Войти забыли пароль? Правовая и организационная форма реализации социальных функций государства

Функции государства (переводе с латинского «исполнение»)– это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом и в присущих ему формах и присущими ему методами.

Существенные признаки функций государства.

1. Функция государства не любое, а именно основное , главное направление его деятельности , без которого государство на данном историческом этапе либо на протяжении всего своего существования обойтись не может. Это устойчивая, сложившаяся предметная деятельность государства в той или иной сфере – в экономике, политике, охране природы и т.д.

2. В функциях предметно выражается самое глубинное и устойчивое в государстве – его сущность и социальное назначение.

3. Выполняя свои функции, государство тем самым решает стоящие перед ним задачи по управлению обществом, а его деятельность приобретает практическую направленность.

4. Функции государства – понятие управленческое. Они конкретизируют цели государственного управления на каждом историческом этапе развития общества.

4. Реализуются функции в определенных формах (чаще всего в правовых) и особыми, характерными для государственной власти методами.

Соотношение функций и задач: функции носят объективный характер, задачи определяются субъективным характером. Задачи и функции взаимосвязаны, они не существуют друг без друга. Но эти понятия нельзя отождествлять, хотя нельзя и противопоставлять.

Задачи определяются социальным назначением государства. Она может быть одна, а для её выполнения необходимо несколько функций. Зависимость функций определяется трояким способом:

Ø Задачи могут быть решены только через функции, т.е. функция зависит задач.

Ø Задачи определяют содержание функции.

Ø Задачи влияют на выбор мер осуществления функций.

Каждая функция государства имеет свой объект воздействия и свое содержание. Объект – определенная сфера общественных отношений, на которую направлено государственное воздействие. Объекты и служат критерием разграничения функций государства. Содержание функции показывает, что делает государство, какие управленческие действия в данной сфере оно совершает, чем конкретно занимаются его соответствующие органы.

До недавнего времени было общепризнанно, что все функции государства вытекают из классовых противоречий, носят классовый характер. В действительности даже общество, разделенное на классы, являет собой единый, целостный организм, в котором противостоящие классы, социальные группы и слои населения сосуществуют и взаимодействуют. Государство как форма организации такого общества не может не выполнять общесоциальную деятельность, не может не выступать по ряду его направлений представителем интересов всего общества. Уже восточные деспотические рабовладельческие государства выполняли экономическую функцию – организовали общественные работы по сооружению каналов и плотин, осушению болот и др. Все государства обеспечивали правопорядок, без которого не может обойтись ни одно общество.


Развитие цивилизации и демократии открывает большой простор для общесоциальной деятельности государства. В наше время общесоциальные функции государства становятся приоритетными. Расширяется и активизируется деятельность государства в духовной сфере. Сегодня особо актуальны глобальные проблемы, остро затрагивающие общечеловеческие интересы, - охрана природы и окружающей среды на всей планете, борьба с международной преступностью, демографические проблемы и др. Чем больше удельный вес общесоциальных функций государства, тем выше его роль в обществе как надежного инструмента преодоления противоречий, как средства согласования различных интересов и достижения общественного компромисса.

1.По причинам (источникам) возникновения функции государства можно подразделить на:

а) функции, вытекающие из классовых противоречий (подавление сопротивления эксплуатируемых классов и др.);

б) функции, вытекающие из потребностей общества в целом (обеспечение правопорядка, охрана природы и окружающей среды и др.).

2.По направленности функции государства подразделяются на внутренние и внешние. Система внутренних и внешних функций тесно взаимосвязаны и их трудно разграничить между собой. Внутренние функции нацелены на решение внутренних задач страны, показывают степень активности воздействия государства на данное общество, а внешние – на установление и поддержание определенных отношений с другими государствами.

Среди внутренних можно выделить блок охранительных функций – охраны существующих форм собственности, обеспечения правопорядка, охраны природы и окружающей среды, экономическую, социально-культурную и др.

4. В зависимости от сфер деятельности: политическая, экономическая, социальные, др.

5. По периоду времени – постоянные, временные (например: вовремя войны временные).

Государство должно выполнять свои функции в присущих ему формах, применять в своей деятельности различные методы.

Различаются правовые и неправовые формы реализации функций государства. В правовых формах отражаются связь государства и права, обязанность государства действовать при выполнении своих функций на основе права и в рамках закона. Они показывают как государственные органы, и должностные лица работают, какие юридические действия они совершают. Обычно выделяют три правовые формы осуществления функций государства – правотворческую, правоисполнительскую и правоохранительную.

Ø Правотворческая деятельность – это подготовка и издание нормативно-правовых актов, без которых реализация других функции государства практически невозможна.

Ø От правоисполнительской деятельности зависит тот факт, будут ли законы и другие нормативные акты реализованы или они останутся лишь благими пожеланиями законодателя.

Ø Правоохранительная деятельность, т.е. властная оперативная и правоприменительная деятельность по охране правопорядка, прав и свобод граждан и т.д., включает в себя принятие мер по предупреждению правонарушений, разрешение юридических дел, привлечение к юридической ответственности и др.

В наше время возрастает роль договорной формы в осуществлении функций государства.

Неправовые формы охватывают большой объем организационно-подготовительной работы в процессе осуществления функций государства. Она не связана с юридически значимыми действиями, влекущими за собой правовые последствия (Например: подготовительная работа по сбору, оформлению и изучению различной информации при разрешении юридического дела, ознакомление с письмами и заявлениями граждан и др.).

Методы осуществления функций государства многообразны. Выполняя правоохранительную функцию, государство использует методы убеждения и принуждения, для реализации экономической функции необходим целый набор экономических методов – прогнозирование, планирование, льготное кредитование и инвестирование, государственные субсидии, защита потребителей и др.

Лекции: Под функциями государства понимаются основные направления деятельности государства, в которых проявляется его сущность и социальное назначение. Характеристика функций не связана с описанием самостоятельной деятельности государства, а характеризует предметно-содержательную сторону направлений деятельности. Государство деятельный институт, его активная роль в жизни общества должна проявляться постоянно. Как только государство, так или иначе, устраняется от реализации своего предназначения, оно вытесняется другими видами социальной власти.

Функции государства помимо предметно-содержательной характеристики характеризуется с точки зрения их объективности, носят объективный характер. В этой характеристике: во 1) подчеркивается, что эти направления деятельности производны от содержания общественных отношений, от видов этих отношений и от видов сфер жизни общества. Жизнедеятельность общества проявляется через основные сферы: материальную, экономическую, духовную, политическую. Эти направления деятельности носят объективный характер. Если есть политическая сфера, обязательно должны быть политические направления жизни общества. Бесспорно, в каждой сфере деятельности проявляется и реализуется потребности общества. В конечном счете, осознаются эти потребности обществом. На основе их осознания формируются цели, основные направления деятельности и главные шаги в достижении этих целей, т.е. формируются задачи.

В отличие от функций, цели и задачи носят субъективный характер, т.е. являются результатом осознанной деятельности людей и свое закрепление носят в определении целей и постановке задач, ее достижении.

Представление о функциях дает классификация по содержанию направлений деятельности.

Виды функций:

1) функции экономического содержания , в рамках которых определяется роль государства в экономических отношениях общества, степень участия государства в экономических отношениях: организация рыночного хозяйства, налоговая деятельность, антимонопольное направление деятельности.

2) Функции социально-политического содержания : охрана общественного порядка и всех форм собственности, организация функционирования органов государства: в социальной сфере – организации здравоохранения, социальной помощи, организация инфраструктуры в виде средств коммуникаций (ж/д, связь).

3) направления деятельности в сфере духовной деятельности : охрана памятников культуры, организация библиотечного дела, образование в обществе.

4) природо-охранная функция характеризующая межгосударственные связи.

Цивилизационный подход. Функции делятся на управленческо - обеспечительные, охранительная функция.

Формационный подход – классовая сущность. Социальная направленность имеет второстепенную роль.

Морозова:

1. Внутренние: обеспечения народовластия, экономическая, социальная, налогообложения и финансового контроля, экологическая, охраны прав и свобод граждан.

2. Внешние: интеграции в мировую экономику, обороны страны, поддержки мирового правопорядка, сотрудничества с другими странами в области глобальных (демографические, экология, энергетические, преступность, космос и т.д.)проблем.

Социальная функция государства заключается в том, что государство обязано обеспечить своим гражданам гарантированный минимум жизненных благ, включая пищу, жилье, медицинское обслуживание. Социальная защищенность личности предполагает обеспечение минимально необходимого жизненного уровня для каждого. Социальная функция включает справедливое распределение материальных благ, борьбу с безработицей, материальную поддержку отдельных слоев населения, а именно - пенсионеров, инвалидов, детей, лиц, пострадавших от стихийных бедствий, беженцев. Кроме того, государство ответственно за создание надлежащих условий для труда, отдыха, оздоровления населения.

Социальная функция многообразна по содержанию и масштабна по объему деятельности. Главное ее назначение - обеспечить общественное благополучие, создать равные возможности для всех граждан в его достижении.

Многие государства характеризуют себя социальными. Это означает, что они считают своей важной задачей заботу о всех тех гражданах, кто в силу каких-либо причин не в состоянии обеспечить для себя нормальное существование, достойное человека. Государство проводит мероприятия направленные на защиту от безработицы, проявляет заботу о детях и нетрудоспособных людях.

Согласно статьи 7 Конституции Российской Федерации“ Российская Федерация это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека”.

в статье 39 Конституции Российской Федерации в частности сказано“ Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях предусмотренных законом.”

В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию

Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Кроме этого в РФ принят ряд важнейших законов и других актов, направленных на социальную защиту отдельных категорий граждан, например: Закон РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18.10.1991, Фед. Закон РФ “О повышении минимального размера пенсии и порядке индексации пенсий” от 27.05.1997 и др. Таким образом, государство принимает различные меры для повышения жизненного уровня граждан.

В реализации социальной функции большое место принадлежит проведению государственной политики в области образования, науки, культуры, здоровья граждан. В указанных сферах социальная функция осуществляется в форме государственной поддержки (финансовой, материальной, программной и др.) образовательных, воспитательных и научных учреждений, а так же учреждений культуры. Что касается управления и организации их работы, то они автономны, свободны в своей деятельности, и вмешательство государства здесь недопустимо.

Общество в целом, и государство заинтересованы в том, чтобы каждый гражданин имел образование, соответствующее принятому стандарту. Без образования в настоящее время немыслимо активное участие граждан в общественной жизни, в производстве, во всех сферах государственной деятельности, в связи с чем, во многих государствах образование является обязательным.

Государство поощряет и развивает искусство, обеспечивает для граждан свободу творческой деятельности. Не может быть сильного, процветающего государства без уважения и сохранения исторических традиций и культурного наследия. Воспитание граждан в духе патриотизма, уважения к историческому прошлому - непременная составная часть воспитательного процесса.

Большое значение имеет правовое воспитание. Каждый гражданин Российской Федерации обязан знать законы своего государства и строго соблюдать их.

Основы государственной политики в области образования закреплены, в частности в Законе РФ “Об образовании” от 10. 07. 1992 , в сфере защиты интересов граждан в охране здоровья - в Законе “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации” от 28.06.1991, в области культуры - в Основах законодательства Российской федерации о культуре от 9. 10. 1992 и др.

Социальная функция государства направлена на смягчение и преодоление таких издержек нынешнего переходного периода, как бедность, углубление неравенства и рост безработицы; на стабили-зацию уровня жизни населения и более равномерное распределе-ние бремени экономических трудностей между различными груп-пами населения.

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Батищева, Елена Викторовна Механизм реализации социальной функции государства (на примере деятельности уголовно-исполнительной системы) : дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01 Владимир, 2006 205 с. РГБ ОД, 61:07-12/546

Введение

ГЛАВА 1. Понятие и содержание социальной функции государства 14

1. Функции государства как объект отечественной теоретико-правовой науки.. 14

3. Характеристика основных элементов в структуре социальной функции государства 63

ГЛАВА 2. Социальная функция государства в пенитенциарной системе: правовые основы, механизм реализации и основные формы 87

1. Правовые основы и механизм осуществления социальной функции в уголовно-исполнительной системе... 87

2. Опыт реализации социальной функции в зарубежных пенитенциарных системах 120

3. Основные формы реализации социальной функции в российской пенитенциарной системе и пути их совершенствования 145

Заключение 178

Библиографический список 183

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования. На современном этапе развития России реализация государством своей социальной функции приобретает особую значимость прежде всего в отношении к социально слабым категориям населения, к лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. К таким категориям, вне всякого сомнения, можно отнести и осужденных, отбывающих наказания в местах лишения свободы. Этому есть ряд причин: во-первых, увеличивается доля осужденных в общей численности населения; во-вторых, демографические проблемы России заставляют задуматься о том, как вернуть в общество людей, которые в силу своей изоляции от него, как правило, не могут выполнять репродуктивную функцию, способствовать повышению уровня рождаемости в стране; в-третьих, в последние годы возрастает количество судебных ошибок, вызванных и слабым продвижением судебно-правовой реформы, начатой еще в 80-е годы прошлого столетия, и несовершенством действующего законодательства, и низкой квалификацией сотрудников правоохранительных органов.

Проблема реализации социальной функции в местах лишения свободы осложняется еще и тем, что до недавнего времени отсутствовала единая концепция для ее реального осуществления. В теории права и государства такая значимая подфункция социальной функции государства, как социальная работа среди граждан, изолированных от общества по причине совершения ими преступных деяний, специально не рассматривалась. Не урегулированы вопросы взаимной ответственности государства и осужденного, преступившего закон. Исследователи в области социальной функции не всегда единодушны в вопросах ее содержания, форм, методов и перспектив развития применительно к пенитенциарной системе.

Единая теория права и государства в настоящее время несколько устранилась от решения таких важнейших вопросов, как определение и изуче ниє правового статуса осужденных, специфики реализации социальной функции в отношении лиц, находящихся в местах лишения свободы, от нормативно-правового установления целей, задач и содержания социальной функции и основного элемента ее реализации - социальной работы в исправительных учреждениях (ИУ)5 а также конкретной практики их реализации и правоприменения, правового регулирования условий, необходимых для реализации осужденными своего статуса как граждан страны.

Подобному положению дел отчасти способствовали попытки отдельных ученых-юристов (Б.А.Страшун) отделить теорию права от теории государства, передав прерогативу исследования и преподавания теории государства представителям науки политологии, словно намеренно забывая о том, что законы издают и применяют органы государственной власти, и, следовательно, именно оно (государство) должно нести ответственность за судьбы лиц, временно изолированных от общества. Возможно, в предлагаемой концепции и есть определенная доля истины, но теория права и государства все-таки сохраняется как единый предмет, хотя на первый план выдвигается уже не государство, а только право.

Реализация социальной функции в отношении осужденных в любой стране должна осуществляться в соответствии с требованиями норм международного права, что зачастую нарушается почти всеми современными государствами, не исключая и Россию. Однако некоторый позитивный опыт функционирования зарубежных пенитенциарных систем, несомненно, может быть творчески переосмыслен и адаптирован для применения в российских исправительных учреждениях. В этой связи особую важность приобретает использование в научном исследовании сравнительно-исторического метода, проведение сравнительного анализа пенитенциарных систем различных стран в целом, а также реализации социальной функции по отношению к заключенным - в частности.

Издержки реализации социальной функции в местах лишения свободы можно наблюдать, анализируя, к примеру, решения Европейского Суда по правам человека, когда выявляются значительные упущения государственных органов, грубо нарушающих нормы как внутреннего, так и международного права.

Наконец, для теории права и государства актуальна и дифференциация осуществления социальной функции среди многочисленных групп осужденных в зависимости от совершенного ими деяния, их пола, возраста или психических особенностей, а также характеристики тех социальных групп, в которых они пребывали до совершения преступлений.

На важность и актуальность всестороннего изучения механизма реализации социальной функции, дифференциации ее в отношении различных категорий граждан, в том числе и лиц, отбывающих наказания в местах лишения свободы, указывает тот факт, что вопросы ее осуществления все чаще становятся предметом детального рассмотрения и анализа отечественных и зарубежных ученых.

Степень научной разработанности темы. В становление теории функций государства как направления отечественной теоретико-правовой науки внесли значительный вклад такие отечественные ученые-правоведы, как Н. Г. Александров, В. К. Бабаев, М. И. Байтин, А. Б. Венгеров, А. П. Глебов, А. И. Денисов, Л. И. Загайнов, Г. 3. Инцкирвели, Л. И. Каск, В. М. Корельский, Б. П. Курашвили, В.В.Лазарев, Г. Н. Манов, Л.А.Морозова, Л. В. Школаева, Т. Н. Радько, И. С. Самощенко, Н. В. Черноголовкин, В. М. Чхиквадзе и др.

Отдельные проблемы теории функций государства нашли отражение в работах А. Г. Андреева, Е. М. Андреевой, С. В. Бабаева, Н. И. Кереселидзе, С. Е. Коробова, Е. С. Мазаевой, А. Л. Пашукова, Д. В. Пожарского, В. А. Са-мойленко, А. В. Сим и др.

Первые довольно разрозненные научные знания о механизме реализации государством своей социальной функции и, в частности, о таком важном

ее элементе, как социальная работа с осужденными или же по крайней мере рассуждения о ее необходимости мы получаем из описаний историков, трудов социологов, криминологов, а в известной мере и специалистов по судебной психиатрии.

История применения мер уголовного наказания очень поучительна в том плане, что, во многом благодаря ее критическому осмыслению, государство и общество постепенно отходят от жестоких, унижающих человеческое достоинство мер обращения с преступниками и начинают относиться к ним как к личностям, требующим внимания и уважения.

Первые теоретические исследования одного из наиболее значимых структурных элементов социальной функции государства - социальной работы (в том числе и с осужденными) - были осуществлены такими отечественными учеными, как С. А. Беличева, В. Г. Бочарова, С. И. Григорьев, Л. Г. Гуслякова, Н. С. Данакин, В. И. Жуков, А. А. Козлов, П. Д. Павленок, А. М. Панов,

A. С. Сорвина, Е. Р. Смирнова, М. Ф. Фирсов, Е. И. Холостова, Б. Ю. Шапиро, Н. Б. Шмелева, Н. П. Щукина и др. В их трудах содержатся попытки формулирования понятийно-категориального аппарата, определения предмета и объекта, а также создания в целом научных основ и установления места социальной работы в структуре социальной функции государства и в ряду других наук.

Из зарубежных исследований можно выделить социологические труды представителей польской школы социологов, в первую очередь А. Подгурец-кого, который в своей известной работе «Очерк социологии права» выделил и описал различные группы осужденных, определил их социальные ориентации, установки, установил важность осуществления по отношению к ним социальной функции государства.

Социологи отечественного права - Т. Н. Волкова, А. И. Долгова,

B. П. Казимирчук, В.Н. Кудрявцев, Ю. А. Тихомиров, А. М. Яковлев и другие - подготовили базу для создания теоретических и практических основ осуществления социальной функции среди осужденных.

В настоящее время проблемы реализации социальной функции в отношении осужденных освещены также в медико-биологических, психолого-педагогических, криминологических и социологических исследованиях ученых различных стран, в том числе Ю. А. Алферова, Г. А. Аминева, Ю. М. Антоняна, Е. Г. Багреевой, М. С. Басенко, В. И. Белослудцева, М. А. Галагузовой, Г. Д. Долженковой, К. Ингекампа, О. Г. Ковалева, Т. Ф. Мииязевой, В. М. Морозова, Матти Лайне, А. С. Новоселовой, А. В. Пищелко, Е. А. Сизой, Н. С. Фомина, Г. И. Шнайдера.

Анализ источников последних лет дает возможность удостовериться в том, что в теоретическом плане довольно полно разработаны такие аспекты реализации социальной функции государства, как социальная деятельность в отношении инвалидов, детей, женщин, безработных и других категорий населения. При этом вопросы реализации социальной функции в пенитенциарной системе изучены явно недостаточно, хотя их разработкой уже занимались отечественные и зарубежные ученые. Отдельные направления данной работы нашли отражение в исследованиях, осуществляемых сотрудниками НИИ ФСИН России; учеными Владимирского юридического института изучен и обобщен опыт реализации социальной функции и оказания психолого-педагогической помощи заключенным в пенитенциарных учреждениях ФРГ; в специальных журналах уголовно-исполнительной системы стали появляться публикации, посвященные условиям отбывания наказания в исправительных учреждениях ряда зарубежных стран. Однако комплексных работ, максимально полно отражающих все (или хотя бы главные) аспекты реализации государством социальной функции в пенитенциарной системе, пока не создано.

Анализ научной литературы дает основание утверждать, что степень разработанности обозначенной темы в отечественной науке не отличается достаточной полнотой и глубиной осмысления, поле для продолжения научного поиска остается пока довольно обширным, чем и обусловлен ее выбор диссертантом.

Объектом данного диссертационного исследования являются отношения между лицами, лишенными свободы, и государственной властью, призванной осуществлять по отношению к осужденным социальную функцию.

Предметом диссертационного исследования является социальная функция государства и особенности механизма ее реализации в уголовно-исполнительной системе.

Цель диссертационного исследования состоит в раскрытии специфики осуществления социальной функции и ее важнейшего элемента - социальной работы в отношении лиц, содержащихся в местах лишения свободы, определении путей повышения ее качества и эффективности.

Достижение обозначенной цели предполагает решение в диссертационном исследовании следующих задач:

Установить содержание социальной функции в современном российском государстве;

Охарактеризовать специфику и эффективность реализации социальной функции в отношении лиц, осужденных за совершение преступлений;

Определить конкретные меры, осуществляемые государством в рамках реализации социальной функции государства в отношении лиц, осужденных за совершение преступлений;

Проанализировать и обобщить опыт реализации социальной функции в пенитенциарных системах зарубежных стран;

Дифференцировать осужденных по различным критериям (тяжести совершенного преступления, возраста, пола, уровню образования, состоянию здоровья и т.д.), чтобы установить оптимальные меры целенаправленного воздействия на них с целью подготовки для возвращения в общество в качестве полноценных граждан;

Сформулировать и обосновать пути и формы совершенствования реализации отдельных направлений и форм реализации социальной функции в УИС.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют отечественные и зарубежные разработки в области теории права и государства, криминологии, социологии, педагогики и психологии, теории и практики социальной работы. Это обусловлено тем, что сами проблемы диссертации находятся на стыке перечисленных дисциплин.

Подход к теме исследования с позиций теории государства предполагает прежде всего анализ в диссертации функций государства применительно к сфере исполнения наказаний, а также перевоспитания осужденных. Автору представляется необходимым и обязательным осуществление по отношению к осужденным всех функций государства, действующих применительно к любому гражданину в обществе.

Данная работа опирается также и на основные положения теории функций права.

Методологическую основу исследования составляет диалектический подход в сочетании с различными видами анализа и синтеза. В процессе исследования широко использованы общенаучные, частнонаучные и специальные методы, в том числе: историко-сравнительный, социологический, компаративистики.

Историко-сравнительиый метод применялся для определения основной линии развития социальной работы (в том числе и с осужденными) как одного из основных элементов в структуре социальной функции государства.

Социологический метод использован для классификации осужденных, определения оптимальных мер воздействия для каждой группы заключенных.

Компаративистика, или метод сравнительного правоведения, - главное средство для уяснения особенностей реализации социальной функции в местах лишения свободы в России, странах Евросоюза, США, Канады и т.д.

Наряду с перечисленными, использован также формально-логический метод, без которого невозможен творческий подход к научным исследованиям.

Эмпирическую базу исследования составляют прежде всего международные документы по правам человека, в частности, документы ООН, касающиеся заключенных, Конституция Российской Федерации, федеральные законы, нормативные правовые акты, регламентирующие различные аспекты социальной работы с гражданами, в том числе - и с осужденными, отбывающими наказания в местах лишения свободы, а также законопроекты, находящиеся в настоящее время на рассмотрении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации. Автором проанализированы опубликованные в научных изданиях и средствах массовой информации материалы социологических исследований, проведенных среди осужденных в нашей стране и за рубежом.

Научная новизна исследования обусловлена тем, что это одна их первых работ, посвященных рассмотрению и анализу социальной функции современной России как государства правового и социального. Кроме того, автором рассматривается концепция механизма реализации государством своей социальной функции в отношении лиц, отбывающих наказания в местах лишения свободы. Впервые на теоретическом уровне анализируется один из основных элементов механизма осуществления названной функции - социальная работа с осужденными.

Исследование содержит ряд обобщений, которые корректируют отдельные положения общей теории государства и права, в частности, теории функций государства. Автор делает попытку обоснования теоретической концепции социальной работы с осужденными как важнейшей подфункции социальной функции государства, а также предлагает практические рекомендации по ее совершенствованию в местах лишения свободы.

Цель и основные задачи диссертационного исследования обусловили постановку и разработку ряда принципиальных положений, выносимых на защиту:

1. Функции государства в отношении граждан, отбывающих наказания в виде лишения свободы, в принципе должны оставаться такими же, как и для обычных, уважающих закон граждан, без каких-либо изъятий, но лишь с изменением форм их реализации.

2. Социальная работа с осужденными является элементом (подфункцией) социальной функции государства, реализуемой во всем многообразии ее содержания и форм.

3. Цели наказания в социалистическом обществе, в развитых буржуазных государствах, в современной России далеко не всегда совпадают и не могут совпадать, а потому необходимо за отправную точку исследования взять не «философию наказания», а именно «излечение больных социальными недугами». Осужденный до момента совершения преступления был частицей общества граждан с правомерным поведением и таким же он должен вернуться обратно.

4. Реализация социальной функции в условиях лишения свободы должна базироваться на главном тезисе: осужденный - личность, а не только объект воздействия, а потому необходимо опираться в процессе ее осуществления на исследования в области педагогики и психологии, социологии права, т.е. на достижения в области смежных с юридическими наук.

5. Теория права и государства - базовая часть науки социальной работы - на современном этапе непременно включает в себя теорию функций государства, применяемую в условиях мест лишения свободы. Это новая область науки теории права и государства.

6. Особую значимость в современной России имеет демографическая функция государства, что обусловливает привлечение внимания к семейным проблемам осужденных. Возможно, в этой связи имеет веские основания постановка вопроса о выделении в уголовно-исполнительном праве новой подотрасли - семейное право осужденных.

7. Критерии сравнительного анализа социальной работы с осужденными в различных государствах требуют критического осмысления с учетом экономических, политических, культурных и иных особенностей каждого государства, его исторических традиций и менталитета граждан.

8. Социология права как составная часть общей теории права и государства является не только прикладной ее структурой, но и ведущей в плане подготовки материалов для совершенствования механизма реализации социальной функции государства среди осужденных.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что многие положения и выводы диссертации позволяют выработать с учетом зарубежного опыта перспективные направления и подходы к реализации социальной функции в местах лишения свободы, по-новому подойти к назначению, сущности, содержанию и формам социальной работы в отношении различных категорий осужденных.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования материалов и выводов диссертации в процессе преподавания курсов: «Теория государства и права», «Актуальные проблемы теории государства и права», «Криминология», «Социальная работа», «История правоохранительных органов», а также в повседневной деятельности представителей государственных органов и общественных объединений, участвующих в реализации социальной функции государства. Содержащиеся в исследовании рекомендации по совершенствованию форм и методов реализации социальной функции могут найти практическое применение в деятельности социальных служб в местах лишения свободы, а также при проведении правоохранительными органами профилактических мероприятий.

Материалы диссертации обсуждались на кафедре государственно-правовых дисциплин Владимирского юридического института.

Основные теоретические положения излагались диссертантом на научных конференциях и учебно-методических сборах профессорско преподавательского состава во Владимирском юридическом институте Федеральной службы исполнения наказаний, а также отражены в пяти научных публикациях по теме исследования общим объемом 1,68 п.л.

Результаты исследования внедрены в учебный процесс Владимирского юридического института, Владимирского государственного педагогического университета, отдельные положения используются в деятельности служб и подразделений Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области, занимающихся осуществлением социальной работы с осужденными.

Функции государства как объект отечественной теоретико-правовой науки

В отечественной юридической науке категория «функции государства» является одной из самых проблемных и дискуссионных, поскольку при рассмотрении практически любого аспекта теории государства и права в той или иной степени обнаруживается его связь с обозначенной категорией. Анализу функций государства посвятили свои исследования многие отечественные ученые-юристы. Среди них Н. Г. Александров, В. К. Бабаев, М. И. Байтин, A. Б. Венгеров, А. П. Глебов, А. И. Денисов, Г. 3. Инцкирвели, Л. И. Каск, B. М. Корельский, Б. П. Курашвили, Б. М. Лазарев, Л. А. Морозова, В. С. Нерсесянц, В, С. Петров, Т. И. Радько, И. С. Самощенко, Ю. А. Тихомиров, В. А. Толстик, Н. В. Черноголовкин, внесшие значитель ный вклад в формулировку указанного понятия, выделение его основных признаков, классификацию функций государства. Однако до настоящего времени многие аспекты данного вопроса далеки от единообразной трактов ки, и это касается не только самого понятия функций государства, форм и методов их осуществления, но и их классификации. Кроме того, при анализе функций государства необходимо принять во внимание, что это не застыв шая категория. Она постоянно претерпевает значительные изменения. С те чением времени одни функции существенно изменяются или даже исчезают вовсе, другие приобретают первостепенное значение, что связано с измене ниями экономического, социально-политического, государственного строя. Это привело к тому, что на современном этапе развития российского госу дарства сформировался особый перечень его функций, стали совершенно иными их содержание и цели. Становится очевидным, что теория функций сегодня также требует основательного переосмысления, которое, в свою очередь, возможно лишь при глубоком анализе накопленного ранее теоретического опыта.

Понятие «функция» не является специфическим юридическим термином, в русском языке оно имеет несколько значений в зависимости от того, к какой сфере деятельности применяется. В общепринятом смысле функция трактуется как работа, производимая органом, организмом, либо как обязанность, круг деятельности. Не менее популярным и распространенным является определение функции как «исполнения, осуществления, деятельности», «внешнего про-явления свойств какого-либо объекта в данной системе отношений»".

Противоречивые суждения о понятии функции государства присущи социологической и исторической литературе, в юридическом аспекте ученые также не пришли к единому пониманию категории «функции государства», несмотря на то, что юридическая наука наполнила данный термин особым политико-правовым смыслом. Однако чаще всего в своем юридически адаптированном виде указанное понятие означает действие государства, деятельность, формы его воздействия на людей и их отношения.

Функции отражают сущность, назначение и деятельность государства, в связи с чем их рассмотрение и анализ представляют несомненный научный и практический интерес, тем более в условиях пересмотра ряда основополагающих положений о его роли, социальном назначении и сущности.

В отечественной юридической науке в разные времена предпринимались различные попытки толкования природы и сущности такого сложного и многогранного явления, каким являются функции государства, однако далеко не всегда этот аспект научных исследований являлся приоритетным.

Только в 60-70-е годы XX века в отечественной юридической науке были конкретно сформулированы и научно обоснованы основные положения функциональной характеристики государства, хотя единства мнений по этому вопросу среди советских ученых не было.

Приведем лишь наиболее распространенные, хотя и не бесспорные точки зрения по данному вопросу.

Так, профессор А. И. Денисов понимает под функциями государства его предметно-политическую характеристику, считая, что «функцией государства следует называть то в его деятельности, что характеризует ее предметно-политически, отражает ту или иную сторону сущности государства в данный период его развития. Иначе говоря, это - содержание государственной деятельности»1.

Иная трактовка принадлежит И. С. Самощенко, который вкладывает в понятие функций государства «его социальное назначение внутри и вне страны» . Однако представляется, что отождествление функций государства и его социального назначения не совсем верно, поскольку социальное назначение государства в большей степени связано с его служебной ролью по отношению к обществу, а осуществляемые государством функции являются лишь одним из проявлений этой роли.

По мнению Л. И. Каска, функциями государства можно считать те стороны содержания его деятельности, которые характеризуют его классовое и общесоциальное назначение. Данный подход, ориентированный прежде всего на отражение в функциях государства его классовой сущности, в условиях строительства общества нового типа на основе победившего класса был закономерен и вполне приемлем. Надо отметить, что и в настоящее время отражение классовой сущности и социального назначения можно считать неотъемлемым, но отнюдь не единственным и определяющим признаком функций государства.

, содержание, структура и механизм реализации социальной функции Российского государства на современном этапе

Потребность в социальной помощи и защите существовала во все времена и у всех народов, была в разных формах присуща всем верованиям и религиям, находила отражение в господствовавших мировоззрениях и идеологии. Не обошла она стороной и Россию.

В прошлые века социальная деятельность на Руси существовала в основном в форме помощи нуждающимся со стороны частных лиц и церкви. Так, еще в 996 году великий князь Владимир поручил духовенству попечение и надзор за детьми-сиротами. С тех пор государство и церковь эту традицию призрения сирот, бедных и убогих продолжала и развивала. Однако системы в такой деятельности не было, она осуществлялась лишь эпизодически. И лишь в середине XVI века впервые формулируются идеи оказания помощи страждущим и создаются реальные предпосылки для формирования системы государственного призрения. В 1551 году Стоглавый собор Русской православной церкви постановил просить, чтобы «благочестивый царь» повелел «всех прокаженных и престарелых описати по всем градам» и в них «устроити богадельни», в которые надлежит поместить «не могущих нигде же главы преклоните»

Позже в системе органов государственного управления начинают складываться специализированные структуры, призванные оказывать помощь нуждающимся, а к концу XVI века на Руси уже развивались три основных направления благотворительности и оказания социальной помощи нуждающимся: государственная, земско-церковно-приходская и частная (личная). В рамках этих трех направлений благотворительность и попечительство в России развиваются вплоть до 1917 года. На разных этапах социально-экономического развития государства изменялись только формы и методы этой деятельности.

Весомый вклад в создание системы государственного призрения внес Петр I, впервые признавший обязанность государства по призрению больных, бедных, сирот, увечных и других нуждающихся и отразивший ее во многих своих указах.

Развитию этой деятельности придавала большое значение Екатерина II, в годы правления которой в России был открыт первый воспитательный дом, образованы специальные государственные органы призрения (приказы), созданы специализированные типы благотворительных учреждений.

В конце XIX - начале XX века происходит бурное развитие капитализма, что обостряет социальный конфликт между трудом и капиталом. Появляются массы людей, для которых необходимыми становятся новые, не существовавшие ранее формы поддержки в случае болезни, по старости, несчастном случае на производстве. Исходя из этих потребностей к началу первой мировой войны в России были сделаны отдельные шаги в создании системы социального страхования.

К 1917 году в России существовали уже тысячи государственных и благотворительных заведений, а спустя три месяца после совершения Октябрьской революции социальная помощь и социальная защита населения стали исключительно государственным делом. Сеть богаделен и домов призрения была существенно преобразована, взамен ее были созданы органы социального обеспечения, ведавшие детскими домами, домами инвалидов и престарелых. Их деятельность формировала у людей представление о том, что в советском обществе проблем таких категорий, как инвалиды, престарелые, дети-сироты, беспризорники, практически не существует. Однако в тот период идея о том, что, например, инвалид должен иметь те же права и пользоваться теми же благами, что и здоровый работоспособный человек, не находила необходимого законодательного закрепления и практической реализации.

Такое положение существовало примерно до 80-90-х годов, когда идеи о необходимости государственной социальной помощи и защиты различных категорий граждан приобрели не только практическое воплощение, но и теоретическое осмысление. В эти годы государственная социальная поддержка получила довольно широкое развитие и охватывала большие группы населения. Кроме того, социальное обеспечение на данном этапе не было застывшей категорией, а напротив, являлось одним из наиболее реформируемых институтов. Об этом свидетельствует тот факт, что разнообразнее становились формы социальной помощи, расширялся круг лиц, на которых она распространялась, возникла разветвленная система государственных льгот и гарантий. Система социального обеспечения в эти годы носила четко дифференцированный характер, каждый ее вид был ориентирован на различные группы населения. Так, все категории граждан были охвачены бесплатным медицинским обслуживанием, а такие виды, как, например, пособие по беременности и родам, по временной нетрудоспособности устанавливались лишь рабочим, служащим и колхозникам.

Правовые основы и механизм осуществления социальной функции в уголовно-исполнительной системе

На деятельности уголовно-исполнительной системы так или иначе сказываются любые экономические, социальные, политические преобразования, происходящие в нашей стране. Характерной чертой времени является принятие и реализация идей гуманизации в сфере исполнения уголовных наказаний, усиление социальной помощи и поддержки осужденных. Такого курса современная пенитенциарная наука и практика придерживаются в отношении всех категорий лиц, преступивших закон и подвергшихся уголовному преследованию и осуждению.

Обращаясь к истории, заметим, что в Российском государстве издревле существовали традиции благотворительной деятельности в отношении лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Одной из форм такой деятельности является посещение известными государственными деятелями в самые значительные религиозные, государственные и фамильные праздники тюрем, в ходе которого они не только выслушивали жалобы и просьбы содержащихся в них лиц, но и оказывали им некоторую материальную помощь, а порой даже осуществляли помилование, освобождая заключенных1. При этом следует упомянуть, что эта работа не была постоянной, не носила системного характера, а проводилась лишь эпизодически. Само же тюремное заключение на начальном этапе развития пенитенциарной системы в России (середина XVI - начало XIX вв.) применялось без указания сроков нахождения человека в условиях изоляции и в сочетании с другими видами наказания. Оно не предполагало никакой социальной работы с заключенными, нравственно-педагогическое содержание в систему наказания не включалось.

Попыткой изменить данную ситуацию явилось создание в начале XIX века по примеру стран Западной Европы «Попечительского в тюрьмах общества», инициатором и покровителем которого стал император Александра в состав вошли многие государственные и общественные деятели. Деятельность общества, направленная на исправление преступников, оказалась невозможной без оказания им материальной помощи и улучшения условий их содержания, т.е. осуществления тех мероприятий, которые в нашем понимании составляют содержание социальной функции. Многое из того, что было проделано обществом, весьма напоминает те направления и задачи, которые сегодня охватываются понятием «социальная работа с осужденными». В их числе организация мастерских для обеспечения арестантов работой; устройство лазарета; открытие школы грамотности, наем священников для проведения духовно-нравственных бесед и подготовки осужденных к дальнейшей жизни после отбывания наказания. Говоря современным языком, это была деятельность по обеспечению осужденным права на труд, на образование, медицинскую помощь, а также по их социальной адаптации к жизни на свободе. Таким образом, начало XIX века, когда стало предусматриваться нравственное исправление преступников с участием в исправительном процессе общественности и церковнослужителей, можно считать началом за-рооїсдения социально-педагогической поддержки в практике пенитенциарной системы России.

В течение всего XIX века продолжалась деятельность Попечительского общества, благодаря которой было улучшено положение заключенных, обеспечение их одеждой и питанием. По инициативе Общества практически во всех тюрьмах Российской империи были созданы попечительские советы, оказавшие значительную помощь в обучении молодых заключенных грамоте и профессиям, и это также способствовало перевоспитанию осужденных и подготовке их к жизни в обществе.

Большое влияние на осуществление государством в отношении осужденных мер по реализации социальной функции оказало реформирование тюремной системы в 70-80-е годы XIX века, когда главными условиями ее деятельности были признаны труд осужденных и материальная заинтересованность в нем1.

Заметное усиление социально-педагогической составляющей в пенитенциарной системе России произошло в последней трети XIX - начале XX века. Этот период по праву можно рассматривать как начало организационно-содержательного становления социально-педагогической поддержки осужденных, как одного из видов деятельности по реализации социальной функции государства.

Начало XX века также весьма значимо для развития отечественной пенитенциарной системы, поскольку в этот период в тюремную систему проникают прогрессивные идеи гуманизации и демократизации, происходит совершенствование социально-педагогической поддержки лиц, отбывающих уголовные наказания в местах лишения свободы. Немалую роль в совершенствовании реализации социальной функции в тюрьмах России сыграла в 1917 году попытка введения прогрессивной системы отбывания наказания, согласно которой судьба осужденных напрямую зависела от их поведения. При определенных условиях заключенным предоставлялись различные льготы, вплоть до условно-досрочного освобождения.

реализации социальной функции в зарубежных пенитенциарных системах

Как мы уже отмечали выше, социальная функция в современном российском обществе реализуется в различных сферах. За рубежом в пенитенциарных учреждениях успешно используется такое ее направление, как социальная работа с осужденными, официально признанная в качестве специфического вида профессиональной социальной деятельности. Сравнительно недавно пенитенциарная социальная работа появилась и в России и в настоящее время переживает период своего становления. Естественно, как любому развивающемуся институту, этому процессу присущи многочисленные трудности как организационного, так и правового порядка. Одна из главных сложностей - создание национальной модели социальной работы, максимально соответствующей потребностям населения, традициям и устоям России.

Необходимость решения этой задачи поставила перед российской социальной теорией и практикой ряд вопросов, среди которых немаловажным является вопрос о возможности применения в России опыта социальной деятельности зарубежных стран, в том числе и в уголовно-исполнительной системе, поскольку современное состояние зарубежной пенитенциарной системы с характерными для нее гуманистическими чертами представляет для нас значительный интерес. Вследствие этого было бы полезным попытаться адаптировать апробированные зарубежные методы реализации социальной функции в пенитенциарных учреждениях России с учетом специфики российской уголовно-исполнительной системы.

В последнее время осужденные, содержащиеся в исправительных учреждениях, все чаще становятся предметом особой социальной заботы государственных, религиозных, общественных организаций всего мира, которые, признавая необходимость изоляции преступников от общества, признают также и необходимость и важность защиты их основных человеческих прав, которые должны так же неукоснительно соблюдаться, как и права любого законопослушного гражданина. Реализация социальной функции в отношении осужденных в пенитенциарных учреждениях является обязательным требованием международного сообщества. Международные документы, такие как «Минимальные стандартные правила ООН по обращению с заключенными» и их европейский вариант - «Европейские пенитенциарные правила» подчеркивают, что социальная политика государства в отношении осужденных (заключенных) должна основываться на принципах уважения их человеческого достоинства, справедливого обращения, защите прав осужденных и соблюдении международных стандартов. В частности, в принятой в 2006 году новой Рекомендации к Европейским пенитенциарным правилам, регулирующим деятельность пенитенциарных учреждений западноевропейских стран, подчеркивается необходимость оказания помощи лицам, содержащимся в местах лишения свободы, при подготовке их к освобождению таким образом, чтобы реально уменьшилась вероятность совершения ими в будущем новых преступлений. Согласно Правилу 5, «жизнь в местах лишения свободы должна быть, насколько возможно, приближена к позитивным аспектам жизни в обществе», а само содержание под стражей при этом, как гласит Правило 6, «должно быть организовано таким образом, чтобы способствовать возвращению лиц, лишенных свободы, в общество». В Правиле 99 содержится четкое указание на то, что заключенные должны иметь возможность для поддержания контакта с внешним миром, а всякие ограничения на такие контакты должны тщательно продумываться. Кроме того, Правило 102 указывает, что «заключение с лишением свободы само по себе является наказанием, и поэтому режим для осужденных заключенных не должен усугублять страдания, связанные с заключением»

Сегодня все чаще идет речь о создании единых «социальных пространств», т.е. территорий, объединенных выполнением определенных общих требований к вопросам решения социально-бытовых проблем, соблюдением прав всех слоев населения, в том числе и лиц, содержащихся в местах лишения свободы. Поскольку вступление Российской Федерации в Совет Европы сделало невозможным ее существование вне рамок сотрудничества с другими его членами - странами Европы, то естественно, что и в исполнении уголовных наказаний может быть использован конкретный опыт зарубежных стран, в том числе и в части организации социальной, психологической и педагогической работы с осужденными.

Между тем, говоря о социальной работе за рубежом, обычно в качестве примеров ее успешной организации и довольно высокой эффективности приводят не только западноевропейские страны (Великобританию, Францию, Германию, Финляндию, Швецию, Швейцарию и ряд других), но также и США и Канаду.

В рамках одного исследования нет необходимости подробно останавливаться на особенностях форм и методов социальной работы всех перечисленных выше государств. Коротко коснемся лишь тех положительных моментов организации данной деятельности в пенитенциарных системах зарубежных стран, которые могут быть с успехом применены в российских пенитенциарных учреждениях.

Прежде всего, обратимся к практике Соединенных Штатов Америки. Надо заметить, что число осужденных в этой стране необычайно велико. В исправительных учреждениях США содержится четвертая часть всех заключенных мира, тогда как население страны составляет лишь пять процентов от всех жителей земного шара1. По мнению специалистов, основной причиной роста количества осужденных в пенитенциарных учреждениях является ужесточение репрессивно-карательного направления в уголовной политике США. Между тем, наказывая преступников лишением свободы по самым строгим законам, в этой стране делается немало и для их последующего возвращения в общество.

Ключевые слова: методы реализации функций государства, признаки социального государства, средства реализации функций государства, функции государства, функции общественных объединений, функции органов власти субъектов Федерации, функции органов местного самоуправления, функции политических партий, функции профсоюзов, функции социального государства, функции федеральных органов государственной власти, функциональная система государства.

Функции социального государства - это главные направления деятельности социального государства, выражающие его сущность. В отличие от социальных функций, присущих любому государству, которые на ранних стадиях развития государственных форм выступают в виде общих принципов деятельности государства (например, перераспределение богатства, регулирование трудовой деятельности) или в виде экономических функций, функции социальною государства появляются входе эволюционного развития государства, и их появление связано со сменой доминирования отношений «государство - общество» на отношения «го­сударство - личность». Причем социальные функции появляются у государства только на определенной стадии развития производственных отношений, с изменением места человека в структуре производительных сил, с возникновением нового эволюционного типа индустриального государства.

Возникновение и развитие социальных функций государства характеризуется двойственным процессом. С одной стороны, происходит рост количества социальных функций на более высоких уровнях развития государства, а с другой - включение социальных функций в сложные функциональные системы наравне с правовыми, политическими и экономическими функциями, в результате чего происходит «социализация» всех функций государства. Общественные гарантии выживания, поддержка малоимущих и бедствующих существуют с догосударственных времен. Но только социальное государство ставит удовлетворение соци­альных потребностей своей целью, развивая социальное рыночное хозяйство.

Социальное государство, в отличие от других, обладает рядом признаков, к которым относятся:

а) правовая основа социальной политики;

б) наличие системы социального страхования;

в) существование бюджетных социальных выплат;

г) существование государственных систем социальной защиты, социального обеспечения и обеспечения занятости;

д) доступность социальной поддержки всем без исключения нуждающимся членам общества;

е) принятие государством на себя ответственности за уровень благосостояния граждан;

ж) наличие институтов гражданского общества.

Социальное государство призвано создать и поддерживать законодательные и правовые предпосылки для эффективной экономической основы для развития общества в целях максимального удовлетворения материальных и духовных потребностей членов общества и обеспечивать соответствие между естественными правами, обязанностями и вознаграждением каждого члена общества. В соответствии с этими признаками социальное государство, проводя государственную социальную и экономическую политику, реализует социальные функции, в том числе:



Обеспечение занятости и постоянного роста доходов населения;

Обеспечение социального страхования для всех членов общества;

Обеспечение доступности образования, здравоохранения и духовно-культурного развития;

Социальную защиту нуждающихся;

Сглаживание социального неравенства в обществе, создание достойных условий существования посредством перераспределения благ;

Предоставление социальных услуг.

Перечисленные и другие функции социального государства составляют его функциональную систему, находящуюся в развитии. Каждая из данных функций обязательна для социального государства, но может быть выражена с различной степенью интенсивности. Этот перечень не является застывшим. Становление данных функций происходит не одновременно, и их изменение будет происходить и в дальнейшем. Функции социального государства имеют определенную направленность на достижение как социальных, так и экономических целей. Решение таких социальных задач, как выравнивание условий жизни, сглаживание социального неравенства, повышение уровня личного потребления одновременно способствуют решению и таких экономических задач, как мотивация повышения производительности труда, увеличение потребительского спроса, предотвращение социальных конфликтов и учет изменения роли человека па производстве.

Современная Концепция социального государства выдвигает на передний план взаимоотношения государства и личности в условиях свободной рыночной экономики. Еще А. Смит, Дж. Милль, Б. Кон-стан, Дж. Локк и другие исходили из оценки свободы как высшей ценности, которую государство обязано гарантировать каждому индивидууму. Главными принципами социального государства в социально-экономической сфере они провозглашали экономическую свободу, автономию личности в экономической сфере, не признавая при этом за государством социальных функций. Ж. Ж. Руссо отношения между государством и личностью дополнял обязанностью государства содействовать обеспечению социально-экономических прав или, иными словами, прав человека второго поколения.

Современный либерализм стремится продолжить принцип равенства в сторону управления социальными условиями жизни. По мнению П. И. Новгородцева, (См.: Социальное государство: мировой опыт и реалии России: Материалы ежегодн. науч. конф. юр. фак. 19-20 дек. 2000 г. / Под общ. ред. ГА. Николаева. - М.: АТиСО, 2001. - С. 7-8), именно во имя охраны свободы право должно взять на себя заботу о материальных условиях ее осуществления; во имя достоинства личности оно должно взять па себя заботу об ограждении права личности на достойное человеческое существование.

Та или иная форма и мера воздействия государства на эконо­мическую жизнь необходимы всегда, потому что без его активного содействия невозможно осуществление так называемых прав «второго поколении» (право на труд, на справедливую заработную плату, охрану труда, на отдых, на социальное обеспечение и т.д.). Принципиальным остается вопрос о соблюдении баланса между свободной экономикой и поиском способов и путей устранения несправедливости, порождаемой рыночными отношениями. Как определить пределы вмешательства государства в экономику, чтобы оно не стало тормозом се развития, с одной стороны, и обеспечило социальную защиту граждан - с другой? От этих пределов, как отмечал немецкий экономист, лауреат Нобелевской премии Фридрих фон Хайек, зависит «определяется ли решением правительства ВСЕ, что ВСЕГДА получает КАЖДЫЙ человек, или только НЕКОТОРЫЕ вещи, которые ИНОГДА получают НЕКОТОРЫЕ люди на НЕКОТОРЫХ условиях...». В этой блестящей, на наш взгляд, формуле ясно выражено различие между «социалистическим» пониманием социального государства и его подлинной сущностью или, как пишет сам Ф. Хайек, между тоталитарной и свободной экономикой.

Утверждение - сложный, противоречивый и длительный процесс. Полная и всеобщая гармонизация принципов свободы и равенства при реализации социально-экономической функции социального государства едва ли возможна. Однако только их сосуществование и может быть фундаментальной основой становления и развития социального государства. Отмеченная функция социального государства заключается и в устранении резкого различия в имущественном положении, повышении социального статуса индивида. Эта задача решается сегодня в современных го­сударствах с рыночной экономикой путем воздействия на экономические процессы через бюджет, гибкую систему налогообложения, социальные программы. При этом социально ориентированному государству приходится постоянно заботиться о поддержании баланса между рыночной свободой и своим воздействием на экономику, ибо реализация крупных социальных программ связана с повышенным налогообложением, а это со временем становится тормозом для развития производства.

Сегодня возрастает как социальная, так и экономическая функция социального государства. При этом государство в социальной сфере во все больших масштабах выступает не как институт власти, а как общенациональная авторитетная корпорация с соответствующими инициативно-частными организациями.

Специфика России состоит в том, что формирование социальной государственности базируется на недостаточно прочном правовом фундаменте государства, в обстановке нестабильности, правовой разрегулированности и нарушения прав человека. Россия провозгласила себя социальным государством в период экономической разбалансированности, обнищания большей части населения, что привело к значительным трудностям в реализации социально-экономических функций социального государства.

Организационные и правовые средства и методы реализации функций социального государства

Никто не отрицает огромную значимость финансовых ресурсов, от увеличения которых зависит решение социальных проблем. Но содействовать выполнению социальным государством его функций могут и такие меры чисто организационного и организационно-правового характера как:

Создание прочной всеобъемлющей и стабильной законодательной базы для всех направлений, содействующей решению социальных проблем. В настоящее время не завершено еще формирование социального законодательства, а в действующих законах немало норм, не отвечающих требованиям социального государства;

Обязательность предварительной научной и общественной экспертизы проектов законов и других нормативных актов с позиций их соответствия социальным требованиям, что исключило бы возможность принятия актов, ухудшающих социальное благополучие граждан;

Усиление общественного контроля (в т.ч. профсоюзного) за деятельностью всех государственных и хозяйственных органов, связанных с решением социальных проблем, за расходованием государственных средств;

Активное применение права профессиональных союзов на осуществление контроля за соблюдением актов трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ст. 370 ТК РФ);

Принятие решений работодателем с учетом мнения профсоюзного органа (ст. 37] TIC РФ), учет мотивированного мнения выборного профсоюзного органа при расторжении трудового договора по инициативе работодателя (ст. 373 ТК РФ), учет мнения выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников организации при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (ст. 372 ТК РФ);

Установление порядка, предусматривающего более решительное (но оптимальное) вмешательство государства в процесс оздоровления плохо работающих предприятий, наносящих реальный ущерб социальной политике, как прямо (в отношении своего коллектива), так и опосредованно (когда предприятие не пополняет государственный бюджет и социальные фонды);

Активизация экономического поведения людей, поощрение хозяйственной инициативы отдельных граждан при обеспечении социальной помощи нуждающимся в этом граждан (в т.ч. содействие развитию малого бизнеса, обеспечивающему занятость людей и источник средств к существованию за счет упрощения порядка лицензирования и регистрации предприятий, предоставления льготных кредитов, обеспечения защиты личной неприкосновенности предпринимателей и имущества от преступников и вымогателей);

Организация государственной системы служб социальной работы и помощи (на уровне лучших мировых стандартов), призванной поддерживать нуждающиеся категории населения, а также содействовать адаптации граждан к новым, рыночным условиям. Подобные организационные меры, при достаточном их финансировании должны обеспечить благоприятную обстановку для трудовой деятельности и безопасные условия труда на предприятиях, содействовать налаживанию и успешному функционированию системы торгового и бытового обслуживания населения, улучшить деятельность учреждений социальной инфраструктуры (образования, здравоохранения, культуры) при достаточном их финансировании.

Эффективная организационная работа - важнейшее средство формирования общественного сознания и социального поведения людей, социальных общностей и др. социальных систем, отвеча­ющего принципам социального государства и общечеловеческим ценностям.

Контрольные вопроси и задания:

1. Назовите основные функции государства.

2. Назовите основные функции социального государства.

3. Почему количество социальных функций возрастает на более высоких уровнях развития государства?

4. Почему социальные функции включаются в сложные функцио­нальные системы наравне с правовыми, политическими и экономи­ческими функциями?

5. Как происходит «социализация» всех функций государства?

6. Назовите основные средства и методы реализации функций со­циального государства.