Схема виды субъектов административных правоотношений. Понятие, структура и виды административно-правовых отношений. А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

Теоретическое осмысление проблемы административно-правовых отношений традиционно вызывает трудности, поскольку этот институт связан со всеми (не менее сложными) институтами административного права. Сущность административно-правовых отношений должна обусловливать главные черты как материальных, так и процессуальных административно-правовых норм, т. е. управленческого процесса и административно-процессуальной деятельности. Принципиальным положением является то, что гражданин — один из главнейших участников административно-правовых отношений, важнейший субъект административного права, которое должно предоставлять гражданину максимум правовых возможностей в случае неправомерных действий органов управления (должностных лиц) для защиты его нарушенных прав и свобод.

Согласно одной из концепций для административно-правовых отношений характерны следующие признаки:

Другая концепция административно-правовых отношений также состоит из трех пунктов: 1) возникают в сфере государственного управления; 2) могут иметь место между всеми субъектами административного права в любом их сочетании; 3) делятся по соотношению прав и обязанностей участников на две группы: а) отношения власти-подчинения; б) отношения равноправия. Такой подход в рассмотрении административно-пра- вовых отношений остался практически до наших дней.

Несмотря на некоторые различия в понимании сущности административно-правовых отношений, можно указать на общий недостаток, свойственный обеим концепциям: в них ничего не говорится о таком важнейшем признаке этих отношений, как необходимость установления гарантии судебной защиты прав и интересов граждан по отношению к управлению. Иначе говоря, если такая гарантия судебной защиты отсутствует, то едва ли можно говорить о цивилизованных административно-правовых отношениях, характеризующихся организационностью, обязательным наличием органа управления, реализующего властную управленческую компетенцию и проч. В более широком плане этот недостаток можно было бы определить как отсутствие правового режима административно-правовых отношений, как отсутствие режима обеспечения правовой защиты граждан по отношению к управлению (исполнительной власти).

Обладатель прав и обязанностей, которыми он наделен с целью реализации полномочий, возложенных на него административным правом.

Субъекты административного права могут стать субъектами административных правоотношений, если имеют место:

Административно-правовые нормы, предусматривающие права и обязанности субъекта;

Административная правоспособность и дееспособность субъекта (вменяемость) ;

Основание возникновения, изменения и прекращения правоотношения.

Административная правоспособность - установленная и охраняемая государством возможность субъекта вступать в административно-правовые отношения.

Административная дееспособность - способность субъекта своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, реализовывать их в рамках конкретных административно-правовых отношений.

В качестве субъектов административного права можно рассматривать Российскую Федерацию, субъекты Федерации, государственные и негосударственные организации. В этой роли они обладают административной правоспособностью. Однако в конкретных административно-правовых отношениях они не участвуют. Административной дееспособностью обладают их органы исполнительной власти или управления.

Субъект административно-правовых отношений - лицо или организация, которые в соответствии с действующим законодательством являются участниками управленческих отношений, регулируемых нормами административного права, наделены определенными правами и обязанностями в сфере государственного управления и способны их осуществлять.

Индивидуальные субъекты :

Граждане Российской Федерации;

Иностранные граждане;

Лица без гражданства.

Коллективные субъекты административного права - это группы людей, являющиеся организациями, которые выступают во внешних отношениях как самостоятельный субъект права; порядок их создания и деятельность регламентированы нормативными правовыми актами

Коллективные субъекты:

а) государственные организации :

Органы исполнительной власти (государственного управления);

Государственные предприятия, учреждения и их объединения;

Структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией;

б) негосударственные организации :

Общественные объединения (партии, союзы, общественные движения и т. п.);

Трудовые коллективы;

Различные коммерческие структуры;

Органы местного самоуправления.

Традиционно субъектом административного права считается физическое или юридическое лицо (организация), которые в соответствии с установленными административным законодательством нормами участвуют в осуществлении публичного управления, реализации функций исполнительной власти.

Субъект административного права - это одна из сторон публичной управленческой деятельности, участник управленческих отношений, наделенный законодательством правами, обязанностями, полномочиями, компетенцией, ответственностью, способностью вступать в административно-правовые отношения. Таким образом, реализация прав, установленных за субъектом административного права, и выполнение им определенных обязанностей происходят в рамках конкретного правоотношения. Поэтому последние являются основным каналом реализации административно-правовых норм.

Субъекты административного права - участники административно-правовых отношений, участвуют в организации публичного управления (гос. и муницип.), в самой управленческой деятельности, а также в процессе управления (административных процедурах).

Субъектами административно-правовых отношений граждане становятся, например, в силу необходимости совершения какого-либо действия, выполнения установленной для них обязанности, получения разрешения (лицензии) соответствующего государственного органа, оспаривания в суде действий (бездействия) или решения органов исполнительной власти, нарушающих права, свободы и законные интересы (на гражданина налагается административное взыскание за совершенное административное правонарушение; он направляет жалобу в суд на действие должностного лица, нарушившего его право или ограничившего его свободы; граждане учреждают общественное объединение и т. д.).

У разных субъектов административного права административная дееспособность возникает по-разному; главным условием ее возникновения является характер прав, обязанностей и полномочий субъектов. Административное законодательство закрепляет сам факт наличия и объем дееспособности субъектов административного права в зависимости от различных критериев:

1) возраста (административная ответственность физических лиц наступает при достижении лицом 16 лет);

2) должностного положения (государственно-властные полномочия могут осуществлять только уполномоченные специальными правовыми нормами субъекты);

3) правового режима осуществления права и исполнения обязанностей (например, в условиях чрезвычайного положения права граждан могут быть ограничены);

4) результатов проведения соответствующих регистрационных или иных административных процедур (например, некоторые организации - субъекты административного права - приобретают реальную возможность осуществлять свою деятельность только после государственной регистрации их уставов или после получения лицензии (иного разрешения) на занятие определенной деятельностью).

Правовые основания для приобретения административной дееспособности устанавливаются в нормативных правовых актах.

Административное право, регулируя сложившиеся правоотношения, определяет круг участников, и выделяет специальный субъект. Объясняется это тем, что регулируемые административным правом отношения в основном возникают и складываются при реализации функций органов исполнительной власти, то есть в органах руководства и подчинения. Таким образом, административным правом выделены пять групп участников: 1. физические лица;

2. должностные лица;

3. военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие

дисциплинарных Уставов.

4. иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица; 5. юридические лица.

Возраст, по достижении которого для физического лица наступает административная ответственность, определяется с шестнадцати лет. При установлении данного возрастного предела руководствовались теорией ограниченной дееспособности человека. Именно с шестнадцати лет человек начинает, в полной мере, осмыслять законность своих поступков и действий, давать им оценку, определять пропорциональность последствий и ответственности за них.

Критерием требования, к назначению административной ответственности, служит то, чтобы виновному лицу исполнилось шестнадцать лет не в момент привлечения его к административной ответственности, а в момент совершения им административного правонарушения. Например:

Ко времени возбуждения производства, за совершённое им административное правонарушение, Д. Исполнилось шестнадцать лет. В судебном заседании было установлено, что в момент совершения правонарушения Д. было полных пятнадцать лет. В связи с этим, Д. от административной ответственности был освобождён, а административное производство, в отношении его, прекращено.

Административное право предусматривает три ситуации, когда виновное, в совершении административного правонарушения, лицо не подлежит ответственности. Такими ситуациями являются:

1. Невменяемость. Оценкой критерия невменяемости может служить только медицинское заключение экспертов, выносимое в отношении виновного в административном правонарушении лица.

Виновное лицо может быть освобождено от ответственности только в том случаи, если данное заключение подтвердит о совершении им административного правонарушения в состоянии невменяемости.

2. Крайняя необходимость. Понятие крайняя необходимость, содержит элементы, исключающие из разряда административных правонарушений возможное причинение лицом вреда по наличию виновного деяния в нём:

1) совершённое деяние виновного лица должно быть направлено на предотвращение иного административного правонарушения;

2) виновное лицо не должно иметь иной возможности по предотвращению административного правонарушения, кроме совершённого деяния;

3) характер, объём и последствия совершённого виновным лицом деяния, не должны превышать характер, объём и последствия предотвращённого административного правонарушения.

Малозначительность совершённого правонарушения.

Административное право содержит критерии, объединённые в понятие освобождения от административной ответственности при совершении малозначительного правонарушения.

При малозначительности совершённого правонарушения судья, орган, должностное лицо уполномоченное возбуждать дело об административном правонарушении, могут освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Административное право расширяет круг субъектов несущих административную ответственность, относя к ним и должностных лиц, если законом не установлено иное.

Под должностным лицом понимается лицо выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции руководителя, а также другие работники государственных, иных коммерческих и некоммерческих организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Военнослужащие и призванные на военные сборы граждане, несут административную ответственность в соответствии с дисциплинарными Уставами, предусматривающими наказания за административные правонарушения.

Сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, федеральных органов налоговой инспекции и таможенных органов, то есть служащие тех органов, в отношении которых разработаны и действуют специальные нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок прохождения службы в указанных органах, несут административную ответственность предусмотренную ими.

Исключением для данного специального субъекта, когда он несёт административную ответственность по общим основаниям (кроме наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву также и административный штраф), являются правонарушения, посягающие на объекты, имеющие двухсторонний интерес и пристальное внимание государства и общества:

1. права, регламентированные законодательством о выборах и референдумах;

2. область обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

3. правила дорожного движения;

4. требования пожарной безопасности вне места службы;

5. права, регламентированные законодательством об охране окружающей природной среды;

6. таможенные правила и правила режима государственной границы Российской Федерации, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;

7. область налогов, сборов и финансов;

8. не выполнение законных требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

Требование Административного права к иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам, совершившим административное правонарушение, складывается из двух оснований:

1.территориальности (места совершения административного правонарушения);

2. статуса (значимости лица в международных взаимоотношениях).

При сопоставлении данных двух оснований можно выделить следующий порядок привлечения к административной ответственности иностранных лиц, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц:

1. При совершении административного правонарушения на территории Российской Федерации, подлежат ответственности на общих основаниях.

2. совершение административных правонарушений на водном объекте, в территориальном море, на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне, подлежат административной ответственности согласно законодательства по данной территории;

3. Совершившее административное правонарушение иностранное лицо, пользующееся иммунитетом (неприкосновенностью) Российской Федерации, подлежит административной ответственности согласно норм международного права.

В целях установления принципа «равенство прав перед законом», кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (от 1 июля 2002 года) устанавливает ответственность юридических лиц за совершённые административные правонарушения.

Таким образом, административное право, в отличие от уголовного права, предусматривает виновность юридического лица, и неотвратимость наступления наказания за совершённое противоправное деяние. Закрепления данного положения обусловлено сложившейся ситуацией в обществе и в нынешней рыночной экономики. Юридические лица пытаются различными способами, путями и средствами достичь своей цели и выгоды, зачастую нарушая закон. Основания наступления административной ответственности юридических лиц, состоят из двух элементов:

Юридические лица подлежат ответственности за административные правонарушения, предусмотренные административным законодательством Российской Федерации, или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Основания наступления административной ответственности, для юридических лиц, здесь расширен. Они наступают не только за административные правонарушения, предусмотренные законодательством Российской Федерации, но и по законодательству его субъектов.

Если административное правонарушение одновременно может быть совершено как физическим (должностным) так и юридическим лицом, то ответственность может быть применена к ним в равной мере, за исключением административного правонарушения, которое может быть совершено только физическим лицом.

Некоторые административные правонарушения могут быть совершены только физическим лицом (например, хулиганство). Иные же правонарушения (например, против охраны окружающей среды и природопользования) могут быть совершены как физическим, так и юридическим лицом.

Зачастую, достигая результата, руководствуясь девизом «цель оправдывает средства» , совершая административное правонарушение и пытаясь уйти от ответственности, юридическое лицо меняет свою организационно-правовую форму (путём ликвидации или реорганизации). В связи с этим, административное право предусматривает наступление ответственности правопреемника или вновь созданного юридического лица:

1. при слиянии нескольких юридических лиц, к ответственности привлекается вновь созданное юридическое лицо;

2. при присоединении одного юридического лица к другому, к ответственности привлекается присоединившееся юридическое лицо;

3. при разделении или выделении юридического лица, к ответственности привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности виновного в административном правонарушении юридического лица;

4. при преобразовании юридического лица одного вида в другое, к ответственности привлекается вновь возникшее юридическое лицо.

Административное право закрепляет принцип«незнание не освобождает от ответственности». То есть, не знание правопреемником реорганизованного юридического лица, о совершённом, его предшественником административном правонарушении, не освобождает его от административной ответственности.


Похожая информация.


  • 6. Понятие, сущность, значение административного права как отраслевой правовой науки.
  • 7. Предмет и метод административно-правовой науки.
  • 10. Состояние науки административного права в дореволюционной России и период советского строительства в ссср.
  • 11. Задачи и состояние науки административного права в современных условиях. «Лазаревские чтения»
  • 12.Управление: понятие, сущность, система, значение, типы, виды.
  • 13. Управление как объект и предмет правового регулирования. Объем правового регулирования государственного и муниципального управления административным правом.
  • 14. Государственное и муниципальное управление - особый вид социального управления
  • 15. Государственное и частное управление: соотношение.
  • 16. Структура государственного управления: особенности субъекта, объекта и механизм их взаимодействия.
  • 17. Виды и значение управленческих взаимосвязей: субординация, координация, реординация.
  • 18. Понятие, структура, черты исполнительно-распорядительной деятельности. Отличие ее от законодательной, судебной и прокурорской.
  • 19. Понятие и структура механизма исполнительно-распорядительной (государственно-управленческой) деятельности органов исполнительной власти.
  • 20. Законы и закономерности управления. Принципы государственного управления как правовое выражение этих законов и закономерностей.
  • 21. Цели и задачи в механизме государственного управления
  • 23. Формы и методы государственного управления.
  • 24. Технология управления: понятие, значение в деятельности органов исполнительной власти
  • 25.Понятие, содержание, структура административно-правовых норм.
  • 27. Виды административно-правовых норм.
  • 28. Действие норм административного права.
  • 29. Реализация норм административного права. Применение как особая форма реализации административно-правовых норм.
  • 30. Понятие, структура, содержание административно-правовых отношений.
  • 31. Основания возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений.
  • 32. Субъекты административно-правовых отношений
  • 33. Предмет и объект административно-правовых отношений.
  • 34. Виды административно-правовых отношений.
  • 36. Административно-правовой статус: понятие, содержание и структура
  • 37. Правосубъектность: понятие, виды (общая, специальная).
  • 38. Виды субъектов административного права и их классификация.
  • 39.Граждане как субъекты административного права.
  • 40. Права и обязанности граждан по административному праву (в сфере публичного
  • 41. Особенности регулирования административным правом общественно-политической активности граждан, права заниматься предпринимательской деятельностью, права на передвижение и выбор места жительства.
  • 42. Юридические гарантии субъективных прав граждан: право на защиту, право на оружие, право обращения в органы публичного управления и к должностным лицам
  • 43. Виды обращений граждан и порядок их рассмотрения в органах исполнительной власти.
  • 44. Особенности административно-правового статуса иностранцев, лиц без гражданства и лиц с двойным гражданством.
  • 45. Административно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев
  • 46.Понятие и виды коллективных субъектов административного права.
  • 47. Особенности содержания административно-правового статуса коллективного субъекта.
  • 49. Административно-правовой статус религиозных объединений
  • 50. Административно-правовой статус некоммерческих организаций
  • 51.Статус государства – Российской Федерации.
  • 52. Административно-правовой статус субъекта рф.
  • 53. Административно-правовой статус Президента рф.
  • 54. Статус муниципальных образований
  • 55. Статус средств массовой информации
  • 56.Система органов государственного управления в Российской Федерации (их виды и классификация).
  • 57. Соотношение системы и структуры федеральных органов исполнительной власти
  • 58. Содержание административно-правового статуса органов исполнительной власти.
  • 59. Административно-правовой статус Правительства Российской Федерации
  • 61. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти.
  • 62. Государственные органы исполнительной власти субъектов рф
  • 63. Административно-правовой статус муниципальных органов исполнительной власти
  • 65. Организационно-правовое регулирование государственной службы.
  • 66. Понятие и принципы государственной гражданской службы. 67. Понятие государственной должности и должности государственного служащего.
  • 68.Способы замещения должностей в аппарате управления.
  • 69. Классификация государственных гражданских должностей
  • 72. Основные социально-правовые гарантии, ограничения, запреты и поощрения для государственных служащих.
  • 73. Муниципальная служба и административно-правовой статус муниципального служащего
  • 74.Понятие, признаки и юридическое значение правовых актов управления
  • 75. Виды и классификация правовых актов управления
  • 76. Требования, предъявляемые правовым актам управления, и последствия их несоблюдения.
  • 77. Административный договор: публично-правовая природа, признаки, отличия от гражданско-правового договора.
  • 76. Административное усмотрение и административный произвол.
  • 32. Субъекты административно-правовых отношений

    Субъект административного права - обладатель прав и обязанностей, которыми он наделен с целью реализации полномочий, возложенных на него административным правом.

    Субъекты административного права могут стать субъектами административных правоотношений, если имеют место:

    Административно-правовые нормы, предусматривающие права и обязанности субъекта;

    Административная правоспособность и дееспособность субъекта (вменяемость);

    Основание возникновения, изменения и прекращения правоотношения.

    Административная правоспособность - установленная и охраняемая государством возможность субъекта вступать в административно-правовые отношения.

    Административная дееспособность - способность субъекта своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, реализовывать их в рамках конкретных административно-правовых отношений.

    В качестве субъектов административного права можно рассматривать Российскую Федерацию, субъекты Федерации, государственные и негосударственные организации. В этой роли они обладают административной правоспособностью. Однако в конкретных административно-правовых отношениях они не участвуют. Административной дееспособностью обладают их органы исполнительной власти или управления.

    Субъект административно-правовых отношений - лицо или организация, которые в соответствии с действующим законодательством являются участниками управленческих отношений, регулируемых нормами административного права, наделены определенными правами и обязанностями в сфере государственного управления и способны их осуществлять.

    Индивидуальные субъекты:

    Граждане Российской Федерации;

    Иностранные граждане;

    Лица без гражданства.

    Коллективные субъекты административного права - это группы людей, являющиеся организациями, которые выступают во внешних отношениях как самостоятельный субъект права; порядок их создания и деятельность регламентированы нормативными правовыми актами

    Коллективные субъекты:

    а) государственные организации:

    Органы исполнительной власти (государственного управления);

    Государственные предприятия, учреждения и их объединения;

    Структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией;

    б) негосударственные организации:

    Общественные объединения (партии, союзы, общественные движения и т. п.);

    Трудовые коллективы;

    Различные коммерческие структуры;

    Органы местного самоуправления.

    Традиционно субъектом административного права считается физическое или юридическое лицо (организация), которые в соответствии с установленными административным законодательством нормами участвуют в осуществлении публичного управления, реализации функций исполнительной власти.

    Субъект административного права - это одна из сторон публичной управленческой деятельности, участник управленческих отношений, наделенный законодательством правами, обязанностями, полномочиями, компетенцией, ответственностью, способностью вступать в административно-правовые отношения. Таким образом, реализация прав, установленных за субъектом административного права, и выполнение им определенных обязанностей происходят в рамках конкретного правоотношения. Поэтому последние являются основным каналом реализации административно-правовых норм.

    Субъекты административного права - участники административно-правовых отношений, участвуют в организации публичного управления (гос. и муницип.), в самой управленческой деятельности, а также в процессе управления (административных процедурах).

    Субъектами административно-правовых отношений граждане становятся, например, в силу необходимости совершения какого-либо действия, выполнения установленной для них обязанности, получения разрешения (лицензии) соответствующего государственного органа, оспаривания в суде действий (бездействия) или решения органов исполнительной власти, нарушающих права, свободы и законные интересы (на гражданина налагается административное взыскание за совершенное административное правонарушение; он направляет жалобу в суд на действие должностного лица, нарушившего его право или ограничившего его свободы; граждане учреждают общественное объединение и т. д.).

    У разных субъектов административного права административная дееспособность возникает по-разному; главным условием ее возникновения является характер прав, обязанностей и полномочий субъектов. Административное законодательство закрепляет сам факт наличия и объем дееспособности субъектов административного права в зависимости от различных критериев:

    1) возраста (административная ответственность физических лиц наступает при достижении лицом 16 лет);

    2) должностного положения (государственно-властные полномочия могут осуществлять только уполномоченные специальными правовыми нормами субъекты);

    3) правового режима осуществления права и исполнения обязанностей (например, в условиях чрезвычайного положения права граждан могут быть ограничены);

    4) результатов проведения соответствующих регистрационных или иных административных процедур (например, некоторые организации - субъекты административного права - приобретают реальную возможность осуществлять свою деятельность только после государственной регистрации их уставов или после получения лицензии (иного разрешения) на занятие определенной деятельностью).

    Правовые основания для приобретения административной дееспособности устанавливаются в нормативных правовых актах.

    Правовые отношения возникают в процессе реализации правовых норм, которые содержат общеобязательные государственные предпи­сания. Общественные отношения в сфере исполнительной власти, урегу­лированные административно-правовыми нормами, называются админи­стративно-правовыми отношениями. Стороны участвуют в них как но­сители взаимных прав и обязанностей, установленных и обеспеченных административно-правовыми нормами. В этих правоотношениях вы­ражен государственный интерес, т. е. практически реализуются задачи и функции государства. Такие правоотношения возникают, изменяют­ся и прекращаются в связи с организацией и функционированием ор­ганов исполнительной власти в соответствии с действующим законо­дательством и (или) подзаконными административно-правовыми нор­мами.

    Административно-правовое отношение, как и все другие правоот­ношения, имеет структуру , а именно системную сово­купность взаимосвязанных обязательных элементов: участники (сто­роны) правоотношения - субъект и объект управления; их субъектив­ные права и юридические обязанности; поощрения и ответственность участников; юридический факт (факты).

    Субъект - это участник (сторона) правоотношения в сфере ис­полнительной власти, наделенный соответствующими государствен­но-властными полномочиями по осуществлению управленческих функций. Обычно в качестве субъекта административно-правовых от­ношений (управляющей стороны) выступает орган исполнительной власти и его должностные лица, в официальной форме выражающие волю и интересы государства. В случаях, определенных законодатель­ством, в роли субъекта могут выступать суды (например, при рассмот­рении административных дел) и общественные объединения при ре­ализации своих внешних управленческих функций (например, проф­союзы при управлении подведомственными санаторно-курортными учреждениями).

    Объект управления - другой участник (сторона) правоотношения, т.е. физические и юридические лица, которые наделены правами и обязанностями в сфере исполнительной власти, но в качестве управ­ляемой стороны. Ими могут быть: граждане; государственные служа­щие; органы управления (администрация) государственных и негосу­дарственных предприятий, учреждений и организаций; соподчинен­ные и несоподчиненные органы исполнительной власти; исполнитель­ные органы в системе местного самоуправления; иностранные организации.


    Практически объектом управления следует считать деятель­ность этих людей и их объединений по реализации в сфере исполни­тельной власти своих прав и обязанностей , их сознательно-волевое поведение.

    Каждое материальное и процессуальное административно-право­вое отношение есть определенная системная взаимосвязь прав и обя­занностей его участников. Этим характеризуется содержание правоот­ношения. Правомочию - субъективному праву одного участника пра­воотношения - всегда соответствует юридическая обязанность друго­го, и наоборот. Административно-правовая норма устанавливает объем полномочий сторон, их взаимные права и обязанности, юридическую ответственность за неисполнение обязанностей или нарушение прав.



    Административно-правовое отношение предполагает такое поведе­ние его участников (сторон), которое соответствует требованиям, сформулированным в административно-правовых нормах. Именно оно считается правильным и не только оценивается положительно, но в соответствующих случаях и поощряется . Например, ст. 13 Федераль­ного закона от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации»* устанавливает, что к государственным служа­щим применяются поощрения за успешное и добросовестное исполне­ние ими должностных обязанностей, продолжительную и безупречную службу, выполнение заданий особой важности и сложности. В случае же несоблюдения, нарушения требований, изложенных в администра­тивно-правовых нормах, возникает необходимость их защиты в адми­нистративном или судебном порядке. Большинство административно-правовых отношений защищается в административном порядке. К участникам административно-правовых отношений, не выполняю­щим своих обязанностей, уполномоченные на то органы исполнитель­ной власти применяют меры государственного принуждения, в том числе меры юридической ответственности.

    Юридическими фактами называются фактические обстоятельства, с которыми правовые нормы связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Только при наличии юридического факта (фактов) субъект административного права становится субъек­том административных правоотношений. Остановимся на различиях между этими понятиями.

    В правовых нормах субъектом административного права называет­ся лицо или организация, которые при определенных условиях могут быть участниками (сторонами) управленческих отношений. Они определеляются общим (родовым) образом – как индивидуальные субъекты (граждане, государственные служащие) или как коллективные (органы исполнительной власти, органы управления государственных и него­сударственных организаций и т.д.). В течение длительного времени они могут не вступать ни с кем в административные правоотношения, т. е. не становиться их участниками (субъектами или объектами управ­ления).

    Субъект же правоотношения всегда конкретен. Это конкретное лицо или организация, сторона правоотношения (субъект или объект управления), наделенная правами и обязанностями в сфере исполни­тельной власти и способная осуществлять их.

    Субъекты административного права могут стать субъектами (участ­никами, сторонами) административных правоотношений при наличии трех условий: 1) административно-правовой нормы, определяющей субъекта, его права и (или) обязанности, юридическую ответствен­ность; 2) административной правоспособности и дееспособности субъ­екта; 3) юридического факта (фактов), т. е. основания возникновения, изменения или прекращения правоотношения.

    Юридические факты делятся на действия и события.

    Действия - результаты активного волеизъявления участника пра­воотношения. Они могут быть правомерными или неправомерными. К числу правомерных действий относятся, например, издание органом исполнительной власти индивидуального акта управления в пределах своих полномочий; государственная регистрация общественных объ­единений, осуществляемая органами юстиции, и т. п. Неправомерные действия (деликты) не соответствуют требованиям административно-правовых норм, нарушают их, например административные или дис­циплинарные проступки.

    События - это явления, не зависимые от воли людей (например достижение определенного возраста, с чем связываются юридические последствия; смерть; стихийное бедствие).

    Совершенно очевидно, что перечисленные и другие факты в каж­дом конкретном случае могут иметь различные юридические последст­вия, т. е. порождать, изменять определенные права и обязанности, а также ответственность участников правоотношений. Например, если гражданин подает жалобу на действия должностного лица в орган ис­полнительной власти, последний обязан ее рассмотреть в установлен­ный срок и сообщить гражданину о принятом решении. Умерший гражданин или прекратившее свою деятельность общественное объединение перестают быть участниками соответствующих правоотно­шений.

    Административно-правовые отношения могут быть классифициро­ваны по ряду критериев (см. схему 6): по характеру (особенностям) взаимоотношений их участников, по конкретным целям (предназначе­нию) правоотношений; их содержанию; способу защиты правоотно­шений.

    В зависимости от особенностей взаимоотношений участников раз­личаются: вертикальные (субординационные) правоотношения, возникаю­щие между соподчиненными сторонами, когда существует приоритет субъекта управления в системе органов исполнительной власти (на­пример, между иерархически подчиненными главами админист­раций); горизонтальные (координационные) правоотношения, в рамках которых стороны равноправны, не подчинены друг другу в системе органов исполнительной власти (например между федеральными ми­нистерствами и государственными комитетами); правоотношения между органами исполнительной власти и не под­чиненными им участниками отношений, не входящими в систему ор­ганов исполнительной власти (граждане, администрация негосударст­венных предприятий, учреждений и организаций и др.).

    По конкретным целям (назначению) управленческие отношения, как уже отмечалось, делятся на две группы: внутренние (внутриорганизационные, внутрисистемные) и внешние, т. е. связанные с непо­средственным воздействием на объекты управления, не входящие в систему органов исполнительной власти.

    Административно-правовые отношения по своему содержанию (порядку реализации прав и обязанностей их участников) подразделя­ются на материальные и процессуальные, а по способу защиты - на защищаемые в административном или судебном порядке.

    Внутриорганизационные управленческие отношения, связанные с формированием и комплектованием аппаратов управления, организа­цией их работы, распределением между работниками обязанностей, прав и ответственности и т. п., - вспомогательные, они носят обеспе­чивающий характер. В качестве одной из сторон (участников) таких отношений выступают руководители органов управления и их струк­турных подразделений, а другой - остальные работники, решающие проблемы функционирования этих органов. Главные же, определяю­щие - внешние (внешненаправленные) отношения, в рамках которых органы исполнительной власти реализуют свою компетенцию по по­вседневному руководству хозяйственными, социально-культурными и административно-политическими процессами, используя свойствен­ные этим органам методы и средства.

    Виды административных правоотношений: основные и неосновные административные правоотношения; вертикальные и горизонтальные правоотношения в административном праве; внутриаппаратные и внеаппаратные правоотношения.

    Административно-правовые отношения – это урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти. Административно-правовые отношения являются разновидностью правоотношенияй вообще, поэтому они обладают всеми свойственными им общим признакам. В то же время они имеют свои особенности:

    Обязанности и права сторон этих отношений связаны с деятельностью

    государственной администрации;

    В этих отношениях одной из сторон выступает субъект административной власти (орган, должностное лицо, негосударственная организация, наделенные государственно-властными полномочиями);

    Данные отношения чаще всего возникают по инициативе одной из сторон;

    В случае нарушения административно-правовой нормы нарушитель несет ответственность перед государством;

    Разрешение споров между сторонами, как правило, осуществляется в административном порядке, но на сегодня практика идет путем рассмотрения данных дел судами.

    Существует значительное разнообразие административных правоотношений.

    В зависимости от целей деятельности отношения могут быть регулятивными и охранительными; наиболее известная разновидность последних – деликтные.

    По составу участников правоотношения могут быть: - внутриаппаратными; внеаппаратными.

    Во внутриаппаратных отношениях обязательный субъект (носитель

    административной власти, звено аппарата) вступает в отношения с другими звеньями аппарата (органами служащими). Во внеаппаратных обязательный субъект взаимодействует с гражданами, негосударственными организациями, государственными предприятиями, учреждениями.

    Большая часть административно-правовых отношений – это

    властеотношения (вертикальные), но в некоторых из них элемент власти не

    присутствует (горизонтальные). Горизонтальные отношения были и в прошлом, а в 90-х годах их становиться все больше. Разновидностями таких отношений могут служить действия нескольких органов по подготовке и изданию совместного решения, соглашения (административные договоры) между ними по организационным вопросам

    Административно-правовые отношения имеют свой состав (структуру). Его элементы:

    Субъекты (участники);

    Объект (то, по поводу чего возникли отношения);

    субъектов) и юридическая (субъективные права и обязанности).

    Акты управления и административно – правовые нормы.

    Любая отрасль права состоит из юридических норм, является их

    организованной совокупностью. Первичными «кирпичиками» административного права, «клеточками», на базе которых формируется система отрасли, являются админтративно-правовые нормы и акты управления.. Их можно понимать как установленные или санкционированные государством правила, регулирующие отношения, возникающие при формировании и деятельности исполнительной власти. Акт и норма содержит правило, модель должного поведения (диспозицию)

    при наличии определенных условий (гипотезы). Они регулируют общественные отношения. Их реализация обеспечивается разнообразными средствами включая государственное принуждение.

    Каждая норма ограничено включена в отраслевую систему, вне которой

    она действовать не может. Например, норма, устанавливающая ответственность за мелкое хулиганство, предусмотренное ст. 158 Кодекса об Административных правонарушениях, действует только вместе с нормой, в которой связано, что к административной ответственность привлекаются лица, достигшие к моменту совершения проступка 16-летнего возраста, согласно ст. 13 КоАП РФ; а также нормами, определяющими, кто рассматривает такие дела, обязывающими составить протокол о проступке и многими другими.

    Огромное множество административно-правовых норм в связи с их

    разнообразием можно поделить на виды по самым разнообразным критериям.

    Возьмем критерии их сущности, содержания, формы и др.

    По целевому назначению административно правовые нормы делятся на регулятивные, содержащие правила созидательной, нормальной деятельности, и охранительные, призванные обеспечить защиту, охрану урегулированных юридическими нормами отношений. И соответственно административное право можно рассматривать как комплекс, состоящий из норм, регламентирующих созидательную деятельность исполнительной власти («активная администрация») и ее охранительную деятельность («пассивная администрация»).

    Взяв в качестве критерия группировки метод воздействия на поведение

    субъектов. Можно выделит нормы обязывающие, запрещающие, уполномочивающие, рекомендующие, поощряющие.

    Критерий предела действия норм (по территории, по кругу лиц)

    позволяет определить общеобязательные нормы от внутриаппаратных. В числе общеобязательных – федеральные и субъектов Федерации. А внутриаппаратные бывают общеаппаратными, межведомственными, локальными (действующими в пределах отдельной организации).

    Юридическая сила норм зависит от вида власти, к которой они

    принадлежат (законодательная, исполнительная, судебная) и от положения тех органов, которые приняли акты, содержащие нормы. Иными словами, иерархия норм отражает иерархию органов, их принявших. Кроме того, различаются нормы законодательные и подзаконные.

    По уровню обобщенности очень важно провести различие между нормами общими и специальными. Если общая и специальная норма имеют равную юридическую силу, то при их конкуренции действует специальная норма.

    Конкуренция возникает, если конкретные обстоятельства соответствуют

    гипотизам разных юридических норм. Специальную норму можно рассматривать как исключение из общего правила, устанавленное для того, чтобы при наличии дополнительных, названных в ее гипотезе фактов, действовало специальное, а не общее правило. Так, одна статья закрепляет ответственность за нарушение норм торговли, а вторая – за нарушение порядка продажи огнестрельного оружия. Если продавец нарушит специальные правила торговли оружием, его привлекут к ответственности не по общим правилам, а по специальной норме.