Основными причинами техногенных аварий являются. Основные причины и стадии развития техногенных происшествий. характера, причины их возникновения и

К основным причинам, вызывающим аварии и катастрофы техногенного характера относятся:

Износ технологического оборудования, транспортных средств и основных производственных фондов, достигающий в некоторых отраслях промышленности 90% и более;

Недостаточный выпуск и низкий уровень качества приборов обнаружения и контроля опасных и вредных факторов, а также средств коллективной и индивидуальной защиты от этих факторов;

Недостаточна технологическая надежность систем обеспечения безопасности в промышленности, на транспорте, в энергетике, сельском хозяйстве, а также систем управления;

Недостаточная культура производства, снижение уровня компетенции и ответственности специалистов вредных и потенциально опасных предприятий;

Увеличение масштабов использования взрыво-, пожаро-, химически, радиационно, биологически опасных веществ и технологий;

Недостаточность и несогласованность в осуществлении мер по предотвращению аварий и катастроф, уменьшению возможных людских потерь и материального ущерба;

Размещение вредных производств и потенциально опасных объектов в непосредственной близости от жилых зон и систем их жизнеобеспечения;

недостаточный контроль за состоянием потенциально опасных производств и объектов;

Резкое уменьшение объемов строительства и производства коллективных и индивидуальных средств защиты для персонала объектов экономики и населения;

отсутствие необходимого количества локальных систем оповещения об авариях на потенциально опасных объектах.

Существенно увеличивают опасность вредного воздействия на население возможные при таких авариях паника, распространение ложных и провокационных слухов, неповиновение должностным лицам и представителям власти.

Обеспечение личной безопасности при техногенных авариях

Для обеспечения личной безопасности и безопасности членов семьи на случай возникновения чрезвычайной ситуации техногенного характере необходимо:

Выяснить в территориальном органе Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям или из других источников степень потенциальной техногенной опасности своего места жительства (работы, учебы), а также перечень чрезвычайных ситуаций, имевших место в этой местности в прошлом.

По каждому виду реально возможных, в вашей местности чрезвычайных ситуаций нужно выяснить, какую потенциальную опасность они представляют.

Надо заблаговременно принять меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций и подготовиться к принятию мер по защите при их возникновении, для чего необходимо:

Освоить курс по программе «Безопасность жизнедеятельности »:

знать сигналы оповещения и порядок информирования населения при чрезвычайных ситуациях;

Знать организации, в которые в случае чрезвычайной ситуации можно обратиться за помощью, расположение ближайших защитных сооружений, пунктов выдачи средств индивидуальной защиты и сбора эвакуируемых, телефоны противопожарной службы, милиции, скорой помощи, органа управления гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций или другого специального органа;

Иметь средства индивидуальной защиты и уметь изготовить простейшие из них собственными силами;

Знать порядок своих практических действий. Действий семьи и коллектива при различных видах возможных чрезвычайных ситуаций, при очевидной опасности уметь применить меры к самоспасению;

Соблюдать правила пожарной и других видов безопасности в жилище;

учебном заведение, на рабочем месте, транспортных средствах и местах массовых помещений;

следить за исправностью противопожарных и других противоаварийных систем, установленных в доме, учебном заведении, на рабочем месте;

уметь изолировать жилище или отдельные его помещения от внешней среды и иметь для этого необходимые материалы;

Застраховать жизнь, здоровье и имущество от чрезвычайных ситуаций;

Предусмотреть на случай эвакуации минимальный набор предметов первой необходимости (документы, одежда, обувь, смена белья, средства для оказания первой медицинской помощи и лекарства для больных, предметы гигиены, деньги, ценные бумаги и др.).

Услышав предупредительный сигнал «ВНИМАНИЕ ВСЕМ», подаваемый сиренами гудками предприятий и транспорта, немедленно включить радиоприемник, телевизор и прослушать информацию о возникшей опасности и порядке действий. Поскольку сигнал и инструкции могут не дойти до каждого человека, надо сообщить о них соседям и знакомым.

При получении сообщения о чрезвычайной ситуации каждый должен действовать в соответствии с ранее приобретенными знаниями и навыками, помогая членам своей семьи.

Авария - это повреждение машины, станка, оборудования, здания, сооружения. Производственная авария - это внезапная остановка работы или нарушение установленного процесса производства на промышленных предприятиях, транспорте и др. ОЭ, которые приводят к повреждению или уничтожению материальных ценностей, поражению или гибели людей.

Катастрофа - это крупная авария с большими человеческими жертвами, т.е. событие с весьма трагическими последствиями.

Главный критерий в различии аварий и катастроф заключается в тяжести последствий и наличии человеческих жертв. Как правило, следствием крупных аварий и катастроф являются пожары и взрывы, в результате которых разрушаются производственные и жилые здания, повреждаются техника и оборудование. В ряде случаев они вызывают загазованность атмосферы, разлив нефтепродуктов, а также агрессивных жидкостей. Причинами производственных аварий и катастроф могут быть стихийные бедствия, дефекты, допущенные при проектировании или строительстве сооружений и монтаже технических систем, нарушения технологии производства, правил эксплуатации транспорта, оборудования, машин, механизмов. Наиболее распространенными причинами аварий и катастроф на ОЭ являются нарушения технологического процесса производства и правил ТБ.

Причины техногенных аварий

Основными причинами крупных техногенных аварий и катастроф являются:

  • 1. отказ технических систем из-за дефектов изготовления и нарушения режимов эксплуатации. Многие современные потенциально опасные производства спроектированы так, что вероятность крупной аварии на них весьма высока и оценивается величиной риска 10 -4 и более (нерегламентированное хранение и транспортирование опасных химических веществ приводит к взрывам, разрушению систем повышенного давления, пожарам, проливам химически активных жидкостей, выбросам газовых смесей, и т.п.);
  • 2. человеческий фактор: ошибочные действия операторов технических систем. Статистические данные показывают, что более 60% аварий произошло в результате ошибок обслуживающего персонала;
  • 3. высокий энергетический уровень технических систем;
  • 4. внешние негативные воздействия на объекты энергетики, транспорта и др. (ударная волна и (или) взрывы приводят к разрушению конструкций).

Так, одной из распространенных причин пожаров и взрывов, особенно на объектах нефтегазового и химического производства и при эксплуатации транспортных средств, являются разряды статического электричества (совокупность явлений, связанных с образованием и сохранением свободного электрического заряда на поверхности и в объеме диэлектрических и полупроводниковых веществ), причиной возникновения которого являются процессы электризации. Анализ совокупности негативных факторов, действующих в настоящее время в техносфере, показывает, что основное влияние имеют антропогенные негативные воздействия, среди которых преобладают техногенные, сформировавшиеся в результате преобразующей деятельности человека и изменений в биосферных процессах, обусловленных этой деятельностью. При этом большинство факторов носит характер прямого воздействия (яды, шум, вибрация и т.п.). Но в последние годы широкое распространение получают вторичные факторы (фотохимический смог, кислотные дожди и др.), которые возникают в среде обитания в результате химических и энергетических взаимодействий первичных факторов между собой или с компонентами биосферы. Уровни и масштабы воздействий негативных факторов постоянно нарастают и в ряде регионов техносферы достигли таких значений, когда человеку и природной среде угрожает опасность необратимых деструктивных изменений .

Влияние на природу

По степени потенциальной опасности, приводящей к подобным катастрофам в техногенной сфере гражданского комплекса, можно выделить объекты ядерной, химической, металлургической и горнодобывающей промышленности, уникальные инженерные сооружения (плотины, эстакады, нефтегазохранилища), транспортные системы (аэрокосмические, надводные и подводные, наземные), перевозящие опасные грузы и большие массы людей, магистральные газо- и нефтепродуктопроводы. Сюда же относятся опасные объекты оборонного комплекса - ракетно-космические и самолетные системы с ядерными и обычными зарядами, атомные подводные лодки и надводные суда, крупные склады обычных и химических вооружений.

Аварии и катастрофы на указанных объектах могут инициироваться опасными природными явлениями - землетрясениями, ураганами, штормами. Сами техногенные аварии и катастрофы при этом могут сопровождаться радиационными и химическими повреждениями и заражениями, взрывами, пожарами, обрушениями.

Аварии на гидротехнических сооружениях (аварии на ГЭС). Опасность возникновения затопления низких близлежащих районов при разрушении плотин, дамб и гидроузлов. Стремительный и мощный поток воды может вымывать почвы со всей растительностью, смывать чернозем. Существует опасность возникновения селей. При достаточно высоких волнах животные на территории места затопления выбираются на возвышенности, могут провести там достаточно много времени.

Гипотетические тяжелые аварии на атомных электростанциях могут привести к образованию «черного столба», когда выбросы при аварии распространяются в атмосфере и больше всего от радиации страдают почвы, растения и животные. У животных, как и у людей, отмечаются случаи заболевания лучевой болезнью. Также последствиями радиации становятся торможение роста растительности, уменьшение популяций животных в близлежащих территориях аварии. К поражающим факторам можно отнести ударную волну, световое излучение, проникающую радиацию, радиоактивное загрязнение местности и электромагнитный импульс. Наибольшие косвенные поражения будут наблюдаться в населенных пунктах и в лесу. Световое излучение ядерного взрыва представляет поток лучистой энергии, включающий ультрафиолетовое, видимое и инфракрасное свечение.

По степени тяжести поражения людей от ударной волны делятся: на легкие при скоростном напоре = 20-40 кПа (вывихи, ушибы); средние при скоростном напоре = 40-60 кПа), (контузии, кровь из носа и ушей); тяжелые при скоростном напоре 60 кПа (тяжелые контузии, повреждения слуха и внутренних органов, потеря сознания, переломы); смертельные при скоростном напоре 100 кПа. Световое излучение ядерного взрыва может способствовать возникновению пожара и огневого шторма, который очень быстро перемещается в лесных сухих зонах .

Вид техногенных аварий

1) Транспортные аварии (катастрофы)

Аварии грузовых железнодорожных поездов, аварии пассажирских поездов, поездов метрополитена, аварии (катастрофы) на автомобильных дорогах (крупные автодорожные катастрофы), аварии транспорта на мостах, в туннелях и железнодорожных переездах, аварии на магистральных трубопроводах, аварии грузовых судов (на море и реках), аварии (катастрофы) пассажирских судов (на море и реках), аварии (катастрофы) подводных судов, авиационные катастрофы в аэропортах и населенных пунктах, авиационные катастрофы вне аэропортов и населенных пунктов, наземные аварии (катастрофы) ракетных космических комплексов, орбитальные аварии космических аппаратов

2) Пожары, взрывы, угроза взрывов

Пожары (взрывы) в зданиях, на коммуникациях и технологическом оборудовании промышленных объектов, пожары (взрывы) на объектах добычи, переработки и хранения легковоспламеняющихся, горючих и взрывчатых веществ, пожары (взрывы) в шахтах, подземных и горных выработках, метрополитенах, пожары (взрывы) в зданиях, сооружениях жилого, социально-бытового и культурного назначения, пожары (взрывы) на химически опасных объектах, пожары (взрывы) на радиационно опасных объектах, обнаружение неразорвавшихся боеприпасов, утрата взрывчатых веществ (боеприпасов)

3) Аварии с выбросом (угрозой выброса) аварийно химически опасных веществ

Аварии с выбросом (угрозой выброса) аварийно химически опасных веществ при их производстве, переработке или хранении (захоронении), аварии на транспорте с выбросом (угрозой выброса) аварийно химически опасных веществ, образование и распространение опасных химических веществ в процессе химических реакций, начавшихся в результате аварии, аварии с химическими боеприпасами, утрата источников химически опасных веществ

4) Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ

Аварии на АЭС, атомных энергетических установках производственного и исследовательского назначения с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ, аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ на предприятиях ядерно-топливного цикла

5) Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ

Аварии транспортных средств и космических аппаратов с ядерными установками или грузом радиоактивных веществ на борту, аварии при промышленных и испытательных ядерных взрывах с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ, аварии с ядерными боеприпасами в местах их хранения или установки, утрата радиоактивных источников

6) Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ

Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ на предприятиях промышленности и в научно-исследовательских учреждениях (лабораториях), аварии на транспорте с выбросом (угрозой выброса) биологических веществ, утрата биологически опасных веществ

7) Гидродинамические аварии

Прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек) с образованием волн прорыва и катастрофических затоплений и повлекших смыв плодородных почв или отложение наносов на обширных территориях

8) Внезапное обрушение зданий, сооружений

Обрушение производственных зданий и сооружений, обрушение зданий и сооружений жилого, социально-бытового и культурного назначения, обрушение элементов транспортных коммуникаций

9) Аварии на электроэнергетических системах

Аварии на автономных электростанциях с долговременным перерывом электроснабжения всех потребителей, выход из строя транспортных электроконтактных сетей

10) Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения

Аварии в канализационных системах с массовым выбросом загрязняющих веществ, аварии на тепловых сетях (система горячего водоснабжения) в холодное время, аварии в системах снабжения населения питьевой водой, аварии на коммунальных газопроводах

11) Аварии на промышленных очистных сооружениях

Аварии на очистных сооружениях сточных вод промышленных предприятий с массовым выбросом загрязняющих веществ .

Для современного мира характерным является возрастание масштабов последствий техноген-ных аварий и катастроф (будь то авиационная, железнодорожная или морская) при уменьшении ве­роятности их реализации. Например, если в 40-х годах нашего столетия в десятках авиационных катастроф погибали десятки людей, то ныне единичная катастрофа уносит жизни сотен людей. Дей­ствительно, опасности техногенного происхождения уже стали в категориях ущерба соизмеримыми с негативными для человека природными явлениями. Тому есть множество примеров. Так, атмосфер­ные воздействия - смерчи происходят до 700 раз в год. Около 2% из них приносят ущерб, связанный с гибелью в среднем 120 человек и потерей порядка 70 миллионов долларов. В то же время только в нефтепереработке, по оценкам специалистов, ежегодно случается около 1500 аварий и катастроф, 4% которых сопровождаются потерей 100 -150 человеческих жизней и материальным ущербом до 100 миллионов долларов.

Многие современные потенциально опасные производства спроектированы таким образом, что вероятность крупной аварии на них оценивается величиной порядка 10" 4 . Это означает, что из-за не­благоприятного стечения обстоятельств с учетом реальной надежности механизмов, приборов, мате­риалов и человека возможно одно разрушение объекта за 10000 объекто-лет. Если объект единственен, то с очень высокой вероятностью за это время на нем не произойдет крупной аварии. Если таких объектов 1000, то каждое десятилетие можно ждать разрушения одного из них. И, нако­нец, если число подобных объектов близко к 10000, то ежегодно один из них статистически может быть источником аварии. В этом обстоятельстве кроется одна из причин обсуждаемых проблем. Спроектированный по техническим средствам и регламентным требованиям объект, достаточно на­дежный в условиях малого тиражирования, теряет статистически надежность при массовом воспро­изводстве.

Увеличение масштабности последствий происходящих техногенных аварий и катастроф - ре­зультат особенностей научно-технического прогресса на современном этапе. Непрерывно продолжа­ет расти энерговооруженность человеческого общества. Энергонасыщенные и использующие опасные вещества объекты все более концентрируются, Во имя экономических показателей повы­шается их единичная мощность. Возрастает давление в разнообразных промышленных аппаратах и транспортных коммуникациях, сеть которых становится все более разветвленной. Только в сфере энергетики ежегодно в мире добывается, транспортируется, хранится и используется около 10 мил­лиардов тонн условного топлива. По энергетическому эквиваленту эта масса топлива, способная го­реть и взрываться, стала соизмеримой с арсеналом ядерного оружия, накопленного в мире за всю историю его существования.



Рост масштабов и концентрации производства ведет к накоплению потенциальных опасностей. Об этом можно судить по удельным (либо на душу населения, либо на единицу площади) величинам летальных для человека доз, содержащихся в различных производствах Западной Европы. Так, по мышьяку эта величина составляет около 0,5 миллиарда доз, по барию - порядка 5 миллиардов, а по хлору - 10 триллионов доз. Эти цифры делают понятной повсеместно выражаемую заботу об обеспе­чении безопасности в первую очередь химических предприятий.

При выяснении причин и источников техногенных аварий, включая химические, прежде всего нужно оценить технологическое содержание, количественные и качественные характеристики по­врежденных мощностей или транспортных средств. Одновременно необходимо определить конструктивные эргономические отклонения, послужившие причиной аварий из-за несоответствия конструкций промышленных (или транспортных) систем управления анатомическим и физиологиче­ским возможностям человека, В таких ситуациях люди, непосредственно управляющие технически­ми средствами, вместе с другими участниками производства становятся жертвами заранее спланированных обстоятельств.

Вероятность аварии (риск) как количественная мера реализации опасности целиком определя­ется надежностью и наблюдаемостью (блокируемостью) производства.

Первичной причиной аварийной ситуации является появление отказа, причем большинство единичных отказов являются событиями марковскими, то есть не зависят от предыстории системы и легко локализуются таким распространенным в химической промышленности способом как блоки­ровка. На практике это означает, что единичный отказ просто приводит к остановке производства. К аварии же ведет накопление единичных отказов.

Вот как описывает этот процесс В.А. Легасов в своей работе "Проблемы безопасного развития техносферы":

"Обычно аварии предшествует фаза накопления каких-либо дефектов в оборудовании или от­клонений от нормальных процедур ведения процесса. Длительность этой фазы может измеряться минутами или сутками. Сами по себе дефекты или отклонения еще не представляют угрозы, но в критический момент они сыграют роковую роль. Во время бхопальской (в г, Бхопале, Индия, ред.), например, аварии на этой фазе были отключены холодильные устройства на емкости с метилизоциа-натом, разгерметизирована коммуникация, связывающая эту емкость с поглотителем ядовитых газов, отключен факел, предназначенный для их сжигания в аварийных ситуациях. Перед аварией в Черно­быле также было отключено несколько аварийных защит, а активная зона реактора лишена обяза­тельного минимума стержней, поглощающих нейтроны. Накопление на этой фазе подобных отклонений от нормы связано либо с не наблюдаемостью работы элементов конструкций и материа­лов из-за отсутствия необходимых средств диагностики, либо, что бывает гораздо чаще, с тем, что персонал привыкает к такого рода отклонениям - ведь они довольно часты и в подавляющем боль­шинстве случаев не приводят к авариям. Поэтому ощущение опасности притупляется, восстановле­ние нормального состояния приборов и оборудования откладывается, процесс продолжается в опасных условиях.

На следующей фазе происходит какое-либо инициирующее событие, как правило, неожиданное и редкое. В Бхопале - это попавшее через пропускающую задвижку в емкость с метилизоциатаном небольшое количество воды, вызвавшее экзотермическую реакцию, которая сопровождалась стреми­тельным подъемом температуры и давления метализоцианата. В Чернобыле - это введение положи­тельной реактивности в активную зону реактора: последовал мгновенный перегрев тепловыделяющих элементов и теплоносителя. В подобных ситуациях у оператора не оказывается ни времени, ни средств для эффективных действий.

Собственно авария происходит на третьей фазе как результат быстрого развития событий. В Бхопале - это открытие обратного клапана и выброс ядовитого газа в атмосферу. В Чернобыле - раз­рушение конструкций и здания паровым взрывом, усиленным побочными химическими процессами, и вынос накопившихся радиоактивных газов и части диспергированного топлива за пределы четвер­того блока. Эта последняя фаза была бы невозможной без накопления ошибок на первой стадии".

По-видимому, справедливо утверждение, что в любой сложной системе всегда найдется хотя бы один немарковский отказ, вызывающий множество последующих. Лавинообразный процесс на­растания отказов есть развитие аварийной ситуации в аварию с потерей контроля над системой и переходом ее в пораженное состояние. На этой стадии система уже не управляема и не может быть восстановлена собственными силами. Причиной возникновения такого положения является ограни­ченность наблюдаемости за системой. Увеличение наблюдаемости, то есть количество контролируе­мых параметров и методов их обработки приводит к исключению выявленного немарковского отказа. Однако всегда можно утверждать, что в этой новой системе будет содержаться и новый по­тенциально ненаблюдаемый отказ.

Известно, что химическое предприятие как источник повышенной опасности может находить­ся в двух устойчивых состояниях - нормальном и пораженном. Переход из одного устойчивого со­стояние в другое происходит через неустойчивое состояние, которое обычно называется аварийной ситуацией.

Состояние предприятия, как и любой сложной системой, можно описать n-мерным вектором в фазовом пространстве. Координатами такого вектора являются параметры технологических процес­сов Обычно удается указать нижнюю и верхнюю границы параметров, внутри которых процесс про­текает устойчиво. Выход параметров за границы является признаком аварийной ситуации, то есть лотерей устойчивости. Вернуть процесс в прежние границы теперь может только специальная систе­ма аварийной защиты. Если это произошло, то аварийная ситуация считается локализованной. В про­тивном случае объект переходит в новое устойчивое состояние - пораженное, которое характеризуется полной потерей контроля и управления. С этого момента объект сам становится источником поражающих факторов для окружающей среды. То есть возникает новый n-мерный вектор состояния объекта, координатами которого являются поражающие факторы: ударная волна, тепловое излучение, химическое заражение и т.п. Возможности управления этим вектором, как правило, огра­ничены и требуют привлечения значительных региональных сил и средств. Собственно этот вектор и является источником ущерба, особенностью которого является практически полная неконтролируемость в реальном масштабе времени, причем с возрастанием времени от момента возникновения аварийной ситуации до перехода в пораженное состояние неопределенность увеличивается не ли­нейно. В целом же, максимальный размер ущерба определяется количеством энергии и вещества, за­пасенных в технологических процессах к моменту аварии.

Обширная статистика аварий и катастроф и исследование процессов, связанных с этими явле­ниями, позволяют достаточно надежно прогнозировать "сценарий" и максимально возможные по­следствия аварий.

Состояние и рабочая эффективность технических средств (систем предупреждения аварийных ситуаций), структурные недостатки материалов и степень их соответствия требованиям, износ, кор­розия и старение конструкций - все это является предметом исследования при выяснении возможных причин аварий и катастроф. Однако не меньшее значение имеет человеческий фактор. Анализ стати­стических данных показывает, что свыше 60% аварий происходит из-за ошибок персонала. В на­стоящее время в мире заметно вырос удельный вес аварий, происходящих вследствие неправильных действий обслуживающего персонала. Чаще всего это происходит из-за недостатка профессионализ­ма, а также неумения принимать оптимальные решения в сложной обстановке, в условиях дефицита времени. При психологических перегрузках некоторые специалисты допускают неправильные дейст­вия, приводящие к непоправимым последствиям.

Мировой опыт показывает, что для предупреждения аварийных ситуаций необходим комплекс законодательных, экономических и технических мероприятий, который по существу представлял бы неформальную систему управления риском. Основой такой системы является законодательная ини­циатива но установлению приемлемого на сегодня уровня риска. Механизм реализации - эффектив­ная налоговая и страховая политика, обеспечивающая экономическое стимулирование снижения уровня риска конкретного предприятия. Средствами, обеспечивающими требуемый уровень безопас­ности, являются технические устройства и мероприятия.

Необходимым элементом такой системы является институт государственной сертификации опасных производств по уровню безопасности, причем сертификат является основным документом для определения размера взноса предприятия в страховой фонд. Чем больше величина риска,. Тем больше и взнос в страховой фонд. Возмещение убытков из-за аварий ведется только через этот фонд. Он мог являться и источником финансирования крупных отраслевых программ по снижению уровня риска.

Земля существует более 4 млрд лет. За этот промежуток времени на ней происходили различные процессы: зародилась жизнь, образовалась атмосфера, появились флора и фауна. На фоне эволюционных изменений происходили и катастрофические явления, вызванные силами Земли и космоса. С прогрессом появился термин «техногенная катастрофа». Это относительно новое понятие неотъемлемо связано с развитием всего человечества.

Виды происшествий

Само слово «катастрофа» очень широко применяется в последние годы. Его употребляют в случае полного вымирания какого-нибудь биологического вида, крупной аварии на производстве, столкновения поездов, взрыва нефти, газа, ядерного топлива, человеческих жертв в автомобильной аварии и др.

Выделяют 4 типа катастроф:

  1. Экологические.
  2. Природные.
  3. Социальные.
  4. Техногенные.

Бедствия техногенного характера

Техногенная катастрофа - чрезвычайное происшествие или возникновение и развитие в технологической сфере неуправляемого негативного процесса. Такое событие влечет за собой многочисленные человеческие жертвы, оказывает ущерб здоровью людей и значительный урон окружающей среде. Техногенные аварии и катастрофы обуславливаются внезапным выходом из строя различных агрегатов, машин и механизмов во время эксплуатации, что связано с серьезными нарушениями производственного процесса. Также они характеризуются взрывами, радиоактивным, биологическим или химическим заражением больших территорий земли.

Природные и техногенные катастрофы

Любая развитая цивилизация может быть разрушена в результате катастрофы глобального масштаба. Человек не способен противостоять таким явлениям, как извержение вулкана, наводнение, цунами, землетрясение. Даже нашествие саранчи способно ему навредить. Кроме этого, многочисленные несчастные случаи и катастрофы вселенского масштаба происходят и внутри цивилизации, которая чем больше развивается и растет, тем больше превращается в некую губительную силу для всего живого. Природные и техногенные катастрофы сопровождают развитие Земли и человечества во всех периодах становления.

Почему возникают бедствия техногенного характера?

Человек так устроен, что ему необходимы все новые и новые блага цивилизации. Он хочет быстрее передвигаться, выше подниматься в небо, глубже нырять в морские глубины или погружаться в недра Земли. Человеку свойственно окружать себя еще большим комфортом и удобством, и ничто не может его остановить, даже такая страшная плата, как техногенные аварии и катастрофы. Зачастую они происходят из-за нелепого стечения обстоятельств и приводят к необратимым последствиям.

Классификация

Чрезвычайные ситуации классифицируются по разным показателям. Виды техногенных катастроф:

  1. Транспортные аварии грузовых и пассажирских поездов, судов, самолетов, ракетных космических комплексов, космических летательных аппаратов.
  2. Взрывы и их угрозы, пожары в различных зданиях, в том числе культурно-бытового и социального назначения, также на промышленных объектах добычи и переработки, хранения горючих, легковоспламеняющихся и взрывчатых веществ (шахтах и др.).
  3. Аварии с выбросом или угрозой выброса химически опасных веществ при их переработке, хранении или захоронении.
  4. Аварии с выбросом радиоактивных веществ.
  5. Аварии с выбросом или угрозой выброса биологически опасных веществ.
  6. Гидродинамические техногенные катастрофы - прорывы плотин, дамб, шлюзов и др.
  7. Аварии на электроэнергетических системах - это чрезвычайные происшествия на атомных электростанциях.
  8. Аварии коммунальных систем, необходимых для жизнеобеспечения человека: канализационных сетей с большим выбросом загрязняющих веществ, теплосетей, систем водо- и газоснабжения населения.
  9. Чрезвычайная ситуация на очистных сооружениях, что ведет к массовому загрязнению окружающей среды сточными водами.

Возникновение техногенных катастроф в России

Такие происшествия стали в последнее время чуть ли не обыденным делом. Техногенные катастрофы в России напрямую связаны с деятельностью человека. Они протекают непосредственно с загрязнением окружающей среды или без него. Каждый год техническое наследие СССР стареет и изнашивается, а это чревато новыми техногенными опасностями. Заставляют задуматься и готовиться к худшему такие крупнейшие техногенные катастрофы, как:

  1. Авария на Саяно-Шушенской ГЭС.
  2. Гибель теплохода устаревшей конструкции "Булгария".
  3. Авария на шахте "Распадская" и др.

Техногенные катастрофы в России также вызваны изношенностью инфраструктуры, технологической отсталостью производств, низкой активностью внедрения безопасных технологий, низким уровнем профессиональной подготовки специалистов.

Причины техногенных катастроф

Различные аварии и катастрофы могут сопровождаться взрывами, выбросом всяческих веществ, в том числе радиоактивных, возникновением пожаров и так далее. В большинстве случаев техногенная катастрофа возникает вследствие умышленных или неумышленных действий человека. Основные причины аварий:

  1. Многочисленные просчеты в процессе проектировки современных зданий.
  2. Недостаточный уровень безопасности сооружений.
  3. Отступление от намеченного проекта и некачественное строительство зданий.
  4. Размещение производства в непродуманном месте.
  5. Недостаточная профессиональная подготовка персонала, его недисциплинированность и халатность, что способствует нарушению основных требований технологического процесса.

Влияние происшествий техногенного характера на природу

Объекты потенциальной опасности:

  1. Ядерная, химическая, горнодобывающая, металлургическая промышленности.
  2. Уникальные инженерные системы и сооружения: плотины, нефтяные или газовые хранилища и др.
  3. Транспортные сети: наземные, подземные, водные, аэродинамические, перевозящие людей и различные грузы.
  4. Газовые, нефтяные магистрали и трубопроводы.
  5. Объекты обороны: самолетные и ракетно-космические комплексы с ядерными зарядами, крупные склады обычного и химического вооружения, атомные подводные лодки и др.

Все вышеперечисленные объекты в случае непредвиденных ситуаций могут негативно повлиять на окружающую среду. И последствия техногенных катастроф могут стать просто губительными для природы. Также аварии на указанных выше объектах могут быть вызваны природными катаклизмами: землетрясениями, наводнениями, штормами, ураганами и тому подобным. Но и сами техногенные катастрофы часто сопровождаются взрывами, радиационными и химическими выбросами, ведущими к поражениям и заражениям, пожарам, обрушениям. Все это негативно сказывается на экологической обстановке в целом и в будущем может привести к необратимым процессам.

Защита от техногенных аварий

Для предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера проводят целый комплекс мероприятий организационного, технического и правового контроля. Это и есть своего рода защита от техногенных катастроф. Основные меры по предупреждению происшествий такого рода:

  1. Опасные объекты должны быть размещены на удаленном расстоянии от жилых построек и других сооружений.
  2. Необходимо грамотно разрабатывать, производить и применять промышленные установки. Они должны быть безопасными и надежными.
  3. Внедрение автоматизированных систем контроля безопасности производства.
  4. Повышение надежности систем контроля.
  5. Замена изношенного оборудования и техники вовремя.
  6. Соблюдение обслуживающим персоналом правил эксплуатации технического оборудования.
  7. Своевременное обслуживание техники и оборудования.
  8. Совершенствование пожарной защиты и правил пожарной безопасности.
  9. Необходимость снижения опасных веществ на объектах в пределах допустимого уровня.
  10. Нужно соблюдать необходимые правила при перевозке и хранении опасных грузов.
  11. Использовать результаты прогнозов чрезвычайных ситуаций для совершенствования систем безопасности.

Правил и различных мероприятий по защите и предупреждению техногенных катастроф существует достаточно много. Для каждой сферы деятельности, кроме общих мер, предписаны сугубо индивидуальные.

Катастрофы техногенного характера за рубежом

На протяжении нескольких десятков лет Международный центр исследований эпидемий и катастроф составляет базу данных различных чрезвычайных ситуаций. Любое событие характеризуется как техногенная катастрофа, если:

  1. Погибло более десяти человек.
  2. Сто или более человек считаются пострадавшими.
  3. Местные власти объявили о чрезвычайном происшествии.
  4. Пострадавшая страна обратилась за помощью к другим государствам.

По статистике число техногенных явлений резко возросло с 1970 года. Увеличилось количество аварий в транспортной сфере, прежде всего на морях и реках. Наибольшее количество жертв имеют Азия и Африка. По данным Международного центра исследований эпидемий и катастроф уровень смертности от техногенных аварий в индустриально развитых государствах в период с 1994 года по наше время составляет около одного процента в расчете на один миллион человек. Для остальных стран это число увеличивается почти втрое.

Глобальная катастрофа

Самая масштабная экологическая техногенная катастрофа - взрыв атомного реактора на Чернобыльской атомной электростанции. Эта авария обошлась в 200 млрд долларов ущерба. И это притом, что действия по ликвидации катастрофы не завершены еще и наполовину, несмотря на то что прошло уже почти тридцать лет. Более 135 тысяч человек и 35 тысяч голов скота были эвакуированы в тот период. Вокруг атомной станции, находящейся вблизи белорусско-украинской границы, была создана зона отчуждения. Там сама природа справляется с высоким уровнем радиации. Эта зона - своего рода огромная лаборатория, где ставится эксперимент относительно того, что произойдет с флорой и фауной в условиях ядерного заражения местности.

Современный мир таков, что научный прогресс достиг уже уровня, когда человечество иногда может предсказать природные катастрофы. Возможно, в скором времени мы научимся и предупреждать их. Тогда техногенных аварий и чрезвычайных ситуаций станет меньше!

§ 9. Чрезвычайные ситуации техногенного

характера, причины их возникновения и

возможные последствия

Чрезвычайная ситуация техногенного характера – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии или опасного техногенного происшествия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности.

Авария – это чрезвычайное событие техногенного характера, заключающееся в повреждении, выходе из строя, разрушении тех, нического устройства или сооружения во время его работы.

Катастрофа – это авария, которая повлекла за собой человеческие жертвы .

Чрезвычайные ситуации техногенного характера возникают в процессе производственной деятельности человека.

В результате этой деятельности в техносфере возникают различные опасные явления техногенного характера (аварии и катастрофы), которые и являются причиной возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

В настоящее время опасность техносферы для населения и окружающей природной среды обусловливается наличием в промышленности и энергетике большого количества радиационно, химически, пожаро - и взрывоопасных производств и технологий.

Существует большое количество объектов экономики, производственные аварии на которых могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций техногенного характера. К таким объектам относятся: радиационно опасные объекты, химически опасные объекты, взрывопожароопасные объекты, газо-и нефтепроводы, транспорт, гидротехнические сооружения, объекты коммунального хозяйства .

Чрезвычайные ситуации техногенного характера (наиболее характерные) по месту их возникновения можно разделить на:

радиационные , возникающие в результате аварии на радиационно опасном объекте (радиационно опасный объект – это объект, на котором хранят, перерабатывают или транспортируют радиоактивные вещества, при аварии на котором может произойти облучение людей ионизирующим излучением или радиоактивное загрязнение окружающей среды);

химические , возникающие в результате аварии на химически опасном объекте (химически опасный объект – это предприятие или организация, на которых хранят, перерабатывают, используют или транспортируют опасные химические вещества и при аварии на которых может произойти гибель людей или химическое загрязнение окружающей среды);

пожары и взрывы на взрывопожароопасном объекте (взрывопожароопасный объект – это предприятие, в процессе деятельности которого производятся, хранятся, транспортируются, утилизируются легковоспламеняющиеся горючие жидкости, твердые горючие вещества и материалы, способные гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха и друг с другом в количестве, достаточном при их воспламенении создать угрозу жизни и здоровью людей, а также угрозу экологической безопасности на территории, прилегающей к объекту).

Аварии на таких предприятиях приводят к серьезным последствиям.

гидродинамические , возникающие при аварии на гидродинамически опасных объектах* . Гидротехнические сооружения располагаются, как правило, в черте или выше крупных населенных пунктов. Так как многие гидротехнические сооружения находятся в аварийном состоянии (эксплуатируются без реконструкции более 50 лет), они являются объектами повышенного риска;

транспортные , возникающие при транспортных катастрофах. По видам транспорта, на котором произошла катастрофа, различают железнодорожные, автомобильные, авиационные, морские катастрофы). Транспорт является источником опасности не только для его пассажиров, но и для населения, проживающего в зонах транспортных магистралей, поскольку по ним перевозится большое количество легковоспламеняющихся, химических, радиоактивных, взрывчатых и других веществ.

Определенную угрозу для населения представляет нестабильная работа объектов жилищно коммунального хозяйства (ЖКХ) . На этих объектах ежегодно происходит более 120 крупных аварий, материальный ущерб от них исчисляется десятками миллиардоврублей. В последние годы каждая вторая авария возникала на сетях и объектах теплоснабжения , каждая пятая – на сетях водоснабжения и канализации.

* Гидродинамически опасный объект < это гидротехническое сооружение, при

разрушениях которого возможно образование гидродинамической аварии с волнами

прорыва и затоплением больших территорий. Серьезную опасность для населения,

техносферы и природной среды представляют аварии таких гидротехнических сооружений,

как: плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные

сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники и др.)

Выводы

1) С развитием техносферы в жизнь человека вторглись техногенные бедствия – чрезвычайные ситуации техногенного характера (аварии и катастрофы на объектах экономики).

2) Анализ опасностей техногенного характера и их причин позволяет сделать вывод, что основные причины техногенных аварий и катастроф обусловлены: ростом сложности производства с применением как новых технологий , требующих высоких концентраций энергии, так и опасных для жизни человека веществ, которые оказывают ощутимое воздействие на окружающую природную среду; несовершенством и устарелостью производственных технологий; человеческим фактором, выражающимся в нарушениях технологий производства, трудовой дисциплины.

Вопросы

1. Какие крупные транспортные катастрофы, повлекшие человеческие жертвы, произошли на территории Российской Федерации в последние годы?

2. Какими факторами обусловлена опасность техносферы для населения и окружающей среды?

3. К каким последствиям могут привести аварии в техносфере для безопасности жизнедеятельности человека?

4. Как, на ваш взгляд, можно снизить отрицательное влияние человеческого фактора на обеспечение безопасности в транспортных ситуациях?

Задания

1. Найдите в средствах массовой информации и в Интернете и приведите примеры техногенных чрезвычайных ситуаций, имевших место в регионе вашего проживания.

2. Составьте перечень основных мероприятий, которые были проведены для защиты населения при какой<то одной техногенной чрезвычайной ситуации в вашем регионе.