Право военнослужащих на обжалование неправомерных действий должностных лиц и органов военного управления. Южно-сахалинский гарнизонный военный суд Имеет ли право военнослужащий обращаться с просьбой

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и в войсках национальной гвардии Российской Федерации (далее также - другие войска), в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органахисполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (далее - воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы), воинских подразделениях федеральнойпротивопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.

Исходя из указанной нормы Закона, все военнослужащие Российской Федерации являются государственными служащими. Также, все решения (действия или бездействия), принимаемые командирами (начальниками) в пределах их полномочий в отношении своих подчинённых,приравниваются к решениям, принимаемым должностными лицами государственных органов. Действующее законодательство закрепляет право военнослужащего на обжалование таких решений для защиты их прав и интересов.

Обжалование решений в судебном порядке.

Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации , каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из данного конституционного принципа, все решения любого государственного органа либо должностного лица данного органа нашего государства, а также решения должностных лиц военных организаций (далее – воинская часть), могут быть обжалованы в судебном порядке.

Порядок обжалования таких решений регламентирован Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ). Полностью раскрывать содержание данного кодекса мы не станем, в этом нет необходимости. Мы расскажем нашим читателям только некоторые, на наш взглядсущественные особенности, которые помогут военнослужащим реализовать право на судебную защиту своих законных интересов.

В какой суд обращаться?

Дела данной категории, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 7 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» подсудны военным судам. Такие дела называются «административными», они возбуждаются судом на основании административного искового заявления. Сторонами по такому делу будут являться: «административный истец» - лицо, подавшее в суд административное исковое заявление и «административный ответчик» - должностное лицо, чьи действие (решение) или бездействие обжалуется. Если Вы не согласны с решением комиссии (например, жилищной комиссии воинской части), то в данном случае, административными ответчиками будут являться председатель жилищной комиссии и командир воинской части, утвердивший данное решение (протокол). Также в деле могут участвовать иные «заинтересованные лица», то есть физические или юридические лица, чьи интересы могут быть затронуты в рассматриваемом деле. Если предметом спора является увольнение военнослужащего с военной службы либо выселение его (и (или) членов его семьи из жилого помещения, то в обязательном порядке в рассмотрении дела должен участвовать военный прокурор.

Административное исковое заявление может быть подано в гарнизонный военный суд по месту нахождения воинской части, решение должностного лица которой обжалуется либо по месту жительства административного истца. Согласно части 3 статьи 24 КАС РФ , право выбора подсудности (то есть определить, в суд какого гарнизона из указанных вариантов обратиться) принадлежит административному истцу.

Срок обращения в суд

Согласно части 1 статьи 219 КАС РФ , если Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Данная статья кодекса так же содержит и основания для признания уважительными причин пропуска срока на обращение в суд. Однако, мы крайне не рекомендуем пропускать данный срок, чтобы не создавать лишних трудностей, так как суд может отказать в восстановлении срока на обращение в суд, если придёт к выводу о том, что срок пропущен не по уважительным причинам.

Что считать днём, когда военнослужащему стало известно о нарушении их прав и интересов? Например, военнослужащий обжалует приказ командира воинской части о применении к нему дисциплинарного взыскания. В данном случае, военнослужащему не следует ждать, когда его под роспись ознакомят с данным приказом, чтобы начать истечение сроков давности. Можем с уверенность сказать, что суд будет считать таким днём тот день, когда военнослужащему было сообщено о том, что в отношении него применено соответствующее взыскание.

Военнослужащему об этом может быть сообщено перед строем, устно в прямой беседе или по телефону любым должностным лицом воинской части, телеграммой. Это абсолютно не важно, как и в какой форме об этом стало известно военнослужащему. Если представитель воинской части в ходе судебного заседания сможет доказать (например, свидетельскими показаниями), что приказ доводился военнослужащему в любой из указанных форм, суд, как правило, будет считать, что приказ был доведён.

Поэтому, если военнослужащему в любом виде стало известно об издании такого приказа (о другом факте, который, по его мнению, нарушает его права и интересы), то с этого момента следует исчислять указанный срок на обращение в суд. Незнание закона не освобождает от ответственности.

Оплата государственной пошлины

Оплата государственной пошлины является обязательным условием для обращения в суд с административным исковым заявлением. В соответствии с абзацем 2 пункта 7 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ , размер государственной пошлины для обращения в суд физических лиц по указанной категории спора, по состоянию на 17 марта 2017 г., составляет триста рублей. Данная сумма со временем (в случае издания соответствующего нормативного правового акта) может изменяться. Государственная пошлина, подлежит возмещению с проигранной стороны, конечно если данное требование было заявлено в суде.

Это означает, что с указанной категории военнослужащего не могут быть взысканы судебные расходы с пользу другой стороны по делу, в том числе и государственная пошлина. Однако,наличие данной льготы необходимо подтвердить документально (представить в суд копию и оригинал соответствующего удостоверения либо его нотариально заверенную копию) и заявить об этом на судебном заседании.

Пользоваться ли услугами представителя (юриста) в суде?

Для некоторых, обращение в суд и участие в судебном заседании может сравниться с государственным экзаменом в учебном заведении или иным серьёзным событием. Для кого – то, это не вызовет серьёзных волнений и затруднений. В Интернете можно найти множество образцов заявлений в суд, в том числе и административных исковых заявлений, составить которые также не составит труда. Однако, у нас на этот счёт есть свое мнение. Судебное разбирательство в суде первой инстанции, это очень серьёзное мероприятие, требующее тщательной подготовки, в том числе доказательственной базы.

На судебном заседании даже одна не осторожная фраза, высказанная каким – либо из участников процесса, может тут же обратиться против него, предрешив исход всего спора. Если административный истец, да впрочем, как и любой другой участник процесса, не имеет достаточного уровня правовых знаний для защиты своих интересов в суде, то мы считаем, что лучше всего воспользоваться услугами представителя.

Выбор представителя, это отдельная актуальная тема.Представителем может быть любой гражданин, имеющий высшее юридическое образование. Им может быть адвокат, предприниматель, осуществляющий соответствующую деятельность в области права или другое физическое лицо, имеющее соответствующее образование. Разница в том, что если Вы заплатите кому – либо из них деньги за предоставление соответствующих услуг, то адвокат и предприниматель смогут выдать Вам платёжные документы, подтверждающие получение денежных средств и на основании которых, в случае победы в суде, Вы сможете возместить данные судебные расходы, то оплата услуг простому гражданину, более чем вероятно, останется без возмещения.

Как выбрать представителя? Конечно, в данном вопросе хорошо помогут рекомендации и хорошие отзывы, но есть, на наш взгляд, некоторые важные советы. Прежде всего, рекомендуем заключить письменный договор на оказание услуг, в котором должны быть прописаны весь перечень оказываемых услуг и их стоимость. Рекомендуем так же прописать в договоре, что представитель получает всю сумму гонорара лишь в случае вынесения судом решения в Вашу пользу, а лучше, при его (решения) вступлении в законную силу).В случае проигрышаадминистративногодела желательно предусмотреть возмещение (компенсацию) представителю лишь определённого процента от общей суммы гонорара. Конечно, мало кто из представителей на это согласится (хотя нам известны такие юристы), но мы, во всяком случае, считаем, что это будет правильным и справедливым.Нам известны случаи, когда некоторые представители взымали со своих доверителей денежные суммы около пяти тысяч рублей за участие в каждом судебном заседании (а их может быть большое количество) по одному административному делу, не зависимо от его исхода.

Такие действия мы считает простым «выкачиванием денег из граждан». Не поленитесь обсудить перспективу дела с разными юристами, так как есть и такие, которые будут Вас уверять в том, что дело выигрышное, заведомо зная об отсутствии перспективы. Также, в Интернете, Вы можете найти рекомендации Адвокатской палаты России по стоимости представительских услуг в судах. Это поможет Вам сориентироваться в стоимости предоставляемых Вам услуг. Также считаем необходимым сразу требовать за каждый заплаченный рубль соответствующую квитанцию.

Как вести себя в суде?

Если все же Вы решили защищать свои интересы в суде самостоятельно, то дадим несколько рекомендаций, хотя перед началом каждого заседания председательствующий по делу судья доводит всех участников процесса правила помещения.

Если судья заходит в зал или выходит из него, необходимо вставать. Да впрочем, всегда, когда стоит судья, Вы тоже должны стоять (если судья не определит иной порядок). Обращаться к судье следует «Ваша Честь». Разговаривать с судьёй необходимо также только стоя, как, по нашему мнению и с другими участниками дела (из вежливости). Говорить и задавать вопросы другим лицам можно только с разрешения судьи. Нельзя допускать никаких споров, эмоциональности и криков, никого не перебивайте. Вспомните поведение в школе… .

Как доказать свою правоту?

Доказательствами по делу могут быть любые документы, видео- и фотосъёмка, свидетельские показания. Постарайтесь подготовить себе доказательственную базу заблаговременно, до подачи административного искового заявления в суд.

Постарайтесь представить в суд первой инстанции все доказательства, которые у Вас есть. Если имеются свидетели, то следует заявить ходатайство об их допросе, желательно обеспечив их явку в суд либо попросив об этом суд в виде ходатайства.Подать данное ходатайство лучше вместе с иском. Если не сделать все перечисленное в суде первой инстанции, то сделать это в последующих инстанциях будет практически невозможно. Так что, все факты и доказательства,которые у Вас имеются, необходимо представлять именно в суд первой инстанции.

Что делать, если административное дело проиграно?

Чаще всего, вынесенное судом решение по результатам рассмотрения дела не заинтересует какую – либо из сторон. Как его обжаловать? Решение суда первой инстанции, а чаще всего им является гарнизонный военный суд, обжалуется в судебную коллегию по административным делам окружного военного суда в течение тридцати дней. Обжалуется решение путём подачи апелляционной жалобы. Следует отметить, что если рассмотрение дела окончилось вынесением определения, то оно обжалуется путём подачи частной жалобы, срок подачи которой составляет пятнадцать дней со дня его вынесения.

В суде апелляционной инстанции жалоба рассматривается также в ходе судебного заседания.

Кроме апелляционной инстанции, есть и другие: Президиум окружного военного суда, Судебная коллегия по военным делам Верховного Суда Российской Федерации и Президиум Верховного Суда Российской Федерации.

Обжалование решений в органы военной прокуратуры.

В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 27 Федеральногозакона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», при осуществлении возложенных на него функций прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина. Таким образом, любое решение должностного лица воинской части может быть обжаловано в военную прокуратуру гарнизона, по месту нахождения воинской части, либо в военную прокуратуруокруга (флота, войск), либо в Главную военную прокуратуру. Можно направлять жалобы в любой из указанных органов либо одновременно во все, закон этого не запрещает. Что касается сроков на обращение в органы военной прокуратуры, то закон также не предусматривает сроков давности для этого.

Письменное обращение военнослужащего, как и другого гражданина, будет рассмотрено в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» . Согласно статье 12 Закона, письменное обращениерассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации в государственном органе. В исключительных случаях, руководитель государственного органа вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

По результатам проверки военный прокурор вправе вынести в адрес воинской части представление об устранении нарушений закона либо протест, если права военнослужащего были нарушены приказом командира воинской части. При получении указанных актов прокурорского реагирования командир воинской части обязан назначить проведение административного расследования (иными словами – служебного разбирательства). По результатам административного расследования командир должен выполнить требования, указанные в представлении или протесте, если признает их обоснованными; либо вправе отказать в их удовлетворении, если в ходе административного расследования факты, указанные в актах прокурорского реагирования, не найдут своего подтверждения. Во втором варианте, военный прокурор может обратиться в военный суд о признании таких действий командира не законными. Причём известны случаи, когда суд отказывал военному прокурору в удовлетворении заявления, признавая тем самым действия командира по неудовлетворению конкретного акта прокурорского реагирования законными.

Исходя из этого, считаем важным отметить, что если военнослужащий решил обжаловать решение должностного лица воинской части в военную прокуратуру, то если он не получив удовлетворения своей жалобы в последующем решит обжаловать это же решение в суде, пропустив при этом трёхмесячный срок на обращение в суд, то маловероятно, что суд признает причину пропуска данного срока уважительной. Поэтому, если военнослужащий все обратился за восстановлением своих законных интересов в военную прокуратуру, то рекомендуем делать это с таким расчётом, чтобы ответ на его обращение поступил ему до истечения срока на обращение в суд, чтобы успеть реализовать свое право на обращение в суд.

Обжалование решение в вышестоящий орган военного управления.

Согласно статье 33 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации , единоначалие является одним из основных принципов строительства Вооруженных Сил, руководства ими и взаимоотношений между военнослужащими. Единоначалие заключается в наделении командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего.Единоначалие выражается в праве командира (начальника), исходя из всесторонней оценки обстановки, единолично принимать решения, отдавать в установленном порядке соответствующие приказы и обеспечивать их выполнение.

Согласно статьей 44 УВС ВСРФ , командир (начальник) несет ответственность за отданный приказ (приказание) и его последствия, за соответствие содержания приказа (приказания) требованиям Устава и за непринятие мер по обеспечению его выполнения.Отменить приказ (приказание) имеет право только командир (начальник), его отдавший, либо вышестоящий.

Таким образом, любой приказ командира (начальника) может быть обжалован вышестоящему прямому начальнику.

При таком порядке обжалования, рекомендуется направлять жалобы «по команде», то есть следующему командиру, не пропуская не одного из них.В вышестоящий орган военного управления можно направить жалобу (не только на приказ, но и на действия (бездействия), которая будет рассмотрена в том же порядке и сроки, что и жалоба в военную прокуратуру. В данном случае, следует также обратить внимание на соблюдение сроков, в случае последующего обращения в суд.

По мнению многих юристов, наиболее эффективным способ защиты нарушенных прав и интересов является обращение в суд, так как вступившее в законную силу решение суда подлежит обязательному исполнению всеми физическими и юридическими лицами, а за его не исполнение лицо (в том числе и должностное) может быть привлечено к ответственности, в том числе и к уголовной (при наличии признаков состава преступления).

Указ Президента РФ от 10.11.2007 N 1495 (ред. от 21.02.2019) "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации" (вместе с "Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации", "Дисциплинарным уставом Вооруженных...

Глава 6. Об обращениях (предложениях, заявлениях или жалобах)

Глава 6. ОБ ОБРАЩЕНИЯХ (ПРЕДЛОЖЕНИЯХ, ЗАЯВЛЕНИЯХ

ИЛИ ЖАЛОБАХ)

106. Военнослужащие имеют право обращаться лично, а также направлять письменные обращения (предложения, заявления или жалобы) в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам в порядке, предусмотренном законами Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим Уставом.

Военнослужащий, которому стало известно о фактах хищения или порчи военного имущества, незаконного расходования денежных средств, злоупотреблениях, недостатках в содержании вооружения и военной техники или других фактах нанесения ущерба Вооруженным Силам Российской Федерации, обязан доложить об этом непосредственному командиру (начальнику), а также направить письменное обращение (предложение) об устранении этих недостатков или заявление (жалобу) вышестоящему командиру (начальнику).

Письменные обращения, направляемые военнослужащим должностным лицам воинской части, излагаются в форме рапорта.

107. Должностные лица воинской части должны внимательно относиться к поступившим обращениям (предложениям, заявлениям или жалобам). Они несут личную ответственность за своевременное их рассмотрение и принятие мер.

Должностные лица воинской части обязаны рассмотреть полученное обращение (предложение, заявление или жалобу) и, в случае если оно будет признано обоснованным, немедленно принять меры для выполнения предложения или удовлетворения просьбы подавшего обращение (предложение, заявление или жалобу), выявления и устранения вызвавших его причин, а также использовать содержащуюся в обращении (предложении, заявлении или жалобе) информацию для изучения положения дел в воинской части (подразделении).

108. Военнослужащий подает жалобу на незаконные в отношении его действия (бездействие) командира (начальника) или других военнослужащих, нарушение установленных законами Российской Федерации прав и свобод, неудовлетворение его положенными видами довольствия непосредственному командиру (начальнику) того лица, действия которого обжалует, а если заявляющий жалобу не знает, по чьей вине нарушены его права, жалоба подается по команде.

Военнослужащий, подавший обращение (предложение, заявление или жалобу), не освобождается от выполнения приказов и своих должностных и специальных обязанностей.

109. Военнослужащий, подавший обращение (предложение, заявление или жалобу), имеет право:

представлять дополнительные материалы или ходатайствовать об их истребовании командиром (начальником) или органом, рассматривающим обращение (предложение, заявление или жалобу);

знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения его обращения (предложения, заявления или жалобы), если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, содержащие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

получать письменный ответ по существу поставленных в обращении (предложении, заявлении или жалобе) вопросов или уведомление о переадресации письменного обращения (предложения, заявления или жалобы) в иные органы или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение указанных вопросов;

обращаться с жалобой на принятое по обращению (предложению, заявлению или жалобе) решение или на действия (бездействие) в связи с рассмотрением обращения (предложения, заявления или жалобы) в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения (предложения, заявления или жалобы).

110. Запрещается подавать обращение (предложение, заявление или жалобу) во время несения боевого дежурства (боевой службы), при нахождении в строю (за исключением обращений (предложений, заявлений или жалоб), подаваемых на опросе военнослужащих), в карауле, на вахте, а также в другом наряде и на занятиях.

111. Запрещается препятствовать подаче обращения (предложения, заявления или жалобы) военнослужащим и подвергать его за это наказанию, преследованию либо ущемлению по службе. Виновный в этом командир (начальник), так же как и военнослужащий, подавший заведомо ложное заявление (жалобу), привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

112. На опросе военнослужащих обращение (предложение, заявление или жалоба) может быть заявлено устно или подано в письменном виде непосредственно лицу, проводящему опрос.

Военнослужащие, по какой-либо причине отсутствовавшие на опросе, могут подавать обращение (предложение, заявление или жалобу) в письменном виде непосредственно на имя командира (начальника), проводившего опрос.

113. Личный прием военнослужащих в воинских частях проводится командиром воинской части и его заместителями.

Информация о месте приема, а также установленных для приема днях и часах доводится до сведения военнослужащих в установленном порядке.

При личном приеме военнослужащий предъявляет документ, удостоверяющий его личность.

В случае если в обращении (предложении, заявлении или жалобе) содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию должностного лица воинской части, военнослужащему дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться.

В ходе личного приема военнослужащему может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения (предложения, заявления или жалобы), если ранее ему был дан ответ по существу поставленных в нем вопросов.

114. Если в обращении (предложении, заявлении или жалобе) содержатся вопросы, не относящиеся к компетенции должностного лица воинской части, то должностное лицо, получившее обращение (предложение, заявление или жалобу), не позднее чем в семидневный срок со дня регистрации направляет его в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит разрешение поставленных вопросов, и уведомляет об этом военнослужащего, направившего обращение (предложение, заявление или жалобу).

Запрещается пересылать обращение (предложение, заявление или жалобу) на рассмотрение тех органов или должностных лиц, действия которых обжалуются. В таких случаях обращение возвращается военнослужащему с разъяснением ему прав на обжалование соответствующих решений или действий (бездействия) в суд в установленном порядке.

115. Обращение (предложение, заявление или жалоба) считается разрешенным, если рассмотрены все поставленные в нем вопросы, по нему приняты необходимые меры и даны исчерпывающие ответы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Отказ в удовлетворении запросов, изложенных в обращении (предложении, заявлении или жалобе), доводится до сведения подавшего его военнослужащего со ссылкой на законы Российской Федерации, другие нормативные правовые акты Российской Федерации и (или) общевоинские уставы, с указанием мотивов отказа и разъяснением порядка обжалования принятого решения.

116. Все обращения (предложения, заявления или жалобы) подлежат обязательному рассмотрению в срок до 30 суток со дня регистрации.

В исключительных случаях, а также когда для разрешения обращения (предложения, заявления или жалобы) необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов или принятие других мер, срок разрешения обращения (предложения, заявления или жалобы) может быть продлен командиром воинской части, но не более чем на 30 суток, с уведомлением об этом военнослужащего, подавшего обращение (предложение, заявление или жалобу).

117. При рассмотрении обращения (предложения, заявления или жалобы) не допускается разглашение содержащихся в нем сведений, а также сведений, касающихся частной жизни военнослужащего, без его согласия. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении (предложении, заявлении или жалобе), направление этого обращения (предложения, заявления или жалобы) в орган или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в нем вопросов.

Об обращениях, (предложениях, заявлениях или жалобах). Права военнослужащих по обращению в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам

106. Военнослужащие имеют право обращаться лично, а также направлять письменные обращения (предложения, заявления или жалобы) в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам в порядке, предусмотренном законами Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим Уставом.

Военнослужащий, которому стало известно о фактах хищения или порчи военного имущества, незаконного расходования денежных средств, злоупотреблениях, недостатках в содержании вооружения и военной техники или других фактах нанесения ущерба Вооруженным Силам Российской Федерации, обязан доложить об этом непосредственному командиру (начальнику), а также направить письменное обращение (предложение) об устранении этих недостатков или заявление (жалобу) вышестоящему командиру (начальнику).

Письменные обращения, направляемые военнослужащим должностным лицам воинской части, излагаются в форме рапорта.

107. Должностные лица воинской части должны внимательно относиться к поступившим обращениям (предложениям, заявлениям или жалобам). Они несут личную ответственность за своевременное их рассмотрение и принятие мер.

Должностные лица воинской части обязаны рассмотреть полученное обращение (предложение, заявление или жалобу) и, в случае если оно будет признано обоснованным, немедленно принять меры для выполнения предложения или удовлетворения просьбы подавшего обращение (предложение, заявление или жалобу), выявления и устранения вызвавших его причин, а также использовать содержащуюся в обращении (предложении, заявлении или жалобе) информацию для изучения положения дел в воинской части (подразделении).

108. Военнослужащий подает жалобу на незаконные в отношении его действия (бездействие) командира (начальника) или других военнослужащих, нарушение установленных законами Российской Федерации прав и свобод, неудовлетворение его положенными видами довольствия непосредственному командиру (начальнику) того лица, действия которого обжалует, а если заявляющий жалобу не знает, по чьей вине нарушены его права, жалоба подается по команде.

Военнослужащий, подавший обращение (предложение, заявление или жалобу), не освобождается от выполнения приказов и своих должностных и специальных обязанностей.

109. Военнослужащий, подавший обращение (предложение, заявление или жалобу), имеет право:
- представлять дополнительные материалы или ходатайствовать об их истребовании командиром (начальником) или органом, рассматривающим обращение (предложение, заявление или жалобу);
- знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения его обращения (предложения, заявления или жалобы), если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, содержащие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
- получать письменный ответ по существу поставленных в обращении (предложении, заявлении или жалобе) вопросов или уведомление о переадресации письменного обращения (предложения, заявления или жалобы) в иные органы или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение указанных вопросов;
- обращаться с жалобой на принятое по обращению (предложению, заявлению или жалобе) решение или на действия (бездействие) в связи с рассмотрением обращения (предложения, заявления или жалобы) в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения (предложения, заявления или жалобы).

110. Запрещается подавать обращение (предложение, заявление или жалобу) во время несения боевого дежурства (боевой службы), при нахождении в строю (за исключением обращений (предложений, заявлений или жалоб), подаваемых на опросе военнослужащих), в карауле, на вахте, а также в другом наряде и на занятиях.

111. Запрещается препятствовать подаче обращения (предложения, заявления или жалобы) военнослужащим и подвергать его за это наказанию, преследованию либо ущемлению по службе. Виновный в этом командир (начальник), так же как и военнослужащий, подавший заведомо ложное заявление (жалобу), привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

112. На опросе военнослужащих обращение (предложение, заявление или жалоба) может быть заявлено устно или подано в письменном виде непосредственно лицу, проводящему опрос.

Военнослужащие, по какой-либо причине отсутствовавшие на опросе, могут подавать обращение (предложение, заявление или жалобу) в письменном виде непосредственно на имя командира (начальника), проводившего опрос.

Дисциплинарный устав ВС РФ
утвержден указом Президента РФ
от 10 ноября 2007 г. N 1495

В соответствии с Конституцией РФ граждане имеют право об­ращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправ­ления.

Военнослужащие имеют право обращаться лично, а также направлять письменные обращения (предложения, заявления или жа­лобы) в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам в порядке, предусмотренном законами Россий­ской Федерации, другими нормативными правовыми актами Россий­ской Федерации и Дисциплинарным уставом ВС РФ.

Военнослужащий, которому стало известно о фактах хищения или порчи военного имущества, незаконного расходования денежных средств, злоупотреблениях, недостатках в содержании вооружения и военной техники или других фактах нанесения ущерба ВС РФ, обязан доложить об этом непосредственному командиру (начальнику), а так­же направить письменное обращение (предложение) об устранении этих недостатков или заявление (жалобу) вышестоящему командиру (начальнику).

Письменные обращения, направляемые военнослужащим долж­ностным лицам воинской части, излагаются в форме рапорта.

Военнослужащий подает жалобу на незаконные в отношении его действия (бездействие) командира (начальника) или других воен­нослужащих, нарушение установленных законами РФ прав и свобод, неудовлетворение его положенными видами довольствия непосредст­венному командиру (начальнику) того лица, действия которого обжа­лует, а если заявляющий жалобу не знает, по чьей вине нарушены его права, жалоба подается по команде.

Военнослужащий, подавший обращение (предложение, заявле­ние или жалобу), не освобождается от выполнения приказов и своих должностных и специальных обязанностей.

На опросе военнослужащих обращение (предложение, заявле­ние или жалоба) может быть заявлено устно или подано в письменном виде непосредственно лицу, проводящему опрос.

Военнослужащие, по какой-либо причине отсутствовавшие на опросе, могут подавать обращение (предложение, заявление или жало­бу) в письменном виде непосредственно на имя командира (начальни­ка), проводившего опрос.

Личный прием военнослужащих в воинских частях проводится командиром воинской части и его заместителями.

Информация о месте приема, а также установленных для приема днях и часах доводится до сведения военнослужащих в установленном порядке.

При личном приеме военнослужащий предъявляет документ, удостоверяющий его личность.

В случае если в обращении (предложении, заявлении или жало­бе) содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию должностного лица воинской части, военнослужащему дается разъяс­нение, куда и в каком порядке ему следует обратиться.

В ходе личного приема военнослужащему может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения (предложения, заявления или жалобы), если ранее ему был дан ответ по существу поставленных в нем вопросов.

Запрещается подавать обращение (предложение, заявление или жалобу) во время несения боевого дежурства (боевой службы), при нахождении в строю (за исключением обращений (предложений, заявлений или жалоб), подаваемых на опросе военнослужащих), в ка­рауле, на вахте, а также в другом наряде и на занятиях.

Запрещается препятствовать подаче обращения (предложе­ния, заявления или жалобы) военнослужащим и подвергать его за это наказанию, преследованию либо ущемлению по службе. Виновный в этом командир (начальник) так же, как и военнослужащий, подавший заведомо ложное заявление (жалобу), привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Военнослужащий, подавший жалобу, имеет право:

Представлять дополнительные материалы или ходатайствовать об их истребовании командиром (начальником) или органом, рассмат­ривающим обращение (предложение, заявление или жалобу);

Знакомиться с документами и материалами, касающимися рас­смотрения его обращения (предложения, заявления или жалобы), если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, содержащие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

Получать письменный ответ по существу поставленных в об­ращении (предложении, заявлении или жалобе) вопросов или уведом­ление о переадресации письменного обращения (предложения, заявле­ния или жалобы) в иные органы или должностному лицу, в компетен­цию которых входит решение указанных вопросов;

Обращаться с жалобой на принятое по обращению (предложе­нию, заявлению или жалобе) решение или на действия (бездействие) в связи с рассмотрением обращения (предложения, заявления или жало­бы) в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обра­щения (предложения, заявления или жалобы).

Военнослужащий вправе в порядке, предусмотренном Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», обратиться в военный суд с жалобой на действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающих его права и свободы.

В военный суд могут быть обжалованы действия и решения лиц, не состоящих на военной службе, но правомочных по занимаемой в органах военного управления должности принимать решения, ка­сающиеся прав и свобод военнослужащих.

Неправомерными, ущемляющими права военнослужащих яв­ляются как коллегиальные, так и единоличные действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, в резуль­тате которых:

Нарушены права и свободы военнослужащих;

Созданы препятствия к осуществлению военнослужащим его прав и свобод;

На военнослужащего незаконно возложена какая-либо обязан­ность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Военнослужащий вправе обратиться с жалобой непосредствен­но в военный суд либо в вышестоящий орган военного управления, к воинскому должностному лицу.

Жалоба может быть подана как самим военнослужащим, так и по его просьбе надлежаще уполномоченным представителем, в том числе представителем воинского коллектива. Полномочия представи­теля должны быть оформлены в соответствии с Гражданско- процессуальным кодексом РФ. Полномочия представителя воинского коллектива, кроме того, должны быть удостоверены выписками из соответствующего решения общего собрания воинской части.

Жалоба подается военнослужащим в военный суд по месту жи­тельства и службы либо по месту нахождения органа военного управ­ления или воинского должностного лица, действия которых обжалу­ются.

В том случае, если при принятии жалобы военным судом будет установлено, что имеется спор о праве, подведомственный общим су­дам, то военнослужащему, подавшему жалобу, разъясняется, что этот спор может быть разрешен путем предъявления иска в суд общей юрисдикции.

Жалоба подается в суд:

В трехмесячный срок со дня, когда военнослужащему стало известно о нарушении его права;

В месячный срок со дня получения военнослужащим письмен­ного уведомления об отказе вышестоящего органа военного управле­ния или воинского должностного лица в удовлетворении жалобы либо со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если военно­служащим не был получен на нее письменный ответ.

Если суд, всесторонне исследовав материалы дела, придет к вы­воду, что срок на обращение в суд пропущен по неуважительной при­чине, он отказывает в удовлетворении жалобы. В случае пропуска ука­занного срока по уважительной причине он может быть восстановлен судом по заявлению военнослужащего, подавшего жалобу.

Рассмотрим правовую работу, которую осуществляют коман­диры и органы военного суда при рассмотрении предложений, заявле­ний и жалоб военнослужащих.

Еще по теме Право военнослужащих на обжалование неправомерных действий должностных лиц и органов военного управления:

  1. 8.3. Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих

Военнослужащий вправе обратиться в суд по месту своего жительства, или по месту нахождения административного ответчика, а если ответчиков несколько – выбрать суд по своему усмотрению

Как правило, при оспаривании незаконного увольнения военнослужащего, и/или незаконного исключения из списков личного состава части, имеются два ответчика, которые могут располагаться на значительном расстоянии друг от друга и находится в юрисдикции разных гарнизонных военных судов. Соответственно, военнослужащий вправе подать административный иск в любой их этих судов. Кроме того, уже уволенные военнослужащие могут уехать к своему месту жительства, отличному от места службы. И в этом случае военнослужащий (уволенный гражданин) также вправе обращаться как в суд по месту нахождения административных ответчиков, так и в суд по своему месту жительства (в таких случаях бывает, что выбор есть между тремя разными судами).

Аналогичные ситуации часто возникают и в жилищных спорах. У военнослужащих министерства обороны это возможно в том случае, когда решения, которые обжалуются, принимаются как региональными жилищными управлениями, так и их филиалами, а также в случаях, когда в принятии решения принимают участие командиры воинских частей (например, в вопросах о регистрации по адресу воинской части или при спорах о выплате денежной компенсации за наем жилого помещения.

У военнослужащих других министерств и ведомств, в которых по закону предусмотрена военная служба (кроме МО РФ), решения по жилищным вопросам принимает жилищная (жилищно-бытовая) комиссия, с утверждением вышестоящей жилищной комиссией, или же решение сразу принимает центральная жилищная комиссия, расположенная, как правило, в городе Москве. И здесь возникает похожая ситуация, когда военнослужащий может выбрать, в какой суд можно обратиться: по месту службы, или по месту нахождения центральной жилищной комиссии.

Право выбора суда – это очень значимое право, и важно уметь им пользоваться. Работа военного адвоката часто начинается с определения подсудности и выбора суда. В практике автора был случай, когда военнослужащий подавал два разных иска (но с одной целью), и было принято решение подавать их одновременно, но в разные суды, что (в том числе) принесло желаемый результат.

Однако право выбора суда предоставляется только до подачи административного иска . После того, как иск уже подан, изменить территориальную подсудность нельзя.

Автор постоянно следит за судебной практикой вышестоящих судов – Северо-Кавказского окружного военного суда (СКОВС), и Судебной коллегией по делам военнослужащих Верховного Суда РФ. Вот какое любопытное дело рассматривалось в СКОВС. Военнослужащий и адвокат не согласовали между собой выбор суда, и административный иск был подан по месту нахождения административных ответчиков. Определение суда иск был принят с соблюдением правил подсудности . Впоследствии уволенный гражданин посчитал, что рассмотрение дела по его месту жительства будет для него более удобным и обратился с заявлением о передаче дела по подсудности в суд по месту жительства.

В соответствии с частью 1 статьи 27 КАС РФ,

Административное дело, принятое судом к своему производству с соблюдением правил подсудности, должно быть разрешено им по существу, хотя бы в дальнейшем оно станет подсудным другому суду.

  1. административный ответчик, место жительства или место нахождения которого не было известно ранее, заявит ходатайство о передаче административного дела в суд по месту его жительства или месту его нахождения;
  2. при рассмотрении административного дела в данном суде выяснилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности;
  3. после отвода одного или нескольких судей либо по другим причинам замена судей или рассмотрение административного дела в данном суде стали невозможными. Передача административного дела в этом случае осуществляется вышестоящим судом.

В результате СКОВС указал:

«То обстоятельство, что между О. и Б. не было заранее согласовано, в какой суд, по месту его жительства или по месту нахождения воинских должностных лиц, действия которых оспаривались, будет подано заявление, не может свидетельствовать о нарушении судом правил подсудности, так как этот вопрос должен быть разрешен между заявителем и его представителем при оформлении доверенности и составлении подаваемого в суд заявления».

Эту статью прочитали: 3 799 визитов сегодня: 1


Warning : Missing argument 2 for apply_filters(), called in /home/legala/public_html/сайт/blog/wp-content/plugins/wp-postratings/wp-postratings.php on line 100 and defined in on line 176

Warning : Missing argument 2 for apply_filters(), called in /home/legala/public_html/сайт/blog/wp-content/plugins/wp-postratings/wp-postratings.php on line 1248 and defined in /home/legala/public_html/сайт/blog/wp-includes/plugin.php on line 176