Понятие, структура и виды административно-правовых отношений. Понятие, особенности и виды субъектов административных правоотношений Участниками каких административных правоотношений являются ваши родители

Административно-правовые отношения - это управленческие отношения, складывающиеся по поводу и в связи с осуществлением государственного управления, урегулированные нормами административного права, в которых стороны выступают как носители взаимных обязанностей и прав.

Административно-правовые отношения являются властными (властеотношениями). Подобная их черта правомерна и имеет вполне достаточные основания. В отличие от гражданско-правовых отношений, где стороны равны, в рассматриваемых отношениях отсутствует юридическое равенство сторон. Одна сторона обладает властными полномочиями по отношению к другой. Поэтому первая сторона имеет возможность принимать управленческие акты, осуществлять контроль за деятельностью другой и в пре-дусмотренных законодательством случаях применять к ней меры принуждения. Это определяется особенностями государственного управления. Между тем такой признак присутствует и во многих финансовых, природоохранных отношениях. И все же, если для административно-правовых отношений он основной и исходный, обусловленный государственным управлением, то для других -- производный, являющийся следствием того, что административ-ное право служит основой их функционирования.

Главными особенностями административно-правовых отношений является то, что они:

1) управленческие;

2) возникают по поводу государственного управления;

3) регулируются нормами административного права;

4) имеют властные характеристики;

5) требуют наличия особых субъектов.

Субъекты административно-правовых отношений

В административно-правовых отношениях участвуют стороны, именуемые субъектами. Ими могут быть отдельные лица или состоящие из них организации. Однако не каждое физическое или юридическое лицо является подобным субъектом, а лишь то, которое обладает таким качеством, как административная правосубъектность.

Административная правосубъектность -- это юридическое свойство, предоставляющее возможность участвовать в правоот-ношении. Она состоит из административной правоспособности и административной дееспособности.

Под правоспособностью обычно понимают способность иметь права и обязанности в сфере госу-дарственного управления, иначе говоря -- управленческие права и обязанности. Пра-воспособность возникает с момента рождения, а лица, обладаю-щие ею, являются лишь субъектами административного права. А чтобы стать субъектами административно-правовых отноше-ний, им необходимо обладать еще и вторым элементом админис-тративной правосубъектностью, т.е. административной дееспособ-ностью.

Дееспособность состоит в способности лица (организации) своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя юридические обязанности и исполнять их, а также нести ответственность за свои действия. В практическом плане адми-нистративная дееспособность выражается в способности лица или организации реализовывать свою административную правоспособ-ность, исполнять своими действиями возложенные на них обя-занности и осуществлять предоставленные права. Дееспособность связана с возможностью (способностью) осознавать значение своих поступков и руководить своими действиями.

Субъекты административно-правовых отношений представлены следующими группами:

А. Носители исполнительной власти:

1)главные;

2) основные;

3) специальные;

4) исключительные;

5) особые.

К главным относятся те, которые наделены верховной адми-нистративной властью. Такой властью обладает только Прези-дент Республики Беларусь как глава государства.

Основными субъектами являются органы государственного управления, органы, специально предназначенные для осуществ-ления исполнительной власти, их структурные подразделения и служащие.

К специальным субъектам следует отнести так называемые функциональные органы. Они осуществляют, как правило, одну контрольно-надзорную функцию.

К исключительным причисляются субъекты, у которых госу-дарственное (внутриорганизационное) управление является не ос-новной деятельностью -- прокуратуры, суды и т.д.

Особыми субъектами представляются администрации госу-дарственных предприятий, учреждений и организаций, трудовые коллективы, а также иные подобные субъекты.

Б. Носители субъективных прав и обязанностей в государствен-ном управлении:

1) граждане Республики Беларусь;

2) иностранные граждане и лица без гражданства, проживаю-щие в Республике Беларусь;

3) общественные объединения и им подобные организации.

Вторая группа (носители субъективных прав и обязанностей в государственном управлении) объединяет субъекты, которые являются стороной в административно-правовых отношениях, но не наделены исполнительной властью. Они обладают субъективными правами и обязанностями в сфере государственного управ-ления, с которыми не может не считаться властвующая сторона. Носители исполнительной власти, осуществляя государственное управление, обязаны учитывать названные права и обязанности второй стороны. Носители субъективных прав и обязанностей -- особый вид субъектов в административно-правовых отношениях. Они не предназначены для осуществления государственного управ-ления, не наделены государственной властью и не входят в систе-му субъектов этой власти. Рассматриваемая группа субъектов явля-ется по существу объектом государственного управления, но спе-циально не определенным для этого.

Граждане Республики Беларусь, иностранные граждане, лица без гражданства, проживающие на территории республики, обще-ственные объединения, предприниматели и т.д. вступают в адми-нистративно-правовые отношения как по своей инициативе, так и по инициативе властвующей стороны. В первом случае вступле-ние в административно-правовые отношения происходит в силу субъективных потребностей, реализации прав и обязанностей, во втором -- по причине осуществления органом, государственным служащим своих полномочий.

Правовой статус субъектов в административно-правовых отношениях не одинаков.

Особенности субъектов административно-правовых отноше-ний состоят в следующем:

1)они имеют двойственный характер, т.е. одновременно явля-ются субъектами административного права и административных правоотношений;

2) обладают правосубъектностью в сфере государственного управления;

3) их правоспособность и дееспособность возникают одновре-менно, т.е. составляют единое качество -- управленческую право-, дееспособность (правосубъектность);

4) их правовой статус не одинаков.

Из выше сказанного следует вывод: субъектами администра-тивно-правовых отношений (административного права) являются лица и организации, обладающие административной правосубъектностью.

  • 6. Понятие, сущность, значение административного права как отраслевой правовой науки.
  • 7. Предмет и метод административно-правовой науки.
  • 10. Состояние науки административного права в дореволюционной России и период советского строительства в ссср.
  • 11. Задачи и состояние науки административного права в современных условиях. «Лазаревские чтения»
  • 12.Управление: понятие, сущность, система, значение, типы, виды.
  • 13. Управление как объект и предмет правового регулирования. Объем правового регулирования государственного и муниципального управления административным правом.
  • 14. Государственное и муниципальное управление - особый вид социального управления
  • 15. Государственное и частное управление: соотношение.
  • 16. Структура государственного управления: особенности субъекта, объекта и механизм их взаимодействия.
  • 17. Виды и значение управленческих взаимосвязей: субординация, координация, реординация.
  • 18. Понятие, структура, черты исполнительно-распорядительной деятельности. Отличие ее от законодательной, судебной и прокурорской.
  • 19. Понятие и структура механизма исполнительно-распорядительной (государственно-управленческой) деятельности органов исполнительной власти.
  • 20. Законы и закономерности управления. Принципы государственного управления как правовое выражение этих законов и закономерностей.
  • 21. Цели и задачи в механизме государственного управления
  • 23. Формы и методы государственного управления.
  • 24. Технология управления: понятие, значение в деятельности органов исполнительной власти
  • 25.Понятие, содержание, структура административно-правовых норм.
  • 27. Виды административно-правовых норм.
  • 28. Действие норм административного права.
  • 29. Реализация норм административного права. Применение как особая форма реализации административно-правовых норм.
  • 30. Понятие, структура, содержание административно-правовых отношений.
  • 31. Основания возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений.
  • 32. Субъекты административно-правовых отношений
  • 33. Предмет и объект административно-правовых отношений.
  • 34. Виды административно-правовых отношений.
  • 36. Административно-правовой статус: понятие, содержание и структура
  • 37. Правосубъектность: понятие, виды (общая, специальная).
  • 38. Виды субъектов административного права и их классификация.
  • 39.Граждане как субъекты административного права.
  • 40. Права и обязанности граждан по административному праву (в сфере публичного
  • 41. Особенности регулирования административным правом общественно-политической активности граждан, права заниматься предпринимательской деятельностью, права на передвижение и выбор места жительства.
  • 42. Юридические гарантии субъективных прав граждан: право на защиту, право на оружие, право обращения в органы публичного управления и к должностным лицам
  • 43. Виды обращений граждан и порядок их рассмотрения в органах исполнительной власти.
  • 44. Особенности административно-правового статуса иностранцев, лиц без гражданства и лиц с двойным гражданством.
  • 45. Административно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев
  • 46.Понятие и виды коллективных субъектов административного права.
  • 47. Особенности содержания административно-правового статуса коллективного субъекта.
  • 49. Административно-правовой статус религиозных объединений
  • 50. Административно-правовой статус некоммерческих организаций
  • 51.Статус государства – Российской Федерации.
  • 52. Административно-правовой статус субъекта рф.
  • 53. Административно-правовой статус Президента рф.
  • 54. Статус муниципальных образований
  • 55. Статус средств массовой информации
  • 56.Система органов государственного управления в Российской Федерации (их виды и классификация).
  • 57. Соотношение системы и структуры федеральных органов исполнительной власти
  • 58. Содержание административно-правового статуса органов исполнительной власти.
  • 59. Административно-правовой статус Правительства Российской Федерации
  • 61. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти.
  • 62. Государственные органы исполнительной власти субъектов рф
  • 63. Административно-правовой статус муниципальных органов исполнительной власти
  • 65. Организационно-правовое регулирование государственной службы.
  • 66. Понятие и принципы государственной гражданской службы. 67. Понятие государственной должности и должности государственного служащего.
  • 68.Способы замещения должностей в аппарате управления.
  • 69. Классификация государственных гражданских должностей
  • 72. Основные социально-правовые гарантии, ограничения, запреты и поощрения для государственных служащих.
  • 73. Муниципальная служба и административно-правовой статус муниципального служащего
  • 74.Понятие, признаки и юридическое значение правовых актов управления
  • 75. Виды и классификация правовых актов управления
  • 76. Требования, предъявляемые правовым актам управления, и последствия их несоблюдения.
  • 77. Административный договор: публично-правовая природа, признаки, отличия от гражданско-правового договора.
  • 76. Административное усмотрение и административный произвол.
  • 32. Субъекты административно-правовых отношений

    Субъект административного права - обладатель прав и обязанностей, которыми он наделен с целью реализации полномочий, возложенных на него административным правом.

    Субъекты административного права могут стать субъектами административных правоотношений, если имеют место:

    Административно-правовые нормы, предусматривающие права и обязанности субъекта;

    Административная правоспособность и дееспособность субъекта (вменяемость);

    Основание возникновения, изменения и прекращения правоотношения.

    Административная правоспособность - установленная и охраняемая государством возможность субъекта вступать в административно-правовые отношения.

    Административная дееспособность - способность субъекта своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, реализовывать их в рамках конкретных административно-правовых отношений.

    В качестве субъектов административного права можно рассматривать Российскую Федерацию, субъекты Федерации, государственные и негосударственные организации. В этой роли они обладают административной правоспособностью. Однако в конкретных административно-правовых отношениях они не участвуют. Административной дееспособностью обладают их органы исполнительной власти или управления.

    Субъект административно-правовых отношений - лицо или организация, которые в соответствии с действующим законодательством являются участниками управленческих отношений, регулируемых нормами административного права, наделены определенными правами и обязанностями в сфере государственного управления и способны их осуществлять.

    Индивидуальные субъекты:

    Граждане Российской Федерации;

    Иностранные граждане;

    Лица без гражданства.

    Коллективные субъекты административного права - это группы людей, являющиеся организациями, которые выступают во внешних отношениях как самостоятельный субъект права; порядок их создания и деятельность регламентированы нормативными правовыми актами

    Коллективные субъекты:

    а) государственные организации:

    Органы исполнительной власти (государственного управления);

    Государственные предприятия, учреждения и их объединения;

    Структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией;

    б) негосударственные организации:

    Общественные объединения (партии, союзы, общественные движения и т. п.);

    Трудовые коллективы;

    Различные коммерческие структуры;

    Органы местного самоуправления.

    Традиционно субъектом административного права считается физическое или юридическое лицо (организация), которые в соответствии с установленными административным законодательством нормами участвуют в осуществлении публичного управления, реализации функций исполнительной власти.

    Субъект административного права - это одна из сторон публичной управленческой деятельности, участник управленческих отношений, наделенный законодательством правами, обязанностями, полномочиями, компетенцией, ответственностью, способностью вступать в административно-правовые отношения. Таким образом, реализация прав, установленных за субъектом административного права, и выполнение им определенных обязанностей происходят в рамках конкретного правоотношения. Поэтому последние являются основным каналом реализации административно-правовых норм.

    Субъекты административного права - участники административно-правовых отношений, участвуют в организации публичного управления (гос. и муницип.), в самой управленческой деятельности, а также в процессе управления (административных процедурах).

    Субъектами административно-правовых отношений граждане становятся, например, в силу необходимости совершения какого-либо действия, выполнения установленной для них обязанности, получения разрешения (лицензии) соответствующего государственного органа, оспаривания в суде действий (бездействия) или решения органов исполнительной власти, нарушающих права, свободы и законные интересы (на гражданина налагается административное взыскание за совершенное административное правонарушение; он направляет жалобу в суд на действие должностного лица, нарушившего его право или ограничившего его свободы; граждане учреждают общественное объединение и т. д.).

    У разных субъектов административного права административная дееспособность возникает по-разному; главным условием ее возникновения является характер прав, обязанностей и полномочий субъектов. Административное законодательство закрепляет сам факт наличия и объем дееспособности субъектов административного права в зависимости от различных критериев:

    1) возраста (административная ответственность физических лиц наступает при достижении лицом 16 лет);

    2) должностного положения (государственно-властные полномочия могут осуществлять только уполномоченные специальными правовыми нормами субъекты);

    3) правового режима осуществления права и исполнения обязанностей (например, в условиях чрезвычайного положения права граждан могут быть ограничены);

    4) результатов проведения соответствующих регистрационных или иных административных процедур (например, некоторые организации - субъекты административного права - приобретают реальную возможность осуществлять свою деятельность только после государственной регистрации их уставов или после получения лицензии (иного разрешения) на занятие определенной деятельностью).

    Правовые основания для приобретения административной дееспособности устанавливаются в нормативных правовых актах.

    Что следует понимать под административными правоотношениями? Это часть общественных отношений, которые регулируются нормами административного права путем воздействия на поведение субъектов в сфере государственного управления, приводит к возникновению между такими субъектами правовых связей государственно-властного характера.

    Основные признаки административных правоотношений:

    1) они возникают на основе административно-правовых норм;

    2) характеризуются наличием сторон, именуемых субъектами административного права;

    4) является видом общественных отношений государственных органов, физических или юридических лиц, организаций и общностей;

    5) осуществление субъективных прав или соблюдение юридических обязанностей в правоотношениях контролируется и обеспечивается государством.

    Группировать административные правоотношения можно по разным основаниям:

    а) в зависимости от количества субъектов - простые и сложные;

    6) в зависимости от действия во времени - долговременные и краткосрочные;

    г) в зависимости от функционального назначения - регулятивные и охранные; по отраслевой принадлежности - материальные и процессуальные;

    д) по сферам управления отдельными отраслями - социально-культурной, административно-политической, экономической и др.

    Административные правоотношения имеют сложное строение и включают такие элементы, как субъекты, объекты, содержание правоотношений.

    Основаниями возникновения, изменения или прекращения административных правоотношений являются юридические факты.

    Субъектами административных правоотношений называют государственные органы, физических и юридических лиц, которые наделяются административно-правовыми нормами определенным объемом полномочий в сфере государственного управления (исполнительной власти).

    Необходимо различать субъект административного права и субъект административных правоотношений. Названные понятия близкие, но не тождественные. Субъект административного права может существовать абстрактно, но никогда не будет вступать в правоотношения. А вот субъекты административных правоотношений всегда конкретны. Для того чтобы субъект административного права стал субъектом административных правоотношений, необходимы следующие три условия: а) наличие административно-правовой нормы, предусматривающей административные права и обязанности; б) наличие административной правосубъектности (право-дееспособности) в) наличие административного юридического факта.

    Административно-правовые нормы содержатся в источниках административного права.

    Субъекты административных правоотношений должны обладать правосубъектностью, то есть способностью быть носителями прав и обязанностей, осуществлять их от своего имени и нести юридическую ответственность за свои действия.

    Субъектами административных правоотношений могут быть: а) Президент Украины; б) государственные органы исполнительной власти; в) государственные служащие; г) граждане Украины; иностранцы и лица без гражданства; д) система местного самоуправления; е) объединения граждан и др.

    Объектом административных правоотношений является сама управленческая деятельность в сфере государственного управления.

    Содержание административных правоотношений характеризуется синтезом фактического и юридического. Юридический смысл - это административные субъективные права и юридические обязанности субъектов правоотношений, то есть возможности императивных действий уполномоченных субъектов и необходимость соответствующих действий обязанных субъектов. Фактическое содержание - это само поведение субъектов административных правоотношений, их деятельность, в которой реализуются субъективные права и юридические обязанности сторон.

    Административные юридические обязанности - это закрепленная нормами административного права мера необходимого, наиболее разумной и целесообразной поведения субъекта, направленная на удовлетворение интересов носителя административного субъективного права и обеспеченная возможностью государственного принуждения.

    Содержание юридических обязанностей заключается в необходимости: а) осуществление определенных действий; б) воздержание от совершения действий, противоречащих интересам других лиц; в) требовать осуществления или неосуществления тех или иных действий от других лиц; г) нести юридическую ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение предусмотренных нормой административного права необходимых вариантов поведения.

    Административные юридические факты - это конкретные жизненные обстоятельства, предусмотренные гипотезой административно-правовой нормы, порождающие возникновение, изменение или прекращение правоотношений. В зависимости от оснований рассматривают различные виды юридических фактов:

    1) по юридическим последствиям - правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие;

    2) в зависимости от формы их проявления - позитивные и негативные;

    3) по характеру действия различают юридические факты одноразовой и непрерывного действия;

    4) по характеру действий - активные и пассивные;

    б) по отраслевому признаку - материальные и процессуальные;

    6) по распределению прав и обязанностей - односторонние и многосторонние;

    7) по функциям в механизме правового регулирования - регулятивные и охранительные;

    8) в зависимости от количества субъектов - простые и сложные;

    9) при наличии воли - юридические действия (жизненные обстоятельства, характеризующие волевую поведение административных субъектов, их внешнее выражение воли и сознания) и юридические действия (жизненные обстоятельства, возникают, развиваются и прекращаются независимо от воли субъектов административных правоотношений) .

    Юридические действия, в свою очередь, делятся на правомерные и неправомерные. Правомерные юридические действия (поступки и результаты деятельности) всегда соответствуют нормам административного права (например, подачи жалобы, обращения организации по регистрации, представления проекта документа на экспертизу и др.).

    Неправомерные юридические действия - правовые аномалии, злоупотребление правом (не является правонарушением) и административные правонарушения.

    К юридическим событиям относят рождение или смерть человека, стихийные бедствия, болезни и тому подобное.

    Следовательно, юридические факты, как жизненные обстоятельства, которые предусматриваются нормами административного права, имеют большое теоретическое и практическое значение для административных правоотношений.

    Таким образом, административные правоотношения носят ярко выраженный императивный характер. В то же время существуют и отдельные горизонтальные отношения, в том числе и административно-договорного характера, в административном праве имеют четко выраженный вспомогательный и временный характер.

    Административное право, регулируя сложившиеся правоотношения, определяет круг участников, и выделяет специальный субъект. Объясняется это тем, что регулируемые административным правом отношения в основном возникают и складываются при реализации функций органов исполнительной власти, то есть в органах руководства и подчинения. Таким образом, административным правом выделены пять групп участников: 1. физические лица;

    2. должностные лица;

    3. военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие

    дисциплинарных Уставов.

    4. иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица; 5. юридические лица.

    Возраст, по достижении которого для физического лица наступает административная ответственность, определяется с шестнадцати лет. При установлении данного возрастного предела руководствовались теорией ограниченной дееспособности человека. Именно с шестнадцати лет человек начинает, в полной мере, осмыслять законность своих поступков и действий, давать им оценку, определять пропорциональность последствий и ответственности за них.

    Критерием требования, к назначению административной ответственности, служит то, чтобы виновному лицу исполнилось шестнадцать лет не в момент привлечения его к административной ответственности, а в момент совершения им административного правонарушения. Например:

    Ко времени возбуждения производства, за совершённое им административное правонарушение, Д. Исполнилось шестнадцать лет. В судебном заседании было установлено, что в момент совершения правонарушения Д. было полных пятнадцать лет. В связи с этим, Д. от административной ответственности был освобождён, а административное производство, в отношении его, прекращено.

    Административное право предусматривает три ситуации, когда виновное, в совершении административного правонарушения, лицо не подлежит ответственности. Такими ситуациями являются:

    1. Невменяемость. Оценкой критерия невменяемости может служить только медицинское заключение экспертов, выносимое в отношении виновного в административном правонарушении лица.

    Виновное лицо может быть освобождено от ответственности только в том случаи, если данное заключение подтвердит о совершении им административного правонарушения в состоянии невменяемости.

    2. Крайняя необходимость. Понятие крайняя необходимость, содержит элементы, исключающие из разряда административных правонарушений возможное причинение лицом вреда по наличию виновного деяния в нём:

    1) совершённое деяние виновного лица должно быть направлено на предотвращение иного административного правонарушения;

    2) виновное лицо не должно иметь иной возможности по предотвращению административного правонарушения, кроме совершённого деяния;

    3) характер, объём и последствия совершённого виновным лицом деяния, не должны превышать характер, объём и последствия предотвращённого административного правонарушения.

    Малозначительность совершённого правонарушения.

    Административное право содержит критерии, объединённые в понятие освобождения от административной ответственности при совершении малозначительного правонарушения.

    При малозначительности совершённого правонарушения судья, орган, должностное лицо уполномоченное возбуждать дело об административном правонарушении, могут освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

    Административное право расширяет круг субъектов несущих административную ответственность, относя к ним и должностных лиц, если законом не установлено иное.

    Под должностным лицом понимается лицо выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции руководителя, а также другие работники государственных, иных коммерческих и некоммерческих организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

    Военнослужащие и призванные на военные сборы граждане, несут административную ответственность в соответствии с дисциплинарными Уставами, предусматривающими наказания за административные правонарушения.

    Сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, федеральных органов налоговой инспекции и таможенных органов, то есть служащие тех органов, в отношении которых разработаны и действуют специальные нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок прохождения службы в указанных органах, несут административную ответственность предусмотренную ими.

    Исключением для данного специального субъекта, когда он несёт административную ответственность по общим основаниям (кроме наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву также и административный штраф), являются правонарушения, посягающие на объекты, имеющие двухсторонний интерес и пристальное внимание государства и общества:

    1. права, регламентированные законодательством о выборах и референдумах;

    2. область обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

    3. правила дорожного движения;

    4. требования пожарной безопасности вне места службы;

    5. права, регламентированные законодательством об охране окружающей природной среды;

    6. таможенные правила и правила режима государственной границы Российской Федерации, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;

    7. область налогов, сборов и финансов;

    8. не выполнение законных требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

    Требование Административного права к иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам, совершившим административное правонарушение, складывается из двух оснований:

    1.территориальности (места совершения административного правонарушения);

    2. статуса (значимости лица в международных взаимоотношениях).

    При сопоставлении данных двух оснований можно выделить следующий порядок привлечения к административной ответственности иностранных лиц, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц:

    1. При совершении административного правонарушения на территории Российской Федерации, подлежат ответственности на общих основаниях.

    2. совершение административных правонарушений на водном объекте, в территориальном море, на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне, подлежат административной ответственности согласно законодательства по данной территории;

    3. Совершившее административное правонарушение иностранное лицо, пользующееся иммунитетом (неприкосновенностью) Российской Федерации, подлежит административной ответственности согласно норм международного права.

    В целях установления принципа «равенство прав перед законом», кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (от 1 июля 2002 года) устанавливает ответственность юридических лиц за совершённые административные правонарушения.

    Таким образом, административное право, в отличие от уголовного права, предусматривает виновность юридического лица, и неотвратимость наступления наказания за совершённое противоправное деяние. Закрепления данного положения обусловлено сложившейся ситуацией в обществе и в нынешней рыночной экономики. Юридические лица пытаются различными способами, путями и средствами достичь своей цели и выгоды, зачастую нарушая закон. Основания наступления административной ответственности юридических лиц, состоят из двух элементов:

    Юридические лица подлежат ответственности за административные правонарушения, предусмотренные административным законодательством Российской Федерации, или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

    Основания наступления административной ответственности, для юридических лиц, здесь расширен. Они наступают не только за административные правонарушения, предусмотренные законодательством Российской Федерации, но и по законодательству его субъектов.

    Если административное правонарушение одновременно может быть совершено как физическим (должностным) так и юридическим лицом, то ответственность может быть применена к ним в равной мере, за исключением административного правонарушения, которое может быть совершено только физическим лицом.

    Некоторые административные правонарушения могут быть совершены только физическим лицом (например, хулиганство). Иные же правонарушения (например, против охраны окружающей среды и природопользования) могут быть совершены как физическим, так и юридическим лицом.

    Зачастую, достигая результата, руководствуясь девизом «цель оправдывает средства» , совершая административное правонарушение и пытаясь уйти от ответственности, юридическое лицо меняет свою организационно-правовую форму (путём ликвидации или реорганизации). В связи с этим, административное право предусматривает наступление ответственности правопреемника или вновь созданного юридического лица:

    1. при слиянии нескольких юридических лиц, к ответственности привлекается вновь созданное юридическое лицо;

    2. при присоединении одного юридического лица к другому, к ответственности привлекается присоединившееся юридическое лицо;

    3. при разделении или выделении юридического лица, к ответственности привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности виновного в административном правонарушении юридического лица;

    4. при преобразовании юридического лица одного вида в другое, к ответственности привлекается вновь возникшее юридическое лицо.

    Административное право закрепляет принцип«незнание не освобождает от ответственности». То есть, не знание правопреемником реорганизованного юридического лица, о совершённом, его предшественником административном правонарушении, не освобождает его от административной ответственности.


    Похожая информация.


    Теоретическое осмысление проблемы административно-правовых отношений традиционно вызывает трудности, поскольку этот институт связан со всеми (не менее сложными) институтами административного права. Сущность административно-правовых отношений должна обусловливать главные черты как материальных, так и процессуальных административно-правовых норм, т. е. управленческого процесса и административно-процессуальной деятельности. Принципиальным положением является то, что гражданин — один из главнейших участников административно-правовых отношений, важнейший субъект административного права, которое должно предоставлять гражданину максимум правовых возможностей в случае неправомерных действий органов управления (должностных лиц) для защиты его нарушенных прав и свобод.

    Согласно одной из концепций для административно-правовых отношений характерны следующие признаки:

    • они возникают в процессе государственного управления;
    • имеют в качестве обязательного субъекта орган государственного управления (орган исполнительной власти);
    • являются отношениями власти-подчинения и характеризуются юридическим неравенством сторон.

    Другая концепция административно-правовых отношений также состоит из трех пунктов: 1) возникают в сфере государственного управления; 2) могут иметь место между всеми субъектами административного права в любом их сочетании; 3) делятся по соотношению прав и обязанностей участников на две группы: а) отношения власти-подчинения; б) отношения равноправия. Такой подход в рассмотрении административно-пра- вовых отношений остался практически до наших дней.

    Несмотря на некоторые различия в понимании сущности административно-правовых отношений, можно указать на общий недостаток, свойственный обеим концепциям: в них ничего не говорится о таком важнейшем признаке этих отношений, как необходимость установления гарантии судебной защиты прав и интересов граждан по отношению к управлению. Иначе говоря, если такая гарантия судебной защиты отсутствует, то едва ли можно говорить о цивилизованных административно-правовых отношениях, характеризующихся организационностью, обязательным наличием органа управления, реализующего властную управленческую компетенцию и проч. В более широком плане этот недостаток можно было бы определить как отсутствие правового режима административно-правовых отношений, как отсутствие режима обеспечения правовой защиты граждан по отношению к управлению (исполнительной власти).