Справочная юридическая информация. Социальные льготы для военнослужащих и их семей

Главная Карьера Служба по призыву

Добро пожаловать в Вооруженные Силы!

Служба в Вооруженных Силах — важный этап в биографии каждого мужчины. Здесь ты пройдешь не только хорошую школу жизни, но и приобретешь настоящих друзей, окрепнешь физически и духовно, возмужаешь, тебе будет доверено боевое оружие. В рядах Вооруженных Сил РФ (ВС РФ) у тебя есть возможность проявить себя с самой лучшей стороны, понять, на что ты действительно способен. Ведь сегодня в российской армии большое внимание уделяется физической подготовке , дисциплине, воспитанию ответственности и умению постоять за себя и своего боевого товарища.

Долг, честь, служба Отечеству — вот главные составляющие мотивации военной службы.

Мир меняется, появляются новые угрозы и вызовы, и российская армия меняется вслед за ними. Новый облик Вооруженных Сил России, в которых ты будешь служить, разительно отличается от того, что был прежде.

Примечание: В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2017 г. № 444-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» с 2018 года создан и действует механизм, позволяющий гражданам в возрасте от 18 до 27 лет, ранее переданным в запас по состоянию здоровья, пройти медицинское освидетельствование с передачей на учет призывников, тем самым реализовать свое конституционное право и обязанность по защите Отечества.

Граждане, проходящие военную службу по призыву, с даты ее начала до окончания приобретают статус военнослужащих. Военнослужащие обладают установленными законодательством РФ правами и свободами человека и гражданина, за некоторыми исключениями. В связи с особым характером выполняемых обязанностей военнослужащим предоставляются социальные гарантии и компенсации (п. 2 ст. 1 , п. п. 1 , 2 ст. 2 Закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ).

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву (далее — военнослужащие), имеют, в частности, следующие права.

Право на защиту свободы, чести и достоинства

Воинская дисциплина строится на правовой основе, уважении чести и достоинства военнослужащих. За оскорбление военнослужащих, насилие и угрозу применения насилия, посягательство на их жизнь, здоровье, честь, достоинство, жилище, имущество и другие действия (бездействие), нарушающие и ущемляющие их права в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, предусмотрена ответственность. Так, за нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими виновные привлекаются к дисциплинарной и к уголовной ответственности (п. 2 ст. 5 Закона N 76-ФЗ; ст. ст. 335 , УК РФ; п. 2 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ и п. 19 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ, утв. Указом Президента РФ от 10.11.2007 N 1495).

Военнослужащие могут быть задержаны или подвергнуты аресту, в том числе в качестве дисциплинарного взыскания. О задержании военнослужащих вне расположения их воинской части уведомляются органы военного управления, органы военной прокуратуры и военные следственные органы Следственного комитета РФ (п. 3 ст. 5 Закона N 76-ФЗ).

Право на свободу передвижения

Право на свободу передвижения военнослужащих ограничено необходимостью поддержания ими боевой готовности воинских частей и своевременного прибытия к месту военной службы. Военнослужащие вправе свободно передвигаться в расположении воинской части и не вправе выезжать за пределы местного гарнизона, за исключением случаев убытия в отпуск или командировку. Один раз в неделю военнослужащий, если на него не наложено дисциплинарное взыскание «лишение очередного увольнения», имеет право на увольнение из расположения полка (п. 1 ст. 6 Закона N 76-ФЗ; п. п. 239 , Устава).

Право на свободу слова, свободу совести и вероисповедания

Право военнослужащих на свободу слова ограничивается запретом разглашения ими государственной и военной тайны, обсуждения и критики приказов командира.

Военнослужащие не вправе отказываться от исполнения обязанностей военной службы по религиозным мотивам и использовать свои служебные полномочия для пропаганды отношения к религии. При этом создание религиозных объединений в воинской части не допускается (п. 1 ст. 7 , п. п. 2 , 5 ст. 8 Закона N 76-ФЗ).

Право на участие в управлении делами государства и общественными объединениями

Военнослужащие имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Кроме того, они могут состоять в общественных объединениях, за исключением политических, и участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении обязанностей военной службы, а также участвовать на безвозмездной основе в управлении общественно-государственными организациями, осуществляющими развитие военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта (ст. 9 Закона N 76-ФЗ).

Право на труд

Характер служебной деятельности и перемещение по службе определяются квалификацией военнослужащих и служебной необходимостью. При этом время нахождения граждан на военной службе по призыву засчитывается в их общий трудовой стаж из расчета один день военной службы за два дня работы. Направлять военнослужащих на работы, не связанные с военной службой, допускается только в установленных законом случаях.

Военнослужащим запрещено участвовать в забастовках, а также прекращать исполнение обязанностей военной службы в целях урегулирования вопросов, связанных с ее прохождением (п. 3 ст. 7 , абз. 5 п. 2 , п. п. 3 , 8 ст. 10 Закона N 76-ФЗ).

Право на отдых

Продолжительность служебного времени определяется распорядком дня воинской части в соответствии с требованиями общевоинских уставов. Ежедневно военнослужащим предоставляется не менее восьми часов для сна и двух часов для личных потребностей, а также не менее одних суток отдыха еженедельно. В определенных случаях военнослужащие имеют право на отпуск по личным обстоятельствам на срок до 10 суток, не считая времени проезда к месту отпуска. Кроме того, на основании заключения военно-врачебной комиссии может быть предоставлен отпуск по болезни (п. п. 2 , , , 10 ст. 11 Закона N 76-ФЗ; п. 63 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 N 565).

Право на жилище, денежное довольствие, продовольственное и вещевое обеспечение

Военнослужащие, кроме находящихся на кораблях, размещаются в казармах. На время службы за ними сохраняются жилые помещения, занимаемые ими до призыва на военную службу. Также они не могут быть сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п. 11 ст. 15 Закона N 76-ФЗ; п. 168 Устава).

Военнослужащие обеспечиваются денежным довольствием, состоящим из оклада по воинской должности и дополнительных выплат, в том числе за особые условия службы. Продовольственное и вещевое обеспечение военнослужащих осуществляется по установленным нормам (ст. 12 , п. п. 1 , 2 ст. 14 Закона N 76-ФЗ; ч. 3 ст. 2 Закона от 07.11.2011 N 306-ФЗ; пп. «б» п. 2 Постановления Правительства РФ от 09.02.2004 N 65).

Право на охрану здоровья, медицинскую помощь и страховые гарантии

Право военнослужащих на охрану здоровья предполагает, в частности, ограничение опасных факторов военной службы, бесплатное получение медицинской помощи и обеспечение лекарственными препаратами, а также бесплатное санаторно-курортное лечение в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии. Кроме того, военнослужащие подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета (Закона N 76-ФЗ).

Право на обращение в суд и на юридическую помощь

Военнослужащие имеют право на защиту своих прав и интересов через суд. При этом расходы по уплате государственной пошлины за подачу жалобы (заявления) в суд по вопросам, связанным с прохождением военной службы, возмещают соответствующие воинские части. Также военнослужащие вправе получать юридическую помощь адвоката по вопросам, в частности, связанным с прохождением военной службы (п. 1 ст. 21 , п. 3 ст. 22 Закона N 76-ФЗ; п. 2 Постановления Правительства РФ от 06.06.2005 N 352).

Право на оружие

Военнослужащие имеют право на хранение, ношение, применение и использование оружия в установленном порядке при исполнении обязанностей военной службы, а при необходимости и во внеслужебное время (п. 4 ст. 1 Закона N 76-ФЗ; п. 13 Устава).

Подготовлено на основе материала

адвоката Тригнина В.Г.,

Коллегия адвокатов г. Москвы

«Военная коллегия адвокатов»

Солдаты срочной службы обязаны провести на службе 1 год. Однако за ними и их семьями закрепляется ряд льгот. Действуют они на протяжении всего срока срочной службы.

После демобилизации солдата из армии право на льготы военнослужащему срочной службы отменяется.

Прежде всего, солдаты, проходящие службу по призыву, имеют право на труд.

При этом реализуется он следующим образом: за каждый день «работы» в армии в трудовой стаж идет два рабочих дня. То есть, прослужив год, мужчина получает трудовой стаж в два года.

В дальнейшем это положительно сказывается при трудоустройстве и начислению различных пособий (например, при расчете больничного листа).

Время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) — один день военной службы за два дня работы.

В случае если человек был отозван в армию из ВУЗ а или СПУЗ а, то после армии он имеет право быть восстановленным на тот же курс.

Кроме того за солдатами срочной службы сохраняется рабочее место. Для того чтобы после армии приступить к своей должности у работодателя, у гражданина есть ровно 3 месяца.

Если человек не приступил к обязанностям, то право на сохранение места прекращается.

Скачать и распечатать бесплатно

Солдаты — срочники имеют право получать бесплатное медицинское обслуживание на весь период службы .

При этом если собранная комиссия врачей назначает лечение за пределами подведомственных части организаций, то лечение проводится за счет средств государства.

Проезд до места лечения тоже оплачивается государством.

Бесплатное лечение осуществляется только на территории России. Медикаменты на бесплатной основе предоставляются только из официального утвержденного списка.

Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

С 2015 года были отменены налоги на доходы физических лиц для граждан, призванных в армию. Денежное довольствие, которое они получают, не облагается налоговым вычетом .

Кроме того на период нахождения в армии отменяется налог на имущество и земельный участок, которые находятся в собственности гражданина.

Беременн

ая жена военнослужащего имеет право на получение денежного пособия. В 2017 году единовременная выплата составляет 24565,89 рублей с учетом индексации.

При этом пособие получить может только женщина, срок беременности у которой не менее 180 дней. До этого периода выплата не предусматриваются.

Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, выплачивается независимо от наличия права на иные виды государственных пособий гражданам, имеющим детей, установленные настоящим Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации.

Кроме того военнослужащему, у которого есть ребенок младше 3-х лет , положены ежемесячные выплаты пособия, размер которого в 2017 году составляет 10528,24 рублей. Выплаты производятся матери или опекуну ребенка. В зависимости от того, кто фактически осуществляет уход.

При этом ежемесячное пособие выплачивается только в период службы по призыву отцом, после чего отменяются.

Пособие выплачивается с того момента, как отец ребенка попал в армию, и перестает выплачиваться не позднее последнего дня службы в армии. Поэтому сумма последней выплаты может отличаться от установленной законодательством. Скачать и распечатать бесплатно

Мать солдата — срочника имеет право на снижение оплаты коммунальных платежей, однако действует эта льгота не всегда.

Так, если в квартире или доме установлены индивидуальные счетчики, по которым производится оплата услуг ЖКХ, то скидка на них не распространяется.

Родители имеют право не оплачивать квартплату за сына, который служит по призыву, в течение всего срока его службы. Это же касается жилищно-коммунальных услуг, которые рассчитываются по общим основаниям, исходя из количества прописанных на жилой площади человек.

Например, вывоз мусора или оплата электроэнергии общедомового пользования (освещение в подъезде).

В случае если во время воинской службы гражданин погиб, его родители или семья получают единовременную выплату, размер которой составляет 120 окладов. Кроме того для трех членов семьи за счет государства оплачивается проезд к месту захоронения, а в последующие годы — ежегодный проезд для одного члена семьи.

В случае если военнослужащий по призыву попадает в больницу в тяжелом состоянии, то его мать или супруга имеют право за счет средств федерального бюджета прибыть в госпиталь из своего населенного пункта.

При этом оплата подразумевает проезд только для одного члена семьи.

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

В 2018 году значительных изменений в законодательстве не предусмотрено. Перечень льгот остается открытым. Государство оставляет за собой право устанавливать новые льготы, а также дополнительные денежные выплаты для данной категории льготников.

Льготы для военнослужащего срочной службы и членов его семьи распространяются только на период несения военной службы. После окончания службы право на льготы отменяется.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Молодые люди, являющиеся гражданами РФ и не имеющие противопоказания по здоровью обязаны служить в армии в течение 1 года. На этот период времени для них и членов их семей предусматриваются некоторые льготы. В статье рассмотрим какие предоставляются льготы военнослужащим срочной службы и как их получить.

Кому предоставляются льготы

Получая статус военнослужащего, граждане РФ также приобретаются права, свободы и обязанности, предусмотренные нашим законодательством и гарантированные государством. Основной обязанностью военнослужащих является защита РФ и выполнение этой задачи в абсолютно любых условиях, даже если они связаны с риском для жизни.

Под лицами, проходящими военную службу по призыву относят: солдат, матросов, сержантов и старшин. Свой статус военнослужащего молодые люди приобретают на момент начала службы в армии, а теряют его по окончании (закон «О воинской обязанности и воинской службе»).

Весь процесс от посещения призывной комиссии до даты направления по месту прохождения службы называют призывом в армию. До этого времени молодые люди обязаны состоять в военном комиссариате на воинском учете.

Важно! В настоящее время срочная служба или служба по призыву продолжается всего 1 год. Годными к прохождению службы в армии считаются молодые люди, возраст которых составляет 18 – 27 лет (включительно) и не имеющие по состоянию здоровья отсрочки.

Если в момент прохождения срочной службы военнослужащие попадают в плен, либо заложники, но на весь период за ним будет сохраняться данный статус. В случае, когда военнослужащие пропадают без вести, статус за ними сохраняется до того момента, пока они официально будут признаны умершими или пропавшими без вести. Указанным категориям военнослужащих по призыву также продолжается начисление пособий и иных видов соцобеспечения, но выплата их производится уже членам семьи.

Льготы военнослужащим срочной службы

Военнослужащие по призыву выполняют особые обязанности, которые могут даже сопровождаться опасностью, поэтому государством предусмотрены для них некоторые гарантии и компенсационные выплаты. Господдержка осуществляется в зависимости от того, какую должность или звание занимает военнослужащий, а также при каких условиях и какие задачи им выполняются .

Для военнослужащих срочной службы предусмотрены следующие льготы:

  • весь период службы в армии будет включен в трудовой стаж, при этом 1 день службы приравнивается к 2 дням работы;
  • если служба предусмотрена в районах с тяжелым климатом и плохой экологией, в условиях, опасных для жизни, то военнослужащим предусматриваются дополнительные льготы и компенсации, а также полагается пенсия по старости из-за особых условий труда;
  • жилье, которое занимали военнослужащие до призыва сохраняются за ними, вычеркивать их из перечня граждан, которые нуждаются в улучшении условий жизни нельзя;
  • бесплатная медпомощь, возможность изготовления и ремонта зубных протезов, обеспечение медикаментами и медизделиями по рецепту и перечню в военных медучреждениях (в случае отсутствия необходимых изделий в военных медучреждениях, возможность получить их в гос- или муниципальных учреждениях);
  • для доноров крови предоставляется два дня отдых – в день сдачи крови и один день после;
  • санаторно-курортное лечение, если на то имеются показания от военной врачебной комиссии;
  • если военнослужащий отбывает в связи с болезнью в отпуск, то ему полагается дотация за лечение;
  • страхование за счет федерального бюджета;
  • льготы при оплате спортивных и культурных мероприятий;
  • бесплатный проезд на общественном транспорте по городу, а также в командировки, отпуск и на лечение;
  • бесплатное отправление писем, посылок;
  • поступление в ВУЗ без оплаты, вне конкурса;
  • если уход в армию был из учебного заведения, то при возвращении молодого человека должны восстановить на этот же курс;
  • после увольнения за срочником сохраняется в течение трех месяцев возможность возвращение на работу на свою или не ниже должность в госорганизацию, а также выделяется матпомощь для обзаведения хозяйством;
  • на весь период службы освобождение от уплаты НДВЛ и налога на имущество призывника.

Социальная поддержка членов семьи военнослужащим срочной службы

Помимо самих призывников, социальная поддержка со стороны государства также оказывается и членам их семей. К ним относят: супругов, детей до 18-летного возраста, а также иждивенцев. Членам семьи предусмотрены следующие виды помощи:

  • жене после 180-дней беременности – единовременное пособие 26 539,76 рублей;
  • детям до 2 лет – ежемесячное пособие 11 451,86 рублей;
  • одинокой матери призывника – в случае сокращения на работе предоставляется преимущественное право на оставление;
  • родителям призывника – на весь период службы льготы при оплате ЖКУ, которая заключается в возможности не платить квартплату за своего сына, а также иные коммунальные услуги, которые рассчитываются по числу лиц, прописанных в квартире;
  • бесплатные проезд до госпиталя одному из родителей, если их сын-призывник находится в тяжелом состоянии;
  • в случае гибели призывника семье выплачивается материальная поддержка в размере 120 окладов, а также оплачивается проезд к месту захоронения: трем близким – в первый год и одному – в следующем году.

Порядок оформления льгот военнослужащим срочной службы

Пособие может выплачиваться и иным лицам (одному из членов семьи, опекуну), непосредственно осуществляющим уход за малышом, если мама ребенка:

  • умерла или признана пропавшей без вести;
  • лишена или ограничена в родительских правах;
  • является недееспособной, имеет проблемы со здоровьем, которые не позволяют ей осуществлять за малышом уход;
  • находится под арестом, осуждена.

Выплата пособия предусмотрена только до достижения ребенком 3 лет, но не ранее даты обращения за ним и не позднее даты увольнения отца ребенка в запас.

Важно! Размер детского пособия ребенку срочника установлен в фиксированном размере, но его размер увеличивается в зависимости от регионального коэффициента.

Для оформления пособия на ребенка, его мама должна обратиться в соцзащиту по месту проживания. В этот же орган обратиться нужно будет и за единовременной выплатой. Заявление на выплату подать можно сразу с момента поступления отца ребенка на службу и не позднее 6 месяцев с момента ее окончания.

Документы, необходимые для оформления пособия на ребенка

При обращении в соцзащиту населения за пособием жене военнослужащего по призыву помимо заявления нужно будет предоставить следующие документы:

  • свой паспорт и паспорт отца ребенка;
  • свидетельство о рождении ребенка;
  • справку о прохождении отцом ребенка службы в армии;
  • справка из женской консультации, подтверждающая срок беременности;
  • реквизиты счета в банке для перечисления выплат.

Важно! Если обращается за пособием не мать ребенка, то потребуется предоставить документ, который подтверждает невозможность выполнения ею своих обязанностей. Это может быть решение о лишении родительских прав, свидетельство о смерти и т.д. Если уход за ребенком осуществляет опекун, то потребуется документ, подтверждающий опекунство.

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос: Для того, чтобы оформить пособие на ребенка военнослужащего по призыву обязательно ли родители ребенка должны находиться в официальном браке?

Ответ: Нет, для получения такого пособия брак родителей может быть и не зарегистрирован официально.

Вопрос: Могут ли получать пособие на детей курсанты и контрактники?

Ответ: Нет, для них такой вид помощи не предусмотрен.

Согласно российскому законодательству, существует несколько способов защиты прав человека: обжалование решения в вышестоящий орган (обжалование в административном порядке), обращение к Уполномоченному по правам человека (обмудсману) Российской Федерации, подача жалобы в Европейский суд по правам человека и, наконец, самый действенный способ – судебная защита.

Согласно Закону РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы. Ответственность государственного служащего наступает в связи с его обязанностью признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина в соответствии со статьей 5 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации».

К действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации в результате которых:

– нарушены права и свободы гражданина;

– созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;

– незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Граждане вправе обжаловать также бездействие указанных в части первой настоящей статьи органов, предприятий, объединений, должностных лиц, государственных служащих, если оно повлекло за собой последствия, перечисленные в той же части статьи.

Каждый гражданин имеет право получить, а должностные лица, государственные служащие обязаны ему предоставить возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах.

Гражданин вправе обжаловать как вышеназванные действия (решения), так и послужившую основанием для совершения действий (принятия решений) информацию либо то и другое одновременно.

К официальной информации относятся сведения в письменной или устной форме, повлиявшие на осуществление прав и свобод гражданина и представленные в адрес государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих, совершивших действия (принявших решения), с установленным авторством данной информации, если она признается судом как основание для совершения действий (принятия решений).

Итак, обжалование в административном порядке может быть нескольких видов. Например, обжалование заключения медицинской комиссии. В соответствии со статьей 25 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 граждане, подлежащие призыву на военную службу, проходят медицинское освидетельствование и имеют право на получение полной информации о показаниях на отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья.

Нередки случаи, когда призывники не соглашаются с заключениями врачей. В такой ситуации они имеют право заявить о своем несогласии с заключением об их годности к военной службе в вышестоящую призывную комиссию – в призывную комиссию Российской Федерации. В этом случае указанная комиссия организует контрольное медицинское освидетельствование такого призывника (ч. 2 п. 22 Положения о военно-врачебной экспертизе).

Кроме того, гражданам предоставляется право на производство независимой военно-врачебной экспертизы. При несогласии граждан с заключением медицинской экспертизы по их заявлению производится независимая медицинская экспертиза соответствующего вида.

Обжаловать решение призывной комиссии можно в призывную комиссию субъекта Российской Федерации. Важно то, что обжалование решения призывной комиссии военного комиссариата в призывную комиссию субъекта Российской Федерации не исключает в дальнейшем возможности обжаловать принятое призывной комиссией субъекта Российской Федерации решение в судебном порядке в случае несогласия с ним (п. 4 ст. 29 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).

Жалоба гражданина должна быть рассмотрена в пятидневный срок со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации или военному комиссару соответствующего субъекта Российской Федерации. В этом случае выполнение решения призывной комиссии или военного комиссара приостанавливается до вынесения решения призывной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации, военным комиссаром соответствующего субъекта Российской Федерации.

В суде можно также обжаловать заключения военно-врачебной экспертизы, решения призывной комиссии.

Согласно статье 51 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан заключение учреждения, производившего военно-врачебную экспертизу, может быть обжаловано в суд самим гражданином или его законным представителем в порядке, установленном гл. 25 ГПК РФ.

В конфликтных случаях окончательное решение по заключению медицинской экспертизы выносится судом.

Обжаловать решение призывной комиссии можно и в суд (п. 7 ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).

Решение призывной комиссии военного комиссариата можно обжаловать в течение трех месяцев (ст. 256 ГПК РФ). Первым днем этого срока является день получения копии указанного решения (п. 7 ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).

Решение призывной комиссии субъекта Российской Федерации, которым отказано в удовлетворении жалобы гражданина, может быть обжаловано в течение одного месяца со дня получения письменного уведомления призывной комиссии субъекта Российской Федерации об этом отказе. Согласно статье 5 Закона Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» не предоставление ответа в срок более одного месяца приравнивается к отказу. Если в течение месяца после подачи жалобы в призывную комиссию военного комиссариата субъекта Российской Федерации не получено письменного ответа на нее, то в течение следующего месяца призывник вправе обжаловать бездействие призывной комиссии военного комиссариата субъекта Российской Федерации в суд.

Решение призывной комиссии субъекта Российской Федерации по жалобе гражданина может быть обжаловано им в суд в установленный законодательством Российской Федерации срок со дня получения копии указанного решения. Решение призывной комиссии приостанавливается до вступления в законную силу решения суда.

В конфликтных случаях окончательное решение по заключению медицинской экспертизы выносится судом, однако не следует забывать про консультации у юриста или в местном Комитете солдатских матерей.

Можно также подавать жалобы Уполномоченному по правам человека РФ. Так, число обращений, поступивших в 2005 году, увеличилось по сравнению с 2004 годом на 17 %. Обращения, как правило, затрагивали вопросы предоставления льгот, реализации жилищных прав, пенсионного обеспечения, нарушения прав военнослужащих во время прохождения военной службы, обеспечения денежным довольствием, проверки законности и обоснованности привлечения военнослужащих к уголовной ответственности. Серьезнейшей проблемой, как отмечает в своем Докладе Уполномоченный по правам человека, остается соблюдение прав военнослужащих срочной службы.

Результаты посещения воинских частей сотрудниками аппарата Уполномоченного, публикации средств массовой информации свидетельствует о многочисленных нарушениях прав военнослужащих во время проведения призывных мероприятий, прохождения военной службы и увольнения с военной службы.

Учитывая остроту проблем в этой сфере, Уполномоченный в июне 2005 года опубликовал специальный доклад «О соблюдении прав граждан в связи с прохождением военной службы по призыву». В докладе нашли свое отражение вопросы, связанные с системой отсрочек; действиями органов, осуществляющих призыв на военную службу; содержанием военнослужащих на гауптвахте; привлечением военнослужащих к работам, не обусловленным исполнением обязанностей военной службы. Были предложены конкретные меры законодательного и организационного характера, направленные на совершенствование призывной системы и организации службы по призыву.

Также Уполномоченный обращает внимание на то, что проблема нарушения прав граждан органами, осуществляющими призыв на военную службу, остается актуальной. Наиболее распространены нарушения, связанные с такими факторами:

– организацией деятельности призывных комиссий;

– призывом лиц, не подлежащих призыву либо имеющих отсрочку от призыва;

– ущемлением прав граждан при медицинском освидетельствовании;

– злоупотреблениями должностных лиц и ненадлежащим исполнением должностных обязанностей в воинских частях при приеме молодого пополнения.

Имеются случаи проведения мероприятий по призыву на военную службу граждан в период действия отсрочки. В первую очередь это касается обучающихся в учебных заведениях, которые призываются до окончания сроков обучения. По требованиям военкоматов учебные заведения нередко сокращают время обучения и досрочно выдают учащимся и студентам документы об окончании этих образовательных учреждений.

Несмотря на то, что решение о призыве может быть принято только после достижения гражданином 18 лет, действия по призыву на военную службу порой совершаются в отношении лиц, не достигших этого возраста, то есть не являющихся призывниками. Наиболее типична ситуация, когда юношей, которым 18 лет должно исполниться лишь к концу призывной кампании, в нарушение законодательства принуждают заранее проходить медицинские и призывные комиссии.

Следствием плохого медицинского освидетельствования являются многочисленные факты призыва на военную службу граждан, негодных для ее прохождения, чье физическое и психическое здоровье не позволяет им справиться с тяготами армейской службы. В ряде случаев это обусловлено нехваткой врачей-специалистов, прежде всего узкого профиля: психиатров, невропатологов, окулистов и других. Имеются трудности с выявлением наркозависимых и ВИЧ-инфицированных. Врачи-наркологи в обязательный состав медицинских комиссий не входят. Исследование крови на ВИЧ в перечень обязательных медицинских исследований при призыве не включено.

По утверждению представителей Комитета солдатских матерей, сумма взятки за освобождение от службы в различных регионах колеблется от 10 тысяч рублей до 5 тысяч долларов. По данным Главной военной прокуратуры России, только в ходе весеннего призыва 2004 года в военные прокуратуры обратились свыше 4,5 тысячи человек. Большинство обращений сигнализировали о фактах взяточничества. Только в 2004 году привлечены к ответственности более 70 должностных лиц военкоматов.

Указанные факты нарушения прав граждан свидетельствуют о необходимости введения общественного контроля над призывом в армию. Многие случаи нарушений в работе призывных комиссий были выявлены и стали достоянием общественности лишь благодаря вмешательству общественных организаций. В этой связи необходимо отработать формы участия общественных организаций в работе призывных комиссий и законодательно закрепить их.

Что касается так называемой «дедовщины», то молодым призывникам следует иметь в виду, что, согласно данным статистики, в 2004 году преступность в Вооруженных Силах выросла почти на 5 % по сравнению с 2003 годом. При этом до 40 % преступлений, совершенных в 2004 году, приходится на долю посягательств на жизнь, здоровье, честь и достоинство сослуживцев или, иначе говоря, на неуставные отношения. По сравнению с 2003 годом количество подобных преступлений выросло почти на 20 %.

В настоящее время, к сожалению, не существует органа, к компетенции которого в полном объеме были бы отнесены вопросы поддержания правопорядка и борьбы с правонарушениями в армейской среде. Эти вопросы входят в сферу полномочий командиров, прокуратуры, дознавателей и других лиц.

Однако призывнику необходимо помнить об уголовной ответственности за определенные в Уголовном кодексе РФ преступления, к которым относятся преступления против военной службы, то есть предусмотренные главой 33 Уголовного кодекса РФ преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов. Подробно составы подобных преступлений были рассмотрены в первой главе.