Признаки ограничения конкуренции по 44 фз. В чем заключается принцип обеспечения конкуренции. Является ли сужение срока исполнения государственного контракта ограничением конкуренции

Законодатель установил запреты на ограничение конкуренции. Любой добропорядочный участник оборота товаров, работ или услуг должен вести деятельность на справедливых условиях, чтобы не причинить своими действиями ущерб другим лицам.

Поэтому важно понимать, что признается нарушением правил, какими принципами следует руководствоваться, чтобы избежать ответственности.

Суть конкуренции и способы ее ограничения

Конкуренция играет важную роль на рынке. С одной стороны, она препятствует необоснованному росту цен, стимулирует производителей и продавцов создавать и продвигать качественные продукты. С другой, – чрезмерное соперничество не дает новым участникам попасть на рынок из-за недобросовестных действий монополистов.

В России действуют три основных акта, которые защищают и развивают естественное соперничество между участниками торгового оборота:

  • закон о защите конкуренции от 26.07.2006 года № 135-ФЗ ;
  • закон о контрактной системе от 05.04.2013 года № 44-ФЗ ;
  • закон о закупках отдельными видами юридических лиц от 18.07.2011 года № 223-ФЗ .

Суть конкуренции состоит в том, что компании и предприниматели соперничают между собой на рынке, совершают разрешенные законодателем действия в целях сдерживания возможностей других участников продвигать свой товар (). То есть, при наличии борьбы за клиента, на рынке нет участников, которые занимают доминирующее положение. Цены и другие условия обмена ценностями и другими благами складываются свободно, без влияния монополий.

Факт ограничения конкуренции можно установить по следующим признакам:

  • количество субъектов предпринимателей на рынке уменьшилось;
  • цены на товары выросли или снизились не зависимо от экономических условий и сложившейся ситуации на рынке;
  • часть участников действует не самостоятельно и в своих решениях зависит от контрагентов;
  • группа лиц договорилась между собой об общих условиях продажи товаров и правилах поведения на рынке;
  • присутствуют другие обстоятельства, которые дают возможность небольшой группе компаний создавать свои условия продвижения товаров на рынке;
  • государственные органы и местные власти ввели в действие требования к товарам и участникам оборота, которые противоречат законодательству РФ.

Принципы обеспечения добросовестной конкуренции

Законодатель не дает четких признаков, позволяющих отличить добросовестную и недобросовестную конкуренцию. В перечисляется, что запрещено делать участникам рынка. Какие действия разрешены, отдельно не раскрывается.

В общем можно сказать, что добросовестное соперничество основывается на требованиях нормативных актов, недобросовестное – ведется во вред контрагентам.

При добросовестной конкуренции продавец:


Закон о госзакупках №44-ФЗ

Глава 14 КоАП содержит наказание в виде штрафа за:

  • заключение антиконкурентных соглашений;
  • злоупотребление доминирующим положением;
  • нарушение законодательства о торгах;
  • манипулирование ценами;
  • недобросовестную конкуренцию;
  • нарушение правил на розничных рынках.

Сумма штрафов колеблется в диапазоне от 10 000 руб. до 50 000 руб. с конфискацией предметов правонарушения или без нее.

В качестве меры административной ответственности применяется дисквалификация. То есть нарушитель не может занимать должности в государственной системе, входит в совет директоров компаний, управлять фирмой и т.д.

Законодательство о контрактной системе дает возможность признать результаты проведенных торгов недействительными в случае, если они повлекли необоснованное ограничение количества участников . В таком случае предписывается провести всю процедуру заново с исполнением требований закона.

Особые ограничения

В процессе проведения закупки для государственных нужд заказчики могут составлять техническое задание под конкретного поставщика, вводить специальные требования, которые необоснованно ограничивают количество участников.

Также в самом проекте контракта часто предусматриваются необоснованные сроки поставки или выполнения работ и услуг, которые могут соблюсти лишь немногие контрагенты.

Часто заказчики злоупотребляют правом заключать контракт с единственным поставщиком без проведения состязательных процедур.

По всем этим нарушениям заинтересованное лицо вправе обратиться в антимонопольную службу с обоснованной жалобой.

О том, что собой представляют методы ограничения конкурентной борьбы при выполнении госзаказов, расскажет автор сюжета ниже.

Добрый день, Алексей

вопросы ограничения конкуренции в госзакупках регулируются

ст 17 ФЗ «О конкуренции»

Статья 17. Антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений
1. При проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;
4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
3. Наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

поэтому Ваш вопрос является ли ограничением конкуренции следует оценить исходя из следующих обстоятельств:

Взаимосвязанность товаров и работ

Существует ли функционирующий рынок по этим товарам и услугам (т.е есть ли на Вашем рынке организации, которые занимаются и поставкой товара и оказанием услуг по ремонту и ТО). Как правило, антимонопольной службой в этой части оцениваются коммерческие предложения, собранные заказчиком на этапе формирования документации, данные сайтов организации и тп.

Какие нормы могут ограничивать конкуренцию? В состав возможных препятствий входят:

  1. необходимость точного соблюдения правил участия в отдельных видах правоотношений (например, при тендерах по государственным или муниципальным заказам по нормам ФЗ-44);
  2. неоправданное установление запретов при участии в конкурентных способах закупок по ФЗ-223;
  3. ограничение на осуществление отдельных видов деятельности без получения разрешительной документации (лицензий, допусков саморегулируемых организаций и т.д.);
  4. запреты, установленные в Федеральном законе № 135-ФЗ.

В России полномочия по контролю за соблюдением равенства прав субъектов предпринимательской деятельности переданы Федеральной антимонопольной службе (ФАС).

Ограничение конкуренции по 44 фз статья

Процедуры осуществления закупок для государства регулируются:

  1. Законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
  2. Законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ.

Исходя из признаков ограничения конкурентного соперничества, перечисленных в законе № 135-ФЗ, можно определить самые явные способы ограничения конкуренции:

  1. Использование организациями доминирующего положения на рынке исключительно в свою пользу и в ущерб остальным его участникам.
  2. Заключение соглашений или согласование предпринимательских действий, имеющих своей целью оказание воздействия на рынок.

Последний вариант рассмотрим подробнее (в той части, которая касается отношений по закупкам для госнужд).

Статья 8. принцип обеспечения конкуренции

Заранее спасибо. 16 Марта 2015, 08:38 Олеся, г. Феодосия Ответы юристов (1) Здравствуйте, просим вас дать разъяснения по такому вопросу: можем ли мы при составлении плана графика закупок на 2015 г. Документация о закупке Однако существуют исключительные случаи, когда без индивидуализации товара не обойтись. Поставщики же часто в таких ситуациях бунтуют и, либо жалуются в ФАС, либо заключают контракт и поставляют не тот товар, что указан в документации.


Рассмотрим как сложилась судебная практика и практика ФАС по этим вопросам. Онлайн-курс в Школе электронных торгов «Контрактная система. Участие в государственных и муниципальных закупках по 44-ФЗ ».
Ограничение конкуренции при проведении государственных торгов, способы защиты и последствия Я помогу защитить ваши права и на практике обеспечить реализацию охраняемых законом интересов клиента в рамках абонентского юридического обслуживания.

Статья 8 федерального закона от 05.04.2013 № 44-фз

Помимо этого, могут применяться карательные санкции в виде принудительных работ и лишения свободы. Специальным дополнительным наказанием будут выступать запрет на занятие определенных должностей или на осуществление определенных видов деятельности. К ответственности по рассматриваемой норме могут привлекаться только должностные лица и граждане, юридическим лицам грозит только штрафная санкция по административным составам.

Как доказывается факт ограничения конкуренции? В отношении картелей органами ФАС устанавливается неправомерное одинаковое увеличение ценового диапазона на однородный состав продукции у разных производителей или поставщиков. Для этого проводиться мониторинг состояния рыночных цен, договорных отношений между различными субъектами предпринимательской деятельности. В сфере конкурентных закупок по ФЗ-44 основным видом наказания является административный штраф.

Закупка одним лотом как ограничение конкуренции

ФЗ, от 06.04.2015 № 82-ФЗБ, от 29.06.2015 № 188-ФЗ,от 29.06.2015 № 210-ФЗ, от 13.07.2015 № 216-ФЗ, от 13.07.2015 № 220-ФЗ, от 13.07.2015 № 226-ФЗ,от 13.07.2015 № 227-ФЗ,от 13.07.2015 № 249-ФЗ, от 29.12.2015 № 390-ФЗ, от 30.12.2015 № 469-ФЗ,от 09.03.2016 № 66-ФЗ, от 05.04.2016 № 96-ФЗ, от 05.04.2016 № 104-ФЗ, от 02.06.2016 № 167-ФЗ,от 23.06.2016 № 203-ФЗ, от 23.06.2016 № 221-ФЗ, от 03.07.2016 № 266-ФЗ, от 03.07.2016 № 314-ФЗ,от 03.07.2016 № 320-ФЗ, от 03.07.2016 № 321-ФЗ, от 03.07.2016 № 365-ФЗ, от 28.12.2016 № 474-ФЗ,от 28.12.2016 № 489-ФЗ, от 28.12.2016 № 500-ФЗ, от 22.02.2017 № 17-ФЗ, от 28.03.2017 № 36-ФЗ,от 28.03.2017 № 45-ФЗ, от 01.05.2017 № 83-ФЗ, от 07.06.2017 № 106-ФЗ, от 07.06.2017 № 108-ФЗ,от 26.07.2017 № 198-ФЗ, от 26.07.2017 № 211-ФЗ, от 29.07.2017 № 231-ФЗ, от 29.12.2017 № 475-ФЗ,от 31.12.2017 № 503-ФЗ, от 31.12.2017 № 504-ФЗ, от 31.12.2017 № 506-ФЗ) Оглавление Статья 8.
Ограничение конкуренции по 44-ФЗ статья 8 данного закона определяет довольно общими понятиями, хотя на практике это процесс сложный, многоуровневый и не всегда явный. В статье далее мы подробно рассмотрим вопросы ограничения конкуренции при осуществлении закупок для нужд государства. Ограничение конкуренции. Теоретическая часть Госзакупки - способы ограничения конкуренции Ограничение конкуренции по 44-ФЗ Нарушение конкуренции по 44-ФЗ Ограничение конкуренции по 223-ФЗ Ограничение конкуренции.
Теоретическая часть Конкуренция, в соответствии с п. 7 ст. 4 закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ, представляет собой отношения субъектов предпринимательства, при которых невозможно или ограничено влияние каждого из них на общие условия оборота на рынке.

Документация о закупке. судебная практика и решения фас за 2015 год

Инфо

Указанный орган уполномочен рассматривать любые вопросы в рамках Закона № 135-ФЗ, возникающие в процессе деятельности заказчиков и участников тендеров, субъектов естественных и иных монополий. В большинстве случаев основанием для проверок ФАС будет являться жалоба субъекта, который установил нарушение своих прав и интересов. Помимо этого, ФАС может проводить собственные проверки соблюдения требований закона от всех участников конкурентного рынка.


Образец жалобы можно скачать на нашем сайте, однако для полноценной защиты прав предпринимателей и организацию лучше обратиться за помощью к опытному юристу или адвокату по такой категории дел. Это позволит быстро и эффективно оспорить незаконные действия в сфере экономической деятельности. Ответственность и наказание За нарушения в сфере ограничения конкуренции виновным лицам грозит административная или уголовная ответственность.

Ограничение конкуренции

  1. В процессе торгов запрещена деятельность, способная привести к ограничению конкуренции (ч. 1 ст. 17 ФЗ № 135).
  2. Отдельно наложен запрет на ограничение доступа к участию в торгах, если на стороне организаторов или заказчиков выступают исполнительные органы власти федерального или регионального уровня, государственные внебюджетные фонды либо если торговые процедуры совершаются для размещения заказов для госнужд (ч. 2 ст. 17 ФЗ № 135).
  3. Запрещены любые иные действия, ограничивающие конкуренцию, так как приведенный в ст.

Ограничение конкуренции по 44-ФЗ Освещение проблемы ограничения конкуренции в сфере товарооборота для государственных потребностей по закону 44-ФЗ возможно провести от обратного, дав пояснения к запретам на ограничивающие конкуренцию действия, установленные законодательно (несоблюдение этих запретов и требований может расцениваться как ограничение конкуренции):

  1. Положения ч. 1 ст. 24 ФЗ № 44 обязывают заказчиков при проведении закупочных процедур пользоваться конкурентными способами подбора контрагентов либо совершать закупки у одного поставщика.
  2. Заказчик обязан исходить из следующих правил описания предмета закупочных процедур, определенных ст. 33 ФЗ № 44:
  • описание объекта закупки не должно содержать таких характеристик товаров, услуг и т. д., которые способны повлечь ограничение числа участников закупки (п. 1 ч.
  • Сговор между субъектами предпринимательства об общих условиях товарооборота на рынке.
  • Соглашение между конкурентами о конкретных действиях на рынке.
  • Прочие условия, дающие возможность одному или нескольким субъектам предпринимательства влиять на общие условия товарооборота.
  • Установление госорганами, органами местной власти или компаниями, принимающими участие в предоставлении госуслуг, не предусмотренных законодательством требований к товарам или субъектам предпринимательства.
  • Госзакупки - способы ограничения конкуренции Госзакупки представляют собой конкурентную форму размещения для нужд государства заказов:
  • на поставку товаров;
  • выполнение работ;
  • оказание услуг.

В заявке заранее оговариваются условия и сроки осуществления предстоящих правоотношений.

Закон об ограничении конкуренции по 44 ap статья

ФЗ В самом законе № 44-ФЗ санкций за нарушение конкуренции не предусмотрено. Данный нормативный акт содержит лишь отсылочные нормы к административному и уголовному законодательству. Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП) в ст.
14.9 предусматривает следующие санкционные меры за нарушение норм о конкурентных отношениях, в том числе при госзакупках:

  1. Деятельность, характеризуемая как недопустимая в соответствии с антимонопольным законодательством или приводящая к ограничению конкуренции, которая совершается должностными лицами органов исполнительной власти государственного и регионального значения, организациями, осуществляющими функции этих должностных лиц, а также иными предприятиями, государственными внебюджетными фондами, компаниями, принимающими участие в предоставлении госуслуг, наказывается штрафными выплатами в размере от 15 000 до 50 000 руб. (ч. 1 ст.

Комплексный информационный семинар-практикум для руководителей компаний и членов закупочных комиссий. Все вопросы программы рассматриваются с учетом изменений законодательства на день проведения обучения.

09 апреля 2018 года
09:30-10:00- РЕГИСТРАЦИЯ
10.00-17.00 Регламентация способов и этапов электронных закупок. Ограничения на указание товарных знаков. Алгоритм и особенности закупок у СМСП в 2018г.
223-ФЗ в редакции 505-ФЗ от 31.12.2017, 496-ФЗ от 31.12.2017, 481-ФЗ от 31.12.2017, 470-ФЗ от 29.12.2017, 249-ФЗ в ред. от 29.12.2017):

  • Обязанность проводить конкурентные закупки в ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ;
  • Сроки обязательной корректировки Положения и пункты, подлежащие включению/изменению;
  • Установление ПРЕДЕЛЬНОГО минимального и максимальный срока заключения договора;
  • Ограничение способов конкурентных закупок;
  • ЗАПРЕТ указания Товарных знаков, Наименования страны происхождения;
  • Случаи исключения - когда можно указывать товарные знаки в редакции «или эквивалент»;
  • Случаи исключения - когда можно указывать товарные знаки без указания «или эквивалент»;
  • Сроки/Порядок/ Особенности применения 44-ФЗ Заказчиками, не выбравшими объем у СМСП;
  • Новые основания и порядок обжалования действий(бездействия) заказчика в Суде и ФАС;
  • Обязанность заказчика отвечать на запросы о разъяснении документации;
  • Требования к содержанию протоколов, составляемых в ходе конкурентной закупки;
  • Требования к содержанию протокола, составляемого по итогам конкурентной закупки;
  • Новые сроки проведения конкурентных закупок;
  • Требования к обеспечению заявок – случаи и порядок предоставления, размер, порядок возврата, основания удержания;
  • Право заключения договора с несколькими участниками закупки;
  • Проведение электронных закупок:
  • - возможность проведения только через операторов электронных площадок;
  • - аккредитация участника на электронной площадке;
  • - электронный документооборот между Заказчиком, Участником и Оператором.
  • Особенности проведения электронных закупок у СМСП;
  • Сроки, этапы (правила применения), особенности электронного конкурса;
  • Сроки, этапы (правила применения), особенности электронного аукциона;
  • Сроки, этапы (правила применения), особенности электронного запроса предложений;
  • Сроки, этапы (правила применения), особенности электронного запроса котировок;
  • Операторы электронных площадок для проведения электронных закупок;
  • Требования к составу и содержанию заявок на участие в электронных закупках;
  • Сроки, основания и порядок отмены закупки;
  • Требования к Форме заявки в запросе котировок в электронной форме;
  • Порядок подачи, изменения, отзыва заявки участником закупки;
  • Требования к сроку хранения заказчиком документов, относящихся к закупке (в том числе заявок);
  • Обязанность закрепить в Положении порядок закупки у единственного поставщика;
  • Обязанность указания НМЦД в Извещении и Документации;
  • Новые требования к содержанию ежемесячной отчетности;
  • Требования к корпоративным информационным системам в сфере закупок;
  • Ведомственный контроль;
  • Новые исключения определенных закупок из под регулирования 223-ФЗ;
  • Особенности закупок у взаимосвязанных лиц;
  • Новый порядок рассмотрения жалоб в ФАС;
  • Типовые положения о закупках и основания обязательности их применения;
  • Изменение понятия «участник закупки»;
  • Возможные основания проведения закупок не в электронной форме;
  • Право Правительства обязать отдельных заказчиков проводить закупки у СМСП;
  • Установление Правительством особенностей проведения закрытых закупок;
  • CРОКИ и порядок вступления изменений в силу.

Обзор практики и актуальных разъяснений законодательства:

  • Расширение случаев закупок бюджетными учреждениями в рамках 223-ФЗ.
  • ТОП 5 нарушений при подготовке технических заданий по версии ФАС.
  • Переход через «0» - право поставщика доплатить заказчику за право бесплатно поставить

товары, выполнить работы, оказать услуги. Особенности заключения и исполнения договора при переходе через «0» в закупках по цене единицы.

  • Новый порядок применения КАТАЛОГА товаров/работ/услуг – закрытый набор характеристик и параметров товаров/работ/услуг, порядок описания в ТЗ позиций отсутствующих в каталоге и многопозиционных закупок, новый порядок обоснования использования иных характеристик.
  • Поправки в КОАП – случаи инициирования ФАС расторжения договора.
  • Двойные штрафы за нарушения 223-ФЗ – организация и должностное лицо.
  • НДС в составе цены – как проводить оценку предложений и можно ли уменьшать цену при победе организации работающей на УСНО (позиция Судов, ФАС, Минфина).
  • Цессия – практика применения в 223-ФЗ.
  • В каких случаях можно ограничить/запретить субподряд.
  • В каких случаях можно проводить закупку на строительство «под ключ».
  • Возможность поставщика отказаться от оказания услуг при условии возмещения убытков.
  • В каких случаях можно оплатить работы, выполненные до подписания договора – позиция Минэкономразвития и Судов.
  • Аффилированность и конфликт интересов – понятия, практика, риски.
  • Право заказчика запросить информацию и документы о фактических расходах поставщика и о привлечении субподрядчиков для исполнения договора – позиция ФАС и судов.
  • Можно ли требовать у банка неустойку за счет средств банковской гарантии.
  • Расчет начальной (максимальной) цены договора с учетом референтных цен.
  • Регламентация в Положении и Документации порядка участия коллективного участника.
  • Право Заказчика требовать от участника налоговую декларацию.
  • Ограничение предельного размера авансов по всем закупкам.

Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2016 г. N 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами…» - ПРАКТИКА применения.

Правила подготовки и требования к содержанию Технического задания.

  • Практические рекомендации по применению ТР и национальных стандартов.
  • Порядок и особенности формирования лотов.
  • Правила описания Товаров/Работ/Услуг:
  • - когда можно не указывать «или эквивалент» - примеры решений ФАС и судов;
  • - когда можно указывать требование к поставке товара заводом изготовителем/дилером;
  • - термин «новый товар»;
  • - указание max и min значений параметров, особенности требований к диапазонным показателям и др.;

Национальная система стандартизации Российской Федерации. Федеральный закон от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании», Федеральный закон от 29 июня 2015 года N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» - условия и порядок проведения стандартизации.

  • Декларация о соответствии и сертификат соответствия :

Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации;

Единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии.

  • Регистрация продукции- регистрационные удостоверения

Технические регламенты и национальные стандарты.

  • Требования к продукции – ГОСТы, СНиПы, СанПиНы и т.д..
  • Лицензирование деятельности участников.
  • Термины - товарный знак и страна происхождения товара.
  • Ловушки технических заданий не нарушающие действующее законодательство.
  • Типовые ошибки заказчиков при формировании Технических заданий.

Разъяснения ФАС и Министерства экономического развития по проблемным вопросам подготовки Технических заданий, в том числе:

  • в каких типах закупок можно выделять лоты;
  • порядок определения улучшенных характеристик товара;
  • возможность покупки товара бывшего в употреблении;
  • можно ли предусмотреть возможность заранее осмотреть место работ;
  • можно ли заменять предусмотренные договором виды работ;
  • виды работ, услуг, которые должны быть предусмотрены в лицензии;
  • когда можно закупить строительные работы вместе с оборудованием.

Обзор результатов обжалований по сложным и спорным вопросам подготовки технических заданий за 2017г., в том числе:

  • установление положений ТЗ - ограничивающих количество участников закупки;
  • установление требований к продукции на основании устаревших ГОСТов;
  • перечисление ГОСТов без соотнесения к конкретным позициям ТЗ;
  • указание требований к химическому составу товара;
  • установление коротких сроков поставки/выполнения/оказания;
  • избыточное укрупнение и усложнение ТЗ;
  • избыточные требования о наличии лицензий и допусков.

Особенности подготовки Технического задания на закупку.

  • Продуктов питания, организация питания/Лекарственных средств/Услуг связи/Образовательных услуг/Информационных услуг/Программного обеспечения/Компьютерной и оргтехники, /Расходных материалов/Услуг по сопровождению и работ по техническому обслуживанию/Услуг охраны/Транспортных средств (в том числе ремонта и технического обслуживания)/Страхования/Услуг субъектов естественных монополий/Работ по строительству, капитальному и текущему ремонту.

Примеры ТЗ и Типовые ошибки заказчиков!

Повышение эффективности подготовки Технических заданий:

  • разработка технологической карты типового технического задания по видам Т/Р/У;
  • разработка типовых технических заданий;
  • эффективное разделение обязанностей между закупщиками и инициаторами;
  • введение в КПЭ инициаторов показателя – «качество и своевременность подготовки ТЗ»;
  • схемы, примеры, образцы!

Закупка по цене единицы товара/работы/услуги:

  • в каких случаях можно проводить;
  • тонкости при подготовке документации;
  • как правильно сформировать и обосновать цену договора, цену единицы, единичные расценки;
  • как правильно опубликовать и провести закупку;
  • обязательные условия договора при проведении закупки по цене единицы.

ПРИМЕРЫ и ОБРАЗЦЫ ДОКУМЕНТАЦИИ для проведения закупки по цене единицы!

Стандарт закупочной деятельности от ФАС:

  • порядок формирования критериев и подкритериев оценки заявок;
  • порядок обоснования начальной (максимальной) цены договора;
  • установление антидемпинговых мер;
  • порядок формирования требований к обеспечению заявок/договора/гарантий;
  • порядок формирования лотов при составлении технических заданий;
  • публикуемые и не публикуемые разделы положения о закупке.

Особенности закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства.

  • Новая форма отчетности о закупках у СМСП.
  • Обязательность закупок у СМСП для новых категорий заказчиков.
  • Новые условия закупок у СМСП – реестр СМСП/новые объемы/новые критерии отнесения

к СМСП/новая декларация/новый порядок подтверждения статуса СМСП.

  • Обязанность проводить закупки у СМПСП в электронном виде.
  • 30-дневный срок оплаты по всем договорам с малым бизнесом (ПП РФ от 14.12.2016 N 1355).

Договора и приемка товаров, работ, услуг.

  • Новый порядок внесения сведений в реестр Договоров;
  • Договора с пролонгацией – возможность продления без проведения новой закупки.
  • Обеспечение Гарантий.
  • Требования к порядку приемки.
  • Как правильно расторгнуть договор при нарушении поставщиком условий.
  • Неправомерные условия проектов договоров!
  • Обжалование в ФАС и суд действий организатора торгов по 223-ФЗ.
  • Порядок рассмотрения жалоб по 223-ФЗ – ст. 18.1 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  • Реестр недобросовестных поставщиков (ПП РФ от 22.11.2012 N 1211).
  • Обзор решений и постановлений о наложении штрафов ФАС за 2017г.
  • Штрафные санкции по 223-ФЗ.

Ответы на вопросы участников семинара. Индивидуальные консультации.

Лектор: Бабунов Сергей Валерьевич - опыт работы Главным государственным инспектором в Управлении контроля размещения государственного заказа Центрального аппарата ФАС России, Заведующий кафедрой государственных и корпоративных закупок в ФГБОУ ДПО «ИРДПО», опыт проведения семинаров по методикам электронных площадок (более 8 лет преподавательской деятельности), эксперт-практик с 13 летним опытом по организации и сопровождению торгов, автор статей журнала «Бюллетень Оперативной Информации «Московские Торги».

10 апреля 2018 года
09:30-10:00- РЕГИСТРАЦИЯ
10.00-17.00 1.Изменения, вступившие в силу с 31.12.2017 (Федеральные законы N 481-Ф3 от 31.12.2017, N 505-Ф3 от 31.12.2017).

1.1. Новые полномочия Правительства РФ, связанные с регулированием закупочной деятельности.

1.2. Новые исключения из сферы регулирования 223-ФЗ. Изменение Положения о закупках в связи с принятыми изменениями.

1.4. О типовых Положениях о закупке. Порядок разработки и применения.

1.5. О присоединении к Положению о закупке основного хозяйственного общества.

1.6. Изменения в основаниях обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки.

1.7. Изменения в полномочиях Корпорации развития малого и среднего предпринимательства, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или созданных ими организациями в части обжалования действия (бездействие) заказчиков.

1.8. Новые случаи неразмещения информации о закупке в ЕИС.

1.11. О региональных и муниципальных информационных системах.

1.12. О ведомственном контроле закупочной деятельности.

1.13. О последствиях неразмещения Положения о закупках в ЕИС.

  1. Изменения, вступившие в силу с 09.01.2018 (Федеральный закон N 470-Ф3 от 29.12.2017)
  1. Изменения, вступающие в силу с 30.06.2018 (Федеральный закон N 496-Ф3 от 31.12.2017).

3.1. Изменения в сфере действия 223-ФЗ, связанной с реализацией инвестиционных проектов с государственной поддержкой.

3.2. Особенности осуществления закупок отдельных видов товаров, работ, оказания услуг, аренды (включая фрахтование, финансовую аренду) заказчиками - государственными корпорациями, государственными компаниями, хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия российской федерации превышает пятьдесят процентов, дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей принадлежит указанным юридическим лицам.

  1. IV. Изменения, вступающие в силу с 01.07.2018 (Федеральный закон N 505-Ф3 от 31.12.2017) и изменения в Положениях о закупках.

4.1. Новые требования к составу Положения о закупках.

4.3. Способы проведения конкурентных закупок. Схемы проведения способов закупок.

4.4. Неконкурентные закупки. Примеры неконкурентных способов закупки, а также случаев закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

4.6. Требования к участникам закупки. Примеры формулирования.

4.7. Требования к описанию предмета закупки. Примеры административной практики по тождественной ситуации в 44-ФЗ.

4.8. Новые полномочия Правительства РФ, связанные с регулированием закупочной деятельности.

4.9. Новые полномочия Корпорации развития малого и среднего предпринимательства.

4.10. Изменения в основаниях обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки.

  • Порядок направления запроса на разъяснение положений документации о конкурентной закупке.
  • Порядок отмены конкурентной закупки заказчиком.
  • Об определении требований к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке в документации о закупке.
  • О сроках хранения документов по закупке.
  • О составе протоколов, составляемых в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки) и по итогам конкурентной закупки.
  • О сроках заключения договора по результатам конкурентной закупки.

4.12. Изменения в порядке проведения конкурса и аукциона.

4.13. Особенности проведения запроса котировок и запроса предложений.

4.14. Об обеспечении заявок на участие в конкурентной закупке. Случаи удержания обеспечения.

4.15. Случаи заключения договоров с несколькими участниками.

4.16. Конкурентная закупка в электронной форме. Функционирование электронной площадки для целей проведения такой закупки.

  • Новые термины в 223-ФЗ.
  • Условия участия в электронных закупках.
  • Порядок использования электронных документов при закупках в электронной форме.
  • Действия и обязанности оператора электронной площадки при проведении закупки в электронной форме.

4.17. Особенности осуществления конкурентной закупки в электронной форме и функционирования электронной площадки для целей осуществления конкурентной закупки, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

  • Сроки размещения извещений о проведении закупок в электронной форме, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.
  • Этапы в электронном конкурсе и порядок их применения.
  • Этапы в электронном аукционе.
  • Порядок подачи участниками электронного аукциона предложений о цене договора.
  • Требования к составу заявки на участие в запросе котировок в электронной форме.
  • Особенности запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства.
  • Об обеспечении заявок.
  • Порядок блокирования денежных средств на специальном банковском счете участника закупки, вносимых в качестве обеспечения заявки.
  • Порядок подачи заявок, в том числе состав первых и вторых частей.
  • Порядок проведения «переторжки» при проведении электронного конкурса.
  • Порядок взаимодействия заказчика и оператора при проведении закупок в электронной форме.
  • Последствия невыполнения заказчиком обязанности осуществить закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства в течение календарного года в объеме, установленном Правительством РФ, либо размещения недостоверной информации о годовом объеме закупок у таких субъектов.

4.18. Требования к конкурентной закупке, осуществляемой закрытым способом

  • Случаи проведения закрытых способов закупок.
  • Порядок направления приглашения принять участие в закрытой конкурентной закупке.

4.19. Требования к закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), в том числе порядок размещения информации в ЕИС о такой закупке.

4.20. Изменения в составе извещения и документации об осуществлении конкурентной закупки. Порядок внесения изменений в извещение и документацию.

-

11 апреля 2018 года
10.00-17.00
1. Практические аспекты реализации Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Административная и судебная практика. Прокурорский надзор (итоги обзора за 5 лет + 2017 год):

I. Нарушения обязательного порядка информационного обеспечения закупки.

1.1. Нарушения сроков размещения информации в ЕИС или неразмещение информации.

1.2.1. Нарушения в форме плана закупок товаров, (работ, услуг).

1.2.2. Нарушения состава извещения о закупке, документации о закупке, протоколов, составленных по результатам закупки.

3.1. Уклонение от проведения конкурентных процедур закупок.

3.2. Уклонение от проведения закупок в электронной форме.

3.5. Нарушения при заключении и исполнении договоров.

2. Практика применения Постановления Правительства РФ от 16 сентября 2016 г. N 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами».

2.1. Примеры расчета соотношения долей российского и иностранного товара (работ, услуг) в смешанном предложении участника.

2.3. Примеры документации о закупке, учитывающей требования Постановления.

2.4. Административная практика применения Постановления.

2.5.Обзор разъясняющих писем Федеральных органов исполнительной власти.

  1. Подходы к сопоставлению ценовых предложений участников, применяющих УСН и являющихся плательщиками НДС: административная и арбитражная практика.
  2. Примеры по порядку оценки и сопоставления заявок, в том числе по критериям «цена договора», «квалификация участника», «срок поставки», «срок гарантии», «отрицательный опыт работы с заказчиком».
  3. Иные возможные изменения законодательства.
  • Конфликт интересов и его профилактика.
  • Нормирование закупок.
  • Особенности заявок субъектов малого и среднего предпринимательства.
  • Реестр банковских гарантий.
  • Участие в закупках социально ориентированных некоммерческих организаций.

Лектор: Трефилова Татьяна Николаевна - эксперт федерального уровня, профессор кафедры государственных и корпоративных закупок, проректор по научной и инновационной деятельности ГОУ «Институт развития дополнительного профессионального образования», член-корреспондент РАЕН

12 апреля 2018 г.
09.30-10.00- РЕГИСТРАЦИЯ
10.00-17.00
Новации законодательства о закупках для государственных и муниципальных нужд - 2018 (№44-ФЗ). Усиление фин. контроля и прокурорского надзора условий и порядка проведения закупок. Ошибки заказчиков и участников закупок с позиции ФАС России. Пути минимизации персональной ответственности.

Подробный обзор изменений Законодательства о контрактной системе, вступающих в силу в 2018 году:

  • Федеральный закон от 31.12.2017 г. № 504-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  • Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 475-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и статью 18.
  • Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  • N 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  • Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 506-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О содействии развитию жилищного строительства» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  • Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 267-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  • Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2017 г. N 1722.
  • Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2017 г. N 1692.
  • Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2017 г. N 1691.
  • Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2017 г. N 1680.
  • Постановление Правительства РФ от 19 декабря 2017 г. N 1585.
  • Постановление Правительства РФ от 9 декабря 2017 г. N 1496.
  • Постановление Правительства РФ от 4 декабря 2017 г. N 1469.
  • Постановление Правительства РФ от 2 декабря 2017 г. N 1465.
  • Постановление Правительства РФ от 15 ноября 2017 г. N 1380.
  • Постановление Правительства РФ от 12 октября 2017 г. N 1243.
  • Постановление Правительства РФ от 5 сентября 2017 г. N 1072 .

Прокурорский мониторинг ЕИС с целью проверки исполнения государственными и муниципальными заказчиками требований закона о КС.

  • Включение (исключение ) в тексты контрактов дополнительных требований и условий исполнения контрактов.
  • Анализ документаций с целью выявления отсутствия возможности всех потенциальных участников закупки осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.
  • Территориальная близость поставщика и подрядчика как основание заключения контракта без торгов.
  • Превышений предельных значений годовых объемов закупок (5 %, 10 %) как принятие решений о неверных способах определения контрагентов.
  • Несоответствие информации в закрывающих документах как доказательство нарушения существенных условий исполнения контрактов.
  • Дополнительное расходование средств при изменении количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг: расчет двукратных размеров штрафов на примере закупок молочной продукции, мяса птицы, муки и макаронных изделий (по материалам проверки прокуратуры ).
  • Осуществление противоправных действий после вмешательства прокуратуры и выдачи представлений и предписаний НА КОНКРЕТНЫХ ПРИМЕРАХ.
  • ТРЕНИНГ «Чрезвычайные события (обстоятельства), воспрепятствовавшие выполнять требования законодательства о КС, принимаемые во внимание контрольными органами» (низкая наружная температура воздуха, препятствующая нормальным условиям деятельности, как обстоятельство непреодолимой силы для переноса срока исполнения контракта; нецелесообразность проведения конкурентных способов закупок по причине длительного времени проведения (от 1 до 2 х месяцев).

Ошибки прокурорских проверок при возбуждении дел об административных правонарушениях (по материалам практики 2017 года).

  • Запрет на закупки идентичных товаров и работ с целью не соблюдения обязанности по проведению конкурентных закупок: споры прокуратуры и ФАС России при рассмотрении единых сделок, оформленных самостоятельными контрактами до 100 и 400 тысяч рублей
  • Мелкая закупка и ГК РФ: оформление в письменной форме (ст. 161 ГК РФ); критерии четкости формулировки предмета и существенных условий контракта (договора) (ст. 432ГК РФ, П. 1 ст. 314, п. 1 ст. 703).

Усиление контроля за достоверностью бюджетной отчетности, правильностью, полнотой-2018: полезный опыт заказчиков по защите своей позиции в 2018 году.

  • Грубое /не грубое искажение форм отчётности: критерии допустимого.
  • Учетная политика учреждений, утверждаемая приказами руководителей (учет материальных запасов по фактическим расходам на их приобретение, а списание по средней фактической стоимости и т.д.).
  • Отражение в первичных документах, составленных при исполнении контракта в регистрах бух. учета и Журналах операций № 4 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», операций № 7 «По выбытию и перемещению нефинансовых активов» как нарушение п.6 ч. 8 ст. 99 № 44-ФЗ и приказа Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н.
  • Объем прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством РФ (бюджетная смета, план ФХД, отчет о состоянии лицевого счета получателя бюджетных средств, кассовый расход и т.д.): отличительные особенности для получателей и не получателей средств бюджета.
  • Формирование первичного учетного документа в момент совершения факта хозяйственной операции или непосредственно по окончании операции.
  • Ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов со стороны контрактных управляющих и лиц, на которых возложено ведение бухгалтерского учета.

КВЕСТ: проверка плана ФХД учреждения (запланированные показатели расхода, фактические показатели, показатели не исполненных плановых значений ) и анализ дебиторской кредиторской задолженности финансового обеспечения выполнения гос. (мун.) задания.

  • Двусмысленные толкования предложения о цене контракта (180 (сто восемьдесят) рублей и 180 000 (сто восемьдесят тысяч рублей): что делать заказчику?
  • Профилактические работы ЕИС приводящие к некорректному указания информации в структурированных формах и формальному нарушению требований Закона о КС: АЛГОРИТМ действий заказчика по устранению указанных нарушений.
  • Декларации о принадлежности к СМП «Мы подтверждаем, что являемся субъектом малого предпринимательства в соответствии с ФЗ от 24.07.2007 № 209-ФЗ»: допустить или не допустить заявку?
  • Право досрочного выполнения работ до 31.07.2018 г. и окончательный расчет выполненных работ в 2019 году: будет ли применен штраф за неправомерное указание срока оплаты?

До закупки тепловой энергии на 19 %: когда и почему не является нарушением № 44-ФЗ?

Соблюдение требований, установленных к планированию закупок в 2018 году.

  • «Первоначальные и последующие версии планов и планов графиков.
  • Планирование закупок без учета вносимых в законодательство изменений: правовые последствия.
  • Ошибочное формирование позиций в плане графике с автоматическим переносом в извещение и не возможностью исправления после заключения контракта.
  • Иные случаи» внесения изменений в плановые документы: первые итоги практической реализации.
  • Законность заключения контракта до 100 (400) тысяч рублей без внесения изменений в план-график.

ПЕРВАЯ ПРАКТИКА назначения штрафов в размере 30 000 рублей за размещение в ЕИС извещений ранее десяти календарных дней со дня внесения изменений в план-график: ужесточение контроля 2017-2018 гг.

Корректное заполнение форм обоснования закупок товаров, работ, услуг в соответствии с Правилами, утвержденными ПП РФ от 05.06.2015 № 555.

Практикум: выборочная проверка соблюдения правил нормирования в сфере закупок на примере детского сада нормативов затрат на оказание услуг по заправке картриджей, техническое обслуживание установки пожарной сигнализации в здании заказчика, поверке и перезарядке огнетушителей, охране, поставки водонагревателей, а также соблюдения норм энергетических ресурсов в натуральных показателях.

  • Закупки по ценам, превышающим утвержденные нормативы и предельные цены: примеры, специфика обоснования позиций заказчиков.

ДИСКУССИОННАЯ ПАНЕЛЬ «Нормативы на закупки канцелярских и хозяйственных товаров. К участию приглашаются представители учреждений и предприятий закупочной отрасли».

РАБОТА в ФОКУС группе «ЧТО? ГДЕ? ПОЧЕМ?» (на основе проверок и ревизий внутреннего финансового контроля 2017-2018 г.): все «ЗА» и «ПРОТИВ» изучения рынка одним или несколькими способами получения ценовой информации.

  • Исследование рынка с помощью поисковых систем сети Интернет как доказательство не экономичного расходования средств бюджета.
  • ИНН, ОГРНИП, ЕГРИП, ЕГРЮЛ как подтверждение использования ком. предложений недействующих потенциальных поставщиков (подрядчиков) для обоснования НМЦК и ЦК.
  • Критерии достоверного/ недостоверного расчета НМЦК, актуализация данных и (или) источников применяемых для расчета НМЦК (ЦК) с правилами устных запросов заказчика и маркетинговых исследований в телефоном режиме.
  • Сведения, необходимые для определения идентичности или однородности товаров, работ, услуг, предлагаемых поставщиком (подрядчиком, исполнителем): предполагаемые сроки проведения закупки, порядок оплаты, размер обеспечения, требований к гарантийному сроку, срок действия предлагаемой цены.
  • Целесообразность подготовки обоснования цены контракта в тех случаях, когда оно не является обязательным по Закону о КС.
  • Намеренное занижение цен товаров, работ, услуг со стороны заказчика и поставщика.
  • Пределы лимитов финансирования закупки и расчета НМЦК как основание дополнительного снижения стоимости, а также не применение понижающих коэффициентов к накладным расходам и нормативам сметной прибыли.
  • Использование в соответствие с ч.4 ст. 22 № 44-ФЗ коэффициентов или индексов пересчета цен товаров, работ, услуг с учетом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг: анализ ошибок их применения.

ПРАКТИКУМ: Заключения о правильности определения НМЦК и ЦК при осуществлении закупки (АНАЛИЗ проверок финансового контроля ОДНОГО из субъектов РФ В IV квартале 2017 года ) с учетом специфики маркетингового исследования состояния рынка по закупке, статистического исследование торгов, сравнительного анализа исследований с применением метода сопоставимых рыночных цен НА ПРИМЕРАХ закупки автомобиля, расходных материалов, оказания услуг по поддержке эксплуатации программных средств, выполнения работ по ремонту мостового перехода и т.д.

  • ЗАТРАТНЫЙ МЕТОД ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ : средимесячные начисления зарплаты, страховые взносы в ПФ, ФМС, ФСС, накладные расходы, себестоимость, прибыль, стоимость 1 человеко-месяца: позитивные примеры расчетов, проведших фин.контроль.
  • Приемлемые варианты невозможности применения методов обоснования НМЦК, предусмотренных ст. 22 Закона о КС на ПРАКТИЧЕСКИХ примерах.
  • Переплаты по контрактам при расчетах с лицами, находящимися на упрощенной системе налогообложения: тактика спора с проверяющими с учетом позиций неоднозначной практической реализации.
  • Нарушения порядка ценообразования путем завышения регулируемых государством предельных максимальных тарифов.

КЕЙС СТАДИ: ЦЕНА КОНТРАКТА И ПРЕДЕЛЫ ЛИМИТОВ БЮДЖЕТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ Недофинансирование в полном объеме и передвижка денежных средств, как основание не осуществления платежей: позиции заказчиков и контроля.

Принятие бюджетных обязательств в размерах превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств (обзор практики применения штрафов согласно ст. 15.15.10 КоАП РФ ).

АНТИКОНКУРЕНТНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ, приводящие к повышению НМЦ и поддержанию ее на торгах: единая стратегия поведения как нарушение п.2. ч. 1 ст. 11 № 135-ФЗ.

  • Одинаковый текст, формулировки коммерческих предложений хозяйствующих субъектов как доказательство согласованности действий юр.лиц.
  • Поочерёдная подача ценовых предложений как тактика уменьшения количества ценовых предложений от других участников.
  • Гипотезы демпингующих организаций, не принимаемые во внимание ФАС России при рассмотрении дел в части обоснования взаимовыгодности согласованных действий.

ПЕРВАЯ ПРАКТИКА реализации изменений, внесенных в статью 14.32 КоАП РФ Федеральным законом от 17.04.2017 № 74-ФЗ в части ответственности за заключение юр. и физ. лицами соглашений, не допустимых в соответствии с антимонопольным законодательством РФ.

  • Условия экономической нецелесообразности участия в аукционе и введение в заблуждение добросовестных участников аукциона.
  • Доказательства устных соглашений хоз. субъектов (договора аренды рабочих мест, она компьютерная техника, финансовые связи, договора на покупку усиленной ЭЦП, криптопровайдер, плагин, необходимый для работы на ЭТП и т.д. ) с целью назначения штрафов в размерах 7 596 322 рублей, 10 567 535 рублей, 104 039 рублей и 20 000 рублей
  • Минимальное снижение цены контракта и отсутствие конкурентной борьбы участников, не приводящих к экономии средств бюджета – верная квалификация согласованных действий хозяйствующих субъектов (ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: анализ 69 аукционов определенной модели проведения, доказанной УФАС России и Арбитражным судом ).

ПРИЧИНЕНИЕ УБЫТКОВ ИНЫМ ХОЗЯЙСТВУЮЩИМ СУБЪЕКТАМ-КОНКУРЕНТАМ путем подачи необоснованных цен в закупках (недополучение дохода от исполнения контракта ): акты недобросовестной конкуренции, предупреждения ФАС, решения судов, назначения штрафов в рамках ч. 1 ст. 14.33 КоАП РФ (на примере открытого конкурса на оказания услуг по ОСАГО).

Лектор: Толстобоков Олег Николаевич -

13 апреля 2018г.
10.00-17.00
Неполная и недостоверная информация, размещаемая в ЕИС как нарушение принципа Закона о КС и основания применения штрафов (расхождения информационных карт и закупочных документаций, неточности в реквизитах, технические опечатки и т.д.): рекомендации эксперта в спорах с проверяющими.

Закупки у СМП (СОНО) в объеме менее 15 % как противоречие целям и задачам государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в РФ, а также экономической поддержке некоммерческих организаций органами государственной власти и местного самоуправления.

  • Расчет доли закупок СМП (СОНО), вычет закупок у ед. поставщика и средств для обеспечения обороны страны и безопасности государства и не принятие мер по осуществлению закупок как обстоятельство отягчающее ответственность виновных должностных лиц.
  • Объем привлечения СОНО, СМП в проценте от цены контракта (не менее 5%, не менее 15 % от цены контракта и т.д. ): кейсы и практики.
  • Форма, достоверность, своевременность и полнота отчета о закупках у СМП (СОНО) в рамках реализации ПП РФ ОТ 17.03.2015 № 238.
  • Некорректное заполнение позиций разделов отчета, не указание уникальных реестровых записей из реестра контрактов, заключенных с единственными поставщиками.
  • Нулевые значения в годовом отчете об объеме закупок у СМП (СОНО) как грубое нарушение требований ст. 27 Закона о КС.
  • Размещение отчета о закупках у СМП (СОНО) после проведения контрольных мероприятий: все «за» и «против».

ПРАКТИКУМ «Несоответствие показателей отчета закупок у СМП (СОНО)».

  • Фактическое и плановое проведение закупок до 100 тысяч рублей как нарушение требований ФЗ?
  • Обоснование НМЦК неотъемлемая часть как планирования, так и осуществления закупки: как отразить в акте проверки?
  • Обжалование заказчиками актов проверок в судебном порядке: исчисление сроков, предусмотренных законодательством РФ.
  • Документальное доказательство исполнения поставщиком и заказчиком условий заключённых контрактов в части осуществления приемки и экспертизы товаров, работ, услуг: хитрости заказчиков.
  • Дополнительное расходование средств при условии оплаты и приемки товаров, не соответствующих условиям контрактов: правомерно ли?

ВТОРОЙ КВЕСТ для представителей ГУП (МУП)

  • Закупки не в целях привлечения иных лиц для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг необходимых для исполнения предусмотренных контрактами и договором обязательств ГУП (МУП): позиции прокуратуры и ФАС при назначении штрафов за проведение закупок в рамках 223-ФЗ.
  • Заключение договоров с единственным исполнителем, по основаниям, не предусмотренным ч. 1 ст. 93 № 44–ФЗ без проведения запроса котировок, либо торгов.
  • Искусственное дробление единой закупки на множество закупок до 100 000 рублей каждая, в целях не проведения конкурентных процедур и расходования средств по максимально возможной цене.
  • Преимущественное положение по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность как основания применения штрафов в размере 100 000 рублей.
  • Причины обращения представителей ГУП (МУП) в контрольные органы с информацией о нарушении Закона о КС: краткий обзор практики за 2017 год.
  • Неосторожность, незнания законодательства, раскаяния виновных должностных лиц как основания не применения штрафов.
  • Виновность в нарушениях № 44-ФЗ работников контрактных служб, контрактных управляющих, уволившихся после проверок прокуратуры сотрудников, членов приемочных и закупочных комиссии НА КОНКРЕТНЫХ ПРИМЕРАХ.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА : Как доказать проведение аукционов с целью оплаты ранее выполненных работ, оказанных услуг и дисквалифицировать организатора закупки?

«САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ» формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей и потребностей: когда и как обойти острые углы?

  • Возможность точного и четкого указания требований к закупаемому товару (весу, упаковку, маркировке).
  • Неравные условий производителей товаров.
  • Равная юридическая сила деклараций соответствия и сертификатов соответствия в течение срока годности или срока службы продукции: обязательность (необязательность) требований в закупках.
  • Требования по качеству исходя из положений товаросопроводительных документов как ограничение участников закупок, которые на момент подачи заявок не имеют в наличии товары.
  • Дискретность диапазонных значений и качественных характеристик.

ПРАКТИКУМ : Необъективное описание товаров: по объемам и срокам поставки (партиями по 4 000 литров ежедневно в течении 3 месяцев в общем количестве 84 850 л ); понятиям отсутствующим в НТД («спаренная труба»); расчетам цены контракта (максимального и минимального размера страховой премии по обязательному страхованию).

  • Критерии отбора и принятия решений об установлении Дополнительных требований к участникам закупкам (НЮАНСЫ ПРАКТИКИ применения ПП РФ № 99 в 2018 году )

ПЕЧАТНАЯ и ЭЛЕКТРОННАЯ ФОРМА извещений о закупке у ед. поставщика (нарушение сроков публикации, исчисление сроков с учетом ст. 191 ГК РФ, прохождение контроля и не размещение в ЕИС по техническим причинам ).

  • Связь, поставка газа, воды на сумму до 100 тысяч рублей, не входящие в объем закупок, осуществленных на 5 % (2 млн. рублей): специфика размещения в ЕИС.

РАЗБОР конкретной ситуации «Исполнение контрактов (договоров) на поставку электроэнергии с условиями оплаты 30 % до 10 числа текущего месяца, 40 % - до 25 числа текущего месяца, окончательный расчет за электроэнергию за вычетом аванса до 18 числа следующего за месяцем, за который осуществляется оплата ».

  • Коррупционные признаки использования неконкурентных способов отбора поставщиков: нарушения императивно установленных пятипроцентных лимитов и пределов в размере 2 млн. рублей.
  • Срочные закупки у ед. поставщика по причине непредвиденных при планировании закупок потребностей.

ДИСКУССИОННАЯ ПАНЕЛЬ «Заключение контрактов на оказание услуг, связанных с направлением работников в служебную командировку, а также с участием в проведении фестивалей, концертов, представлений: шаги от планирования до отчета и проверки эффективности расходования средств »

Проверки соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта:

  • соответствие поставленного товара на предмет излишних потребительских свойств закупаемого товара (не улучшающих потребительские свойства товара, но создающих конструктивную или иную избыточность, неоправданно удорожающую товара);
  • идентификации и визуальные осмотры поставленных товаров, выполненных работ: выводы проверяющих, правовые последствия заказчикам;
  • несоответствие фактически выполненных объемов работ и объемов, включенных в акты формы № КС-2 как основание возврата денежных средств в бюджет;
  • расхождения товарных накладных и спецификаций закупленных товаров («фортепиано. маленькому пианисту, Хрестоматия. Подг. Кл.» и «Фортепиано. Маленькому пианисту. Учебное пособие. 1-7 класс» и т.д .);
  • отметки о проведении экспертизы и подписи лиц, ответственные за приемку товаров, работ, услуг: формальный характер проведения экспертиз силами заказчиков;

Первая практика НОВЫХ ШТРАФОВ за приемку товаров, работ, услуг, не соответствующих условиям контракта (ч. 10 ст. 7.32 КоАП РФ): АНАЛИЗ сложившихся примеров.

Деловая игра «Сроки оформления документов о приемке в случаях:

  • «Дата поставки товара считается дата подписания накладной уполномоченным представителем заказчика»;
  • «При отсутствии разногласий поставщик и заказчик подписывает товарную накладную в двух экземплярах».

Проверки обоснованности применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

  • Не соблюдение заказчиками сроков оплаты как основание применение поставщиками мер ответственности и начисления пеней, приводящее к неэффективному расходованию бюджетных средств.
  • Расчет пени: проверки правильности расчета исходя из количества дней просрочки, не доначисления сумм удержанных пеней, комплекты документов, сопровождающие требования заказчика.
  • Механизм привлечения к ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту как заказчика, так и поставщика.

УКЛОНЕНИЕ ЗАКАЗЧИКОВ от заключения контрактов: объективная сторона бездействий заказчиков в части не подписания в регламентированный срок контрактов (представления прокуратуры с целью заключения контрактов без проведения торгов у ед. поставщика)

Расторжение контракта на объем фактически исполненных обязательств: претензионный порядок урегулирования спора в досудебном порядке, обстоятельства, позволяющие квалифицировать поведение заказчика как нарушающие условия контракта, самостоятельное принятие решений об объемах поставки, исходя из имеющихся потребностей.

ПРАКТИКУМ: отгрузка хозяйственных средств по заявкам с момента заключения договора не более 5 раз в месяц на сумму 163 275 рублей из общей суммы 388 308 рублей.

  • Расторжения контрактов по причине отсутствия потребности в предусмотренных объемах и возмещение заказчиками убытков, причиненных таким расторжением в силу положений ст. 554 ГК РФ (практикум на примере ОДНОГО заказчика).
  • ОБЩИЕ ПРЕДПИСАНИЯ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ действий поставщика и заказчика по расчету упущенной выгоды

КОНТРОЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ использования имущества, приобретенного по контрактам: выводы проверяющих, а также нарушения и (или) недочеты свидетельствующие о низком уровне контроля со стороны руководителей.

КЕЙС-СТАДИ: ЦЕЛИ осуществления закупок и практика закупок: открытка с днем рождения, шар надувной «ЗВЕЗДА» для нужд МУП «Коммунальное хозяйство»; видеоконференции с докладами на тему: «Каким должен быть пиарщик в компании?», «Технологии построения персонального бренда», «Системное построение продвижения в социальных сетях» для нужд учреждения здравоохранения и т.д.

Нарушения порядка формирования информации, а также обмена информацией и документами между заказчиками и федеральным казначейством в целях ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками: приказ Минфина России от 24.11.2014 № 136н (электронные образы приложений контрактов, первые листы с датами и подписями ответственных должностных лиц, копия заключенного контракта, подписанная усиленной электронной подписью заказчика и т.д.):

  • соответствие /не соответствие информации указанной в реестре контрактов и условий контрактов: недостоверные сведения в реестре контрактов (штрафы в размере 20 000 рублей);

ПОДПИСИ лиц в соглашениях копиях и приложениях контрактов;

  • формирование проектов расторжений контрактов в разделе «Реестр контрактов» ЕИС и размещение в личном кабинете на сайте оператора электронной площадки как доказательство надлежащего исполнения требований ч. 12 ст. 95 № 44-ФЗ.

Определение понятия «малозначительность» правонарушения в закупках - установленная мера ответственности в целях предупреждения совершения новых правонарушений (краткий обзор практики в сфере закупок 2017 г ).

  • Временной интервал, вред и тяжесть наступивших последствий как основание не применения устных замечаний в качестве альтернатив штрафам: практическая реализация ст. 2.9 КоАП РФ.
  • Идентичные составы административных правонарушений, совпадающие со временем совершения на один и более день как основание не применения штрафов на примерах нарушений ведения реестра контрактов и отчетов об их исполнении и требования ч.5 ст. 4.1 КоАП РФ.
  • Исключительные обстоятельства не применения штрафа в размере 50 000 рублей к виновным должностным лицам.
  • Вред, размер, характер, объем нарушений приводящий к устному замечанию: позитивный опыт проверенных заказчиков.

Ошибки заказчиков при взаимодействии с контрольными органами: правовые последствия.

  • Противоречивая, заведомо недостоверная информация, представляемая в контрольный орган с целью затягивания сроков рассмотрения дел о нарушении законодательства;
  • Юридически значимое сообщение с учетом положений п. 2 ст. 165.1 ГК РФ и Пленума Верховного суда РФ № 25 от 23.06.2015;
  • Дата регистрации в книге входящей корреспонденции как доказательство нарушения сроков уведомления контрольных органов.

Лектор: Толстобоков Олег Николаевич - к.т.н., инспектор по комплексному контролю государственных закупок; доцент кафедры «Финансы, налоги, кредит» МАГМУ; член инспекции по осуществлению внеплановых проверок ФАС России; соавтор совместного издания Генеральной Прокуратуры Российской Федерации, ФАС России, Росфиннадзора для заказчиков и поставщиков «Проверки, контроль и надзор в сфере госзаказа».

Стоимость участия на одного представителя в семинаре - 47500 руб./чел. НДС не взимается.

В стоимость включены: питание, раздаточный и методический материал, свидетельство.

Скидка постоянным клиентам -2000 руб./чел.

Для желающих получить диплом о профпереподготовке 270 ак. ч .– последующее обучение в заочном модуле. Дополнительная оплата – 4000 руб.

Бронирование номеров в гостинице «Измайлово»

Одноместный/ двухместный номер 3640 руб./сутки; завтрак 700 руб.


Ведение предпринимательской и экономической деятельности основано на принципах равенства и добросовестности всех участников. Наличие свободной конкуренции создает равные условия для ведения бизнеса, а ее необоснованное ограничение является основанием для привлечения к ответственности. В ряде случаев за недобросовестную конкуренцию может наступать уголовное наказание.

Что такое конкуренция

В понятие конкуренции входит свободный состязательный процесс ведения предпринимательской деятельности, при которой обеспечение свободы поведения субъектов может ограничиваться только законом.

Простыми словами, каждому бизнесмену и предприятию разрешается использовать любые способы и средства получения прибыли и доходов, не запрещенные законодательством.

Какие нормы могут ограничивать конкуренцию? В состав возможных препятствий входят:

  1. необходимость точного соблюдения правил участия в отдельных видах правоотношений (например, при тендерах по государственным или муниципальным заказам по нормам ФЗ-44);
  2. неоправданное установление запретов при участии в конкурентных способах закупок по ФЗ-223;
  3. ограничение на осуществление отдельных видов деятельности без получения разрешительной документации (лицензий, допусков саморегулируемых организаций и т.д.);
  4. запреты, установленные в Федеральном законе № 135-ФЗ.

В России полномочия по контролю за соблюдением равенства прав субъектов предпринимательской деятельности переданы Федеральной антимонопольной службе (ФАС). Указанный орган уполномочен рассматривать любые вопросы в рамках Закона № 135-ФЗ, возникающие в процессе деятельности заказчиков и участников тендеров, субъектов естественных и иных монополий.

В большинстве случаев основанием для проверок ФАС будет являться жалоба субъекта, который установил нарушение своих прав и интересов. Помимо этого, ФАС может проводить собственные проверки соблюдения требований закона от всех участников конкурентного рынка.

Бесплатная юридическая консультация

Заявка успешно отправлена!

В ближайшее время с вами свяжется наш юрист и проконсультирует вас.

Образец жалобы можно скачать на нашем сайте, однако для полноценной защиты прав предпринимателей и организацию лучше обратиться за помощью к опытному юристу или адвокату по такой категории дел. Это позволит быстро и эффективно оспорить незаконные действия в сфере экономической деятельности.

Ответственность и наказание

За нарушения в сфере ограничения конкуренции виновным лицам грозит административная или уголовная ответственность. Основанием для привлечения к санкциям будут являться как материалы проверки со стороны ФАС, так и собственное обращение пострадавшей стороны.

При установлении нарушений виновные лица не только понесут установленное в законе наказание, могут наступать последствия в виде отмены неправомерных сделок или закупочных процедур. Жалоба в ФАС является эффективным средством защиты прав на всех этапах участия в государственных и муниципальных тендерах.

Статья 178 УК РФ предусматривает возможность привлечь виновное лицо к уголовной ответственности за следующие действия:

  1. создание картеля - заключение между конкурентами соглашения, запрещенного законодательством РФ, причинившее крупный ущерб физическим лицам, предприятиям, а также государственным интересам;
  2. аналогичное противоправное деяние, если использовалось служебное положение преступника;
  3. картельные действия, повлекшие ущерб в виде уничтожения или повреждения чужих имущественных активов;
  4. причинившие особо крупный ущерб, а также с применением насилия или его угрозы.

Так как данное преступление носит экономический характер, наиболее распространенным видом ответственности будет являться штраф. Помимо этого, могут применяться карательные санкции в виде принудительных работ и лишения свободы. Специальным дополнительным наказанием будут выступать запрет на занятие определенных должностей или на осуществление определенных видов деятельности.

К ответственности по рассматриваемой норме могут привлекаться только должностные лица и граждане, юридическим лицам грозит только штрафная санкция по административным составам.

Как доказывается факт ограничения конкуренции? В отношении картелей органами ФАС устанавливается неправомерное одинаковое увеличение ценового диапазона на однородный состав продукции у разных производителей или поставщиков. Для этого проводиться мониторинг состояния рыночных цен, договорных отношений между различными субъектами предпринимательской деятельности.

В сфере конкурентных закупок по ФЗ-44 основным видом наказания является административный штраф. Возможные виды ответственности могут наступать в следующих случаях:

  1. противоправный отказ участнику тендера в подаче заявки или участия в конкурентной процедуре;
  2. необоснованное отклонение от содержания конкурсной документации;
  3. отказ в заключении контракта с победителем процедуры закупки;
  4. незаконный отказ от исполнения обязательств по условиям государственного или муниципального контракта;
  5. нарушение требований закона по информационному обеспечению закупочной деятельности (например, нарушение порядка и сроков публикации документов по тендеру в единой информационной системе торгов).

Помимо привлечения к административной ответственности к виновным лицам, результаты закупочной процедуры будут отменены. При совершении повторных нарушений санкции существенно увеличиваются, а в ряде случает должностным лицам грозит дисквалификация.

Территориальными органами ФАС регулярно проводится обобщение практики привлечения к ответственности за неправомерное ограничение конкурентных способов ведения деятельности. Использование этих рекомендаций позволит всем субъектам предпринимательского рынка своевременно выявлять факты неправомерных запретов и ограничений, чтобы требовать привлечения виновных лиц к ответственности.