Социально-экономические права. Социальные права человека

совокупность конституционных прав человека (или только граждан конкретного государства), дающих ему возможность претендовать на получение от государства (при определенных условиях) определенных материальных благ. Обычно к С.п.ч. относятся право на социальное обеспечение, право на образование, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на жилище, особые права детей и права инвалидов. С.п.ч. закреплены на конституционном уровне далеко не во всех странах мира. В некоторых развитых демократических, а также развивающихся странах С.п.ч. стали провозглашаться на конституционном уровне в период после второй мировой войны, однако, как правило, без признания возможности их судебной защиты. В РФ С.п.ч. закрепляются в ст. 38-41 и 43 Конституции РФ.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Социальные права человека

это совокупность конституционных прав человека (или только граждан конкретного государства), дающих ему возможность претендовать на получение от государства при определенных условиях материальных или иных благ. К социальным правам, гарантирующим человеку достойную жизнь, защиту от негативного воздействия рынка, можно отнести: право на гарантированный минимальный размер оплаты труда; право на государственную защиту материнства, детства и семьи; право на государственную поддержку инвалидов и пожилых граждан; право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей; право на получение жилища малоимущими гражданами бесплатно или за доступную плату; право на охрану здоровья и медицинскую помощь, включая бесплатную медицинскую помощь в государственных учреждениях здравоохранения, и др.

Совокупность конституционных прав человека (или только граждан конкретного государства), дающих ему возможность претендовать на получение от государства (при определенных условиях) материальных благ. Обычно к С.п.ч. относятся право на социальное обеспечение , право на образование, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на жилище , особые права детей и права инвалидов. С.п.ч. закрепляются на конституционном уровне далеко не во всех странах мира. В наиболее полном объеме они провозглашаются в конституциях "социалистических" и "пост-социалистических" государств. В некоторых развитых, а также развивающихся странах С.п.ч. стали провозглашаться после Второй мировой войны, однако обычно без предоставления им судебной защиты. Закреплены в ст. 38-41 и 43 Конституции РФ.

Большой юридический словарь. - М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое "СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА" в других словарях:

    Совокупность конституционных прав человека, позволяющих ему претендовать на получение от государства определенных материальных благ. Обычно к социальным правам человека относятся: право на социальное обеспечение; право на образование; право на… … Финансовый словарь

    СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА - совокупность конституционных прав человека, дающих ему возможность претендовать на получение от государства при определенных условиях определенных материальных благ. Обычно к С.п.ч. относятся право на социальное обеспечение, право на образование … Юридическая энциклопедия

    СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА - совокупность конституционных прав человека (или только граждан конкретного государства), дающих ему возможность претендовать на получение от государства при определенных условиях определенных материальных благ. Обычно к социальным правам человека … Профессиональное образование. Словарь

    Совокупность конституционных прав человека, дающих ему возможность претендовать на получение от государства при определенных условиях определенных материальных благ Обычно к С.п.ч. относятся право на социальное обеспечение, право на образование,… …

    Совокупность конституционных прав человека (или только граждан конкретного государства), дающих ему возможность претендовать на получение от государства (при определенных условиях) определенных материальных благ. Обычно к С.п.ч. относятся право… … Энциклопедия юриста

    социальные права человека - совокупность конституционных прав человека (или только граждан конкретного государства), дающих ему возможность претендовать на получение от государства (при определенных условиях) материальных благ. Обычно к С.п.ч. относятся право на социальное… … Большой юридический словарь

    Социальные права человека - это совокупность конституционных прав человека (или только граждан конкретного государства), дающих ему возможность претендовать на получение от государства при определенных условиях материальных или иных благ. К социальным правам, гарантирующим… … Большой юридический словарь

    ПРАВА ЧЕЛОВЕКА СОЦИАЛЬНЫЕ - СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА … Юридическая энциклопедия

    Понятие. характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной,политической и культурной сферах. Понятие П.ч. появилось еще в эпоху буржуазных революций. П.ч. носят… … Энциклопедия юриста

    - (см. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА) … Энциклопедический словарь экономики и права

Книги

  • Права человека. Учебник , . "Права человека" - первый в отечественной юридической литературе учебник по данному предмету. Авторский коллектив стремился показать всю сложность и многогранность прав человека, их сущность,…
  • Права человека. Учебник , Лукашева Е. (ред.). «Права человека» - первый в отечественной юридической литературе учебник по данному предмету. Авторский коллектив стремился показать всю сложность и многогранность прав человека, их сущность,…

I. Личные (гражданские) права и свободы. Согласно гл.
2 Конституции РФ к этой группе прав относятся:
§ право на жизнь,
§ право на свободу и личную неприкосновенность,
§ право на неприкосновенность жилища,
§ право на неприкосновенность частной жизни,
§ право на тайну переписки, телефонных переговоров,
почтовых, телеграфных и иных сообщений,
§ право на определения национальности,
§ право на пользование родным языком,
§ право на свободу передвижения и места жительства,
§ право на свободу совести
II. Политические права. Связаны с обладанием
гражданства государства и в отличии от личных прав,
адресованных в Конституции «каждому» , принадлежат
только «гражданам» . Их реализация позволяет
гражданам участвовать в политической жизни
общества, в управлении государством. Гражданин
может участвовать в политической жизни общества по
достижению им возраста 18 лет.
Граждане имеют равный доступ к государственной
службе всех видов. За каждым из них закреплено право
на объединение в общественных организациях, включая
право создавать политические партии для
непосредственного решения государственных проблем,
профсоюзы для защиты своих производственных,
социальных и других интересов, достижения
установленных целей и т. д.
III. Cоциально-экономические права. Образуют особую
группу основных прав и свобод человека и гражданина.
Они относятся к таким важным сферам жизни, как
собственность, трудовые отношения, здоровье, отдых,
образование и служат обеспечению материальных,
духовных, физических и др. социально значимых
потребностей и интересов личности.
В ст. 7 Конституции РФ закреплены положения,
определяющие экономические, социальные и
культурные права человека и гражданина. К ним
относятся: собственность (ст. 35); право на землю (ст.
36); свобода труда и право на труд в надлежащих
условиях (ст. 37); охрана семьи (ст. 38); право
социального обеспечения (ст. 39); право на жилище (ст.
40); право на охрану здоровья и медицинскую помощь
(ст. 41); право на благоприятную окружающую среду
(ст. 41); право на образование (ст. 43); свобода
научного, технического, литературного,
художественного и др. видов творчества, преподавания
(ч. 1,2 ст. 44); право на пользование учреждениями
культуры (ч. 3 ст. 44).
Конституционные обязанности, будучи закрепленными,
в Конституции РФ, приобретают высшую юридическую
силу и всеобщий характер.
К Конституционным обязанностям человека и
гражданина относятся:
§ Соблюдение Конституции РФ
§ Уважение прав и свобод других лиц
§ Обязанность родителей заботиться о детях, об их
воспитании
§ Обязанность совершеннолетних трудоспособных
детей заботиться о своих нетрудоспособных родителях
§ Обязанность родителей или их заменяющих
(опекунов, попечителей) обеспечить получение детьми
образования данного уровня
§ Заботиться о сохранении исторического и культурного
наследия, беречь памятники истории и культуры
§ Платить законно установленные налоги и сборы
§ Сохранять природу и окружающую среду, бережно
относиться к природным богатствам
§ Обязанность граждан РФ защищать Отечество.

§1 ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Охрана труда – система охранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Охрана труда – это многогранная деятельность государства и отдельных работодателей, направленная на охрану жизни и здоровья работников в процессе труда и в связи с ним. Кроме того, приведенное определение позволяет рассматривать охрану труда не только как систему мероприятий, но и как систему организационных действий руководителей, позволяющих оперативно решать вопросы охраны труда, которые возникают в процессе производственной деятельности.

Условия труда – совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

Вредный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.

Опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.

Безопасные условия труда – условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключается, либо уровни их воздействия не превышают установленные нормативы.

Рабочее место – место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Средства индивидуальной и коллективной защиты работников – технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.

Сертификат соответствия работ по охране труда (сертификат безопасности) – документ, удостоверяющий соответствие проводимых в организации работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда.

Производственная деятельность – совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.

§2 СТРУКТУРА КУРСА ОХРАНЫ ТРУДА И СВЯЗЬ С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ
Создание здоровых и безопасных условий труда требует проведения обширного комплекса различных по характеру мероприятий. В силу этого весь курс «Охрана труда» разделен на четыре самостоятельных раздела, связанных с соответствующими дисциплинами.


  1. Правовые и организационные основы охраны труда , изучают законодательство, организационно-правовые мероприятия по предотвращению травматизма и профзаболеваний, Положения вышестоящих органов, структуру службы охраны труда. Этот раздел связан с основами Российского права, управлением и организацией сельскохозяйственного производства.

  2. Производственная санитария и гигиена труда рассматривает систему организационных, гигиенических, санитарно-технических мероприятий и средств, предотвращающих или, уменьшающих до необходимых норм, воздействие на работающих вредных производственных факторов и снижение уровня профзаболеваний. Раздел 2 связан с медициной, зоогигиеной, физикой и химией.

  3. Основы безопасности труда изучают систему организационных и технических мероприятий и средств, предотвращающих воздействие на работающих опасных производственных факторов, т. е. снижение производственного травматизма. Раздел 3 связан со специальными дисциплинами по отраслям сельского хозяйства: земледелием, животноводством, ветеринарией, механизацией и др.

  4. Пожарная безопасность посвящена противопожарным мероприятиям и средствам для предупреждения и тушения пожаров. Раздел 4 связан с физикой и химией горения веществ, техническими дисциплинами.

§3 КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОХРАНЫ ТРУДА И ВКЛАД РУССКИХ УЧЕНЫХ
Проблема защиты человека от опасностей в различных условиях его обитания возникла одновременно с появлением на Земле наших далеких предков. Если на заре человечества людям угрожали опасные природные условия, то с течением времени стали появляться опасности, творцом которых стал сам человек.

Ученые с древних времен изучают безопасность человека в различных условиях жизни и деятельности.

Аристотель (384-322 до н.э.), Гиппократ (460-377 до н.э.) в своих трактатах рассматривали условия труда.

Парацельс (1493-1541) изучал опасности, связанные с горным делом. Ему принадлежит изречение: «Все есть яд, и вас есть лекарство. Только доза делает вещество ядом или лекарством».

Агрикола (1494-1555) изложил вопросы охраны труда в работе «О горном деле».

Рамаццини (1633-1714) заложил основы профессиональной гигиены, написал книгу «О болезнях ремесленников».

С развитием цивилизации применяли все новые виды энергии: меха­ническая, паровая, электрическая, атомная и опасность при этом возрастала. Например, у атомной энергии на защиту приходится 50 % затрат.

В России первые научные исследования по вопросам охраны труда вы­полнены М.В. Ломоносовым. В XVIII веке особенно развивались горнодо­бывающая и металлургическая промышленность, где труд рабочих был наи­более тяжел и опасен.

В 1742 году М.В.Ломоносов написал работу "Первые основания метал­лургии и рудных дел", где дал рекомендации о креплении грунта и безопас­ных переходах по лестницам, о рабочей одежде. Описывая металлургическое производство, он изложил правила безопасности и санитарные правила для горных работ, создал теорию естественного вентилирования шахт, основан­ную на физических свойств воздуха разных температур. Он также совместно с Г.В.Рихманом разработал конструкцию, применяющего и в настоящее вре­мя молниеотвода. К сожалению, при очередном испытании молниеотвода, во время грозы, Г.В. Рихман погиб.

После М.В.Ломоносова был упадок русской научной мысли. В те годы развитие техники опиралось на зарубежную науку, не задумывающуюся об условиях труда рабочих.

В 1882 г. профессор В.Л. Кирпичев на съезде Технического общества сделал доклад по технике безопасности на тему: "О мерах предосторожности при обращении с машинами и приводами", которые часто травмировали ста­ночников, так как не имели ограждений опасных зон. Это был итог больших научных исследований того времени в области охраны труда и техники безо­пасности.

С наступлением XX века наука об охране труда стала бурно развивать­ся.

В 1901 году великий русский физиолог И.М. Сеченов в книге "Очерк рабочих движений человека" рассмотрел некоторые вопросы по гигиене тру­да. Изучая взаимодействие человеческого организма с внешней средой, он разработал физиологические критерии для установления длительности рабочего дня не более 8 часов. Передовой санитарный врач А.В. Погожаев орга­низовал "Санитарный музей" и в 1902 г. основал первый в России периоди­че­ский журнал по гигиене труда "Промышленность и здоровье". Этот журнал изда­ется по настоящее время под названием "Охрана труда и социальное страхование".

В 1913 году химик Н.Д. Зелинский разработал конструкцию первого противогаза, как индивидуального средства защиты органов дыхания и зрения человека от вредных веществ и пыли.

Котельников - создал парашют, как средство спасения в воздухе.

Физиолог академик И.П.Павлов исследовал влияние внешней среды на нервную систему человека, а профессор Ф.Ф.Эрисман продолжил его работу и издал многотомник "Гигиена труда".

"Отец русской авиации" Н.Е.Жуковский разработал аэродинамическую теорию - основу расчетов вентиляторов и вентиляционных систем.

Лауреат Нобелевской премии академии Н.Н. Семенов занимался взрывобезопасностью, профессор А.А. Скочинский - пожарной безопасно­стью, С.И. Вавилов - люминесцентным освещением, Е.Я.Улицкий - защитой от вибрации, А.Н.Киселев и А.В. Манойлов исследовали влияние электриче­ского тока на организм человека, Е.Я.Юдин разрабатывал средства электро­безопасности, профессоров Ш.А.Кумсиев предложил новые методы и сред­ства фиксации животных.

Значительный вклад в дело защиты человека от неблагоприятного воз­
действия различных вредных и опасных факторов производства внесли рабо­ты ученых Н.Д.Золотницкого, П.А.Долина, Н.А.Стрельчука, В.Ф.Максимова, Б.А.Князевского, Г.М.Никитина и др.
§4ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ОХРАНЫ ТРУДА
Профилактическая текущая и долговременная работа по обеспечению здоровых и безопасных условий труда в высокоразвитых зарубежных стра­нах строится на простой экономической формуле: расходы на выполнение трудоохранных программ всегда меньше, чем выплаты по последствиям не­счастных случаев, производственно-обусловленной заболеваемости и ава­рий. Таким образом, расходы на охрану труда не снижают прибыль, а увели­чивают ее. Из этого не следует, что в зарубежных странах нет проблем с травматизмом, профзаболеваниями, авариями и пожарами. Но в подавляющем большинстве на предприятиях эта формула работает и приносит свои пло­ды.

Подтверждается это простым сравнением. Реализация в течение года номенклатурных мероприятий по охране труда одного сельскохозяйственно­го рабочего требует средств, практически равных однодневному заработку.

В то же время за этот же трудовой день рабочий производит продукции на сумму в 3-6 раз больше дневного заработка. Так может ли грамотный предприниматель не видеть и не стремиться к исключению любых потерь рабочего времени.

Здесь следует принять в расчет еще три особенности, характерные для зарубежной практики охраны труда:


  • ценность рабочего времени на производстве выше, в сравнении с нашим, в промышленности примерно в 2 раза, а в сельском хозяйстве - в 4-5
    раз;

  • к профессиональному уровню работающих предъявляются высокие
    требования, в связи с чем замена выбывшего по травме или профболезни рабочего требуют больших затрат на подготовку нового специалиста;

  • большинство выплат по нетрудоспособности из-за травм и профзаболеваний на производстве производится работодателем, а не из общественных
    фондов.
Все это по совокупности и побуждает работодателя вкладывать сред­ства в охрану труда и добиваться постоянной отдачи от них. Очевидно, что охрана труда является категорией не только социальной, но и экономической.

Общие сведения об опыте организации работы по охране труда в зару­бежных странах следующие:


  1. Важнейшим принципом опыта является понимание, что простых
    причин несчастных случаев и аварий не существует, а есть лишь сложные
    взаимосвязанные причины. Как аксиома работает также принцип комплектности решений: нельзя добиться успеха в оздоровлении производственной
    среды простыми, отдельными средствами - нужен комплекс мер. Основным
    плановым документом в связи с этим является программа безопасности на
    предприятии.

  2. Программа безопасности всегда мотивирована. В ней ставятся конкретные цели: снизить травматизм с такого-то до такого уровня, а не планируется работа вообще. То есть, профилактическая работа имеет свой измеритель, равно, как и производство собственно.

  3. Уровень охраны труда на предприятии неразрывно связан с уровнем
    культуры производства. Но культуре нельзя научить, ее можно лишь при­вить, воспитать. Поэтому ведется постоянное воспитание безопасному поведению, осознание риска - так формируются безопасные навыки труда.

  4. К предприятиям, имеющим уровень травматизма выше, чем средний
    по стране, государство применяет экономические санкции - изымает значительную часть прибыли в наказание за недоработки по программе безопас­ности.

  5. Большинство зарубежных стран имеют развитую систему выплат
    компенсаций пострадавшим от несчастных случаев или профпаталогий.
Если эти выплаты осуществляются в продолжительные сроки, то в них вводится поправка на изменение стоимости жизни или потери доплат.

  1. Успех программ безопасности на предприятиях во многом определяется широким спектром мер стимулирования безопасности труда. Рабочих и специалистов поощряют также за внесенные предложения по совер­шенствованию безопасности, за групповые достижения. Другими словами, поощряется взаимный контроль и ответственность работающих. И меры стимулирования самые разные: от бесплатного кофе с печеньем до ценных подарков, включая часы, посуду, настольные лампы, куртки, радиоаппаратуру, телевизоры. Денежные премии выдают редко. Установлено, что эффективность стимулирования денежными суммами значительно уступает эффекту
    от вещевого подарка. Хорошие результаты дает и такая составляющая морального стимулирования, как приглашение членов семей на церемонию вручения подарков.

  2. Неотъемлемой частью программ безопасности на малых и больших
    предприятиях является пропаганда здорового и безопасного труда в СМИ.
    На рабочих участках и местах вывешиваются и систематически обновляются
    красочные плакаты, надписи, стенды. С целью побуждения вдумчивости и
    внимания к вопросам безопасности организуются конкурсы, игровые викторины, участие и победа в которых также отмечаются призами.
Если проводить сравнительную оценку охраны труда в России и за ру­бежом, можно отметить, что у нас более совершенное законодательство: ус­тановлена самая короткая продолжительность рабочей недели; ограничена тяжесть труда женщин и подростков, им предоставляются льготы, функцио­нируют системы инструктажей, социального страхования от несчастных случаев и профзаболеваний на производстве, надзора и контроля.

Вместе с тем, эти положения у нас нарушаются гораздо чаще, чем там, где тракторы и сельскохозяйственные машины полностью соответствуют стандартам безопасности и санитарным нормам, хотя и более высоким.

§5. ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ТРУДА
5.1. Правовые основы охраны труда
Конституция Российской Федерации (Принята Всенародным голосованием 12.12.1993).

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина.

Статья 37


  1. Принудительный труд запрещен.

  2. Каждый имеет право на труд в условиях отвечающих требованиям
    безопасности и гигиены...
Трудовой кодекс Российской Федерации (Принят Государственной Думой 21.12.2001. Одобрен Советом Федерации 26.12.2001).

Раздел X. "Охрана труда"

Этот раздел состоит из 4 глав и 22 статей с положениями об охране труда.

Глава 33. Общие положения.

Ст.209. Основные понятия.

Ст.210. Основные направления государственной политики в области охраны труда.

Глава 34. Требования охраны труда

Ст.211. Государственные нормативные требования охраны труда.

Ст.212. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных усло­вий труда.

Ст.213. Медицинские осмотры некоторых категорий работников.

Ст.214. Обязанности работника в области охраны труда.

Ст.215. Соответствие производственных объектов и продукции требо­ваниям охраны труда.

Глава 35. Организация охраны труда.

Ст.216. Государственное управление охраны труда.

Ст.217. Служба охраны труда в организации.

Ст.218. Комитеты (комиссии) по охране труда.

Глава 36. Обеспечение прав работников на охрану труда.

Ст.219. Право работников на труд, отвечающего требованиям безопас­ности и гигиены.

Ст.220. Гарантии прав работников на труд в условиях, соответствую­щих требованиям охраны труда.

Ст.221. Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

Ст.222. Выдача молока и лечебно-профилактического питания.

Ст.223.Санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников.

Ст.224. Дополнительные гарантии охраны труда отдельным категориям работников.

Ст.225. Обучение и профессиональная подготовка в области охраны труда.

Ст.226. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охра­ны труда.

Ст.227. Несчастные случаи на производстве, подлежащие расследова­нию и учету.

Ст.228. Обязанности работодателя при несчастном случае на производ­стве.

Ст.229. Порядок расследования несчастных случаев на производстве.

Ст.230. Оформление материалов расследования несчастных случаев на производстве и их учет.

Ст.231. Рассмотрение разногласий по вопросам расследования, оформ­ления и учета несчастных случаев на производстве.

5.2. Особенности регулирования труда женщин и молодежи
Ограничивается применение труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах, за исключением нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию.

Запрещается применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допус­тимые для них нормы (Ст.253 ТК РФ).

При этом нужно руководствоваться Перечнем тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, при выполнении которых запреща­ется применение труда женщин, утвержденным постановлением Правитель­ства РФ от 25.02.2000 г. № 162 (СЗ РФ 2000.№ 10. Ст. 1130) (СЗ - Собрание за­конодательства).

В сельском хозяйстве не рекомендуется работа женщин - на тяжелых колесных и гусеничных тракторах, на машинах с опрыскивателями и опыливателями, погрузке и разгрузке ядохимикатов и минудобрений. В животно­водстве - уход за племенными быками и жеребцами, обучение молодых ло­шадей, убой и снятие шкур крупных животных и свиней.

Запрещается применение труда лиц в возрасте до 18 лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами).

Запрещаются переноски и передвижение работниками в возрасте до 18 лет тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы (Ст. 265 ТК РФ).

В сельском хозяйстве труд подростков запрещен: в случае с работой, связанной с ядохимикатами, дезинфекцией, обслуживанием оборудования животноводческих ферм и комплексов, котельных установок; так же запрещена самостоятельная работа на тракторах (стажировка до 18-летнего возраста под наблюдением старших), на автомобилях; запрещены электромонтажные работы, строительные работы на высоте, свароч­ные и кузнечные работы, внутри емкостей и башен, под землей; заправка го­рючим и др.

Минимальный возраст приема подростков на работу с 14 лет разрешен с соблю­дением следующих условий:


  1. Согласие родителей или попечителей.

  2. Согласование с профкомом.

  3. Предварительный медосмотр, который проводится ежегодно, до достижения подростка 18 лет.
Подростков запрещается привлекать к ночным (с 22 до 6 часов) и сверх­урочным работам, работам в выходные, праздничные дни, направлять в командиров­ки (Ст.268 ТК РФ). Продолжительность рабочей недели: 14-16 лет - 24 часа, 16-18 лет - 36 часов. Трудовой отпуск 31 календарный день, включая выход­ные, в удобное для них время (Ст. 267 ТК РФ).

Нормы переноски тяжестей женщинам - 15 кг, вдвоем - на носилках - 30 кг., подъем на высоту до 1 м - 10 кг. Для подростков норма переноски тяжестей мужского по­ла - 16,4 кг, женского - 10,25 кг. Для мужчин старше 18 лет норма переноски тяжестей -50 кг.
5.3. Нормативная документация по охране труда и система стан­дартов безопасности труда
1. Федеральные законы РФ, регламентирующие вопросы охраны тру­да. Например, ТК РФ, Закон об основах охраны труда и др.

2. Положения: "О расследовании и учете несчастных случаев на производстве", "Об организации работы по охране труда на предприятиях и в ор­ганизациях агропромышленного комплекса РФ", «Организация обучения безопасности труда».


  1. Нормы : санитарные, противопожарные, бесплатной выдачи спец­одежды, спецобуви и СИЗ, мыла, молока, лечебно-профилактического пита­ния.

  2. Правила по охране труда , обязательные для администрации, утвержденные министерствами и ведомствами. В сельскохозяйственном производ­стве во всех отраслях действуют правила по охране труда. Например: при ра­боте на тракторах, в животноводстве, в растениеводстве, хранении и заправке машин, при эксплуатации электроустановок, пожарной безопасности и др.

  3. Инструкции, обязательные для работающих и руководителей сред­
    него звена в целях их безопасности. Инструкции делятся на типовые и рабо­чие (последние вывешиваются на рабочих местах). Они содержат сведения о
    мерах безопасности, способах выполнения рабочих операциях по данному
    виду работ, требования к оборудованию, инструментам, защитным приспо­соблениям и СИЗ.

  4. Строительные нормы и правила (СНиП) , разработаны Госстроем и
    устанавливают меры безопасности, санитарные и противопожарные требования еще на стадии проектирования производственных объектов.
7. Стандарты - это нормативно-технические документы по стандартизации, устанавливающие комплекс норм, правил, требований к объекту стан­дартизации и утвержденные компетентным органом.

Согласно ГОСТ 1.0-68, обеспечение охраны здоровья населения и безопасности работающих - главная цель Государственной системы стандар­ тизации (ГСС)

………….. I уровень
республиканский II и III уровни отраслевой

предприятия IV уровень

Система стандартов безопасности труда (ССБТ) представляет собой комплекс взаимосвязанных стандартов, содержащих требования, нормы и правила, направленные на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности человека.


Шифр подсистемы

Наименование подсистемы

0

Организационно-методические стандарты

1

Стандарт требований и норм по видам опасности и вредности производственных факторов

2

Стандарт требований безопасности к производственному оборудованию

3

Стандарт требований безопасности в производственным про­цессам

4

Стандарт требований к средствам защиты работающих

5

Стандарт требований к зданиям и сооружениям

6...9

Резерв

5.4. Виды ответственности за нарушение требований охраны труда

За несоблюдение требований ТБ и нормативной документации, которое может привести к травматизму, профессиональным заболеваниям, ава­риям и пожарам на администрацию, специалистов и работников налагается ответственность.

Дисциплинарная (внутрихозяйственная) в виде:

а) замечание;

б) выговор;

в) увольнение по соответствующим основаниям (Ст. 192 ТК).

Административная (Ст.41. Нарушение законодательства о труде и законодательства об охране труда в ред. Федерального закона от 18.07.95 №
109-ФЗ). Нарушение должностным лицом предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности законодательства РФ об охране труда - влечет наложение штрафа в размере до 100 МРОТ.

Уголовная . (Ст. 143 УК РФ. Нарушение правил охраны труда).

1. Нарушение правил техники безопасности или иных правил охра­ны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюде­нию этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека -

наказывается штрафом в размере от 200 до 500 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 5 меся­цев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до 2 лет.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека - наказывается лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать оп­ределенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.
5.5. Система надзора и контроля за охраной труда

За соблюдением требований охраны труда и для привлечения к ответственности их нарушителей установлены следующие виды надзора и контроля:

А. Государственный - осуществляется рядом инспекций в районах, областях, краях и т.д., подчиненных прокуратуре.

I. Специальный


  1. Государственный городской технический надзор (Госгортехнадзор) -
    осуществляет надзор за соблюдением требований безопасности при эксплуатации заводов по переработке продукции, грузоподъемных машин, сосудов высокого давления газовых баллонов и др.

  2. Государственный сельский технический надзор (Госсельхозтехнадзор) - сельскохозяйственная техника, оборудование животноводческих ферм и др.
3. Государственная инспекция безопасности дорожного движения
(ГИБДД, ГАИ) - состояние автотранспорта, дорог, организация безопасного
движения.

  1. Государственный энергетический надзор (Госэнергонадзор) - осуществляет надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок.

  2. Государственный санитарный надзор (Госсаннадзор) за соблюдени­ем предприятиями, учреждениями и организациями санитарно-противоэпидемических, норм и правил.

  3. Государственный пожарный надзор (Госпожнадзор) в целом возложен на Главное управление пожарной охраны МЧС РФ. Контролирует вы­полнение противопожарных мероприятий на всех объектах, участвуют" в при­емке объектов строительства в эксплуатацию.
7. Прокуратура - осуществляет общий надзор.
II. Административный

1. Вневедомственный – осуществляется госинспекцией по надзору и контролю по охране труда.

2. Ведомственный - осуществляется управлениями, отделами, главными, старшими, специалистами по охране труда.

Б. Общественный контроль осуществляется:

а) технической инспекцией труда профсоюзов;

б) советом профсоюзов;

в) отраслевым профсоюзом:


  • общественной комиссией по охране труда при профкоме предпри­ятия;

  • общественным инспектором по охране труда производственного участка.

5.6. Классификация опасных и вредных производствен­ных факторов
ГОСТ 12.0.003-74 подразделяет опасные и вредные производственные факторы по природе действия на 4 группы: физические, химические, биологические и психофизиологические.


  1. Физические:

  1. Машины, механизмы, движущие и подвижные части машин.

  2. Повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны.

  3. Повышенный уровень шума, инфразвука, ультразвука и вибрации.

  4. Ионизирующие и электромагнитные колебания.

  5. Напряжение электрической цепи, магнитного поля, статическое электричество.

  6. Отклонения от нормы различных характеристик освещения.

  7. Параметры микроклимата (температура, относительная влаж­ность, скорость движения, барометрическое давление воздуха).

  1. Химические подразделяются:

    1. По характеру воздействия на организм человека - общетоксические, раздражающие, сенсибилизирующие (избирательные), канцерогенные (вызывающие злокачественные новообразования, рак), мутагенные (наслед­ственные, влияющие на репропродуктивную функцию организма человека).
2.2. По пути проникновения в организм человека через желудочно-кишечный тракт (алиментарно), органы дыхания, кожные покровы, слизи­стые оболочки.

3. Биологические:


  1. Патогенные микроорганизмы - бактерии, вирусы, риккетсии, спирокеты, грибы, простейшие.

  1. Макроорганизмы - животные и растения.
4. Психофизиологические:

  1. Физические перегрузки могут быть - статические, динамические,
    гиподинамические.

  2. Нервно-психические перегрузки - умственное перенапряжение,
    монотонность труда, перенапряжение анализатором и эмоциональное перевозбуждение и переживание.
Статистически по частоте травм в сельском хозяйстве от опасных производственных факторов распределяется следующим образом:

а) машины 24 % (из них транспорт - 9,3; колесные тракторы - 5,8; гу­сеничные - 4; стационарное оборудование - 4,9];

б) с/х животные 18,4 % (особенно коровы);

в) падение с высоты 5,8 %;

г) на поверхности - 22,8 %;

д) падение предметов сверху - 5 %.

Остальные 24 % распределяются на термические факторы (ожоги); отправляющие и едкие вещества, электротравмы, утопление и др.

Травмы - внезапное повреждение организма опасным производственным фактором делятся на механические: ушибы, переломы, вывихи, растяжение и разрыв связок, ранения и кровотечения, сотрясение мозга, контузии глаз, сдавление грудной клетки.

Термические - ожоги, в т.ч. химические, обморожение, электрические удары и травмы, поражение молнией, острое отравление (наступившее в течение дня), утопление, ядовитые укусы. Травмирование человека с утратой трудоспособности хотя бы на 1 рабочий день называется несчастным случа ем.

Профессиональные заболевания возникают при длительном воздейст­вии вредных производственных факторов и распределены следующим обра­зом:


  1. Дискомфортный микроклимат вызывает - ревматизм, бронхопневмания, артрит (воспаление суставов), миозит (воспаление мышц).

  2. Недостаточное освещение - прогрессирующая близорукость, глау­кома (повышение внутриглазного давления), потеря глубины зрения.

  3. Запыленность воздуха - пневмокониоз (засорение легких) различного вида, пылевой бронхит, конъюнктивит глаз, дерматиты кожи.

  1. Загазованность, ядохимикаты - профессиональные отравления.

  2. Едкие вещества (кислоты, щёлочи, растворители) - экзема.

  3. Бактериальная загрязненность - антропозоонозы.

  4. Шум - шумовая болезнь, глухота, мигрень, гипертония.

  5. Вибрация - виброболезнь общая и местная, вегетодистония.

  6. Физические перегрузки и неудобства - радикулит, грыжа.

5.7 Классификация несчастных случаев по виду и степени тяжести

02.10.2018

Проверенные ответы содержат информацию, которая заслуживает доверия. На «Знаниях» вы найдёте миллионы решений, отмеченных самими пользователями как лучшие, но только проверка ответа нашими экспертами даёт гарантию его правильности.

I. Личные (гражданские) права и свободы. Согласно гл.
2 Конституции РФ к этой группе прав относятся:
§ право на жизнь,
§ право на свободу и личную неприкосновенность,
§ право на неприкосновенность жилища,
§ право на неприкосновенность частной жизни,
§ право на тайну переписки, телефонных переговоров,
почтовых, телеграфных и иных сообщений,
§ право на определения национальности,
§ право на пользование родным языком,
§ право на свободу передвижения и места жительства,
§ право на свободу совести
II. Политические права. Связаны с обладанием
гражданства государства и в отличии от личных прав,
адресованных в Конституции «каждому» , принадлежат
только «гражданам» . Их реализация позволяет
гражданам участвовать в политической жизни
общества, в управлении государством. Гражданин
может участвовать в политической жизни общества по
достижению им возраста 18 лет.
Граждане имеют равный доступ к государственной
службе всех видов. За каждым из них закреплено право
на объединение в общественных организациях, включая
право создавать политические партии для
непосредственного решения государственных проблем,
профсоюзы для защиты своих производственных,
социальных и других интересов, достижения
установленных целей и т. д.
III. Cоциально-экономические права. Образуют особую
группу основных прав и свобод человека и гражданина.
Они относятся к таким важным сферам жизни, как
собственность, трудовые отношения , здоровье, отдых,
образование и служат обеспечению материальных,
духовных, физических и др. социально значимых
потребностей и интересов личности.
В ст. 7 Конституции РФ закреплены положения,
определяющие экономические, социальные и
культурные права человека и гражданина. К ним
относятся: собственность (ст. 35); право на землю (ст.
36); свобода труда и право на труд в надлежащих
условиях (ст. 37); охрана семьи (ст. 38); право
социального обеспечения (ст. 39); право на жилище (ст.
40); право на охрану здоровья и медицинскую помощь
(ст. 41); право на благоприятную окружающую среду
(ст. 41); право на образование (ст. 43); свобода
научного, технического, литературного,
художественного и др. видов творчества, преподавания
(ч. 1,2 ст. 44); право на пользование учреждениями
культуры (ч. 3 ст. 44).
Конституционные обязанности, будучи закрепленными,
в Конституции РФ, приобретают высшую юридическую
силу и всеобщий характер.
К Конституционным обязанностям человека и
гражданина относятся:
§ Соблюдение Конституции РФ
§ Уважение прав и свобод других лиц
§ Обязанность родителей заботиться о детях, об их
воспитании
§ Обязанность совершеннолетних трудоспособных
детей заботиться о своих нетрудоспособных родителях
§ Обязанность родителей или их заменяющих
(опекунов, попечителей) обеспечить получение детьми
образования данного уровня
§ Заботиться о сохранении исторического и культурного
наследия, беречь памятники истории и культуры
§ Платить законно установленные налоги и сборы
§ Сохранять природу и окружающую среду, бережно
относиться к природным богатствам
§ Обязанность граждан РФ защищать Отечество.

У каждого человека в мире есть свои социальные права. Во всех странах они разнообразны, но одновременно похожи друг на друга. И поэтому сегодня нам предстоит изучить, какими социальными и экономическими правами наделены граждане Российской Федерации . Конституция надежно закрепляет их за всеми людьми. Зачастую права и свободы личности нарушаются. Чтобы этого не происходило, достаточно просто понимать, что ваши интересы могут представлять собой на законных основаниях . И сейчас мы познакомимся с тем, что собой представляют социальные права государства и общества.

Что такое право

Но для начала: что такое вообще право? О чем пойдет речь? Вообще, право - это способ урегулирования отношений между обществом и государством. Система общепринятых и утвержденных правил и норм поведения.

Иными словами, право - это то, что человек может делать. Своеобразная свобода общества, но контролируемая и регулируемая государством. Там, где заканчиваются права одного человека, обычно начинаются права другого. Но право - это вовсе не вседозволенность и безнаказанность. Учтите это. У прав есть свои отличительные признаки. И сейчас о них пойдет речь.

Признаки прав

по курсу «Общее право»

по теме: «Социальные права человека»

  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1. Защита материнства и детства
  • 2. Право на социальное обеспечение
  • 3. Жилищные права граждан
  • 4. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь
  • 5. Право на образование
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • ЛИТЕРАТУРА
  • ВВЕДЕНИЕ
  • Согласно Т. Маршаллу, можно выделить три существенных свода прав: гражданские - право на свободу слова и доступ к информации, свободу союзов и организацию, равенство перед законом; политические - право избирать и быть избранным в политический орган на свободных выборах; социальные и экономические - право на благосостояние, социальное обеспечение и, возможно, полную занятость, но обычно ограничиваемое соучастием в управлении экономическими организациями, ослаблением прерогативы администраторов на управление использованием своих капиталов.
  • Из теории государства и права следует, что регулирование общественных отношений представляет собой основную социальную функцию государства и права. Много лет дискуссионной остается проблема выделения специальной группы прав - социальных прав человека - и включения ее во Всеобщую декларацию прав человека (1948 г.). Аргументы против такого выделения: нельзя возводить в ранг международных и обязательных те права, которые напрямую связаны с экономическими возможностями государства. Очевидно, что возникновение многих социальных прав у конкретной личности происходит не в момент рождения, а при появлении указанных в законе юридических фактов.
  • Социальные права часто рассматриваются в качестве «прав второй категории», которые не предусматривают никаких гарантий по их реализации. СССР критиковал такую позицию и добился принятия Пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.). Социальные права на высоком материальном уровне необходимы для сохранения и расширения современной концепции гражданства и прав граждан.
  • Ч. 1 ст. 7 Конституции РФ объявляет Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
  • 1. ЗАЩИТА МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА
  • Вопросы социальной политики регулируются ст. 38-41 и 43 Конституции РФ.

В статье 38 Конституции РФ провозглашен принцип защиты материнства и детства. Защита государством материнства и детства, семьи как конституционный принцип была впервые закреплена в 1977 г. Подтверждение государственной политики в данной области в действующей Конституции Российской Федерации соответствует международно-правовым актам ООН по правам человека и свидетельствует о том значении, которое придается в современном социальном обществе семье, женщине - матери, детям.

Защита материнства и детства, семьи носит комплексный социально- экономический характер и осуществляется путем принятия разнообразных государственных мер по поощрению материнства, охране интересов матери и ребенка, укреплению семьи, ее социальной поддержке, обеспечению семейных прав граждан. И хотя средства и способы такой защиты в последние годы постоянно расширялись, необходимо их дальнейшее совершенствование. Особое место при этом всегда занимали правовые средства, и, прежде всего, закон. Конституционный принцип защиты материнства и детства, семьи находит свое конкретное выражение и развитие в законодательстве Российской Федерации и субъектов Федерации: об охране здоровья, о труде и охране труда, по социальному обеспечению, о браке и семье, а также в ряде норм других отраслей права. Законодательство об охране здоровья граждан закрепляет право каждой женщины самой решать вопрос о материнстве. Оно обеспечивается предоставлением ей возможности: получить бесплатные консультации по вопросам планирования семьи, пройти медико-генетические обследования с целью предупреждения наследственных заболеваний у потомства; произвести искусственное прерывание беременности; добровольную медицинскую стерилизацию при достижении 35-летнего возраста или наличии не менее двух детей (независимо от этих условий - по медицинским показаниям); произвести искусственное оплодотворение или имплантацию эмбриона; воспользоваться в период беременности, во время и после родов бесплатной специализированной медицинской помощью; получить во время беременности и в связи с рождением ребенка специальные отпуска по беременности и родам, по уходу за ребенком.

Отпуск по беременности и родам - 70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов (при осложненных родах - 86, а при рождении двух и более детей - 110) - предоставляется и оплачивается женщине полностью (в размере полного заработка) независимо от числа дней, фактически использованных до родов. Женщине, вставшей на учет в женской консультации в ранние сроки беременности, одновременно с пособием по беременности и родам выплачивается дополнительное пособие в размере однократной минимальной оплаты труда. При рождении ребенка женщина имеет также право на получение единовременного пособия в размере 15-кратной величины минимальной оплаты труда.

Отпуск по уходу за ребенком - до достижения ребенком трехлетнего возраста - предоставляется женщине по ее заявлению с выплатой государственных пособий . По усмотрению семьи такой отпуск может быть использован (полностью или по частям) не только матерью, но и другими членами семьи.

Законодательством о труде и охране труда предусматривается также комплекс мер, обеспечивающих особую охрану трудовых прав женщин и создание им благоприятных условий труда, отвечающих их физиологическим особенностям.

Они включают:

повышенные гарантии в связи с материнством при приеме на работу и увольнении. Так, запрещено отказывать женщинам в приеме на работу и снижать им заработную плату по мотивам, связанным с беременностью и наличием детей. Беременным, женщинам, имеющим ребенка до трех лет, а одиноким матерям - ребенка до 14 лет (ребенка-инвалида - до 16 лет), причины отказа должны быть сообщены в письменной форме . Отказ может быть обжалован в суд. Не допускается также увольнение указанных категорий женщин по инициативе администрации, за исключением случаев полной ликвидации предприятия и при условии обязательного их трудоустройства. Нарушение данных предписаний влечет ответственность, вплоть до уголовной (ст. 145 УК); специальные правила по охране труда и здоровья женщин: запрещение их труда (выделяя особо женщин детородного возраста) на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда; установление предельно допустимых нагрузок при подъеме и перемещении тяжестей вручную; введение режимов, ограничивающих труд беременных и женщин, имеющих детей, на работах в ночное время, на сверхурочных работах и работах в выходные дни, направление их в командировки; рациональное трудоустройство беременных, высвобождение и перевод их на более легкие работы.

Закон устанавливает дополнительные гарантии, позволяющие женщинам сочетать труд с материнством: использование труда женщин, имеющих детей, на работе с неполным рабочим днем или неполной рабочей неделей (по желанию женщин, имеющих детей до 14 лет, а детей-инвалидов - до 16 лет, администрация обязана установить им такой режим работы), по скользящему (гибкому) графику, на дому; предоставление одному из родителей (лицам, их заменяющим) 4 дополнительных оплачиваемых выходных дней в месяц для ухода за детьми - инвалидами, а также ежегодно двухнедельного отпуска без сохранения заработной платы женщинам, имеющим двух и более детей до 12-летнего возраста.

Трудовые льготы и гарантии, предоставляемые женщине в связи с материнством, распространены законом на отцов, воспитывающих детей без матери, а также на опекунов (попечителей) несовершеннолетних. Защита материнства и детства, семьи обеспечивается также повышением уровня специализированной медицинской помощи матери и ребенку, развитием системы дошкольных учреждений, предоставлением льгот и компенсаций многодетным и малообеспеченным семьям, семьям, воспитывающим детей-инвалидов, приемным семьям, выплатой государственных пособий гражданам, имеющим детей. Доминирующее положение среди правовых норм, призванных защитить семью, занимают нормы семейного законодательства, направленные на ее укрепление, обеспечение равенства прав женщин и мужчин во всех семейных отношениях, всемерную охрану интересов матери и ребенка. В настоящее время оно существенно обновлено. Так, например, принят новый Семейный кодекс Российской Федерации.

Каждый ребенок с момента рождения имеет гарантированное государством право на воспитание и заботу. Это право обеспечивается в первую очередь предоставлением родителям родительских прав , которые одновременно являются обязанностями по воспитанию, что закреплено в ч. 2 ст. 38 Конституции. При этом особо подчеркивается равенство прав и обязанностей обоих родителей, основанное на общем конституционном принципе равенства прав и свобод мужчины и женщины (ст. 19 Конституции).

2. ПРАВО НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Конституция признает право каждого гражданина на социальное обеспечение и одновременно возлагает на государство обязанность создавать все необходимые условия для беспрепятственного осуществления этого права. Закрепление в Конституции гарантий социального обеспечения является устойчивой традицией Российского государства и соответствует положениям международно-правовых актов

Часть 1 ст. 39 перечисляет основания социального обеспечения. Это и определенные возрастные периоды в жизни человека, и состояние здоровья либо трудоспособности (болезнь, инвалидность), и выполнение либо невозможность дальнейшего выполнения семейных обязанностей (воспитание детей, потеря кормильца). Данный перечень не является исчерпывающим, поскольку социальное обеспечение может предоставляться и в иных случаях, установленных законом. К ним, в частности, относятся пребывание в отпусках по беременности и родам и по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет, приобретение статуса безработного и др.

В ст. 39 упоминается лишь денежная форма социального обеспечения - государственные пенсии и социальные пособия . Однако в необходимых случаях денежные выплаты могут заменяться либо дополняться натуральными формами социального обеспечения - содержанием в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в детских домах, интернатах для детей, лишенных попечения родителей, социальным обслуживанием на дому и др.

Но такие же правовые возможности открывались и раньше. Однако дефектом уходящей в прошлое системы было закрепление прежними конституциями монополии государственного, муниципального и общественного жилищных фондов, созданных за годы социализма. Индивидуальному жилищному фонду отводилось в городах и поселках городского типа второстепенное место. Он господствовал лишь в сельской местности . Его развитию, как и развитию жилищной кооперации - другой формы участия граждан своими средствами в строительстве жилья, Советское государство обязывалось лишь содействовать. Личная собственность граждан на жилой дом носила потребительский характер. Частная собственность была под запретом.

Эта система, основанная на коллективных началах, за многие десятилетия своего функционирования не дала ожидаемого социального результата. Миллионы людей улучшали жилищные условия, но и миллионы на протяжении долгих лет продолжали томиться в очереди на получение благоустроенного жилья из общественных фондов потребления. Строительство и эксплуатация государственного, муниципального и общественного жилья требовали таких постоянно растущих бюджетных и общественных ассигнований, каких ни у государства, ни у местных Советов, ни у общественных организаций не было. Население было настолько пролетаризировано системой ограничений его доходов, количества и размеров жилых помещений, приходящихся на одного человека или семью, изъятий в общественные фонды потребления, парализовано организационными трудностями, что было не в состоянии участвовать в массовом жилищном строительстве.

Действующая Конституция отражает смену эпох в удовлетворении жилищных потребностей, переход к новой системе , которая складывается из таких конституционных основ , как отказ от монополии государства на собственность и экономическую деятельность , утверждение равенства и разных форм собственности, частной собственности на жилье и землю. Государственный жилищный фонд утратил господствующее положение, возникли частная собственность граждан и юридических лиц на жилищный фонд, частные проектные и строительные организации , банки, образовался рынок жилья, земли и т.п.

4. ПРАВО НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ

В ч. 1 ст. 41 Конституции РФ признается право каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь. Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Поэтому под охраной здоровья понимается совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Медицинская помощь включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособий по временной нетрудоспособности.

Часть 1 ст. 41 Конституции РФ устанавливает, что медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи гражданам обеспечивается в соответствии с программами обязательного медицинского страхования .

Законом о медицинском страховании граждан определено два вида медицинского страхования: обязательное и добровольное. Субъектами страхования являются: гражданин, страхователь, страховая медицинская организация и лечебное учреждение. Страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения (пенсионеров и др.) осуществляют органы власти субъектов Федерации за счет своих бюджетов; для работающего населения - предприятия, учреждения, организации, лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью , и лица свободных профессий. Страхователями при добровольном медицинском страховании выступают граждане. Застрахованные граждане получают страховые медицинские полисы.

В системе медицинского страхования граждане имеют право на: обязательное и добровольное страхование; выбор медицинской страховой организации; выбор лечебного учреждения и врача в соответствии с договором обязательного и добровольного страхования ; получение медицинской помощи на всей территории страны, в том числе за пределами постоянного места жительства; предъявление иска страхователю, страховой медицинской организации, лечебному учреждению , в том числе на материальное возмещение причиненного по их вине ущерба, и др. В случае причинения увечья или иного повреждения здоровья гражданин или юридическое лицо , ответственное за вред, обязаны возместить потерпевшему заработок (доход), утраченный им вследствие потери трудоспособности или уменьшения ее, а также расходы, вызванные повреждением здоровья (расходы на лечение, усиленное питание, протезирование, посторонний уход и т.п.) (ст. 1084-1094 ГК РФ). Уголовное законодательство предусматривает наказание за причинение телесных повреждений (нанесение побоев), истязание, заражение венерической, ВИЧ-инфекцией и некоторыми другими болезнями, неоказание помощи больному, угрозу убийством; загрязнение водоемов и воздуха, загрязнение моря веществами, вредными для здоровья людей и для живых ресурсов моря; склонение к потреблению наркотических веществ и другие преступления, посягающие на здоровье или создающие угрозу здоровью людей, а также нарушение правил: безопасности движения и эксплуатации транспорта; безопасности горных работ; при производстве строительных работ ; безопасности на взрывоопасных предприятиях или во взрывоопасных цехах; хранения, использования, учета, перевозки взрывчатых и радиоактивных веществ или пиротехнических изделий; правил, установленных с целью борьбы с эпидемиями (ст. 105-125, 131-135, 246-262 УК РФ).

5. Право на образование

В ч. 1 ст. 43 Конституции РФ признается право каждого человека на образование в соответствии со Всеобщей декларацией прав человека (ст. 26) и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах (ст. 13). Право на образование - это право человека на получение определенной суммы знаний, культурных навыков, профессиональной ориентации , необходимых для нормальной жизнедеятельности в условиях современного общества. Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права. Основным актом, регулирующим отношения в области образования, является Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. в редакции Федерального закона от 12 июля 1995 г. В этом Законе определены принципы государственной политики в области образования. В ч. 2 ст. 43 Конституции гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. В соответствии с ч. 3 ст. 43 Конституции государство гарантирует получение бесплатно на конкурсной основе среднего профессионального и высшего профессионального образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые (ст. 5 Закона «Об образовании»). Лицам, получившим высшее образование, предоставляется возможность получения послевузовского профессионального образования для повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации и получения ученой степени. Послевузовское профессиональное образование может быть получено в аспирантуре, ординатуре, адъюнктуре, создаваемых при образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях. Основой государственных гарантий получения гражданами образования является государственное и муниципальное финансирование образования. Образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов в части уставной непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений, освобождаются от уплаты всех видов налогов, включая плату за землю. Негосударственные образовательные учреждения вправе взимать плату с обучающихся, воспитанников за образовательные услуги, в том числе за обучение в рамках государственных образовательных стандартов. Взаимоотношения негосударственного образовательного учреждения и обучающегося, воспитанника, его родителей (лиц, их заменяющих) регулируются договором, определяющим уровень образования, сроки обучения, размер платы за обучение, иные условия. Согласно ч. 4 ст. 43 основное общее образование и, следовательно, государственная аттестация по его завершении являются обязательными. Основное общее образование - это образование в объеме 9 классов общеобразовательной школы . В 10, 11 классы прием учащихся осуществляется только по их желанию. Конституционная обязанность по обеспечению получения детьми основного общего образования возлагается на родителей или лиц, их заменяющих. Вместе с тем ст. 19 Закона «Об образовании» устанавливает обязательность основного общего образования лишь до достижения обучающимся пятнадцатилетнего возраста, если соответствующее образование не было получено им ранее.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предметом правового регулирования социальной защиты населения в РФ является:

защита трудовых прав граждан, медицинского обслуживания, социального обслуживания, социального обеспечения, обязательного социального страхования , обязательного государственного страхования и пенсионного обеспечения;

социальная защита отдельных категорий лиц (ветеранов, инвалидов, женщин и детей, военнослужащих, беженцев и вынужденных переселенцев, должностных лиц разных категорий и др.), проживающих (пребывающих) на территории России и нуждающихся в социальной защите;

деятельность органов социальной защиты.

Конституция РФ построена по принципу «государство для человека», но этот принцип для большинства населения пока не осуществляется. Коренные вопросы, определяющие формы и механизмы реализации идеи социального государства, место и роль структур гражданского общества в организации социальной защиты населения не нашли своего концептуального и законодательного решения, то есть в нашей теории образовался вакуум: нет концепций взаимоотношений государства и гражданина в посттоталитарном обществе. Иными словами, провозглашение России социальным государством - пока декларация, в отличие от СССР («тоталитарного государства»), ставшего, по общему признанию, в реальности социальным государством.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция РФ.

2. Федеральный Закон РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 №173-ФЗ.

3. Федеральный Закон РФ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации» от 30.12.03 №202-ФЗ.

4. Алиев М. Право человека на материальное обеспечение по старости, по инвалидности или по случаю потери кормильца. // Право - теория и практика. 2005. №1.

5. Ковешников Е.М. Конституционное право Российской Федерации: Краткий курс лекций. 2-е изд. М, 2003.

6. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. М., 2006.

7. Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / Отв. ред. В.А. Четвернин. М., 2004.

8. Лепихов М. Социальное государство и правовое регулирование социальной защиты.// Социс. 2005. №3.

Социальное государство – вид политической системы, при которой материальные блага распределяются по принципу социальной справедливости.

Социальное государство, социальная политика государства

Главной функцией социального государства является обеспечение каждому гражданину достойного уровня жизни, предоставление помощи неимущим, а также равномерное сглаживание социальных различий.

Очень часто социальное государство называют государством всеобщего благоденствия или государством всеобщего благосостояния.

Социальные права человека

Социальные права человека представляют собой систему конституционных прав которые позволяют человеку получить от государства ряд гарантий, касающихся определенных материальных и нематериальных благ.

Социальные права человека впервые были закреплены в послевоенный период. В России социальные права человека регулируются
Ст. 43, ст. 38, ст. 39, ст. 40, ст. 41 Конституции Российской Федерации.

Право на социальное обеспечение

Право на социальное обеспечение – это возможность, которая предоставляется нетрудоспособным лицам, или лицам, которые не имеют возможность обеспечить себя по другим причинам, получить материальную помощь со стороны государства.

Конституция Российской Федерации признает права каждого гражданина на социальное обеспечение. Как правило, правом на социальное обеспечение пользуются следующие категории субъектов:

Лица пенсионного возраста;

Лица, не обладающие трудоспособностью в виду проблем со здоровьем (инвалиды);

Женщины, пребывающие в отпуске по уходу за ребенком;

Несовершеннолетние дети- сироты.

Право на жилье

Право на жилье регламентируется ст. 40 Конституции РФ. Это право выражает сущность системы удовлетворения жилищных потребностей граждан. Право на жилье включает в себя такие права:

Право на стабильное и устойчивое пользование жилим помещением;

Возможность улучшения условий жилищного фонда;

Право жить в жилище, условия которого отвечают всем нормам цивилизованного общества;

Право на неприкосновенность жилья.

Здоровье под охраной закона

Право человека на здоровья охраняется многочисленными международными правовыми документами , а также основными законами почти всех независимых государств.

Право на здоровье не предусматривает право человека обладать хорошим здоровьем. Оно лишь обеспечивает ему возможность иметь доступ к факторам, которые улучшают здоровье.

В частности, к таким факторам относятся безопасные условия труда, наличие доступа к бесплатному медицинскому обслуживанию, надлежащее качество пищи и жилья.