Судебная власть: понятие и ее признаки. Судебная власть в российской федерации

Судебная власть и судебная система Российской Федерации имеют ключевое значение в построении взаимодействий в гражданском обществе и развитии экономики государства. Независимое и беспристрастное решение споров выступает в качестве неотъемлемого условия сохранения и восстановления нарушенных интересов и прав субъектов страны.

Понятие

Судебная система Российской Федерации включает в себя только определенные органы, уполномоченные на рассмотрение споров. Никакие иные структуры не могут осуществлять эту деятельность. Не допускается формирование чрезвычайных органов для разрешения дел. Конституционный закон о судебной системе Российской Федерации устанавливает ее независимость от исполнительной и законодательной ветви. В своей деятельности органы, относящиеся к рассматриваемому институту, руководствуются Административным, Гражданским, Уголовным кодексами. Судебная система Российской Федерации представляет собой совокупность уполномоченных институтов, сформированная в соответствии с административно-территориальным устройством страны. Органы, относящиеся к ней, связаны общими задачами. В каждом звене представлен комплекс инстанций одинаковой компетенции.

Федеральный Закон о судебной системе Российской Федерации

Этот нормативный акт считается основополагающим документом, в рамках которого регламентируется непосредственная деятельность инстанций, уполномоченных рассмотривать и разрешать споры. В соответствии с п. "о" ст. 71 Конституции формирование основ судоустройства находится исключительно в ведении РФ, но не ее субъектов. Указанный выше нормативный акт подтверждает данное положение. Предписаний документ устанавливает принципы и правила деятельности уполномоченных инстанций. Таким образом, реализуется независимость и единство института.

Принципы

Единство системы в Российской Федерации обеспечивается посредством:

  1. Установления института нормативно-правовыми актами.
  2. Соблюдения правил, предусмотренных в законодательстве о судебной системе.
  3. Применения всеми уполномоченными органами общепризнанных норм и принципов, установленных в международных договорах и иных правовых документах, уставах и других актах субъектов страны.
  4. Признания обязательности реализации на всей территории государства решений судов, вступивших в силу.
  5. Закрепления единого статуса должностных лиц на официальном уровне.
  6. Финансирования мировых и федеральных судов из государственного бюджета.

Ключевые элементы

Органы, которые включает в себя судебная система Российской Федерации:

  1. Федеральные суды.
  2. КС субъектов.
  3. Мировые суды регионов.

К первым относят:

КС

Эта инстанция выступает в качестве судебного органа конституционного контроля. Он независимо и самостоятельно осуществляет свою деятельность в рамках полномочий. КС РФ не подчиняется никаким органам. Решения, принятые этой инстанцией, обладают обязательным характером. Следует сказать, что судебная система Российской Федерации существенно отличается от существовавшей в советское время. В прежний период инстанции не наделялись полномочиями на осуществление проверки правомерности нормативных актов. Вследствие этого, зачастую права советских граждан, закрепленные Конституцией, являлись только формальными. Закон РФ о судебной системе Российской Федерации был разработан по международным образцам. В нем предусматривается несменяемость должностных лиц КС, неподотчетность, запрет на осуществление политической деятельности и работы по совместительству. Основной задачей конституционных судей выступает определение соответствия международных соглашений РФ, норм федерального и регионального законодательства, а также правоприменительной практики положениям Конституции.

Общие признаки

Структура судебной системы Российской Федерации отличается по ряду критериев от других государственных институтов. КС, инстанции общей юрисдикции, арбитраж представляют собой три независимых друг от друга элемента. Однако они связываются задачами по охране федеративного строя, экономической и политической систем, обеспечению правопорядка и законности, а также защите и восстановлению нарушенных интересов, свобод и прав граждан. Эти инстанции обладают общими признаками, по которым их отличают от прочих государственных институтов:


Судебное звено

Этот элемент имеет ключевое значение при рассмотрении деятельности института. Понятие судебного звена выступает как основа подразделения инстанций общей юрисдикции и арбитражей. К этой категории относят органы, которые наделяются одинаковой компетенцией. Они имеют идентичную структуру, занимают одинаковое положение в системе. Например, мировые и районные (городские) уполномоченные органы формируют первое звено. Вместе с этим имеет место и определенная иерархия. Районные суды считаются вышестоящими по отношению к мировым, которые действуют в пределах конкретной территории. Областные и соответствующие им инстанции образуют второе звено. ВС - третье, самое высшее. Основной объем дел находится на рассмотрении первых органов. Суды второго и третьего звена уполномочены проверять обоснованность и законность решений, принятых нижестоящими судьями. Любое дело, таким образом, рассматривается в двух инстанциях - первой и второй. Допускается также пересмотр материалов в надзорном порядке. Однако эта деятельность не считается разбирательством по третьей инстанции, так как осуществляется в исключительных случаях. Военные суды тоже включают в себя три звена:

  1. Инстанции гарнизонов и равные им.
  2. Военные суды групп войск, вооруженных сил, флотов, округов.
  3. Военная коллегия ВС.

Аналогично построена и арбитражная судебная система Российской Федерации.

Инстанция

Это понятие включается в перечень основных характеристик судебной системы. Инстанционное разделение осуществляется в соответствии с процессуальной компетенцией. В ее рамках вышестоящие органы вправе проверять решения нижестоящих, если имеет место их необоснованность и неправомерность. Они могут изменить или отменить принятые акты. Согласно процессуальной компетенции, судебная система Российской Федерации включает в себя органы первой, кассационной (второй) и надзорной инстанций.

Важный момент

Несмотря на определенную схожесть понятий "звено" и "инстанция", они не могут рассматриваться как тождественные. Первый термин относится к судоустройству. Звено - характеристика, по которой определяется место органа относительно его деятельности в пределах конкретной территории. Инстанция выражает характеристику судопроизводства, она является разновидностью судебной деятельности. Такие определения, как "вышестоящий", "нижестоящий" не означают подчинение одних органов другим. Этими терминами обозначаются границы компетенции инстанций. Суды вышестоящей инстанции могут изменить или отменить решения нижестоящих, но не вправе давать указания о размере наказания, квалификации преступления и так далее.

Нормативное регулирование

Суд занимает в общей системе органов власти исключительное положение. Только он может завершить спор между ответчиком и истцом, признать виновность субъекта, назначить уголовное наказание. В этой связи в рамках Конституции идея отграничения судебной власти от прочих отражена в самостоятельной главе 7. Вместе с этим, принцип разделения упоминается и в главах "Президент", "Федеральное Собрание", "Правительство". Реформа судебной системы началась с принятием Конституции в 1993 году. Впоследствии были приняты прочие основополагающие нормативные акты. В частности, к ним относят Закон "О судебной системе Российской Федерации". К основополагающим следует отнести нормативный акт, регламентирующий статус лиц, уполномоченных на рассмотрение дел. Все принятые на основании конституционных положений законы конкретизируют организацию, характер и способы реализации судопроизводства.

Суть института

В общих чертах она определена в ст. 118 Конституции. В ней и отраслевых нормативных актах приводятся положения, относящиеся к процессу построения института. Это, в частности, касается создания судейского корпуса, порядка организации и работы инстанций, полномочий. В первую очередь, положения регламентируют деятельность КС, ВС и ВАС. Закон о судебной системе раскрывает основополагающие принципы:


Полномочия

Существенное значение в законодательстве отводится регламентации компетенции органов судебной системы. В круг полномочий инстанций входит:

  1. Отправление правосудия.
  2. Надзор за правомерностью и обоснованностью принятых решений, действий органов госвласти, местного самоуправления, организаций и общественных объединений, граждан и должностных лиц.
  3. Контроль конституционности.
  4. Обеспечение реализации приговоров, определений, приказов и прочих актов, принятых по результатам рассмотрения дел.
  5. Разъяснение вопросов судебной практики.
  6. Участие в формировании органов и содействие инстанциям.

В компетенцию судов входит разрешение самых разных вопросов от гражданских споров до дел, касающихся основ государственного строя Российской Федерации.

Судебная власть - одна из ветвей власти, она самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

Судебная система Российской Федерации охватывает три разновидности органов судебной власти: Конституционный Суд России; Верховный Суд России и поднадзорные ему нижестоящие суды общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд и поднадзорные ему нижестоящие арбитражные суды.

Согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 118) судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством четырех видов судопроизводства: конституционного, гражданского, административного и уголовного. Каждому из этих видов соответствует свой комплекс установленных законом процессуальных правил, закрепленных в кодексах и законах (Уголовно-процессуальный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс и др.).

Конституция РФ не содержит перечня конкретных судебных инстанций, а ограничивается закреплением общего правила о том, что судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Отсюда вытекает, что ни один суд, входящий в судебную систему РФ, не может быть учрежден каким-либо правовым актом, кроме федерального конституционного закона. Следовательно, не могут создавать особые судебные системы и субъекты РФ, поскольку это привело бы к нарушению единства судебной системы страны. Разумеется, на территориях субъектов РФ существуют судебные органы общей и арбитражной юрисдикции, но они строятся на единых принципах всей федеральной судебной системы и признании Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ высшими судебными инстанциями. Поэтому эти суды называются федеральными судами.

Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. закрепляет единство судебной системы, которая обеспечивается путем: установления судебной системы Российской Федерации Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом; соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства; применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ; признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу; законодательного закрепления единства статуса судей; финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Закон устанавливает твердый порядок создания и упразднения судов. Так, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, созданные в соответствии с Конституцией РФ, могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию РФ. Другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральным законом. Должности мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов РФ создаются и упраздняются законами субъектов-РФ. Никакой суд не может быть упразднен, если-отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.

В настоящее время судебная система РФ состоит из следующих судов:

1) конституционная юстиция. Она включает Конституционный Суд РФ, действующий на основании Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде» Российской Федерации от 21 июля 1994 г., а также конституционные и уставные суды в субъектах РФ, которые, однако, не составляют единой системы с федеральным Конституционным Судом;

2) суды общей юрисдикции. Они включают Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды автономной области и автономных округов, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, районные суды, а также военные суды (в гарнизонах, армиях, флотилиях и т. д.). Эти суды действуют на основе Закона РСФСР «О судоустройстве РСФСР» в части, не противоречащей Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации». Они осуществляют правосудие по уголовным, гражданским делам и делам, возникающим из административных правонарушений. Судьями общей юрисдикции субъектов РФ являются мировые судьи, которые в пределах своей компетенции рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом субъекта РФ;

3) арбитражные суды. В эту систему входят Высший Арбитражный. Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик и других субъектов РФ. Арбитражные, суды действуют на основе Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28 апреля 1995 г. Они осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения ряда иных дел.

Федеральный конституционный закон допускает создание специализированных федеральных судов по рассмотрению гражданских и административных дел (имеются в виду трудовые, налоговые и др.), но только путем внесения изменений и дополнений в данный закон.

В Конституции РФ установлен строгий запрет на создание чрезвычайных судов. Это означает, что ни при каких, даже самых экстремальных условиях (военное или чрезвычайное положение и пр.) не могут появиться на свет какие-либо временные псевдосуды или трибуналы, выпадающие из конституционно обусловленной судебной системы и действующие без процессуальных гарантий, присущих демократическому правосудию. Следует иметь в виду, что такими судами не являются существующие ныне военные суды, которые являются частью федеральной судебной системы и рассматривают дела о преступлениях военнослужащих и лиц, приравненных к ним по закону.

Согласно Конституции РФ не могут создаваться чрезвычайные суды, а также суды, не предусмотренные Федеральным конституционным законом о судебной системе РФ. Никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его юрисдикции вопросы не были переданы в юрисдикцию другого суда.

Конституционно-правовой статус судей - это определяемое Конституцией РФ и федеральным законодательством правовое положение судей, их права, обязанности, порядок назначения на должность, гарантии их деятельности. Основы статуса судей закреплены в Конституции РФ, в ФКЗ «О судебной системе РФ» и находят развитие в Законе РФ «О статусе судей в РФ» от 26 июня 1992 г. (с многочисленными изменениями и дополнениями).

Судья - должностное лицо, наделенное в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами полномочиями осуществлять правосудие и исполняющее свои обязанности на профессиональной основе. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны. Закон о статусе судей предусматривает, что всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия преследуется по закону.

Требования и распоряжения судей при осуществлении ими полномочий обязательны для всех без исключения государственных органов, общественных объединений, должностных лиц, других юридических и физических лиц. Неисполнение требований и распоряжений судей влечет установленную законом ответственность.

Все судьи обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Особенностями отличается лишь правовой статус судей военных судов и судей Конституционного Суда РФ.

Судья не вправе быть депутатом, третейским судьей, арбитром, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

Гарантии независимости судей, а также присяжных, народных и арбитражных заседателей устанавливаются Конституцией РФ и федеральным законом. К числу средств обеспечения независимости судей относятся: а) наличие предусмотренной законом процедуры осуществления правосудия; б) установление под угрозой ответственности запрета чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; в) установление порядка приостановления и прекращения полномочий судьи; г) право судьи на отставку; д) неприкосновенность судьи; е) система органов судейского сообщества; ж) предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу; з) наличие особой защиты государством не только судьи, но и членов его семьи, а также имущества.

Полномочия судьи в Российской Федерации не ограничены определенным сроком, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законодательством. Предельный возраст пребывания в должности судьи - 70 лет. Судья федерального суда (за исключением судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда) в первый раз назначаются на должность сроком на три года, по истечении которого он может быть назначен на ту же должность без ограничения срока полномочий до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи.

Основания прекращения полномочий судей предусматриваются федеральным законодательством. Такими основаниями могут выступать: 1) письменное заявление судьи об отставке; 2) неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи; 3) письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам; 4) достижение судьей предельного возраста пребывания в должности судьи или истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком; 5) увольнение судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; 6) прекращение гражданства Российской Федерации; 7) занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи; 8) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера; 9) вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо признании его недееспособным; 10) совершение поступка, позорящего честь и достоинство судьи или умаляющего авторитет судебной власти; И) смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим; 12) отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда.

Конституция устанавливает принцип несменяемости судей, который является важным звеном в системе правовых гарантий независимости судей.

Неприкосновенность судьи является одним из важнейших средств обеспечения независимости и самостоятельности судей, их способности осуществлять правосудие беспристрастно и справедливо. Неприкосновенность судьи является одной из конституционных гарантий его статуса (ст. 122 Конституции РФ).

2. ИЗОБРАЗИТЕ СХЕМАТИЧЕСКИ СИСТЕМУ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ЗАДАЧА

Кто из ниже перечисленных граждан не может избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления:

– признанные, судом недееспособными;

– подозреваемые в совершении тяжкого преступления;

– военнослужащие, содержащиеся на гауптвахте;

– находящиеся на лечении в психиатрическом стационаре.

Ответ

Согласно ч. 3 ст. 4 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «не имеют права избирать, быть избранными, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда».

Таким образом, из перечисленных граждан не могут голосовать только признанные судом недееспособными и содержащиеся в местах лишения свободу.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Конституция Российской Федерации: Принята всеобщим голосованием 12 декабря 1993 г.

    Федеральный конституционный закон: от 31.12.96 N 1-ФКЗ « #G0О судебной системе Российской Федерации» // #G0Российская газета N 3. 06.01.97.

    Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21.07.94 № 1-ФКЗ (в ред. ФЗ от 05.04.2005 № 2-ФКЗ) // СЗ РФ, 1994, № 13, ст. 1447.

    Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в РФ» от 28.04.95 № 1-ФКЗ (в ред. ФЗ от 25.03.2004 № 2-ФКЗ) // СЗ РФ, 1995, № 18, ст. 1589.

    Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации» от 23.06.99 // СЗ РФ, 1999, №26, ст. 3170.

    ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.

    Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17.12.98 № 188-ФЗ // СЗ РФ 1998. № 51, ст. 6270.

    Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для ВУЗов. М., 2006.

    Еникеев З.Д. Конституционные основы правоохранительной деятельности в России // Российский юридический журнал. 2000. № 3.

    Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2007.

    Чиркин В.Е. Конституционное право России. М., 2006.

СУДЕБНАЯ СИСТЕМА В РОССИИ. СУДЫ ПЕРВОЙ И ВТОРОЙ ИНСТАНЦИИ. НАДЗОРНАЯ ИНСТАНЦИЯ

Введение

Проблему рационального устройства государственной власти и ее органов пытаются разрешать, пожалуй, столько времени, сколько су­ществует государство как форма организации общества. Наиболее широкое признание получила и продолжает сохранять его вплоть до настоящего времени идея, в соответствии с которой ос­новные направления (ветви) государственной власти следовало бы раз­делять и вверять “в разные руки”. Это должно будет мешать узур­паторским намерениям, а вместе с этим злоупотреблению властью и произволу.

Чаще всего сторонники данной идеи (концепции) придерживают­ся мнения, что государственная власть в целом включает три направ­ления (ветви) :

  • законодательную;
  • исполнительную;
  • судебную.

Сфе­ры их реализации подлежат четкому разграничению . Они не должны быть помехой друг другу. Разделение властей следовало бы основы­вать прежде всего на их сотрудничестве, которое, однако, сдержива­ло бы каждую из них, ставило бы в определенные рамки и баланси­ровало.

Судебная власть - одно из проявлений государственной власти в целом . Сле­довательно, ее понятие производно от общего понятия власти и поня­тия государственной власти, в частности.

Общее опре­деление власти тоже является весьма широким. В него нередко включают прежде всего способность и возмож­ность оказывать определяющее воздействие на деятельность, пове­дение людей с помощью таких средств, как авторитет, волевое вли­яние, правовые веления, принуждение и т. п.

Другими словами, власть - это не какое-то лицо, орган, объеди­нение, учреждение. Они - действующие лица, но не власть. Они лишь реализуют предоставленную им возможность (способность) делать что-то, влиять на чьи-то поступки, достигать какой-то цели.

Более узким является понятие государственной вла­сти . В отличие от общего это понятие персонифицировано. В нем уже присутствует действующий субъект - народ и (или) государство, его аппарат и органы местного самоуправления, которым делегирует­ся то, что они (народ или государство) могли бы делать сами, т. е. власть (см. ст. 3 Конституции РФ). Соответственно, властью государ­ственной (политической) принято считать возможность и способ­ность народа и (или) государства в лице его органов оказывать воз­действие на поведение людей и в целом на процессы, происходящие в обществе, с помощью убеждения, принуждения либо иных способов.

Судебная власть - возможность и способность занимающего особое положение в государственном аппарате органа (суда) воз­действовать на поведение людей и социальные процессы.

Понятие судебной власти уже понятия государственной власти, это одна из ветвей государственной власти.

Субъект судебной власти - суд, который обладает присущими только ему возможностями и спо­собностями воздействия на поведение людей, а через это - и на про­цессы, происходящие в обществе.

Понятию судебной власти свой­ственно два компонента:

  1. данная власть может реализоваться только специально создаваемым государствен­ным учреждением - судом;
  2. у суда должны быть свои, присущие только ему возможность и способность воздействия.

Эти признаки взаимосвязаны и взаимозависимы. Их нельзя изолиро­вать друг от друга или противопоставлять.

Примечание

Будет ошибкой сведение судебной власти к суду как к учрежде­нию, государственному органу (нередко говорят: “Судебная власть - это суд”). Еще большей ошибкой и даже свидетельством низкого уров­ня правовой культуры является встречающаяся иногда склонность на­зывать судебной властью должностных лиц, работающих в судебных учреждениях. В связи с этим трудно признать правильными встреча­ющиеся рассуждения об “организации судебной власти”, “об усовер­шенствовании структуры и организации такой власти” и т. п. Организовать или реорганизовать можно орган, учреждение, предприятие, организацию либо их систему. Другими словами, властью надлежит считать не орган или должностное лицо, а то, что они могут и в состо­янии сделать. По существу, это полномочие, но не ее испол­нитель.

Пользуясь театральной терминологией, вполне допустимо ут­верждать, что власть - это роль, но не актер.

Довольно распространено также неоправданное стремление сво­дить судебную власть к какому-то одному из видов судебной деятель­ности. Нередко о судебной власти говорят и пишут как о синониме правосудия и наоборот. Судебная власть и пра­восудие - понятия родственные, близкие по содержанию, но не тож­дественные. Правосудие - важное проявление судебной власти, но не един­ственное. Судебная власть может проявляться во многом.

Упомянутые в приведенном определении понятия судебной влас­ти “возможности” и “способности”- это многогранные полномочия, которыми наделяются суды. Именно их реализация в целом и есть ре­ализация судебной власти.

Среди этих полномочий доминирующую роль играет правосудие . Его может осуществлять только суд и никакой другой орган. Это спе­цифически судебное полномочие. Но судебная власть включает и ряд других полномочий, которые, как и правосудие, имеют большое социальное значение. К ним следовало бы относить следующие:

  • конституционный контроль;
  • контроль за законностью и обоснованностью решений и действий органов государственной власти и местного самоуправления, обще­ственных объединений, должностных лиц;
  • обеспечение исполнения приговоров и иных судебных решений;
  • дача разъяснений по вопросам судебной практики;
  • участие в формировании судейского корпуса и содействие орга­нам судейского сообщества.

Проведению в жизнь каждого из названных полномочий, образу­ющих судебную власть, призвано способствовать наделение органов, на которые возложено осуществление данной власти, средствами при­нуждения к исполнению принимаемых ими решений.

Подробнее

Закон, к приме­ру, прямо провозгласил общеобязательность многих видов вступив­ших в законную силу судебных решений. Он требует от организаций и должностных лиц, неукоснительного подчинения велениям органов, осуществляющих судебную власть. При определенных в законе обстоятельствах может воз­никнуть вопрос и о применении самых стро­гих мер юридического воздействия - мер .

Общее положение о властном характере выполняемых судами фун­кций сформулировано в ч. 6 ст. 1 Закона о статусе судей следующим образом: “Требования и распоряжения судей при осуществлении ими полномочий обязательны для всех без исключения государственных органов, общественных объединений, должностных лиц, других юри­дических или физических лиц. Информация, документы и их копии, необходимые для осуществления правосудия, представляются по тре­бованию судей безвозмездно. Неисполнение требований и распоряже­ний судей влечет установленную законом ответственность”.

Анало­гичное предписание содержится и в ч. 1 ст. 6 Закона о судебной сис­теме.

Соотношение ветвей власти

Обобщенное знание полномочий судов (их “возможностей и спо­собностей”) ориентирует относитель­но их роли и места в системе всех учреждений, реализующих в целом государственную власть, а равно и соотношения названных выше трех ее ветвей (отраслей). Оно позволяет наполнить конкретным содержа­нием широко употребляемое, хотя и несколько упрощенное объясне­ние сути разделения властей:

  • законодатель - законодательствует,
  • ис­полнительные органы - исполняют законы, а
  • суды - судят.

Во всяком случае, один только приведенный выше перечень су­дебных полномочий свидетельствует о том, что за формулой “суды судят” скрывается весьма емкая и разнообразная деятельность, которая в целом существенно отличается от того, что должны делать зако­нодательные и исполнительные органы.

Круг судебных полномочий говорит и о том, что данная власть при­звана выполнять важную и ответственную социальную функцию, не менее значимую, чем функции, выполняемые другими ветвями влас­ти. А это позволяет делать вывод также о равнозначности, равноправ­ности и паритетности всех ветвей власти .

В современном мире четко просматривается признание положения о том, что суды должны занять свое место на вершине пирамиды правоохрани­тельных органов .

Признание высокой социальной значимости судебной власти про­явилось весьма недвусмысленно и в восстановлении конституционно­го контроля как одного из ее основных полномочий. Это закреплено сначала в Конституции РФ, а затем и в за­конах о Конституционном Суде РФ 1991 и 1994 гг. Следующим ша­гом стало предоставление всем судам возможности проверять закон­ность решений местных представительных и всех исполнительных органов.

Конституция РФ 1993 г. явилась логическим завершением эволю­ции в данной области. В ч. 2 ст. 46 говорится: “Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц мо­гут быть обжалованы в суд”. Это конституционное положение суще­ственно развито и дополнено другим: “Суд, установив при рассмотре­нии дела несоответствие акта государственного или иного органа за­кону, принимает решение в соответствии с законом” (ч. 2 ст. 120 Кон­ституции РФ). Еще более детально конкретизирует такого рода пол­номочия судов ч. 3 ст. 5 Закона о судебной системе, где сказано: “Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государствен­ного или иного органа, а равно должностного лица Конституции Рос­сийской Федерации, федеральному конституционному закону, феде­ральному закону, общепризнанным принципам и нормам международ­ного , международному договору Российской Федерации, кон­ституции (уставу) субъекта Российской Федерации, закону субъекта Российской Федерации, принимает решение в соответствии с право­выми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу”.

За сравнительно непродолжительное время, прошедшее после при­нятия ныне действующей Конституции РФ, тенденция более широко­го привлечения судов к контролю за действиями и решениями орга­нов, осуществляющих другие ветви государственной власти, дает о себе знать все чаще и ощутимее. Состоялся ряд решений высших су­дебных инстанций, свидетельствующих о том, что суды и впредь бу­дут проявлять активность в данной сфере и станут делать это в рас­ширяющихся масштабах.

Подробнее

К числу таких решений можно было бы отнести, к примеру, при­нятые в 1995-2002 гг. постановления и определения Конституцион­ного Суда РФ, ориентирующие на расширение судебного контроля за законностью и обоснованностью решений и действий правоохрани­тельных органов, занимающихся выявлением и расследованием пре­ступлений.

Любое государство является сложным механизмом, который функционирует за счет своей внутренней структуры. Но далеко не всегда страны были в том виде, в котором все мы привыкли их видеть. Очень давно вместо государственного строя на Земле существовал родоплеменной. Он подразумевал собой безоговорочную власть вождя над своими подданными. Но с течением времени стало понятно, что родоплеменная община при разрастании не может контролировать и координировать деятельность большого количества людей. То есть необходимо было создание более сложной и эффективной структуры. Таковой стало государство.

На сегодняшний день каждая страна - это сложная политико-правовая структура, функционирующая под действием разделенной власти. Последний элемент крайне важен, ведь именно благодаря ему реально работают те или иные привычные нам органы. Разделение властей подразумевает под собой существование трех сфер, одной из которых является судебная. Данная отрасль отвечает за правосудие, а также имеет ряд характерных особенностей, принципов функционирования и т. п. В Российской Федерации также существует судебная ветвь власти, реализация деятельности которой происходит посредством специальных органов, о чем будет указанно далее.

Принцип разделения властей и суд

Многие люди задаются вопросом о том, каким образом судебная власть, основные понятия которой будут представлены далее в статье, соотносится с принципом разделения управления в государстве? Суть в том, что данная основополагающая идея была разработана еще во времена Нового времени Шарлем Луи де Монтескье и Джоном Локком. Принцип подразумевает собой отсутствие единоначалия в процессе координирования деятельности страны. При должна быть поделена между тремя ветвями, а именно: законодательной, исполнительной и судебной. На последний элемент возлагаются действительно важные функции. Только в этой отрасли допускается осуществление правосудия.

Понятие упомянутой ветви

Если говорить о судебной власти, вообще, то она представляет собой систему органов, которые реализуют исключительно присущие только им возможности. Это не просто тенденция в данном случае, а принцип, закрепленный во многих законодательствах разных стран, и в том числе Российской Федерации. Таким образом, суд и судебная власть - это, по сути, едино целое. Потому что система соответствующих органов является формой проявления всей ветви.

Признаки судебной власти

Согласно мировым тенденция, соответствующая система органов Российской Федерации построена на принципах, которые являются общепринятыми. Помимо этого, основополагающие положения закреплены в едином, наивысшем по своей юридической силе акте - Конституции РФ. Если анализировать принципы данной отрасли государственной деятельности, то можно выделить наиболее яркие признаки судебной власти, которые характеризуют её, как действительно уникальную отрасль. К данным признакам можно отнести следующие, а именно:

1) Деятельность упомянутого характера реализуется исключительно судами.

2) Коллегия по военным делам.

3) Высший арбитражный суд.

Как мы видим, Верховный Суд является кассационным органом для разных юрисдикций.

Конституционный суд

Наиболее специфическим органом на сегодняшний день является Конституционный Суд Российской Федерации. Данный орган имеет собственную юрисдикцию и ряд полномочий, не присущих иным инстанциям. Он представляет собой структуру конституционного контроля, которая реализует власть при помощи специфического производства. В своей деятельности Конституционный суд Российской Федерации реализует следующие полномочия, а именно:

На основе запросов высших государственных лиц и отдельных органов упомянутое ведомство имеет право проверять соответствие федерального законодательства Конституции РФ.

Разрешает споры о компетенции разных власти.

Проверяет конституционность использования конкретных законов или норм в тех или иных делах.

Предоставляет толкование конституционных норм.

На основе запроса Совета Федерации Конституционный суд дает заключение по поводу обвинения Президента.

Как мы видим, представленный орган судебной власти является важным звеном во всей системе, так как в его ведении находятся наиболее специфические вопросы.

Суть мировых судей

Достаточно нетипичными по своей природе являются мировые инстанции. Однако следует отметить, что мировых судов в Российской Федерации на сегодняшний день нет. Но существуют мировые судьи. Они имеют смежную компетенцию с ведомствами общей юрисдикции и являются органами первой инстанции. Но их деятельность ограничивается спектром отдельных вопросов, которые они могут рассматривать. Таковыми являются следующие:

Уголовные дела, в которых наказанием является лишение свободы не более трех лет.

Дела, возникающие из необходимости выдачи судебного приказа.

Дела о разделе имущества между членами семьи.

Дела по имущественным спорам и т. п.

То есть представленный орган судебной власти реализует полномочия по наиболее незначительным разбирательствам.

Заключение

Итак, мы попытались проанализировать судебную систему в современной Российской Федерации. Следует отметить, что данный сектор на сегодняшний день реализует свою деятельность эффективно. Но это не свидетельствует об отсутствии потребности в модернизации. Ведь судебная власть и право - это те два столба, на которых, по сути, стоит каждое государство. Таким образом, чем они сильнее, тем стабильнее внутреннее состояние державы.

1. Понятие и определение судебной власти.

Судебная власть в соответствии с теорией разделения властей – одна из трех ветвей государственной власти, закрепленных в ст. 10 Конституции РФ. Функционирование судебной власти регулируется гл. 7 Конституции РФ.

Судебная власть – это самостоятельная независимая ветвь государственной власти, осуществляемая судами, которые выполняют возложенные на них законом полномочия посредством установленного судопроизводства. В соответствии с Конституцией РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Как вид власти судебную власть теоретически нельзя отождествлять с судами, судебной системой. Судебной властью надлежит считать не орган (суд) или должностное лицо, а то, что они могут и в состоянии сделать, какими для этого способностями и возможностями обладают.

2. Функции судебной власти.

Одна из важнейших функций судебной власти – осуществление правосудия, т. е. производимой в процессуальном порядке правоприменительной деятельности суда по рассмотрению и разрешению гражданских, административных и уголовных дел, а также экономических споров в целях охраны прав и интересов граждан, организаций и государства. Контролирующие полномочия судебной власти реализуются в первую очередь в форме контроля за соответствием федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных актов всех уровней положениям Конституции РФ, осуществляемым Конституционным Судом РФ. Широко осуществляется нормоконтроль и судами общей юрисдикции всех уровней. Контролирующие функции судебной власти реализуются также в форме контроля за законностью решений местных представительных и всех исполнительных органов, в государственном управлении. Путем: рассмотрения жалоб граждан и организаций на действия и решения органов (должностных лиц), нарушения их прав и свобод, жалоб и протестов на постановления по делам об административных правонарушениях; проверки при рассмотрении уголовных дел качества предварительного расследования; рассмотрения жалоб и протестов о признании незаконными правовых актов управления; проверки при рассмотрении уголовных, гражданских, административных дел законности и дисциплины в деятельности органов, организаций и их должностных лиц, законности правовых актов управления, имеющих значение для разрешения дела. Контрольная деятельность также представляет собой: обеспечение исполнения приговоров, иных судебных решений; разбирательство и решение дел об административных правонарушениях подведомственным судам; разъяснение действующего законодательства по вопросам судебной практики; реализацию Верховным Судом РФ права законодательной инициативы. Контроль за законностью и обоснованностью действий и решений всех исполнительных органов и органов государственного управления, правоохранительных органов в процессе выявления и раскрытия преступлений, задержания подозреваемых в совершении преступлений, их ареста, совершения действий, связанных с ограничением права гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений, а также права на неприкосновенность жилища, правомерность прекращения уголовных дел и т. д., свидетельствуют о том, что судебная власть – равновесная ветвь среди других ветвей государственной власти.

3. Органы, осуществляющие функции судебной власти.

Судебная власть осуществляется специально учреждаемым го­сударственным органом - судом (ст. 1 Закона о судебной систе­ме). Понятие «суд», помимо отмеченного, имеет и иные значения - это и здание, в котором размещается указанный орган, и самосудебное разбирательство, и судьи единолично, и коллеги­ально, принявшие решение по конкретному делу, и как мнение (суд совести, суд истории) и др.1

В юридическом значении суд - это орган государства, осуще­ствляющий судебную власть путем отправления правосудия при рассмотрении гражданских и уголовных дел, дел об администра­тивных правонарушениях, экономических споров и некоторых других категории дел, в порядке, установленном процессуальным законом. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 118) суд - единст­венный орган, который вправе осуществлять особую функцию го­сударственной власти - правосудие. Задачей суда при осуществле­нии правосудия является защита конституционного строя РФ, прав и свобод граждан, прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций. Главная функция органов правосу­дия -* судебная защита прав и свобод человека и гражданина.

Иные организации, в названии которых содержится термин «суд» и производные от него - суды чести в Вооруженных Силах, товарищеские суды, Судебная палата по информационным спорам и т.д. - не наделены судебной властью в том смысле, который опре­делен Конституцией РФ, и в указанном выше значении судами не являются и не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

В соответствии с Конституцией РФ и Законом о судебной сис­теме в настоящее время существует три системы судов:

Конституционный Суд;

суды общей юрисдикции;

арбитражные суды.

Кроме того, арбитражи могут создаваться на самодеятельных началах, выбираться самими участниками спора; могут созда­ваться и третейские суды. Субъекты РФ могут только создавать либо не создавать суды субъектов РФ, но лишь в пределах перечня, установленного федеральным законодателем. Правила судопроизводства определены федеральными законами и обязательны для всех судов. Равным образом обязательно для всех судов применение Конституции и законодательства РФ, обще­признанных принципов и норм международного права и междуна­родных договоров РФ. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом. Заочное разбирательст­во уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, преду­смотренных федеральным законом. Судопроизводство осуществ­ляется на основе состязательности и равноправия сторон. Акты судов, вступившие в законную силу, обязательны для исполнения на всей территории РФ. Федеральное законодательство закрепля­ет единый статус для судей всех судов.

Финансирование всех судов производится только из федераль­ного бюджета и должно обеспечивать возможность полного и неза­висимого осуществления правосудия в соответствии с федераль­ным законом (ст. 124 Конституции РФ).

Правосудие по конкретным делам осуществляется не всеми судья­ми одновременно, а так называемыми судебными составами. В судебный состав могут входить представители народа в качестве присяжных и арбитражных заседателей. Независимо от того, в ка­ком составе рассматривается то или иное конкретное дело судом - судья единолично, коллегия из трех судей, суд присяжных, - он является государственным органом, уполномоченным осуществ­лять правосудие, - т.е. судом, и действует не от своего имени, а от имени государства.

Каждый суд осуществляет судебную власть в пределах компе­тенции, определенной законом. Районный суд рассматривает уго­ловные и гражданские дела по существу, а областной суд не только рассматривает уголовные дела по существу (отнесенные законом к его компетенции), но и проверяет обоснованность и законность ре­шений районного. Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлени­ем предпринимательской и иной экономической деятельности, и принять к своему производству гражданское или уголовное дело он не имеет права.

4. Формы осуществления правосудия.

Правосудие осуществляется только двумя способами: а) рассмотрение и разрешение в судебных заседаниях гражданских дел по спорам, затрагивающим права и интересы граждан, предприятий, учреждений и организаций; б) рассмотрение в судебных заседаниях уголовных дел и применение установленных законом мер наказания к лицам, виновным в совершении преступления, либо оправдание невиновных; правосудие осуществляется только судом (судьей) , правосудие осуществляется в строгом соответствии с установленной законом процедурой рассмотрения и разрешения уголовных и гражданских дел. Закон определяет все важнейшие вопросы порядка осуществления правосудия: законный состав суда; лиц, принимающих участие в судебном заседании, их права и обязанности; стадии судебного разбирательства и т. п. Среди признаков, предлагаемых различными авторами, необходимо, на наш взгляд, особо выделить следующие: осуществление правосудия только судом; осуществление правосудия строго в процессуальной форме

5. Принципы деятельности судебной власти.

. Принципы деятельности судебной системы РФ.

Принципы деятельности судебной системы РФ - характерные черты деятельности судебной системы на территории РФ.

К основным принципам деятельности судебной системы РФ и осуществляемому ее правосудия можно отнести:

Принцип единства судебной системы РФ

Принцип осуществления правосудия только судом.

Принцип равенства всех перед законом и судом.

Принцип независимости судей.

Принцип презумпции невиновности.

Принцип обеспечение беспристрастного и компетентного суда.

Принцип состязательности сторон.

Принцип открытости судопроизводства.

Принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

Принцип обязательности судебных решений.

Принцип государственного или национального языка в судах.

6. Основные требования, предъявляемые к судье – носителю судебной власти.

1. Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи. Общие требования закреплены в Конституции РФ, Законе РФ от 26.06.1992 г. № 3132-1 "О статусе судей в РФ" (в ред. Федерального закона от 01.07.2010 г. № 135-ФЗ).

Общие конституционные требования:

Гражданство РФ;

Высшее юридическое образование;

Возраст - не менее 25 лет;

Стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет.

Помимо данных требований, Закон РФ "О статусе судей в РФ" закрепляет следующие требования:

Отсутствие судимости или уголовного преследования в отношении кандидата на должность судьи;

Отсутствие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства;

Отсутствие заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи;

Сдача квалификационного экзамена;

Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе. Председатель суда, в котором открылась вакантная должность судьи, сообщает об этом в соответствующую квалификационную коллегию судей не позднее чем через 10 дней после открытия вакансии.

Квалификационная коллегия судей не позднее чем через 10 дней после получения сообщения председателя суда объявляет об открытии вакансии в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений.

Любой гражданин, достигший установленного Законом РФ «О статусе судей в РФ» возраста, имеющий высшее юридическое образование, требуемый стаж работы по юридической профессии и не имеющий заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, вправе сдать квалификационный экзамен на должность судьи, обратившись для этого в соответствующую экзаменационную комиссию с заявлением о сдаче квалификационного экзамена.

Экзаменационная комиссия не вправе отказать в приеме квалификационного экзамена на должность судьи гражданину, представившему документы (или их копии), указанные в настоящем пункте.

Квалификационный экзамен на должность судьи принимается экзаменационной комиссией, состоящей при соответствующей квалификационной коллегии судей, которая утверждает персональный состав экзаменационной комиссии.

Порядок проведения квалификационного экзамена на должность судьи, а также положение об экзаменационных комиссиях утверждаются Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации.

Квалификационный экзамен на должность судьи сдает гражданин, не являющийся судьей. Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет после его сдачи, а после назначения гражданина на должность судьи - в течение всего времени пребывания его в качестве судьи.

После сдачи квалификационного экзамена гражданин, соответствующий требованиям к претенденту на должность судьи, предъявляемым законом, вправе обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи.

По результатам рассмотрения заявлений всех граждан, претендующих на должность судьи, итогов проверки достоверности документов и сведений, указанных и с учетом результатов квалификационного экзамена квалификационная коллегия судей принимает решение о рекомендации одного или нескольких претендентов на должность судьи.

В случае, если ни один из граждан, претендующих на должность судьи, не соответствует требованиям к претендентам на должность судьи, предъявляемым настоящим Законом, квалификационная коллегия судей принимает в отношении каждого из этих граждан мотивированное решение об отказе в рекомендации на должность судьи и объявляет в средствах массовой информации о новом времени и месте приема и рассмотрения заявлений от претендентов на должность судьи.

Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке, если коллегией нарушен установленный настоящим Законом порядок отбора претендентов на должность судьи. Решение об отказе в рекомендации на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке как в связи с нарушением порядка отбора претендентов на должность судьи, так и по существу решения.

Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации гражданина на должность судьи направляется председателю соответствующего суда, который в случае согласия с указанным решением вносит в установленном порядке представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

В случае несогласия с указанным решением председатель суда возвращает его для повторного рассмотрения в ту же квалификационную коллегию судей. Если при повторном рассмотрении квалификационная коллегия судей двумя третями голосов членов коллегии подтверждает первоначальное решение, то председатель суда обязан внести представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

По отношению к судьям вышестоящих судов устанавливаются более строгие требования по возрасту и стажу работы по юридической специальности. Соответственно: возраст - 30 (для судей судов среднего звена) и 35 (для судей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ) лет; стаж - для судей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ - не менее 10 лет.

7. Основные этические требования, предъявляемые кодексом судейской этики к судье.

Статья 4. Требования о соблюдении законодательства и Кодекса судейской этики

1. Судья при исполнении своих обязанностей по осуществлению правосудия должен исходить из того, что судебная защита прав и свобод человека и гражданина определяет смысл и содержание деятельности органов судебной власти.

2. В своей профессиональной деятельности и вне службы судья обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, руководствоваться Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», нормами процессуального законодательства, другими нормативными правовыми актами, а также принципами и правилами поведения, установленными Кодексом судейской этики, общепринятыми нормами морали и нравственности, неукоснительно следовать присяге судьи.

3. Соблюдение Кодекса судейской этики должно быть внутренним убеждением судьи, правилом его жизни, должно способствовать укреплению доверия общества к судебной системе, его уверенности в том, что правосудие осуществляется компетентно, независимо, беспристрастно и справедливо.

Кодекс судейской этики Результатом проделанной работы стало утверждение VI Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004 г. Кодекса судейской этики. Включенные в Кодекс четыре группы этических требований, предъявляемых к судьям, и составили четыре главы Кодекса. В главе 1 содержатся указания на общие требования, предъявляемые к поведению судьи, в главе 2 регламентируются правила поведения судьи при осуществлении им профессиональной деятельности, в главе 3 – правила поведения судьи во внеслужебной деятельности, в главе 4 содержатся нормы о дисциплинарной ответственности судей.

Содержание ст. 1 “Обязанность судьи соблюдать правила этического поведения” ориентировано в целом на создание у всех наших граждан образа судьи, осуществляющего правосудие в полном соответствии с общечеловеческими ценностями. В ст. 2 “Приоритет в профессиональной деятельности судьи” содержится общее требование, касающееся соотношения профессиональной деятельности судьи с иной его деятельностью, и делается акцент на приоритетное значение исполнения судьей своих профессиональных обязанностей. Совмещение судьей нескольких видов занятий может оказать негативное влияние на качество выполнения им своих должностных обязанностей, поэтому он должен правильно определить приоритеты.

В главе 2 (Правила поведения судьи при осуществлении профессиональной деятельности), как отмечалось, определяются правила поведения судьи при осуществлении профессиональной деятельности. В ст. 4 и 5 содержатся общие обязанности судьи при осуществлении правосудия и при исполнении ими иных служебных обязанностей (статьи цитируются). В ст. 6 сформулированы правила поведения судьи во взаимоотношениях с представителями средств массовой информации (статья цитируется); в ст. 7 указывается, что каждому судье необходимо постоянно работать над повышением своего профессионального мастерства, поддержанием уровня квалификации, необходимого для осуществления полномочий судьи (статья 7 цитируется).

Судья как официальное должностное лицо, к которому предъявляются соответствующие требования, обязан в своей практической работе исходить из системы общепринятых основополагающих принципов, закрепленных в Конституции РФ и в важнейших международных документах, гарантирующих основные права человека. Из этих принципов вытекают конкретные требования к поведению судьи, его отношению к сторонам процесса и к предмету судебного рассмотрения.

В главе 3 Кодекса определяются правша поведения во внеслужебной деятельности. В ст. 8 содержатся общие требования, а в последующих статьях – некоторые из особенных правил поведения, а именно: в ст. 9 – особенности поведения судьи при реализации права на объединение в различные формирования, свободу мысли и слова; в ст. 10 – особенности поведения судьи при осуществлении научной, преподавательской и иной творческой деятельности (ст. 8-10 цитируются).

Глава 4 посвящена вопросам ответственности судей за нарушения требований Кодекса судейской этики. В ст. 11 констатируется возможность дисциплинарной ответственности судей не только в случае нарушения норм Закона РФ “О статусе судей в Российской Федерации”, но и положений Кодекса судейской этики. Здесь же названы возможные виды дисциплинарной ответственности судей в виде предупреждения и досрочного прекращения полномочий судьи. Указывается также на то, что при решении вопроса о мере дисциплинарной ответственности судьи надо учитывать все обстоятельства совершенного им поступка, ущерб, причиненный авторитету судебной власти и званию судьи, личность судьи и его отношение к совершенному поступку.

Но в любом случае видно, что какого-то большого разброса в определении видов ответственности судей в Кодексе не предусматривается. Если предупреждение не повлияло на поведение судьи, то возможна постановка вопроса о досрочном освобождении от должности судьи. Если же судья совершит преступление, то он должен привлекаться к уголовной ответственности по всей строгости наших законов. Порядок производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц, в числе которых и судьи, регламентирован главой 52 УПК РФ (ст. 447- 452 УПК РФ).

Как видим, судья не только должен иметь определенный возраст (от 25 лет), высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет, сдать квалификационный экзамен и получить рекомендацию квалификационной коллегии судей, но и отвечать тем высоким нравственным требованиям, что закреплены в Кодексе судейской этики.

8. Акты, принимаемые судебной властью.

Подзаконные нормативно-правовые акты - это правотворческие акты компетентных органов, которые основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, они базируются на юридической силе законов и не могут противостоять им.

Решением судебных органов приобретают нормативный характер в результате обобщения судебной практики, которая в своей основе носит индивидуальный, правоприменительный характер. Судебная практика выступает источником права в тех случаях, когда в силу неясности, противоречивости или неопределённости нормативных предписаний суд вынужден конкретизировать или уточнять содержание правовых норм или создавать новые нормы вследствие обнаруженных пробелов в праве.

Правотворческие функции судов формируются самой судебной практикой, потребностями правового урегулирования тех общих жизненных случаев, которые не предусмотрены законом.

Высшие органы судебной власти не только конкретизируют действующие нормы права, но и создают в пределах своей компетенции но вые правовые нормы с целью руководящего разъяснения применения законодательства по вопросам, возникающим при практическом разрешении юридических дел.

Однако необходимо иметь в виду, что обязательная сила судебной практики состоит не в ней самой, а в велениях законодательной власти. Правотворческая деятельность судов в правовом государстве всецело основывается на своих законных полномочиях, в рамках законности и принципов данной системы права.

9. Приговор и решение, их сходство и различие.

Приговор - это судебный акт, принятый по уголовному делу, которым подсудимый либо оправдывается либо ему назначается мера наказания: лишение свободы, штраф, исправительные работы и т. п. пп. 28 ст. 5 УПК РФ: "приговор - решение о невиновности или виновности подсудимого и назначении ему наказания либо об освобождении его от наказания, вынесенное судом первой или апелляционной инстанции". Решение суда - это судебный акт, принятый по гражданскому делу, которым исковые требования удовлетворяются полностью или частично либо отказывается в удовлетворении исковых требований. Согласно ч. 1 ст. 13 ГПК РФ "1. Суды принимают судебные постановления в форме судебных приказов, решений суда, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции". п. 1 ст. 94 ГПК РФ: Статья 194. Принятие решения суда. 1. Постановление суда первой инстанции, которым дело разрешается по существу, принимается именем Российской Федерации в форме решения суда.

10. Частное определение.

В соответствии со ст. 21" УПК суд, разрешая дело, может также вынести частное определение (постановление), в котором:

1) обращает внимание государственных органов, общественных организаций или должностных лиц на нарушения закона, а также другие причины и условия, способствовавшие совершению пре­ступления, для принятия этими органами необходимых мер по устранению таких явлений;

2) указывает на нарушения прав граждан и другие нарушения закона, допущенные при производстве дознания и предваритель­ного следствия, требующие реагирования со стороны органов уголовного судопроизводства;

3) доводит до сведения общественных организаций и трудовых коллективов факты неправильного поведения отдельных граждан на производстве или в быту и нарушений ими общественного долга;

4) сообщает соответствующим предприятиям, учреждениям или организациям о проявлении гражданами высокой сознательности и мужества при выполнении общественного долга, содействовав­ших пресечению или раскрытию преступления.

Суд вправе вынести частное определение и в других случаях.

Частное определение постановление суда должно быть закон­ным и обоснованным.

Оно выносится в совещательной комнате в виде отдельного документа, как правило, одновременно с приговором или опреде­лением о прекращении дела. По фактам нарушения закона, допу­щенным при проведении дознания или предварительного следст­вия, частное определение (постановление) может быть вынесено также одновременно с возвращением дела для производства до­полнительного расследования.

Факты, на которые указано в частном определении, должны быть достоверно установлены в ходе рассмотрения данного дела, проверены и оценены в судебном заседании. Выводы суда в частном определении должны соответствовать материалам дела и фактическим обстоятельствам, изложенным в приговоре или определениях суда, которыми завершается судебное разбира­тельство.

Частное определение состоит из: 1) вводной части, где указы­ваются время, место его постановления, состав суда, дело, при рассмотрении которого оно вынесено; 2) описательной части, в которой излагаются основания частного определения, подтверж­дающие их данные и рекомендации суда по устранению обнару­женных нарушений и недостатков; 3) резолютивной части, где говорится, кому адресуется частное определение для исполнения указанных судом рекомендаций.

Частное определение подписывается всеми судьями. Оно может быть оглашено в судебном заседании после провозглашения при­говора. Копия частного определения направляется должностному лицу, обязанному в силу служебного положения устранить при­чины и условия, способствовавшие совершению преступления, либо выявленные судом нарушения закона. Не позднее чем в месячный срок суду должно быть сообщено о мерах, принятых в связи с частным определением.

11. Исполнительный лист, его процессуальное назначение.

Исполнительный лист - вид исполнительного документа. Выдается на основании решений, приговоров и иных судебных актов, подлежащих исполнению. В исполнительном листе приводится резолютивная часть решения, указывается наименование и адрес суда, его выдавшего, номер дела, по которому выдан лист, дата вынесения решения и дата его вступления в законную силу (или указание на немедленное исполнение), дата выдачи самого листа, сведения о должнике и взыскателе (для граждан - фамилия, имя, отчество, место жительства или место пребывания, для должника также - год и место рождения, место работы (если оно известно); для организаций - наименование и юридический адрес).

По каждому решению обычно выдается один исполнительный лист. Если исполнение производится в различных местах, суд может выдать несколько исполнительных листов. Взыскатель, пропустивший срок предъявления исполнительного листа к исполнению, вправе обратиться с заявлением о восстановлении пропущенного срока в суд.

Постановлением Правительства РФ от 31.07.2008 г. № 579 утверждены единые формы бланков исполнительных листов (отдельно - для Верховного иВысшего Арбитражного Судов РФ, отдельно - для иных федеральных арбитражных судов и судов общей юрисдикции). Новые бланки вводятся в действие с февраля 2009 г., должны быть изготовлены на специальной бумаге с водяными знаками, а также с иными видами защиты согласно критериям отнесения товаров к категории защищённой от подделок полиграфической продукции, снабжены изображением Государственного герба РФ и указанием на номер и серию. При этом ранее выданные исполнительные листы сохраняют свою юридическую силу и обмену на новые не подлежат.

Если решение суда принято в пользу нескольких истцов или против нескольких ответчиков, суд по просьбе взыскателя должен выдать несколько исполнительных листов.

12. Судебное определение, его назначение при рассмотрении судебных дел.

Определение (в праве) - вид судебного акта, который выносится судом по вопросам, требующим разрешения в ходе судебного разбирательства, но которым не решается дело по существу.

Определение суда может оформляться как путём составления отдельного документа, так и путём его занесения в протокол судебного заседания (протокольное определение).

Также определением называется итоговый судебный акт кассационной судебной инстанции в гражданском, уголовном и административном процессах.