Полномочия правоохранительных органов рф. Понятие и система правоохранительных органов рф

ПЛАН ЛЕКЦИИ

1. Понятие правоохранительных органов.

2. Органы прокуратуры, органы внутренних дел: система икомпетенция.

3. Адвокатура: понятие и задачи. Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами.

4. Нотариат: понятие и задачи. Полномочия нотариуса.

1. Понятие правоохранительных органов

Любое государство стремится создать условия для безопасной жизни проживающих на его территории людей. Демократическое государство берет на себя задачу стоять на страже соблюдения прав, свобод и законных интересов субъектов права, обеспечивать исполнение действующих в стране законов и подзаконных актов. Для этого оно создает специальные органы, называемые правоохранительными.

Правоохранительные органы - это органы, осуществляющие правоохранительную деятельность, т. е. такую деятельность, которая направлена на защиту прав, свобод и законных интересов субъектов права. Правоохранительная деятельность осуществляется разнообразными органами и организациями. Главенствующее место в этой сфере принадлежит государственным органам, к числу которых относятся органы внутренних дел, органы Федеральной службы безопасности, прокуратура, органы предварительного расследования и другие. Наряду с государственными создаются и действуют общественные организации и объединения, активно участвующие в осуществлении охраны права, в частности, адвокатура и иные организации, оказывающие юридическую помощь населению, различные общественные комиссии, создаваемые при местных органах самоуправления (комиссии по делам несовершеннолетних и т. д.). Основной целью деятельности правоохранительных органов является защита права от возможных нарушений, выявление, пресечение, предупреждение правонарушений, а также применение к правонарушителям мер государственного принуждения.

2. Органы прокуратуры, органы внутренних дел: система и компетенция.

Прокуратура

В отличие от судопроизводства, зародившегося в далеком прошлом, прокурорский надзор в механизме государственности возник сравнительно недавно (в странах Европы создание

прокуратуры относится к XIVXIXвв.). Впервые прокуратура появилась во Франции при короле ФилиппеIV, ордонансом которого от 25 марта 1302 г. она учреждалась как орган, представляющий интересы монарха. Термин «прокурор» стал применяться лишь в началеXVIIIв., а до этого соответствующие должностные лица во Франции назывались «людьми короля». Прокуроры защищали интересы королевской короны, следили за тем, чтобы вельможи самостоятельно не присваивали себе титулы, не вмешивались в торговлю и дела университетов. Прокурор также имел право вникать в деятельность по отправлению судебной процедуры. Значительное место в деятельности прокуратуры занимала обязанность фискалата, т. е. обеспечение интересов казны. Россия созданием прокуратуры обязана ПетруI. В своем указе 1722 г. император четко обозначил функции этого органа: осуществление контроля за соблюдением законности в деятельности центральных и местных органов государственной власти. Наряду с этим прокуратура занималась также надзором за соблюдением законности органами предварительного расследования и сыска, осуществляла поддержание государственного обвинения в суде. Первым российским прокурором указом императора был назначен Павел Ягужинский.

В современной России прокуратура представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени государства надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением иных действующих на территории РФ законов. Органы прокуратуры не входят в систему исполнительных органов и, конечно, не относятся ни к судебной, ни к законодательной власти; в процессе осуществления своей деятельности они самостоятельны и независимы, подчиняются только Генеральному прокурору РФ.

Высшим звеном в системе органов прокуратуры является Генеральная прокуратура РФ. В систему органов прокуратуры входят прокуратуры семи федеральных округов, прокуратуры субъектов РФ, прокуратуры городов и районные прокуратуры.

Главным направлением деятельности всех органов прокуратуры является прокурорский надзор. Согласно Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура осуществляет:

1) надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля и их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

2) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

3) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

4) надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания и задержанными под стражу.

Другими направлениями прокурорской деятельности являются уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, и координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Формы прокурорского реагирования на нарушение закона

Установив факт нарушения закона, прокурор может совершить следующие действия.

Во-первых, он вправе подать протест на правовой акт, если тот противоречит закону. Протест прокурора - это документ, представляющий собой акт прокурорского реагирования, который приносится в орган или должностному лицу, издавшему правовой акт, и в котором содержится юридически обоснованное требование об отмене незаконного акта либо приведении его в соответствие с законом. В протесте прокурор указывает обстоятельства дела и излагает свои требования. Протест прокурора должен быть рассмотрен в срок не более 10 дней с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

Во-вторых, прокурор может внести представление должностному лицу, полномочному устранить допущенные нарушения закона, с требованием сделать это. Представление прокурора - это документ, представляющий собой акт прокурорского реагирования на выявленные правонарушения, в котором содержится юридически обоснованное требование об устранении данного правонарушения. Представление прокурора подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца должностное лицо, которому было внесено соответствующее представление должно принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. О результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

В-третьих, прокурор имеет право вынести постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении. Постановление прокурора - это документ, представляющий собой акт прокурорского реагирования на общественно опасное деяние или административный проступок, в котором содержится юридически обоснованное мотивированное решение о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении. Постановление о возбуждении уголовного дела выносится в порядке, предусмотренном уголовным законом. В порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством РФ, прокурор участвует в рассмотрении уголовных дел судами. Осуществляя уголовное преследование в суде, он выступает в качестве государственного обвинителя. Прокурор доказывает виновность подсудимого, следит за тем, чтобы в процессе судопроизводства не были нарушены права и законные интересы участников судебного разбирательства, а решение суда по делу было законным и обоснованным. Если прокурор считает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, что в ходе судопроизводства был нарушен или неправильно применен закон, он после вынесения судебного решения может подать протест.

Обращение к прокурору

Любой субъект права может обратиться к прокурору за защитой своих нарушенных прав, свобод или охраняемых законом интересов. Законодательство не устанавливает строгой формы обращения к прокурору: оно может быть как устным, так и письменным. Жалоба прокурору пишется в произвольной форме и должна содержать:

А) сведения жалобщика о себе (фамилия, имя, отчество, адрес, телефон);

Б) сведения о нарушителе либо организации, в которой допущено нарушение;

В) существо допущенного нарушения.

Жалоба, как правило, пишется на имя прокурора того района, в котором находится предприятие, учреждение, организация или проживает лицо, допустившее нарушение закона. Она может быть направлена прокурору по почте, вручена лично либо передана непосредственно в канцелярию прокуратуры, где должна быть в обязательном порядке зарегистрирована. Если обращение к прокурору было сделано в устной форме, оно тоже регистрируется - в книге личного приема, в которой отражается и содержание ответа прокурора, если он давался в устной форме. По требованию гражданина ему должен быть направлен письменный ответ. Если в суд обращаются за защитой собственных прав, то к прокурору можно обратиться с заявлением об ущемлении прав других лиц, интересов государства, а также о совершенном либо готовящемся преступлении, вне зависимости от того, против кого оно направлено.

Прокурор, разбирая жалобу, в отличие от суда не может принять решение по существу - он вправе лишь отреагировать на допущенное нарушение закона посредством принесения протеста или представления. Должностные лица, получившие такой документ, обязаны рассмотреть его в установленные законом сроки и принять решение об устранении допущенного нарушения.

Органы внутренних дел

В системе правоохранительных органов Российской Федерации важное место отведено органам внутренних дел, представляющим собой многофункциональную структуру, в которую входят Министерство внутренних дел Российской Федерации, министерства внутренних дел субъектов Федерации, управления внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте, управления (отделы) на особо важных и режимных объектах, региональные управления по борьбе с организованной преступностью и др. Управление органами внутренних дел на федеральном уровне осуществляет Министерство внутренних дел РФ, подчиняющееся Президенту и Правительству Российской Федерации. Главными задачами МВД, равно как и всей системы органов внутренних дел, являются:

Защита прав и свобод человека и гражданина;

Защита объектов независимо от формы собственности;

Обеспечение общественного порядка и общественной безопасности;

Предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

Выявление, раскрытие и расследование преступлений;

Обеспечение исполнения уголовного наказания и др.

Полиция

Одним из основных органов внутренних дел является полиция, которая представляет собой систему государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств. Полиция в Российской Федерации подразделяется на криминальную полицию и полицию общественной безопасности. Основными задачами криминальной полиции являются предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, осуществление розыска лиц, скрывающихся от суда и следствия, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших. В состав криминальной полиции входят оперативно-розыскные подразделения (уголовный розыск, подразделение по борьбе с экономическими преступлениями, подразделение по борьбе с незаконным оборотом наркотиков), криминалистические лаборатории и иные подразделения, необходимые для решения задач, стоящих перед криминальной милицией.

В состав по лиции общественной безопасности входят дежурные части, подразделения патрульно-постовой службы, участковые инспекторы и иные подразделения, необходимые для выполнения задач, возложенных на криминальную полицию.

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • – систему правоохранительных органов;
  • – смысл судебной защиты;

уметь охарактеризовать задачи Конституционного Суда РФ, общих и арбитражных судов;

владеть навыками правильной оценки роли прокурора, нотариата и помощи адвоката в правоохранительной деятельности.

Правоохранительная система и ее задачи

Бесполезна власть, которая никогда не употребляется.

Латинская формула

Право без принуждения – ничто. Это аксиома. Вот почему в системе государственного аппарата, наряду с органами законодательными и исполнительными, выделяется особая группа органов: правоохранительные. Их насчитывается десять: Конституционный Суд, общие суды, арбитражные суды, прокуратура, полиция, уголовно-исполнительные органы, органы государственной безопасности, внешняя разведка, нотариат, таможенные органы. Их работе помогает адвокатура.

Правоохранительные органы также образуют систему, и эффективность их работы зависит от слаженности действий между ними.

Правоохранительная система – это система государственных органов, обеспечивающих защищенность граждан и организаций от противоправных действий.

Особую группу органов в этой системе составляют судебные органы (судебная власть). К ним относятся Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды (рис. 4.1).

Рис. 4.1.

Конституционный Суд РФ занимает особое место в структуре судебной власти. Он решает дела о соответствии Конституции РФ нормативных актов федеральной власти и власти субъектов РФ. Предметом его рассмотрения являются документы, а не люди и их судьбы. Кроме того, Конституционный Суд РФ занимается толкованием Конституции РФ. Решения Конституционного Суда РФ обязательны для всех, в том числе и для любых государственных органов, обжалованию и пересмотру не подлежат.

Суды общей юрисдикции и арбитражные суды выполняют правоохранительные функции только в той части, когда они защищают права человека от противоправных посягательств. Однако круг их задач значительно более широкий. Суды рассматривают любые споры о праве и выступают органами правосудия, контролируют исполнительную власть, когда рассматривают жалобы на незаконные действия государственных органов.

В отличие от законодательных органов суды не создают новых правил. Они также не управляют обществом, как исполнительные органы. Судебная власть осуществляет правосудие, т.е. занимается разрешением споров на основе действующего законодательства, рассматривает уголовные, административные, гражданские дела. Главным принципом, на основе которого суд применяет общие нормы к конкретным ситуациям, является принцип справедливости. Можно сказать, что суд и справедливость – понятия неразделимые. Этот принцип означает, что человек должен получить от общества (быть наказан) то, что он ему дал (совершил).

Существует и другие правоохранительные органы. Рассмотрим их.

Прокуратура – это орган, который осуществляет надзор за исполнением законов всеми государственными органами, юридическими и должностными лицами, общественными объединениями, гражданами. Раньше прокуратуру называли "око государево". Возможно, это было справедливо. Сейчас перед прокуратурой поставлена задача в равной мере защищать интересы как государства, так и граждан, организаций.

Следственный комитет регистрирует, проверяет сообщения о преступлениях, возбуждает уголовные дела и ведет расследование преступлений.

Полиция – это орган, который призван охранять законность и общественный правопорядок. На нее возлагаются также обязанности по пресечению и предупреждению преступлений, розыску скрывшихся лиц, производству дознания и расследования некоторых преступлений. Практически все имущественные преступления или преступления против собственности относятся к компетенции полиции, и она проводит но ним следствие

Уголовно-исполнительные учреждения могут быть выделены в особую группу. К ним относятся различные виды колоний, тюрьмы, следственные изоляторы и т.п. Они выполняют специфические задачи: организуют работу по исправлению и перевоспитанию осужденных, содержанию лиц, находящихся под следствием.

Органы государственной безопасности, объединенные в Федеральную службу безопасности РФ, стоят на страже национальной безопасности страны: выявляют посягательства на конституционный строй, защищают экономическую безопасность России. В определенных случаях злоупотребление такими конституционными правами и свободами со стороны граждан, как право частной собственности, право на занятие предпринимательской деятельностью, может затрагивать государственные интересы и по этой причине попасть в их ноле зрения. В основном органы государственной безопасности используют негласные методы работы, и это является их особенностью. Гласные методы выявления правонарушений не всегда способны дать нужный эффект.

Внешняя разведка – государственный орган, который совсем недавно стал самостоятельным. Его задача – обеспечение безопасности России и, соответственно, с этой целью выявление информации, затрагивающей жизненно важные интересы страны, а также информации о реальных и потенциальных возможностях и намерениях иностранных государств.

Нотариат – это система нотариальных учреждений, в задачу которых входит придание законной формы различным фактическим обстоятельствам, например наследованию, купле-продаже дома (квартиры) и т.п. Совершая эти действия от имени государства, нотариусы, таким образом, содействуют утверждению правового порядка в общественной жизни.

Таможенные органы – это органы, которые в определенной мере ответственны за экономическую безопасность страны, с одной стороны, и, с другой, органы, способствующие пополнению государственной казны. Их эффективная работа по контролю за перевозкой товаров через границу и сбору таможенных пошлин способна принести стране ощутимую пользу. Чтобы лучше оценить их необходимость, представьте себе, как бы решалась проблема с сохранностью вашего личного имущества, если бы в квартире не было надежного замка.

Адвокатура – это не государственная организация, а добровольное объединение лиц, профессионально занимающихся адвокатской деятельностью, осуществляемой за вознаграждение. Хотя адвокатура и не является государственным органом, без нее бывает трудно обеспечить законность в работе других правоохранительных органов.

Должностные лица и работники правоохранительного аппарата – это люди, которые, хотя непосредственно и не заняты в производстве материальных благ, выполняют важные социальные функции. Однако, осуществляя деятельность по защите прав и свобод граждан и организаций, государственные служащие требуют на свое содержание немалых финансовых средств.

Однако существует еще большая опасность. Общепризнано, что, если правоохранительные органы бездействуют или работают не в полную силу, общество может погрязнуть в анархии и коррупции. Когда у них много работы, это также говорит о неполадках, имеющих место в социальном организме: это свидетельствует о том, что законодательство не отражает потребности людей, а навязывает им неприемлемые правила поведения. Как правило, такая ситуация складывается в тоталитарном государстве. В либеральном государстве правоохранительные органы не доминируют над обществом, не внушают страх людям, а, напротив, защищают их права и свободы, в том числе и право на частную собственность, на занятие предпринимательской деятельностью.

Одним словом, мера нужна во всем, и в деле определения объема правоохранительного аппарата в том числе.

Это надо запомнить

  • 1. Насчитывается 11 правоохранительных органов: Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды, прокуратура, следственный комитет, полиция, уголовно-исполнительные органы, органы государственной безопасности, внешняя разведка, нотариат, таможенные органы. Их работе помогает адвокатура.
  • 2. Правоохранительная система – это система государственных органов, обеспечивающих защищенность граждан и организаций от противоправных действий.
  • 3. Судебная власть в России имеет три ветви: Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды.
  • 4. Конституционный Суд решает дела о соответствии Конституции РФ нормативных актов органов федеральной власти и власти субъектов РФ.
  • 5. Прокуратура – это орган, который осуществляет надзор за исполнением законов всеми государственными органами, организациями и гражданами.
  • 6. Следственный комитет ведет расследование преступлений.
  • 7. Полиция – это орган, предназначенный для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.
  • 8. Уголовно-исполнительные органы организуют работу по исправлению и перевоспитанию осужденных, содержанию лиц, находящихся под следствием.
  • 9. Внешняя разведка имеет своей целью выявление информации, затрагивающей жизненно важные интересы России, а также информации о реальных и потенциальных возможностях и намерениях иностранных государств.
  • 10. Органы государственной безопасности выявляют посягательства на конституционный строй, защищают экономическую безопасность.
  • 11. Нотариат – это система нотариальных учреждений, в задачу которых входит придание законной формы различным фактическим обстоятельствам, например наследованию, купле-продаже дома (квартиры) и т.п.
  • 12. Таможенные органы осуществляют контроль за перевозкой товаров через границу и уплатой таможенных пошлин.

Деятельность правоохранительных органов ориентирована на обеспечение защиты порядка и соблюдения законности. Она осуществляется уполномоченными государственными и общественными структурами. Правоохранительные органы РФ выполняют свою задачу посредством применения соответствующих мер согласно закону и соблюдая предусмотренные нормами процедуры. Далее рассмотрим этот институт более подробно.

Значение структуры

Система правоохранительных органов сформирована таким образом, чтобы в рамках закона входящие в ее структуру инстанции и должностные лица обеспечивали надлежащий порядок, необходимый для развития демократического общества. Под ним следует понимать исполнение и соблюдение всех действующих юридических норм. Прежде всего, это относится к предписаниям, содержащимся в Конституции и Федеральных законах. Система правоохранительных органов распространяет свое влияние на граждан, их объединения, должностных лиц и государственные инстанции. Результатом реализации полномочий в рамках данного института выступает установление, восстановление и поддержание режима законности. Общественный порядок, таким образом, основывается на праве и складывается в соответствии с демократическими принципами.

Определение

Под правоохранительной деятельностью в широком смысле следует понимать функционирование всех институтов судебной, исполнительной и законодательной ветвей власти. Они обеспечивают соблюдение и реализацию интересов и свобод граждан, общественный порядок и законность. Если рассматривать правоохранительную деятельность в узком смысле, то под ней понимают функционирование специальных, сравнительно обособленных структур. Их существование, собственно, направлено на обеспечение порядка и соблюдения законности. Они сформированы и функционируют непосредственно для выполнения задач, связанных с предупреждением, выявлением и пресечением преступлений, применением разных санкций к виновным, реализацией мер принуждения наказаний).

Основные признаки

Российские правоохранительные органы уполномочены на осуществление в установленном порядке контроля над соблюдением интересов и свобод граждан и юрлиц. В их компетенцию входит выявление, предотвращение и пресечение данных нарушений, принятие соответствующих мер для устранения преступлений и их последствий. Правоохранительные органы РФ используют исключительно юридические инструменты и средства в своей работе. К ним, в частности, относят меры принуждения и взыскания, предусмотренные законодательством. Нормами установлен исчерпывающий характер используемых средств и инструментов. Сотрудник правоохранительных органов должен использовать только те меры, которые предусмотрены в законе.

Обязательность исполнения

Функционирование структуры осуществляется с соблюдением установленных процедур. Государственные правоохранительные органы наделены властными полномочиями. Их реализация обеспечивается принудительной силой закона. Все решения, которые принимают правоохранительные органы в рамках закона и компетенции, являются обязательными для исполнения юрлицами и гражданами, к которым они адресованы. При этом властью предусмотрена возможность оспорить принятые акты в установленном порядке. Вместе с этим, на законодательном уровне определена ответственность служащих правоохранительных органов за ущерб, который ими причинен организациям или гражданам неправомерным поведением, а также компенсация за вред.

Главные направления

Правоохранительные органы в первую очередь осуществляют конституционный контроль. Выступая в качестве самостоятельного вида защиты, это направление обеспечивает соблюдение предписаний Основного закона. Эту задачу выполняют такие правоохранительные органы, как МВД, ФСБ, таможенные службы, налоговая полиция. В рассматриваемой структуре особое место принадлежит Министерству юстиции. Этот институт обеспечивает нормотворческую деятельность региональных и федеральных органов госвласти, организует реализацию постановлений и иных актов суда. Министерство юстиции также лицензирует оказание юридических услуг, осуществляет регистрацию уставов общественных объединений и прочее.

Выявление и расследования нарушений

Это особые направления деятельности института. Расследование и выявление преступлений осуществляется должностными лицами, входящими в штат соответствующих подразделений прокуратуры, ОВД, ФСБ, таможенной службы и налоговой полиции. Эти правоохранительные органы устанавливают все обстоятельства нарушений, находят лиц, которые их совершили, передают в суд или реабилитируют на досудебной стадии производства по делу.

Квалифицированная помощь

Юридическое обеспечение и содействие выступают в качестве элементов правоохраны. Эти задачи реализуют нотариусы и адвокаты. К функциям последних относят оказание юридической помощи в виде консультаций, выступление в качестве защитников в уголовном процессе и на следствии, представительство в гражданском судопроизводстве и прочих инстанциях. Нотариусы заверяют имущественные и прочие права физлиц, а также обеспечивают соблюдение законности в процессе совершения сделок в рамках своей компетенции. Однако следует отметить, что отнесение к рассматриваемым органам частных охранных и детективных структур, а также адвокатуры считается весьма спорным.

Общественные объединения

Правоохранительные органы могут формироваться по инициативе граждан. Такие общественные объединения функционируют самостоятельно или оказывают содействие институтам власти. Созданные таким образом правоохранительные органы могут на договорной основе оказывать возмездные услуги юрлицам и гражданам для обеспечения защиты интересов и свобод последних. Образование общественных объединений данной направленности осуществляется в соответствии с установленным нормами порядком.

Основные принципы

Существует ряд критериев, которым должны соответствовать правоохранительные органы. В частности, такой институт получает свои полномочия в рамках закона. Предел компетенции для правоохранительных органов определен государством. Функционирование института должно осуществляться не в произвольном порядке, а в соответствии с нормативными требованиями. Нарушение установленных правил и процедур предусматривается соразмерная юридическая ответственность. При осуществлении своих полномочий правоохранительные органы могут применить меры принуждения в рамках закона. Обоснованные и законные решения, вынесенные данными инстанциями, обязательны для исполнения. Уклонение или ненадлежащее выполнение принятых актов влечет дополнительную ответственность для нарушителей.

Роль структуры

Рассматривая положение, которое занимают правоохранительные органы в государстве, следует исходить из действующего принципа разделения власти. С данной позиции статус структуры определяется в соответствии с функциями, обеспечивающих реализацию задач, стоящей перед ней: по защите личности, общества и федерального строя.

Основные цели

Деятельность правоохранительной структуры направлена на:


В заключение

Правоохранительная система состоит из институтов защиты интересов и свобод граждан. Они, в свою очередь, представлены судебными органами, неправительственными организациями, юридическими консультативными объединениями. Правоохранительные задачи выполняются как государственными, так и негосударственными органами. Некоторые инстанции существуют для исполнения только одной функции, другие – нескольких. Однако вне зависимости от количества поставленных задач, цели этих структур – обеспечить законность и защитить интересы и свободы граждан, юрлиц и государства в целом.

К содержанию

Правоохранительные органы - это государственные органы и общественные организации, которые на основе закона, в установленном им порядке призваны обеспечивать законность и правопорядок, защиту прав и интересов граждан, трудовых коллективов, общества и государства, предупреждать и пресекать правонарушения, применять меры государственного принуждения или общественного воздействия к лицам, нарушившим законность и правопорядок.

Признаки правоохранительных органов

1. Правоохранительный орган уполномочивается законом для осуществления правоохранительной деятельности. Как правило, это закон, специально посвященный задачам организации и деятельности этого органа.

2. Правоохранительный орган осуществляет свою деятельность не в произвольной форме, а с соблюдением установленных законом правил и процедур. Нарушение этих правил сотрудниками правоохранительных органов влечет дисциплинарную, административную, материальную или уголовную ответственность.

3. Правоохранительные органы в процессе своей деятельности имеют право применять меры государственного принуждения к лицам, допустившим правонарушение. Эти меры различаются в зависимости от компетенции органа и тяжести совершенного правонарушения.

4. Законные и обоснованные решения, принятые правоохранительными органами, подлежат обязательному исполнению должностными лицами и гражданами. Неисполнение этих решений образует самостоятельное правонарушение, влекущее дополнительную ответственность.

Функции правоохранительных органов

Функции правоохранительных органов - это основные направления их деятельности. Функции, присущие правоохранительному органу, определяют его организацию, структуру и компетенцию. Выделяют следующие правоохранительные функции:

  • Конституционный контроль;
  • Прокурорский надзор;
  • Расследование правонарушений;
  • Обеспечение безопасности;
  • Исполнение судебных решений;
  • Оперативно-розыскная деятельность;
  • Охрана общественного порядка;
  • Оказание юридической помощи;
  • Профилактическая деятельность по предупреждению правонарушений.

Некоторые правоохранительные органы осуществляют только одну функцию. Например, Конституционный Суд осуществляет функцию конституционного контроля. Других функций он не выполняет. А на другие органы возлагается несколько функций. Так, органы внутренних дел осуществляют оперативно-розыскную деятельность, расследование преступлений, административную деятельность. Конкретные правоохранительные функции имеют право осуществлять только определенные органы. Например, функцию прокурорского надзора могут осуществлять только органы прокуратуры. Другие же функции могут быть возложены на несколько правоохранительных органов. Оперативно-розыскная деятельность осуществляется и органами внутренних дел, и органами федеральной службы безопасности. Некоторые функции тесно взаимосвязаны, зависят одна от другой. Функция предварительного расследования предшествует осуществлению правосудия, а функция исполнения судебных решений следует только после судопроизводства.

Наиболее значимой является функция осуществления правосудия. Соответственно и суд занимает в системе правоохранительных органов главенствующее место. Именно суду принадлежит право принимать окончательные решения по уголовным и гражданским делам. Многие другие функции являются обслуживающими по отношению к функции осуществления правосудия.

Система правоохранительных органов Российской Федерации

В законодательных актах в составе правоохранительных органов традиционно называются:

  • суды,
  • прокуратуры,
  • адвокатуры,
  • органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность,
  • органы дознания и следствия,
  • таможенные органы,
  • органы обеспечения безопасности,
  • общественные организации, занимающиеся исключительно правоохранительной деятельностью.

Таким образом, в настоящее время в систему правоохранительных органов Российской Федерации входят:

  • Суды (конституционные, общей юрисдикции и арбитражные);
  • Органы прокуратуры (территориальные, военные и специализированные прокуратуры);
  • Министерство внутренних дел и его органы и подразделения;
  • Министерство юстиции и его органы;
  • Министерство чрезвычайных ситуаций и его органы;
  • Федеральная служба безопасности;
  • Следственный комитет РФ;
  • Федеральная таможенная служба;
  • Органы адвокатуры;
  • Нотариат;
  • Общественные организации.

Глава 1. Основные сведения об учебной дисциплине «Правоохранительные органы».

1. Понятие курса "Правоохранительные органы"

2. Предмет курса "Правоохранительные органы"

3. Система курса "Правоохранительные органы"

4. Соотношение дисциплины "Правоохранительные органы" с другими юридическими науками.

1. Понятие правоохранительных органов.

2. Виды правоохранительных органов.

3. Задачи правоохранительных органов.

4. Понятие правоохранительной деятельности.

5. Виды правоохранительной деятельности.

7. Законодательство о правоохранительных органах и правоохранительной деятельности.

8.Законодательство о правоохранительных органах и право охранительной деятельности

Глава 2. Суд и судебная власть как основа правоохранительной деятельности.

1. Принцип разделения властей.

2. Понятие судебной власти.

3. Признаки судебной власти.

4.Принципы осуществления судебной власти в РФ.

5. Задачи судебной власти.

6. Понятие правосудия.

7. Признаки правосудия.

8. Понятие судопроизводства.

9. Виды судопроизводства.

10. Соотношение понятий судопроизводство и правосудие.

1. Принципы правосудия, их понятие и значение.

2. Признаки принципов правосудия.

3. Система принципов правосудия.

4. Принцип законности.

5. Принцип осуществления правосудия только судом.

6. Принцип равенства граждан перед законом и судом.

7. Принцип независимости судебной власти.

8. Принцип независимости судов и судей.

9. Принцип презумпции невиновности.

10. Принцип обеспечение беспристрастного и компетентного суда.

11. Принцип состязательности и равноправия сторон при осуществлении правосудия.

12. Принцип открытости и гласности судопроизводства.

13. Принцип обеспечения соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

14. Принцип государственного или национального языка при осуществлении судопроизводства.

15. Принцип свидетельского иммунитета.

16. Принцип диспозитивности судопроизводства.

17. Принцип участия граждан в отправлении правосудия.

18. Принцип защищенности и неприкосновенности частной жизни, жилища, личной и семейной тайны, тайны переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

19. Принцип недопустимости использования доказательств, получением с нарушением закона.

1. Понятие судебной системы РФ.

2. Принципы деятельности судебной системы РФ.

3. Система судов РФ.

4. Судебное звено судебной системы РФ.

5. Судебная инстанция судебной системы РФ.

6. Органы судейского сообщества.

7. Судья в РФ.

8. Статус судей в РФ.

9. Гарантии судей в РФ.

10. Присяжные и арбитражные заседатели.

1. Понятие, система судов общей юрисдикции.

2. Законодательство о судах общей юрисдикции.

3. Задачи и функции судов общей юрисдикции в Российской Федерации.

4. Подсудность и подведомственность в уголовном и гражданском процессе.

1. Понятие и место в судебной системе мировых судей.

2. Компетенция мировых судей.

3. Порядок формирования аппарата мировых судей.

1. Понятие и место в судебной системе районных судов.

2. Принципы деятельности районных судов.

3. Компетенция районного суда.

4. Состав районного суда.

5. Председатель районного суда, его права и обязанности.

1.Суды общей юрисдикции среднего звена: понятие, место в судебной системе.

2. Порядок образования судов общей юрисдикции среднего звена, действующих на территории субъектов РФ.

3. Состав, структура и компетенция Федеральных судов среднего звена, действующих на территории субъектов РФ.

4. Верховный суд республики в составе Российской Федерации, особенности его организации и компетенции.

1. Военные суды РФ: понятие и место в судебной системе.

2. Порядок образование и система военных судов РФ.

3. Компетенция военных судов РФ.

1. Понятие и место в судебной системе Верховного суда РФ.

2. Состав Верховного суда РФ.

3. Компетенция Верховного суда РФ.

1. Понятие арбитражных судов в РФ.

2. Задачи и функции арбитражных судов РФ.

3. Система арбитражных судов РФ.

4. Компетенция арбитражных судов РФ.

1. Понятие арбитражных судов субъектов РФ.

2. Состав арбитражного суда субъекта РФ.

3. Полномочия арбитражного суда субъекта РФ.

1. Понятие арбитражных апелляционных судов.

2. Состав арбитражного апелляционного суда.

3. Полномочия арбитражного апелляционного суда.

1. Понятие Федерального арбитражного суда округа.

2. Состав Федерального арбитражного суда округа.

3. Полномочия Федерального арбитражного суда округа.

1. Понятие Высшего арбитражного суда РФ.

2. Состав Высшего арбитражного суда РФ.

3. Компетенция Высшего арбитражного суда РФ.

1. Понятие Конституционного Суда РФ.

2. Состав Конституционного Суда РФ.

3. Полномочия Конституционного Суда РФ.

Глава 3. Прокуратура - как гарант законности на территории РФ.

1. Прокуратура РФ: понятие и конституционный статус.

2. Принципы деятельности Прокуратуры РФ.

3. Полномочия Прокуратуры РФ.

4. Прокурорский надзор.

6. Правовой статус кадров органов Прокуратуры РФ.

7. Участие прокуроров в рассмотрении дел судами.

Глава 4. Органы исполнительной власти, осуществляющие правоохранительную деятельность.

1. Понятие оперативно-розыскной деятельности.

2. Задачи и направления оперативно-розыскной деятельности.

3. Принципы оперативно-розыскной деятельности.

4. Отличительные черты оперативно-розыскной деятельности.

5. Виды оперативно-розыскных мероприятий.

6. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность.

7. Понятие предварительного расследования преступлений.

8. Формы предварительного расследования преступлений.

9. Понятие и система органов дознания.

10. Формы дознания.

11. Понятие и система органов предварительного следствия.

12. Правовое положение следователя.

1. Понятие Министерства внутренних дел РФ.

2. Система органов Министерства внутренних дел РФ.

3. Задачи Министерства внутренних дел РФ.

4. Компетенция Министерства внутренних дел РФ.

5. Понятие Милиции в РФ.

6. Задачи Милиции в РФ.

7. Принципы деятельности Милиции в РФ.

8. Криминальная милиция и Милиция общественной безопасности.

1. Министерство юстиции РФ: понятие, система органов.

2. Компетенция Министерства юстиции РФ.

3. Федеральная служба судебных приставов РФ: понятие и система органов.

4. Задачи и полномочия Федеральной службы судебных приставов РФ.

5. Федеральная служба исполнения наказания РФ понятие и система органов.

6. Задачи и полномочия Федеральной службы исполнения наказаний.

1. ФСКН: понятие, система органов.

2. Задачи и функции органов ФСКН.

3. Правоохранительная служба и кадры органов ФСКН.

Глава 5. Органы обеспечения безопасности государства.