Правовая система. Понятие функций права и их система

Система права — это иерархия правовых норм отдельных отраслей, состоящих в свою очередь из систематизированных или несистематизированных элементов. Такими элементами называют институты и подинституты права , а также отдельные нормативно-правовые предписания, посвященные конкретной сфере общественных отношений и регулирующих их.

Система права представляет собой довольно четкую систему различных групп нормативно-правовых предписаний, регулирующих в своей совокупности общественные отношения в определенной сфере жизни и деятельности населения страны. Понятие такой системы определяет ее как — гибкую, изменчивую и одновременно относительную постоянность.

Гибкость системы выражается в ее способности изменяться в соответствии с потребностями реальной общественной жизни, а постоянность выражается в том, что сущность правовой системы конкретного государства всегда является некой константой.

Изменчивость правовой системы позволяет успешно эволюционировать ей в процессе развития общества и государства и обеспечивать эффективную регламентацию определенных отношений между индивидуумами, посредством включения в состав новых отраслей права, а также своевременном исключении устаревших.

Основой понятия системы права является совокупность ведущих правовых отраслей страны, одной из которых является . Структурированность и систематичность всегда присутствует в развитых правовых системах и является их отличительной чертой. Как правило, система права выражается в совокупности отраслей права как кодифицированного, так и не кодифицированного. Отрасли включают в себя институты, подинституты и выделенные нормы.

Помогает определить нам отдельную норму, которая состоит из гипотезы, диспозиции и санкции, хотя некоторые авторы предлагают рассматривать структуру правовой нормы состоящей только из двух элементов. Системой правовой отрасли также можно называть общепринятое деление на общую и особенные части. Такое деление подходит не для всех отраслей права, однако заслуживает внимания.

Общая часть отрасли права включает основные положения, принципы и задачи, а также цели и терминологию. Особенная часть, обычно, состоит из детального нормативного регулирования. Особенная часть может содержать как нормы, регулирующие отдельные правоотношения, так и их группы. Особенная часть отрасли права всегда тесно связана с общей ее частью.

Систему права характеризуют следующие признаки:

Система права — структура действующего права, выражающая внутренние связи и единство составляющих его юридических норм и вместе с тем объективно необходимое разделение их на отдельные составные части в соответствии с особенностями регулируемых ими общественных отношений. Понятие системы права определяется как — строение национального права, заключающееся в разделении единых (по назначению в обществе) внутренне согласованных норм на определенные части, называемые правовыми отраслями и институтами.
Система права означает внутреннюю организацию, связи между его основными компонентами и включает в себя четыре компонента: нормы, правовые институты, суботрасли (подотрасли) и отрасли. Под системой права понимается определенная внутренняя его структура (строение, организация), которая складывается объективно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений. Она не результат произвольного усмотрения законодателя, а своего рода слепок с действительности.

Право выступает не как некое собрание разрозненных норм — правил поведения, а представляет собой системное образование. Любая система предполагает наличие элементов и связей между ними. Система права показывает, как право упорядочивает свое содержание.

Система права — это внутренняя структура права (строение, организация), которая складывается объективным образом как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений.

Система права:

  • выражает существующую правовую действительность, не есть результат произвольных действий тех, кто создаст нормы права;
  • предопределена социальным строем общества и соответственно интересами и потребностями людей;
  • показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой.

Исторически система права в разных государствах формировалась исходя из потребностей в регулировании некоторых групп наиболее важных, часто встречающихся отношений, которые нуждаются в стабилизации. Именно поэтому формируются группы норм права, регулирующих определенные родовые и видовые группы отношений.

Не следует смешивать понятия «система права» и «правовая система». В первом случае речь идет о внутреннем строении права, взятом в качестве отдельного явления, а во втором — о правовой организации всего общества, совокупности всех явлений юридического характера, существующих и функционирующих в государстве. Система права выступает лишь как часть правовой системы и отличается рядом признаков.

Система права едина, поскольку в образующих ее нормах отражается общая воля общества, государства; кроме того, нормы регулируют единые цели и задачи, прежде всего упорядочение общественных отношений. В то же время нормы права различаются по содержанию, сфере действия, формам выражения, предмету, средствам и способам метода правового регулирования и проч.

Несмотря на единство, правовые нормы могут противоречить друг другу по содержанию, напри м ер из-за того, что законодатель не учел при разработке нормы уже существующих на тот момент норм, из-за большого их массива.

Объективная природа системы права означает, что правовые нормы и другие образования системы права строятся по объективным критериям.

Структурные элементы системы права — это норма права, отрасль права, подотрасль права, институт права, субинститут (рис. 1).

Норма права — первичный элемент системы права. Правовые нормы регулируют не все общественные отношения, а те из них, которые государство, общество рассматривают как наиболее значимые, важные.

Отрасль права - совокупность однородных правовых норм, обособившихся внутри системы права и регулирующих определенный род общественных отношений. Род — широкое понятие, которое может включать довольно большое видовое разнообразие отношений. Отграничение норм по отраслям происходит по таким признакам, как предмет и метод правового регулирования.

Рис. 1. Структура системы права

Элементы системы права

В наиболее общем виде система — это внутреннее строение некоего целостного явления, состоящего из определенных элементов (частей), взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Право является целостным явлением и, естественно, имеет внутреннее строение. В таком случае система права — это его внутреннее строение (содержание), состоящее из правовых элементов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой.

Элементы системы права

(определение было дано ранее) является первичным компонентом, регулирующим «элементарное» общественное отношение, например ответственность за совершение кражи.

Нормы права — своеобразные «кирпичики», из которых складываются последующие, более сложные элементы (институты и отрасли права), регулирующие гораздо больший объем общественных отношений.

— совокупность норм, регулирующих определенный участок (сторону) однородных общественных отношений. Примеры: институт Президента РФ в конституционном праве, институт смягчающих и отягчающих обстоятельств в уголовном праве, институт собственности в гражданском праве, институт опеки в семейном праве и др.

Правовые институты обособляются, как правило, в рамках одной отрасли права (как в случае с вышеприведенными примерами). В некоторых случаях правовой институт выделяется из нескольких отраслей права. Например, институт прав человека составляют нормы конституционного, гражданского, уголовного и других отраслей права.

— совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения присущим ей методом правового регулирования. Отрасль права представляет собой основной компонент системы права. Разделение права па отрасли есть объективное явление, поскольку отражает объективно существующие сферы общественных отношений.

В системе права выделяются, кроме того, подотрасли права и субинституты права. Подотрасль — совокупность норм, регулирующих несколько сторон (участков) однородных общественных отношений (например, в гражданском праве можно выделить как подотрасль предпринимательское право).

Субинститут права — какая-то часть норм правового института (например, в институте необходимой обороны уголовного права можно выделить субинститут средств необходимой обороны).

От системы права следует отличать правовую систему. Это понятие более широкое. Система права входит в правовую систему. Об этом речь пойдет ниже.

Понятие системы права и ее структура выделяются в научных и учебных целях. На практике чаще приходится иметь дело с понятиями «законодательство», «система законодательства». Об этих понятиях речь также будет идти ниже.

Строение системы права

Под системой права понимается внутреннее строение, определенный порядок организации и расположения составляющих ее частей, обусловленный характером существующих общественных отношений. Система права выступает как внутренняя форма права, обладающая органическим единством и целостностью.

Структурными элементами системы права как сложного многоуровнего комплекса, функционирующими на разных уровнях, являются отрасли, институты и нормы.

Первичными структурными элементами системы права являются нормы права. Они исходят от государства и являются общеобязательными правилами поведения, регулирующими не все, а лишь наиболее важные общественные отношения (другие отношения регулируются неправовыми нормами).

Отрасль права представляет собой совокупность относительно обособленных, автономных юридических норм, регулирующих определенную область общественных отношений. Следует отметить, что в рамках наиболее крупных отраслей выделяются подотрасли (жилищное право, наследственное право являются подотраслями гражданского права, избирательное право является подотраслью конституционного права и т. д.). Институты и отрасли права органически связаны между собой, взаимодействуют, дополняют друг друга и составляют единую систему права.

В основе деления системы права на отрасли лежат два критерия: предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования (главный критерий) — это совокупность качественно однородных общественных отношений, которые регулируются нормами, относящимися к той или иной отрасли права.

Метод правового регулирования (вспомогательный критерий) — это совокупность юридических приемов, способов, воздействия права на общественные отношения (императивный метод, диспозитивный метод, метод поощрения, метод рекомендаций, метод автономии и равенства сторон и т. д.).

Характеризуя частное и публичное право , следует обратить особое внимание на критерии, по которым система права разделяется на эти две большие группы: субъектный состав; предмет правового регулирования; метод правового регулирования.

Наряду с частным и публичным правом в системе права выделяют материальные и процессуальные отрасли.

Материальные отрасли объединяют нормы конституционного, гражданского, административного, уголовного, финансового и других отраслей права, регулирующие конкретные ситуации (в различных сферах общественной жизни). Процессуальные отрасли объединяют нормы, правила поведения организационно-процессуального характера, регламентирующие порядок, формы и методы реализации норм материального права: нормы гражданско-процессуального права, уголовно-процессуального права.

Нормы, регулирующие другие виды процессов, образуют подотрасли названных отраслей права.

Наряду с системой права в теории права существует и такое понятие как «система законодательства», под которой понимается совокупность нормативных правовых актов государства, в которых объективируются содержательные и структурные характеристики права. Система права и система законодательства — тесно взаимосвязанные самостоятельные категории, представляющие два аспекта одной и той же сущности-права. В философском плане система права и система законодательства соотносятся между собой как содержание и форма. Система права по его содержанию — это внутренняя структура права, соответствующая характеру регулируемых им общественных отношений. Система законодательства — внешняя форма права, выражающая строение его источников, т. е. систему нормативных правовых актов.

Система права складывается объективно в соответствии со сложившимися общественными отношениями, а система законодательства носит во многом субъективный характер, так как складывается по воле законодателя.

Первичным элементом системы права является норма, а первичным элементом системы законодательства является нормативный правовой акт. Система права выступает как первичное, исходное начало по отношению к системе законодательства и является важнейшим ориентиром для законодателя при принятии, изменении или отмене тех или иных законодательных актов.

Система законодательства по объему содержащегося материала шире системы права, так как включает в свое содержание положения, которые не могут быть отнесены к праву (различные программные положения, указания на цели и мотивы издания актов и т. д.).

Система права имеет только горизонтальное (отраслевое) строение, а система законодательства имеет не только отраслевые различия, но и иерархические — по юридической силе нормативных правовых актов, а также имеет федеративную систему законодательства.

В отличие от системы законодательства система права характеризуется высокой степенью однородности, так как в основе деления системы права на отрасли лежат предмет и метод правового регулирования. Отрасли законодательства, регулируя определенные сферы государственной жизни, выделяются только по предмету правового регулирования и не имеют единого метода.

Отрасли законодательства не всегда совпадают с отраслями права. Это объясняется тем, что при формировании отрасли законодательства нормы могут употребляться в разном сочетании.

Право - это сложное социальное явление, продукт человеческой цивилизации. Оно проявилось в результате разложения первобытно-общинного строя и возникновения государства.

Социальная ценность права выражается в том, что оно является одним из основных средств воздействия государства на общество, выступает ведущим регулятором общественных отношений. Право воздействует на сознание людей, регламентирует их поведение в общественной, политической, личной, культурной жизни, в области научной и производственной деятельности, образование.

Назначение права состоит в обеспечении функционирования общества как единого целого. Социальная ценность права заключается также в том, что право является выразителем свободы личности в экономике, политике, в области социально-культурных отношений.

В юридической литературе существует несколько подходов к определению понятия права. Например, общепризнанной является так называемая нормативная трактовка права, согласно которой под правом понимается совокупность социальных норм, установленных и охраняемых государством, выражающих его волю и направленных на регулирование общественных отношений. В основе нормативного понимания права находится утверждение, что право это нормы, определяющие порядок поведения людей. Эти правила создаются государством на основе познания объективных законов развития общества, социальной действительности. Право тогда действенно и эффективно, когда оно адекватно, то есть соответствует тем общественным процессам, которые оно регулирует. Регулируя общественные отношения, право активно на них воздействует .

Таким образом, право представляет собой выраженную в законе государственную волю, которая формируется под воздействием законов объективно существующей реальности и под воздействием интересов личности, социальных групп, всего народа.

С помощью понятия «функции права» можно познать предназначение права в обществе, его действие.

В литературе последних десятилетий по вопросу о понятии и классификации функций права были высказаны различные взгляды (С.С. Алексеев, А.П.Глебов, Т.Н. Радько, В.Н.Карташов и др.). Представляется необходимым хотя бы кратко обобщить эту проблему с учетом современного уровня развития правовой науки.

Термин «функция» этимологически происходит от латинского functio и буквально переводится как «исполнение», «осуществление» или «совершение». Данный термин применяется в различных научных областях, начиная от философии и математики, заканчивая литературой и конечно юриспруденцией.

Ниже приведем основные определения, понятия, термина функции права в юриспруденции: С.С. Алексеев пишет, что под функцией следует понимать направления правового воздействия, выражающего роль права в организации и упорядочивании общественных отношений.

Т.Н. Радько понимает под функцией права либо социальное назначение права, либо направления правового воздействия на общественные отношения, либо и то и другое вместе взятые.

А.П. Глебов рассматривает функции права как многогранное, сложное и противоречивое явление, включающее свойства права и его социальное назначение, составляющие сущностную сторону функций права, которой соответствует процесс и направленность правового воздействия, а также должен соответствовать результат действия права.

В.Н. Карташов, полагает, что под функциями права следует понимать такие относительно обособленные направления гомогенного (однородного) воздействия права на сознание и поведение людей (реальную действительность), в которых проявляется его природа, творчески преобразуя ее в социальное назначение в жизни общества.

Анализ представленных выше взглядов позволяет предложить следующее определение функций права. Итак, функции права - это объективно необходимые направления правового воздействия на общественные отношения, сознание и поведение людей, выражающие свойства права, его сущность и социальное назначение в обществе на различных этапах его развития. Данное определение, не претендуя на бесспорность, отражает основные признаки функций права.

В функциях права раскрывается общечеловеческая и классовая природа права и его социальное назначение: историческая цель и служебная роль в жизни общества. Будучи продуктом общественного развития, право как государственная воля общества оказывает на него активное обратное воздействие, которое осуществляется посредством выполнения им своих функций. Однако функции права и воздействие права хотя и тесно соотносимые, но не тождественные понятия .

Функции права, отражая его качественное своеобразие, его востребованность и динамику в общественной жизни, характеризуются следующими свойствами:

  • - содержание и перечень функций предопределяются сущностью права и его социальным назначением в обществе;
  • - функции права отличаются относительным постоянством и устойчивостью. Они обеспечивают такие направления и такое содержание регулятивного воздействия, без которых общество не может обойтись или заменить иными регуляторами;
  • - содержание выполняемых функций отличается высокой динамичностью, способностью реагировать на изменения основных задач и целей, стоящих перед данной политико-правовой системой в определенный исторический период, адекватным перераспределением средств и способов юридического воздействия;
  • - функции права носят комплексный, системный характер. Они конкретизируются в функциях иных юридических явлений и процессов .

В целях более четкого уяснения понятия «функция права» следует провести различие между близкими по смыслу с ней юридическими категориями, такими как: «роль права», «задача права» и «функционирование права».

Термин «роль права» говорит о значении права в жизни общества, государства вообще либо на определенном этапе их развития. Отвечая на вопрос, какова была (или будет) роль права на том или ином этапе развития общества, либо в решении тех или иных задач, неизбежно придется обращаться к выяснению осуществляемых правом функций, которые как раз и характеризуют социальное значение права. «Роль права» более общее по отношению к «функции» понятие. Именно в этом обнаруживается различие рассматриваемых категорий .

Термин «задача права» - это стоящая перед правом экономическая, политическая, социальная проблема, которую оно призвано решить.

Задача права указывает на постоянную или временную, ближайшую или конечную цель, которой оно должно всемерно содействовать или достичь самостоятельно.

Без реализации функций не может решаться ни одна из задач, стоящих перед правом. Функции всегда направлены на их решение. Поэтому можно сказать, что определенные задачи «требуют» и соответствующих функций. Однако их соотношение не столь однозначно. Дело в том, что сама по себе задача не является первоосновой функции. Она вытекает из экономических, политических, социальных потребностей общества, определяется общесоциальными закономерностями развития государства и права, особенностями социально-экономических условий отдельных этапов развития общества, государства (и соответственно права), исторической обстановкой, соотношением политических сил, национальными факторами и ому подобное.

Зависимость функции права от его задач проявляется в том, что: во-первых, задачи нередко непосредственно обусловливают самое существование функций; во-вторых, определяют их содержание и, в-третьих, самым существенным образом влияют на формы и методы их реализации, предопределяют конкретные направления правового воздействия.

Термин «функционирование права» отражает действие права в социальной системе. Дать функциональную характеристику права, значит вскрыть и описать способы его действия (пути и формы воздействия на общественные отношения).

Условно функции права можно разбить на две группы:

  • - общесоциальные: экономическая, политическая, воспитательная, коммутативная, экологическая функции и так далее.
  • - специально-юридические: регулятивно-статистическая, регулятивно-динамическая, охранительная, оценочная функции .

Постоянство как необходимый признак функции характеризует стабильность, непрерывность, длительность ее действия. О постоянном характере функции права можно говорить в том смысле, что она постоянно присуща праву. Но это не означает, что неизвестным остается механизм и формы ее осуществления. Они изменяются и развиваются в соответствии с потребностями практики.

Без реализации функций не может решаться ни одна из задач, стоящих перед правом. Функции всегда направлены на их решение. Поэтому можно сказать, что определенные задачи «требуют» и соответствующих функций.

Анализ функций права как единой целостной системы позволяет не просто сгруппировать, упорядочить знания при изучении отдельных функций. Такой анализ дает приращение знаний, позволяет глубже, полнее понять содержание каждой из функций. Известно, что возможности познания остаются малоэффективными, если они ограничиваются уровнем единичности, если за отдельными элементами они не стремятся выявить их систему.

В реальной жизни функции права не существуют изолированно друг от друга, они тесно взаимосвязаны между собой. Ни одна из них не может быть изучена достаточно глубоко и полно без выяснения ее взаимодействия с другими функциями, т.е. без того, чтобы изучить ее в системе.

Таким образом, роль теории государства и права для общества, государства и в конечном итоге для человека раскрывается в ее функциях.

Под функциями науки понимают назначение и реализацию в практической жизни накопленной системы знаний. В юридической литературе выделяют разное количество функций теории государства и права как науки. В большинстве случаев это следствие разделения отдельных направлений научной деятельности .

Функции права способствуют познанию сущности права. Кроме того, функции права предопределяют содержание и виды функций различных правовых явлений, например функций юридической ответственности, отдельных структурных частей системы права - отраслей права, правовых институтов и т.п.

Определение. Система права – это внутренняя структура права, состоящая из взаимосогласованных норм, институтов, подотраслей и отраслей права.

Значение системы права. Ценностный смысл "системы права" состоит в том, что она:

– объясняет интегрирование и деление нормативного правового материала на отрасли и институты;

– дает системную характеристику позитивного права в целом;

– обеспечивает эффективное правовое регулирование;

– позволяет правильно истолковывать и применять норму права;

– ориентирует правотворческий орган на "гармоничное" включение нормативного акта в существующую систему права без нарушения ее целостности.

Признаки системы права:

1) единство, целостность;

2) внутренняя расчлененность, наличие элементов;

3) взаимодействие элементов права;

4) наличие центра (как систематизирующего фактора).

Единство юридических норм, образующих право, определяется: единством выраженной в них государственной воли; единством правовой системы, в рамках которой они существуют и действуют; единством механизма правового регулирования, его исходных принципов; единством конечных целей и задач.

Расчлененность (дискретность) представляет собой внутреннюю организацию права; в нем, кроме правовых норм (элементарных клеточек), имеются однородные компактные подсистемы: институты, отрасли.

Взаимодействие элементов системы права обусловлено неспособностью правового элемента функционировать изолированно. Любой структурный элемент, извлеченный из системы права, лишается системных функций и, следовательно, социальной значимости. В системе права действуют связи нескольких функциональных уровней:

– между нормами права – первый уровень;

– между институтами права – второй уровень;

– между отраслями права – третий, более высокий уровень системности.

Наиболее важными и устойчивыми функциональными связями между отраслями и институтами права являются:

– связи между конституционным правом и остальными структурными частями системы права,

– связи материальных и процессуальных отраслей,

– связи между отраслями публичного и частного права,

– связи уголовного и иных отраслей права.

Взаимодействие частей системы права проявляется в выполнении регулятивных и охранительных функций.

Есть связывающий, объединяющий систему элемент – центр. Таким элементом являются принципы права. Некоторые авторы называют цели системы, так как система вообще – это объект, функционирование которого необходимо для достижения стоящей перед ним цели.

Принципы права представляют собой основные идеи, исходные положения процесса его формирования, развития и функционирования. Принципы рассматриваются как стержень системы права, связывающий все ее подразделения в единый организм.

Принципы права сосредоточены в конституциях. Поэтому конституционное право и конституция выступают активными центрами системы права и системы законодательства.

Другие особенности системы права. Некоторые авторы к особенностям системы права относят:

– функциональный характер системы – ее возникновение, существование и развитие подчинено либо интересам политических сил, стоящих у власти, либо общенародным; формализованный характер системы – право объективируется (воплощается), выражается в нормативных актах (С.А.

Комаров);

– наличие прямых и обратных связей (В.К. Бабаев, В.М. Баранов, В.А. Толстик);

– непротиворечивость и внутренняя согласованность ее элементов;

– обусловленность системы права социально-экономическими, политическими, религиозными, историческими, культурными факторами (В.А. Малько);

– соответствие системы права структуре общества; историческую изменчивость системы права, она эволюционирует вместе с обществом; единство предмета и метода правового регулирования; взаимоисключение дублирования входящих в систему отраслей права (Л.И. Спиридонов);

– иерархичность построения (А.Ф. Черданцев).

Подходы к понятию системы права. Учебная литература предлагает следующие подходы:

– материальный,

– структурный,

– исторический,

– генетический.

Материальный подход. В его основе лежат общественные отношения. В юридической литературе они получили название предмета правового регулирования. Это самое распространенное основание деления системы права на отрасли: государственное, административное, гражданское, уголовное, трудовое и т. д.

Структурный подход. Его называют еще иерархическим, системно-структурным. Он предполагает деление системы права на несколько иерархических уровней: уровень юридической нормы; уровень правового института; уровень отраслей права. Некоторые авторы называют и другие уровни: уровень подотрасли, уровень субинститута, уровень правовой общности (В.В. Лазарев, С.В. Липень).

Структурированность, иерархичность, пирамидальность системы права предполагает, что: каждый нижестоящий уровень системы более конкретен, дифференцирован по содержанию; он богаче по формам – каждый этаж структуры в определенной мере произведен от предыдущего, более общего.

Исторический подход. Критерием деления системы права здесь выступает форма права, которая складывалась исторически. В соответствии с данным критерием (подходом) различают: обычное (традиционное) право, правовой обычай; прецедентное право; договорное право; право законов (кодифицированное, статутное, декретное право) (В.Д. Перевалов).

Генетический подход. Названный подход предполагает деление системы права на:

естественное право (первичным в нем выступает человек) и позитивное право (оно от государства и общества);

– частное право (основанное на удовлетворении и защите интересов частных лиц);

– публичное право (основанное на защите публичного интереса).

правовые идеи, правосознание;

– правовые нормы, юридические предписания;

– общественные отношения, которые регулируются правовыми нор­мами (Л.И. Алексеев, В.В. Лазарев, Р.З. Лившиц).

Еще по теме Понятие системы права:

  1. Глава 1. Понятие и предмет гражданского права. Система гражданского права. Принципы гражданского права: понятие, система, значение.
  2. 1.Понятие гражданского права, его система, соотношение с другими отраслями права, функции.
  3. § 2.1. Понятие финансового права. Предмет и метод финансового права. Финансовое право в системе российского права. Финансовое право как наука и учебная дисциплина

Тема № 13

«Элементы системы права и их характеристика»

Вопросы темы:

1. Уровни системы права и их краткая характеристика.

2. Отрасль права и ее виды

1. Уровни системы права и их краткая характеристика

Выделяются пять уровней взаимосвязей в системе права:

1. правовые нормы,

2. институты,

3. подотрасли,

4. отрасли,

5. вся система права.

Эти взаимосвязи можно рассматривать в горизонтальной и вертикальной плоскости.

В горизонтальной плоскости осуществляется координация в границах одного уровня: взаимосвязь между нормами, институтами, подотраслями, отраслями.

Вертикальная плоскость обеспечивает сочетание взаимосвязей указанных компонентов в последовательном самоподчинении: система, отрасль (подотрасль), институт, норма.

Норма права - формально определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государ-ством и направленное на урегулирование типичных общественных отношений.

Институт права - обособленная внутри отрасли группа правовых норм, регулирующая однородные об-щественные отношения (например, институт гражданства, институт избирательного права и др.).

Подотрасль права - совокупность правовых норм родственных институтов конкретной отрасли права (например, подо-трасль «обязательственное право» объединяет институты цены, поставки, подряда и др.).

Отрасль права - совокупность правовых норм, ин-ститутов и подотраслей права, регулирующая однород-ные общественные отношения.

Используем об-разное сравнение, поясняющее это деление.

"Юридические нормы, как мы уже знаем, - "кирпичики", исходные элементы всего здания права данной страны. Из этих "кирпичиков" складываются правовые институты, т. е. разнообразные блоки, и в регулятивной, и в право-охранительной областях. Например, институт государственной службы, институт договора подряда, институт ответственности за воинские преступления. А вот из блоков - правовых институтов - образуются отрасли, т. е. наиболее крупные подразделения права, так сказать, целые этажи, службы правового здания. Таковы уголовное право, трудовое право, административное право, гражданское право и т. д. В своей совокупности эти отрасли и со-ставляют право в целом, систему права данной страны." 1 Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. М., Юридическая литература, 1993, С. 82-83.

Такое деление объясняется боль-шим разнообразием общественных отношений, каждый вид которых регулируется строго определенной группой юридических норм, отражающих их специфические особенности и конкретную общественную направленность. Таким образом, системность самих обществен-ных отношений придает системные свойства праву.

2. Отрасль права и ее виды

Понятие отрасли права

Отрасль права - это главное подразделение системы права, которое представляет собой совокупность юридических норм, институтов, подотраслей, регулирующих значительный круг однородных общественных отношений, объединенных общностью предмета и метода.

Для деления норм права на отрасли применяют сле-дующие критерии:

Предмет правового регулирования;

Метод правового регулирования.

Именно предмет и метод правового регулирования - основа подразделения системы права на отрасли.

Предметом правового регулирования являются те общественные отношения, которые подвергаются правовой регламентации. Иными словами, каждая отрасль права "контролирует" свой особый участок общественной жизни, целый комплекс однородных общественных отношений, своеобразие которых позволяет отличать одну отрасль от другой. Поэтому предмет правового регулирования - это группа каче-ственно однородных общественных отношений, регулиру-емых правом.

Этот критерий является основным, поскольку тот или иной вид общественных отношений объективно существу-ет и требует правового регулирования. Например, имущественные отношения выступают предметом регулиро-вания гражданского права.

Но общественные отношения чрезвычайно разнооб-разны, зачастую одни и те же общественные отношения регулируются различными способами, поэтому и приме-няется дополнительный критерий - метод правового ре-гулирования.

Метод правового регулирования представляет собой совокупность различных при-емов и способов правового воздействия (регулирования) отрасли права на общественные отношения, являющиеся предметом ее регулирования. Метод правового регулирования воплощается в определенные общественные отношения посредством различных способов правового регулирования: дозволения, запре-щения, обязывания.

Метод правового регулирования определенной отрасли права складывается из комбинации пяти способов воздействия на общественные отношения: обязываний, запретов, дозволений, поощрений и рекомендаций. Их сочетание и образует два основных (императивный и диспозитивный) и два дополнительных (поощрительный и рекомендательный) способа воздействия на поведение субъекта (точка зрения профессора В.К. Бабаева). К дозволениям тяготеет гражданское право, к запрещениям - уголовное, к обязываниям - административное право.

Императивный (властно-побудительный) способ - метод властно-категоричных пред-писаний, не допускающих отклонений в регулируемом поведении от предписаний нормы права, основанный на запретах, обязанностях, наказа-ниях. Он присущ конституционному (государственному), административному, уголовному праву и ряду других отраслей и характеризуется отношениями власти - подчинения между субъектами права. Юридическим фактором при возникновении правоотношений здесь выступает властное предписание (приказ руководителя предприятия, учреждения, постановление о возбуждении уголовного дела, приговор суда и т.д.). В основе лежит обязывание - возложение на субъекта обязанности определенного поведения, совершения тех или иных действий.

Диспозитивный (автономный) - метод, предполагающий свободу выбора поведения, равноправие сторон, основанный на дозволениях. Дозволение- представление лицу права на совершение тех или иных действий, незапрещенных законом. Этот способ допускает значительную самостоятельность субъектов правоотношений, предоставляет им возможность в пределах законных средств урегулировать отношения по своему усмотрению. Этот метод характерен для отраслей частного права - гражданского, трудового и др. В наибольшей степени он присущ гражданскому праву и характеризуется автономным (неподчиненным) положением участников правоотношений и договором, как источником возникновения этих отношений. Диспозитивные нормы обычно содержат слова: "если иное не предусмотрено законом", "если иное не предусмотрено соглашением сторон". Например, ч. 4 ст. 421 ГК РФ гласит: "Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами".

По мере развития рынка диспозитивный метод станет основным в регулировании экономических отношений.

Поощрительный способ стимулирует желательное для личности и общества правомерное, социально-активное поведение путем различного рода поощрений. Этот способ характерен для трудового права и ряда других отраслей.

Применение того или иного метода правового регули-рования зависит от содержания общественных отноше-ний, усмотрения законодателя, сложившейся правоприме-нительной практики, уровня правовой культуры населения. Методы могут применяться как самостоятельно, так и в совокупности, во взаимодействии.

В теории права различают два противоположных метода правового регулирования: ме-тод автономии и авторитарный метод.

Авторитарный метод базируется на применении властных юридических предписаний, которые не допускают отступлений от четко установленного правила поведения. Иными сло-вами, субъекты правоотношений вправе совершать только действия, которые им разрешены ("запрещено все, кроме прямо дозволенного"), например, право избирать и быть избранным в представительные органы власти.

Метод автономии предоставляет возможность самим участникам правоотношений самостоятельно определять свое поведение в рамках правовых предписаний. При этом сто-роны выступают в качестве равных субъектов, добровольно принимают на себя обязатель-ства по отношению друг к другу. Иначе говоря, лица вправе совершать любые действия пря-мо не запрещенные законом ("дозволено все, кроме прямо запрещенного"). Например, соб-ственник имущества вправе делать с ним все, что он пожелает, за исключением тех действий, которые запрещены законом.

На основе предмета и метода правового регулирования в системе права выделяют конституционное, трудовое, уголовное право и другие отрасли.

Классификация отраслей права

Профилирующие , базовые отрасли, охватывающие главные правовые режимы: консти-туционное право, затем три материальные отрасли - гражданское, административное, уго-ловное право, соответствующие им процессуальные отрасли - гражданское процессуальное, административно-процессуальное, уголовно-процессуальное право. Именно здесь, в этой группе, сконцентрированы главные первичные с правовой стороны юридические средства ре-гулирования.

Следует обратить внимание на терминологию: материальные отрасли (институты, нормы) посвящены правам и обязанностям, другим юридическим вопросам по существу, а процессуальные отрасли (институты, нормы) - процессуальным, процедурным вопросам.

Материальное право - это юридическое понятие, обозначающее правовые нормы, с помощью которых государство осуществляет воздействие на общественные отношения путем прямого, непосредственного правового регулирования (таким же образом осуществляется воздействие и с помощью процессуального права). Нормы материального права закрепляют формы собственности, юридическое положение имущества и лиц, определяют порядок образования и структуру государственных органов, устанавливают правовой статус граждан, основания и пределы ответственности за правонарушения и т.д.

Процессуальное право - это совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие при расследовании преступлений, рассмотрении и разрешении уголовных и гражданских дел. Оно неразрывно связано с материальным правом, так как закрепляет процессуальные формы, необходимые для его существования.

Материальные отрасли права связаны с процессуальными. К. Маркс отмечал, "что материальное право имеет свои необходимые, присущие ему процессуальные формы. Один и тот же дух должен одушевлять судебный процесс и законы, ибо процесс есть форма жизни закона, следовательно, проявление его внутренней жизни".

Среди отраслей, входящих в систему права, центральное, определяющее место занимает конституционное (государственное) право, предметом которого являются отношения, связан-ные с принципами организации и работы органов государственной власти, государственного су-веренитета, правового положения личности и т. д.

Кроме того, роль конституционного права как ведущей отрасли обусловлена тем, что ее основным источником является Конституция - Основной Закон государства, нормы кото-рого являются исходными для всех отраслей права. Например, Конституционное право, за-крепляя различные формы собственности, права собственника и т. п., устанавливает основы гражданского права, определяя основы бюджетной системы государства, систему налогов, нормы конституционного права утверждают основы финансового права и т. д.

Гражданское право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих имущественные, связанные с ними личные неимущественные отношения. Общественные от-ношения, являющиеся предметом данной отрасли, основываются не на подчиненности, а на автономии воли участников отношений, их имущественной независимости.

Гражданско-правовые нормы устанавливают порядок возникновения, изменения, пре-кращения имущественных отношений, регулируют отношения собственности, договорные отношения и иные вопросы.

Гражданско-процессуальное право состоит из норм, регулирующих порядок судопроиз-водства по гражданским, трудовым, семейным делам. Иными словами, нормы гражданско-процессуального права устанавливают права и обязанности суда при осуществлении право-судия, закрепляют правовой статус субъектов гражданского процесса, регламентируют ход судебного разбирательства и т. д.

Уголовное право как отрасль представляет собой совокупность юридических норм, ко-торые устанавливают преступность и наказуемость деяний, наносящих вред личности, об-ществу, государству. Нормы уголовного права определяют преступления, очерчивают их круг, виды и размеры наказания за них и т.д.

Уголовно-процессуальное право объединяет нормы, устанавливающие порядок производства по уголовным делам. Нормы данной отрасли регулируют деятельность правоохранительных органов (суда, прокуратуры, органов дознания и т.д.) и их взаимоотношения с гражданами при расследовании, в ходе судебного разбирательства и при разрешении уголов-ных дел.

Административное право регулирует управленческие отношения государственных органов, деятельность исполнительно-распорядительного характера.

Специальные отрасли, где правовые режимы модифицированы, приспособлены к особым сферам жизни общества: трудовое право, земельное право, финансовое право, право социального обеспечения, семейное право, уголовно-исполнительное право. Трудовое право определяет порядок установления и прекращения трудовых правоотно-шений, обязательную меру труда и его оплату, внутренний трудовой распорядок, дисциплинарную и материальную ответственность, охрану труда, порядок рассмотрения ин-дивидуальных и коллективных споров, закрепляет права коллективов и их органов на уча-стие в управлении производством и т. д.

Семейное право - это отрасль права, которая регулирует брачно-семейные отношения. Нормы семейного права устанавливают права и обязанности супругов, родителей и детей по отношению друг к другу, порядок вступления и расторжение брака и т. д.

Финансовое право представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих отношения в сфере формирования государственного и местных бюджетов, их реализацию. Нормы этой отрасли регулируют порядок взимания налогов и других платежей в бюджет, а также другие вопросы.

Комплексные отрасли

Для них характерно соединение разнородных институтов профилирующих и специальных отраслей: хозяйственное право, сельскохозяйственное право, экологическое право, коммерческое право, предпринимательское право экономическое право, торговое право, право прокурорского надзора, морское право, воздушное право, военное право.

Экологическое право представляет собой совокупность норм, регулирующих обще-ственные отношения в сфере взаимодействия общества и природы.

Иными словами, оно регулирует такие экологические отношения, которые возникают по поводу рационального использования и охраны природных ресурсов: недр, лесов, атмо-сферного воздуха и т.д.

Предпринимательское право определяет порядок ведения самостоятельной деятельности граждан и юридических лиц, которая направлена на получение прибыли от выполненных работ, оказанных услуг, и связана с риском самостоятельной имущественной ответствен-ности предпринимателей.

Понятие подотрасли права

Отрасли неоднородны по своему составу. Одни из них являются крупными нормативными образованиями, иные представляют собой сравнительно компактную совокупность правовых норм (например, процессуальные отрасли). Крупные и сложные по своему составу отрасли права содержат в себе еще один компонент - подотрасль права.

Подотрасль права объединяет несколько институтов, являясь упорядоченной со- вокупностью родственных институтов одной и той же отрасли права. Внешним выражением подотрасли является наличие в ней такой группы норм, которая содержит общие принципи-альные положения, присущие нескольким правовым институтам определенной отрасли. Та-ково, например, обязательственное право в составе гражданского права.

Так, в составе конституционного права выделяют такие подотрасли, как муници-пальное и парламентское право. В гражданском праве в качест-ве подотраслей выступают авторское, обязательственное, на-следственное право и др. В финансовом праве выделяются такое подотрасли, как бюджетное, налоговое право. Отдельные от-расли права, в частности процессуальные, земельное, семей-ное, не подразделяются на подотрасли. Поэтому в отличие от правового института подотрасль права обязательным компонен-том каждой отрасли права не является.

3. Институт права: сущность и виды

В свою очередь, отрасль права подразделяется на отдельные взаимосвязанные элемен-ты, которыми являются институты права.

Для института, как и для отрасли права, свойственны обособленность юридических норм и самостоятельность функционирования. Институт права целиком входит в состав со-ответствующей отрасли права (институт договора страхования - в состав гражданского права). Отличие института от отрасли заключается в том, что он регулирует не всю совокуп-ность соответствующих общественных отношений, а лишь отдельные его стороны (например, только обязательственные отношения). Нередко одни и те же общественные от-ношения становятся предметом регулирования норм различных отраслей права. Тогда соот-ветствующие нормы образуют так называемый комплексный институт. Например, отноше-ния собственности регулируются нормами конституционного гражданского, уголовного пра-ва.

Институт права - это элемент системы права, представленный совокупностью правовых норм, регулирующих однородную группу общественных отношений. Правовой институт представляет собой обособленный блок от-расли права, которому свойственны: а) однородность фактичес-кого содержания - каждый институт предназначен для регули-рования самостоятельной, относительно обособленной группы отношений либо отдельных поступков, действий людей; б) юри-дическое единство правовых норм.

Нормы, входящие в право-вой институт, образуют единый комплекс, выражаются в общих положениях, правовых принципах, специфических правовых по-нятиях, что создает особый, присущий для данного вида отноше-ний, правовой режим регулирования; в) нормативная обособлен-ность, т. е. обособление образующих правовой институт норм в главах, разделах, частях, иных структурных частях закона либо иного нормативно-правового акта; г) полнота регулируемых от-ношений. Институт права включает такой набор норм (дефини-тивных, управомочивающих, запрещающих и др.), который при-зван обеспечивать беспробельность регулируемых им отноше-ний.

В силу этих свойств всякий институт права выполняет присущую только ему регулятивную задачу и не входит в коллизию с иными структурными элементами системы права.

По своему содержанию институты права бывают простые и сложные. Простой институт включает в себя юридические нормы одной отрасли права. Например, институт прекращения брака в семейном праве, институт залога в гражданском пра-ве и др.

Сложный, или комплексный , институт права представляет со-бой совокупность норм, входящих в состав различных отраслей права, но регулирующих взаимосвязанные родственные отноше-ния. Типичным примером является институт собственности, кото-рый является предметом регулирования конституционного, гражданского, семейного, административного и некоторых иных отраслей права. В рамках сложного института выделяются так называемые субинституты .

Кроме названных, принято выделять материальные и процессу-альные институты, охранительные и регулятивные и т.д.

Наряду с институтами, действующими в пределах отрасли права, суще-ствуют, хотя и немногочисленные, институты, вбирающие в себя нормы нескольких отраслей права. В научной и учебной юридической литературе их называют смешанными институтами.

Итак, правовой институт - это обособленный комплекс юридических норм, которые яв- ляются специфическим элементом отрасли права и регулируют незначительный круг одно-родных общественных отношений.

4. Норма права как элемент системы права

Нормы права составляют основу, базис любой системы права. Это тот строительный материал, из которого создаются все отрасли и институты права.

Нормы права являются первичными элементами системы права. Они исходят (издаются или санкционируются государственными органами) от государства и представляют собой общеобязательные правила поведения. Нормами права регулируются не все, а лишь наиболее важные для жизне-деятельности всего общества и граждан отношения. Что же касается остальных общественных отношений, то они регулируются неправовыми нормами.

Наличие всех этих компонентов, определенным образом расположенных и взаимосвязанных между собой, создает эф-фективную юридическую конструкцию: закрепление в Конститу-ции РФ права на информацию, в федеральном законодательст-ве - корреспондируемых ему обязанностей и санкций, обеспе-чивающих их исполнение, - означает юридическую гарантированность и реализуемость конституционного права граждан.

Связанность норм, институтов и отраслей права в единый нормативно-юридический комплекс дает согласованный (сис-темный) эффект. Право, таким образом, оказывает влияние на регулируемые отношения всей совокупностью юридических средств, добиваясь тем самым необходимого юридического результата, достижения целей и задач правового регулирования. Чем согласованнее между собой элементы системы права, тем ощутимее оказывается социальная отдача права.

Принимая законодательный акт, законотворческий орган обя-зан «вписать» его в действующую систему права, не нарушая ее целостности и гармонии. Не принятый системой права закон не только бездействует, но нередко проявляет активность в режи-ме «эффекта бумеранга».

Системное построение права сигнализирует законодателю о тех актах, которые находятся в противоречии с его системной организацией, дает представление о недостающих компонентах, позволяет обнаружить пробелы в законодательстве.

В правоприменительной деятельности системный принцип пра-ва позволяет правильно истолковать и применить норму права.

Несомненно значение системной организации права для сис-тематизации законодательства, приведения его в упорядочен-ную и согласованную систему.