Участниками каких административных правоотношений являются ваши родители. Объекты и субъекты административно-правовых отношений. В зависимости от воли субъекта

Понятие административных правоотношений. Юридические факты, на основе которых возникают административные правоотношения. Строение административных правоотношений: стороны (субъекты, участники), связи, объекты, юридическое и фактическое содержание. Административные правоотношения как фактор поддержки функционирования иных отраслевых правоотношений.

Административные правоотношения являются разновидностью правоотношений, функционируют в сфере деятельности государственной администрации, урегулированы административным правом, основаны на административно-правовых юридических фактах, имеют типичное для правоотношений строение (состав). В ряде случаев они поддерживают функционирование иных отраслевых правоотношений.

1. Административные правоотношения - разновидность правоотношений и потому обладают всеми общими признаками, присущими последним1. Как известно, правоотношение: а) является важнейшей составной частью механизма правового регулирования, средством и продуктом правового регулирования; б) существует как реальное (жизненное) общественное отношение; в) приобретает правовую природу благодаря тому, что регулируется правом; г) возникает, преобразуется и прекращается на основе определенных юридических фактов, установленных в праве; д) имеет в своем составе четыре компонента (стороны, представленные участниками, субъектами; индивидуализированную связь, взаимодействие между сторонами; объекты, т.е. материальные и нематериальные блага, ради приобретения, использования или охраны которых стороны стремятся к взаимодействию либо вынуждены взаимодействовать; содержание юридическое в форме корреспондирующих нрав и обязанностей сторон и содержание фактическое в форме определенного поведения, действий сторон); е) обеспечено защитой государства.

Административные правоотношения являются отраслевой разновидностью правоотношений и существуют наряду с другими аналогичными видами правоотношений (конституционными, гражданскими, трудовыми, финансовыми и т.д.).

2. Административные правоотношения функционируют в сфере деятельности государственной администрации. Они складываются там, где действует государственная административная власть, наделенные ею субъекты (исполнительные органы государственной власти, государственные служащие, администрация государственных органов и государственных организаций). Административные правоотношения существуют и там, где субъекты государственной администрации отсутствуют, но действует, соблюдается установленный ими и административным правом порядок поведения в местах общественного значения.

Административные отношения имеют место и в сфере деятельности администрации государственных органов законодательной и судебной власти. Администрация указанных органов осуществляет государственную административную власть, поэтому в процессе выполнения функций этой власти могут возникать административные правоотношения. Однако важно понимать, что администрация органов законодательной и судебной власти в данном своем качестве занята выполнением организационных функций, а не законодательной и судебной деятельностью. Когда конкретные лица, входящие в администрацию таких органов, осуществляют законодательную и судебную деятельность, они имеют иное правовое качество и реализуют полномочия депутатов или судей, а не субъектов административной власти.

3. Административные правоотношения урегулированы административным правом. Правоотношения приобретают отраслевую природу, характер в связи с тем, что подвержены регулированию со стороны определенной отрасли права. Общественные отношения становятся административно-правовыми благодаря регуляции со стороны административного права. Следовательно, административное право является непременным и обязательным условием возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений.

Организация и деятельность государственной администрации урегулированы многими отраслями права, начиная с права конституционного. Значительный сегмент ее деятельности, и особенно организации, подвержен административно-правовому регулированию. Например, положения о государственных органах исполнительной власти, их многочисленные административные регламенты, еще более многочисленные должностные регламенты государственных служащих носят административно-правовой характер. Издаваемые субъектами государственной администрации в огромном множестве правоприменительные акты являются по своей сущности административно-правовыми, потому что в них реализуется переданная им государством административная власть.

4. Административные правоотношения основаны на административно-правовых юридических фактах. Они возникают при наличии специфических для административных правоотношений юридических фактов (действий и событий). Наиболее распространенным видом юридических фактов, относимых в административном праве к правомерным действиям, являются индивидуальные правовые акты, принятые субъектами государственной администрации. Примером такого акта является приказ о назначении гражданина на должность государственной гражданской службы. Он порождает служебные административные правоотношения, а его стороны приобретают сложный комплекс взаимных административных прав и обязанностей.

В ряду административно-правовых правомерных действий как разновидности юридических фактов выделим многочисленные обращения граждан и организаций за решением определенных вопросов к органам (должностным лицам) административной власти, которые могут быть выражены в предложениях, заявлениях, жалобах.

Среди неправомерных действий (бездействия) административному праву известны два вида юридических фактов - служебно-дисциплинарные и административные правонарушения. Они обусловливают возникновение административных правоотношений, связанных с возбуждением, рассмотрением и разрешением дел по ним, исполнением назначенных служебно-дисциплинарных или административных наказаний.

Административные правоотношения порождают не только правомерные и неправомерные действия (бездействие), но и события как определенный вид юридических фактов (рождение ребенка, стихийное бедствие, эпидемия, эпизоотия, смерть). Например, в связи с рождением ребенка возникает административное правоотношение между его родителями и органом ЗАГС.

5. Административные правоотношения имеют типичное для правоотношений строение (состав). Оно включает следующие определенным образом индивидуализированные компоненты: стороны, связи между ними, объекты, содержание.

Стороны административных правоотношений представлены субъектами административного права. Их называют также участниками. Субъектами (участниками) административных правоотношений могут быть любые физические и юридические лица. Самым характерным видом субъектов административных правоотношений являются исполнительные органы государственной власти, их должностные лица, государственные служащие, составляющие государственную администрацию. Субъекты, вступая в правоотношения, предусмотренные административным правом, приобретают в соответствии с ним субъективные права и юридические обязанности на совершение определенных административно-правовых действий или воздержание от них.

Связи в административных правоотношениях отражают характер административно-правового взаимодействия между их сторонами (субъектами, участниками). Указанное взаимодействие позволяет удовлетворять сторонам общественные и личные потребности, интересы, обеспечивает приобретение, использование или охрану определенных и необходимых для них материальных и нематериальных благ. Гражданин, желающий поступить на государственную службу, должен прежде вступить во взаимодействие с конкретным представителем нанимателя. Гражданин, решивший получить статус индивидуального предпринимателя, направляется с необходимыми документами в орган, осуществляющий государственную регистрацию таких предпринимателей, чтобы вступить во взаимодействие с ним. Полицейский, проявивший свою волю к исполнению служебной обязанности по пресечению административного правонарушения и использованию принадлежащего ему по службе права, не сможет этого сделать, если не вступит во взаимодействие с правонарушителем.

Роль связей (взаимодействий) между сторонами, участниками правоотношения настолько значительна и рельефна, что в литературе нередко определяют правоотношение как общественную связь, т.е. рассматривают эти понятия как синонимы.

Объекты административных правоотношений - это материальные и нематериальные блага (имущество, предметы, результаты деятельности, иные ценности), способные удовлетворять потребности, интересы сторон, участников правоотношений и установленные в качестве таковых административным правом. Их невероятно много. Например, в Правилах создания и регулирования деятельности федеральных казенных предприятий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2007 г. № 872 , перечислены следующие объекты административных правоотношений, существующих между казенным предприятием и федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится такое предприятие: 1) имущество предприятия; 2) произведенная предприятием продукция; 3) доходы и чистая прибыль предприятия; 4) утвержденный разделительный баланс; 5) передаточный акт; 6) годовая бухгалтерская отчетность предприятия; 7) аудиторское заключение.

Носитель административного субъективного права управомоченная сторона административного правоотношения, а носитель административной юридической обязанности - его обязанная сторона. Управомоченному всегда противостоит обязанное лицо. Обе стороны в административном правоотношении связаны между собой взаимными правами и обязанностями, т.е. праву одной из них корреспондирует обязанность другой и наоборот. Нередко каждая из сторон является и управомоченной, и обязанной.

Фактическое содержание административных правоотношений состоит в самом поведении участников, основанном на их административных правах и обязанностях.

Рассмотрим особенности юридического и фактического содержания административного правоотношения на конкретном примере. Между лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и органом (судьей, должностным лицом), рассматривающим дело, существует административное процессуальное отношение со сложным юридическим содержанием. У сторон такого отношения имеются многочисленные субъективные права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ. Соответственно, каждую из них можно рассматривать в качестве и управомоченной, и обязанной. Согласно закону лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ . Если указанное лицо в процессе разбирательства по делу воспользуется принадлежащими ему правами, то другая сторона обязана обеспечить первой стороне возможность реализации этих прав. Неисполнение такой обязанности является правонарушением.

Фактическим содержанием данного административного правоотношения будут любые правомерные действия лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, связанные с реализацией принадлежащих ему прав (ознакомление с материалами дела, дача объяснений, представление доказательств, заявление ходатайств и т.д.). Фактическое содержание административного правоотношения со стороны органа (судьи, должностного лица), рассматривающего дело, может выразиться в вынесении определений по ходатайствам другой стороны.

В сфере деятельности государственной администрации наряду с административными правоотношениями существуют правоотношения и других отраслевых видов (информационные, земельные, финансовые, экологические). Административные правоотношения обеспечивают в основном организацию системы государственной административной власти, сопровождают решение в ней властно-организационных, управленческих задач, административно-правовое регулирование. Они создают базовые организационные условия для иных видов отраслевых правоотношений. Благодаря институтам административного контроля (надзора) и административной ответственности поддерживается функционирование многих иных правоотношений (трудовых, налоговых, градостроительных и даже конституционных).

В учебной литературе рассматриваются и иные признаки административных правоотношений, не вошедшие в приведенное выше определение: а) административное правоотношение возникает по инициативе любой из его сторон, но желание или согласие другой стороны не требуется; б) разрешение споров между сторонами административного правоотношения осуществляется, как правило, в административном (внесудебном) порядке; в) нарушение административного правоотношения влечет применение к виновной стороне (участнику) мер служебно-дисциплинарного либо административного принуждения, при этом виновная сторона несет юридическую ответственность не перед другой его стороной, как в гражданском правоотношении, а перед государством в лице полномочного органа (должностного лица) исполнительной власти либо судьи.

В течение многих десятилетий остро дискутируется вопрос о том, существуют ли административные правоотношения между гражданами или в них на одной стороне всегда присутствует субъект государственной администрации. Пока административисты далеки от скорого разрешения спора. Наиболее обоснованной представляется позиция К. С. Вельского, который провел детальный анализ противоположных позиций по данному вопросу. Он сделал общий вывод о том, что административно-управленческие правоотношения невозможны без участия органа исполнительной власти. Напротив, административно-полицейские (охранительные) правоотношения вполне допустимы без органа полиции, так как порядок в общественных местах урегулирован административным нравом, обязанность соблюдать запрет и не нарушать его возложена на всех граждан. В случае нарушения административного правопорядка и отсутствия полиции у граждан есть административно-правовое основание потребовать от правонарушителя прекратить неправомерные действия. Здесь перед нами пример административного правоохранительного отношения, где на одной его стороне гражданин-правонарушитель, а на другой - граждане, предъявившие ему законное требование о прекращении административного правонарушения.

Административно-правовые отношения - сфера, интересная тем, что в нее вовлечен широчайший круг субъектов, осуществляющих активность. Участниками соответствующего типа коммуникаций могут быть граждане, организации, государственные и муниципальные органы власти. Рассмотрим то, как осуществляется взаимодействие между ними в видении российских юристов.

Административно-правовые отношения: субъекты

Согласно распространенной у российских юристов трактовке, субъектом административно-правовых отношений можно считать участника коммуникаций, осуществляющего деятельность на уровне исполнительной власти государства, региона или муниципалитета, как правило, связанную с политическим управлением. Обычно субъектами соответствующих отношений выступают непосредственно институты власти, структуры и должностные лица, чей статус официально закреплен в федеральных, региональных или муниципальных законах. Возможен вариант, при котором таковыми будут не только исполнительные органы, но и суды, общественные объединения и даже физлица. Есть индивидуальные субъекты административно-правовых отношений, а есть коллективные (далее мы рассмотрим эти и другие критерии их классификации).

Статус, подразумевающий "субъектность" в аспекте рассматриваемого типа правоотношений, как считают юристы, может пониматься как постоянное или же периодическое явление. Некоторые эксперты считают, что более правомерно характеризовать его по первому признаку. Так как, например, некое должностное лицо обладает управленческими полномочиями не только в момент активного взаимодействия с другими субъектами правоотношений, но также и на всем протяжении срока своей официальной деятельности. Есть и другая точка зрения. Согласно ей, орган власти или становится субъектом правоотношений только в случае начала взаимодействия с другими участниками коммуникаций.

Таким образом, ключевые субъекты административно-правовых отношений, согласно распространенной трактовке, - это государственные органы, властные институты или организации, а в ряде случаев и физлица, которые наделены правами и обязанностями в рамках реализации полномочий, определенных спецификой соответствующей отрасли права. Какие критерии, позволяющие зафиксировать статус активностей, о которых идет речь, выделяют эксперты? По каким признакам можно определить административно-правовые отношения? Рассмотрим их.

Условия возникновения административно-правовых отношений

Административно-правовые возникают при следующей совокупности условий. Данный перечень не исчерпывающий, но он представляет собой базовый спектр факторов, актуальность которых фиксируется в среде современных российских юристов. Во-первых, должны быть в действии предписывающие субъектам правоотношений соответствующие правила поведения, обязательства. Во-вторых, предполагается, что участники отношений обладают признанной правоспособностью. В-третьих, должны быть основания для возникновения соответствующего типа взаимодействия субъектов.

Классификация субъектов правоотношений

Субъекты административно-правовых отношений, как считают российские юристы, могут быть классифицированы на несколько групп. Каких именно? Субъекты административно-правовых отношений делятся на две основные категории, согласно распространенной у российских юристов классификации. Это та группа субъектов, что представлена индивидуальными игроками процесса, а также та, в которую входят коллективные участники. К первым относятся: граждане РФ, иностранцы, а также лица без гражданства. Ко вторым: органы власти, государственного и муниципального управления, госкорпорации, а также общественные объединения и трудовые коллективы. Субъектами административно-правовых отношений являются, несмотря на узость соответствующего направления нормативного регулирования, самые разные типы участников общественных коммуникаций. Конечно, если брать за основу распространенную у российских юристов точку зрения.

Классификация правоотношений

Рассмотрев то, какие бывают субъекты административно-правовых отношений, мы можем изучить классификацию соответствующего типа активностей. Современные российские юристы выделяют следующие критерии. Основные административно-правовые отношения бывают:

  • с участием соподчиненных структур (как правило, это относится к властным институтам);
  • при взаимодействии субъектов на одном уровне;
  • между институтами власти и организациями (учреждениями, объединениями);
  • между государственной и муниципальной властью;
  • между властью и гражданами;
  • при взаимодействии физлиц и организаций;
  • между муниципальной властью, гражданами и организациями.

Некоторые эксперты полагают, что классифицировать правоотношения, о которых идет речь, целесообразно также и с точки зрения специфики государственного устройства. Касательно России, таким образом, можно выделить активности следующего типа:

Есть еще несколько критериев, на базе которых классифицируются административно-правовые отношения. Примеры: цель возникновения соответствующих отношений, характер юридических фактов, содержание. Рассмотрим особенности каждого из них.

Если брать за основу цель возникновения отношений, о которых идет речь, то их можно подразделить, как считают современные российские юристы, на внутренние и внешние. К первым относятся активности, основанные на взаимодействии должностных лиц и структурных подразделений в рамках отдельно взятых ведомств. Ко вторым - те отношения, которые сформированы в процессе коммуникаций между субъектами разных типов. Например, между неким органом власти и гражданами.

Касательно характеристик юридических фактов, участники административно-правовых отношений могут вступать между собой во взаимодействие с учетом правомерности неких поступков или отсутствия таковой. Еще один критерий классификации рассматриваемых активностей, которые мы отметили выше, - содержание отношений. Здесь юристы подразделяют их на материальные и процессуальные. К первым относятся коммуникации, регулируемые положениями источников характера. В рамках вторых стороны административно-правовых отношений взаимодействуют в пределах процессуальных норм.

Административные отношения: процессуальный аспект

Рассмотрим этот аспект взаимодействия участников коммуникаций. Каковы субъекты административно-процессуальных отношений? Дело в том, что их спектр очень широкий. Прежде всего потому, что релевантная сфера правового регулирования охватывает большое количество общественных и государственных институтов и видов деятельности граждан. Субъекты административно-процессуальных отношений - это, согласно распространенной у российских юристов концепции, граждане, лица без подданства в отношении какого-либо государства, трудовые и общественные организации, а также, собственно, структуры, которые в силу своих полномочий играют ключевую роль в административных процессах. Значительную роль в рассматриваемой сфере играют суды.

В отношении процессуального аспекта субъекты административных отношений со стороны ГПС (гражданско-правовых специализаций в вузах и научных учреждениях) понимаются как совокупность трех типов участников коммуникаций. Во-первых, это субъекты, которые обладают исключительными полномочиями в аспекте политической власти - президент, правительство и другие высшие исполнительные органы. Во-вторых, это группа участников, в отношении которых осуществляется управление - граждане, бизнесы, некоммерческие организации. В-третьих, это субъекты, которые занимают промежуточное положение: одновременно могут быть носителями властных полномочий, а также быть подотчетными вышестоящим политическим структурам. Это, собственно, региональные и муниципальные органы и должностные лица.

Административно-правовые отношения: возникновение, ход, прекращение

Полезно будет изучить такой аспект, как возникновение активностей рассматриваемого типа, их ход, изменение и прекращение. В юридической теории общепринятой является та установка, согласно которой любого типа правоотношение возникает по причине появления юридических фактов. Выше мы отметили, что их сущность может быть критерием классификации соответствующего взаимодействия субъектов. Теперь рассмотрим, что же такое юридические факты, более подробно.

В современной науке их сущность определяется так. Юридические факты - это обстоятельства, которые вследствие действия актуальных правовых норм устанавливают, изменяют или же прекращают правоотношения. Их бывает два основных типа: те, что отражают появление неких материальных моментов, а также те, что фиксируют то, что соответствующие явления предусмотрены в источниках юриспруденции как базис для правовых последствий. Изучим наиболее примечательные характеристики юридических фактов.

Юридические факты как основа для возникновения правовых отношений

Для начала стоит отметить, что природа соответствующих фактов лежит, главным образом, в социальной плоскости. То есть они появляются вследствие неких жизненных обстоятельств. Следующий этап их формирования - соотнесение с действующими юридическими нормами. Факты, о которых идет речь, как правило, подразделяются на два типа - это действия и события.

К первым относятся активности, возникшие вследствие субъективного волеизъявления непосредственных участников правоотношений. Их сущность может быть правомерной или же не иметь такого свойства. К юридическим фактам первого типа можно отнести, к примеру, издание органом власти некоторого распоряжения, указа или иного источника норм, позволяющего управлять неким процессом в пределах вверенных полномочий. Или же выполнение политическим институтом предусмотренного законом действия. В свою очередь, неправомерные действия субъектов - те, что нарушают релевантные требования и условия, которые излагаются в действующих нормах.

События - это, в свою очередь, юридические факты, которые не зависят от волеизъявления субъектов правоотношений. Это может быть, например, действие неких внешних факторов рыночной природы. Или обязательства, возникающие вследствие каких-либо сроков - например, необходимость заменить паспорт в связи с достижением такого-то возраста. По этой причине у гражданина возникает обязательство вступить в административно-правовые отношения с миграционной службой и оформить новый документ, удостоверяющий личность.

Субъекты административных отношений после выявления юридических фактов могут обрести некие права или же обязанности. Их последующие действия могут попасть под некоторую ответственность. В какой конкретный момент возникают административно-правовые отношения? Примеры здесь могут быть самыми разными. Рассмотрим очень простой. Допустим, некий гражданин обращается в мэрию города с целью пожаловаться на низкое качество асфальтового покрытия во дворе своего дома - в письменном виде. Он тем самым совершает действие, формирующее юридический факт. В соответствии с предусмотренными нормами административно-правового характера, мэрия принимает заявление на рассмотрение. И с этого момента соответствующие отношения, собственно, и начинаются.

Содержание административных правоотношений

Субъекты административных отношений взаимодействуют в рамках двух базовых областей - материальной и юридической. Касательно первой - коммуникации происходят с учетом сущности поведения сторон. Во время второй субъекты административно-правовых отношений взаимодействуют, исходя из наличия определенных юридически прав или же обязанностей.

Таким образом, с точки зрения содержания, активности, о которых идет речь, представляют собой постоянную взаимосвязь прав и обязанностей субъектов. Если какая-то сторона отношений обладает правомочием, то другая становится обязанной. В свою очередь, в административно-правовых нормах содержатся формулировки, предполагающие ответственность за невыполнение соответствующих предписаний участниками взаимодействия. Перед кем она может возникать?

В гражданском праве есть ответственность, прежде всего, одного субъекта правоотношений перед другим. В административном ситуация несколько иная. Дело в том, что ответственность здесь возникает, как правило, перед государством, его органами или же должностными лицами, функции и полномочия которых определены в релевантных правовых актах. Выше мы отметили, что субъектами административно-правовых отношений являются, прежде всего, структуры, выполняющие функции политического управления. Таким образом, могут воздействовать на участников коммуникаций, нарушающих предписания, которые предусмотрены источниками права, посредством дисциплинарных или же административных взысканий. В свою очередь, эти институты отвечают за корректность выполняемых действий перед вышестоящими политическими структурами, например, правительством РФ.

Административно-правовые отношения: объекты

Рассмотрим теперь то, как определяются объекты административно-правовых отношений. В современной юридической науке есть самые разные критерии, позволяющие выделить и классифицировать их сущность. По одной из концепций, объекты административно-правовых отношений нельзя выделить во множественности. Почему? Дело в том, что их не может быть несколько: объект соответствующих правоотношений один, и это поведение человека, продиктованное его волей. Которая, в свою очередь, может быть следствием возникновения неких обязательств или же стремления осуществить какие-либо действие - в рамках правомерного или не предусмотренного действующим нормативным источником начинания.

Согласно другой точке зрения, объекты административно-правовых отношений - это не действия людей, а некие материальные или иные блага - ценности, имущество, которые могут удовлетворять актуальные интересы субъектов соответствующих активностей. Ключевой критерий здесь - все они должны быть предусмотрены источниками Вместе с тем сущность объектов правоотношений, о которых идет речь, может быть очень разной.

Интересен тот факт, что данная теория в некоторой степени подкреплена на законодательном уровне. Есть, в частности, Постановление Правительства № 872, принятое 15.12.2007 г. В нем прямым текстом перечисляются объекты административно-правовых отношений - те, что актуальны для взаимодействия между федеральными органами власти и некоторыми типами государственных предприятий. Например, это имущество организации, произведенная ею продукция, доходы и выручка.

Защита интересов в рамках административно-правовых отношений

Изучая административно-правовые отношения, субъекты правоотношений, полезно будет уделить особое внимание такому аспекту, как механизм защиты интересов, установленных для сторон соответствующих коммуникаций. Достаточно распространен вариант, при котором субъекты взаимодействия защищают свои права в судебном порядке.

Но он не единственно возможный. Более того, как отмечают некоторые юристы, основная часть споров решается все же административными методами. Определение стороны, которая имеет право на некие преференции, осуществляет субъект отношений, полномочия которого отражены в формулировках релевантного нормативного акта. Это может быть, например, орган власти. Кроме того, субъекты правоотношений, которые обладают некими полномочиями, могут применять меры воздействия в отношении других участников коммуникаций. Например, требования о необходимости предоставить какие-либо дополнительные документы, выполнить такие-то действия.

Объектом административно–правовых отношений является воля, сознание и опосредованное ими поведение управляемых в сфере государственного управления, реализации публично–правовых интересов. Для (а иногда и в результате) совершения определенного поведения возникают административно–правовые отношения, для которых эти действия (бездействия) являются объектом.

Субъектами административно–правовых отношений являются государственные органы, государственные организации, должностные лица, другие государственные служащие, граждане, иностранные граждане и лица без гражданства, а также общественные объединения, наделенные исполнительно–распорядительными полномочиями.

При этом каждая из сторон административно–правового отношения должна обладать административной правоспособностью и дееспособностью, т.е. административной правосубъектностью.

Административная правоспособность – это способность субъекта административного правоотношения иметь права и нести юридические обязанности и ответственность в сфере исполнительной власти, государственно–управленческой деятельности. Полномочия (права и обязанности) органа государственного управления определяются местом и ролью его в системе государственных органов и закрепляются в специальных законодательных актах (например, министерства – в положении о конкретном министерстве). От административной правоспособности неотделима дееспособность, а именно способность субъекта административно–правового отношения своими действиями приобретать и осуществлять права, принимать на себя обязанности, исполнять их, а также нести ответственность за свои действия в сфере государственного управления.

Для государственных органов, государственных организаций, предприятий, учреждений, государственных служащих, должностных лиц и общественных объединений как субъектов административно–правового отношения характерно совпадение административной право – и дееспособности, т.е. административная правоспособность и административная дееспособность этих субъектов возникают одновременно, как правило, с момента их образования, регистрации.

Административная правоспособность гражданина возникает с момента рождения и прекращается с его смертью. Административная дееспособность граждан возникает лишь по достижении определенного возраста: 16 лет (неполная дееспособность) и

18 лет (полная дееспособность). Так, по достижении определенного возраста (16 лет), лицо может быть привлечено к административной ответственности. Право на поступление на военную службу наступает по достижении 18–летнего возраста. Малолетние и душевнобольные не обладают административной дееспособностью. Права и обязанности недееспососбных граждан реализуются родителями, усыновителями, опекунами, полномочными государственными органами.

Граждане, как субъекты административно–правовых отношений, пользуются административно–правовой правоспособностью во всех сферах государственного управления. Можно выделить следующие группы административно–правовых отношений, в которых граждане могут выступать в качестве стороны:

отношения, возникающие в процессе реализации гражданами принадлежащих им по закону прав (право на медицинскую помощь, на образование и т.п.); отношения, складывающиеся в связи с выполнением гражданами обязанностей (воинской, охраны окружающей среды, соблюдение правил безопасности, санитарнопротивоэпидемических и др.); отношения, возникающие в связи с совершением гражданами правонарушений в сфере государственного управления, а равно нарушением органами исполнительной власти или должностными лицами прав и законных интересов граждан (обжалование решений органов государственного управления, действий должностных лиц и т.п.).

Правовые отношения возникают в процессе реализации правовых норм, которые содержат общеобязательные государственные предпи­сания. Общественные отношения в сфере исполнительной власти, урегу­лированные административно-правовыми нормами, называются админи­стративно-правовыми отношениями. Стороны участвуют в них как но­сители взаимных прав и обязанностей, установленных и обеспеченных административно-правовыми нормами. В этих правоотношениях вы­ражен государственный интерес, т. е. практически реализуются задачи и функции государства. Такие правоотношения возникают, изменяют­ся и прекращаются в связи с организацией и функционированием ор­ганов исполнительной власти в соответствии с действующим законо­дательством и (или) подзаконными административно-правовыми нор­мами.

Административно-правовое отношение, как и все другие правоот­ношения, имеет структуру (см. схемы 4 и 5), а именно системную сово­купность взаимосвязанных обязательных элементов: участники (сто­роны) правоотношения - субъект и объект управления; их субъектив­ные права и юридические обязанности; поощрения и ответственность участников; юридический факт (факты).

Субъект - это участник (сторона) правоотношения в сфере ис­полнительной власти, наделенный соответствующими государствен­но-властными полномочиями по осуществлению управленческих функций. Обычно в качестве субъекта административно-правовых от­ношений (управляющей стороны) выступает орган исполнительной власти и его должностные лица, в официальной форме выражающие волю и интересы государства. В случаях, определенных законодатель­ством, в роли субъекта могут выступать суды (например, при рассмот­рении административных дел) и общественные объединения при ре­ализации своих внешних управленческих функций (например, проф­союзы при управлении подведомственными санаторно-курортными учреждениями).

Объект управления - другой участник (сторона) правоотношения, т.е. физические и юридические лица, которые наделены правами и обязанностями в сфере исполнительной власти, но в качестве управ­ляемой стороны. Ими могут быть: граждане; государственные служа­щие; органы управления (администрация) государственных и негосу­дарственных предприятий, учреждений и организаций; соподчинен­ные и несоподчиненные органы исполнительной власти; исполнитель­ные органы в системе местного самоуправления; иностранные организации.

Схема 4. Понятие и виды субъектов административного права

Схема 5. Элементы административно-правовых отношений




Практически объектом управления следует считать деятель­ность этих людей и их объединений по реализации в сфере исполни­тельной власти своих прав и обязанностей , их сознательно-волевое поведение.

Каждое материальное и процессуальное административно-право­вое отношение есть определенная системная взаимосвязь прав и обя­занностей его участников. Этим характеризуется содержание правоот­ношения. Правомочию - субъективному праву одного участника пра­воотношения - всегда соответствует юридическая обязанность друго­го, и наоборот. Административно-правовая норма устанавливает объем полномочий сторон, их взаимные права и обязанности, юридическую ответственность за неисполнение обязанностей или нарушение прав.

Административно-правовое отношение предполагает такое поведе­ние его участников (сторон), которое соответствует требованиям, сформулированным в административно-правовых нормах. Именно оно считается правильным и не только оценивается положительно, но в соответствующих случаях и поощряется . Например, ст. 13 Федераль­ного закона от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации»* устанавливает, что к государственным служа­щим применяются поощрения за успешное и добросовестное исполне­ние ими должностных обязанностей, продолжительную и безупречную службу, выполнение заданий особой важности и сложности. В случае же несоблюдения, нарушения требований, изложенных в администра­тивно-правовых нормах, возникает необходимость их защиты в адми­нистративном или судебном порядке. Большинство административно-правовых отношений защищается в административном порядке. К участникам административно-правовых отношений, не выполняю­щим своих обязанностей, уполномоченные на то органы исполнитель­ной власти применяют меры государственного принуждения, в том числе меры юридической ответственности.


* СЗ РФ. 1995. №31. Ст. 2990; 1999. № 8. Ст. 974.

Юридическими фактами называются фактические обстоятельства, с которыми правовые нормы связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Только при наличии юридического факта (фактов) субъект административного права становится субъек­том административных правоотношений. Остановимся на различиях между этими понятиями.

В правовых нормах субъектом административного права называет­ся лицо или организация, которые при определенных условиях могут быть участниками (сторонами) управленческих отношений. Они определеляются общим (родовым) образом – как индивидуальные субъекты (граждане, государственные служащие) или как коллективные (органы исполнительной власти, органы управления государственных и него­сударственных организаций и т.д.). В течение длительного времени они могут не вступать ни с кем в административные правоотношения, т. е. не становиться их участниками (субъектами или объектами управ­ления).

Субъект же правоотношения всегда конкретен. Это конкретное лицо или организация, сторона правоотношения (субъект или объект управления), наделенная правами и обязанностями в сфере исполни­тельной власти и способная осуществлять их.

Субъекты административного права могут стать субъектами (участ­никами, сторонами) административных правоотношений при наличии трех условий: 1) административно-правовой нормы, определяющей субъекта, его права и (или) обязанности, юридическую ответствен­ность; 2) административной правоспособности и дееспособности субъ­екта; 3) юридического факта (фактов), т. е. основания возникновения, изменения или прекращения правоотношения.

Юридические факты делятся на действия и события.

Действия - результаты активного волеизъявления участника пра­воотношения. Они могут быть правомерными или неправомерными. К числу правомерных действий относятся, например, издание органом исполнительной власти индивидуального акта управления в пределах своих полномочий; государственная регистрация общественных объ­единений, осуществляемая органами юстиции, и т. п. Неправомерные действия (деликты) не соответствуют требованиям административно-правовых норм, нарушают их, например административные или дис­циплинарные проступки.

События - это явления, не зависимые от воли людей (например достижение определенного возраста, с чем связываются юридические последствия; смерть; стихийное бедствие).

Совершенно очевидно, что перечисленные и другие факты в каж­дом конкретном случае могут иметь различные юридические последст­вия, т. е. порождать, изменять определенные права и обязанности, а также ответственность участников правоотношений. Например, если гражданин подает жалобу на действия должностного лица в орган ис­полнительной власти, последний обязан ее рассмотреть в установлен­ный срок и сообщить гражданину о принятом решении. Умерший гражданин или прекратившее свою деятельность общественное объединение перестают быть участниками соответствующих правоотно­шений.

Административно-правовые отношения могут быть классифициро­ваны по ряду критериев (см. схему 6): по характеру (особенностям) взаимоотношений их участников, по конкретным целям (предназначе­нию) правоотношений; их содержанию; способу защиты правоотно­шений.

В зависимости от особенностей взаимоотношений участников раз­личаются: вертикальные (субординационные) правоотношения, возникаю­щие между соподчиненными сторонами, когда существует приоритет субъекта управления в системе органов исполнительной власти (на­пример, между иерархически подчиненными главами админист­раций); горизонтальные (координационные) правоотношения, в рамках которых стороны равноправны, не подчинены друг другу в системе органов исполнительной власти (например между федеральными ми­нистерствами и государственными комитетами); правоотношения между органами исполнительной власти и не под­чиненными им участниками отношений, не входящими в систему ор­ганов исполнительной власти (граждане, администрация негосударст­венных предприятий, учреждений и организаций и др.).

По конкретным целям (назначению) управленческие отношения, как уже отмечалось, делятся на две группы: внутренние (внутриорганизационные, внутрисистемные) и внешние, т. е. связанные с непо­средственным воздействием на объекты управления, не входящие в систему органов исполнительной власти.

Административно-правовые отношения по своему содержанию (порядку реализации прав и обязанностей их участников) подразделя­ются на материальные и процессуальные, а по способу защиты - на защищаемые в административном или судебном порядке.

Внутриорганизационные управленческие отношения, связанные с формированием и комплектованием аппаратов управления, организа­цией их работы, распределением между работниками обязанностей, прав и ответственности и т. п., - вспомогательные, они носят обеспе­чивающий характер. В качестве одной из сторон (участников) таких отношений выступают руководители органов управления и их струк­турных подразделений, а другой - остальные работники, решающие проблемы функционирования этих органов. Главные же, определяю­щие - внешние (внешненаправленные) отношения, в рамках которых органы исполнительной власти реализуют свою компетенцию по по­вседневному руководству хозяйственными, социально-культурными и административно-политическими процессами, используя свойствен­ные этим органам методы и средства.

Схема 6. Виды административно-правовых отношений


Таким образом, административно-правовые отношения, построен­ные по принципу «субъект - объект управления», как властеотношения, имеют существенные отличия от правоотношений других отраслей права (см. схему 7):

1. Одной из сторон (участников) административно-правовых отно­шений является орган исполнительной власти или его должностное лицо, наделенные управленческими полномочиями государственно-властного характера. Этот орган принимает решение (издает предпи­сание), исполнение которого обязательно для управляемой стороны, и может применить в отношении нее принуждение. Поскольку здесь имеется неравенство сторон, административно-правовые отношения в принципе невозможны между гражданами или негосударственными структурами.

2. Объектом административно-правового отношения является воля, сознание и опосредованное ими поведение (действия) управляе­мых в сфере исполнительной власти, которая охватывает все основные направления экономической, социально-культурной и администра­тивно-политической деятельности.

3. Многие органы исполнительной власти и их должностные лица обладают правом издания нормативных правовых актов, поскольку дей­ствуют по поручению государства.

4. Административно-правовые отношения могут возникать по ини­циативе любой из сторон, но согласие (желание) другой стороны не является обязательным.

5. Административно-правовые отношения выражают организаци­онно-управленческую, исполнительно-распорядительную деятель­ность, осуществляемую определенными органами государства с целью обеспечения повседневного (текущего) функционирования государст­ва и его аппарата.

6. Споры, которые могут возникать между участниками администра­тивно-правовых отношений, разрешаются в большинстве случаев в ад­министративном (несудебном) порядке, т. е. путем непосредственно юридически властного и одностороннего распоряжения уполномочен­ного на то органа исполнительной власти (должностного лица). Судеб­ный порядок применяется в случаях, предусмотренных, в частности, Федеральным конституционным законом от 28 апреля 1995 г. «Об ар­битражных судах в Российской Федерации»*, Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. «О мировых судьях в Российской Федерации»** и ст. 202 КоАП.


* СЗ РФ. 1995. №18. Ст. 1589

** СЗ РФ. 1998. №51. Ст. 6270

Схема 7. Особенности административно-правовых отношений


7. В случае нарушения одной из сторон административно-правовых отношений нормативных требований она несет ответственность перед государством в лице его органов, каковыми являются, как прави­ло, сами органы исполнительной власти.

Административно-правовые отношения отличаются прежде всего от правоотношений гражданского, трудового, финансового и других отраслей российского права. Например, если административно-право­вые отношения характеризуются неравенством сторон, могут возни­кать без согласия другой стороны, а споры между ними разрешаются преимущественно в административном порядке, то гражданско-пра­вовым отношениям присущи иные признаки. В п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса РФ* сказано: «Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, непри­косновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимос­ти беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты». Отсюда ясно, что отношения между государственными предприятиями или между коммерческими структурами, основанные на хозяйственно-договор­ных началах, регулируются не административным, а гражданским пра­вом, поскольку они связаны не с организационно-управленческой, а с хозяйственной деятельностью и гражданским оборотом.


* СЗ РФ. 1994. №32. Ст. 3301.

То, что административное право характеризуют организационно-управленческие отношения, служит основой для его отличия и от тру­дового, и от финансового права.


?20

ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие административного права и административных
правоотношений................ .............................. .............................. ..........................
2. Понятие субъекта административных правоотношений 7


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

В данном реферате раскрывается тема «Субъекты административных правоотношений». С нашей точки зрения данная тема является актуальной для изучения и исследования, так как важно, чтобы мы – студенты, работники различных учреждений, предприятий, граждане – были юридически грамотными. В частности, необходимо знать основы административного права, ведь мы все являемся субъектами административного права и в зависимости от юридических событий субъектами административных правоотношений.
Объектом исследования в нашем реферате являются субъекты административных правоотношений. Предмет исследования – это субъекты административного права как конкретные участники административных правоотношений, их особенности.
Целью данной работы является изучить субъекты административных правоотношений, выявить их особенности.
При написании данного реферата нами были поставлены следующие задачи:
- дать определение административного права и административных правоотношений;
- дать определение субъекта административных правоотношений;
- определить, в каких случаях субъект административного права является субъектом административных правоотношений;
- описать правоспособность и дееспособность субъектов;
- выделить виды субъектов.

1. Понятие административного права и административных правоотношений

Прежде чем говорить о субъектах административных правоотношений, необходимо рассмотреть понятия административное право и административные правоотношения.
Административное право является одной из основных публичных отраслей права и предназначено, прежде всего, для регулирования специфических (управленческих) общественных отношений в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления и администрации органов местного самоуправления.
Административное право как отрасль права - это совокупность норм, правил поведения установленных или санкционированных государством, его уполномоченными органами, должностными лицами, обеспеченных мерами государственного принуждения в целях регулирования управленческих отношений, возникающих в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, администраций органов местного самоуправления, а также в деятельности иных государственных органов власти и их аппаратов, в деятельности негосударственных организаций, уполномоченных в законном порядке осуществлять управленческие функции.
То есть в сферу административно-правового регулирования включен однородный круг управленческих общественных отношений, возникающий в процессе практической, повседневной реализации функций и задач жизнеобеспечения личности, государства и общества в целом органами исполнительной власти, государственного управления и администрациями органов местного самоуправления.
Административные правовые отношения - это регулируемые и охраняемые нормами административного права управленческие отношения сторон (субъектов и объектов управления), складывающиеся в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, администрации органов местного самоуправления, уполномоченных должностных лиц, а также отношения управленческого характера, возникающие при осуществлении функций и задач государственного управления иными органами государственной власти, а также управленческие отношения, которые возникают в сфере негосударственного управления в связи с осуществлением (в соответствии с законом) этими субъектами функций и задач государственного управления.
В административных правовых отношениях как основном элементе механизма правового регулирования индивидуализируются положения той или иной нормы административного права, определяются характер, права, обязанности, функции, задачи и ответственность участников (субъектов и объектов) управленческих отношений. Эти правовые отношения воздействуют на управленческие процессы через волю и сознание их участников (сторон), выступают как конечный результат согласованности управляющего, упорядочивающего и преобразовывающего воздействия со стороны субъекта управления (начальника) на объекты управления (подчиненных) в процессе реализации функций и задач государственного управления.
Административные правоотношения возникают по инициативе любой из сторон. Однако согласие или желание второй стороны не является во всех случаях обязательным условием их возникновения. Они могут возникать и вопреки желанию второй стороны или ее согласию. Этот признак в наибольшей степени отличает их от гражданско-правовых отношений.
Инициативной стороной в административно-правовых отношениях, как правило, выступает субъект управления, обладающий государственно-властными полномочиями по отношению к объекту управления, обладающему правомочиями, то есть правом требовать соблюдения, исполнения и защиты своих прав, свобод и законных интересов.
Нас в нашей работе интересует субъект административных правоотношений. Рассмотрим данный вопрос в следующей главе.

2. Понятие субъекта административных правоотношений

Под субъектом права понимается участник общественных отношений, которого юридическая норма наделяет правами и обязанностями. Это понятие включает в себя два критерия: социальный – участие в общественных отношениях в качестве обособленного, способного вырабатывать и осуществлять единую волю персонифицированного субъекта, и юридический – признание правовыми нормами его способности быть носителем прав и обязанностей, участвовать в правоотношениях. Именно по этому признаку отличаются такие понятия, как субъект административного права и субъект административно-правовых отношений. Субъект административного права – это участники управленческих отношений, которые наделены административно-правовой нормой правами и обязанностями, а также способностью вступать в административно-правовые отношения.
Субъект административного права, как правило, является участником административно-правовых отношений, но может им и не быть. Субъект правоотношений – это всегда фактический участник конкретных правовых связей. Субъектами административного правоотношения являются его участники, то есть те, кто наделен специальной компетенцией по управлению (органы управления, должностные лица), или те, которые имеют иной административно-правовой статус (граждане, общественные объединения).
Субъект административного права и субъект административно-правовых отношений - это два равно взаимосвязанных по значению понятия.
Субъекты административного права могут стать субъектами административно-правовых отношений, если имеются три условия:
1) административно-правовая норма, предусматривающая реализацию прав и обязанностей сторон (субъектов правоотношений);
2) юридический факт (правомерное или неправомерное действие, бездействие), юридическое событие;
3) административная правоспособность и дееспособность субъектов этих отношений.
Таким образом, реализация прав, установленных за субъектом административных правоотношений, и выполнение им определенных обязанностей происходят в рамках конкретного правоотношения. Поэтому последние являются основным каналом реализации административно-правовых норм.
Нормами административного права точно определяется, между какими субъектами должны возникать правоотношения, каковы будут права и обязанности сторон. Так, отношения граждан, связанные с призывом на военную службу, получением прав на управление транспортными средствами, возникают при заранее определенных обстоятельствах, с определенными органами исполнительной власти, при этом права и обязанности сторон четко закреплены юридическими нормами.
Итак, субъект административного правоотношения - это конкретный участник административно-правовых отношений, в которые он вступает либо по своему собственному желанию (усмотрению), либо в силу обязанности, возложенной на него специальной правовой нормой. Например, гражданин может оспорить принятое органом исполнительной власти постановление в суде, если считает, что оно нарушает принадлежащие ему права и свободы. Вместе с тем он может и не оспаривать данного постановления. Должностное лицо, занимающее в органе исполнительной власти государственную должность государственной службы, обязано защищать права и свободы граждан и в необходимых случаях принимать соответствующие меры по их обеспечению. Прокурор обязан при наличии достаточных оснований возбудить производство по делу об административном правонарушении; данное постановление является реализацией его правового статуса. Примеры реализации субъектами административного права своего правового статуса очень многочисленны.
Субъекты административных правоотношений, обладая административно-правовым статусом, участвуют в организации публичного управления (государственного и муниципального), в самой управленческой деятельности, а также в процессе управления (административных процедурах). Однако административно-правовой статус раскрывается и в отношениях между органами управления и гражданами, а также другими субъектами права. Следовательно, административно-правовой статус определяется правами, свободами, их гарантиями, обязанностями, правоограничениями, объемом ответственности.
Следует подчеркнуть, что для гражданско-правовых отношений характерна ответственность одной стороны перед другой. Административным же правом установлен иной порядок ответственности сторон административно-правовых отношений в случае нарушения ими требований административно-правовых норм. В этом случае ответственность одной стороны наступает не перед другой стороной правоотношения, а непосредственно перед государством в лице его соответствующего органа (должностного лица). Именно исполнительные органы (должностные лица) наделяются полномочиями по самостоятельному воздействию на нарушителей требований административно-правовых норм (дисциплинарная, административная ответственность). Сами субъекты управления также отвечают за нарушение аналогичных требований (например, дисциплинарная ответственность работника аппарата исполнительной федеральной власти перед Президентом или Правительством Российской Федерации).
В качестве принципиального положения следует отметить, что субъекты административных правоотношений могут реализовывать свой правовой статус в рамках следующих четырех крупнейших блоков возникающих правоотношений:
1) в организационно-управленческом праве (отношения по общей организации управления в различных отраслях и сферах управления);
2) в управленческом процессе, т. е. в рамках использования управленческих процедур, подготовки и принятия правовых актов управления и применения иных административно-правовых форм и методов;
3) в административном процессе, т. е. в системе отношений по поводу обеспечения судебной защиты прав, свобод, законных интересов физических и юридических лиц;
4) в административно-деликтном праве, т. е. в процессе отношений, возникающих при применении мер административного принуждения уполномоченными органами и должностными лицами к субъектам, нарушающим правовые нормы.
Субъектов административных правоотношений можно также рассмотреть на основе подразделения административных правоотношений на виды, наиболее типичными из которых, в зависимости от особенностей участников административных отношений, являются следующие:
а) между несоподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на различном организационно-правовом уровне (к примеру, вышестоящие и нижестоящие органы);
б) между субъектами исполнительной власти, находящимися на одинаковом организационно-правовом уровне (например: два министерства, администрация двух областей);
в) между субъектами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении (ведении) государственными объединениями
(корпорации, концерны и пр.), предприятиями и учреждениями;
г) между субъектами исполнительной власти и не находящимися в их организационном подчинении государственными объединениями, предприятиями и учреждениями (по вопросам финансового контроля, административного надзора и т.п.);
д) между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами системы местного самоуправления;
е) между субъектами исполнительной власти и хозяйственными негосударственными и социально-культурными объединениями и предприятиями и учреждениями (коммерческие структуры и т.п.);
ж) между субъектами исполнительной власти и гражданами.
Важнейшим признаком субъектов административно-правовых отношений является наличие у них материального или процессуального административно-правового статуса, т. е. прав, обязанностей, ограничений, запретов, ответственности. В данном случае идет речь о двух таких категориях, как административная правоспособность и дееспособность, которые в единстве и развитии являют собой правосубъектность. Рассмотрим две данные категории в следующей главе.

3. Правоспособность и дееспособность субъектов административных правоотношений

Административная правоспособность и административная дееспособность являются главными составляющими административно-правового статуса субъектов административных правоотношений.
1) административная правоспособность - способность иметь установленные в административно-правовых нормах права и обязанности (право на имя, право на благоприятную окружающую среду, право на медицинскую помощь и т.д.);
Административная правоспособность - вид общей правоспособности субъекта права. Последняя представляет собой установленную законодательством и гарантированную государством возможность конкретного субъекта права (гражданина, государственного органа, государственного служащего, должностного лица, хозяйственного общества, некоммерческой организации и т. д.) вступать в различные правоотношения. Правоспособность - это возможность приобретать соответствующие права и исполнять обязанности, совершать действия и принимать решения, возбуждать административные производства и рассматривать дела об административных правонарушениях, нести ответственность в случае нарушения правовых норм и несоблюдения установленных законом требований.
Таким образом, правоспособность служит условием возникновения реальных правоотношений, предпосылкой приобретения каждой из сторон этих правоотношений конкретных прав и обязанностей. Реализация прав и обязанностей субъекта административного права обеспечивается наступлением юридических фактов, образующих сами правоотношения. Правоспособность субъекта права создает возможность применения к нему юридической (в том числе административной) ответственности.
Каждый субъект административных правоотношений имеет особую административную правоспособность. Например, административная правоспособность гражданина отличается от административной правоспособности организаций, органов исполнительной власти, общественных объединений и иных организаций.
У физических лиц правоспособность возникает с момента рождения и заканчивается в связи со смертью, а у юридических лиц с момента регистрации и до ее прекращения в порядке, определенном законом. Специальная административная правоспособность у государственных и муниципальных служащих возникает с момента зачисления их на должность и прекращается с момента их увольнения.
Таким образом, административная правоспособность - это потенциальная возможность субъекта воспользоваться установленными для него правами, свободами, а также исполнить обязанности, осуществить компетенцию и полномочия. С практической точки зрения правоспособность субъекта административного права создает лишь предпосылки для реализации его правового статуса. Иначе говоря, правоспособность характеризует субъекта права как лицо, которое может воспользоваться при наличии соответствующих условий конкретными правами, свободами и на которое можно в действительности наложить обязанности (запреты, ограничения), а также привлечь к юридической ответственности.
Субъекты административного права, имеющие установленный административно-правовыми нормами правовой статус, становятся участниками административно-правовых отношений тогда, когда практически осуществляют определенную за ними административную правоспособность. Таким образом, субъекты административных правоотношений наряду с административной правоспособностью должны обладать и административной дееспособностью, то есть иметь возможность реализации принадлежащих им прав в области публичного управления.
2) административная дееспособность - способность лица приобретать и осуществлять права, исполнять обязанности, соблюдать ограничения и запреты, установленные нормативными правовыми актами, а также нести ответственность за нарушение административно-правовых правил (право на судебную защиту от действий и решений административных органов, право на поступление на государственную службу, право на пользование услугами адвоката в производстве по делу об административном правонарушении).
Под административной дееспособностью физического или юридического лица понимается их способность своими решениями и действиями (бездействием) приобретать и осуществлять права, создавать для себя и иных лиц обязанности, исполнять их и обеспечивать права и свободы граждан.
Административная дееспособность предполагает способность физического лица или представителя государственной администрации осознавать и правильно оценивать свои действия, имеющие правовое значение, руководить ими и гарантировать законность их применения. Дееспособность состоит из таких элементов, как способность лица: самостоятельно реализовывать принадлежащие ему (гражданину, иностранцу, лицу без гражданства) права; осуществлять установленную компетенцию и принимать правовые акты управления; применять меры административного принуждения; признавать, гарантировать и защищать права и свободы граждан; нести правовую ответственность за вред, причиненный гражданам, государственному органу или юридическому лицу; нести в случае совершения административного или дисциплинарного правонарушения (проступка) соответственно административную или дисциплинарную ответственность (административная деликтоспособность). В последнем случае деликтоспособность - часть дееспособности.
У разных субъектов административных правоотношений административная дееспособность возникает по-разному; главным условием ее возникновения является характер прав, обязанностей и полномочий субъектов. Административное законодательство закрепляет сам факт наличия и объем дееспособности субъектов административных правоотношений в зависимости от различных критериев:
1) возраста (административная ответственность физических лиц наступает при достижении лицом 16 лет);
2) должностного положения (государственно-властные полномочия могут осуществлять только уполномоченные специальными правовыми нормами субъекты);
3) правового режима осуществления права и исполнения обязанностей (например, в условиях чрезвычайного положения права граждан могут быть ограничены);
4) результатов проведения соответствующих регистрационных или иных административных процедур (например, некоторые организации - субъекты административного права - приобретают реальную возможность осуществлять свою деятельность только после государственной регистрации их уставов или после получения лицензии (иного разрешения) на занятие определенной деятельностью). Правовые основания для приобретения административной дееспособности устанавливаются в нормативных правовых актах.
Мы отметили, что существуют различные субъекты административных правоотношений. В следующей главе мы рассмотрим, какие субъекты выделяют исследователи.

4. Виды субъектов административных правоотношений

В административном праве существуют различные классификации субъектов административных правоотношений, например: а) в соответствии с общей теорией права выделяются граждане и организации; б) граждане, лица без гражданства и иностранные граждане; органы государственного управления и внутренние части их аппарата; государственные и общественные предприятия и учреждения и внутренние части их аппарата; органы общественных организаций и их внутренние части; служащие, являющиеся носителями административных прав и обязанностей.
В.С. Четвериков выделяет следующие субъекты административных правоотношений:
органы исполнительной власти;
органы государственного управления;
администрации органов местного самоуправления;
их уполномоченные должностные лица;
административные комиссии при органах местного самоуправления;
предприятия, учреждения и организации государственной и муниципальной формы собственности, их должностные лица;
государственные, муниципальные служащие, служащие негосударственных организаций и общественных объединений;
негосударственные организации и общественные объединения;
физические лица (в основном это граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства);
представители общественных формирований и иных негосударственных организаций уполномоченные на основании закона осуществлять некоторые правоохранительные функции и задачи (например, ДНД, товарищеские суды, общественные пункты охраны правопорядка и др.).
Но традиционной считают классификацию, предложенную Д.Н. Бахрах, согласно которой выделяются следующие виды субъектов административных правоотношений - индивидуальные и коллективные.
Индивидуальными субъектами являются физические лица, к которым относят граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, с двойным гражданством и лиц, имеющих переходные статусы беженцев и вынужденных переселенцев, а также лица с двойным гражданством и почетные граждане. Эти лица не состоят в устойчивых, непрерывных организационных отношениях с органами исполнительной власти или публичного управления.
Субъектами административно-правовых отношений граждане становятся, например, в силу необходимости совершения какого-либо действия, выполнения установленной для них обязанности, получения разрешения (лицензии) соответствующего государственного органа, оспаривания в суде действий (бездействия) или решения органов исполнительной власти, нарушающих права, свободы и законные интересы (на гражданина налагается административное взыскание за совершенное административное правонарушение; он направляет жалобу в суд на действие должностного лица, нарушившего его право или ограничившего его свободы; граждане учреждают общественное объединение и т. д.).
К индивидуальным субъектам административных правоотношений относятся также государственный служащий или должностное лицо. Они занимают государственные должности в государственных органах власти, находятся в устойчивых и непрерывных организационных отношениях с указанными органами; их статус одинаковым образом регламентирован нормативными правовыми актами; они осуществляют компетенцию государственных органов и имеют для этого соответствующие государственно-властные полномочия; выполняют действия и принимают решения от имени государственных органов (при этом они - индивидуальные субъекты права).
Коллективные субъекты административных правоотношений - это группы людей, являющиеся организациями, которые выступают во внешних отношениях как самостоятельный субъект права; порядок их создания и деятельность регламентированы нормативными правовыми актами (например, объединения, организации, коллективы, предприятия и их подразделения, управленческие органы). В административно-правовых отношениях коллективные субъекты права действуют от своего имени; законы и иные нормативные правовые акты предоставляют им права и возлагают на них конкретные обязанности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Административное право - отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе организации и исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления, а также в сфере негосударственного управления при осуществлении органами местного самоуправления делегированных им функций органов исполнительной власти.
Любая отрасль Российского права регулирует определенные правоотношения, так административное право регулирует административные правоотношения. Таким образом, административные правоотношения - это урегулированные и охраняемые нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти. Инициативной стороной административных правоотношений является субъект.
Субъект административного права - это одна из сторон публичной управленческой деятельности, участник управленческих отношений, наделенный законодательством правами, обязанностями, полномочиями, компетенцией, ответственностью, способностью вступать в административно-правовые отношения. Субъекты административных правоотношений - это конкретные участники, стороны правоотношений, наделенные обязанностями и правами в сфере деятельности исполнительной власти, государственного управления и способные реально осуществлять эти отношения в рамках и определенной последовательности, закрепленной законодательством. Субъект административного права является субъектом правовых отношений при наличии следующих трех условий: административно-правовой формы, юридического факта и правоспособности и дееспособности субъекта правоотношений.
Основным признаком и условием возникновения фактических правоотношений субъекта является правосубъектность – правоспособность и дееспособность в единстве и развитии. Административная правоспособность субъекта – это признаваемая за ним государством возможность иметь права и обязанности административно-правового характера. Административная дееспособность – признаваемая за ним государством способность своими действиями осуществлять, приобретать права и выполнять возложенные на него обязанности административно-правового характера.
Каждый субъект обладает особой правоспособностью и дееспособностью и условиями их возникновения и прекращения (в зависимости от возраста, должностного положения и др.). Традиционно субъектов административных правоотношений подразделяют на индивидуальных (граждане, иностранные граждане, госслужащие и др.) и коллективных (объединения, коллективы и др.) субъектов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации // Консультант Плюс. http://www.consultant.ru/ popular/cons
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть 1 // Консультант Плюс. http://www.consultant.ru/ popular/gkrf1
3. Бахрах, Д.Н. Административное право: учебник для вузов / Д.Н. Бахрах, Б.В. Российский, Ю.Н. Старилов. – 3-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2008. – 816 с.
4. Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / под ред. проф. А. Я. Сухарева. - М.: ИНФРА-М, 2007. - VI, 858 с. - (Б-ка словарей «ИНФРА-М»).
5. Конин, Н.М. Административное право России: учебник / Н.М. Конин. – М: Проспект, 2007. – 448 с.
6. Солдатов, А.П. Административное право Российской Федерации: учебник / А.П. Солдатов, В.А. Мельников. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 347 с.
7. Четвериков, В.С. Административное право. Серия «Высшее образование»: учебное пособие / В.С. Четвериков. - 2-е изд., изм. и доп. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 528 с.

Четвериков, В.С. Административное право. Серия «Высшее образование»: учебное пособие / В.С. Четвериков. - 2-е изд., изм. и доп. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - С. 45.
Четвериков, В.С. Административное право. Серия «Высшее образование»: учебное пособие / В.С. Четвериков. - 2-е изд., изм. и доп. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.- С. 85.
Солдатов, А.П. Административное право Российской Федерации: учебник / А.П. Солдатов, В.А. Мельников. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - С. 32.
Бахрах, Д.Н. Административное право: учебник для вузов / Д.Н. Бахрах, Б.В. Российский, Ю.Н. Старилов. – 3-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2008. - С. 107.
Бахрах, Д.Н. Административное право: учебник для вузов / Д.Н. Бахрах, Б.В. Российский, Ю.Н. Старилов. –3-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2008. - С. 121.
Бахрах, Д.Н. Административное право: учебник для вузов / Д.Н. Бахрах, Б.В. Российский, Ю.Н. Старилов. – 3-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2008. С. 108.
Бахрах, Д.Н. Административное право: учебник для вузов / Д.Н. Бахрах, Б.В. Российский, Ю.Н. Старилов. – 3-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2008. - С. 108.
Четвериков, В.С. Административное право. Серия «Высшее образование»: учебное пособие / В.С. Четвериков. - 2-е изд., изм. и доп. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - С. 88.