Работы на высоте: о порядке обучения работников безопасным методам и приемам выполнения работ. Распоряжение о проведении обучения работников администрации безопасным методам и приемам выполнения работ, проверке знаний по охране труда Обучение рабочих безо

Проводятся для рабочих и инженерно-технических работников на всех предприятиях и в организациях независимо от характера и степени7 опасности производства, стажа, квалификации и опыта работающих, а также для лиц, прибывших на предприятие для прохождения производственной практики. Общее руководство и ответственность за правильную организацию инструктажа и обучение работающих возлагается на главного инженера предприятия или на лицо, его заменяющее. Ответственность за своевременное и качественное проведение инструктажа и обучения на холодильной установке возлагается на начальника компрессорного цеха и сменных механиков.

Начальник компрессорного цеха на основе правил и типовых инструкций по технике безопасности и производственной санитарии обязан обеспечить разработку производственных инструкций для каждой профессии (работы) с учетом конкретных местных условий и специфики производства. Разработанные инструкции представляются на согласование инженеру по охране труда (технике безопасности) и утверждение главному инженеру предприятия и заводскому комитету профсоюза. Утвержденные инструкции должны быть доведены до каждого машиниста и вывешены на рабочем месте. Начальник компрессорного цеха и сменные механики обязаны осуществлять постоянный контроль за выполнением обслуживающим персоналом инструкций и указаний по безопасным методам и приемам работы и правилам поведения на производстве и не допускать нарушений их.

По характеру и времени проведения инструктаж работающих подразделяют на вводный, первичный на. рабочем месте, повторный, внеплановый и текущий.

Вводный инструктаж проводит инженер по охране труда или лицо, на которое возложены обязанности инженера по охране труда. Первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и текущий проводит непосредственный руководитель работ (по холодильной установке - начальник компрессорного цеха).

Вводный инструктаж проводят со всеми принимаемыми на работу независимо от их образования, стажа работы по данной профессии или должности, а также с командированными, учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику. Он должен проводиться в кабинете охраны труда или в специально оборудованном помещении с использованием современных технических средств обучения и пропаганды, а также наглядных пособий (плакатов, натурных экспонатов, макетов, моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов). Вводный инструктаж проводят по программе, разработанной с учетом требований стандартов ССБТ, а также всех особенностей производства, утвержденной руководителем или главным инженером предприятия по согласованию с заводским комитетом профсоюза!
При вводном инструктаже каждого работника знакомят с основными положениями действующего законодательства по охране труда, технике безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности; правилами внутреннего трудового распорядка и поведения на территории предприятия, в производственных и вспомогательных помещениях, а также со значением предупредительных надписей, плакатов, знаков, звуковой и световой сигнализации; правилами техники безопасности на холодильных установках; безопасными условиями работы в цехах; инструкциями по обслуживанию оборудования; общими понятиями о правилах безопасности при эксплуатации электроустановок и подконтрольных Ростехнадзору объектов; основными требованиями, относящимися к самим работающим, по производственной санитарии и личной гигиене; назначением и порядком пользования диэлектрическими перчатками, очками, респираторами, противогазами и другими индивидуальными средствами защиты; основными причинами несчастных случаев и мероприятиями по их предупреждению; приемами и методами оказания доврачебной помощи при несчастных случаях, поражении электрическим током, отравлениях, удушье и ожогах; порядком сообщения, расследования и оформления несчастных случаев, связанных с производством; порядком уведомления об авариях, несчастных случаях и замеченных нарушениях правил техники безопасности и производственной санитарии, которые могут привести к авариям, травмированию или профзаболеванию работающих; со значением и задачами инструктажа на рабочем месте. О проведении вводного инструктажа и проверке знаний делают запись в журнале регистрации вводного инструктажа (личной карточке инструктажа) с обязательными подписями инструктируемого и инструктирующего.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводят со всеми вновь принятыми на предприятие, а также переведенными с одной работы на другую или с обслуживания одного вида оборудования на другой, учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику.

Для лиц, которые не связаны с обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием инструмента, хранением сырья и материалов, первичный инструктаж на рабочем месте не проводят. Список профессий работников, освобожденных от первичного инструктажа на рабочем месте, утверждает руководитель предприятия по согласованию с заводским комитетом профсоюза.

Первичный инструктаж на рабочем месте по правилам техники безопасности и производственной санитарии проводится непосредственно на холодильной установке начальником (механиком) компрессорного цеха. Проводят его по инструкциям по охране труда, разработанным для машинистов с учетом требований стандартов ССБТ и основных вопросов инструктажа на рабочем месте, индивидуально с каждым рабочим в форме беседы и подкрепляют примерами безопасных методов работы, подробным разбором случаев нарушения производственной дисциплины, правил и инструкций по безопасным приемам и методам работы и последствий, которые могли произойти в результате допущения нарушений. Рабочего подробно знакомят с назначением, расположением и устройством оборудования; схемами, инструкциями и правилами по эксплуатации оборудования, предохранительных приспособлений и ограждений; приборами автоматики, устройствами световой и звуковой сигнализации, аварийного освещения и вентиляции; правилами безопасного обращения с электрооборудованием и пользования индивидуальными защитными средствами, поведения в условиях аварийного режима и при авариях.

После окончания первичного инструктажа вновь принятый рабочий, переведенный с одной работы на другую, если он не имеет достаточного опыта и навыков в работе, прикрепляется начальником компрессорного цеха к квалифицированному машинисту для практического обучения безопасным приемам и методам работы. Продолжительность работы для вновь поступившего в качестве стажера устанавливает администрация предприятия в зависимости от сложности и опасности выполняемой работы, но не менее 10 дней. Обучение проводится под контролем начальника компрессорного цеха или механика. К самостоятельной работе машиниста холодильных установок допускают только после того, как специально, созданная комиссия проверит его знания и практические навыки безопасного выполнения работ, выставит общую оценку и даст заключение о возможности допуска проверяемого к самостоятельной работе. Допуск к самостоятельной работе фиксируют датой и подписью инструктирующего в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте (личной карточке инструктажа).

Начальник компрессорного цеха не должен допускать к самостоятельной работе рабочих, не прошедших инструктажа и не имеющих практических навыков безопасного выполнения работ, а также не прошедших соответствующей стажировки, требуемой правилами безопасности.

Повторный инструктаж на рабочем месте проходят все работающие за исключением лиц, указанных выше, независимо от квалификации, образования и стажа работы не реже чем через шесть месяцев. Проводят его с целью проверки и повышения уровня знаний правил и инструкций по охране труда индивидуально или с группой машинистов по программе первичного инструктажа на рабочем месте. Повторный инструктаж рабочих проводится по указанию и под контролем начальника компрессорного цеха. При проверке необходимо убедиться в четком знании и понимании каждым рабочим правил и инструкций по технике безопасности и умении применять навыки, полученные при вводном инструктаже и первичном инструктаже на рабочем месте. Если в результате проверки будут выявлены неудовлетворительные знания рабочим правил и инструкций по технике безопасности, применение неправильных приемов работы, необходимо отстранить его от работы, дать ему все необходимые объяснения и непосредственно на рабочем месте показать, как нужно правильно работать, применяя безопасные методы. Только после того, как в результате проверки убеждаются в усвоении рабочим необходимых знаний или приемов работы, он может быть допущен к дальнейшему выполнению работ.

Внеплановый инструктаж проводят при изменении правил по охране труда, замене или модернизации оборудования, изменении технологического процесса, нарушении работниками требований безопасности труда, которые могут привести или привели к травме, аварии, взрыву или пожару; при перерывах в работе - для работ, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда, более чем на 30 календарных дней, а для остальных работ - 60 календарных дней.

Проведение внепланового инструктажа является обязательным по предписанию инспекторов Ростехнадзора, технического инспектора труда профсоюза и инженера по охране труда предприятия. Каждый рабочий, с которым произошел несчастный случай, после восстановления трудоспособности и перед тем как приступить к работе должен в обязательном порядке пройти внеплановый инструктаж. Внеплановый инструктаж на рабочем месте проводят те же работники, обязанностью которых является проведение первичного и повторного инструктажа.
Текущий инструктаж проводят с работниками перед производством работ, на которые оформляется наряд-допуск. Проведение текущего инструктажа фиксируют в наряде-допуске на производство работ.

О проведении первичного инструктажа на рабочем месте, повторного и внепланового, лицо, проводившее инструктаж, делает запись в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте (личной карточке инструктажа) с обязательными подписями инструктируемого и инструктирующего. При регистрации внепланового инструктажа указывают причину, вызвавшую его проведение.

Формы журналов регистрации вводного инструктажа, инструктажа на рабочем месте, личной карточки инструктажа, примерная программа вводного инструктажа и перечень основных вопросов инструктажа на рабочем месте приведены в ГОСТ 12.0.004-79. Организация обучения работающих безопасности труда. Общие положения.

Записи о проведении инструктажа заносят в журнал по следующей форме: номер по порядку (с начала года); фамилия, имя и отчество инструктируемого; название цеха; назначение работы (профессии), по которой проводится инструктаж; дата и причина проведения инструктажа; подпись получившего инструктаж, подпись проводившего инструктаж. Страницы журнала должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью предприятия.

Кроме проведения установленного инструктажа, машинистам выдаются письменные инструкции для более глубокого изучения и запоминания их. Большую роль в усвоении правил техники безопасности играют печатные инструкции, плакаты и схемы, вывешенные на рабочих местах.
Повышение рабочими уровня знаний по безопасности труда осуществляют на курсах повышения квалификации и на курсах по безопасности труда. Повышение квалификации рабочих осуществляется в порядке, установленном Госпрофобром СССР, Госкомтрудом СССР и ВЦСПС. Программы повышения квалификации должны содержать темы по охране труда с включением в них сведений о стандартах безопасности труда (ССБТ).

Курсы по технике безопасности организуются, как правило, отделом кадров предприятия по распоряжению главного инженера. Обучение на курсах проводят лекционным методом с демонстрацией наглядных пособий, кинофильмов, плакатов, моделей, диапозитивов, образцов оборудования, инструментов и приспособлений,^руководствуясь программой, разработанной в соответствии со»специфическими особенностями предприятия и профессиональным составом группы и утвержденной главным инженером предприятия. Главный инженер и инженер по охране труда обязаны оказывать курсам методическую и организационную помощь.

У всех рабочих, окончивших курсы повышения квалификации, проверяют знания по технике безопасности во время сдачи квалификационных экзаменов в установленном порядк. Проверку знаний проводят в индивидуальном порядке путем устного опроса или с применением технических средств обучения и контроля знаний.

Периодичность проведения инструктажа, обучения и проверки знаний, а также продолжительность стажировки машинистов предусмотрены Правилами устройства и безопасной эксплуатации аммиачных холодильных установок (приложение 4).

Повышение знаний инженерно-технических работников по безопасности труда осуществляется при повышении квалификации их на специальных курсах (семинарах) по охране труда, в институтах повышения квалификации, на курсах при научно- исследовательских институтах и предприятиях, а также на факультетах и курсах повышения квалификации при высших учебных заведениях.

Программы повышения квалификации инженерно-технических работников разрабатывают и утверждают министерства (ведомства) по согласованию с соответствующими ЦК профсоюза. Программы должны содержать разделы по охране труда, включая требования безопасности, изложенные в стандартах ССБТ.

В случае повышения квалификации на предприятиях создаются действующие экзаменационные комиссии, возглавляемые руководителями или главными инженерами этих предприятий. Перед экзаменами организуются консультации и краткосрочные семинары с целью углубления знаний инженерно-технических работников по наиболее сложным вопросам техники безопасности. В межэкзаменационный период предприятия обеспечивают повышение уровня знаний инженерно-технических работников по технике безопасности. На каждом предприятии должны разрабатываться и утверждаться руководителем календарные планы тематических курсов, семинаров, конференций, совещаний и лекций. По окончании обучения инженерно-технических работников должна быть предусмотрена проверка знаний вопросов охраны труда. Прием экзаменов проводится по графику, утвержденному руководителем предприятия.

Обучение инженерно-технических работников холодильной установки и проверка знаний ими инструкций по безопасной эксплуатации холодильного оборудования должны проводиться ежегодно. Дополнительная или внеочередная проверка знаний правил, норм и инструкций по технике безопасности проводится при вводе в действие новых или переработанных в установленном порядке правил безопасности; при назначении впервые на работу в качестве лица технического надзора или переводе инженерно-технического работника на другую должность, требующую дополнительных знаний по технике безопасности; по требованию органов Ростехнадзора, вышестоящих организаций и технических инспекций профсоюза в случаях, когда будет установлено недостаточное знание правил, норм и инструкций по технике безопасности инженерно-техническими работниками.

Результаты экзаменов оформляют протоколами, которые хранятся у инженера по охране труда или в отделе кадров. Лицам, сдавшим экзамен по технике безопасности, выдают удостоверение за подписью председателя и одного из членов комиссии. Лицо, не сдавшее экзамен по технике безопасности, руководителем может быть оставлено в занимаемой должности при условии сдачи экзамена повторно, в срок не позднее трех месяцев.

Для успешной эксплуатации холодильных установок необходимо организовать повышение общеобразовательного уровня и технической квалификации обслуживающего персонала, ознакомление с опытом передовой технической эксплуатации на данном и других холодильных предприятиях.

  • Какое обучение по охране труда необходимо для допуска к самостоятельной работе вновь принятого работника?
  • Может ли работать специалистом по ОТ на предприятии сотрудник имеющий опыт работы, но не имеющий профильного высшего образования?
  • Имеет ли право подписывать протокол проверки знаний учащихся, преподаватель, принятый в учебный центр по договору ГПХ?
  • Как происходит обучение по ОТ врачей и медсестер, имеющих только лечебную функцию?
  • Кого внести в список персонала для обучения охране труда?

Вопрос

Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и обучение по охране труда – это одно и тоже? Или есть какой документ, ставящий знак равенства между этими двумя понятиями?

Ответ

2.1. Проведение инструктажа по охране труда

2.2. Обучение работников рабочих профессий (в данном разделе говорится об обучении безопасным методам и приемам выполнения работ)

2.3. Обучение руководителей и специалистов

Т.е. и все виды инструктажей, и обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, и обучение по От и проверка знаний требований ОТ (с выдачей удостоверений) - это все относится к обучению по ОТ.

Таким образом, «знак равенства между этими двумя понятиями» ставит Порядок 1/29.

Но установленный порядок прохождения этих видов обучения ( , обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, и обучения по охране труда с последующей проверкой знаний и выдачей удостоверений) отличается.

Как и когда должно проводиться обучение безопасным методам и приемам выполнения работ работников рабочих профессий указано в разделе 2.2. Порядка 1/29.

Извлечения:

2.2.1. Работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан организовать в течение месяца после приема на работу обучение безопасным методам и приемам выполнения работ всех поступающих на работу лиц, а также лиц, переводимых на другую работу

Обратите внимание! Процедура данного обучения не прописана. Следовательно, Вы имеете право в включить раздел «Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ согласно производственным инструкциям и инструкциям по ОТ». Если нет производственных инструкций, то - согласно руководствам (инструкциям) по безопасной эксплуатации оборудования.

Таким образом, факт проведения обучения безопасным методам и приемам выполнения работ будет у Вас подтвержден записью о прохождении инструктажа на рабочем месте и содержанием программы инструктажа. Сроки, установленные в п. 2.2.1., также будут соблюдены. Вы проведете это обучение сразу после приема на работу работника (т.е. в отведенный Вам месяц Вы «укладываетесь).

НО… это касается только работников, принимаемых на работу с допустимыми условиями труда. Поскольку …- см. п.2.2.2.

2.2.2. Работодатель (или уполномоченное им лицо) обеспечивает обучение лиц, принимаемых на работу с , безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а в процессе трудовой деятельности - проведение периодического обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда .

Т.е. для работников с вредными и опасными условиями труда установлен именно такой порядок:

1) сначала обучение безопасным методам и приемам выполнения работ,

2) затем - стажировка - для практического освоения

3) затем - сдача экзамена,

4) только после этого - допуск к самостоятельной работе.

Т.е. для этих работников Вы сначала проводите , включающий в свою программу теоретическое обучение безопасным методам и приемам выполнения работ,

2) затем проводите стажировку - для практического освоения приемов безопасного выполнения работ непосредственно на рабочем месте (под руководством руководителя стажировки),

3) затем принимаете экзамен,

4) только после этого издаете приказ о допуске к самостоятельной работе.

Впоследствии с данными работниками (работающими во вредных условиях труда) Вы уже буде проводить труда и проверку знаний требований охраны труда .

Порядок, форма, периодичность и продолжительность данного обучения устанавливается работодателем в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими безопасность конкретных видов работ. См. п.2.2.3. Порядка 1/29.

В центре дополнительного профессионального образования "Юнитал-М" вы можете пройти обучение по программе "Безопасные методы и приемы выполнения работ". Обучение по курсу "Безопасные методы и приемы выполнения работ" проводится в соответствии с требованиями Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утв. Постановлением Минтруда России и Минобразования России №1/29 от 13.01.2003 г., ГОСТ 12.0.004-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения. Программа направлена на повышение уровня знаний работников по вопросам безопасности труда.

Кому необходимо обучение:

  • работникам рабочих профессий, поступающим на работу, а также переводимым на другую работу.
  • персонал, занятый на работах, к которым предъявляются повышенные требования безопасности труда

Что вы получите:

  • Слушателям, успешно освоившим программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдается Удостоверение установленного образца по программе "Безопасные методы и приемы выполнения работ" и выписка из протокола.

Программа обучения:

  • Общие требования охраны труда.
  • Опасные и вредные производственные факторы, действующие на работников.
  • Требования к производственным и административным помещениям.
  • Требования к технологическим процессам, к производственному оборудованию.
  • Требования к размещению производственного оборудования и организации рабочих мест.
  • Требования к вентиляции и отоплению, к освещению, к защите от шума.
  • Требования при производстве работ, эксплуатации оборудования и объектов с повышенной опасностью.
  • Требования к применению средств индивидуальной защиты работников.
  • Ответственность за нарушение требований охраны труда.

Важно знать!

Работодатель обязан организовать в течение месяца после приема на работу обучение безопасным методам и приемам выполнения работ всех поступающих на работу лиц, рабочих профессий, а также лиц, переводимых на другую работу.

Безопасные методы труда– методы, позволяющие создать условиятруда, исключающие производственный травматизм и возникновение профессиональных заболеваний.

Работающий должен быть обучен безопасным приемам работы, обя-зан уметь правильно оценить производственную обстановку, своевременнозамечать и устранять опасности. Порядок и виды обучения безопасности труда регламентируются ГОСТ12.0.001-90 «Организация обучения безо-пасности труда. Общие положения». Ответственность за организацию своевременного и качественного обучения и проверку знаний в целом попредприятию и учебному заведению возлагают на его руководителя, а в подразделениях– на руководителя подразделения. Своевременность обу-чения контролирует отдел охраны труда или инженерно- технический ра-ботник, на которого возложены эти обязанности приказом руководителя.

Обучение завершается экзаменом по безопасности труда. Рабочие, связан-ные с выполнением работ повышенной опасности, а также объектов, под-контрольных органам государственного надзора, должны проходить пе-риодическую проверку по безопасности труда. При получении рабочим неудовлетворительной оценки повторнуюпроверку знаний назначают не позднее одного месяца. До повторной про-верки он к самостоятельной работе не допускается. Перед очередной проверкой знаний на предприятиях организуют за-нятия, лекции, семинары, консультации по вопросам охраны труда.

Инструктажи по характеру и времени подразделяют следующие ви-ды:

Вводный инструктаж проводится со всеми вновь принимаемыми на работу независимо от их образования, стажа работы по данной профессии, с временными работниками, командированными, учащимися и студента-ми, прибывшими на производственное обучение или практику, а также с

учащимися в учебных заведениях перед началом лабораторных или прак-тических работ. На предприятии вводный инструктаж проводит инженер по охране труда, а с учащимися в учебных заведениях– преподаватель.

После окончания инструктажа делают запись в журнале регистрации ввод-ного инструктажа с обязательной подписью инструктируемого и инструк-тирующего.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводят со всеми вновь принятыми на предприятие, переводимыми из одного подразделения в другое, командированными, временными работниками, со студентами и учащимися, прибывшими на практику и при проведении практических за-нятий в учебных классах, лабораториях.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводят с каждым работ-ником или учащимся индивидуально с практическим показом безопасных приемов и методов труда.

Повторный инструктаж проходят все рабочие, независимо от квали-фикации, образования, стажа, характера выполняемой работы не реже од-ного раза в полугодие. Проводят его индивидуально или с группой работ-ников, обслуживающих однотипное оборудование, по программе первич-ного инструктажа.

Внеплановый инструктаж проводят:

1. При введении в действие новых или переработанных стандартов, правил, инструкций по охране труда, а также изменения к ним.

2. При изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приспособлений и инструмента, ис-ходного сырья, материалов и других факторов, влияющих на безо-пасность труда.

3. При нарушении работающими и учащимися требований безопасности труда, которые могут привести к травме, аварии, взры-ву или пожару, отравлению.

4. По требованию органов надзора.

5. При перерывах на работе– для работ, к которым предъ-являют дополнительные(повышенные) требования безопасности труда– более чем на30 календарных дней, а для остальных работ– 60 дней.

Целевой инструктаж проводят при производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение и другие документы; при органи-зации массовых мероприятий с учащимися(экскурсии, походы).

Первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой проводит непосредственный руководитель работ(мастер, пре-подаватель). Инструктажи на рабочем месте завершаются проверкой зна-ний. Знания проверяет работник, проводивший инструктаж.

Лица, показавшие неудовлетворительные знания, к самостоятельнойработе не допускаются и обязаны вновь пройти инструктаж.

О проведении первичного инструктажа на рабочем месте, повторно-го, внепланового, работник, проводивший инструктаж, делает запись вжурнале регистрации. При регистрации внепланового инструктажа указывают причину егопроведения. Целевой инструктаж фиксируется в наряд-допуске или другой доку-ментации, разрешающей производство работ.

Вопрос

АТТЕСТАЦИЯ РАБОЧИХ МЕСТ

При проведении аттестации рабочих мест необходимо руководствоваться «Временными межотраслевыми рекомендациями по аттестации рабочих мест в промышленности», соответствующими отраслевыми рекомендациями. Аттестация - логическое продолжение составления паспортов производственных объединений (предприятий). В ходе ее учитывают также результаты проведенной ранее (при разработке Программы сокращения ручного труда и Комплексного плана улучшения условий, охраны труда и санитарно-оздоровитель-ных мероприятий) паспортизации ручных работ и работ, связанных с неблагоприятными условиями труда. В свою очередь, результаты аттестации создают основу для внесения необходимых дополнений в соответствующие программы и планы. В дальнейшем указанные работы должны быть совмещены по срокам и проводиться по единому первичному документу.
Для проведения работы по аттестации (переаттестации) и рационализации рабочих мест на предприятии создают центральную общезаводскую комиссию, возглавляемую главным инженером. В ее состав включают руководителей функциональных подразделений (технологического, конструкторского, труда и заработной платы и т. д.), представителей партийной, профсоюзной организаций, совета бригадиров, НОТ, ВОИР и др. Состав общезаводской аттестационной комиссии и график проведения аттестации в цехах утверждает приказом руководитель предприятия. График проведения аттестации разрабатывают в такой последовательности:
- рабочие места, на которых применяют ручной труд с тяжелыми и вредными условиями;
- рабочие места, на которых применяют только ручной труд;
- рабочие места, на которых применяются ручной труд параллельно с механизированным; другие рабочие места.
Цеховые аттестационные комиссии возглавляют начальники цехов. В их состав включают мастеров, технологов, нормировщиков, представителей партийной и профсоюзной организаций, бригадиров и передовых рабочих. Состав цеховых аттестационных комиссий, сроки проведения аттестации рабочих мест в цехах, а также графики проведения аттестации на участках утверждают начальники цехов. Ответственность за проведение аттестации рабочих мест на предприятии несут главный инженер и начальники цехов.

Функции цеховой аттестационной комиссии:

Сопоставляет фактические значения показателей, характеризующих организационно-технический уровень рабочего места, с нормативными и фиксирует - оценку соответствия (несоответствия) аттестуемых показателей в акте аттестации рабочего места;

Принимает решения об аттестации (неаттестации) рабочего места;

Проводит технико-экономический анализ характеристик рабочего места, вырабатывает и фиксирует в акте аттестации решение о дальнейшем

Использовании аттестованных и неаттесто-ванных рабочих мест;

Представляет общезаводской аттестационной комиссии такие документы: акты аттестации рабочих мест, подписанные всеми членами цеховой аттестационной комиссии; технико-экономические расчеты, подтверждающие возможность (невозможность) их сокращения; проект плана мероприятий по повышению организационно-технического уровня неаттестованных рабочих мест и предложения по срокам их повторной аттестации; проект плана сокращения рабочих мест и предложения по созданию новых, отвечающих прогрессивным решениям.

Общезаводская аттестационная комиссия рассматривает акты аттестации и технико-экономические расчеты и принимает окончательное решение по дальнейшему использованию рабочих мест. Рассматривает предложения цеховых аттестационных комиссий по повышению организационно-технического уровня рабочих мест и поручает функциональным подразделениям разработать конкретные мероприятия (по соответствующим направлениям) для их включения в план повышения эффективности производства предприятия. Устанавливает сроки повторной аттестации неаттестованных рабочих мест.

Общезаводские и цеховые комиссии должны привлекать к участию в проведении аттестации рабочих мест передовиков производства, инженерно-технических работников, рационализаторов и изобретателей. Для развития творческой инициативы рабочих и специалистов в этом направлении целесообразно создавать творческие группы, периодически проводить смотры-конкурсы на лучшую постановку работы по аттестации рабочих мест.

Материально поощряют работников предприятия за разработку и внедрение мероприятий по рационализации рабочих мест, сокращению неэффективных и высвобождению персонала производства из фондов премирования за создание и внедрение новой техники, материального поощрения и заработной платы.


Похожая информация.


Введение

Безопасность жизнедеятельности в широком смысле определяют как «науку об оптимальном взаимодействии человека со средой обитания», причем среда обитания определяется как часть пространства и совокупность реальных объектов, окружающих человека в местах его пребывания. Современный человек в своей повседневной жизни неотделим от мира машин, что нашло отражение в термине «техносфера», понимаемом как мир техники, искусственная, созданная человеком среда, входящая в биосферу и взаимодействующая с ним. И это взаимодействие со временем становится все более драматичным. Последние десятилетия отмечены резким ростом числа аварий, человеческих жертв, размеров экономического ущерба, деградации природной среды.

В связи с этим выделяют ближайшую и стратегическую задачи безопасности жизнедеятельности как научного направления. Ближайшая задача - это обеспечение здоровых условий жизни и труда, высокой продолжительности жизни. Стратегическая задача подразумевает обеспечение выживаемости и сохранение цивилизации в условиях бурно развивающихся экологического и социального кризисов. Ни в коей мере не являясь простой суммой знаний, содержавшихся в читаемых ранее курсах «Охрана окружающей среды», «Охрана труда», "«Гражданская оборона", учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» обобщает многие данные, положения, выводы, полученные в рамках соответствующих научных направлений, и служит, таким образом, методологической базой для решения конкретных вопросов в области безопасности труда, экологической безопасности, безопасности в чрезвычайных ситуациях. Кроме этого, она интегрирует в себе элементы таких наук как физика, химия, теория надежности, физиология, гигиена, эргономика, инженерная психология, таких специальных разделов математики как алгебра логики, теория вероятностей, математическая статистика, теория катастроф.

Цели безопасности жизнедеятельности как учебной дисциплины формулируются как приобретение теоретических знаний и навыков для выявления, оценки и контроля опасностей окружающей среды, в том числе производственной, а также разрабатываемой техники и технологии, разработки и осуществления мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий, создания безопасных условий жизнедеятельности, проектирования оптимальных производственных и трудовых систем, прогнозирования и принятия правильных решений в условиях чрезвычайных ситуаций.

Однако, к концу 20-го века была осознана необходимость создания новой науки, обобщающей научные данные нескольких дисциплин, формирующей единый понятийный, теоретический и методологический аппарат. В 1990 г. впервые официально появилось название «Безопасность жизнедеятельности». Предмет с таким названием был введен в учебные программы вузов Приказом №473 Госкомвуза СССР.

Объектом изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) является комплекс явлений и процессов в системе «человек - среда обитания», негативно воздействующих на человека и среду оби обитания.

Цель изучения дисциплины - это получение знаний о методах и средствах обеспечения безопасных и комфортных условий деятельности человека на всех стадиях его жизненного цикла.

Обучение безопасным методам работы и инструктаж на производстве

Обучение работающих безопасным методам труда

Обучение и инструктаж по безопасности труда носит непрерывный многоуровневый характер и проводится на: промышленных предприятиях транспорта, связи, строительства, в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях, во внешкольных учреждениях и в процессе трудовой деятельности. Обучение основам безопасности труда в учебных заведениях организуется и проводится на всех стадиях обучения, в учебно-воспитательных учреждениях. Обучение безопасности труда при подготовке рабочих, переподготовке и обучению вторым профессиям.Согласно статьи 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан проводить инструктажи по охране труда и стажировки на рабочем месте. Правила проведения инструктажей по охране труда определены в Порядке обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации, утвержденном постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29. Все принимаемые на работу лица, а также командированные в организацию работники и работники сторонних организаций, выполняющие работы на выделенном участке, обучающиеся образовательных учреждений, проходящие производственную практику проходят вводный инструктаж. Его проводит специалист по охране труда или работник, на которого приказом по предприятию возложены эти обязанности. Вводный инструктаж по охране труда проводится по программе, разработанной на основании законодательных и иных нормативных правовых актов РФ (в частности, ГОСТ 12.0.004-90 (1999)

Инструктаж на рабочем месте

Инструктаж на рабочем месте заключается в ознакомлении работников с основными положениями и требованиями по безопасности труда, санитарными правилами, нормами и гигиеническими нормативами, строительными нормами и правилами, техническими регламентами, стандартами (государственными, отраслевыми, организации), правилами устройства и безопасной эксплуатации различных видов оборудования, правилами и инструкциями по охране труда, организационно - методическими документами, методическими указаниями, рекомендациями, а также с имеющимися опасными или вредными производственными факторами, описаниями и демонстрациями безопасных методов и приемов выполнения работ. Инструктаж по охране труда завершается проверкой знаний устным опросом или с помощью технических средств обучения, а также проверкой приобретенных навыков безопасных способов выполнения

Повторный, внеплановый, целевой инструктаж

Повторный инструктаж работников на рабочем месте проводится для того, чтобы повысить уровень их знаний и навыков по охране труда. Его проходят все работники не реже 1 раза в 6 месяцев за исключением тех работников, которые согласно приказу работодателя освобождаются от первичного инструктажа. Повторный инструктаж может проводиться индивидуально с каждым работником или с группой работников одной профессии. Внеплановый инструктаж проводится: - при введении в действие новых или изменении законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, а также инструкций по охране труда; при изменении технологических процессов, замене или модернизации оборудования, приспособлений, инструмента и других факторов, влияющих на безопасность труда;- при нарушении работниками требований охраны труда, если эти нарушения создали реальную угрозу наступления тяжких последствий (несчастный случай на производстве, авария и тому подобное.); - по требованию должностных лиц органов государственного надзора и контроля; - при перерывах в работе (для работ с вредными и (или) опасными условиями - более 30 календарных дней, а для остальных работ - более двух месяцев;- по решению работодателя (или уполномоченного им лица). Целевой инструктаж проводится в следующих случаях: при выполнении разовых работ, которые напрямую не связаны с обязанностями по специальности (погрузка, выгрузка, уборка территории и тому подобное);- при ликвидации аварий, последствий стихийных бедствий и катастроф; при производстве работ, на которые оформляются наряд-допуск, разрешение и другие специальные документы; при проведении в организации массовых мероприятий. Все виды инструктажа должны проводиться непосредственно руководителем работ. Проверка знания требований охраны труда. Экзамены по охране труда сдают все работники предприятия, за исключением руководителей подразделений и должностных лиц, прошедших обучение по охране труда в специализированных учебных центрах и имеющих соответствующее удостоверение.