Понятие объекта закупки по 44 фз. Описание объекта закупки. Пример требований к функциональным и техническим характеристиками товаров

1. Описание объекта закупки - это Описать объект закупки - это, по 44-ФЗ, означает зафиксировать качественные и количественные его характеристики (стандарт), позволяющие идентифицировать объект.

2. Требования к описанию объекта закупки

Ст. 33 ФЗ 44 описание объекта закупки требует делать с учетом определенных требований.
1. Указывать показатели, которых нет на рынке, нельзя.

При описании нельзя указывать показатели, которых нет на рынке аналогичных товаров. Также требования к предмету закупки должны соответствовать реальной потребности заказчика. Характеристики должны быть одинаково понятны для всех участников, не быть излишними и противоречивыми.

К примеру, необоснованное требование к наградной продукции: ширина ленты для медали - 22 см. Это не позволило предложить к поставке товары, которые отвечали бы запросам заказчика (дело об административном правонарушении Новгородского УФАС России № 1037/03 от 04.03.2015).

2. Указывать функциональные, качественные и эксплуатационные характеристики.

В описании указываются максимальные и(или) минимальные показатели, а также значения, которые не могут изменяться. К примеру: «Бумага для офисной техники. Формат А4. Плотность не менее 80 г/м². Белизна: не менее 146 %. Листов в пачке: 500».

Требования которые не допускаются

Нельзя указывать в описании товарные знаки и иные уникальные признаки (п. 1.1 ст. 33), а также требования, которые влекут за собой ограничение количества участников.
С 11.01.2018 в правилах описания предмета госзаказа произошли изменения :
  • Законодатели исключили положение о том, что оно должно носить объективный характер.
  • Как и раньше, потребуется сопроводить товарный знак словами «или эквивалент».
Делать это будет не обязательно:
  • если товары, которые выпускаются под другими товарными знаками, несовместимы с товарами, которыми пользуется госзаказчик;
  • если закупаются запчасти и расходные материалы к машинам и оборудованию, которыми пользуется заказчик, согласно техдокументации.
Нужно использовать показатели и термины, которые предусмотрены техническими регламентами и документами национальной системы РФ.

Иные показатели, требования, обозначения и термины можно использовать, обосновав необходимость их применения в документации (п. 2 ч. 1 ст. 33 закона № 44-ФЗ).

К примеру: «Хлебобулочные изделия из пшеничной муки должны быть выработаны в соответствии с ГОСТ 31805-2012 по рецептуре и технологической инструкции, которые согласованы и утверждены в установленном порядке, с соблюдением санитарных норм и правил».

Можно включать при необходимости спецификации, планы, чертежи, эскизы, гарантийный срок и обслуживание, необходимость монтажа и наладки, а также обучения лиц, которые используют и обслуживают оборудование.

К примеру: «Гарантийный срок асфальта: по земляному полотну - 8 лет; по основанию дорожной одежды - 6 лет; по верхнему слою покрытия - 4 года».

При покупке лекарственных средств нужно обязательно указать в описании их международное непатентованное наименование. А если оно отсутствует - химические, группировочные наименования, список которых доступен на сайте государственного реестра.

К примеру: «Лекарственное средство, группировочное название: Цефоперазон + [Сульбактам], лекарственная форма - порошок для приготовления раствора для внутривенного введения».

Допустимо требование, чтобы товар был новым, не был в употреблении или в ремонте.

3. Пример описания закупки

При описании объекта закупки заказчик обязан использовать следующие характеристики:

Качественные . Совокупность свойств, характеристик, признаков, которые описывают объект закупки и соответствуют потребностям заказчика.
Технические. Определяют технические свойства предмета торгов. Конкретные параметры, исходные и конечные величины, регламент и порядок действий при поставке, выполнении работ, оказании услуг.

Эксплуатационные . К ним относятся характеристики надежности и работоспособности объекта, условия, которые обеспечивают эффективную эксплуатацию: прочность, долговечность, объемно-планировочные, санитарно-гигиенические, экономические и эстетические характеристики.
Функциональные. Это способность объекта выполнять его основную функцию. Основное назначение и условия его использования по назначению.

4. Видео-инструкция правила описания объекта закупки


Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера.

Указанная статья в последней редакции также претерпела изменения. Положения ст характеризуют особенности исполнения договорных обязательств по государственным закупкам. При последнем изменении закона, в эту статью внесли дополнение — ссылка на положения пункта 50 ч 1 93 статьи.

33 статья Федерального Закона указывает на правила описания объекта закупки. При внесении последних изменений в июне 2017 года, данная статья не претерпела поправок. Последний раз она подверглась изменению 3 июля 2016.

Правила описания объекта закупки по ст 33

Все заказчики, желающие приобрести товары, услуги, работы, обязаны соблюдать положения 33 статьи ФЗ о госзакупках. Эта статья регламентирует описание объекта закупки. Согласно положениям этой статьи — все заявки, выставляемые по единой информационной системе, должны соответствовать описанию:

  • описание сделки должно носить объективный характер;
  • при описании объекта обязательно указываются его характеристики;
  • при описании заказа, документы должны содержать требования к товару и его изображение;
  • документы о предстоящей сделке должны содержать описание — информацию о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра образцов товара;
  • бумаги о закупке должны описывать сведения, позволяющие определить соответствие товара, работы, услуг с установленными заказчиком требованиями;
  • статья 33 п 3 об описании объекта заказа, свидетельствует, что в документации не указываются требования — к качеству, к техническим характеристикам, к участнику сделки, к производителю;
  • описание 33 ст указывает, что заказчик вправе устанавливать требования к сроку товара (работы, услуг), к объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию и т. д.;
  • характерные черты описания каких-либо видов закупок вправе устанавливать Правительство Российской Федерации;
  • методы и способы описания характерных черт объектов закупки также могут регулироваться Федеральным Законом № 275 «О государственном оборонном заказе».

Ст 33 ч 1

Участник сделки, желающий приобрести товар (работу, услугу) должен знать, как правильно описывать объект закупки. Все критерии, которые необходимо упомянуть в документации, указаны в 33 статье в первой части. Требуемые правила описания объекта закупки:

  • При описании обязательно нужно указать характеристики — функциональные, технические, качественные, эксплуатационные;
  • При описании нельзя указывать условия, касающиеся товарных знаков, патентов, промышленных образцов, знаков обслуживания и т. д.;
  • При составлении заявки на приобретение товара, работы или услуги, заказчик обязан использовать условные обозначения и терминологию относительно технических характеристик закупки, которые регламентированы постановлениями и законодательством России;
  • При наличии спецификации в заказе нужно указать — чертежи, планы работ, фотографии, результаты работ и т. д.;
  • Заказчик должен обязательно указать требования поставляемого товара в соответствии с образцом или макетом;
  • Если планируется проведение сделки на закупку лекарственных средств, то бумаги о предстоящей закупке должны отражать международные не патентованные наименования лекарств;
  • Предоставляемый предмет закупки должен быть новым, т. е. ранее он не был использован, не ремонтирован, не восстановлен.

Ст 33 ч 2

Вторая часть 33 статьи Федерального Закона о госзакупках указывает на правильность оформления документации при составлении заказа. Все бумаги о закупке оформляются в соответствии с требованиями, указанными в первой части 33 статьи, а также необходимо указать на показатели, по которым определяется соответствие закупаемых товаров (работ, услуг). Все показатели устанавливаются заказчиком.

В документации обязательно указывается такое описание, как максимальное и минимальное значение всех показателей. Также заказчик обязан внести данные о показателях, которые не могут измениться.

Скачать

По Федеральному Закону о госзакупках, все заказчики обязаны размещать свои заказы в соответствии с законодательными нормами. Чтобы участнику единой информационной системы знать все правила проведения подобной торговли, необходимо изучить весь ФЗ №44.

Изучить статью 33 44 ФЗ в новой редакции можно, скачав законопроект. Федеральный Закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» можно скачать по

Разъяснения и комментарии

Опытные юристы пишут разъяснения и комментарии к различным законодательным актам. Необходимы они для более ясного изъяснения законодательных норм. Чтобы заказчику правильно описывать объект закупки, следует изучить не только закон в целом, но также и статью 33 44 ФЗ с комментариями.

Одной из обязанностей заказчика при осуществлении госзаказа является описание объекта закупки. Данное описание необходимо отразить в закупочной документации. Требования, предъявляемые к описанию объекта закупки, отражены в ст. 33 ФЗ-44. Как описать объект закупки правильно, и какие нарушения допускают заказчики при описании объекта закупки - об этом расскажем в настоящей статье.

Что необходимо включать в описание объекта закупки в документации?

Мы уже указали, какой статьей регламентируется описание объекта закупки - статья 33 Закона о контрактной системе. Данная норма закона содержит требование, согласно которому в описании объекта закупки должны включаться следующие данные :

  • функциональные, технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (если есть необходимость);

Пример: закупка принтера. Указываем следующие характеристики: максимальный формат печати - А4, максимальное разрешение печати не менее 1200*1200 точек на д., скорость монохромной печати - не менее 38 листов в минуту, емкость лотка - не менее 150 листов, наличие интерфейса USB.

  • при описании объекта закупки должны использоваться показатели, условные обозначения, требования, терминология в отношении характеристик объекта закупки, которые отражены в соответствующих технических регламентах, документах, применяемых в рамках национальной системы стандартизации;

Пример: при закупке детской мебели стоит руководствоваться Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 025/2012.

Обратите внимание! Если заказчик не использовал терминологию, отраженную в технических регламентах или документах национальной системы стандартизации, то применение иной терминологии должно быть обосновано в документации о закупке.

Пример: закупка стола детского; указываем следующие показатели: высота - 460 мм, глубина - 550 мм, высота - 1030 мм.

  • требования к гарантийному сроку объекта закупки (при необходимости).

Описание объекта закупки может содержать:

  • ссылку на товарные знаки товара, но только для тех случаев, когда при выполнении работ или оказании услуг необходимо будет использовать товар, который не является предметом контракта;

Обратите внимание! При использовании товарного знака в данном случае обязательно необходимо указывать слова «или эквивалент». Исключение составляют случаи, когда закупаются запчасти и расходные материалы к оборудованию или машинам, которые уже используются заказчиком, а также в случае, когда требуется обеспечить совместимость уже имеющихся товаров с вновь приобретаемым.

  • спецификации, планы, эскизы, тестирования, фото, чертежи, результаты работ и т.д.

Скачать пример описания объекта закупки можно в конце статьи.

Обратите внимание! Для стандартизации в области описания объекта закупки по 44-ФЗ в 2017 году был разработан Каталог товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Данный каталог размещен в ЕИС . Каталог предназначен, в том числе для единообразного описания объекта закупки. На официальном сайте госзакупок 07 октября 2017 года была размещена новость о формировании каталога, а также отмечено, что о возможности использования заказчиками данного каталога непосредственно при формировании информации и документов в ЕИС заказчики будут уведомлены дополнительно.

Какие данные не должны включаться в описание объекта закупки?

Правила описания объекта закупки по 44-ФЗ не допускают включение в данное описание указаний на:

  • товарные знаки;
  • знаки обслуживания;
  • фирменные наименования;
  • патенты;
  • полезные модели;
  • промышленные образцы;
  • место происхождения товара;
  • название производителя;
  • иные требования к объекту закупки, если такие требования приведут к ограничению количества участников закупки. Исключение - у заказчика отсутствует иной способ, который позволил бы ему более точно и четко описать требования к объекту закупки .

Также будет ошибкой, если в документации о закупке будут отражены следующие требования:

Мнение ФАС по закупке продуктов детского питания

Антимонопольное ведомство указало, что зачастую при формировании закупочной документации заказчики делают крупные лоты - как по номенклатуре, так и по количеству закупаемых товаров. Однако, большинство поставщиков детского питания не в состоянии поставить такое количество товара, которое бы полностью соответствовало техническому заданию. А большая часть поставщиков могут поставить часть запрашиваемого товара.

Учитывая вышеизложенное, ФАС сделала вывод о том, что в целях сохранения конкуренции заказчикам целесообразно разделять крупные лоты на несколько. В этом случае количество потенциальных участников закупки увеличится. Также у непосредственных производителей продуктов детского питания появится возможность напрямую участвовать в закупке (Методические рекомендации ФАС России для субъектов РФ по организации закупок продуктов детского питания).

Как не допускать ошибок при ведении закупок по 44-ФЗ?

Для этого удобно использовать бесплатную версию программы "Эконом-Эксперт". В ней вы сможете создать и проверить на наличие ошибок план-график и план закупок, подготовить отчет о закупках у СМП, рассчитать НМЦК и многое другое. Подробности о программе .

Судебная практика по вопросу требований к описанию объекта закупки

Нередко заказчикам приходится в суде доказывать объективность описания объекта закупки, его соответствие требованиям закона. Рассмотрим несколько примеров, когда суд подтвердил правоту заказчика, а также примеры описания объекта закупки, где суды указали на нарушения.

Примеры из судебной практики с ошибками при описании объекта закупки

Пример 1. Детская городская больница проводила закупку детских каш. Антимонопольное ведомство выдало предписание заказчику об устранении нарушений в связи с тем, что описание объекта закупки ограничивало количество участников, а точнее, было сформулировано таким образом, что под него подходили каши только одного производителя.

Антимонопольный орган отметил, что заказчик незаконно уменьшил максимальные значения витаминно-минерального состава товара, который установлен Едиными санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями к продукции. Что, в свою очередь, привело к сужению круга участников закупки. Судом было установлено, что требованиям технического задания соответствовали каши только трех производителей. В то время как каши еще 4 производителей не соответствовали по отдельным показателям. В тоже время, начальная максимальная цена была сформирована таким образом, что предложить к поставке возможно было каши только одного производителя.

Учитывая данные обстоятельства, суд отметил, что характеристики, указанные заказчиком, были направлены не на определение поставляемого объекта закупки его потребностям, а на закупку товара конкретного производителя.

Суд учел тот факт, что заказчик не смог обосновать необходимость снижения максимальных значений витаминно-минерального каш, которые установлены в Единых санитарных требованиях (Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 20.09.2016 года по делу №А58-5295/2015).

Пример 2. Заказчик закупал лекарственные препараты, указав при этом в документации по закупке требования к форме таблеток, способу их деления, фасовке. Вместе с тем, суд отметил, что данные характеристики не относятся к фармакологическим свойствам лекарственных препаратов, ни связаны с их терапевтической эффективностью. Также был выявлен факт того, что данным требованиям соответствует лекарственный препарат только одного производителя. В действиях заказчика были выявлены нарушения норм Закона о контрактной системе (Обзор судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе, утв. Президиумом ВС РФ от 28.06.2017 года).

Примеры из судебной практики, когда суды подтвердили законность описания объекта закупки

Пример 1. Медицинское учреждение объявило закупку лекарственного препарата. В документации было отражено требование к упаковке - флакон или иной эквивалент, который позволит обеспечить герметичность упаковки после вскрытия. Антимонопольное ведомство посчитало, что подобное требование ограничивает количество участников закупки и выдало предписание заказчику.

Верховный Суд РФ отметил, что в данном случае предъявленные заказчиком требования о поставке лекарственных препаратов во флаконе обусловлено спецификой назначения и способа его применения. А именно, вскрытая ампула не даст возможности в течение требуемого времени сохранить лекарство. Учитывая данное обстоятельство, закупка лекарственных препаратов в ампулах приведет к тому, что бюджетные средства будут расходоваться неэффективно.

Также суд отметил, что зафиксировано несколько производителей, которые выпускают необходимый лекарственный препарат во флаконах, в самой закупке участвовали 7 компаний, который предлагали товар от двух разных производителей (Обзор судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе, утв. Президиумом ВС РФ от 28.06.2017 года).

Пример 2. Заказчик проводил закупку камер наблюдения. Антимонопольный орган выявил нарушение в описании объекта закупки - отсутствие конкретных показателей. Ведомство посчитало нарушением указание в описании товара следующих фраз заказчика (выделено курсивом): «камера видеонаблюдения должна поставляться в сборе с солнцезащитным козырьком и кронштейном со сквозной проводкой кабеля, который обеспечивает защиту кабеля от механических повреждений и воздействия атмосферных осадков; камера должна быть антивандальной и иметь корпус усиленного класса надежности, что позволяет использовать ее на неспокойных объектах, там, где отмечается не только неблагоприятное воздействие среды, но и, так называемый, человеческий фактор».

Суд отметил, что такие фразы заказчика нельзя определить как конкретные показатели объекта закупки, потому что они описывают назначение товара. При этом в решении суда отмечено, что само по себе использование таких фраз, которые поясняют необходимость отмеченных ранее характеристик товара (солнцезащитный козырек, кронштейн, антивандальная функция, корпус усиленного класса надежности), в разделе «Характеристика товара» не дает оснований для того, чтобы отнести их к характеристикам товара. Суд отметил, что спорные словосочетания носили характер пояснений, а не требований к показателям объекта закупки (Постановление АС Волго-Вятского округа от 16.02.2017 года по делу №А17-4579/2016).

Пример 3. Дошкольное учреждение проводило закупку работ по выполнению капитального ремонта отопления. В вину ДОУ вменялось отсутствие названия ГОСТов в описании объекта закупки, которым должен соответствовать товар, используемый при проведении работ. Вместе с тем, суд указал, что само по себе указание на необходимость соответствия товаров, используемых при проведении работ, требованиям ГОСТ без указания, какого именно ГОСТ, не может расцениваться как нарушение, так как участники закупки могут самостоятельно ознакомиться с требованиями государственных стандартов и сопоставить ГОСТ к товару (Постановление АС Московского округа от 16.08.2017 года по делу №А40-172144/2016).

Стоит обратить внимание на ст. 3 223-ФЗ, которая претерпела огромные изменения с 1 июля 2018 года.

Ст. 3 Принципы и основные положения закупки товаров, работ, услуг.

3. Конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:

1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:

а) путем размещения в ЕИС извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;

б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке;

2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;

3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 настоящей статьи.

Прямое указание законодателя об обязательстве заказчика описывать предмет закупки.

6.1. При описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

При описании предмета закупки нельзя предъявлять требования, которые ограничат количество участников.

ст.3 Закона № 223-ФЗ:

1. При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

При описании объекта закупки заказчик как правило формирует документ, который называется «техническое задание».

При этом законодатель прямо не предусматривает, что при закупках заказчик обязан составлять техзадание. Документ нужен, чтобы поставщик понимал требования к объекту закупки, а заказчик получил именно ту продукцию, которая нужна.

На практике заказчики используют и другие названия: «Спецификация», «Смета», «Дефектная ведомость».

Требования, которые содержатся в ч. 6.1 ст.3, ч.9 ст.4 223-ФЗ, говорится, что в техзадании как правило указывают:

  • характеристики объекта закупки;
  • количество товара, объем работ или услуг;
  • срок и место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
  • другие сведения в зависимости от объекта закупки.

Характеристики товаров

Характеристики делят на четыре типа:

  • Функциональные
  • Технические
  • Качественные
  • Эксплуатационные
.

Функциональные характеристики

Основное и дополнительные назначения объекта закупки, условия использования.

Пример

«Поставляемый товар должен быть пригоден для применения в копировально-множительной технике всех типов».

«Товар должен соответствовать функциональным характеристикам, установленным производителем для предлагаемого к поставке товара».

Технические характеристики

Технические свойства объекта закупки, в том числе показатели, которые не могут меняться, диапазоны значений, минимальное или максимальное значение.

Пример

«Диапазон измеряемых расходов - не менее чем 0,6 куб. м/ч, но не более чем 650 куб. м/ч».

«Рабочее давление газа - не более 1,6 МПа».

Качественные характеристики

Показатели, по которым заказчик определит, отвечает ли объект закупки требованиям законодательства, стандартам, техническим регламентам.

Пример

«Поставляемый товар не должен иметь дефектов, связанных с материалами и (или) работой по его изготовлению либо проявляющихся в результате действия или упущения производителя (поставщика)».

«Поставляемый товар должен быть новым, не ранее 2018 года выпуска, не использованным ранее, не подвергавшимся ранее ремонту (модернизации или восстановлению)».

Эксплуатационные характеристики

Надежность и работоспособность объекта закупки, условия эффективной эксплуатации.

Пример

«Нормативный срок эксплуатации - не менее пяти лет».

«Товар должен быть безопасен в использовании».

Функциональные, технические и качественные характеристики в техзадание включают обязательно. Эксплуатационные - при необходимости. Заказчики не обязаны выделять характеристики в техзадании отдельно.

Нерационально прописывать качественные характеристики в одном блоке, а технические - в другом. Прописать все сведения в одном разделе удобнее и проще

Для удобства информацию о характеристиках продукции можно брать из каталога товаров, работ и услуг по Закону № 44-ФЗ.

Пример технического задания:

Техническое задание
Наименование Ед.изм. Количество Требования к качеству, безопасности, техническим и функциональным характеристикам
1 Кофейный напиток кг 300

Заказчик вправе включить в техзадание иллюстрации, картинки и эскизы.

НО! Графические изображения не должны вводить участников в заблуждение, приводить к разночтению в документации

Пример: требования в документации привели к разночтению

Заказчик закупал мебель конкурентным способом. В техзадании установил требования к продукции и конкретный ГОСТ, которому должен отвечать товар и дополнил документацию иллюстрированными примерами мебели, которую планирует приобрести. В описании одного вида изделий указал - «высота не менее 780 мм, не более 780 мм», но в эскизе этого же наименования требование к высоте прописали «780-800 мм». Заявку участника, который в заявке прописал характеристики на основе данных из иллюстрации, отклонили. Участник подал жалобу в ФАС. Жалоба признана обоснованной. «Разница в иллюстрации и текстовой части техзадания привела к разночтению. Заказчик нарушил пункты 1, 3 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ» (решение Тюменского УФАС от 02.02.2018 № Т18/07-223).

Заказчик вправе прописать требование к товару, когда закупает работы или услуги - включить в документацию ГОСТы товаров, которые контрагент обязан использовать в работе.

Можно ли прописать требование к возрасту техники?

Да, заказчик вправе предъявлять требования к возрасту продукции.

Заказчик провел конкурентную закупку техники по Закону № 223-ФЗ. В техзадании прописал критерий: «Тягач с годом выпуска не старше 2 (двух) лет».

Участник счел требование незаконным и обратился ФАС. Основание: условие ограничило количество участников.

Жалоба признана необоснованной. «Заказчик вправе предъявлять требования к качеству и техническим характеристикам закупки. Критерии возраста техники не противоречит положениям Закона № 223-ФЗ».

Решение Тюменского УФАС от 12.07.2017 № Т17/103-223.

Количество

Заказчик обязан прописать количество товара или объем работ и услуг, которые закупает.

Закупаете муку: «Количество товара: 200 кг».

Включить примерное количество продукции в извещение нельзя.

(п.3 ч.9 ст.4 № 223-ФЗ)

Срок поставки

Заказчик вправе прописать срок исполнения договора конкретной датой или периодом времени.

При закупке канцтоваров: «Не позднее 31 мая 2018 года» или «В течение 10 дней с даты заключения договора».

Когда договор предполагает не единовременную поставку: «Ежемесячно по заявке заказчика, в течение двух рабочих дней с даты получения заявки» или «Ежемесячно не позднее 10-го числа каждого месяца».

Место поставки

Указывается место, куда должны поставить продукцию, - адрес или территорию. Например, закупаете поставку канцелярии. В техзадании заказчик указал: г. Москва, ул. Ленина, д.1, офис 101.

Территорию уточняют, когда точно определить адрес нельзя, например, при закупке транспортных услуг.

Пример формулировки: «Место оказания услуг: Волгоградская обл., Светлоярский район, с. Цаца».

Что нельзя указывать в техзадании?

С 1 июля 2018 года заказчикам по 223-ФЗ нельзя включать в документацию ряд требований к продукции. Запретили включать в техзадание (п.2 ч.6.1 ст.3):

  • товарные знаки (но есть исключения!);
  • знаки обслуживания;
  • фирменные наименования;
  • патенты;
  • полезные модели;
  • промышленные образцы;
  • название страны происхождения товара.

п.2 ч.6.1 ст.3 Закона № 223-ФЗ.

Правило действует, если условия необоснованно ограничат количество участников. При этом предусмотрели исключение: требования из списка заказчик вправе включить, когда нет другой возможности более точно прописать характеристики объекта закупки.

Отличия понятий «товарный знак» и «торговая марка»

Товарный знак - это юридически защищенный элемент индивидуализации товара. На товарный знак, зарегистрированный в госреестре товарных знаков, выдают свидетельство.

Торговая марка - это индивидуальный, но не защищенный юридически элемент индивидуализации компании, товара.

Два понятия различаются юридическим статусом элемента индивидуализации. Чтобы торговую марку превратить в товарный знак , организация или ИП ее регистрирует (ст. 1481, 1477 ГК, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2016 № 05АП-11609/2015).

Наименование товарного знака заказчик обязан сопроводить фразой «или эквивалент» (п.3 ч.6.1 ст.3). Важно установить параметры эквивалента.

Заказчик закупает бумагу. В техзадание можно включить фразу: «Бумага «Снегурочка» или эквивалент».

Используйте фразу «или эквивалент» только с товарным знаком.

В законе 223-ФЗ прямо указано, что слова «или эквивалент» следует добавлять только к товарному знаку (п.3 ст.6.1 ст.3 223-ФЗ).

Когда вместе с работами или услугами закупаете товары, заказчик вправе указать конкретную марку. К товарному знаку добавьте фразу «или эквивалент».

Заказчик планировал отремонтировать помещение и в техзадание вписал грунтовку «Тифенгрунд» или эквивалент.

Если поставите эту фразу рядом с продукцией или технологией, которые не являются товарным знаком, ФАС посчитает это нарушением.

Четыре исключения, когда слова «или эквивалент» писать не нужно

П.3 ч.6.1 ст.3 223-ФЗ (исключения)

    Закупаете запасные части, расходные материалы к машинам и оборудованию, которые уже используете.

    Например, используете в работе принтер конкретной марки и заказчику необходимы только оригинальные картриджи к данному принтеру. В техзадании в этом случае можно прописать товарный знак без слов «или эквивалент».

    Можно ли включить в описание объекта закупки товарный знак при закупке картриджей?

    Если покупаете картриджи для оборудования, которое уже используете - да.

    Если нет, то закупить картриджи конкретной марки можете с фразой «или эквивалент».

    Заказчик закупал картриджи и указал в аукционной документации товарный знак без слов «или эквивалент». ФАС признала такие действия нарушением: «заказчик не указал в документации, что приобретает расходные материалы к оборудованию, которым пользуется. Также заказчик не доказал, что гарантийный срок на технику, для которой закупает картриджи, не истек».

  1. Товары с другими товарными знаками невозможно совместить с продукцией, которую уже используете. Закупаете зарядные устройства для ноутбуков или мобильных телефонов. Тогда в документации вправе прописать требование к товарному знаку.
  2. Закупаете товары, чтобы исполнить контракт по Закону № 44-ФЗ.
  3. Закупаете товары, работы или услуги по международным договорам или договорам заказчиков по Закону № 223-ФЗ, которыми предусмотрены конкретные марки товаров.

Как применять ГОСТы

Заказчики применяют госстандарты, когда описывают объект закупки. При этом необходимо учитывать технические регламенты, документы из национальной системы стандартизации, другие требования к объекту закупки. Это предусмотрено п.1 ч.10 ст.4 Закона № 223-ФЗ. Закупку товаров, работ, услуг, которые не подпадают под техрегламенты и национальные стандарты заказчик обязан обосновать. Такие правила введены статьей 25 Федерального закона от 05.04.2016 № 104-ФЗ.

Продукция, на которую обязательно нужен сертификат, прописана в постановлении Правительства от 01.12.2009 № 982.

Технические регламенты. Техрегламент устанавливает обязательные требования к товарам, работам, услугам. Например, к продукции, проектированию, производству, строительству, монтажу, наладке, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации, утилизации.

Технический регламент принимают:

Например, для мебели действует технический регламент ТР ТС 025/2012, который утвержден решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.10.2012 № 189.

Чтобы подтвердить, что продукция отвечает требованиям техрегламентов, производитель должен получить сертификат или оформить декларацию соответствия. Заказчик требует от исполнителя сертификат или декларацию, когда составляет документацию о закупке. Технические регламенты размещают на сайте Росстандарта.

Документы национальной системы стандартизации. К документам национальной системы стандартизации относят:

  • национальный стандарт;
  • основополагающий национальный стандарт;
  • предварительный национальный стандарт;
  • правила стандартизации;
  • рекомендации по стандартизации;
  • информационно-технические справочники.

В закупках применяют национальные стандарты и информационно-технические справочники, которые есть на сайтах www.gost.ru , docs.cntd.ru .

Национальный стандарт разрабатывает технический или проектный технический комитет по стандартизации, а утверждает федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации. В стандарте устанавливают общие характеристики товара, работы, услуги. Документ рассчитан для всеобщего применения (федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ).

В России в качестве межгосударственных и национальных стандартов применяют соответственно ГОСТ и ГОСТ Р. Заказчики в документации о закупке вправе ссылаться на оба стандарта. Сведения о ГОСТ и ГОСТ Р размещены на официальном сайте Росстандарта (gost.ru).

Информационно-технический справочник

В документе описаны технологии, процессы, методы, способы, оборудование. На сайте Росстандарта размещено 10 справочников, которые применяют к различным работам. Пример - информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям ИТС 6-2015 «Производство цемента», который действует с 1 июля 2016 года.

Чтобы подтвердить, что продукция отвечает требованиям национальных стандартов, производитель или поставщик получает сертификат. Заказчик вправе установить в документации о закупке требование, чтобы участник представил сертификат соответствия вместе с сопроводительными документами к продукции.

При описании объекта закупки заказчик использует стандартные показатели из ГОСТов, СНиПов, технических регламентов.

В техзадание достаточно включить ссылку на конкретный ГОСТ , технические условия и санитарные нормы. Прописывать характеристики, которые предусмотрены в стандартах, не обязательно. Такие действия не нарушат пункт 1 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ.

Пример

Заказчик не уточнил характеристики из стандарта

Заказчик включил в документацию требование, чтобы товар отвечал конкретному ГОСТу. Характеристики, которые предусмотрены стандартом, не прописал. Участник пожаловался в ФАС. Контролер посчитал, что заказчик прописал не все сведения и нарушил п.1 ч.10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ и ч.1 ст.17 Закона № 135-ФЗ.

Учреждение опротестовало решение антимонопольного органа. Суд признал выводы ФАС ошибочными. Закон № 223-ФЗ не запрещает устанавливать условие, согласно которому продукция должна отвечать требованиям нормативно-технических документов. Ссылки на государственные стандарты, санитарные правила заказчик вправе прописать в техзадании. Условие: документы общедоступны и позволяют определить конкретные параметры и характеристики предмета закупки (п. 3 обзора судебной практики Президиума Верховного суда от 16.05.2018).

ВАЖНО:

Не забывайте проверять, действует ли ГОСТ!

Если заказчик укажет недействующий стандарт, неверно опишет объект закупки - основание для обжалования закупки в ФАС.

Не забудьте проверить, чтобы ГОСТ и показатели товара отвечали друг другу.

Заказчик закупал краску. В описании он указал ГОСТ и характеристики: «Эмаль ПФ-115 высшего или первого сорта. Цвет - черный». Но по ГОСТ, который указан в документации - эта краска черного цвета может быть исключительно первого сорта.

Убедитесь, что ГОСТ подходит для объекта закупки.

Заказчик закупает спецодежду для медицинского персонала. В документации указал ГОСТ 12.4.280-2014 «Одежда специальная для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий».

Выдержка из ГОСТ 12.4.280-2014:

«Настоящий стандарт не распространяется на спецодежду разового (кратковременного) использования, на стерильную спецодежду для всех отраслей медицины, спецодежду для работающих в чистых помещениях».

Пример

Что делать, если в документации заказчик указал недействующий ГОСТ?

Если сроки позволяют, внесите изменения в документацию о закупке.

Если срок для внесения изменений истек - отмените закупку. Если ошибку обнаружили на этапе рассмотрения заявок или на этапе заключения договора, тогда заявки рассмотрите, договор заключите на условиях, которые указали в извещении и документации о закупке.

Как описать продукцию, которая подпадает под 2 ГОСТа?

Заказчик указывает, что товар должен отвечать нескольким ГОСТам. В тех.задании устанавливаются показатели, которые предусмотрены стандартами, но не противоречат друг другу.

При закупке пшеничного хлеба в техзадании заказчик указал: «хлеб должен быть пропеченным, не влажным на ощупь, без следов непромеса и отвечать требованиям ГОСТ 27842-88 и ГОСТ 31805-2012».

Однако, если включить в описание объекта закупки требование, что хлеб должен быть эластичным, это будет нарушением, так как этот показатель указан только в ГОСТе 27842-88 и будет противоречить ГОСТу 31805-2012.

Вправе ли заказчик указать в техзадании цвет товара?

Закон не запрещает прописать требование к цвету товара. Однако есть риск, что участник пожалуется в ФАС.

Если цвет товара - принципиальная характеристика.

Заказчик в описании объекта закупки указал, что нужны хирургические нити синего цвета. Один из претендентов подал в ФАС жалобу. ФАС признала жалобу необоснованной, а потребность учреждения - объективной. Синий цвет - наиболее контрастный по отношению к внутренним органам, тканям, крови и другим естественным цветам организма, поэтому именно синие нити удобно использовать, когда врачи проводят операции.

Как описать объект закупки, когда нет ГОСТов, технических регламентов, технических условий?

Заказчик не обязан во всех случаях закупок руководствоваться ГОСТами, стандартами или техническими регламентами. Если нужно провести закупку объекта с определенными качественными характеристиками, то можно использовать характеристики и показатели, которые установил официальный производитель.

НО!!! Заказчик обязан обосновать , почему не применяет ГОСТы, стандарты, технические регламенты.

Если объект закупки не подходит под описание из техрегламентов и национальной системы стандартизации, заказчик вправе установить другие требования к товарам, работам, услугам. При этом нужно обосновать, почему заказчику необходима продукция с другими характеристиками.

п.1 ч.10 ст.4 Закона № 223-ФЗ.

Формулировка обоснования

Пример 1. Товар, работа, услуга с конкретными характеристиками нужна, чтобы «…повысить уровень безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повышения уровня экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений».

Пример 2. Закупается продукция, которая необходима для «…взаимозаменяемости технических средств (машин и оборудования, их составных частей, комплектующих изделий и материалов), технической и информационной совместимости, сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных».

Можно ли при описании объекта закупки взять характеристики товара с сайта производителя?

Можно, при этом характеристики не должны ограничивать конкуренцию.

Необходимо изучить аналоги товара, которые представлены на рынке. Выявить отличные параметры и установить характеристики, под которые будут подпадать несколько товаров.

Заказчик планирует купить сушильную машину ВС-30. На рынке также представлены аналоги - ST-33 и UU 075. Характеристики машин:

Чтобы не ограничить конкуренцию, объект закупки описывают, например, так:

  • наименование продукции - сушильная машина;
  • загрузка - не менее 30 кг и не более 35 кг;
  • объем барабана - не менее 634 л;
  • вид обогрева - электрический и другие виды обогрева (при наличии).

Подобные показатели не ограничат конкуренцию и позволят поставить продукцию разных производителей. п.2 ч.1 ст.3 Закона № 223-ФЗ.

Любое проведение закупки, которое осуществляется на основании Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе», предусматривает обязательное проведение описания объекта закупки.

Каким образом должна формироваться данная часть документации о закупке и какие правила следует соблюдать заказчику?

Статья 33 Федерального закона №44-ФЗ как регулятор правил

Так как проведение требует тщательного описания объекта, ради получения которого и проводится такая процедура, в Федеральном законе «О контрактной системе в сфере закупок» выделена специальная статья, которая четко формулирует правила, в соответствии с которыми может оформляться документация о закупке, в частности, описываться объект закупки.

Данная статья постоянно подвергается изменениям, последние из которых были внесены Федеральным законом №504-ФЗ от 31 декабря 2017 года и вступили в силу с 1 июля 2018 года. В основном проводимые с 2014 года изменения данной статьи направлены на то, чтобы в полной мере отразить те нюансы, которые формируются в части описания объекта закупки, так как в законодательстве, которое регулирует вопросы, направленные на обеспечение возможностей , также постоянно вносятся различные изменения, направленные на формирование свободной конкуренции и возможности осуществления конкурентных закупок.

Так, в частности, при описании объекта закупки заказчик не имеет права указывать какие-либо сведения, которые могут ограничить возможности для участия в проводимой закупке широкого числа участников, которые могут стать потенциальными по тому или иному контракту.

Правила описания объекта закупки

Объект закупки при формировании специализированной сопровождающей документации должен быть описан с учетом правил, которые законодатель сформулировал в рамках статьи 33 «О контрактной системе». К числу таких правил относятся:

  • возможность указания в описании объекта закупки только технических, функциональных и качественных характеристик, а также эксплуатационных параметров для тех случаев, когда речь идет о необходимости внесения таких сведений . При этом при составлении описания строго запрещено указывать конкретные фирменные наименования или товарные знаки, если это может существенно ограничить возможности для осуществления конкурентной закупки. Единственным исключением является тот случай, когда проведение подобной закупки происходит для того, чтобы приобрести товар, который является составной частью эксплуатируемого заказчиком механизма и не имеет аналогов. В остальных случаях следует указывать дополнительно фразу «или эквивалент», так как это позволит избежать возможного ограничения конкуренции;
  • указание конкретных технических характеристик и иных показателей для случаев, когда идет речь о закупке рекомендованных к приобретению товаров, которые относятся к специально сформулированным спискам закупаемых товаров . Формирование описания должно содержать ту терминологию, которая была сформулирована в стандартизационных документах, утвержденных Правительством Российской Федерации. Если таковые термины не используются, заказчик обязан обосновать использование других показателей или терминологии при составлении описания;
  • в описании объекта закупки может быть указано его изображение, чертежи, эскизы, фотографии, схемы и другие графические объекты, которые позволят идентифицировать закупаемый предмет или группу предметов , а также подготовить потенциальному участнику закупочной процедуры , которые должны быть предоставлены для допуска к участию в процедуре;
  • при составлении описания объекта закупки государственному заказчику законодатель дал право приводить результаты тестирований, информацию о проведенных относительно конкретного объекта закупок , если это позволит определить, какие именно производители должны быть у поставляемого товара, но не смогут ограничить возможности конкуренции при осуществлении закупки;
  • если речь идет о закупке лекарственного препарата, то заказчик вправе указывать его международное наименование либо химические и группировочные наименования, если международное отсутствует или не присвоено . Если речь идет о закупке лекарственных средств, для которых сформирован перечень, утвержденный федеральными органами, в который включены торговые наименования, характеризующие те или иные лекарственные препараты, то в описании объекта закупки могут быть указаны такие торговые наименования;
  • если речь идет о товаре, который должен обладать гарантийным сроком, то требования о его наличии и предоставлении исполнителем по контракту соответствующих сведений в момент поставки товара подлежат включению в описание объекта закупки .

В том случае, если объект закупки описан с нарушениями указанных выше правил, должностное лицо заказчика, допустившее такие ошибки, может быть привлечено к и подвергнуться штрафу в размере до пятидесяти тысяч рублей.

Типичные ошибки при описании объекта закупки и варианты их исправления

При составлении описания объекта закупки нередко государственный заказчик допускает целый ряд ошибок, которые в последующем могут привести к судебному разбирательству по основанию необоснованного ограничения конкуренции. Среди типичных ошибок на сегодняшний день встречаются:

  • отсутствие указания на возможность поставки эквивалента для товара, если для него был указан конкретный товарный знак . В связи с этим законодатель позволил государственному или муниципальному заказчику отказаться от указания слов «или эквивалент», но обосновать в описании объекта закупки, по какой причине не может быть поставлен эквивалент указанного товарного знака, например, в силу технической несовместимости используемого заказчиком оборудования или машин с поставляемыми запасными частями других марок в силу их технического различия;
  • отсутствие конкретных технических характеристик поставляемого товара или выполняемых работ . В данном случае для исправления такой ошибки следует полностью переработать описание объекта закупки и привести его в соответствие с требованиями, установленными пунктами 1 и 2 части 1 статьи 33 Федерального закона №44-ФЗ;
  • наличие противоречивых требований к потенциально поставляемому или выполняемому объекту закупки . Для исправления данной ошибки потребуется переработка документации о закупке и приведение ее в соответствие с требованиями действующего законодательства;
  • наличие слишком большого количества требований к объекту закупки, которые становятся излишними по своему содержанию . Такое излишнее описание может привести к неоправданному ограничению возможности участия в закупке широкого круга и возникающей конкуренции.

Чаще всего для того, чтобы исправить все допущенные ошибки, потребуется полная переработка составленной документации к проводимой процедуре закупки.

Если описание объекта закупки составлено неверно, это может привести к проверке нарушений со стороны Федеральной антимонопольной службы и даже к судебным разбирательствам. Если же описание объекта закупки составлено верно, то это позволит избежать возможных проблем для государственного или муниципального заказчика.