм характерно много-образие, которое отражает их различие по видам, класси-фицируемых по ряду оснований.

1. По способу воздействия на поведение субъектов административного права : обязывающие (предписывают обязательное совершение определенных действий, устанавливая обязанность действовать в соответствии с требованиями данной нормы, например обязанность подчинения законному распоряжению представителя власти), запретительные (устанавливают запрет на совершение определенных действий в условиях, предусмотренных правовой нормой), уполномочивающие или дозволительные (предоставляют возможность действовать по своему усмотрению, используя или не используя предоставленное субъективное право), стимулирующие или поощрительные (мотивированно побуждают к совершению каких-либо действий с помощью средств морального или материального воздействия, например предоставлением льгот и стимулов государственным служащим), рекомендательные (устанавливают варианты желательного и целесообразного поведения).

2. По целевому назначению: регулятивные (регулируют общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления) и охранительные (обеспечивают защиту государственно-управленческих отношений).

3. По содержанию предмета регулирования: материальные (устанавливают комплекс прав, обязанностей и ответственность участников административно-правовых отношений, т. е. их административно-правовой статус; в этом смысле их еще называют статичными) и процессуальные (регламентируют процедуру, порядок реализации прав и обязанностей, закрепленных материальными нормами, процедуру применения ответственности; их именуют динамичными).

4. По юридической силе: законодательные (оформленные актами, имеющими силу законов) и подзаконные (оформленные подзаконными актами, например, содержатся в актах Правительства РФ , органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации , органов местного самоуправления).

5. По конкретному содержанию и уровню обобщенности: общие (регулируют государственно-управленческие отношения общего характера) и особенные (регулируют особенности управления в конкретной сфере общественных отношений).

6. По предмету ведения органов публичной власти: федеральные (относящиеся к компетенции федеральных органов исполнительной власти и изданные федеральными нормативными правовыми актами), субъектов федерации (относящиеся к компетенции органов исполнительной власти субъектов федерации и закрепление в их актах), местного самоуправления (принятые актами органов местного самоуправления по предметам их ведения).

7. По территориальному масштабу: общегосударственные (действуют в пределах юрисдикции государства), территориальные (действуют в административных границах соответствующего субъекта федерации), межтерриториальные (действуют в границах нескольких территориальных образований)

8. По объекту регулирования отраслей государственного управления: общеотраслевые (регламентируют наиболее важные стороны государственно-управленческой деятельности, распространяясь на все сферы и отрасли), межотраслевые (регламентируют все или несколько отраслей государственного управления, отличаясь специализацией, например административно-правовые нормы, имеющиеся в таможенном, налоговом законодательстве), отраслевые (регулируют управленческие отношения в определенных отраслях).

9. По адресату регулирования - регламентирующие общий и специальный административно-правовой статус субъектов государственно-управленческих отношений (граждан, организаций, органов исполнительной власти, государственных служащих и т.д.).

10. По кругу лиц: распространяющиеся на физических (распространяют действие на всех граждан либо на отдельные их группы, например распространение льгот для муниципальных служащих) и юридических лиц (распространяют действие на все организации, предприятия , учреждения, независимо от форм собственности , например по уплате налогов , либо на отдельные их категории, например по уплате налогов страховыми организациями).

11. По пределу действия во времени: бессрочные (действуют постоянно, т.е. без указания срока действия вплоть до официальной отмены компетентным органом) и срочные (действуют временно, т. е. в течение указанного срока действия).

12. По условиям действия: обычные (действуют в обычных условиях при ординарных обстоятельствах) и экстраординарные (действуют в чрезвычайных ситуациях при экстраординарных обстоятельствах).

4. Реализация административно-правовых норм - это процесс практического воплощения в общественных отношениях государственного управления требований правомерного по-ведения его субъектов в соответствии с установленными пра-вилами. Существует четыре формы реализации админист-ративно-правовых норм: две основные - исполнение и при-менение; и две вспомогательные - соблюдение и использование.

Исполнение административно-правовых норм выражается в активных правомерных действиях субъекта по выполнению предписаний, запретов и дозволений. Данная форма реализации присуща всем участникам административно-правовых отношений.

Применение административно-правовых норм свойствен-но только уполномоченным государственным органам и дол-жностным лицам, выражаясь изданием индивидуальных правовых актов на основе материальных и процессуальных норм для конкретных административно-правовых отношений. Граждане не имеют полномочий по применению административно-правовых норм.

Соблюдение административно-правовой нормы заключается в пассивном поведении субъектов, добровольно воздерживающихся от совершения запрещенных ею действий. Вспомогательный смысл этой формы реализации в том, что соблюдение, по сути, является конкретным выражением исполнения.

Использование административно-правовых норм выражается в добровольном совершении субъектами правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в управлении. Поскольку этой форме реализации свойственны альтернативы определения субъектом своего определения в рамках установленного нормой права правила, то ее также можно считать вспомогательной.

Особенности административно-правовых отношений, обладающих всеми основными признаками, свойственными всяким иным правоотношениям, выражаются рядом отличительных черт:

  • возникают, изменяются и прекращаются в сфере государственного управления в связи с практической реализацией исполнительно-распорядительных функций органов публичной власти в лице соответствующих органов и должност-ных лиц;
  • одной из сторон и обязательным участником этих отношений всегда выступает орган публичной власти, представляющий публичный интерес государства ;
  • являются публично-властными управленческими отно-шениями, построенными на началах "власть-подчинение";
  • имеют разнообразие субъектов при отсутствии юридического равенства сторон;
  • связаны с правовым управляющим воздействием субъекта управления на объект, которым выступают воля, сознание, поведение управляемых;
  • могут возникать независимо от желания (согласия) сторон по инициативе любой из них (в том числе не обязательно наделенной публично-властными полномочиями или третьей стороны, не участвующей в данном правоотношении);
  • многие органы исполнительной власти и их должностные лица обладают правом издания нормативных актов , действуя по поручению государства;
  • субъективные права сторон, равно как и споры, связанные с ними, рассматриваются уполномоченными на то органами и должностными лицами и разрешаются ими, как правило, в административном, т.е. во внесудебном, порядке путем непосредственно юридически властного и одностороннего распоряжения;
  • в случае нарушения одной из сторон требований административно-правовых норм ответственность наступает перед государством в лице его органов и должностных лиц, в чем проявляется их публичность.

2. Виды административно-правовых отношений различаются рядом оснований.

Субъекты административных правоотношений

  1. Теория вопроса.
  2. Физические лица как субъекты административных правоотношений .
  3. Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления как субъекты административных правоотношений .
  4. Общественные объединения и их административно-правовой статус.

Административная правоспособность - это признаваемая законом возможность гражданина быть субъектом административного права , иметь права и обязанности административно-правового характера. Правоспособность возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью.

Административная дееспособность граждан - это способность личными действиями приобретать права и обязанности административно-правового характера, осуществлять их, а также нести личную ответственность за совершенные правонарушения . Дееспособность в полном объеме возникает по достижении 18 лет.

Права и обязанности граждан в сфере государственного управления закреплены Конституцией РФ . В административно-правовой литературе их подразделяют на две основные группы: статутные и адекватные. Статутные указывают на положение гражданина в социальной структуре страны. Они не связаны с какими-либо сферами общества и имеют универсальное значение; К этой группе относятся: право на жизнь, на пользование родным языком, запрет на принудительный труд и др. Адекватные права и обязанности связаны с теми сферами, в которых эти права и обязанности могут реализоваться. К этой группе относятся: личные права и обязанности, социально-экономические, социально-культурные и социально-политические.

Во взаимодействии с управленческими структурами реализуются следующие права и свободы . Во-первых, право граждан участвовать в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей. Это право, в свою очередь, закреплено правом избирать и быть избранным в центральные и местные органы самоуправления. Во-вторых, право граждан на объединение, включая право на создание профсоюзов . В-третьих, право граждан проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.

Помимо прав, граждане имеют ряд обязанностей. К ним относятся обязанности платить законно установленные налоги и сборы; сохранять природу и окружающую среду; сохранять природные богатства; защищать Отечество; соблюдать Конститу-цию РФ и законы страны. Важнейшей обязанностью граждан как субъектов административного права является соблюдение ими административно-правовых норм .

Органы отраслевой компетенции осуществляют руководство подведомственной отраслью.

Органы межотраслевой компетенции осуществляют руководство несколькими отраслями и сферами управления.

Органы внутриотраслевой компетенции функционируют в рамках отраслей на конкретных участках деятельности.

По порядку разрешения подведомственных вопросов различаются коллегиальные и единоначальные органы. В коллегиальных органах решения принимаются большинством членов при персональной ответственности руководства. Соответственно в единоначальных органах право принимать решения принадлежит возглавляющему данный орган руко-водителю.

Система органов исполнительной власти в РФ построена на основе принципов:

Принцип федерализма обусловлен государственным устройством России. Существуют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации - республик , краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных округов.

Принцип сочетания централизации и децентрализации тесно связан с принципом федерализма. Централизация вытекает из единства федеративной системы. Децентрализация означает закрепление законодательством полномочий за тем или иным органом.

4. Общественное объединение - это добровольное некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан. Основанием для формирования объединения являются общие интересы или общие цели, указанные в уставе общественного объединения. Характерными признаками объединений является то, что все они образуются физическими и юридическими лицами на добровольной основе; они не обладают государственно властными полномочиями; действуют от своего имени; не являются коммерческими организациями .

В зависимости от территориальной сферы деятельности общественные объединения делятся на общероссийские, действующие на территории более половины субъектов Федерации; межрегиональные, действующие на территории менее половины субъектов Федерации; региональные, действующие в пределах территории одного субъекта Федерации; местные, действующие в пределах территории органа местного самоуправления.

Более подробной является классификация общественных объединений в зависимости от их организационно-правовых форм:

Общественные организации - создаются на основе совместной деятельности для достижения целей, определенных уставом, и защиты общих интересов постоянных членов организации. Членами общественных организаций могут быть как физические, так и юридические лица.

Общественные движения - это массовые общественные объединения без постоянного членства. Они преследуют социальные, политические и общественные цели.

Общественные фонды - это не имеющие членства некоммерческие общественные объединения. Целью фондов является формирование имущества на основе добровольных взносов и использование полученных средств на общественно полезные цели.

Общественные учреждения - это общественные объединения, созданные для оказания конкретного вида услуг, без постоянного членства.

Органы общественной самодеятельности создаются для решения социальных проблем, возникающих у широкого круга граждан по месту жительства , работы или учебы. Эти органы не имеют постоянного членства.

Все перечисленные общественные объединения могут создавать союзы (ассоциации), которые, в свою очередь, образуют новые общественные объединения.

Основным требованием к общественным объединениям является запрет на преследование незаконных целей, на деятельность, идущую во вред здоровью и интересам граждан.

Формами взаимодействия между государством и общественными объединениями является согласование либо участие в объединении и решении вопросов. Общественные объединения вправе участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления; представлять и защищать свои права в органах государственной власти; участвовать в митингах, собраниях, демонстрациях. Общественные объединения не могут самостоятельно заниматься правотворчеством , но участвуют в этом процессе в пределах, установленных законом. Самым известным и распространенным видом общественных организаций являются профсоюзы.

Правонарушение и ответственность в административном праве

  1. Виды административных взысканий.

Административная ответственность - один из видов юридической ответственности . Она выражается в возможности применения уполномоченным органом или должностным лицом взыскания к правонарушителям.

Административная ответственность имеет собственную нормативно-правовую основу. Основанием административной ответственности является административное правонарушение .

Субъектами административной ответственности могут быть физические лица и коллективные образования. Административные взыскания применяются довольно широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц: органами исполнительной власти , местного самоуправления , судами . Однако применение административного взыскания не влечет за собой судимости или увольнения с работы.

Основная особенность административной ответственности состоит в том, что ее основанием является именно административное правонарушение, а мерой воздействия - административное взыскание.

Основания административной ответственности подразделяются на два вида - нормативные и фактические. Нормативными основаниями являются правовые нормы , которые устанавливают административную ответственность. Фактическими основаниями - совершенные правонарушения, за которые применяются административные взыскания. Административная ответственность наступает, если правонарушение не влечет за собой уголовной ответственности .

2. Основными признаками административного правонарушения являются: их антиобщественный характер, противоправность, виновность и наказуемость деяния. Противоправность заключается в совершении деяния, нарушающего нормы права . Виновность деяния означает, что оно совершено умышленно или по неосторожности. Наличие вины - обязательный признак административного правонарушения. Для признания деяния правонарушением необходимо наличие причинно-следственной связи между деянием и его противоправными последствиями.

Элементами состава административного правонарушения являются: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона.

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения. Объективная сторона заключается в действии или бездействии. Субъектами административного правонарушения являются физические лица и организации. К категории физических лиц относятся должностные лица, водители транспортных средств, работники торговли и др. Отдельную подгруппу составляют военнослужащие срочной службы, несо-вершеннолетние, инвалиды и другие лица.

Субъективная сторона административного правонарушения состоит в отношении субъекта к совершенному им правонарушению и его последствиям. Оно выражается в действии или бездействии. Вина является обязательным признаком административного правонарушения.

3. Мерой ответственности за административное правонарушение является административное взыскание. Оно выражается в моральном или материальном воздействии на правонарушителя. Ряд взысканий сочетают в себе и то и другое, а кроме того - временное ограничение прав нарушителей

Основными видами административных взысканий являются:

Предупреждение является взысканием морального характера. Оно выносится в письменной форме.

Штраф - это денежное взыскание. Оно является одним из наиболее распространенных административных взысканий.

Преступлениям , либо за повторные административные правонарушения.

Вопрос о субъектах административного права является одним из важнейших, так как они выступают участниками , т. е. решают задачи и осуществляют функции исполнительной власти, координирующие, распорядительные, контрольно-надзорные полномочия в области государственного управления и местного самоуправления, рассматривают дела о правонарушениях, совершаемых физическими и юридическими лицами в хозяйственной, налоговой, финансовой, таможенной сфере, строительстве, сфере общественного порядка и т. д.

Традиционно субъектом административного права считается физическое или юридическое лицо (организация), которые в соответствии с установленными административным законодательством нормами участвуют в осуществлении публичного управления, реализации функций исполнительной власти.

Субъект административного права — это одна из сторон публичной управленческой деятельности, участник управленческих отношений, наделенный законодательством правами, обязанностями, полномочиями, компетенцией, ответственностью, способностью вступать в административно-правовые отношения. Таким образом, реализация прав, установленных за субъектом административного права, и выполнение им определенных обязанностей происходят в рамках конкретного правоотношения. Поэтому последние являются основным каналом реализации административно-правовых норм.

Субъект административного права — это конкретный участник административно-правовых отношений, в которые он вступает либо по собственному желанию (усмотрению), либо в силу- обязанности, возложенной на него специальной правовой нормой. Например, гражданин может оспорить принятое органом исполнительной власти постановление в суде, если считает, что оно нарушает принадлежащие ему права и свободы. Вместе с тем он может не оспаривать данного постановления. Должностное лицо, занимающее в органе исполнительной власти государственную должность государственной службы, обязано защищать права и свободы граждан и в необходимых случаях принимать соответствующие меры по их обеспечению. Прокурор обязан при наличии достаточных оснований возбудить производство по делу об административном правонарушении; данное постановление является реализацией его правового статуса. Примеры реализации субъектами административного права своего правового статуса весьма и весьма многочисленны.

Субъекты административного права — реальные участники административно-правовых отношений, — обладая административно-правовым статусом, участвуют в организации публичного управления (государственного и муниципального), в управленческой деятельности, а также в процессе управления (административных процедурах). Однако административно- правовой статус раскрывается и в отношениях между органами управления и гражданами, а также другими субъектами права. Следовательно, административно-правовой статус определяется правами, свободами, их гарантиями, обязанностями, правоограничениями, объемом ответственности.

В качестве принципиального положения следует отметить, что субъекты административного права могут реализовывать свой правовой статус в рамках следующих четырех крупнейших блоков возникающих правоотношений:

  • в организационно-управленческом праве (отношения по общей организации управления в различных отраслях и сферах управления);
  • управленческом процессе, т. е. в рамках использования управленческих процедур, подготовки и принятия правовых актов управления и применения иных административно-правовых форм и методов;
  • административном процессе, т. с. в системе отношений по поводу обеспечения судебной зашиты прав, свобод, законных интересов физических и юридических лиц;
  • административно-деликтном праве, т. е. в процессе отношений, возникающих при применении мер административного принуждения уполномоченными органами и должностными лицами к субъектам, нарушающим правовые нормы.

В специальной литературе различаются индивидуальные и коллективные субъекты административного права.

Индивидуальными субъектами являются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Эти лица не состоят в устойчивых, непрерывных организационных отношениях с органами исполнительной власти или публичного управления. Субъектами административно-правовых отношений граждане становятся, например, в силу необходимости совершения какого-либо действия, выполнения установленной для них обязанности, получения разрешения (лицензии) соответствующего государственного органа, оспаривания в суде действий (бездействия) или решения органов исполнительной власти, нарушающих права, свободы и законные интересы (на гражданина налагается административное взыскание за совершенное административное правонарушение; он направляет жалобу в суд на действие должностного лица, нарушившего его право или ограничившего его свободы; граждане учреждают общественное объединение и т. д.).

К индивидуальным субъектам административного права относятся также государственный служащий или должностное лицо. Они занимают государственные должности в государственных органах власти, находятся в устойчивых и непрерывных организационных отношениях с указанными органами; их статус одинаковым образом регламентирован нормативными правовыми актами; они осуществляют компетенцию государственных органов и имеют для этого соответствующие государствен- но-властные полномочия; выполняют действия и принимают решения от имени государственных органов (при этом они — индивидуальные субъекты права).

Коллективные субъекты административного права — это группы людей, являющиеся организациями, которые выступают во внешних отношениях как самостоятельный субъект права; порядок их создания и деятельность регламентированы нормативными правовыми актами. В административно-правовых отношениях коллективные субъекты права действуют от своего имени; законы и иные нормативные правовые акты предоставляют им права и возлагают на них конкретные обязанности.

К числу коллективных субъектов административного права относятся создаваемые в течение нескольких последних лет государственные корпорации. Правовое положение, принципы организации, цели создания и деятельности, порядок управления деятельностью, порядок реорганизации и ликвидации государственных корпораций определяются федеральными законами. Например, Федеральный закон от 30 октября 2007 г. № 238-Ф3 «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта» устанавливает, что данная организация по организационно-правовой форме является государственной корпорацией, созданной Российской Федерацией. Целью корпорации является осуществление управленческих и иных общественно полезных функций, связанных с инженерными изысканиями при строительстве, с проектированием, со строительством и с реконструкцией, организации эксплуатации объектов, необходимых для проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи, а также для развития г. Сочи как горноклиматического курорта.

Правоспособность и дееспособность субъектов административного права

Субъект административного права всегда является субъектом права. Одни и те же субъекты права могут одновременно быть субъектами различных отраслей права, в том числе публичного административного права, иными словами, один и тот же гражданин может быть субъектом как гражданского, так и административного или уголовного права. Суть соответствующих правоотношений раскрывается через понятие правоспособности, ее характер, содержание и объем.

Административная правоспособность и административная дееспособность — главные составляющие ааминистративно-правового статуса субъектов административного права. В отличие от частного права (гражданского законодательства), нормативно устанавливающего понятия гражданской право- и дееспособности, в административном праве термин «административная правосубъектность» лишен правового регулирования и анализируется учеными в целях выяснения правовой природы и общих вопросов административно-правового статуса участников административно-правовых отношений.

Правоспособность субъекта сочетает его юридические права и обязанности; она традиционно представляет собой способность конкретного лица иметь субъективные права и юридические обязанности. Административная правоспособность — вид обшей правоспособности субъекта права. Последняя представляет собой установленную законодательством и гарантированную государством возможность конкретного субъекта права (гражданина, государственного органа, государственного служащего, должностного лица, хозяйственного общества, некоммерческой организации и т. д.) вступать в различные правоотношения. Правоспособность — это возможность приобретать соответствующие права и исполнять обязанности, совершать действия и принимать решения, возбуждать административные производства и рассматривать дела об административных правонарушениях, нести ответственность в случае нарушения правовых норм и несоблюдения установленных законом требований. Таким образом, правоспособность служит условием возникновения реальных правоотношений, предпосылкой приобретения каждой из сторон этих правоотношений конкретных прав и обязанностей. Реализация прав и обязанностей субъекта административного права обеспечивается наступлением юридических фактов, образующих правоотношения. Правоспособность субъекта права создает возможность применения к нему юридической (в том числе административной) ответственности.

Административно-правовые отношения возникают тогда, когда субъекты (участники) этих отношений имеют административную правоспособность, т. е. обладают необходимым объемом прав и обязанностей, создающих основу для их вступления в правоотношения. Каждый участник административно-право- вых отношений, наделенный законодательством конкретными правами и обязанностями, может рассматриваться в качестве субъекта административного права.

Специфика любой накладывает отпечаток на содержание административной правоспособности. Изменение административного законодательства также вносит коррективы в сущность административной правоспособности. Каждый субъект административного права имеет особую административную правоспособность. Например, административная правоспособность гражданина отличается от административной правоспособности организаций, органов исполнительной власти, общественных объединений и иных организаций.

Вместе с тем реализацию правоспособности как физических, так и юридических лиц (например, органов исполнительной власти) невозможно представить без волеизъявления самого физического лица либо представляющего орган публичного управления должностного лица. Проявленная воля субъекта по использованию прав и исполнению обязанностей способствует наполнению правосубъектности юридическим содержанием. Таким образом, административная правоспособность — это потенциальная возможность субъекта воспользоваться установленными для него правами, свободами, а также исполнить обязанности, осуществить компетенцию и полномочия. С практической точки зрения правоспособность субъекта административного права создает лишь предпосылки для реализации его правового статуса. Иначе говоря, правоспособность характеризует субъекта права как лицо, которое может воспользоваться при наличии соответствующих условий конкретными правами, свободами и на которое можно в действительности наложить обязанности (запреты, ограничения), а также привлечь к юридической ответственности.

С одной стороны, все субъекты административного права имеют свой особый административно-правовой статус. Поэтому, как и ранее, современные учебники административного права в разделе «Субъекты административного права» содержат материал об административно-правовом статусе граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства, органов исполнительной власти, государственных служащих, предприятий, учреждений и организаций (государственные и негосударственные предприятия, хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, общественные объединения, религиозные объединения).

С другой стороны, все субъекты административного права обладают общими чертами, характеризующими их административную правоспособность. Как общие, так и специфические признаки обусловлены предметом административного права и методом административно-правового регулирования. Можно выделить такие признаки, определяющие общее в административной правоспособности субъектов административного права, как:

  • управленческая сущность деятельности, проявляющаяся при реализации административной правоспособности: субъекты административного права неразрывно связаны с исполнительной властью, они осуществляют государственное управление, различные функции публичного управления (для всех субъектов административного права);
  • наличие специальных прав и обязанностей субъектов административного права, способствующих формированию организационных связей и отношений в системе публичного управления (для всех субъектов административного права);
  • юридическая властность действий и распорядительность решений, принимаемых некоторыми субъектами административного права (для органов исполнительной власти и должностных лиц);
  • реализация государственно-принудительных полномочий, мер административного принуждения (для специальных субъектов права, наделенных соответствующими полномочиями);
  • обеспечение защиты правоотношений, участниками которых являются граждане (для всех субъектов административного права);
  • юридические гарантии рассмотрения возникшего в системе публичного управления правового спора в административном или судебном порядке в рамках установленных процессуальных правил (для всех субъектов административного права).

Субъекты административного права, имеющие установленный административно-правовыми нормами правовой статус, становятся участниками административно-правовых отношений тогда, когда практически осуществляют определенную за ними административную правоспособность. Таким образом, субъекты административного права наряду с административной правоспособностью должны обладать и административной дееспособностью, т. е. иметь возможность реализации принадлежащих им прав в области публичного управления. Под административной дееспособностью физического или юридического лица понимается их способность своими решениями и действиями (бездействием) приобретать и осуществлять права, создавать для себя и иных лиц обязанности, исполнять их и обеспечивать права и свободы граждан.

Административная дееспособность имеет активное и творческое начало, позволяющее осуществить нормативно установленную за субъектом административного права правосубъектность, т. е. использовать принадлежащие субъекту права и свободы, полномочия и компетенцию, обеспечивать законность в сфере публичного управления, исполнять управленческие функции, применять административно-правовые формы и методы управления, меры административного принуждения. Дееспособность — это важнейшее условие реализации субъектами принадлежащих им прав и свобод, а также исполнения установленных обязанностей.

Административная дееспособность предполагает способность физического лица или представителя государственной администрации осознавать и правильно оценивать свои действия, имеющие правовое значение, руководить ими и гарантировать законность их применения. Дееспособность состоит из таких элементов, как способность лица: самостоятельно реализовывать принадлежащие ему (гражданину, иностранцу, лицу без гражданства) права; осуществлять установленную компетенцию и принимать правовые акты управления; применять меры административного принуждения; признавать, гарантировать и защищать права и свободы граждан; нести правовую ответственность за вред, причиненный гражданам, государственному органу или юридическому лицу; нести в случае совершения административного или дисциплинарного правонарушения (проступка) соответственно административную или дисциплинарную ответственность (административная деликтоспособность). В последнем случае деликтоспособность — часть дееспособности. Субъект административного права имеет возможность (способен) принять на себя установленные законом меры административной или дисциплинарной ответственности, т. е. терпеть отрицательные последствия совершенного правонарушения (личного, имущественного или иного характера).

У разных субъектов административного права административная дееспособность возникает по-разному; главным условием ее возникновения является характер прав, обязанностей и полномочий субъектов. Административное законодательство закрепляет сам факт наличия и объем дееспособности субъектов административного права в зависимости от различных критериев:

  • возраста (административная ответственность физических лиц наступает при достижении лицом 16 лет);
  • должностного положения (государственно-властные полномочия могут осуществлять только уполномоченные специальными правовыми нормами субъекты);
  • правового режима осуществления права и исполнения обязанностей (например, в условиях чрезвычайного положения права граждан могут быть ограничены);
  • результатов проведения соответствующих регистрационных или иных административных процедур (например, некоторые организации — субъекты административного права — приобретают реальную возможность осуществлять деятельность только после государственной регистрации их уставов или после получения лицензии (иного разрешения) на занятие определенной деятельностью).

Правовые основания для приобретения административной дееспособности устанавливаются в нормативных правовых актах.

Обладатель прав и обязанностей, которыми он наделен с целью реализации полномочий, возложенных на него административным правом.

Субъекты административного права могут стать субъектами административных правоотношений, если имеют место:

Административно-правовые нормы, предусматривающие права и обязанности субъекта;

Административная правоспособность и дееспособность субъекта (вменяемость) ;

Основание возникновения, изменения и прекращения правоотношения.

Административная правоспособность - установленная и охраняемая государством возможность субъекта вступать в административно-правовые отношения.

Административная дееспособность - способность субъекта своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, реализовывать их в рамках конкретных административно-правовых отношений.

В качестве субъектов административного права можно рассматривать Российскую Федерацию, субъекты Федерации, государственные и негосударственные организации. В этой роли они обладают административной правоспособностью. Однако в конкретных административно-правовых отношениях они не участвуют. Административной дееспособностью обладают их органы исполнительной власти или управления.

Субъект административно-правовых отношений - лицо или организация, которые в соответствии с действующим законодательством являются участниками управленческих отношений, регулируемых нормами административного права, наделены определенными правами и обязанностями в сфере государственного управления и способны их осуществлять.

Индивидуальные субъекты :

Граждане Российской Федерации;

Иностранные граждане;

Лица без гражданства.

Коллективные субъекты административного права - это группы людей, являющиеся организациями, которые выступают во внешних отношениях как самостоятельный субъект права; порядок их создания и деятельность регламентированы нормативными правовыми актами

Коллективные субъекты:

а) государственные организации :

Органы исполнительной власти (государственного управления);

Государственные предприятия, учреждения и их объединения;

Структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией;

б) негосударственные организации :

Общественные объединения (партии, союзы, общественные движения и т. п.);

Трудовые коллективы;

Различные коммерческие структуры;

Органы местного самоуправления.

Традиционно субъектом административного права считается физическое или юридическое лицо (организация), которые в соответствии с установленными административным законодательством нормами участвуют в осуществлении публичного управления, реализации функций исполнительной власти.

Субъект административного права - это одна из сторон публичной управленческой деятельности, участник управленческих отношений, наделенный законодательством правами, обязанностями, полномочиями, компетенцией, ответственностью, способностью вступать в административно-правовые отношения. Таким образом, реализация прав, установленных за субъектом административного права, и выполнение им определенных обязанностей происходят в рамках конкретного правоотношения. Поэтому последние являются основным каналом реализации административно-правовых норм.

Субъекты административного права - участники административно-правовых отношений, участвуют в организации публичного управления (гос. и муницип.), в самой управленческой деятельности, а также в процессе управления (административных процедурах).

Субъектами административно-правовых отношений граждане становятся, например, в силу необходимости совершения какого-либо действия, выполнения установленной для них обязанности, получения разрешения (лицензии) соответствующего государственного органа, оспаривания в суде действий (бездействия) или решения органов исполнительной власти, нарушающих права, свободы и законные интересы (на гражданина налагается административное взыскание за совершенное административное правонарушение; он направляет жалобу в суд на действие должностного лица, нарушившего его право или ограничившего его свободы; граждане учреждают общественное объединение и т. д.).

У разных субъектов административного права административная дееспособность возникает по-разному; главным условием ее возникновения является характер прав, обязанностей и полномочий субъектов. Административное законодательство закрепляет сам факт наличия и объем дееспособности субъектов административного права в зависимости от различных критериев:

1) возраста (административная ответственность физических лиц наступает при достижении лицом 16 лет);

2) должностного положения (государственно-властные полномочия могут осуществлять только уполномоченные специальными правовыми нормами субъекты);

3) правового режима осуществления права и исполнения обязанностей (например, в условиях чрезвычайного положения права граждан могут быть ограничены);

4) результатов проведения соответствующих регистрационных или иных административных процедур (например, некоторые организации - субъекты административного права - приобретают реальную возможность осуществлять свою деятельность только после государственной регистрации их уставов или после получения лицензии (иного разрешения) на занятие определенной деятельностью).

Правовые основания для приобретения административной дееспособности устанавливаются в нормативных правовых актах.

Тема 6. Вопрос 1. Понятие, задачи и система административного права

Административное право это самостоятельная отрасль права. Она регулирует управленческие отношения, возникающие в сфере исполнительной власти (т.е. оно складывается при осуществлении государством своих функции).

Основные особенности административно-правовых отношений:

1. они складываются в сфере государственного управления;

2. возникают по инициативе любой из сторон, при этом согласие другой стороны на участие в конкретном правоотношении не обязательно;

3. одной из сторон обязательно является специальный субъект – орган исполнительной власти или его должностное лицо, наделенные государством управленческими полномочиями;

4. они построены на началах «власть – подчинение», изначально отсутствует равенство сторон и воля субъекта управления имеет приоритетный характер;

5. одна из сторон (субъект управления) наделена правом устанавливать правила поведения, путем издания подзаконных актов и обладает правом принуждения другой стороны (объекта управления);

6. разрешение споров между сторонами в подавляющем большинстве имеет внесудебный характер, т.е. административный порядок;

7. разновидность организационных отношений, которые направлены на упорядочение поведения управляемого объекта;

8. мера ответственности за нарушение определяется в большинстве случаев в подзаконном нормативном акте управляющего субъекта, и правонарушитель несет ответственность не перед органом управления (стороной отношения), издавшим нормативный акт, а перед государством.

Задачи административного права как отрасти права:

1. Создание условий для эффективной деятельности исполнительной власти.

2. Обеспечение граждан, общественных объединений и предприятий возможностью реализации прав и свобод, осуществление которых связано с функционированием исполнительной власти.

3. Защита граждан и общества от административного произвола.

Предметом является совокупность управленческих отношений, возникающих в процессе организации и деятельности исполнительной власти.

Методом административного регулирования является применение юридически властных предписаний субъектом исполнительной власти. Т.е. при административных правоотношениях одностороннее волеизлияние, т.е. стороны находятся в юридически неравном положении.

Система административного права:

1. Общие нормы права и особенности

2. Общая часть (охватывает государственное управление в целом)

3. Особая часть (включает нормы права, которые регулируют государственное управление в особых сферах деятельности)

Источники административного права:

· Конституция


· Кодекс об административных правонарушениях

· Законные акты (принимаются Федеральным собранием РФ)

· Указы Президента РФ

· Постановления Президента РФ

· Приказы, постановления государственных комитетов, министерств и служб РФ

· Законодательные акты республик в составе РФ

· Постановления и распоряжения глав администраций

· Акты органов местного самоуправления

· Нормативные акты руководителей государственных предприятий и учреждений

Тема 6. Вопрос 2. Административные правоотношения: понятие и виды. Субъекты административных правоотношений.

Административное право это отрасль права, которая регулирует общественные отношения, возникающие в сфере исполнительной власти (т.е. государственного управления)

Административные правоотношения имеют внутреннюю структуру: субъекты (участники отношений), объекты (то, по поводу чего возникло отношение) и юридические факты.

1.Субъекты – участники правоотношения, выступающие носителями субъективных прав и юридических обязанностей. Это лица, наделенные государственно-властными полномочиями и на которых административно-правовыми нормами возложены определенные обязанности по осуществлению управленческих функций. К ним относятся:

· государственные органы и их структурные подразделения

· государственные и негосударственные предприятия, учреждения, организации

· общественные объединения

· граждане России

· иностранные граждане и лица без гражданства

2.Объект – то по поводу чего возникают, изменяются или прекращаются отношения. В административном праве различают два вида таких объектов:

· Общий объект – собственно общественные отношения, возникающие в процессе осуществления управленческих действий со стороны исполнительной власти;

· Непосредственный объект – поведение субъектов отношений.

3.Юридические факты фактические обстоятельства, с наличием или отсутствием которых связывается возникновение, изменение или прекращение административных правоотношений. Их можно разделить на виды:

1. В зависимости от воли субъекта:

a. События – явления окружающей действительности, независящие от воли людей (стихийное бедствие, пожар, наводнение, обвал, смерть и т.п.);

b. Действия – активное волевое поведение субъекта, направленное на достижение какой-либо цели, удовлетворение своих интересов. Действия бывают:

i. Правомерные :

1. юридические акты – факты, в которых зафиксирована воля лица на достижение результата, предусмотренного правом;

2. юридические поступки – действия, которые вызывают правовые последствия вне зависимости от того, намеренно ли лицо добивалось юридически значимых результатов или нет.

ii. Неправомерные :

1. правонарушение – виновное противоправное деяние правосубъектного лица, влекущее за собой юридическую ответственность;

2. преступление – правонарушение имеющее высокую степень общественной опасности для общества.

2. по порождаемым последствиям:

a. правообразующие,

b. правоизменяющие

c. правопрекращающие

3. по форме своего проявления:

a. положительные – их наличие влияет на возникновение правоотношения;

b. отрицательные – их отсутствие необходимо для возникновения правоотношения.

ВИДЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ:

a. материальные

b. процессуальные

2. по направленности отношений:

a. внутренние – отношения по формированию управленческих структур, определению основ взаимодействия между органами управления и их подразделениями. Сторонами этих отношений являются соподчиненные исполнительные органы, их структурные подразделения и должностные лица.

b. внешние – отношения, связанные с непосредственным воздействием на объекты, не входящие в систему исполнительной власти (граждане, общественные объединения, предприятия, учреждения, организации и др.)

3. в зависимости от характера юридических фактов:

a. порождаемые правомерными действиями;

b. порождаемые неправомерными действиями.

4. в зависимости от особенностей участников отношений:

a. между соподчиненными субъектами исполнительной власти различного уровня;

b. между несоподчиненными субъектами исполнительной власти одного уровня;

c. между субъектом исполнительной власти и подчиненными ему государственными объединениями, учреждениями, организациями;

d. между субъектом исполнительной власти и не подчиненными ему государственными объединениями, учреждениями, организациями;

e. между субъектом исполнительной власти и негосударственными хозяйственными, социально-культурными объединениями, учреждениями;

f. между субъектом исполнительной власти и общественными объединениями;

g. между государственными исполнительными органами и органами местного самоуправления;

h. между субъектом исполнительной власти и гражданами.

5. по способу защиты:

a. защищаемые в административном порядке;

b. защищаемые в судебном порядке.

6. по направленности связей:

a. вертикальные – отношения «власть-подчинение»;

b. горизонтальные – между субъектами исполнительных органов.

7. по функциям права:

a. регулятивные

Административно-правовые отношения — это регулируемые нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере управления.

Итак, особенностями административно-правовых отношении являются следующие:


4. Административно-правовые отношения по своей сути — организационные, возникающие по инициативе любой из сторон.

5. Между сторонами административно-правовых отношений возникают споры, разрешаемые, как правило, во внесудебном административном порядке. Однако в случае неразрешения конфликта в административном порядке в подавляющем большинстве случаев другая заинтересованная сторона вправе обратиться в суд с требованием о восстановлении ее законных прав и интересов, нарушенных исполнительной властью.

6. Административно-правовые отношения возникают, изменяются и прекращаются при наличии условий, предусмотренных административно-правовыми нормами. Такими условиями являются юридические факты - обстоятельства, при которых в соответствии с данной нормой между субъектами управленческой деятельности должны произойти конкретные правоотношения. В качестве юридических фактов выступают, как правило, правомерные либо неправомерные действия, иногда события.

Объектом административно-правового отношения являются действия (решения) субъектов административного права , их положительное или негативное поведение, выразившееся, например, в принятии должностным лицом соответствующего правового акта управления либо в совершении военнослужащим административного правонарушения.

Содержание административно-правовых отношений составляют права, обязанности, запреты, ограничения субъектов административного права, а также процессуально-правовой режим их осуществления, исполнения, соблюдения или правовой защиты. Одним из важнейших элементов содержания административного правоотношения являются публичные обязанности и права, субъекты реализации которых называются участниками публично-правового отношения, призванные осуществлять публичные обязанности правомочия.

Административно-правовое отношение имеет структуру, в которую входят субъекты, объекты правоотношения и его нормативное содержание. Субъектами административного правоотношения являются его участники, т. е. те, кто наделен специальной компетенцией по управлению (органы управления, должностные лица), или те, которые имеют иной административно-правовой статус (граждане, общественные объединения). Традиционным является мнение о видахсубъектов административного права — индивидуальных и коллективных субъектах.

Индивидуальными субъектами являются граждане, иностранцы, лица без гражданства, а также лица, хотя и имеющие специальный административно-правовой статус, но участвующие в административных правоотношениях в качестве индивидуума (например, вынужденный переселенец, беженец, военнослужащий, военнообязанный, студент). Коллективными субъектами административных правоотношений считаются организованные, обособленные, самоуправляемые группы людей, которые наделены правами выступать в отношениях с другими субъектами в качестве единого целого публично-правового образования (например, объединения, организации, коллективы, предприятия и их подразделения, управленческие органы).

Важнейшим признаком субъектов административно-право- вых отношений является наличие у них материального или процессуального административно-правового статуса, т. е. прав, обязанностей, ограничений, запретов, ответственности.

В данном случае идет речь о двух следующих категориях:

1. Административная правоспособность - способность иметь установленные в административно-правовых нормах права и обязанности (право на имя, право на благоприятную окружающую среду, право на медицинскую помощь и т. д.);

2. Административная дееспособность - способность лица приобретать и осуществлять права, исполнять обязанности, соблюдать ограничения и запреты, установленные нормативными правовыми актами, а также нести ответственность за нарушение административно-правовых правил (право на судебную защиту от действий и решений административных органов, право на поступление на государственную службу, право на пользование услугами адвоката в производстве по делу об административном правонарушении).