Конспект организационная структура гражданской обороны. Организационная структура ГО, силы и средства ГО. Структура гражданской обороны

Структура построения гражданской обороны основана на территори-ально-производственном принципе. Органы управления, силы и средства ГО функционируют на всех уровнях административного устройства Рос-сийской Федерации: федеральный центр, субъект РФ, город, район, объект экономики . Наряду с этим органы управления, силы и средства ГО имеют-ся в каждом министерстве и ведомстве, в их региональных организациях.

Организационная структура ГО на всех уровнях состоит из пяти звеньев: руководство ГО, постоянно действующие органы управления, службы ГО, эвакуационные органы, силы гражданской обороны.

Руководство гражданской обороной возложено:

В стране - на Правительство Российской Федерации; начальником ГО страны является Председатель Правительства РФ;

В субъекте РФ, городе, районе - на главу администрации, являюще-гося начальником ГО территориального образования;

В министерстве, ведомстве - на министра, руководителя ведомства, являющихся начальниками ГО отрасли;

На объекте экономики - на руководителя объекта. Начальником гра-жданской обороны, например, ж.-д. станции является начальник станции, высшего учебного заведения МПС - ректор университета (академии).

Начальник гражданской обороны (любого уровня) не в состоянии самостоятельно обеспечить детальное и повседневное решение вопросов ГО. Принимая принципиальные решения и обеспечивая общее руково-дство, начальник гражданской обороны опирается в своей работе на соз-данные при нем органы, специально уполномоченные на решение задач в области ГО.

Постоянно действующими органами управления являются:

На федеральном уровне - министерство по делам гражданской обо-роны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; министр РФ по делам ГОЧС является заместителем начальника ГО России;

В субъектах Российской Федерации - министерства (в автономных республиках), главные управления (в субъектах РФ) ГОЧС;

В городах и районах - управления (отделы) ГОЧС;

В министерствах и их региональных организациях - отделы (управ-ления) ГОЧС;

На объектах экономики - отделы, секторы (штабы) ГОЧС; начальник штаба ГОЧС является заместителем начальника ГО объекта.

Перечисленные постоянно действующие органы не в состоянии предметно решать чрезвычайно многообразные задачи ГО. Ведь каждая задача имеет свою специфику и требует высоко профессионального под-хода и специально подготовленных сил и средств. Так, борьба с пожарами, эксплуатация защитных сооружений, оказание медицинской помощи по-раженным, светомаскировка и т.д. не могут квалифицированно осуществ-ляться одними и теми же должностными лицами. Поэтому с целью реше-ния разнообразных задач при начальниках гражданской обороны всех уровней созданы специальные службы ГО.


Службы гражданской обороны представляют собой особый вид организационно-технического объединения сил ГО, подготовленных для проведения специальных мероприятий, требующих высокой технической оснащенности формирований и высокопрофессиональной подготовки лич-ного состава.

Различают федеральные службы ГО, службы ГО субъектов РФ, го-родские, районные и объектовые службы гражданской обороны. В мини-стерствах и ведомствах созданы отраслевые службы ГО.

Для создания службы гражданской обороны любого уровня необхо-димо наличие соответствующей материально-технической базы.

Постановлением Правительства Российской Федерации в 1999 г. сформированы пять федеральных служб ГО: противопожарная, охраны общественного порядка, защиты животных и растений, медицинская и за-щиты культурных ценностей . Эти службы созданы на базе соответствую-щих министерств и ведомств РФ. Кроме них, в субъектах Российской Фе-дерации, городах и районах созданы также и другие службы: убежищ и ук-рытий, коммунально-технические, горюче-смазочных материалов, инже-нерные и др. В среднем количество служб ГО на территориях колеблется от 13 до 20.

На объектах железнодорожного транспорта в соответствии с Указа-нием МПС № 154пр-у от 6 мая 1998 года создаются следующие службы:

Медицинская;

Радиационной и химической защиты;

Связи и оповещения;

Светомаскировки и электроснабжения;

Эвакуации населения, материальных и культурных ценностей;

Аварийно-спасательных и других неотложных работ;

Инженерной защиты;

Технической разведки;

Пожаротушения;

Охра-ны общественного порядка;

Материально-технического обеспечения.

Все 11 служб ГО создаются на тех объектах ж.-д. транспорта, на которых для каждой службы имеется достаточная материально-техническая база. На других объектах создается меньшее количество служб.

Эвакуационные органы предназначены для планирования эвакуа-ции населения, материальных и культурных ценностей из городов - веро-ятных целей ядерных ударов - и руководства эвакуацией в исполнитель-ный период. Состав и задачи эвакоорганов рассмотрены в главе 8.

Силы гражданской обороны. Если четыре рассмотренных выше звена обеспечивают планирование, организацию и руководство мероприя-тиями ГО, то силы гражданской обороны предназначены для непосредст-венного ведения работ в очагах массового поражения.

В соответствии с федеральным законом "О гражданской обороне" силами ГО являются войска гражданской обороны и гражданские органи-зации ГО.

Войска гражданской обороны организационно сведены в спаса-тельные центры, спасательные и учебные бригады, отдельные механизиро-ванные полки, вертолетные отряды и другие виды частей и подразделений. Управление войсками осуществляет министр МЧС России. В войсках гра-жданской обороны проходят службу кадровые офицеры, срочную службу -солдаты и сержанты. Хотя эти войска не входят в состав вооруженных сил, подчиненных Министерству обороны РФ, личный состав соединений, час-тей и подразделений войск ГО живет по уставам Российской армии.

Войска ГО оснащены дорожно-строительными машинами для расчи-стки завалов, техникой для пожаротушения, техническими средствами обеззараживания, другими машинами и механизмами, необходимыми для ведения спасательных и других неотложных работ.

Самая массовая часть сил гражданской обороны - гражданские орга-низации гражданской обороны.

ТЕМА 3 «Гражданская оборона. Медицинская служба гражданской обороны».

Учебные вопросы:

1. Определение, задачи, принципы организации и ведения ГО.

2. Организационная структура ГО, ее силы и средства.

3. Основные задачи, организационная структура МСГО.

4. Организация подготовки личного состава медицинской службы ГО.

5. Характеристика формирований и учреждений МС ГО. Их задачи, организационно - штатная структура.

Введение

Оценивая военно-политическую обстановку в современном мире необходимо отметить позитивные сдвиги на международной арене, но, в то же время нельзя не учитывать, что пока еще не созданы доста­точно надежные гарантии необратимости этих перемен и перспектива создания таких гарантий носит, к сожалению, довольно призрач­ный характер. Подтверждением этому служит тот факт, что все еще сохраняются громадные арсеналы оружия, создаются более современные средства поражения, существуют реальные источники военной опасности. Они проявляются, в частности, в продолжающемся расширении НАТО на Восток.

Негативное влияние на безопасность страны оказывают на­циональный и религиозный экстремизм, сепаратистские тенден­ции в ряде ее регионов. Не устранена опасность внутренних воо­руженных конфликтов, которые при негативном исходе и затягивании могут быть использованы для военного вмешатель­ства со стороны других государств.

Этим обусловлена необходимость поддержания готовности страны к обеспечению защиты населения, материальных и куль­турных ценностей страны на уровне, адекватном реальным уг­розам. Главное место в решении данной задачи отводится граж­данской обороне.

Вопрос № 1

Определение, задачи, принципы организации и ведения ГО.

В Советском Союзе в 1961г. МПВО преобразуется в ГО, ко­торая становится составной частью системы общегосударственных оборонных мероприятий. За основу ее построения был принят территориально-производствен­ный принцип, введена должность начальника Гражданс­кой обороны СССР.



В историческом плане в развитии ГО выделяют три этапа.

На первом этапе (1961-1972гг.) за основу защиты насе­ления при возможном массированном ядерном нападении против­ника, когда ожидалось несколько тысяч ударов по всем крупней­шим городам и важнейшим объектам народного хозяйства, была принята идея о проведении массовой эвакуации населения в загородную зону из городов - вероятных целей нападения. Для обес­печения защиты персонала, который оставался работать на пред­приятиях этих городов, строились убежища. Кроме того, шла активная подготовка к проведению крупномасштабных спаса­тельных и неотложных аварийно-восстановительных работ в многочисленных очагах поражения. Для этого создаются войска ГО, массовые невоенизированные спа­сательные и аварийно-восстановительные формирования.

На втором этапе (1972 - 1992 гг.) появились новые аспекты в подготовке гражданской обороны. Главный упор был сделан на быстрейшее накопление средств защиты населения от оружия массового поражения. В этот период ежегодно в стране строи­лось убежищ общей вместимостью на 1,0 млн. человек и проти­ворадиационных укрытий на 3,0 - 4,0 млн. человек. Активно шло приспособление под защитные сооружения метрополитенов и подземных горных выработок. Создавался запас средств инди­видуальной защиты на все население страны.

Особую актуальность приобрела в эти годы проблема обес­печения устойчивого функционирования экономики, страны в военное время, решение которой было также возложено на граж­данскую оборону.

С 1992г. начался третий этап развития ГО.

Гражданская оборона в январе 1992г. выводится из структу­ры Минобороны России и объединяется с созданным в декабре 1991г. ГКЧС России. Органы ее управле­ния и войска ГО нацеливаются на решение задач по защите на­селения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.

В 1994г. ГКЧС России преобразуется в МЧС России, т.е. ГО становится составной частью МЧС.

Вступивший в силу в феврале 1998г. Федеральный закон № 28 с изменениями от 22.08.2004г.«О гражданской обороне» дает определение ГО.

ГО - это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей возникающих при ведении военных действий или, в следствие этих действий а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Этот закон определил:

Задачи гражданской обо­роны,

Правовые аспекты их осуществления,

Полномочия, обязанности и права органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, начальников граждан­ской обороны всех уровней, органов управления ГО,

Состав сил и средств ГО, принципы ее организации и ведения.

Организация и ведение ГО, в соответствии с законом, являются одной из важнейших функций государства, составной частью оборонного строительства и обеспечения безопасности государства.

Принципы организации ГО

· Принцип правовой обусловленности: ГО осуществляется в строгом соответствии с международными договорами и соглашениями, действующим законодательством и другими нормативными актами РФ, внешней и внутренней политикой страны, концепцией национальной безопасности и военной доктриной государства.

· Территориально-производственный принцип.

Территориальный принцип - заключается в организации ГО на территориях всех республик, краев, областей, городов, районов, поселков согласно административному делению РФ.

Производственный принцип заключается в организации ГО в каждом министерстве, ведомстве, учреждении, на объекте.

Эти два принципа находятся во взаимосвязи и неразрывности.

· Принцип всеобщей обязанности : ГО в соответствии с Конституцией страны является обязательной функцией всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, долгом и обязанностью каждого гражданина РФ.

· Дифференцированный подход к организации ГО – ГО организуется на всей территории РФ с учетом особенностей регионов, районов, населенных пунктов, предприятий, учреждений и организаций, в экономическом, политическом, стратегическом, военном и других отношениях.

· Государственный характер ГО – закрепляется соответствующими законами и постановлениями правительства.

При ведении военных действий возникают опасности, которые могут привести:

К массовой гибели людей,

Потери здоровья и средств к существованию,

Нарушению среды обитания,

Значительному материальному ущербу.

Перевод гражданской обороны с мирного на военное положение осуществляется, как правило, заблаговременно - в угрожаемый период .

Этот период характеризуются : 1. нарастанием угрозы агрессии потенциального про­тивника 2. возникновением вооруженных конфликтов 3. началом военных действий и войны в целом.

В зависимости от обстановки ГО на военное положение может переводиться на всей территории РФ или в отдельных ее местностях.

Перевод ГО с мирного на военное положение со­стоит в последовательном наращивании мероприятий и возможностей ГО по решению возложенных на нее за­дач военного времени.

С этой целью:

1. приводятся в готовность органы управления и силы ГО,

2. развертываются системы защиты населения,

3. осуществляется ускоренная подготовка к веде­нию АСиДНР в возможных очагах поражения.

Ведение гражданской обороны в Российской Федерации в целом или в отдельных ее местностях начинается с момента:

Объявления состоя­ния войны,

Фактического начала военных действий,

С введением Президентом РФ военного положения.

Ведение ГО заключается:

В практической ре­ализации мер по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

По проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ;

По первоочеред­ному обеспечению пострадавшего населения при ведении воен­ных действий;

Обеспечению действий сил и мероприятий ГО;

По восстановлению и поддержанию порядка в районах пострадав­ших при ведении военных действий или вследствие их.

В военное время гражданская оборона имеет ту же главную цель, что и ВС - защиту тыла страны, снижения людских и материаль­ных потерь.

Необходимо отметить, что ГО нацелена на защиту в тылу ВС в первую очередь моб. ресурсов и производственных мощностей. Поэтому, если ГО не выполнит задачи по их сохранению в начальный период войны, то и ВС будут заве­домо обречены на поражение.

Основные задачи ГО

1. Защита населения от ОМП, других ССНП, СБ, аварий и катастроф.

· Создание систем оповещения и оповещение население об опасностях при ведении военных действий или в следствии этих действий.

· Обучение населения способам защиты от опасностей возникающих при приведении военных действий.

· Накопление и представление населению убежищ и СИЗ.

· Проведение мероприятий по световой и другим видам маскировки.

· Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.

2. Проведение мероприятий, направленных на повышение устойчивости работы объектов и отраслей экономики в условиях военного времени и ЧС.

· Строительства убежищ для рабочих смен.

· Защита станков и оборудования от поражающих факторов ОМП.

· Создание надежных систем для подачи электроэнергии и систем автоматического отключения газа.

· Изменение технологического процесса с учетом военного времени.

· Разработка и осуществление мер направленных на сохранение объектов необходимых для выживания населения в военное время

· Обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО.

3. Проведение АС и ДНР в очагах поражения, районах СБ, аварий, катастроф.

· Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся Р, Х, Б или иному заражению.

· Борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий.

· Вскрытие разрушенных и засыпанных убежищ.

· Вывоз людей в безопасные районы.

· Оказание медпомощи.

Неотложные АСР:

· Устройство проездов в завалах.

· Наведение мостов и переправ.

· Укрепление или обрушение конструкций.

· Первоочередное обеспечение населения, пострадавшее при ведении военных действий жильем, медицинской помощью, продуктами питания т.д.

· Срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб.

· Восст. и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении ВД.

· Обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий.

· Срочное захоронение трупов в военное время.

Вопрос № 2 «Организационная структура ГО, ее силы и средства»

Структура ГО соответствует принятой в РФ системе организации хозяйственного и военного управления. См. кодосхему.

В организационной структуре ГО выделяют следующие элементы:

Руководство.

Это начальники ГО всех степеней. Руководство ГО РФ осуществляет правительство РФ. Руководство гражданской обороной в органах исполнительной власти субъектов РФ, муниципальных образованиях и организациях осуществляют их руко­водители, являющиеся по должности начальниками ГО указанных органов управления и организаций. (В нашей ЯГМА начальником ГО академии является ректор, который подчиняется начальнику ГО Кировского района и начальнику ГО ФОИВ, т.е министру здравоохранения).

2. Для повседневного управления ГО создаются органы управления или штабы ГО (создаются при начальниках ГО всех уровней). Общее управление ГО осуществляет МЧС России.

3. Эвакуационные органы.

К ним относятся: 1. Эвакуационные комиссии. Они создаются на объектах, в учреждениях и при администрациях. Возглавляют их один из зам. руководителя учреждения, объекта, главы администрации. 2.СЭП 3.ПЭК 4.ПЭП 5.Администрации пунктов посадки и высадки и некоторые другие.

4. Службы. Вмирное время функционирует 5 Федеральных служб ГО:

Служба охраны общественного порядка, Противопожарная, Медицинская служба, Защиты животных и растений, Защиты культурных ценностей.

В военное время может организовываться до 20 служб, например такие как: Связи, Инженерная, Коммунально-техническая, Транспортная, Материально-технического снабжения, Продовольственного и вещевого снабжения и т.д.

5.Силы ГО.

Силы ГО представлены:

I. Спасательные воинские формирования (Войска гражданской обороны). Они организационно сведены в спасательные центры, спасательные и учебные бригады, отдельные механизированные полки, вертолетные отряды и другие виды частей и подразделений. Управление войсками осуществляет министр МЧС России.

II.Формированиями - это самая массовая часть сил гражданской обороны, создаются сей­час по территориально-производственному принципу. В них зачисляются граждане, не имеющие мобилизационных предписа­ний, мужчины в возрасте 18-60 лет и женщины 18-55 лет, кроме инвалидов, беременных и женщин, имеющих детей до 8-летнего возраста (женщин со средним и высшим мед. образованием, имеющих детей до 3-летнего возраста), а также техника, оборудование и имущество, не подлежа­щие поставке в военное время в Вооруженные Силы.

Форми­рования создаются на базе организаций владеющие специальной техникой, имуществом и подготовлены для защиты насе­ления, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Они предназначаются для выполнения основного объема ава­рийно-спасательных работ, первоочередного жизнеобеспечении населения в военное время и других мероприятий гражданской обороны (участие в борьбе с пожарами, обнаружение и обозначении районов заражения и т.д.).

Организациями могут создаваться спасательные, медицинские, про­тивопожарные, инженерные, аварийно-технические, автомобильные формирования, а также формирования разведки, радиационного и хи­мического наблюдения, радиационной и химической защиты, связи, механизации работ, охраны общественного порядка, питания, торговли и другие виды формирований.

Формирования исходя из подчиненности подразделяются на:

А) Объектовые – создаются на базе организаций и предназначены для проведения АС и ДНР в тех организациях на базе которых они созданы.

Б) Территориальные –используются для выполнения мер ГО в интересах области, города, наращивания группировки сил ГО при проведении АС и ДНР.

Исходя из предназначения формирования подразделяются на:

А) формирования общего назначения , которые самостоятельно ведут АС и ДНР в очагах поражения. К ним относятся: сводные и спасатель­ные отряды, команды и группы, команды механиза­ции работ и т.д.

Б) формирования служб ГО, т.е. создаются службами ГО и предназначеныдля выполнения специальных работ в очаге поражения, усиления формирований общего назначения.

К ним относятся: команды, группы, звенья разведки, связи; медицинские от­ряды, медицинские дружины, подвижные госпитали, санитарные посты; аварийно-технические команды и группы; автомо­бильные и автосанитарные колонны; команды и группы охраны обще­ственного порядка и др.

III. Учреждения ГО (городские, районные курсы ГО).

IV. Для решения задач в области ГО в соответствии с законодательством РФ могут привлекаться ВС РФ, др. войска и воинские формирования, а также АС службы и АС формирования.

Периоды деятельности ГО

Период мирного времени.

Период угрозы нападения противника.

Период ликвидации нападения противника.

Структура гражданской обороны на объектах экономики

Гражданская оборона на промышленных объектах (далее - на объекте) организуется с целью защиты персонала объекта и населения, проживающего вблизи него, от опасностей, возникающих в результате военных действий.

Основные задачи гражданской обороны на объекте:

планирование и организация проведения мероприятий по гражданской обороне;

проведение мероприятий по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;

осуществление обучения своих работников способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию локальных систем оповещения;

создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

повышение устойчивости функционирования объекта в условиях чрезвычайных ситуаций;

проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах катастрофического затопления.

Начальник гражданской обороны (НГО) объекта подчиняется НГО вышестоящего ведомства (министерства, отрасли), а в оперативном отношении - начальнику гражданской обороны города (района, префектуры), на территории которого расположен объект.

На крупных промышленных объектах, как правило, предусматривается штатный заместитель начальника гражданской обороны, который в мирное время является начальником отдела ГОЧС и основным организатором всех подготовительных мероприятий по гражданской обороне. Ему предоставляется право от имени начальника ГО отдавать приказы и распоряжения по вопросам гражданской обороны объекта.

Кроме штатного заместителя, приказом начальника гражданской обороны назначаются заместители: по рассредоточению и эвакуации работающего персонала и членов их семей; по инженерно-технической части и материально-техническому снабжению. В отличие от штатного заместителя они не освобождаются от выполнения своих обязанностей.

Заместителем начальника гражданской обороны по рассредоточению и эвакуации обычно назначается заместитель руководителя объекта по общим вопросам. Являясь, как правило, председателем эвакуационной комиссии, он разрабатывает план рассредоточения, организует подготовку мест в загородной зоне, перевозку туда людей и доставку рабочей силы к месту работы, руководит службой охраны общественного порядка.

Заместителем начальника ГО по инженерно-технической части назначается главный инженер предприятия. Он руководит разработкой перевода предприятия на особый режим работы, осуществляет мероприятия по повышению устойчивости работы предприятия в мирное время, при угрозе нападения и в военное время непосредственно руководит службами аварийно-технической, противопожарной, убежищ и укрытий, а также осуществляет техническое руководство аварийно-спасательными и другими неотложными работами.



Заместителем начальника ГО по материально-техническому снабжению назначается заместитель (помощник) руководителя объекта по этим вопросам. Он обеспечивает накопление и хранение специального имущества, техники, инструмента, средств защиты и транспорта. На него возлагается материально-техническое обеспечение работ по строительству укрытий, мероприятий по рассредоточению и эвакуации, проведению спасательных и других неотложных работ. При угрозе нападения противника он организует рассредоточение запасов сырья, продовольствия и уникального оборудования.

Структурное подразделение по ГО (отдел, сектор, группа, специально выделенный работник, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны) создается (назначается) при начальнике ГО, является его органом управления и выполняет функции штаба гражданской обороны объекта.

Работа структурного подразделения организуется на основании приказов, распоряжений и указаний начальника ГО объекта, вышестоящего штаба и решений органов управления по делам ГОЧС.

Структурное подразделение ГО осуществляет мероприятия по защите рабочих, служащих и населения подведомственных рабочих поселков от оружия массового поражения и обеспечивает своевременное оповещение об угрозе чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; разрабатывает план ГО объекта, периодически корректирует его и организует его выполнение; организует и контролирует обучение рабочих и служащих по гражданской обороне и подготовку гражданских организаций гражданской обороны.

В независимости от характера производственной деятельности на объекте создаются службы ГО: оповещения и связи, медицинская, радиационной, химической и биологической защиты, охраны общественного порядка, противопожарная, энергоснабжения и светомаскировки, аварийно-техническая, убежищ и укрытий, транспортная, материально-технического снабжения и др. На них возлагается выполнение специальных мероприятий и обеспечение действий формирований при проведении АСДНР.

Руководство службами осуществляют их начальники, которые назначаются приказом начальника ГО объекта из руководителей отделов, цехов, на базе которых созданы эти службы.

Начальники служб обязаны поддерживать в постоянной готовности силы и средства служб. Они участвуют в разработке плана ГО объекта и самостоятельно разрабатывают необходимые документы служб. На них возлагается своевременное обеспечение подчиненных формирований специальным имуществом и техникой.

Служба оповещения и связи . Создается на базе узла связи объекта. На нее возлагается: организация своевременного оповещения руководящего состава, рабочих, служащих и населения рабочих поселков объекта об угрозе чрезвычайной ситуации; организация связи и поддержание ее в состоянии постоянной готовности к работе. Кроме того, служба устраняет аварии в сетях связи, находящихся в очаге поражения.

Медицинская служба организуется на базе медсанчасти (здравпункта, поликлиники). Начальник службы - главный врач. Служба обеспечивает комплектование, обучение и поддержание в готовности медицинских формирований, накопление запасов медицинского имущества и медицинских средств индивидуальной защиты; осуществляет медицинскую разведку и санитарно-эпидемиологическое наблюдение; оказывает медицинскую помощь пораженным и эвакуирует их в лечебные учреждения, осуществляет медицинское обеспечение рабочих, служащих и членов их семей в местах рассредоточения и эвакуации.

Служба радиационной, химической и биологической защиты разрабатывает и осуществляет мероприятия по защите людей, столовых, складов продовольствия от воздействия радиоактивных, химических и биологических веществ; организует и подготавливает формирования и учреждения; осуществляет контроль за состоянием средств индивидуальной защиты и специальной техники. Ведет радиационную и химическую разведку, осуществляет контроль за облучением и заражением личного состава, проводит мероприятия по ликвидации очагов радиоактивного и химического заражения.

Служба охраны общественного порядка создается на базе подразделений ведомственной охраны и народных дружин. Она обеспечивает охрану объекта, поддержание общественного порядка во время проведения аварийно-спасательных и других работ, содействует своевременному укрытию работающих по сигналам оповещения, наблюдает за режимом светомаскировки.

Служба энергоснабжения и светомаскировки создается на базе отдела главного энергетика. Служба разрабатывает мероприятия, обеспечивающие бесперебойную подачу газа, топлива, электроэнергии на объект. Проводит оснащение уязвимых участков энергетических сетей средствами защиты. Планирует проведение мероприятий по светомаскировке и подготовительные работы первоочередных восстановительных работ на энергосетях.

Аварийно-техническая служба организуется на базе производственного, технического отделов или отдела главного механика. Разрабатывает и проводит мероприятия по защите уникального оборудования, повышению устойчивости основных сооружений, специальных инженерных сетей и коммуникаций; проводит неотложные работы по локализации и ликвидации аварий на коммуникациях и сооружениях объекта.

Служба убежищ и укрытий организуется на базе отдела капитального строительства, жилищно-коммунального отдела, строительных цехов. Служба осуществляет: разработку расчетов для укрытия рабочих, служащих и членов их семей в рабочих поселках; обеспечение готовности убежищ и укрытий и контроль за правильностью их эксплуатации; организацию строительства защитных сооружений. Участвует в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ при вскрытии заваленных убежищ и укрытий.

Транспортная служба создается на базе транспортного отдела (гаража). Она разрабатывает и осуществляет мероприятия по обеспечению перевозок, связанных с рассредоточением рабочих и служащих и доставкой их к месту работы; организует подвоз сил и средств к очагу поражения; осуществляет перевозку пораженных; проводит работы по обеззараживанию транспорта.

Служба материально-технического обеспечения организуется на базе отдела материально-технического снабжения объекта. Она своевременно снабжает формирования ГО всеми видами специальной техники, имущества и продовольствия; организует ремонт техники и имущества, подвоз его к участкам работ, хранение и учет; обеспечивает предметами первой необходимости рабочих и служащих как на самом предприятии, так и в местах рассредоточения.

На небольших предприятиях службы ГО обычно не создаются, а их функции выполняют структурные органы управления этих объектов.

Экзаменационные вопросы по Гражданской обороне – 2010 год

    Гражданская оборона, ее организационная структура, роль и место в общей системе национальной безопасности России.

Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Выполнение основных задач МС ГО достигается проведением сложного комплекса:

лечебно-эвакуационных;

противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий;

мероприятий по медицинской защите населения и личного состава формирований (учреждений) ГО;

медицинского снабжения;

подготовки личного состава и средств МС ГО к работе в современной войне.

Эти мероприятия составляют содержание понятия «медицинское обеспечение населения».

МС ГО является общегосударственной службой, которая создается на базе органов и учреждений здравоохранения РФ, независимо от их ведомственной принадлежности и собственности.

Методическое руководство созданием и деятельностью МС ГО осуществляет Министерство социального развития и здравоохранения РФ, Приказы, директивы и инструкции, а также регламентирующие нормативные документы, издаваемые Министерством социального развития и здравоохранения РФ по вопросам медицинского обеспечения населения в военное время, являются обязательными для всех организаций и органов исполнительной власти

Органами управления медицинской службы гражданской обороны являются штатные органы управления здравоохранением и штабы медицинской службы гражданской обороны субъектов РФ, городов, городских районов и сельских округов. Штабы МС ГО создаются при соответствующих начальниках МС ГО для оперативного руководства силами и средствами службы.

Медицинское обеспечение включает в себя комплекс лечебно-эвакуационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на сохранение жизни и здоровья пострадавшего населения, а также мероприятий по медицинскому снабжению формирований и учреждений МС ГО и медицинской защите населения от поражающих факторов современных средств поражения.

    Принципы организации и ведения гражданской обороны.

    Задачи и организационная структура гражданской обороны.

Перед ГО стоят следующие основные задачи:

1) Защита населения от оружия массового поражения и других современных средств нападения противника

a. Строятся защитные сооружения

Проведение научных исследований в области оружий массового поражения, способов защиты населения от его поражающего действия

b. Накапливаются средства индивидуальной защиты

c. Проводится обучение населения правильному использованию средств защиты

d. Оказание мед.помощи и подготовка к эвакуации населения из круп.городов в загородную зон.

Минимизация потерь

Подготовка населения и специалистов

2) Проведение мероприятий, направленных на повышение устойчивости работы объектов и отраслей народного хозяйства в условиях военного времени

Обеспечение запасов ресурсов

a. Строительство убежищ для защиты рабочих и служащих

b. Защита станков и оборудования от воздействия поражающих факторов

c. Снижение запасов взрывоопасных и ядовитых в-в на производстве

3) Проведение спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ (СНАВР) в очагах поражения, районах стихийных бедствий, крупн.аварий и катастроф.

a. Оказание мед.помощи пораженным и их эвакуация за пределы очага поражения

b. Устройство проездов в завалах

c. Наведение мостов и переправ для движения сил ГО

Информирование мирного населения и руководящих структур об обстановке, количестве и характере поражений

Организационная структура ГО

МС ГО создается по территориально-производственному принципу и имеет четыре уровня:

федеральный – включает силы и средства МС ГО на территории всей РФ;

территориальный – включает силы и средства МС ГО на территории субъекта РФ (области, края, республики в составе РФ);

местный – включает силы и средства МС ГО на территории города, городского района, сельского округа;

объектовый – представлен силами и средствами МС ГО организаций (объектов экономики).

Основными элементами организационной структуры ГО являются: руководство, штабы, службы, эвакуационные (эвакоприемные) комиссии и силы ГО

Руководство – начальники ГО всех степеней. Они несут ответственность за состояние ГО и выполнение всех необходимых мероприятий.

Штабы ГО создаются при каждом начальнике гражданской обороны и являются их органами управления, организаторами всей практической работы.

Эвакуационные комиссии создаются при исполнительных комитетах советов народных депутатов областей, крупных городов (городских районов) и на объектах народного хозяйства городов. Возлагается планирование и практическое осуществление рассредоточения рабочих, служащих и эвакуация населения в период угрозы нападения противника из крупных городов в сельск.районы.,

Силы ГО включают в себя формирования, учреждения и войсковые части ГО. Предназначены для проведелиня защитных мероприятий и ведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ.

    Степени готовности гражданской обороны и их краткая характеристика.

В Российской Федерации установлены следующие степени готовности ГО:

«Повседневная»

«Первоочередные мероприятия ГО первой группы»;

Приведение сбора руководящего состава, доведение до него обстановки и задач;

Организация круглосуточного дежурства руководящего состава в подразделениях и на пункте управления;

Осуществление проверки готовности системы управления, связи и оповещения;

Уточнение планов ГО на военное время;

Приведение в готовность защитных сооружений на закрытых территориях;

Ускорение ввода в эксплуатацию защитных сооружений, строящихся по планам текущего года;

Уточняются расчеты по защите и порядок занятия защитных сооружений населением и планы строительства защитных сооружений на объекте и в загородной зоне;

Приводятся в готовность защитные сооружения в районах АЭС, радиационно и химически опасных объектов и объектов, расположенных в зонах катастрофического затопления;

Приводятся в готовность защитные сооружения для укрытия нетранспортабельных больных и обслуживающего их персонала:

Вывозятся со складов мобрезерва на пункты выдачи противогазы, камеры защитные детские, приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля (выдача населению производится распорядительным порядком) ;

Приводятся в готовность в пунктах постоянного размещения (без прекращения работы) формирования повышенной готовности в объемах, предусмотренных распоряжением;

Приводятся в готовность химико-радиометрические лаборатории штабов ГО и посты радиационного и химического наблюдения;

«Первоочередные мероприятия ГО второй группы»;

Расчеты (оперативные группы) высылаются на пункты управления (городской, загородный), которые приводятся в готовность;

Проверка резервов аптеки, транспортных средств, личного состава

В течение 12 часов приводятся в готовность к укрытию населения все защитные сооружения, подвалы и другие заглубленные помещения;

Организуется круглосуточное дежурство звеньев по обслуживанию убежищ;

Готовятся запасы продовольствия, медикаментов и медимущества к закладке в убежища;

Из запасов объектов выдаются средства индивидуальной защиты, в том числе медицинские, а также приборы радиационной и химической разведки рабочим и служащим категорированных городов и объектов особой важности и первой категории вне этих городов;

Посты радиационного и химического наблюдения, химико-радиометрические лаборатории переводятся на круглосуточную работу;

Готовятся к выводу в загородную зону действующие и архивные документы;

Населением изготавливаются простейшие средства индивидуальной защиты;

Формированиям, персоналу АЭС и населению, проживающему в 30-километровой зоне вокруг них, и химически опасных объектов выдаются препараты для профилактики лучевых поражений, средства защиты и приборы;

Проводятся неотложные мероприятия по повышению устойчивости работы объектов в военное время и безаварийной их остановке по сигналу "Воздушная тревога";

«Общая готовность гражданской обороны».

необходимо провести подготовку к выписке части больных на амбулаторное лечение;

определить группы нетранспортабельных больных и больных, подлежащих эвакуации;

наметить очередность вывоза имущества, с учетом его необходимости при оказании медицинской помощи;

выслать оперативные группы к местам развертывания лечебных учреждений МС ГО в загородной зоне с целью приема приписанных помещений и организации приспособительных работ;

уточнить количество необходимых для эвакуации ЛПУ транспортных средств

Структура ГО:

Руководство гражданской обороной в РФ осуществляет Правительство РФ. Государственную политику в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом РФ на решение задач в области гражданской обороны. Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители. Руководство гражданской обороной на территориях субъектов РФ и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов РФ и руководители органов местного самоуправления. Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.

Органами, осуществляющими управление гражданской обороной, являются:

1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны;

2) территориальные органы - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.

Территориальные органы - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, комплектуются военнослужащими войск гражданской обороны, лицами начальствующего состава Государственной противопожарной службы и гражданским персоналом.

Руководители указанных территориальных органов назначаются в установленном порядке руководителем федерального органа, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, из числа военнослужащих войск гражданской обороны, лиц начальствующего состава Государственной противопожарной службы и гражданского персонала;

3) структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны;

4) структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Все вышесказанное можно изобразить схематично, для наглядного представления:

Основными задачами в области гражданской обороны являются:

· обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

· оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

· эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

· предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

· проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

· проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

· первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

· борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

· обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

· обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;

· восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

· срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

· срочное захоронение трупов в военное время;

· разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

· обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Службы ГО.

1. Для выполнения мероприятий по гражданской обороне создаются федеральные, республиканские, краевые, областные, автономной области и автономных округов, районные и городские службы гражданской обороны, а также службы гражданской обороны организаций.

2. Решения о создании служб гражданской обороны принимаются

Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и руководителями организаций в соответствии с их полномочиями.

Положения о службах гражданской обороны утверждаются соответствующими начальниками гражданской обороны.

Силы и средства ГО.

Силы гражданской обороны - воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенные в войска гражданской обороны, а также гражданские организации гражданской обороны.

2. Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования выполняют задачи в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для решения задач в области гражданской обороны воинские части и подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований привлекаются в порядке, определенном Президентом Российской Федерации.

3. Аварийно - спасательные службы и аварийно - спасательные формирования привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основы деятельности войск гражданской обороны

1. На вооружении войск гражданской обороны находятся специальная техника, а также боевое стрелковое и холодное оружие.

2. Военнослужащим войск гражданской обороны выдаются удостоверения личности установленного образца, подтверждающие их статус, и международные отличительные знаки гражданской обороны.

3. Военнослужащие войск гражданской обороны могут проходить службу в федеральном органе исполнительной власти, специально уполномоченном на решение задач в области гражданской обороны, и иных органах, осуществляющих управление гражданской обороной, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4. Деятельность войск гражданской обороны осуществляется с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также в мирное время при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях, крупных авариях, катастрофах, ставящих под угрозу здоровье населения и требующих проведения аварийно - спасательных и других неотложных работ.

Гражданские организации гражданской обороны

1. Гражданские организации гражданской обороны создаются организациями, указанными в пункте 2 статьи 9 настоящего Федерального закона. Порядок создания и деятельности гражданских организаций гражданской обороны определяется Правительством Российской Федерации.

2. В гражданские организации гражданской обороны могут быть зачислены граждане Российской Федерации: мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, женщины в возрасте от 18 до 55 лет, за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания, инвалидов I, II или III группы, беременных женщин, имеющих детей в возрасте до восьми лет. а также женщин, получивших среднее или высшее медицинское образование, имеющих детей в возрасте до тех лет.

В состав сил ГО входят:

1. Невоенизированные формирования ГО.

2. Военизированные части ГО.

3. Силы и средства МО, МВД и Минздрава.

1) Невоенизированные формирования (НФ) ГО - группа гражданских лиц, численность которых определена руководящими документами, оснащенная техникой и имуществом, положенными по табелю. Эти формирования получили названия "Спасательная (сводная) команда", "Невоенизированные отряды ГО". В состав НФ входят мужчины 16-60 лет и женщины 16-55 лет (кроме беременных и имеющих детей в возрасте до 8 лет) за исключением инвалидов всех групп.

НФ классифицируют:

а. По подчиненности:

объектовые (подчинены начальнику объекта);

территориальные (подчинены председателю исполкома);

б. По назначению:

Общего назначения (создаются на объектах н/х могут подчиняться

руководителю предприятия или председателю исполкома);

Специального (подчинены только руководителю предприятия);

Специализированного (подчинены руководителю предприятия и вышестоящим

руководителям министерств и ведомств);

в. По степени готовности

Повседневной (время готовности через 24 часа);

Повышенной (время готовности через 6 часов);

2) В каждой области есть отдельный батальон ГО.

3) МО выделяет силы и средства в зависимости от вида ЧС. МВД - пожарные команды или отряды. Минздрав - бригады скорой помощи, которые комплектуются за счет персонала больниц и поликлиник.

Мирное время. Существует один сигнал: "Внимание всем!". После него текст, разрабатываемый штабом ГО.

Военное время. Сигналы: "Воздушная тревога", "Отбой воздушной тревоги", "Химическая тревога", "Радиационная опасность".

По сигналу "Воздушная тревога" личный состав НФ в рабочее время действует по команде командира формирования. В нерабочее время - укрыться в защитном сооружении по месту жительства.

По сигналу "Отбой воздушной тревоги" - личный состав НФ обязан связаться с командиром. Если связи нет - прибыть на объект н/х. По сигналам "Химическая тревога" и "Радиационная опасность" действия аналогичны.