Письмо о неиспользовании земельного участка сельхозназначения. Изъятие земли за неиспользование. Гектары под урожай

Землю, принадлежащую по праву собственности, может конфисковать государство. Однако для этого нужны веские основания, подтвержденные законодательными нормами.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Как в 2019 году изымается частный земельный участок? Земли могут изыматься государством. Не имеет значения, кто и на каком основании владеет землей.

Но изъятие возможно лишь на основаниях, прописанных в законе. Когда в 2019 году допускается принудительное изъятие земельных участков у собственников? Какова процедура изъятия частных земель?

Общие моменты

Землепользование относится к наиболее ранним формам владения землей как имуществом для производственных целей. Согласно законодательству земля выступает объектом гражданского права.

Возмещается рыночная стоимость участка вкупе с упущенной выгодой и ценой объектов, расположенных на участке.

Величина возмещения определяется не позже, чем за два месяца до отправки правообладателю соглашения об изъятии.

По согласию лиц, располагающих правом на изымаемые земли, им может предоставляться аналогичная земля.

В этом случае применяются положения гражданского законодательства о . После получения соглашения правообладатель его подписывает и возвращает отправителю.

В случае несогласия с предложенными условиями правообладатель вправе отказаться от подписания или озвучить свои предложения.

Но предложенные условия должны быть документально обоснованны ( , отчет об и т.д.). Если уполномоченный орган соглашается с доводами правообладателя, подписывается соглашение.

Не подписание соглашения в трехмесячный срок позволяет уполномоченному органу обратиться в суд для принудительного изъятия участка.

Какие для этого допустимы основания

После последней редакции ЗК РФ основания для изъятия земель для госнужд выглядят так:

  • выполнение международных договоров РФ;
  • строительство или реконструкция объектов государственного значения и иных значимых объектов из установленного перечня;
  • прочие основания, утвержденные федеральным законодательством.

Основания для изъятия земель вследствие ненадлежащего использования сводятся к использованию не по целевому назначению, игнорированию обязательных процедур по восстановлению земель и как следствие, к порче почвы и нанесению ущерба окружающей среде.

Видео: на законных основаниях. Изъятие земель

Реквизиция участков осуществляется в случае стихийных бедствий, эпидемий, аварий и иных ситуаций, имеющих чрезвычайный характер.

Конфискация становится следствием применения санкций за свершенные преступления.

Порядок принудительного изъятия земельного участка у собственника

При добровольном изъятии земельного участка у правообладателя предполагается соблюдение следующей схемы действий:

  1. Подготовка к изъятию и определение порядка прекращения прав владения.
  2. Принятие решения с обоснованием условий изъятия.
  3. Информирование правообладателя о предстоящем изъятии.
  4. Государственная регистрация изъятия.
  5. Заключение соглашения об изъятии с правообладателем.

При отказе владельца земли от заключения соглашения начинается процедура принудительного изъятия участка. Уполномоченный орган подает в суд.

При рассмотрении искового требования о принудительном изъятии земли суд учитывает:

  • основания изъятия;
  • необходимость в использовании именно этой земли;
  • другие причины, по которым участок должен быть изъят.

Бремя доказывания всех значимых обстоятельств возлагается на орган, подавший иск и принявший решение об изъятии.

Если одновременно требуется изъятие объектов, размещенных на участке, то необходимо доказать, что земля не может быть изъята без прекращения права на эти объекты.

Если суд сочтет обстоятельства не подтвержденными, то он вправе отказать в удовлетворении иска.

Положительное решение суда выступает основанием для государственной регистрации перехода прав собственности на изъятую землю.

Возмещение за участок рассчитывается судом исходя из земли и с учетом оснований для возмещения.

Для государственных нужд

Для госнужд земли изымаются только в исключительных случаях, указанных в . Выкуп осуществляется Российской Федерацией или соответствующим субъектом РФ.

Принимают решение о необходимости изъятия федеральные или региональные органы исполнительной власти.

Порядок изъятия предполагает, что госорганы договариваются с правообладателем об условиях, сумме и порядке возмещения и прочих значимых нюансах, закрепляя таковые соглашением.

При этом правообладатель вправе получить компенсацию за все утрачиваемое имущество и понесенные убытки.

Изымаемый участок может заменять на недвижимое имущество равнозначной стоимости или может предоставляться участок и/или объекты недвижимости с зачетом в стоимость возмещение.

То есть можно получить меньший участок земли с выплатой разницы возмещения. В случае принудительного взыскания должно обеспечиваться равноценное предварительное возмещение.

Сроки принудительного изъятия, сумма и порядок возмещения определяется судом, на основании представленных по делу материалов.

В связи с неиспользованием

Изыматься предоставленный правообладателю земельный участок может, если предназначен он для сельского хозяйства или индивидуального строительства, но при этом в течение трех и более лет не используется по прямому назначению.

Например, гражданин получил землю под , но строительство дома так и не начал или земля, полученная в СНТ, владельцем никак не используется.

Трехлетний срок считается за вычетом времени, необходимого на освоение земли. Не учитывается в этот срок и период, в течение какого землю нельзя было использовать в силу обстоятельств.

Например, из-за стихийных бедствий или иных ситуаций. Участок собственника может быть изъят, если земля используется с нарушением законодательства РФ.

К примеру, использование земель не по целевому назначению ведет к значительному снижению плодородия или причиняется вред окружающей среде.

В преддверии изъятия проводится административное расследование на предмет нарушения закона с целью проверки способов использования участка и состояния земли.

Оформляется изъятие посредством заключения соглашения или на основании судебного решения. В обоих случаях земля реализуется с публичных торгов.

От вырученной вычитаются затраты на организацию торгов и оставшаяся сумма передается правообладателю.

Для муниципальных нужд

Под муниципальными нуждами понимается развитие территории. Изыматься может земля в границах территории, в отношении которой принято решение о комплексном развитии и заключен соответствующий договор с исполнителем.

Решение принимается на основании проектов планирования и территории. В семидневный срок копия этого решения направляется правообладателю.

При отказе от заключения соглашения в положенный срок участок изымается на основании судебного решения. Суд определяет условия изъятия и сумму выкупа.

Возмещение перечисляется на известный счет правообладателя либо сохраняется на депозите нотариуса до востребования. Обжаловать решение суда в данном случае можно только в отношении суммы возмещения.

Как выглядит уведомление

Об изъятии земельного участка правообладатель оповещается за три месяца до предполагаемой даты прекращения права собственности.

Уведомление отправляется в письменной форме посредством заказного письма с уведомление о вручении.

Что касается формы уведомления, то это копия решения, принятого уполномоченным органом. Отправляется такое решение в течение семи дней с момента принятия.

Документ должен содержать в себе:

  • основания изъятия со ссылками на соответствующие нормативы;
  • указание площади и изымаемого участка;
  • указание правообладателя, выявленного по результатам исследования.

Вместе с уведомлением владельцу участка направляется проект соглашения об изъятии земли. В нем прописывается:

При отсутствии разногласий соглашение подписывается и регистрируется переход права собственности. Несогласный с предложенными условиями правообладатель озвучивает свой вариант соглашения.

При невозможности урегулирования ситуации любая из сторон вправе обратиться в суд для определения условий изъятия и представить необходимые подтверждения/доказательства своей правоты.

Судебная практика

Судебная практика по вопросам изъятия земельных участков показывают, что часто публичные органы лишены права реализации принудительного изъятия земель по причине нарушения установленного порядка.

Как правило, суды отказываются удовлетворять иски об изъятии, если не соблюден законодательный порядок, включающий в себя:

  • принятие решения;
  • уведомление правообладателя;
  • проведение оценки земли;
  • заключение соглашения об изъятии;
  • возмещение убытков правообладателя;
  • фактическое изъятие участка;
  • регистрацию перехода права собственности.

Анализ судебной практики показывает, что земли нередко изымаются самовольно посредством строительства объектов без соблюдения порядка и компенсации убытков заинтересованных лиц.

При этом потерпевший не может восстановить нарушенные права по причине расходования колоссальных бюджетных средств на реализацию самозахвата.

Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться не только по праву аренды , но и по праву постоянного пользования или пожизненного наследуемого владения. Однако существуют причины, по которым эти права могут быть прекращены, а земли изъяты. В ЗК РФ указываются следующие основания для прекращения прав на землю:

  • изъятие участка для государственных или муниципальных нужд;
  • реквизиция;
  • конфискация;
  • использование с нарушением требований законодательства;
  • неиспользование по целевому назначению.

Признаки неиспользования земельных участков сельхозназначения:

  1. Не возделываются сельскохозяйственные культуры и не обрабатывается почва на пашне.
  2. Не осуществляется сенокошение на сенокосах.
  3. Сорных травы на культурных сенокосах занимают более 30% их общей территории.
  4. На пастбищах не выпасается скот.
  5. Не производится уход за многолетними насаждениями и не происходит сбор урожая на них.
  6. Более 15% площади пашни занята лесами и/или кустарниками, а для других видов сельскохозяйственных угодий — более 30%.
  7. Заболачивание и закочкаренность участка более 20% (Постановление Правительства РФ N 369).

Критерии существенного снижения плодородия почвы

То, что плодородие почвы существенно снижено, утверждается в случае изменения значений не менее 3-х из следующих критериев:

  1. Содержание органического вещества в пахотном горизонте уменьшилось на 15 и более процентов.
  2. Кислотность в кислых почвах упала на 10 и более процентов.
  3. Щелочность в щелочных почвах повысилась на 10 и более процентов.
  4. Количество подвижного фосфора понизилось на 25 и более процентов.
  5. Содержание обменного калия упало на 25 и более процентов (Постановление Правительства РФ N 612).

Определение размера вреда нанесенного окружающей среде

Вред, который нанесен окружающей среде вследствие несоответствующего использования сельскохозяйственных земель, должен быть возмещен. Сумма убытка, согласно ч.3 ст.77 ФЗ N 7-ФЗ, подсчитывается на основании такс и методик исчисления, которые утверждены законодательством. При их отсутствии, подсчет производится с учетом:

  • фактических затрат на восстановление окружающей среды;
  • понесенных убытков;
  • упущенной выгоды.

Изъятие при неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства РФ

Изъятие земель сельхозназначения, за исключением тех земельных участков, которые находятся в ипотеке , или к собственникам которых возбуждено судом дело о банкротстве, происходит по причине:

  • использования земли с нарушением законодательства РФ, которое повлекло существенное снижение уровня ее плодородия или причинило вред окружающей среде;
  • неиспользования земли для осуществления сельскохозяйственной деятельности в течение 3-х и более лет с момента, как государственным земельным надзором был установлен факт неиспользования земли по назначению или использования с нарушениями законов РФ. Если земли сельхозназначения не использовались по причинам, исключающим такую возможность (стихийное бедствие), то отсчет времени в такой период не осуществляется.

Земли изымаются по причинам, которые указаны в обоих пунктах выше, в случае неустранения нарушений собственником и только после назначения административного взыскания (ч.2-5 ст.6 N 101-ФЗ).

Административный штраф

Неиспользование земли сельскохозяйственного назначения для предусмотренной деятельности в установленный срок влечет штраф:

  • для граждан — 0.3-0.5% от кадастровой стоимости (далее КС), но не меньше 3 000 рублей;
  • для должностных лиц — 0.5-1.5% от КС, но не меньше 50 000 рублей;
  • для юридических лиц — 2-10% от КС, но не меньше 200 000 рублей.

Для нового собственника, который приобрел изъятую землю на публичных торгах, не использование по назначению или использование с нарушениями законодательства в установленные сроки, применяется штраф:

  • для граждан и ИП — 0.1-0.3% от КС, но не меньше 2 000 рублей;
  • для ЮЛ — 1-6% от КС, но не меньше 100 000 рублей.

Порядок изъятия и публичные торги

Одновременно с назначением административного штрафа уполномоченные органы исполнительной власти по государственному земельному надзору выписывают предписание, в котором содержатся сроки устранения правонарушений. Если собственник не устранил нарушения, то упомянутые органы:

  1. Направляют в орган исполнительной власти субъекта РФ материалы, подтверждающие этот факт. Данный орган в течение 2-х месяцев с момента получения этой информации, обязан обратиться в суд с заявлением об изъятии такого участка из земель сельскохозяйственного назначения и выставлении ее на продажу через публичные торги.
  2. Подает в орган исполнительной власти, который ответственен за регистрацию прав на недвижимость и сделок с ним, заявление о том, что по отношению к изымаемому участку сельхозназначения до завершения рассмотрения дела судом невозможно осуществлять какие-либо операции по государственной регистрации (ч.6,7 ст.6 N 101-ФЗ).

После принятия соответствующего решения судом, орган исполнительной власти субъекта РФ в течение 6 месяцев обязан провести публичные торги по продаже земли, а также, при необходимости — предварительно провести кадастровые работы (ч.8 ст.6 N 101-ФЗ).

В публичных торгах по продаже такого участка сельскохозяйственного назначения не могут участвовать:

  • юридические лица, в которых собственник земли является учредителем либо участником;
  • члены семьи собственника;
  • организации, оценивающие продаваемый участок, а также их сотрудники;
  • должностные лица органов власти, члены их семей, участие которых может оказать влияние на результаты торгов;

Если данные правила будут нарушены, то сделка признается недействительной (ч.9 ст.6 N 101-ФЗ). Начальной ценой с/х участка признается его рыночная либо кадастровая стоимость, действительная на момент проведения торгов. Ее величина может быть уменьшена, если будет установлено, что земля не пригодная для сельскохозяйственной деятельности и ее качество необходимо восстанавливать. Тогда цена может уменьшается на величину расходов, необходимых для проведения восстановительных работ, однако не больше, чем на 20% от установленной стоимости земли (ч.10,11ст.6 N 101-ФЗ).

Порядок проведения повторных торгов:

  1. Если торги были признаны несостоявшимися, то не позже 2-х месяцев с их проведения, торги повторяются. Цена земли снижается на 20% от начальной.
  2. При признании повторных торгов несостоявшимися земля продается с помощью публичного предложения. Начальная стоимость продажи равна начальной стоимости повторных торгов, но фактически не может быть продана меньше чем за 50% от ее величины.
  3. Если торги с помощью публичного предложения тоже были признаны несостоявшимися, то в течение 1 месяца землю можно приобрести в муниципальную собственность по ее территориальному расположению посредством торгов публичного предложения. В таком случае цена принимается минимальной.
  4. Если в установленный срок участок не был приобретен в муниципальную собственность, то орган исполнительной власти субъекта РФ в течение 1 месяца обязан приобрести эту землю в государственную собственность. Это осуществляется в форме публичного предложения по минимальной цене (ч.13,14 ст.6 N 101-ФЗ).

Из средств, вырученных с продажи земли, вычитаются затраты на проведение ее обследования, оценки, а также на подготовку и осуществление торгов. Остаток денег передается бывшему владельцу с/х участка. Новый собственник, признанный по итогам публичных торгов обязан в течение года начать использовать землю по назначение. За исполнением этого требования осуществляет контроль орган государственного земельного надзора (ч.15,16 ст.6 N 101-ФЗ).

Порядок изъятия земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения и праве постоянного (бессрочного) пользования по причине неиспользования по назначению или использованию с нарушением законодательства

Прекращение права на участок сельхозназначения и последующее его изъятие по упомянутым причинам осуществляется на основании:

По какому варианту будут развиваться события зависит от того, кто владел данным участком. Если земля была в пользовании у государственного или муниципального учреждения, казенного предприятия (за исключением госучреждений и академий наук, которые входят в состав Российской академии наук) — достаточно будет решения компетентных органов государственной власти или местного самоуправления.

В остальных случаях изъятие осуществляется в судебном порядке по инициативе упомянутых органов. В обоих случаях проведение данной процедуры возможно при условии, что после назначения административного наказания собственник так и не устранил само правонарушение. О том, что виновник не предпринял никаких мер для исправления сложившейся ситуации органы исполнительной власти информирует орган государственного земельного надзора.

На основании полученной информации, а также учитывая то, у кого был участок в пользовании, используется один из вариантов:

  1. Принимается решение об изъятии.
  2. Направляется требование об изъятии в суд.

Если в ЕГРН есть записи о праве на участок, то компетентные органы обязаны обратиться в данную инстанцию с просьбой о том, чтобы было зарегистрировано прекращение такого права. Вся процедура должна быть осуществлена в 10-дневный срок с момента принятия решения или вступления в силу судебного акта. К обращению прилагаются копии соответствующих документов.

При условии, что в ЕГРН право на пользование землей не зарегистрировано, то компетентные органы должны проинформировать орган регистрации прав и налоговую о том, что данное право было прекращено. Сделать они это обязаны в 7-дневный срок с того момента, как было принято решение или вступил в силу соответствующий судебный акт. Решение органов государственной власти или местного самоуправления об изъятии участка сельхозназначения может быть оспорено в суде (ст.54 ЗК РФ).

Изъятие участков сельскохозяйственного назначения для муниципальных и государственных нужд

Такое изъятие возможно в случае, если это связано с выполнением государством международных договоров. Также причиной может послужить строительство или реконструкция объектов местного или государственного значения, если других вариантов осуществить его не существует. Не исключаются и другие причины для проведения данной процедуры, если они предусмотрены федеральным законодательством(ст.49 ЗК РФ).

Кем осуществляется изъятие

Процедура осуществляется согласно решениям уполномоченных:

  • федеральных органов исполнительной власти — для государственных нужд РФ и размещения федеральных объектов;
  • исполнительных органов государственной власти субъекта РФ — для региональных нужд и размещения региональных объектов;
  • органов местного самоуправления — для муниципальных нужд и для того, чтобы разместить объекты местного значения (ст.56.2 ЗК РФ).

Соответствующее решение может быть принято как по собственной инициативе вышеупомянутых органов, так и по ходатайству организаций. Изъятие по ходатайству возможно при условии, что данные организации полностью или частично покроют затраты на строительство и реконструкцию объектов (ч. 4, 7 ст. 56.3 ЗК РФ).

Условия, при которых изъятие возможно (ст.56.3 ЗК РФ):

  1. Запланированные строительство или реконструкция объекта, по причине которых изымается земля сельскохозяйственного назначения, должны быть предусмотрены в утвержденной документации территориального планирования и в проекте планировки территории (ч.1).
  2. Решение должно быть принято не позже, чем пройдет 3 года с того момента, как был утвержден соответствующий проект планировки территории (ч.3).
  3. Если земля изымается не по причине, указанной в п.1, то это решение должно быть обосновано: создается особо охраняемая природная территория, выполняется международный договор РФ, планируется проведение работ по пользованию недрами (ч.2).
  4. Изъятие с/х земель допустимо для размещения региональных объектов одного субъекта РФ на территории другого субъекта РФ. Обязательно, чтобы возможность размещения таких объектов подтверждали документы территориального планирования последнего (ч.6).

Прекращение права пожизненного наследуемого владения или постоянного пользования не является помехой для проведения изъятия. Это утверждение действительно и для участков сельхозназначения, находящихся в муниципальной или государственной собственности, и для которых прекращается договор аренды или право безвозмездного пользования. В обоих случаях изъятие может проводиться независимо от формы собственности на землю (ч. 5 ст.56.3 ЗК РФ).

Решение об изъятии

Данное решения может быть принято и быть действительным в отношении как одного, так и нескольких земельных участков, а также объектов недвижимости, которые на них расположены. По отношению к сооружениям, которые расположены на территории таких участков сельскохозяйственного назначения, и которые не противоречат будущим целям использования, решение по изъятию не принимается.

В данном документе указываются такие данные:

  • изымаемые земельные участки;
  • объекты, которые расположены на данных участках;
  • цель изъятия и реквизиты соответствующих документов;
  • при ходатайстве для проведения изъятия — его заявитель;
  • сооружения, которые не изымаются;
  • сервитуты, которые после изъятия будут сохранены.

Если изымаемые земельные участки еще не образованы и для них нет утвержденного проекта межевания территории, то в решение должно уведомлять о том, что схема расположения таких участков утверждена. Такая схема должна быть приложена к решению об изъятии.

Решение не может быть принято, если:

  • земельные участки — выморочное имущество, на котором отсутствуют частные объекты недвижимости или те, которые находятся в пользовании третьих лиц. Аналогичное утверждение справедливо и для земли, находящейся в муниципальной или государственной собственности;
  • с/х участки являются государственной или муниципальной собственностью, на них расположены объекты недвижимости, которые являются бесхозяйным или выморочным имуществом, не обременены правами третьих лиц.

Не может быть препятствием в принятии решения об изъятии:

  • отсутствие в ЕГРН сведений о зарегистрированных правах на участки и объекты недвижимости на них, о координатных точках границ участков;
  • пересечение границ двух участков, один из которых является изымаемым;
  • наличие споров о правах на участки и/или на недвижимость, которая расположена на этих участках.

Переход прав на изымаемые участки сельхозназначения и/или на недвижимость на них, а также при образовании из них новых земельных участков или объектов недвижимости не приводит к принятию нового решения или внесению изменений в существующее. После принятого решения об изъятии, компетентный орган обязан в 10-дневный срок опубликовать его на официальном сайте и обнародовать. Одна копия решения направляется правообладателям недвижимости, которая изымается, а вторая — в орган регистрации прав.

Организациям, которые подали ходатайство об изъятии, также направляется копия соответствующего решения. Попутно прилагаются сведения о правообладателях изымаемых с/х участков и недвижимости, копии документов, подтверждающие эти права, а также контактные данные этих лиц. Решение об изъятии действует в течение 3-х лет с момента его принятия, и может быть оспорено в судебном порядке (ст.56.6 ЗК РФ).

Соглашение об изъятии

Подготовка соглашения предусматривает выполнение следующих действий, за проведение которых отвечают либо уполномоченные органы, решившие изъять землю по собственной инициативе, либо организация, направившая соответствующее ходатайство:

  1. Заказ на проведение необходимых кадастровых работ с изымаемыми участками, а также аналогичных работ, которые связаны с образованием новых земельных участков, предназначенных на замену изымаемым.
  2. Обращение с заявлением от имени правообладателя недвижимости, которая изымается (доверенность для этого не нужна) о проведении необходимого кадастрового учета для изымаемых участков. Также это действительно в случае, если нужно уточнить их границы, а также для участков, предназначенных на замену тем, которые изымаются.
  3. Заказ работ для оценки изымаемых с/х участков и недвижимости, которая на них расположена и/или предназначена на предоставление взамен. Также происходит оценка убытков, прекращаемых прав, которые влечет изъятие земли.
  4. Проведение переговоров с правообладателями изымаемой недвижимости.
  5. При изъятии вследствие ходатайства происходит совместная подготовка соглашения между уполномоченными органами и организацией.
  6. Направление проекта соглашения сторонам-участникам для его подписания.

Если имеют место споры о границах или образовании изымаемых участков, а также об отсутствии права собственности на них, участки сельхозназначения для муниципальных и государственных нужд могут быть изъяты принудительно на основании принятия соответствующих судебных актов.

При определении размера возмещения за изымаемый участок сельскохозяйственного назначения учитываются следующие факторы:

  • рыночная стоимость земли;
  • право частной собственности, подлежащее прекращению;
  • рыночная стоимость иных прав, которые подлежат прекращению;
  • убытки, которые причиняет изъятие;
  • упущенная выгода (ч. 2 ст.56.8 ЗК РФ).

Конфискация земельного участка

О конфискации земли говорится в ст.50 ЗК, ст.243 ГК и ст.104.1 УК РФ. Суть процесса одинакова — принудительное и безвозмездное изъятие имущества (в данном случае земли) в пользу государства у собственника. Причиной такой строгой меры к владельцу является совершенное им правонарушение или преступление.

Последствия от конфискации могут отличаться, и зависит это от того, в каком порядке она была произведена. Если изъятие произошло из-за административного правонарушения, то оно может быть оспорено в суде. При уголовной ответственности кроме земли изымаются также и результаты труда, нажитые вследствие деятельности, нарушающей закон.

Реквизиция земли

О данном процессе упоминается в ст.51 ЗК и ст.242 ГК РФ. Изъятие с/х участка, которое производится у правовладельца в целях защиты интересов общества, граждан и государства в условиях чрезвычайных обстоятельств, называется реквизицией. К причинам, повлекшим реквизицию относят:

  1. Стихийные бедствия.
  2. Аварии.
  3. Эпидемии.
  4. Эпизоотии — повальное заразное заболевание скота.
  5. Другие обстоятельства, создающие угрозу обществу и государству.

Права владельца участка

Собственнику выдается соответствующий подтверждающий документ, а также возмещаются все причиненные убытки. Важно отметить, что когда земля изымается в пользу государственных или муниципальных нужд, то это не является реквизицией. Этот факт объясняется различием причин, по которым земля сельскохозяйственного назначения переходит в собственность государства.

После прекращения чрезвычайных обстоятельств бывший владелец имеет право через суд потребовать возвращения реквизированного участка ему в собственность. Если окажется, что такое требование удовлетворить невозможно, то заявитель может получить следующие варианты компенсации:

  • оплату земли по рыночной стоимости (сумма может быть оспорена в суде);
  • аналогичный равноценный участок.

Вопросы выделения земельных участков, оформления прав на них и использования всегда имели большое значение для россиян и зачастую носили острый характер. В последние годы неслучайно все больше внимания общества и законодателя уделяется целевому использованию земель - ведь, к примеру, нередко земли сельскохозяйственного назначения простаивают или служат местом свалки, утрачивая плодородие и зарастая сорняками.

Так, по данным Минсельхоза России, в нашей стране не используется около 18% от всей имеющейся площади пашни (более 20 млн га ). Часто владельцы земельных участков используют их без соблюдения соответствующих правил - к примеру, за первое полугодие 2013 года было выявлено более 12,5 тыс. таких нарушений на площади 2,7 млн га. Наиболее часто встречающееся из них (8,5 тыс. нарушений на площади 2,6 млн га) квалифицируются по как невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению и защите земель, охране почв от эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия, ухудшающего состояние земель.

На заседании президиума Государственного совета «О повышении эффективности управления земельными ресурсами в интересах граждан и юридических лиц», состоявшегося 9 октября 2012 года, проблеме изъятия неиспользуемых земельных участков также было уделено значительное внимание. Многие из прозвучавших на этом заседании предложений уже получили законодательное закрепление.

В каких случаях земельный участок можно изъять?

Недавно принятым Федеральным законом от 7 июня 2013 г. № 123-ФЗ " " были уточнены основания и порядок изъятия земель, находящихся на праве постоянного бессрочного пользования либо праве пожизненного наследуемого владения .

Так, из оснований для принудительного прекращения этих прав были исключены систематическая неуплата земельного налога, а также нарушение режима земель особо охраняемых природных территорий, земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения и иных земель с особым режимом. Наряду с этим, перечень таких оснований был дополнен еще одним - неисполнение обязанности по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению .

Напомним, предоставление россиянам земельных участков на правах постоянного бессрочного пользования и пожизненного наследуемого владения является своего рода наследием советского периода. С введением в действие ЗК РФ граждане утратили возможность получения земли на этих вещных правах. Вместе с тем, если земельный участок предоставлен на таких правах до вступления в силу ЗК РФ, они сохраняются за гражданами ( , ).

По данным Минсельхоза России, сейчас из всех используемых личными подсобными хозяйствами земель всего 4,8% принадлежит им на праве пожизненного наследуемого владения, а доля земель, находящихся у дачников в постоянном (бессрочном) пользовании, составляет 8,2% .

Однако государственным (муниципальным) органам и учреждениям, а также казенным предприятиям земли передаются на праве постоянного бессрочного пользования и в настоящее время (), поэтому поправки в большей мере затронули именно эту категорию землевладельцев.

По словам Президента РФ Владимира Путина, "мы не настолько богаты, чтобы десятилетиями держать предоставленные в пользование федеральным органам власти земли в резерве. Поэтому в отношении неэффективно используемых участков земли нужно принимать меры и требовать внятного обоснования потребности в земле от ведомств и организаций, в расположении которых находятся миллионы гектаров". Законодатель прореагировал на это замечание, и в ЗК РФ появилось еще одно новшество, способное существенно облегчить изъятие таких земель.

Речь идет о введении нового порядка принудительного изъятия неосвоенных земель . Если сейчас право постоянного (бессрочного) пользования может быть прекращено только на основании судебного решения, то после вступления поправок в силу земли, предоставленные государственному или муниципальному учреждению либо казенному предприятию, могут быть изъяты в административном порядке по решению государственного или муниципального органа (соответствующие изменения вносятся в ). Это позволит более оперативно изымать неиспользуемые или ненадлежащим образом используемые участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

Можно ли изъять земельный участок у собственника?

ЗК РФ в настоящее время не содержит конкретных оснований для принудительного изъятия земли у собственника, делая отсылку на нормы гражданского законодательства (). ГК РФ действительно содержит подобные основания, среди которых:

  • неиспользование земельного участка, выделенного для целей сельскохозяйственного производства, жилищного или иного строительства в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом ();
  • использование участка с грубым нарушением правил рационального использования земли (в частности, нецелевое использование участка, существенное снижение плодородия сельскохозяйственных земель или значительное ухудшение экологической обстановки) ().

С 1 июля 2011 года вступили в силу поправки к , касающиеся принудительного изъятия и прекращения прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения (Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 435-ФЗ " "). Возможность принудительного изъятия у собственника таких земель существовала и раньше, но поправки значительно конкретизировали существующие основания для этого:

Неиспользование земельного участка определяется на основании одного из следующих признаков:

  • на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы;
  • на сенокосах не производится сенокошение;
  • на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30% площади земельного участка;
  • на пастбищах не производится выпас скота;
  • на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений;
  • залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15% площади земельного участка;
  • залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30%;
  • закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20% площади земельного участка.

1. Неиспользование земельного участка по назначению в течение трех лет с момента предоставления участка в собственность (). Правительством РФ были разработаны критерии , опираясь на которые можно сказать, что сельскохозяйственный участок не используется. К примеру, если 30% от площади культурных сенокосов занимают сорняки либо не производилось сенокошение, на пастбищах не пасется скот, а свыше 15% площади пашни занято кустарниками или деревьями, есть основания для признания сельхозугодий заброшенными (постановление Правительства РФ от 23 апреля 2012 г. № 369 " ").

До принятия этого документа региональным управлениям Россельхознадзора с целью установления факта неиспользования участка приходилось проводить ежегодные проверки в течение трех лет. В противном случае суд мог посчитать факт неиспользования земельного участка в течение требуемого периода недоказанным и отказать в требовании о его изъятии (постановление ФАС ЦО от 31 мая 2010 г. по делу № А36-4751/2009).

Сейчас норма об изъятии заброшенной земли работает, но еще несколько лет назад суды иногда признавали неиспользование земли в течение пяти лет со дня возникновения права собственности "малозначительным нарушением" (постановление ФАС ВВО от 19 ноября 2009 г. по делу № А82-12598/2009). Правда, чаще судьи все-таки указывают на ухудшение качеств земли в результате зарастания сорняками и кустарниками и подтверждают факт нарушения требований к ее использованию (постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 6 ноября 2012 г. № 20АП-5126/12).

Интересно, что в 2008 году была предпринята попытка значительно сократить срок неиспользования участков из земель сельскохозяйственного назначения для того, чтобы ее можно было изъять. Член комитета Госдумы по труду и социальной политике Анатолий Иванов внес в нижнюю палату парламента законопроект, предоставляющий возможность принудительного изъятия земельных участков (в том числе сельскохозяйственных угодий), если они не были освоены в течение всего лишь одного года с момента возникновения права собственности . В отрицательном заключении на законопроект, который дал профильный комитет, отмечалось несоответствие инициативы положениям гражданского законодательства и процедуре предоставления земли для строительства. После этого законопроект был отозван автором.

2. Такое использование участка, которое повлекло существенное снижение плодородия или значительное ухудшение экологической обстановки (). Критерии таких последствий нерационального землепользования установлены Правительством РФ (постановление Правительства РФ от 19 июля 2012 г. № 736 " ", постановление Правительства РФ от 22 июля 2011 г. № 612 " "). При этом не имеет значения срок ненадлежащего использования земель, однако необходимым условием изъятия, как и в первом случае, является неустранение выявленных нарушений после назначения административного наказания по этому факту. На этот нюанс обращают внимание и суды при вынесении решений об изъятии земель сельскохозяйственного назначения у собственников (см., например, решение АС Курганской области от 17 июня 2013 г. № А34-1836/2013).

Конечно, решения об изъятии земельных участков по основаниям их неиспользования или ненадлежащего использования выносятся не только в отношении организаций, но также и в отношении граждан , "запустивших" свои сотки (см., например, решение Вадинского районного суда Пензенской области от 9 августа 2012 г. по делу № 2-72).

Договор аренды земельного участка также может быть расторгнут досрочно в соответствии с при невыполнении установленных к использованию земли требований, и суды признают законность таких требований арендодателя (апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 29 марта 2012 г. по делу № 33-2531/2012, кассационное определение Калининградского областного суда от 2 марта 2011 г. по делу № 33-792/2011). Целевое использование земельного участка имеет значение и при решении вопроса о продлении арендных отношений (определение Верховного суда Республики Башкортостан от 24 апреля 2012 г. по делу № 33-4737/12, кассационное определение Калининградского областного суда от 2 марта 2011 г. по делу № 33-792/2011).

По тем же основаниям принудительно могут быть прекращены право постоянного (бессрочного) пользования по иску муниципальной или областной администрации (постановление ФАС ПО от 22 ноября 2012 г. № Ф06-9123/12 по делу № А49-764/2011, апелляционное определение Оренбургского областного суда от 11 апреля 2012 г. по делу № 33-1926/2012) и право пожизненного наследуемого владения (постановление ФАС ЗСО от 14 октября 2010 г. № Ф07-10707/2010 по делу № А56-68296/2009).

В отношении земель, предоставленных для строительства , в настоящее время не разработаны критерии отсутствия деятельности по застройке участка. Если землевладелец вообще не оформлял разрешительную документацию на строительство дома или не приступал к строительству, ситуация однозначна и разрешается не в его пользу (см., например, апелляционное определение Оренбургского областного суда от 11 апреля 2012 г. по делу № 33-1926/2012). Если же все документы в порядке, и возведение дома уже началось, но было приостановлено, госорганам иногда бывает трудно доказать факт "простоя" земли и изъять ее на основании ст. 284 ГК РФ (см., например, апелляционное определение Кемеровского областного суда от 27 сентября 2012 г. по делу № 33-9495).

Что может поменяться в правилах изъятия земель в ближайшее время?

Для конкретизации общих условий и порядка принудительного изъятия земельных участков, находящихся в частной собственности, Минэкономразвития разработало законопроект, который предусматривает внесение изменений в гражданское и земельное законодательство. В случае одобрения документа ЗК РФ объединит в себе все основания для изъятия земельных участков, в том числе и для участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, а соответствующие положения Закона () утратят силу.

Помимо этих технических поправок законопроект предлагает и некоторые новшества. К примеру, определяются признаки неиспользования земельного участка, предоставленного под строительство : отсутствие на участке здания или сооружения, отсутствие разрешения на строительство либо нахождение на земельном участке объектов незавершенного строительства, срок разрешения на строительство которых истек. Как и сейчас, в срок неиспользования земельного участка любой категории не включается время, в течение которого он не мог быть использован ввиду обстоятельств непреодолимой силы, а также время, необходимое для его освоения (но не более двух лет).

Кроме того, закрепляется единый для всех земельных участков порядок их изъятия. При этом правило о выполнении условия о наличии неустраненного собственником административного правонарушения, совершенного в отношении участка, а также судебный порядок изъятия участка сохраняются.

По общим правилам земля продается с публичных торгов, и бывшему собственнику выплачивается вырученная за нее сумма за вычетом расходов по организации торгов. Однако законопроект предлагает новшество, определяющее порядок действий в том случае, если правонарушение совершено на площади, не превышающей 30% от общей площади участка. Тогда земельный участок подлежит разделу, продан будет один или несколько выделенных из него участков, а из передаваемой собственнику суммы будут вычтены еще и расходы на кадастровые работы для раздела участка.

Помимо этого, нерадивых собственников земельных участков предлагается "бить рублем" , причем сразу по нескольким направлениям.

1 августа текущего года на рассмотрение Госдумы поступил законопроект, разработанный Правительством РФ и касающийся порядка исчисления административных штрафов за земельные правонарушения в отношении земель сельскохозяйственного назначения . На основе анализа контрольной практики Россельхознадзора авторами документа был вычислен средний размер штрафа за нарушения на таких землях, составивший менее 3 тыс. руб. Если сейчас административные штрафы исчисляются в отношении земельного участка независимо от его площади и прочих характеристик, то в случае одобрения законопроекта сумма штрафа будет поставлена в зависимость от кадастровой стоимости земли . Так, совершившим правонарушение гражданам придется заплатить от 0,3% до 0,5% от кадастровой стоимости участка (но не менее 3 тыс. руб.), должностным лицам - от 0,5% до 1,5% (но не менее 50 тыс. руб.), а юридическому лицу недобросовестное отношение к земле обойдется в сумму от 2% до 10% ее кадастровой стоимости (но не менее 200 тыс. руб.).

В качестве примера кабмин рассчитал размер штрафов за земельный участок площадью 100 га, средняя кадастровая стоимость которого составляет 4 млн руб. Если сейчас допустивший нарушение на этом участке гражданин заплатит 5 тыс. руб. (), то по новым правилам размер штрафа увеличится для него в четыре раза и будет составлять 20 тыс. руб. То же касается и организаций (100 тыс. руб. и 400 тыс. руб. соответственно). Верхняя граница штрафа тоже установлена и составляет 500 тыс. руб. Предполагается, что эти изменения будут стимулировать использование сельхозугодий максимально плодотворно, а также способствовать вовлечению неиспользуемых участков в сельскохозяйственный оборот.

Одновременно с инициативой по увеличению административных штрафов за земельные правонарушения в Госдуму был внесен законопроект, предусматривающий повышение ставки земельного налога в отношении неиспользуемых земельных участков сельскохозяйственного назначения . Автором его также является Правительство РФ. Напомним, сейчас земли сельхозназначения и некоторые другие категории земель облагаются по пониженной ставке в размере 0,3% от кадастровой стоимости участка. Для всех остальных земель налоговая ставка составляет 1,5% (). Законопроект предлагает использовать стандартную ставку (1,5% ) и для исчисления земельного налога в отношении заброшенных сельхозугодий.

Цитата

Екатерина Орлова , директор Real Estate Zemer Consulting & Development

"Институт частного права на землю России не свойственен, право на землю частным лицам всегда разрешалось неохотно. За последние 20 лет частное право на земельные участки стало более привычным и само собой разумеющимся. Однако в ЗК РФ изначально заложены основы регулируемого частного права, и фактически право частной собственности на землю является условным - при несоблюдении установленных условий землю можно изъять. Примечательно, что поводы для изъятия в самом кодексе указаны очень широко и не конкретно - это дает возможность принимать любые нормативные акты при необходимости изъятия земель под тем или иным предлогом. А конкретные поводы - форумы, игры, проведение трасс, иные задачи - это уже момент технический".

Земельные участки могут быть изъяты и по другому основанию - для государственных и муниципальных нужд (). В последние годы все чаще устанавливаются особенности изъятия земли по этому основанию для реализации отдельных проектов. Исключения из общего порядка были закреплены сначала для целей строительства объектов, необходимых для проведения форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество", который прошел во Владивостоке в 2012 году. Затем по этому же пути законодатель пошел при подготовке чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года, которые состоятся в России.

Конечно, такие особенности обусловлены сжатыми сроками подготовки к тому или иному мероприятию.

Тем более непоследовательным на их фоне выглядит решение об упрощении порядка изъятия земель в Подмосковье в связи с присоединением к Москве некоторых территорий - ведь никакими жесткими сроками развитие московской агломерации не ограничено (Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 43-ФЗ " "). Так, до 1 января 2015 года изъятие земельных участков допускается при отсутствии документов территориального планирования (), собственник должен быть извещен о предстоящем выкупе не позднее чем за пять месяцев (), а срок для принятия им решения о согласии на выкуп сокращен с одного года до трех месяцев со дня направления проекта соответствующего соглашения (). Срок для оспаривания решения об изъятии земли тоже установлен и составляет два месяца со дня его принятия (), однако инициация собственником судебного процесса не будет являться препятствием для изъятия участка ().

Решение вызвало серьезный общественный резонанс еще на стадии рассмотрения законопроекта, на основании которого был принят соответствующий закон. Первоначально собственнику отводился всего один месяц для принятия решения - заключать соглашение о выкупе на основе полученного проекта или нет. Учитывая, что этот срок исчисляется не со дня получения проекта, а со дня его направления, фактически времени для обдумывания оставалось бы еще меньше - ведь письмо даже в пределах одного города может идти довольно долго.

После утверждения, пусть и в скорректированном виде, закон тоже неоднократно подвергался критике из-за противоречия нормам и возможности изъятия участков даже без утвержденного плана застройки.

Каков прогноз последствий ужесточения политики государства в отношении неиспользуемых земель?

Владельцы земли, допустившие нарушение правил ее использования, сначала привлекаются к административной ответственности, и только после этого может быть инициирован процесс принудительного изъятия участка. Таким образом, у нарушителей есть шанс исправить выявленные недостатки землепользования, обезопасив себя от лишения земли (например, если будет установлен факт неиспользования земли, высадив на крайний случай овес или другую неприхотливую культуру - тогда земля хотя бы по формальным основаниям будет использоваться).

Эксперты отмечают, что одними лишь карательными мерами невозможно повысить эффективность использования земель. Гораздо более успешно решить поставленную задачу смогло бы применение мер экономического стимулирования землепользователей наряду с ужесточением ответственности за неиспользование или ненадлежащее использование земель. "Именно стимулирование использования неосвоенных территорий за счет неприкосновенности права собственности, а также целевых программ финансирования, могло бы решить проблему неиспользования земель сельскохозяйственного назначения, - вместо дополнительных штрафов и карательных мер", - поясняет директор Real Estate Zemer Consulting & Development Екатерина Орлова .

Действительно, при выделении земельного участка под жилищное строительство с последним могут возникнуть проблемы из-за дороговизны постройки дома. Но если у таких землевладельцев есть возможность продлить срок разрешения на строительство (), то осваивающим земли сельскохозяйственного назначения придется сложнее.

К тому же иногда землю просто необходимо выдержать под паром , то есть не использовать ее в течение какого-то времени, дав возможность плодородному слою восстановиться. Это касается использования участка после тех культур, которые серьезно истощают плодородие земли (кукуруза, подсолнечник, бахчевые и т.д.).

Заслуживает внимания и коррупциогенный фактор взятого курса государства. Протоколы о нарушениях и факты неустранения этих нарушений будут составлять и устанавливать обычные инспекторы Россельхознадзора, и у землевладельцев будет соблазн откупиться от них.

Кроме того, не исключено и появление различных схем ухода от ответственности - например, экстренные продажа или дарение земель близким родственникам (для организаций - "дочкам").

Одной из острых проблем современности является сохра­нение плодородия земель сельскохозяйственного назначения, используемых для производства сельскохозяйственной про­дукции: в целом по Российской Федерации за период с 1990 по 2014 год площадь сельскохозяйственных угодий сократи­лась на 2203,4 тыс. га; земель, используемых под пашню, - на 10814,3 тыс. га. Как отмечает Г. Е. Быстров: «для того, чтобы повысить роль государства в создании эффективной системы землевла­дения и землепользования...» Федеральный закон от 24 июля 2002 г. 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Закон об обороте) «...закрепляет ком­плекс мер, направленных на усиление и защиту земель сель­скохозяйственного назначения от нецелевого, нерационально­го использования, охрану особо ценных сельскохозяйственных угодий...». К числу указанных мер, как представляется, отно­сятся принудительное изъятие у собственников не используе­мых или используемых с нарушением установленных законом требований земельных участков сельскохозяйственного назна­чения и принудительное прекращение иных прав, например, права пожизненного наследуемого владения, по аналогичным основаниям. Принудительное изъятие земельных участков сельскохозяйственного назначения и прекращение прав на та­кие участки осуществляется исключительно в судебном поряд­ке. Споры данной категории встречаются в судебной практике, однако, не так часто, как можно было бы ожидать, учитывая, что в 2014 году на землях сельскохозяйственного назначения выявлено 17 960 нарушений, а, в среднем, по составам «неис­пользование земельных участков» и «использование земель не по целевому назначению» устраняются не более половины правонарушений.

  1. Как правило, по данной категории споров определение состава лиц, участвующих в деле, а также подведомственность и подсудность дел не вызывает затруднений.

Истцами по спорам об изъятии земельных участков яв­ляются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по спорам о прекращении иных прав - органы го­сударственной власти или органы местного самоуправления, представляющие интересы соответствующего публичного собственника. Суды проверяют наличие у истца полномочий на обращение с иском, например, Департамент имуществен­ных и земельных отношений Ярославской области был при­знан ненадлежащим истцом, так как «на дату обращения... не обладал полномочиями на обращение в суд от своего имени. Доказательства, что Ярославская область делегировала истцу соответствующие полномочия, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, суду не представлены».

Ответчиками по данной категории споров являются об­ладатели права собственности или иных прав на земельные участки сельскохозяйственного назначения. Если это юри­дические лица или крестьянские (фермерские) хозяйства, то иски направляются в арбитражные суды, хотя есть примеры рассмотрения таких споров судами общей юрисдикции: как с участием глав крестьянских (фермерских) хозяйств, так и с участием юридических лиц.

Нередко ответчиками оказываются физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предприни­мателей и не ведущие крестьянское (фермерское) хозяйство, но являющиеся собственниками земельных участков, предна­значенных для сельскохозяйственного производства, иски к таким ответчикам рассматриваются судами общей юрисдик­ции.

Изъятие в судебном порядке земельных участков сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании или ненадлежащем использовании

К участию в деле могут привлекаться третьи лица, как правило, не заявляющие самостоятельных требований. В их числе чаще других встречаются территориальные управления Россреестра, органы местного самоуправления муниципаль­ного образования, на территории которого находится земель­ный участок, органы, осуществлявшие государственный зе­мельный надзор, кадастровые палаты по месту нахождения земельного участка и др.

  1. Как показал анализ судебной практики, заявляемые истцами требования не всегда соответствуют содержанию спо­ра и требованиям закона.

Так, в отношении земельного участка, находящегося на праве пожизненного наследуемого владения, было заявлено не только требование о прекращении соответствующего пра­ва, но и «о продаже земельного участка с публичных торгов». Однако, удовлетворение судом требования о продаже земель­ного участка с публичных торгов привело бы к его отчужде­нию из государственной или муниципальной собственности, что противоречит установленному законом порядку, предпо­лагающему принудительное прекращение права пожизнен­ного наследуемого владения, но не права публичной собствен­ности.

В другом случае было заявлено требование об изъятии зе­мельного участка сельхозназначения в собственность Тульской области ввиду его ненадлежащего использования и последую­щей продаже его с публичных торгов. Однако, изъятие участ­ка «в собственность Тульской области» противоречит закону, предусматривающему переход участка от одного собственни­ка к другому посредством публичных торгов, минуя публич­ную собственность.

Еще один пример. В отношении земельного участка, на­ходящегося в частной собственности, в дополнение к требова­нию «об изъятии земельного участка», было также заявлено требование «о прекращении права собственности», что пред­ставляется излишним, так как право собственности (в отличие от иных прав) прекращается не на основании решения суда, а по результатам публичных торгов.

Таким образом, исходя из статьи 6 Закона об обороте в отношении земельного участка, находящегося в частной соб­ственности ответчика, следует заявлять требование об его изъ­ятии и продаже с публичных торгов, в отношении земельных участков, находящихся на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования - требова­ние о прекращении соответствующего права, а в отношении права аренды - требование о расторжении договора аренды.

  1. Разрешая споры, суды устанавливают наличие одного из двух оснований изъятия земельных участков, предусмо­тренных статьей 6 Закона об обороте.

Первое основание - «использование земельного участка с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, повлекшим за собой существенное снижение плодородия почв земель сельскохозяйственного на­значения или причинение вреда окружающей среде» (п. 2 ст. 6 Закона об обороте). Как показал анализ судебной практики, данное основание истцами практически не использовалось или указывалось в дополнение ко второму основанию. Как предполагает В. В. Устюкова, причина может заключаться в том, что «изъятие земельного участка допускается после пред­варительного привлечения собственника к административной ответственности... Однако именно таких составов администра­тивного правонарушения в КоАП РФ нет».

Изъятие земельного участка

Второе основание - «не использование земельного участ­ка для ведения сельскохозяйственного производства или осу­ществления иной связанной с сельскохозяйственным произ­водством деятельности в течение трех и более лет» (п. 3 ст. 6 Закона об обороте) указывалось практически во всех исках.

Разрешая споры, суды проверяли причины неиспользо­вания ответчиками земельных участков. Так, в одном случае было установлено, что неиспользование земельного участка связано с его нахождением в санитарно-защитной зоне по­лигона мусоросортировочного комплекса, где производство сельскохозяйственной продукции запрещено, в другом - что часть земельного участка сельскохозяйственного назначения была занята кладбищем.

В обоих случаях суды пришли к выводу об отсутствии ос­нований для принудительного изъятия земельных участков, так как их неиспользование было вызвано уважительными, не зависящими от воли ответчиков причинами.

  1. При разрешении споров данной категории суды также устанавливали соблюдение порядка принудительного изъятия земельного участка, установленного статьей 6 Закона об обороте.

Основания (самостоятельные или в числе других) отказа судами в исках в связи с нарушением порядка принудительно­го изъятия можно условно разделить на две группы.

Первая - нарушения досудебного порядка, в их числе со­ставление актов осмотра, актов о проведении обследования земельных участков в отсутствие их собственника и не пред­ставление доказательств его надлежащего извещения о про­водимых проверках; не представление доказательств при­влечения ответчика к административной ответственности за неиспользование земель с вынесением предупреждения о не­обходимости устранения выявленных нарушений; ответчик не был привлечен к административной ответственности за не­использование земельного участка, хотя привлекался за иное правонарушение, связанное со спорным земельным участком, например, за неисполнение законного требования органа го­сударственного земельного надзора.

Вторая - нарушения порядка обращения в суд: орган го­сударственной власти обратился в суд раньше истечения сро­ка, установленного для устранения земельного правонарушения; исковое заявление подано неуполномоченным органом государственной власти.

  1. Институт изъятия земельных участков сельскохозяй­ственных угодий при их неиспользовании или ненадлежащем использовании претерпел значительные изменения в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 354-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Россий­ской Федерации». Отметим основные из них, которые могут оказать существенное влияние на судебную практику.

Изменен момент, с которого начинается исчисление трех­летнего срока неиспользования земельного участка, необходи­мого для его принудительного изъятия: теперь это выявление в рамках государственного земельного надзора факта неиспользо­вания земельного участка по целевому назначению или исполь­зования с нарушением законодательства Российской Федерации (ранее срок исчислялся с момента регистрации права на земель­ный участок). Обращение в суд с иском до истечения указанного срока может стать причиной отказа в его удовлетворении.

Срок освоения земельного участка включен в трехлетний срок неиспользования земельного участка - ранее этот срок составлял два года и мог прибавляться к трехлетнему сроку. Данная новелла позволит обеспечить единообразие судебной практики, тогда как раньше в одних случаях суды «автомати­чески» увеличивали трехлетний срок до пятилетнего, а в дру­гих - учитывали этот срок лишь при наличии доказательств осуществления деятельности по освоению участка.

Из числа земельных участков, которые могут быть прину­дительно изъяты, исключены земельные участки, являющиеся предметом ипотеки, а также участки, в отношении собствен­ников которых судом возбуждено дело о банкротстве. Приме­ры реализации данного положения уже имеются в судебной практике, например, судом апелляционной инстанции было отменено решение суда первой инстанции и отказано в удов­летворении исковых требований, поскольку участок был обре­менен залогом.

Закреплен ряд мер, реализация которых начнется с 1 января 2017 года, направленных на предотвращение злоупо­треблений со стороны собственников изымаемых земельных участков. В частности, в отношении таких земельных участ­ков предусмотрено внесение в ЕГРН записи о невозможно­сти государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права до завершения рассмотрения судом дела о его изъятии. Как представляется, данная новелла позволит устранить выявленные в судебной практике случаи отказов в удовлетворении исков об изъятии неиспользуемых земельных участков, поскольку собственники отчуждали их третьим ли­цам до принятия судом решения по делу.

Таким образом, в судебном порядке изымается лишь часть земельных участков сельскохозяйственного назначения, не используемых или используемых ненадлежащим образом, - в отношении других земельных участков либо отсутствует обращение в суд, либо суды отказывают в удовлетворении соответствующих требований. Повышению эффективности изъятия в судебном порядке неиспользуемых или ненадлежа­щим образом используемых земельных участков сельскохо­зяйственного назначения могут способствовать устранение до­пускаемых органами государственной власти нарушений при определении оснований изъятия земельных участков сельско­хозяйственного назначения, при осуществлении досудебного порядка изъятия, при обращении в суд с исками о принуди­тельном изъятии или прекращении прав на земельные участ­ки, а также учет внесенных в законодательство Российской Федерации изменений в части оснований и порядка принуди­тельного изъятия земельных участков из земель сельскохозяй­ственного назначения при неиспользовании по целевому на­значению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации.

СЫРЫХ Елена Владимировна
кандидат юридических наук, доцент кафедры земельного и экологического права Российского государственного университета правосудия