Упрощение получения гражданства рф для украинцев последние. Получение гражданства россии в упрощенном порядке для украинцев

Иностранцы приобретают гражданство России в порядке натурализации. Очевидно, что граждане Украины по отношению к власти российского государства выступают иностранными гражданами. Соответственно, для получения гражданства РФ для граждан Украины в 2019 потребуется пройти процедуру по одному из двух предусмотренных для этого путей.

В 2019 году в РФ действует два порядка натурализации: общий и льготный. Первый распространяется на всех иностранцев и апатридов без исключения, второй (еще называется упрощенным) позволяет некоторым категориям лиц сделать все быстро и просто. Он снижает требования к соискателю на получение российского гражданства, сокращает срок рассмотрения документов, устанавливает более простой порядок, по которому проходит процедура. Забегая вперед, можно отметить, что многие украинцы, желающие оформить гражданство РФ, смогут воспользоваться именно упрощенной формой.

Закон о статусе граждан РФ в действующей редакции определяет, что упрощенная процедура получения гражданства России доступна для лиц, являющихся носителями русского языка.

Общий порядок

Любой иностранец, достигший совершеннолетия, может претендовать на российское гражданство, если:

  • он обязуется принимать и выполнять нормы Конституции и законов РФ;
  • у него есть легальный источник получения средств для существования;
  • он законно проживал в России в течение 5 лет;
  • он свободно изъясняется по-русски, способен поддерживать общение на языке как в устной, так и в письменной формах.

Кроме соблюдения этих критериев нужно оформить надлежащий пакет документов и подать его в компетентный орган госвласти.

Легальное проживание

Процесс начинается с регистрации мигранта и получения им разрешения на временное проживание на территории РФ. Иностранец может зарегистрироваться по адресу постоянного проживания родственников или в собственном жилом помещении. Разрешение выдается на 3 года. Далее разрешение может продляться еще на год. Следующим этапом станет получение вида на жительство.

Вообще в РФ предусмотрено несколько способов легального пребывания для граждан Украины:

  • Временное пребывание

Украинцы могут находиться на территории РФ законно без оформления каких-либо разрешений и виз до 90 суток. Время приезда для подтверждения в последствии длительного легального проживания отмечается на миграционной карте. Срок может быть продлен до 180 дней – полгода. Чтобы это сделать следует обратиться в органы по вопросам миграции при территориальном отделении полиции.

В 2019 году действует норма, позволяющая украинцам продлевать временное нахождение в РФ беспрепятственно, пока на территории Украины продолжаются военные действия.

  • Временное убежище

Для получение временного убежища в РФ, срок которого составляет 1 год, житель Украины должен обратиться в территориальный орган МВД по вопросам миграции, предоставив свой внутригражданский паспорт и миграционную карту. Указанный годичный срок можно продлять. Длительность рассмотрения заявления составляет 3 дня с момента обращения. В обязательном порядке необходимо прохождение медосмотра.

По результатам рассмотрения лицо получает сертификат о предоставлении временного убежища. Никаких платежей и пошлин за получение убежища в РФ не предусмотрено.

Выданный документ дает право на легальное трудоустройство и социальную защиту от государства. Внутригражданский паспорт индивида остается на хранении в органах по вопросам миграции, пока лицо не решит вернуться на родину.

  • Статус беженца

Статус предоставляется при наличии у лица доказательств того, что в родной стране оно преследуется по политическим мотивам. Документы нужно подавать в территориальные органы по вопросам миграции. Процедура занимает 3 месяца. На период рассмотрения бумаг лицо получает временное удостоверение, подтверждающее факт подачи документов. В случае положительного решения выдается бессрочное удостоверение беженца. Его нужно подтверждать раз в полгода.

Бумага предоставляет законную возможность проживать в РФ, трудоустраиваться, пользоваться основными социальными гарантиями.

  • Временное проживание

Временное проживание на территории РФ требует получения регистрации. За получение разрешения на временное проживание взимается госпошлина. При этом получить его можно только по квоте, которая устанавливается для каждого региона. Документ также позволяет легально трудоустраиваться и пользоваться всеми социальными благами. Проживать при этом разрешено только в определенном регионе. Действует разрешение на протяжении трех лет.

  • Патент на работу

Для официального трудоустройства без оформления предыдущих документов, нужно получить патент на работу. Очевидно, что этот документ также позволяет легально находиться на территории РФ. Выдается он на год при условии наличия документов от работодателя, который готов предоставить работу иностранцу, а также оплаты годичного налога единоразово. В 2019 году для оформления патента нужно, чтобы в миграционной карте стояла отметка «трудоустройство» в графе «Цель визита».

  • Вид на жительство

В случае получения гражданства в общем порядке лица должны законно находиться на территории РФ по виду на жительство. Однако, в большинстве случаев украинцы имеют право на льготное получение гражданства. Вид на жительство, как правило, является последним шагом перед получением гражданства.

Программа «Соотечественник»

С 2014 года в РФ действует программа «Соотечественник». Она позволяет украинцу в упрощенном порядке получить российское гражданство. Ее начало странным образом совпало с началом аннексии АР Крым и военных действий на Востоке Украины. Для получения статуса гражданина нужно, чтобы был оформлен один из видов законного пребывания в РФ: разрешение на временное проживание, временное убежище либо ВНЖ. Документы на право стать участником госпрограммы рассматриваются всего два месяца.

Свидетельство участника дает целый ряд преимуществ для украинцев, переехавших в Россию:

  • компенсация потраченных на проезд средств;
  • пособие на обустройство в определенном регионе;
  • предоставление жилья;
  • ввоз личного транспорта без необходимости платить государственную пошлину на импорт автотранспорта;
    бесплатное медобслуживание;
  • ежемесячное пособие на проживание в течение периода рассмотрения вопроса о предоставлении гражданства.

Главным же преимуществом участия в программе «Соотечественник» для украинцев, желающих оформить постоянную связь с российским государством, является возможность получения гражданства в упрощенном порядке.

Чтобы принять участие в программе нужно обладать полным объемом гражданской дееспособности, достигнуть восемнадцатилетнего возраста и уметь изъясняться по-русски на уровне родного. В перечень регионов, принимающих украинцев, так называемых «соотечественников», вошли не самые желаемые местности: Воронежская, Тульская, Костромская, Калужская и Тверская области; Центральный, Южный, Ненецкий, Сибирский, Дальневосточный федеральные округа. Полный перечень по запросу предоставляют органы по вопросам миграции при МВД.

Этапы процесса

Упрощенная схема доступна для русскоязычных украинцев, которые сами или их близкие родственники проживали или проживают сейчас на территории современной России. Процедура проходит относительно быстро.

Весь процесс включает несколько этапов:

  1. Получение права временного проживания.
  2. Предъявления доказательств владения официальным государственным языком.
  3. Оформить ВНЖ (срок – до 3 лет).
  4. Письменно отказаться от гражданства Украины.
  5. Подать пакет документов для присвоения гражданства.

Как действовать

Чтобы получить российское гражданство в 2019 году украинцу, который въехал в Россию с внутригражданским паспортом и миграционной картой, необходимо:

  1. Посетить госорган по вопросам миграции и выбрать подходящий статус из перечисленных выше, которые позволяют украинцам временно пребывать в стране на легальных основаниях. Здесь важно определиться с тем, сколько времени необходимо быть в РФ, какую активность предпочесть, какие возможности нужно реализовать.
  2. Вбирать место. Определяясь с регионом нужно учитывать востребованность рабочей силы, чтобы иметь шансы на трудоустройство, близость с родиной, чтобы можно было при необходимости поехать для решения неотложных дел (однако стоит учитывать, что приближенные в Украине регионы уже наполнены такими же «соотечественниками»), стоимость жилья и проживания.
  3. Подобрать жилье. Наличие места проживания – обязательное условие получения права нахождения в РФ. Остановиться можно у родственников, друзей-знакомых, арендовать или купить собственную недвижимость. В случае получения статуса беженца рекомендуется оставаться в лагере для беженцев, так больше шансов получить помощь от властей РФ.

Это приблизительная общая схема, по которой можно начинать длительную процедуру получения гражданства РФ. На самом деле каждый случай индивидуален и разработать единый алгоритм нереально. Все они требуют индивидуального подхода и решения. Поэтому рекомендуется обратиться к компетентным специалистам-юристам, оказывающим правовую помощь в вопросах миграции. Они смогут предложить оптимальные варианты решения проблемы и подобрать максимально короткий путь для воплощения поставленной цели.


Больше не нужно ждать указа Порошенко о выходе из гражданства Украины

Фото Reuters

Пока Европейский союз «заманивает» граждан Украины безвизовым въездом на свою территорию - правда, с возможностью приехать исключительно в туристических целях, потратить последние деньги и уехать, - Россия упрощает для украинцев процедуру получения гражданства и вида на жительство.

Депутаты сэкономят украинцам несколько лет жизни

12 июля на пленарном заседании Государственная Дума во втором чтении поправки в закон «О гражданстве РФ», облегчающие порядок получения гражданства России и вида на жительство для граждан Украины. Фактически, депутаты хотят сэкономить им несколько лет жизни.

Данный законопроект, безусловно, облегчает жизнь многим украинцам.

Сейчас украинцу для получения российского паспорта в упрощённом порядке, среди прочего, требуется отказаться от имеющегося гражданства Украины. Это долгая и сложная бюрократическая процедура, которая растягивается на годы. Сначала украинский МИД на протяжении восьми месяцев принимает и проверяет документы человека, который решил выйти из гражданства. Затем в дело вступает специальная комиссия при президенте, у которой есть ещё год для того, чтобы рассмотреть ходатайство и представить его лично «гаранту». Ну и наконец после этого глава государства издаёт соответствующий указ, что даёт возможность заявителю получить заветную справку о том, что он больше не гражданин «нэзалэжной».

На практике дело обстоит ещё хуже - украинские власти под любыми предлогами саботируют процесс выхода из гражданства. Ибо, во-первых, население Украины и так тает невиданными темпами: по официальным данным, из 52 миллионов человек, которые проживали в республике на момент распада СССР, сейчас осталось около 42 миллионов, а по оценкам ряда экспертов ещё меньше - около 36 миллионов. Во-вторых, каждый украинец, принявший гражданство «дикой азиатской России», - это удар по престижу «цивилизованной демократической свободной Украины».

По сути, украинские власти поступают со своими гражданами, решившими сменить гражданство, как с крепостными. Конец такому положению дел призваны положить изменения в закон «О гражданстве РФ». После того как они вступят в силу, получить российское гражданство можно будет, не дожидаясь «справки от Порошенко», только на основании заявления об отказе от гражданства Украины.

Изменения, вносящиеся в пункт «в» части второй статьи 14, гласят: «Отказ от имеющегося гражданства Украины гражданами данного государства осуществляется путём направления ими заявления об отказе от гражданства Украины в полномочный орган данного государства. Документом, подтверждающим отказ гражданина Украины от имеющегося у него гражданства Украины, является нотариально заверенная копия заявления гражданина об отказе от имеющегося у него гражданства Украины».

Новой законодательной нормы ждут тысячи людей

«Предлагается следующая схема: граждане пишут бумагу, в которой они указывают, что отказываются от гражданства Украины, этот документ заверяется нотариально. Одна копия остаётся в миграционной службе РФ, другая нотариальная копия отправляется на Украину. Этот документ будет заменять ту справку, которую нужно было получать с Украины», - «расшифровал» новую норму председатель Комитета Госдумы по государственному строительству .

В свою очередь, депутат Госдумы от Крыма отметила, что принятия данной нормы ожидают тысячи людей, заявления о выходе из гражданства которых игнорируются украинскими властями. Кстати говоря, сама парламентарий родилась на Донбассе, в посёлке Михайловка Ворошиловградской области, который входит сегодня в состав ЛНР.

100 696 украинцев в 2016 году получили российское гражданство.

О масштабах проблемы свидетельствует тот факт, что только в прошлом году российское гражданство получили 100 696 украинцев. При этом, по данным Главного управления по вопросам миграции МВД РФ, за 2014-2016 годы в ведомство для определения своего правового положения обратились более двух миллионов граждан Украины! Из них около 175 тысяч - с просьбой о гражданстве РФ, более 442 тысяч - за временным убежищем, более 410 тысяч - за разрешением на временное проживание. Ещё более 230 тысяч направили заявление об участии в госпрограмме по добровольному переселению соотечественников в Россию.

Кроме того, украинцами было оформлено свыше 670 тысяч патентов и 175 тысяч разрешений на работу. Всего, по оценкам миграционной службы, на территории России сейчас постоянно находятся около двух с половиной миллионов граждан Украины. И всё это люди, связанные с нашей страной общей историей, культурой, языком. Как справедливо заметил депутат Государственной Думы , сейчас на Украине проводится эксперимент по переделке русских людей в новую нацию, поэтому нужно помочь им сохранить русскую идентичность, в том числе давая возможность приехать в Россию и получить гражданство.

Двойной праздник

Особенно актуальной является новая норма для Крыма. По оценкам депутата Государственной Думы от Республики Крым Андрея Козенко , сегодня на полуострове находится около четверти миллиона переселенцев только с Донбасса. А есть ещё как минимум несколько десятков тысяч человек из южных украинских областей - Херсонской, Николаевской, Запорожской, Одесской. Большинство из них хотели бы получить гражданство России.

«Данный законопроект, безусловно, облегчает жизнь многим украинцам, желающим получить российское гражданство, поскольку существенно упрощает процедуру отказа от гражданства Украины. После принятия закона лица, которые формально являются гражданами Украины, но постоянно проживают на законном основании на территории России, в том числе и в Крыму, могут обратиться с заявлением о приёме в гражданство РФ в упрощённом порядке», - сказал крымский юрист, член Ассоциации юристов России, помощник депутата Государственной Думы Виталий Жалоба .

Не следует забывать и о том, что большинство крымчан до сих пор фактически являются гражданами двух государств. Причём шансов выйти из гражданства Украины по украинским законам у них нет.

«Процедура добровольного выхода из гражданства для крымчан обременена политическими аспектами, - объяснил Жалоба. - По состоянию на сегодняшний день президент Украины не издал ни единого подобного документа в отношении жителей Крыма, и эта позиция, судя по всему, является принципиальной. Таким образом, формально абсолютно все крымчане являются обладателями двойного гражданства по не зависящим от них обстоятельствам, что, в свою очередь, является нарушением законодательства Российской Федерации».

Планируется, что изменения в закон «О гражданстве РФ» вступят в силу с 1 сентября. Таким образом, первый день осени станет для многих украинцев двойным праздником - не только Днём знаний, но и днём, когда они получат законное право стать гражданами России.

Депутаты Госдумы приняли в окончательном, третьем чтении законопроект, облегчающий украинцам процедуру получения российского гражданства и вида на жительство. В частности, теперь от них будет требоваться лишь заявление об отказе от украинского паспорта, которое должно быть заверено нотариально и отправлено в компетентные органы страны и миграционную службу России.

«Отказ от имеющегося гражданства Украины осуществляется путём направления заявления об отказе от гражданства в полномочный орган данного государства. Документом, подтверждающим отказ гражданина Украины от имеющегося у него гражданства, является нотариально заверенная копия заявления», — говорится в законе.

Подобная мера, по словам председателя комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павла Крашенинникова, была принята в связи с тем, что у украинцев, решающихся на смену гражданства, возникают сложности с получением необходимых документов в ведомствах своей страны.

  • Павел Крашенинников
  • РИА Новости
  • Владимир Федоренко

«Принятые изменения позволят урегулировать правовой статус сотен тысяч граждан Украины, желающих получить вид на жительство в России или стать россиянами со всеми правами гражданина Российской Федерации, но имеющих сложности с предоставлением доказательств отказа от украинского гражданства по независящим от них причинам», — заявил Крашенинников.

При этом отмечается, что особая процедура будет действовать только для граждан Украины, признанных носителями русского языка.

Бывших граждан не бывает

Положительно оценил нововведение судебный юрист украинской диаспоры в Москве Леонид Козак. Однако он отметил, что, несмотря на наличие формального заявления об отказе от гражданства, украинские власти продолжают считать таких людей своими подданными.

«Безусловно, украинцам, желающим получить российское гражданство, будет это проще сделать, так как не нужно собирать справки, подтверждающие выход из гражданства Украины. Но на Украине достаточно жёсткая позиция — там продолжат считать своими подданными людей, которые написали эти заявления. И по сути у всех лиц, которые будут получать таким образом российское гражданство, будет двойное гражданство», — пояснил RT Козак.

При этом он подчеркнул, что даже такое положение вещей будет способствовать укреплению связей двух народов.

«Для обеих стран двойное гражданство — это возможность взаимоинтегрироваться, поддерживать действительно братские и дружеские отношения на уровне народов. Для России это несёт в себе возможность получения ценных кадров, рабочей силы», — сказал юрист.

Дать слово

Помимо этого в принятом законопроекте оговаривается и новая обязанность для тех, кто намерен получить российское гражданство. Они должны для этого принести присягу, текст которой разработала группа депутатов.

«Я, (ФИО), добровольно и осознанно принимая гражданство РФ, клянусь соблюдать Конституцию и законодательство РФ, права и свободы её граждан, исполнять обязанности гражданина РФ на благо государства и общества, защищать свободу и независимость РФ, быть верным России, уважать её культуру, историю и традиции», — говорится в ней.

Отмечается, что отказ от принесения присяги может послужить основанием для отмены решения о предоставлении гражданства. От этой процедуры освобождаются лишь несовершеннолетние, недееспособные и неспособные по состоянию здоровья прочитать, произнести или собственноручно подписать текст присяги.

Лишать гражданства террористов

Решение об отмене предоставления гражданства может быть вынесено, если заинтересованный в его получении ранее нарушал российское законодательство или планирует совершить преступление против конституционного строя России. Под последним понимается приготовление, покушение или совершение террористических актов и экстремистских действий. Эти факты станут основанием для пересмотра решения о предоставлении гражданства, если имеется соответствующий вступивший в силу приговор суда.

Также по теме


Студент и гражданин: Госдуме предлагают упростить для иностранных студентов получение паспорта за успехи в учёбе

В Государственную думу поступило предложение упростить процесс получения гражданства иностранными студентами российских вузов, которые...

«Принятый закон устанавливает, что если целью получения гражданства была деятельность, представляющая угрозу основам конституционного строя Российской Федерации, и лицо нарушило обязанность соблюдать российское законодательство, совершив преступление террористической или экстремистской направленности, то это понимается как представление заведомо ложных сведений в отношении вышеупомянутой обязанности. Вступивший в силу приговор суда за указанные преступления будет являться основанием для отмены решения о предоставлении гражданства Российской Федерации», — сообщил Крашенинников.

Он также уточнил, что отказ в гражданстве не будет распространяться на детей и супруга/супругу преступника, если они не являются соучастниками.

Принятый Госдумой законопроект должен теперь получить одобрение в Совете Федерации, а затем отправиться на подпись к президенту. В случае его одобрения российским лидером, закон вступит в силу с 1 сентября 2017 года.

Удержать любыми способами

Между тем украинские власти не только крайне неохотно принимают заявления жителей страны об отказе от гражданства, но и создают рядовым украинцам препятствия для посещения Крыма. Так, многие жители страны, решившие провести отпуск на полуострове, столкнулись с большими трудностями при прохождении пограничного контроля с украинской стороны. На пограничных пунктах выстроились километровые очереди, говорится в заявлении крымского погрануправления ФСБ. Отмечается, что время ожидания в последние дни перед пропускным пунктом Чонгар в среднем составляло 13 часов.

По словам тех, кто отстоял очередь, украинские пограничники задают много вопросов, а досмотр вещей может затянуться на полчаса. При этом сами сотрудники украинских КПП считают, что оформление проходит в штатном режиме, а очереди создаются из-за наплыва отдыхающих.

Между тем председатель Государственного комитета по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Республики Крым Заур Смирнов, ссылаясь на источники в госпогранслужбе Украины, заявил СМИ, что киевские власти пытаются помешать поездкам украинских туристов на крымские курорты, создавая искусственные препятствия при пересечении границы с полуостровом.

Тернистый путь

Тем временем Киев создаёт сложности не только для своих граждан, выезжающих в Россию, но и для россиян, собирающихся посетить Украину. Так, 10 июля секретарь Совета национальной безопасности и обороны Александр Турчинов сообщил, что гражданам России необходимо будет заблаговременно регистрироваться и предоставлять в МИД страны данные о себе.

Помимо этого, на границе их обяжут проходить биометрический контроль, о чём заявил президент Украины Пётр Порошенко.

Москва подобные планы Киева расценивает как курс на разрыв контактов с Россией и попытки отгородиться от неё. В российском МИД по этому поводу заявили, что, судя по всему, на Украине «готовы выстроить новый железный занавес, лишь бы не допустить нормального человеческого и родственного общения жителей России и Украины».

Всего через неделю после принятия нашумевших изменений в закон о гражданстве, позволяющих украинцам в упрощенном порядке расстаться с гражданством, Госдума приняла закон в третьем чтении. Закон поступил в Совет Федерации и был им одобрен. Вскоре он будет подписан Президентом РФ и с 1 сентября этого года вступит в силу.

ИСТОРИЯ ЗАКОНОПРОЕКТА

Законопроект №156692–7 был внесен в Государственную Думу 21 апреля этого года депутатами-руководителями фракций и другими видными парламентариями. Первоначальный текст законопроекта предусматривал только случаи, в которых могут быть отменены решения по вопросам гражданства. Иными словами, целью законопроекта было «законодательное закрепление нормы, направленной на недопустимость получения гражданства РФ в целях осуществления деятельности, представляющей угрозу основам конституционного строя РФ». Лица, уличенные в террористической деятельности, могли быть лишены гражданства РФ, если они получили его не по рождению.

Законопроект с небольшими замечаниями был поддержан Правительством РФ и Общественной палатой РФ. Если поначалу мнение общественности склонялось к тому, что лишать гражданства неконституционно, то потом Общественная палата признала хитрую юридическую конструкцию с аннулированием решения о приеме в гражданство соответствующей части 3 статьи 6 Конституции РФ.

Ко второму чтению законопроект был существенно переработан и дополнен. В нем появилась присяга лица, приобретающего гражданство РФ, и упрощенный порядок подтверждения отказа от гражданства для граждан Украины. Поскольку идея упростить порядок подтверждения отказа от гражданства, особенно для украинцев, родилась уже давно и фигурировала в различных законопроектах, - К.Затулина, и в проекте Сергея Миронова (№159595–7). Законопроект Миронова был внесен в Думу через несколько дней после регистрации проекта №156692–7, логично предположить, что депутаты решили некоторые популярные в народе идеи из проекта Миронова включить в свой законопроект, не столь однозначно воспринятый обществом. Разница между текстами проекта ко второму чтению и после третьего чтения не столь велика: только редакционные правки, так как регламент Думы предполагает принятие существенных поправок только на стадии второго чтения.

ПРИСЯГА ГРАЖДАНИНА

Принятый Госдумой закон дополняет закон о гражданстве новой статьей 11.1. Эта статья вводит обязательную присягу для лиц, приобретающих гражданство РФ. Присяга для иностранцев, получающих гражданство, существует в ряде стран мира (Германия, Япония, Чехия, Сингапур и других). Наиболее известен факт наличия клятвы для иммигрантов, получающих гражданство США. Нарушение клятвы гражданина США может быть основанием для лишения гражданства. Была клятва для подданных и в царской России.

Наличие присяги гражданина может оцениваться положительно в целом. Но модель присяги гражданина, вводимая новым законом, вызывает нарекания. Во-первых, эта присяга только для тех, кто приобретает гражданство по определенным основаниям. Граждане РФ по рождению присягу не принимают. Во-вторых, конструкция с присягой предназначена главным образом для того, чтобы удалось обойти конституционный запрет на лишение гражданства.

Новый закон предусматривает перечень лиц, которые также не приносят присяги. Это несовершеннолетние, недееспособные и ограниченно дееспособные, инвалиды, не способные произнести или подписать присягу. Президент своим решением может освободить от принесения присяги также других лиц. Определение порядка принесения присяги также относится к компетенции Президента РФ.

Не совсем понятно, почему все несовершеннолетние освобождены от принесения присяги. В полном объеме дееспособность возникает с 18 лет, но обязанность соблюдать законы, очевидно, возникает раньше. Например, уголовная ответственность за ряд преступлений, в том числе террористических, наступает с 14 лет. По общему правилу административная и уголовная ответственность может применяться к лицам, достигшим 16 лет.

Текст присяги установлен законом. Акцент в присяге делается на принятие новым гражданином обязательств соблюдать Конституцию и законодательство РФ. В обязанность новых граждан вменяется также защита свободы и независимости России, быть верным России, уважать ее культуру, историю и традиции.

Соблюдать Конституцию и законы РФ обязаны все граждане РФ и другие люди, находящиеся на территории России. Уважение культуры, истории и традиций России не является особой обязанностью граждан РФ - это обязанность каждого, кто находится в России. Статья 44 Конституции РФ обязывает каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. К конституционным обязанностям граждан РФ отнесена защита Отечества, положение присяги о защите свободы России в общих чертах соответствует статье 59 Конституции РФ.

В закон не вошли предложения по тексту присяги, в которых гражданам предписывалось испытывать «неописуемый восторг, что с сегодняшнего дня я гражданин самой великой страны на этой земле». Не прошли и клятвы верности в восточном стиле: «И пусть отсохнут мои руки и ноги, если я когда-либо перейду на сторону врага. И пусть мертвым будет мой язык, если когда-либо я скажу хоть одно плохое слово о России». Обо всем этом и так позаботятся наши правоохранительные органы.

ОТКАЗ ОТ ИНОСТРАННОГО ГРАЖДАНСТВА

Важное изменение касается упрощенного порядка приобретения российского гражданства носителями русского языка. Формулировка об обязательном отказе от имеющегося иностранного гражданства была уточнена в отношении граждан Украины: «Отказ гражданина Украины от имеющегося у него гражданства Украины осуществляется путем направления данным гражданином заявления об отказе от имеющегося у него гражданства Украины в полномочный орган данного государства. Документом, подтверждающим отказ гражданина Украины от имеющегося у него гражданства Украины, является нотариально заверенная копия заявления данного гражданина об отказе от имеющегося у него гражданства Украины».

Эта норма обусловлена тем, что граждане Украины не получали никакого ответа на свой отказ от гражданства. Более того, государство может и не принять такой отказ от гражданства, например, если гражданин не исполнил обязанности перед государством (не уплачены налоги, не пройдена служба в армии), либо преследуется государством в уголовном порядке, либо не имеет иного гражданства.

При этом остается непонятным, что имеется в виду в другой формулировке этого пункта, которая есть в действующей и в новой редакциях. Речь о том, что «отказ от гражданства иностранного государства не требуется, … если отказ от гражданства иностранного государства невозможен в силу не зависящих от лица причин». Почему ситуацию, в которой оказались некоторые граждане Украины, нельзя было считать подпадающей под этот пункт, до сих пор неясно. По идее это был как раз тот самый случай, когда украинцы не могли отказаться от гражданства в силу независящих от них причин. То есть при желании можно было бы на практике толковать эту норму закона именно так, а не ждать три года принятия этого закона. Также можно было при желании сразу в 2014 году прописать эту норму с учетом сложившейся ситуации на Украине.

Такая норма, принятая в интересах граждан Украины, выглядит довольно странно, потому что на данный момент в законе о гражданстве РФ нет упоминания какой-либо другой страны, кроме России. Особое правовое регулирование в интересах граждан конкретного иностранного государства вообще не характерно для российских законов, в частности, это обусловлено конституционным требованием равноправия. Очевидно, что при наличии политической воли вопрос о преференциях для граждан Украины можно было бы решить еще в 2014 году на уровне подзаконного акта, пользуясь возможностями толкования действовавшей на тот момент формулировки.

Невозможность отказа от гражданства по не зависящим от заявителя причинам также нужно было обосновывать. На практике такими причинами признавались: решение компетентного органа об отказе в выходе из гражданства, невозможность отказа от гражданства по законодательству этого государства, в некоторых случаях - отсутствие ответа государства на заявление гражданина о выходе из гражданства. Новый закон, возможно, поставит точку и в этом вопросе. Новый закон предусматривает изменения в закон о правовом положении иностранцев, согласно которым Правительство РФ должно определить перечень причин, влекущих за собой невозможность отказа лица от имеющегося у него гражданства иностранного государства. Интересно, что это полномочие дается Правительству РФ в контексте статьи о запрете находиться на государственной или муниципальной службе лицам с двойным гражданством.

Вызывает вопросы и новая формулировка о подтверждении отказа. В частности, неясно, почему нужна заверенная нотариусом копия заявления гражданина об отказе от имеющегося у него гражданства Украины. То, что гражданин написал заявление об отказе от гражданства и заверил копию заявления, еще не подтверждает того факта, что заявление было отправлено в соответствующий орган. Логично было бы нотариально заверять подпись гражданина на заявлении, чтобы у компетентных органов не возникало сомнений в том, что это заявление составлено и подписано самим гражданином. Также логично было бы требовать документы об отправке этого заявления в компетентный орган: почтовую квитанцию, опись вложений, и при наличии - уведомление о вручении. Получается странная ситуация, при которой формально иностранный гражданин может написать заявление об отказе от гражданства, заверить его копию у нотариуса и не отправлять его органам своего государства, потому что факт отправки никто не обязан проверять. Формально юридически если заявление не отправлено, то отказ от гражданства не произошел. Именно поэтому процедура подтверждения отправки заявления должна быть уточнена, например, подзаконным актом.

Допустим вариант, когда гражданин составляет такое заявление, предоставляет заявление и его нотариально заверенную копию вместе с другими документами в управление по вопросам миграции МВД России, а МВД уже само направляет заявление гражданина в соответствующий орган. Тогда факт отправки не требовал бы дополнительного подтверждения.

ОТМЕНА РЕШЕНИЙ О ГРАЖДАНСТВЕ - НЕ ЛИШЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА

Статья 22 закона о гражданстве существует в действующей редакции закона и называется «Основания отмены решений по вопросам гражданства РФ», в новой редакции название сохраняется. Действующая редакция содержит весьма неопределенные формулировки касательно отмены решений о гражданстве. Сейчас оснований для отмены решения о приобретении гражданства два: предоставление заявителем подложных документов, представление заведомо ложных сведений. Для отмены решений о гражданстве факты представления ложных сведений или документов должны быть установлены судом.

Новый закон дополняет этот перечень оснований еще одним: отказ от принесения Присяги гражданина. Частным случаем называется приобретение гражданства РФ в целях осуществления деятельности, представляющей угрозу основам конституционного строя РФ, а также сообщение заведомо ложных сведений в отношении обязательства соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ.

Одним из вариантов судебного установления такого факта является наличие вступившего в силу приговора за совершение преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, частью второй статьи 205.2, статьями 205.3–205.5, 206, 208, частью четвертой статьи 211, статьями 281, 282.1–282.3 и 361 Уголовного кодекса РФ (все это преступления террористической и экстремистской направленности). Как отмечено выше, совершение таких преступлений является частным случаем сообщения заведомо ложных сведений в отношении обязательства соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ.

При этом закон содержит оговорку о том, что если нехороший человек принимался в российское гражданство вместе с супругой (супругом) и детьми, а члены семьи в терроризме и экстремизме не были замечены, то они остаются гражданами РФ.

Закон также предусматривает механизм информирования органов МВД о соответствующих приговорах. Изменения в Уголовно-процессуальный кодекс о дополнении перечня органов, в которые может направляться обвинительный приговор суда, также уже приняты Думой и одобрены Советом Федерации.

Де-юре отмена решения о гражданстве и лишение гражданства - совершенно разные вещи. Отмена решения о приобретении гражданства, как и отмена (не признание утратившим силу) любого другого решения, означает, что такого решения как бы никогда и не было. Иными словами, отмена решения означает, что это решение не повлекло никаких правовых последствий. Если такие правовые последствия фактически уже успели наступить (например, гражданину была назначена пенсия), то эти последствия также обнуляются (пенсия отменяется, а все выплаченное подлежит возвращению). Очевидно, что отмена решения о приобретении гражданства может коснуться лишь тех, кто получил гражданство не по рождению. Лишение же гражданства могло бы коснуться любого гражданина, даже гражданина по рождению. Лишение гражданства РФ запрещено Конституцией РФ. Европейская конвенция о гражданстве в качестве одного из принципов называет запрет на произвольное лишение гражданства.

Можно предположить, что, например, Европейский суд по правам человека трактовал бы наш термин «отмена решения о приобретении гражданства» достаточно широко и приравнял бы к лишению гражданства, если такое дело дошло бы до ЕСПЧ. Тем более, что человек, оставшийся таким образом без российского гражданства, возможно, стал бы лицом без гражданства, что также не приветствуется Конвенцией. И вообще статус таких лиц на данный момент неясен. Вероятно, для такого «бывшего» гражданина (хотя формально юридически он не будет ни настоящим, ни бывшим гражданином РФ) будут действовать общие миграционные правила для иностранцев. Гражданство РФ такой человек уже точно не получит никогда. Выслать его за пределы РФ можно при нарушении им миграционных правил. Но вот вопрос: куда его высылать, если он отказался от своего гражданства? Отказ-то от гражданства не аннулируется. Конечно, есть вероятность того, что отказ не был принят иностранным государством. Непонятно, и каким образом такому человеку будет возвращен его старый иностранный паспорт.

Действующий порядок отмены решений о гражданстве (Указ Президента РФ от 14.11.2002 №1325) предусматривает такой вариант: при отмене решения о приобретении гражданства РФ лицу, проживающему на территории РФ, выдается вид на жительство лица без гражданства или вид на жительство иностранного гражданина. То есть по действующим правилам такой человек не выдворяется за пределы РФ автоматически, а вид на жительство дает ему право пребывать в России в течение 5 лет. Затем вид на жительство может продлеваться неоднократно. Однако органы миграции могут и не продлить вид на жительство, точнее, в случае с совершением террористических или экстремистских преступлений, они будут обязаны аннулировать вид на жительство. Кроме того, надо учитывать, что за преступления, в результате которых человек лишится российского гражданства, он будет отбывать наказание в России (это могут быть и длительные сроки лишения свободы). И когда этот человек выйдет на свободу, вид на жительство уже будет либо аннулирован, либо просрочен.

Действующая редакция закона о статусе иностранцев (статья 9) гласит, что вид на жительство не выдается, в ранее выданный вид на жительство аннулируется, если иностранец:

Выступает за насильственное изменение основ конституционного строя РФ, иными действиями создает угрозу безопасности РФ или граждан РФ;

Финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность;

Осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным;

Имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории РФ либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом.

Это означает, что в случае отмены решения о приобретении гражданства в отношении человека, совершившего террористические или экстремистские преступления, такой человек не может получить вид на жительство. И вообще путь к получению законных оснований для нахождения в России (разрешение на временное пребывание или проживание, вид на жительство) ему будет закрыт. Как быть с таким человеком, если он, например, является лицом без гражданства?

Таким образом, этот аспект реализации нового закона на практике представляется не проработанным.

ВЫВОДЫ

1. Основная цель закона - ввести дополнительные основания для отмены решений о приобретении гражданства РФ. Другие нововведения типа присяги гражданина служат только этой цели. По существу это очередной антитеррористический закон, причем одним из его авторов является Ирина Яровая.

2. Появление в законе нормы об упрощенном порядке отказа от украинского гражданства для носителей русского языка можно считать случайным, а в некоторой степени - популистской мерой. Эта норма начнет действовать в сентябре 2017 года - поближе к президентским выборам.

3. Если бы у власти действительно была цель помочь гражданам Украины подтвердить отказ от гражданства, можно было бы еще в 2014 году толковать закон таким образом, что именно в их случае «отказ от гражданства иностранного государства невозможен в силу не зависящих от лица причин». Однако в целом надо признать, что закон позволяет избавиться еще от одной, хоть и небольшой бюрократической препоны, но только украинцам. Хотя новая формулировка о подтверждении отказа от гражданства также нуждается в уточнении.

4. Некоторые положения закона вызывают вопросы о том, как они будут применяться на практике. В частности, это касается дальнейшей судьбы террористов и экстремистов, лишившихся российского гражданства и не имеющих иного гражданства. Не то чтобы нас сильно волновала их судьба, но очевидно, что в России им, мягко говоря, не будут рады. Понятно, что срок лишения свободы они будут отбывать в России. Но отсутствие законных оснований для их дальнейшего пребывания в России ставит вопрос о необходимости их выдворения за пределы РФ. В связи с этим нуждается в корректировке также указ Президента РФ о порядке рассмотрения вопросов гражданства.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

Президент РФ Владимир Путин подписал закон, который позволяет отменить решения о приобретении российского гражданства для лиц, осужденных за терроризм и экстремизм, а также вводит процедуру принесения присяги при вступлении в гражданство РФ.

Кроме того, закон устанавливает упрощенную процедуру получения гражданства и вида на жительство в РФ для украинцев. Документ в воскресенье опубликован на портале правовой информации.

Отмена решений по гражданству

В ранее действующем законодательстве был установлен ряд требований к иностранным гражданам и лицам без гражданства, желающим получить российское гражданство. Одно из них - обязанность соблюдать конституцию и законодательство РФ. При этом решение о приобретении гражданства РФ подлежало отмене, если заявителем были представлены подложные документы или заведомо ложные сведения, что должно подтверждаться в судебном порядке.

Новый закон устанавливает, что сообщение заведомо ложных сведений может заключаться в нарушении лицом обязательства соблюдать российское законодательство, если целью приобретения гражданства являлась деятельность против конституционного строя РФ. К таковой относится совершение преступления, приготовление, а также покушение на преступление террористической или экстремистской направленности. При этом вступивший в силу приговор суда за совершение указанных преступлений будет являться основанием для отмены решения о приобретения гражданства.

Вместе с тем отмена решений о предоставлении российского гражданства осужденным за терроризм и экстремизм не будет касаться супругов и детей преступника.

Присяга

В закон также включен текст присяги при вступлении в гражданство. «Я (ФИО), добровольно и осознанно принимая гражданство РФ, клянусь соблюдать конституцию и законодательство РФ, права и свободы ее граждан, исполнять обязанности гражданина РФ на благо государства и общества, защищать свободу и независимость РФ, быть верным России, уважать ее культуру, историю и традиции», - говорится в тексте присяги.

Паспорт гражданина РФ будет выдаваться сразу после принесения присяги. Закон устанавливает, что процедура принесения присяги при вступлении в гражданство РФ будет регламентироваться указом президента РФ.

Украинцы

Помимо этого, закон упрощает процесс получения гражданства и вида на жительство в РФ для украинцев. Ранее депутаты Госдумы поясняли, что у граждан Украины, желающих отказаться от гражданства этой страны и приобрести гражданство РФ, возникают сложности с получением необходимых документов в полномочных органах Украины, подтверждающих их обращение с заявлением об отказе от имеющегося украинского гражданства. Для решения этой проблемы и были разработаны соответствующие поправки.

Предусматривается, что граждане Украины, желающие получить гражданство РФ, подписывают заявление об отказе от украинского гражданства, этот документ оформляется нотариально, одна копия остается в миграционной службе РФ, вторая - направляется на Украину. Такое заявление будет заменять справку, которую ранее нужно было получать в уполномоченных органах Украины. Такая же процедура предусматривается для украинцев, желающих получить вид на жительство в РФ.