Текущие налоги в конкурсном производстве. Текущие платежи по налогам. Несостоятельность как экономическое явление

Финансовые обязательства, которые появляются у предприятия после того, как заявление по делу о его банкротстве было принято к рассмотрению арбитражным судом, получили название «текущие платежи».

Все претензии, касающиеся платы за оказанные предприятию-банкроту услуги, доставленные товары или произведенные работы, выставляемые после инициации дела о финансовой несостоятельности, получают статус текущих. Это касается и ситуаций, когда договора об оказании этих услуг, отгрузке товаров или осуществлении работ были подписаны еще до признания в суде факта банкротства юридического лица.

Из вышесказанного следует, что в качестве текущих платежей в процедуре конкурсного производства могут быть признаны только денежные обязательства предприятия-должника, которые появились у него уже после того, как стартовало его дело о финансовой несостоятельности. А выплаты, обязательства по которым возникли до этого обстоятельства, не могут считаться текущими.

Из чего формируются текущие платежи в конкурсном производстве?

К наиболее частым текущим платежам в , по которым выставляются требования в ходе процедуры признания финансовой несостоятельности предприятия, относятся:

  • зарплаты, пособия по увольнению, всевозможные компенсации сотрудникам, увольняемым по причине прекращения деятельности финансово несостоятельного юридического лица;
  • налоги, которые должна была оплатить организация, но по причине введения в отношении нее стадии конкурсного производства процедуры банкротства данная необходимость временно отпала;
  • штрафы и неустойки, внесение оплаты за которые также было временно отсрочено, пока происходило судебное разбирательство;
  • текущие счета за товары, доставленные до того, как предприятие было признано финансово несостоятельным;
  • оплата работ или услуг, ранее выполненных в соответствии с контрактами, по условиям которых перечисление денег должно было состояться уже после принятия решения в судебном порядке о признании организации банкротом;
  • арендная плата, производимая постоплатным способом;
  • судебные расходы, оплата юридических консультаций, оформления документов для юридических нужд;
  • штрафные санкции, образовавшиеся в процессе в конкурсном производстве.

Главными среди текущих выплат в конкурсном производстве, которые необходимо осуществлять в первую очередь, являются заработные платы и другие выплаты сотрудникам, производимые в момент их увольнения с предприятия-банкрота. Они должны быть произведены в надлежащие сроки и полностью.


Требования по текущим платежам

Требования по текущим платежам в конкурсном производстве можно разделить на две группы:

  • выплаты, исполнить которые предприятие-должник согласно договорным или иным условиям взяло на себя обязательство в срок, наступивший после вынесения постановления суда о признании банкротства, но в период заключения договорных отношений стороны не могли предусмотреть такого обстоятельства;
  • платежные требования кредиторов или госучреждений по договорам, подписанным до принятия заявления о финансовой несостоятельности, но с учетом предстоящего банкротства, срок выполнения обязательств по которым предусмотрен в период, следующий после признания несостоятельности.

Претензии по текущим выплатам удовлетворяются в соответствии со льготным режимом, согласно которому они не учитываются в основном реестре процедуры банкротства. Их рассмотрение и реализация осуществляется в обособленном режиме. Те, кто выставляет эти требования, не считаются кредиторами по делу о финансовой несостоятельности со всеми вытекающими последствиями. Обязательства перед ними исполняются в строгой очередности по мере возникновения.

Очередность погашения текущих платежей в конкурсном производстве

Порядок выплаты текущих платежей в конкурсном производстве следующий.

  • Первоочередно погашаются требования, связанные с судебными расходами по , производится оплата услуг , а также задолженности по оплате услуг управляющих и текущих выплат, необходимость осуществить которые возникла в ходе деятельности управляющих.
  • Вторыми по порядку выплачиваются зарплаты и иные регламентированные законодательством для данных обстоятельств текущие выплаты сотрудникам, находящимся в штате организации до момента объявления ее банкротом.
  • Третьими по очереди обязательными текущими платежами в конкурсном производстве являются выплаты людям, к помощи которых обратился для реализации своих функций по данному процессу.
  • Далее следуют коммунальные и прочие расходы, сопутствующие осуществляемой предприятием-банкротом деятельности.
  • В последнюю очередь исполняются все прочие текущие требования.

Текущие выплаты с одинаковой приоритетностью исполняются в календарном порядке по мере появления требований по ним.

Как производится оплата текущих требований

Средства, полученные в результате реализации имущества в конкурсном производстве, принадлежащего организации-банкроту, зачисляются на единый расчетный счет. Другие счета предприятия ликвидируются. Текущие требования удовлетворяются за счет денег, полученных по итогам продажи имущества.

Когда по каким-либо причинам не получается перечислить деньги на счет кредитора, они вносятся на счет нотариуса. Кредитор должен перевести их к себе в течение 3 лет, иначе они поступят в государственный бюджет.

Осуществлять все выплаты по текущим платежам в конкурсном производстве должен арбитражный управляющий. Эти выплаты производятся в строгой очередности, установленной законодательно.

Как взыскать текущие платежи в конкурсном производстве?

Законодательство о финансовой несостоятельности регламентирует взыскания по текущим требованиям в конкурсном производстве. Сначала необходимо выставить претензию банкроту или конкурсному управляющему, ведущему это дело. В этом требовании нужно указать момент появления задолженности, произошло ли это до или после.

Данные документы следует дополнить бумагами, свидетельствующими о том, что задолженность появилась после даты . Если управляющий не препятствует исполнению данного требования, то у кредитора не возникает оснований для подачи своего иска. Управляющий должен добавить информацию об обнаружившемся долге в специальный реестр. Затем он выставляет счет в банк на перечисление нужной суммы на реквизиты кредитора.

Если конкурсный управляющий отказался признать правомочность требований данного кредитора и произвести в пользу него оплату, то необходимо подать соответствующий иск в суд. Статус текущего платежа в конкурсном производстве нужно обосновать документально. Суд решит, какой по очередности должна быть удовлетворена данная претензия. После этого будет осуществлено взыскание.

Реестр текущих платежей

Закон регулирует порядок занесения информации о текущих платежах в особый реестр. Эта обязанность, а также необходимость своевременного внесения поправок в него, возлагается на арбитражного управляющего. В стандартной отчетности управляющего текущие выплаты не фигурируют. Поэтому сведения о них указываются отдельно.

Зачет по текущим платежам

Зачет по текущим платежам в конкурсном производстве разрешается осуществлять только тогда, когда возможно выполнить требования по очередности платежей перед остальными кредиторами, а также соблюсти необходимые пропорции удовлетворения всех требований.

Особенности текущих платежей в конкурсном производстве

Текущие платежи в настоящее время согласно законодательству не различаются в зависимости от принадлежности к тому или иному этапу дела о финансовой несостоятельности. Они не учитываются в основном реестре требований.

Текущие платежи конкурсного производства в общем случае взимаются вне рамок дела о банкротстве. Кредиторы, задействованные в этом процессе, не признаются участниками дела о банкротстве. Подобная задолженность погашается .

Можно взыскать эту сумму, прибегнув к другому методу. Для этого нужно направиться с исполнительным листом в банк, в котором открыт расчетный счет банкрота. Тогда можно ожидать погашения долга в порядке общей очереди.

Особый порядок выплаты претензий по кредитам, выданным под залог какого-либо имущества банкрота, предусматривается законом о финансовой несостоятельности. Согласно ему деньги, оставшиеся , перечисляются на счет, используемый для погашения остальных требований кредиторов, оплаты судебных издержек и расчетов с конкурсным управляющим.

Такое явление как банкротство, к сожалению, не только свойственно отечественной экономике, но и довольно широко встречающееся. По подсчетам специалистов на сегодняшний день существует определенная закономерность — 2/3 созданных компаний прекращают деятельность спустя 2 года после своего образования именно путем признания их банкротами.

Несостоятельность как экономическое явление

Банкротство предприятия выступает итогом развития кризиса в отношении финансов. Компания поначалу периодически, а затем стабильно не способна удовлетворять кредиторские требования, включая обязательные выплаты. Рыночная экономика столетиями нарабатывала систему диагностики, контроля и определенной защиты компаний от краха (система банкротства). Подобная неизбежная, по сути, экономическая процедура, отражающая состояние национальной государственной экономики страны — наиболее актуальная проблема для разных государств. Таким образом, поиск продуктивного преодоления процесса банкротства также не теряет своей актуальности по сегодняшний день.

В немалой степени реализация мер по контролю и защите от банкротства зависит от степени развития законодательства в данной области.

Формирование подобных механизмов защиты с учетом зарубежного опыта в РФ началось в 1992 г. с Указа Президента РФ касательно поддержки и оздоровления несостоятельных госпредприятий и ввода прочих правовых актов, определяющих отношения компаний в финансовой сфере, а также государственных органов, реализующих контроль и управление госимуществом.

В настоящее время вопросы банкротства предусматривает специальный закон о несостоятельности. Этим нормативно-правовым актом регламентируются основания для того, чтобы признать должника-юрлица, ИП или гражданина несостоятельным (банкротом), а также предусматриваются порядок и условия осуществления процедур по предупреждению банкротства и организация непосредственной реализации банкротства. Юрлицо, которое являет собой коммерческую организацию, кроме казенного предприятия (ст. 65 ГК РФ), а также юрлицо, которое действует как потребительский кооператив или благотворительный фонд, судебным решением может быть признано банкротом.

С юридической точки зрения как процедура банкротство состоит из реализации мероприятий, которые нацелены на удовлетворение кредиторских требований. Обычно возбуждение непосредственного процесса банкротства инициируется кредиторами в ходе исполнительного производства в результате нескольких неэффективных попыток по возвращению долга.

Из этого следует, что банкротство является ответственностью фирмы, которая возникает при ее несостоятельности по уплате задолженности кредиторам. Данную процедуру способны инициировать как кредиторы, так и сами должники, обладающие серьезными долгами перед кредиторами. В такой ситуации банкротство будет выступать необходимой защитной реакцией, устремленной на сохранность своих активов и деятельности компании.

Руководит процедурой банкротства арбитражный управляющий, назначение которого происходит в судебном порядке. Им осуществляются правомочия, регламентируемые законом и проводятся все предписанные мероприятия. Итогом проведения процедуры банкротства является то, что фирму также в судебном порядке объявляют банкротом, после чего следует реализация целого комплекса необходимых мер.

Общая очередность

Самая важная цель законодательства о банкротстве - справедливость в распределении денежных средств между сторонами. Однако это «справедливое распределение» в данном случае также зачастую выступает предметом споров специалистов в области права и финансов.

Иногда бывает сложно предоставить кредиторам одинаковые юридические возможности для осуществления своей экономической заинтересованности, включая ситуации, при которых имущества задолжавшего не хватает для раздела между кредиторами по справедливости.

Вопросы пропорционального раздела конкурсной массы при конфликте в конкурсном производстве законных интересов различных кредиторов нашли отражение в нормах права. Так, закон делит их требования согласно критериям очередности. Вместе с тем для каждой соответствующей очереди кредиторов устанавливаются свои нюансы правового урегулирования в контексте отдельных процедур банкротства.

Первые

Среди кредиторских требований в рамках текущих платежей предусмотрена очередность, а погашение долгов одной очереди реализуется исходя из календарной очередности.

Подлежащие первоочередному удовлетворению кредиторские требования – это требования лиц, перед которыми согласно правовых норм действующего законодательства РФ компания-должник ответственна за причинение их жизни, а также здоровью определенного ущерба.

Кредиторские требования 1-ой очереди обязаны заноситься в реестр кредиторских требований как долги перед теми гражданами, перед которыми у компании-должника непосредственно есть ответственность за ущерб их жизни и здоровью. В том случае, если гражданин на это согласен, его право требования в сумме капитализированных повременных выплат переходит к РФ – конкурсный управляющий просто зачисляет соответствующие денежные средства уполномоченной Правительством РФ компании-кредитору.

Вторые

В очереди на удовлетворение кредиторских требований, которые включены в реестр, расчеты, касающиеся выплат выходных пособий, вознаграждений авторам.

Зарплаты также занимают второе место по важности и очередности распределения денежных средств должника.

Последующие

Банкротство является последствием финансовой нестабильности и, как следствие, отсутствия возможности гасить долги. Поэтому зачастую те, чьи притязания не относятся к разряду первоочередных, вынуждены долго ждать возврат своих денег. И не всегда успешно.

Что касается текущих платежей, то в третью очередь занимаются удовлетворением требований по коммунальным платежам и эксплуатационным выплатам, которые нужны для функционирования компании-должника.

И, наконец, четвертая очередь – все остальные требования по другим текущим платежам.

Удовлетворение требований кредиторов

Обратите внимание, что требования каждой из кредиторских очередей выполняются исключительно после того, как будут выплачены кредиторские требования очереди предыдущей, причем в полном объеме.

В случае нехватки имущества компании-банкрота, его раздел при ликвидации между кредиторами проводится пропорционально суммам их требований, которые подлежат удовлетворению (если законодательство не предусматривает другое).

Долг перед кредиторами первых четырех очередей выплачивают после того, как утвержден ликвидационный баланс, перед остальными – спустя месяц с даты его утверждения. Согласно общему правилу кредиторские требования обязаны удовлетворяться деньгами компании.

При нехватке у фирмы денег, ликвидационная комиссия распродает имущество компании-банкрота на публичных торгах (организацию и проведение таких торгов регламентирует закон «Об исполнительном производстве»). Подготовкой и порядком проведения , в соответствии со ст.62 вышеуказанного закона, занимаются особые организации, обладающие правом на совершение сделок с недвижимым имуществом (с такими субъектами заключают соглашение). Данная процедура инициируется ликвидационной комиссией.

В первую очередь

Согласно ст.64 ГК РФ, очередность по удовлетворению кредиторских требований при ликвидации компании устанавливается следующая.

Первоочередно выполняются требования кредиторов, перед которыми компания-банкрот отвечает в рамках нанесения их здоровью или их жизни ущерба.

Если таковых не оказалось, долги распределяются в порядке последующей иерархии задолженности.

Второстепенные обязательства

При наличии денежных средств или имущества у банкрота и отсутствии долгов перед кредиторами первой очереди суммы распределяются так:

  • Вторая очередь – оплата трудовой деятельности работающих по трудовым договорам (контрактам) граждан.
  • Третья очередь – удовлетворение кредиторских требований по обязательствам, в качестве обеспечения которых использовалось залоговое имущество компании-банкрота.
  • Четвертая очередь – покрытие задолженности в различные фонды и бюджет (обязательные выплаты).
  • Пятая очередь – расчеты согласно действующему законодательству с прочими кредиторами.

Оплата налогов и сборов по порядку

Законом установлена очередь по удовлетворению кредиторских требований, которая зависит от времени возникновения долга, разновидности платежа, статуса компании-должника в налоговых отношениях (процедура уплаты таких платежей предусмотрен законом “О несостоятельности”).

В порядке, который предусматривается для кредиторов 4-ой очереди (согласно ст. 110 Закона), удовлетворяются кредиторские требования по выплатам тех обязательных платежей, по которым компания-должник выступает плательщиком налогов, и которые возникли до судебного решения о признании компании-должника несостоятельной.

Требования, касающиеся уплаты возникающих после вынесения судебного решения о банкротстве обязательных платежей, будут удовлетворяться после кредиторских требований, заявленных в положенный согласно п. 4 ст. 114 Закона срок. Вместе с удовлетворением кредиторских требований той очереди, к которой кредитор-налогоплательщик непосредственно относится, обеспечивается уплата обязательных платежей должником-налоговым агентом.

Так, покрываются вне очереди расходы, по выплате в бюджет подоходного налога, который удерживается с трудящихся, и страховых взносов граждан в ПФ, если обязательства их уплаты возникли в рамках конкурсного производства, а также внешних управления и наблюдения. При возникновении этого обязательства до постановления соответствующего решения суда, расходы будут покрываться в порядке, который предусмотрен для погашения требований по оплате трудовой деятельности (ст. 108).

Внеочередные платежи

Вне очереди погашаются в соответствии с п. 1 ст. 106 Закона:

  • все судебные затраты;
  • текущие эксплуатационные платежи и оплата коммунальных услуг банкрота;
  • траты по выплате арбитражным управляющим причитающегося вознаграждения;
  • удовлетворение кредиторских требований по обязательствам компании-должника, появившимся в рамках управления, а также наблюдения и конкурсного производства.

Что касается порядка платежей по таким внеочередным требованиям, его предусматривает ст. 855 ГК РФ. Кроме того, как предусмотрено в ст. 134 закона о несостоятельности, в конкурсном производстве кредиторские требования по текущим платежам должны выплачиваться внеочередно из конкурсной массы, однако преимущество отдается кредиторам, чьи запросы появились еще до принятия заявления о признании компании несостоятельной.

Обращение к адвокату, специалисту в области налогового законодательства, позволит избежать многих трудностей и проблем при формировании своих налоговых обязательств как организациям в процессе ведения хозяйственной деятельности, так и гражданам, а в случае возникновения разногласий с налоговыми органами относительно исполнения налоговой обязанности участие адвоката в налоговом процессе обеспечит грамотную защиту прав и законных интересов налогоплательщика в налоговом споре в суде общей юрисдикции или в арбитражном суде. Налоговые споры часто возникают по причине различного толкования налогоплательщиками и налоговыми органами действующих норм налогового законодательства. Если заявитель не успел вовремя обратиться с заявлением, его требования могут быть не удовлетворены.

Какая очередность платежей при банкротстве? примеры, ответы на вопросы

Следовательно, текущими являются только денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после возбуждения дела о банкротстве.
Федеральный закон - О несостоятельности (банкротстве), N 127-ФЗ В случае, если прекращение деятельности организации должника или ее структурных подразделений может повлечь за собой техногенные и (или) экологические катастрофы либо гибель людей, вне очереди также погашаются расходы на проведение мероприятий по недопущению возникновения указанных последствий.
2.

При решении вопроса о моменте возникновения обязательного платежа для целей отнесения соответствующих требований к текущим или к подлежащим включению в реестр требований кредиторов необходимо учитывать следующее.


В силу пункта 1 статьи 38 и пункта 1 статьи 44 НК РФ обязанность исчисления и уплаты налога возникает у налогоплательщика при наличии у него объекта налогообложения и налоговой базы.

Внимание

Объект налогообложения как совокупность налогооблагаемых операций (фактов) является сформировавшимся к моменту окончания налогового периода.


Инфо

При этом он формируется применительно не к отдельным финансово-хозяйственным операциям или иным имеющим значение для налогообложения фактам, а к совокупности соответствующих операций (фактов), совершенных (имевших место) в течение налогового периода.

Об очередности платежей при банкротстве

Федеральным законом от 23.06.2016 № 222-ФЗ внесены изменения в пункт 2 статьи 134 Закона о банкротстве, определяющий очередность удовлетворения требований кредиторов по текущим платежам, в том числе по эксплуатационным платежам (коммунальным платежам, платежам по договорам энергоснабжения и иным аналогичным платежам). Президиум Верховного Суда РФ 20.12.2016 г. утвердил «Обзор судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства» (далее – Обзор Президиума ВС РФ) в котором, дана оценка исполнения обязанности по уплате обязательных платежей в процедурах банкротства, в том числе при ведении производственной деятельности должника в процедуре конкурсного производства.

Как соблюдать очередность уплаты текущих платежей в процедурах банкротства?

Преимущественное удовлетворение требования об уплате НДС недопустимо. Второй – реализуемое имущество являлось предметом залога, и при выделении и уплате НДС арбитражным управляющим нарушались права залогового кредитора на получение удовлетворения обеспеченного залогом требования в установленной пропорции, которая определяется исходя из всей вырученной от продажи заложенного имущества суммы. Основание – пункт 2 статьи 138 Закона о банкротстве. Внесенные в статью 161 НК РФ изменения, действующие с 1 октября 2011 года, не решили проблему, озвученную в упомянутом постановлении ВАС РФ.

НДС по-прежнему будет уплачиваться из выручки от реализации имущества, составляющего конкурсную массу, а значит, будут нарушаться положения Закона о банкротстве.

Очередность выплат при банкротстве предприятия

Задолженность предприятия, которая привела предприятие к несостоятельности, подлежит погашению в законодательно закрепленном порядке. Закон гарантирует защиту интересов кредиторов и получателей обязательных платежей в случае признания предприятия несостоятельным. Признание несостоятельности Переходу организации в категорию неплатежеспособных, как правило, предшествуют попытки удержать бизнес на плаву за счет привлечения денежных средств, в том числе заемных.

При негативном сценарии и появлении предпосылок несостоятельности, порядок банкротства предприятия осуществляется согласно закону ФЗ № 127 «О несостоятельности (банкротстве)».

Несостоятельность в контексте банкротства – это признание государством невозможности юридического лица полноценно погасить все существующие обязательства.

Уплата обязательных платежей в процедурах банкротства

Временный управляющий, назначенный судом, на этом этапе проводит оценку имеющихся долгов и возможностей их выплаты без потери всего имущества. Управляющий обращается к бухгалтерской и налоговой отчетности компании, а также составляет список всех кредиторов с указанием размера долга («реестр требований»).

Этап #3 - финансовое оздоровление. Возможно, если временный управляющий предложил способы выхода из кризиса и изыскал пути выплаты долгов.

Компания продолжает оставаться под контролем своих владельцев, хотя и с некоторыми ограничениями.

Этап #4 - внешнее управление. Если финансовое оздоровление не прошло успешно, то руководство компании переходит к арбитражному управляющему, который может ввести временный мораторий на выплату долгов.

Статья 134. очередность удовлетворения требований кредиторов

  • Налоговые платежи при банкротстве
  • ВАС РФ упорядочил очередь текущих платежей в делах о банкротстве
  • Задолженность по налогам при банкротстве должника
  • Очередность выплат при банкротстве
  • Юридическая помощь в сфере налогообложения
  • Очередность выплат при банкротстве
  • О налогообложении реализации конкурсной массы при банкротстве

Налоговые платежи при банкротстве Соответственно, меняется и система уплаты обязательных платежей в различных процедурах банкротства. Поэтому вопрос о порядке и очередности их уплаты не теряет своей актуальности.

Post navigation

Оплата налогов В процессе банкротства предприятия оплата налогов может относиться как к текущим платежам, так и к кредиторской задолженности. От правильной квалификации зависит очередность и сумма выплат налоговых долгов.

Требования о погашении налоговых платежей, предъявляемые после начала конкурсного производства, квалифицируются как текущие платежи 4-ой очереди.

Если несостоятельное предприятие находится на этапе наблюдения, по инкассовому поручению подлежат оплате только текущие выплаты по обязательным платежам.

В инкассовом поручении в обязательном порядке должны быть указаны сведения, доказывающие принадлежность взыскиваемых средств к текущим требованиям.

После начала производства процесса о финансовой несостоятельности у должника возникают определенные текущие платежи при банкротстве. Они предъявляются по требованию кредиторов по товарам, работам и услугам. И при этом погашение долгов включает в себя не только выплату средств, присутствующих в судебном решении, но и тех, что возникают во время исполнения судебного решения.

Основные положения о текущих платежах

В российском законодательстве текущие платежи при банкротстве определяются как денежные долги и обязательные выплаты предприятия, учреждения или физического лица, признанного банкротом. Для урегулирования их порядка назначается управляющий, который после срока подачи искового заявления в суд или постановления суда удовлетворяет требования кредиторов согласно очереди.

Как правило, вопрос об очередности платежей по кредитным задолженностям и новым образовавшимся обязательствам стоит остро, так как после закрытия частного предприятия неизбежно возникают новые, ранее не учтенные обязательства.

Требования кредиторов

Но возможны и варианты, когда требования кредиторов по текущим платежам при банкротстве не включаются в реестр требований. Текущие долги кредиторам не признаются к исполнению, а кредиторы по текущим платежам не являются субъектами, участвующими в деле о банкротстве.

Такое происходит при выполнении определенных процедур в деле о признании должника финансово несостоятельным. Выплаты кредиторам по требованиям о текущих платежах в таком случае производятся в установленном законом порядке. Кредиторы такого формата имеют право обжаловать работу арбитражного управляющего в суде, если его действия нарушают их законные права.

Подразделение денежных и не денежных требований

Текущие платежи в деле о банкротстве делят на денежные и не денежные выплаты. Их деление происходит по определенным характеристикам. Так, имущественные притязания не денежного характера трудно охарактеризовать в минимальном размере, который создаст угрозу возникновения банкротства. А денежные требования в этом плане легко определяют нужную сумму долга, при котором предприятие или физическое лицо объявляется несостоятельным.

Кредиторы с денежными требованиями имеют право на такое количество голосов на собрании, которое сопоставимо с их требованиями в части полной суммы задолженности. А для права участия не денежных кредиторов в собрании, их требования по возможности выражаются в денежном эквиваленте, и тогда все препятствия для получения количества голосов снимаются.

Стандартные текущие платежи в процедуре банкротства

Чаще всего к оплате должником выставляются такие виды задолженностей:

  • зарплаты, компенсации, выходные деньги работникам, уволенным по сокращению или по причине ликвидации учреждения;
  • размороженные налоговые выплаты, ранее приостановленные по причине признания банкротства;
  • приостановленные на время срока судебного разбирательства штрафы, неустойки и санкции, теперь требующие оплаты как текущие платежи при банкротстве;
  • денежные долги за товары, услуги и работы, поставленные ранее срока признания банкротом;
  • долговые выплаты кредиторам за товары, услуги и выполненные работы по документам наступившие после признания должника неплатежеспособным;
  • лизинговые выплаты, срок которых наступит после признания банкротства;
  • долги по оформлению судебных бумаг, издержек, юридических действий нотариуса, адвоката;
  • неустойки и штрафы, возникающие во время реализации имущества должника, находящегося под арестом.

Выплата заработной платы является первостепенным требованием и удовлетворяется в положенные сроки и в размере полных сумм. Текущие платежи при банкротстве в части зарплаты могут быть уменьшены путем замораживания тех сумм, которые превышают установленный законом лимит выходных пособий или оплаты работ.

Дополнительные категории, относящиеся к стандартным требованиям

К основным требованиям относят еще два подвида стандартных требований, не включаемых в реестр текущих платежей при банкротстве. В основной реестр их не вписывают, но оплата производится отдельным порядком:

  1. К исполнению принимаются требования по выплате обязательств, возникших по договорным документам, условия которых не могли предвидеть производства дела о банкротстве, но их срок оплаты наступает после судебного решения.
  2. Платежи, проводимые непосредственно по договорам с кредитными поставщиками или государственными учреждениями, которые заключаются до суда, а срок исполнения наступает после признания банкротства.

Кредиторы такого порядка не признаются имеющими право голоса на собраниях кредиторов. Они не принимают участие в распродажах арестованного имущества, не допускаются в качестве участников по делу о признании неплатежеспособности должника. Их требования в части выплат удовлетворяются по мере их возникновения.

Закон о признании несостоятельности

В законодательно-правовых актах рассматриваются все характерные детали дела о признании банкротом несостоятельного дебитора. В статьях разъяснительных документов регламентируются текущие платежи при банкротстве. Очередность определяется строго в соответствии с буквой закона. Для ведения дел по выплатам кредиторам назначается арбитражный управляющий.

Ответственность управляющего во многом определяет дальнейшее течение событий по выполнению судебных требований. И иногда кредиторы подают встречные претензии в арбитражный суд по бездействию управляющего, повлекшего за собой ущерб по выплатам. Если судебные органы признают его невиновным, то требования направляются непосредственно к самому управляющему. В таком случае кредиторы претендуют не только на оплату текущих задолженностей, но и на возмещение ущерба, возникшего из-за того, что не проводятся текущие платежи в деле о банкротстве.

Примером таких невыплат являются задолженности по выплате текущих пенсионных денег служащим пенсионерам или другим кредиторам. Подобные разбирательства осуществляются и в строительной сфере по делу о банкротстве застройщика, где оплата производится всем задействованным кредиторам, в порядке очередности. Поэтому уполномоченный внимательно относится к законодательству и не допускает возникновения санкций.

Выплаты происходят неравномерно

Но последние кредиторы в очереди чаще всего не дожидаются выплат. Отсюда очевидно, что права второстепенных кредиторов ограничены, по сравнению с первостепенными.

Очередность платежей, определенных в реестре

Первой по очередности выплат стоит:

  • оплата судебных издержек по ведению дела о банкротстве;
  • оплата непосредственных кредиторов;
  • выплаты конкурсному управляющему или тем, кто работал вместо него.

Вторая очередь предусматривает:

В третьей очереди производят выплаты:

  • оплату коммунальных услуг;
  • лизинг и аренду;
  • налоговые обязательства;
  • замороженные суммы и надбавки к выходным пособиям;
  • санкции, неустойки, пеню, штрафы.

Четвертая очередь существует для остальных требований кредиторов к банкроту.

Порядок действий при взыскании долгов

Как происходит предъявление требований, определяет закон о банкротстве. Текущие платежи взыскиваются по выбранной разъяснительными документами схеме. Вначале в письменной форме подается требование должнику или к заменяющему его управляющему. В этом документе содержатся сведения о том, когда возникает долг - в частности, до суда или после.

К этому требованию в обязательном порядке добавляются документы, подтверждающие возникновение долгого обязательства после того, как иск в суд о банкротстве уже подан. Если требование удовлетворяется и отношение управляющего лояльное, то необходимость в дополнительном иске в арбитражный суд отпадает. Действия управляющего в этот момент заключаются во включении должника в дополнительный реестр и подаче банку счета на списание требуемой суммы в пользу кредитора.

Если требование управляющим не удовлетворяется и он отказывает в проведении выплаты, тогда подают отдельное требование в судебные органы и получают положительное решение. Для этого стараются подтвердить документами, что платежи носят текущий характер. Взыскание текущих платежей в деле о банкротстве происходит после того, как суд определит, к какой очереди выполнения относится данное требование. Оплачивается оно согласно календарной очереди.

Решение суда

Постановлением суда кредитор занимает место в общей очереди или ставится управляющим в дополнительный список. Решение суда является обязательным для исполнения арбитражным управляющим. Если же он игнорирует его, то после решения суда возникают неустойки и пени, а самовольное бездействие управляющего рассматривается как причинение материального вреда.

Если суд вынес решение, из которого не видно, к какой очереди отнести кредитора, в указанную инстанцию обращаются снова с просьбой вынести письменное определение с подробными указаниями.

Сроки платежей

Выплаты денежных обязательств производятся в сроки, предписанные судебным решением, при этом расписывается очередность. В первую очередь проходит конкурсное мероприятие, в определенное время, затем, при поступлении средств от конкурсного управляющего, соблюдаются периоды платежей.

Продление или перенос времени выплат производится строго по согласованию с управляющим. Существует определенное требование к текущим платежам - банкротство предприятия означает, что уволенным работникам в обязательном порядке выплачивается зарплата и пособие, хотя эти выплаты не относятся к текущим. Но при этом надбавки сверх нормы оплачивают только в третьей очереди.

Положения о банкротстве физических особ

Документы в суд о признании должника банкротом подаются в том случае, если требование по выплате долга или суммарные требования кредиторов составляют более 500 тысяч рублей, а платежи не производятся более 3 месяцев.

Вопрос перед судом о признании частного гражданина банкротом ставится самим гражданином - одним или группой его кредиторов, - а также государственным органом, специально для этого уполномоченным.

После признания физического лица банкротом в некоторых случаях заключается мировое соглашение. Если этого не происходит, то текущие платежи при банкротстве физического лица происходят при введении реабилитационных процедур.

Первое подразумевает реструктуризацию долговых обязательств. Она проводится для улучшения платежной способности. Составляется план, по которому выплаты производятся так, что должник рассчитывается с кредиторами, при этом, не влезая еще в большую долговую яму.

Вторым способом реабилитации является реализация арестованного имущества физического лица для удовлетворения требований кредиторов, поставщиков товаров и услуг. Для выполнения всех процедур, положенных при банкротстве, назначается финансовый управляющий, он назначается судом как арбитражный управляющий.

Последствия признания физического лица банкротом

Гражданин, признанный банкротом в судебном порядке, в течение пяти лет не заключает договора, по которым он выступает дебитором, без указания факта банкротства. Гражданин в течение трех лет поле признания его неплатежеспособным лицом в финансовом плане не работает в управленческой системе юридического лица.

В течение пяти лет банкрот не скрывает, что к его долговым обязательствам применяется реструктуризация при покупке товаров и недвижимости в кредит.

Суд в некоторых случаях выносит решение о временном запрете покидать границы государства. Это ограничение действует до тех пор, пока не прекращается производство по банкротству или в случае подписания мирового соглашения.

После признания физического лица банкротом все его имущество арестовывается и передается в конкурсную массу. Не подлежит передаче то имущество, от продажи которого не происходит существенное удовлетворение требований, а также вещи, определенные в перечне законодательных документов.

В заключение следует сказать, что законные меры по признанию предприятия или отдельного гражданина банкротом направлены на облегчение оплат должника, несмотря на большое число изменений. Закон, по большому счету, находится на стороне должника, а не кредитора. Это проявляется как в гарантиях гражданам, так и в простоте процедуры, не требующей от должника сложных действий или больших затрат.

Т.А. Гусева,
профессор кафедры "Финансовое и предпринимательское право" Юридического института ОГТУ, д.ю.н.

В условиях экономического кризиса должники зачастую не в состоянии платить по счетам, поэтому рост числа дел о банкротстве неизбежен. Как отмечает Председатель Высшего арбитражного суда РФ (ВАС РФ) А.А. Иванов, это связано со значительным увеличением числа рассматриваемых арбитражными судами исков о неисполнении обязательств по договорам (по сравнению с 2007 годом их стало больше на 64%). Инициаторами подобных исков могут стать как сам должник или его кредиторы, так и налоговые органы. Поэтому не теряет актуальность вопрос о порядке и очередности уплаты обязательных платежей в различных процедурах банкротства. Насколько изменила эту ситуацию новая редакция Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), которая, в частности, дала налоговым органам право бесспорного и внеочередного взыскания задолженности в конкурсном производстве? Рассмотрим новый порядок подробнее.

Порядок уплаты налогов в конкурсном производстве

В процессе банкротства между арбитражными управляющими и налоговыми органами возникают споры относительно очередности и порядка уплаты налогов (включаются ли они в конкурсную массу и платятся в соответствии с установленной очередностью или относятся к текущим платежам, и налоговые органы имеют право на бесспорное списание налогов).

Наибольшие количество споров относится к процедуре конкурсного производства. Ранее (в редакции Закона о банкротстве, действовавшей до 31 декабря 2008 года) обязательные платежи, возникшие после открытия конкурсного производства, подлежали удовлетворению после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов. Поэтому создавалась ситуация, при которой НДС при реализации конкурсной массы возникал всегда, но в бюджет, как правило, не перечислялся, поскольку конкурсной массы бывало недостаточно даже для удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр. При этом в п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве содержалось положение, в соответствии с которым требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, подлежали удовлетворению после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр. В силу этой нормы налоговый орган не вправе был осуществлять предусмотренные налоговым законодательством меры по принудительному взысканию указанной задолженности*1. Реализуя имущество, арбитражный управляющий начислял НДС на его стоимость, но обязанность по уплате НДС возникала только после удовлетворения требований кредиторов, включенных в соответствующий реестр.
_____
*1 См., например, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 14.10.2008 N Ф08-6177/2008, где указано: "Вопрос о взыскании с предприятия налогов, возникших после открытия конкурсного производства, должен решаться не налоговым органом в безакцептном порядке, а самим конкурсным управляющим в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 142 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника".

Поскольку, как уже было отмечено, реализованного имущества, как правило, не хватает для удовлетворения всех предъявленных требований, до уплаты в бюджет НДС с реализованного имущества очередь обычно не доходила. НДС взыскивался в составе стоимости имущества, но в бюджет не перечислялся.

С такой позицией налоговые органы не могли мириться и производили принудительное (бесспорное) взыскание НДС. Суды вставали на сторону налогоплательщиков.

В новой редакции п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве (см. Федеральный закон от 30.12.2008 N 296-ФЗ, далее - Закон N 296-ФЗ) исключено положение о том, что требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения реестровых требований кредиторов имущества должника. Это дало основание ФНС России считать, что из Закона о банкротстве исключены положения, являвшиеся основанием для вынесения судебных решений о неправомерности применения налоговыми органами мер принудительного взыскания задолженности по текущим платежам в конкурсном производстве.

Данная позиция нашла отражение в письме ФНС России от 23.01.2009 N ММ-21-8/43@ и обоснована следующим. Конституционный Суд РФ в постановлении от 17.12.1996 N 20-П выразил позицию, согласно которой налог - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в ст. 57 Конституции РФ, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, т.к. иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества - оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности.

Таким образом, организация, в отношении которой введена одна из процедур банкротства, является субъектом, обладающим всеми правами и обязанностями налогоплательщика, установленными Налоговым кодексом РФ. Отмена решением суда решений налогового органа о применении мер принудительного взыскания задолженности не отменяет обязанности налогоплательщика по уплате налогов, сборов, а также пени и штрафов в бюджет.

Данная позиция уточнена в письме Минфина России от 11.06.2009 N 03-07-11/155: органы и лица, уполномоченные осуществлять реализацию имущества по решению суда (в т.ч. конкурсные управляющие при проведении процедуры банкротства), вовсе не являются плательщиками НДС. Они просто выполняют обязанности налоговых агентов и предъявляют покупателям имущества для оплаты соответствующую сумму НДС.

А при реализации этого имущества они уже должны перечислять НДС в бюджет, как обязывает НК РФ. При этом никаких нарушений прав ни самих налогоплательщиков- должников, ни их кредиторов не возникает, поскольку НДС уплачивается в бюджет за счет средств покупателей имущества.

В настоящее время по данному вопросу появились разъяснения Пленума Высшего арбитражного суда РФ. Так, в постановлении ВАС РФ от 23.07.2009 N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" дано следующее разъяснение по данному вопросу.

В новой редакции Закона о банкротстве исключено распространение на требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, режима требований, заявленных после закрытия реестра требований кредиторов.

В связи с этим требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, в соответствии с абз. 5 п. 2 ст. 134 Закона о банкротстве относятся к текущим платежам четвертой очереди. Для взыскания таких платежей налоговый орган вправе на основании ст. 46 НК РФ направить в банк инкассовое поручение, которое подлежит исполнению банком с учетом очередности, установленной п. 2 ст. 134 Закона о банкротстве (п. 41 постановления).

Порядок уплаты обязательных платежей в других процедурах банкротства

При других процедурах (наблюдении, внешнем управлении) имеют место следующие споры*1.
_____
*1 С момента введения наблюдения в бесспорном порядке на основании инкассового поручения могут быть исполнены только текущие требования по обязательным платежам. Налоговый орган, выполняя это предписание Закона о банкротстве, а также п. 2 ст. 854 ГК РФ, обязан в инкассовом поручении указывать данные, подтверждающие отнесение взыскиваемых налогов к текущим (дату окончания налогового периода).

В отношении текущих требований взыскиваются налоговые платежи, принудительный срок взыскания которых уже истек, при этом налоговые органы часто указывают в инкассовом требовании не период, за который взыскивается платеж, а срок уплаты (более позднюю дату).

При решении вопроса о моменте возникновения обязательного платежа для целей отнесения соответствующих требований к текущим или к подлежащим включению в реестр требований кредиторов необходимо учитывать следующее.

В силу п. 1 ст. 38, п. 1 ст. 44 НК РФ обязанность исчисления и уплаты налога возникает у налогоплательщика при наличии у него объекта налогообложения и налоговой базы.

Объект налогообложения как совокупность налогозначимых операций (фактов) является сформировавшимся к моменту окончания налогового периода. При этом он формируется применительно не к отдельным финансово- хозяйственным операциям или иным имеющим значение для налогообложения фактам, а к совокупности соответствующих операций (фактов), совершенных (имевших место) в течение налогового периода.

Это означает, что возникновение обязанности по уплате налога определяется наличием объекта налогообложения и налоговой базы, а не наступлением последней даты срока, в течение которого соответствующий налог должен быть исчислен.

Таким образом, датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода, а не дата представления налоговой декларации или дата окончания срока уплаты налога*1.
_____
*1 Предъявляя требование об уплате налога, налоговый орган часто указывает дату его уплаты, а не период, за который налог предъявлен. См., например, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 06.11.2008 N Ф08- 6663/2008: "Вопрос о взыскании с предприятия налогов должен решаться не налоговым органом в безакцептном порядке, а самим конкурсным управляющим в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве".

Данная позиция нашла отражение в постановлении ВАС РФ от 23.07.2009 N 60, где отмечено следующее.

Законом N 296-ФЗ изменено понятие текущих платежей и правовой режим обязательств, возникших до возбуждения дела о банкротстве, сроки исполнения которых должны были наступить после введения наблюдения. Исходя из положений абз. 5 п. 1 ст. 4, п. 1 ст. 5 и п. 3 ст. 63 Закона о банкротстве в редакции Закона N 296-ФЗ, текущими являются только денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после возбуждения дела о банкротстве. В связи с этим денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие до возбуждения дела о банкротстве, независимо от срока их исполнения не являются текущими ни в какой процедуре.

Если денежное обязательство или обязательный платеж возникли до возбуждения дела о банкротстве, но срок их исполнения должен был наступить после введения наблюдения, такие требования по своему правовому режиму аналогичны требованиям, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, поэтому на них распространяются положения новой редакции Закона о банкротстве о требованиях, подлежащих включению в реестр.

Указанные требования подлежат предъявлению только в деле о банкротстве в порядке, определенном ст. 71 и 100 Закона о банкротстве, а в случае предъявления иска о взыскании соответствующей задолженности - в общем порядке.

Порядок взыскания и уплаты

В постановлении Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 59 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Об исполнительном производстве" (далее - постановление N 59) обращается внимание на то, что в случае возбуждения дела о банкротстве после введения наблюдения исполнительные документы о взыскании непосредственно в банк направляться не могут. Банк вправе принимать их для исполнения, только если есть данные, подтверждающие, что требование взыскателя относится к текущим платежам или к требованиям, по которым исполнение не приостанавливается. Это касается как случаев обращения в банк взыскателя, так и требований, поступивших от судебных приставов. Указаны обстоятельства, при которых нет оснований для ответственности банка за неисполнение данных документов. Банк производит исполнение по "формальным признакам", т.е. не рассматривает по существу возражения должника против бесспорного списания. Поэтому неверно указанные в документах сведения могут стать основанием для ответственности взыскателя, но не банка.

Обоснование этому дано следующее. В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве с даты вынесения судом определения о введении наблюдения требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены должнику только с соблюдением установленного Законом о банкротстве порядка. К указанным требованиям относятся и требования, подтвержденные исполнительными документами.

При применении абз. 2 п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве также следует иметь в виду, что кредиторы и уполномоченные органы, представляющие в деле о банкротстве требования Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований по денежным обязательствам, не вправе в порядке, установленном частью 1 ст. 8 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве), направлять выданные судами и другими органами исполнительные документы о взыскании денежных средств непосредственно в банк или иную кредитную организацию, в которых открыты счета должника (п. 1 постановления N 59).

При рассмотрении споров о применении к банкам мер ответственности за ненадлежащее проведение операций по счету должника необходимо учитывать следующее. По смыслу ст. 8 Закона об исполнительном производстве и в силу абз. 2 п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве, а также п. 2 ст. 854 Гражданского кодекса РФ банк вправе принимать для исполнения исполнительные и иные документы о взыскании денежных средств со счетов должника в бесспорном порядке (в частности, инкассовые поручения о безакцептном списании задолженности) только при условии, что в этих документах либо в документах, прилагаемых к ним, содержатся данные, подтверждающие отнесение требований взыскателя к текущим платежам или к требованиям, по которым исполнение не приостанавливается. В том же порядке рассматриваются требования о взыскании, поступившие от судебных приставов-исполнителей.

При этом банк не рассматривает по существу возражения должника против бесспорного списания, в т.ч. основанные на доводах о неверном указании взыскателем суммы задолженности или момента ее возникновения (п. 12.9 Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденного Банком России 03.10.2002 N 2-П).

Банк осуществляет проверку правомерности взыскания по формальным признакам, квалифицируя подлежащее исполнению требование как текущее на основании данных, имеющихся в направленном для исполнения исполнительном или ином документе о взыскании денежных средств (либо в прилагаемом к нему документе). Если названные документы не содержат сведений, подтверждающих отнесение требований взыскателя к текущим платежам или к требованиям, по которым исполнение не приостанавливается, либо эти сведения являются противоречивыми (в частности, если судебный акт, на основании которого был выдан исполнительный документ, принят до возбуждения дела о банкротстве), банк не вправе исполнять направленный для исполнения исполнительный или иной документ - он подлежит возврату взыскателю с указанием причины этого. Основания для привлечения банка к предусмотренной законодательством ответственности за неисполнение требования, содержащегося в исполнительном или ином документе о взыскании денежных средств с должника, в данном случае отсутствуют.

При нарушении банком положений абз. 2 п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве должник в процедуре наблюдения или финансового оздоровления либо внешний или конкурсный управляющие в последующих процедурах могут потребовать от него возмещения убытков, причиненных неправомерным списанием денежных средств со счета должника, и применения иных санкций в соответствии с законодательством. При разрешении таких споров судам необходимо иметь в виду: нарушение со стороны банка отсутствует, если он произвел списание денежных средств со счета должника на основании представленных взыскателем документов, в которых содержатся сведения, позволяющие отнести требования взыскателя к текущим платежам либо к требованиям, по которым исполнение не приостанавливается. Таким образом, должником не могут быть взысканы с банка суммы, списанные последним со счета должника в порядке исполнения направленного взыскателем исполнительного или иного документа о взыскании денежных средств, в ситуации, когда взыскатель неверно указал соответствующие данные. В подобных случаях ответственность за списание денежных средств со счета должника с нарушением установленного законом порядка несет взыскатель.

Уплата НДФЛ, взносы на обязательное социальное страхование

При разрешении споров, вытекающих из правоотношений, в которых должник выступает налоговым агентом (например, в отношении налога на доходы физических лиц), необходимо иметь в виду следующее.

НДФЛ

Требование к налоговому агенту, не исполнившему обязанность по перечислению в бюджет удержанного у источника выплаты НДФЛ, представляет собой имеющее особую правовую природу требование, не подпадающее под определяемое положениями ст. 2 и 4 Закона о банкротстве понятие обязательного платежа и не может быть квалифицировано как требование об уплате обязательных платежей.

Данное требование независимо от момента его возникновения в реестр требований кредиторов не включается и удовлетворяется в установленном налоговом законодательством порядке. Споры, вытекающие из правоотношений, в которых должник выступает налоговым агентом, рассматриваются вне дела о банкротстве.

Взносы на обязательное социальное страхование

Согласно абз. 5 ст. 2 Закона о банкротстве обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, к числу которых относятся страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, являются обязательными платежами.

При применении п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве судам необходимо учитывать, что эта норма не подлежит применению к требованиям об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование ввиду наличия специальной нормы, устанавливающей обязанность конкурсного управляющего производить возложенные на работодателя в соответствии с федеральным законом платежи при оплате труда работников, осуществляющих трудовую деятельность в ходе конкурсного производства (п. 5 ст. 134 Закона о банкротстве).

Таким образом, требования органов Пенсионного фонда РФ в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязанность по уплате которых возникла после открытия конкурсного производства, подлежат исполнению должником в установленном ст. 855 ГК РФ порядке.

Следует принимать во внимание особую правовую природу и назначение страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и исходить из того, что при осуществлении процедур банкротства не являющиеся текущими требования в отношении страховых взносов подлежат исполнению в режиме, установленном для удовлетворения требований о выплате заработной платы. Предусмотренный ст. 94 и 95 Закона о банкротстве мораторий на удовлетворение требований кредиторов на данные требования не распространяется*1.
_____
*1 В некоторых судебных решениях задолженность по страховым взносам квалифицируется судом как текущий платеж, подлежащий взысканию вне рамок дела о банкротстве. См., например, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 20.10.2008 N Ф08-6379/2008, в котором суд указал: "Спорная задолженность по страховым взносам является текущим платежом и подлежит взысканию вне рамок дела о банкротстве".

Уплата пеней, возврат налогов

Требование об уплате пеней, начисляемых в период наблюдения за несвоевременную уплату налогов (сборов), срок платежа которых наступил до принятия заявления о признании должника банкротом, не является текущим и подлежит удовлетворению в порядке, установленном Законом о банкротстве, поскольку основное требование об уплате недоимки не является текущим.

Правило о неначислении пеней распространяется только на требования об уплате обязательных платежей, подлежащих включению в график погашения задолженности, т.е. не являющиеся текущими в процедуре финансового оздоровления.

Применительно к внешнему управлению изложенный подход закреплен в абз. 3 п. 2 ст. 95 Закона о банкротстве.

При применении предусмотренной абз. 3 п. 1 ст. 126 Закона о банкротстве нормы о прекращении начисления с даты открытия конкурсного производства неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника судам следует исходить из того, что это положение применяется как к требованиям, подлежащим включению в реестр требований кредиторов, так и к текущим требованиям, возникшим до открытия конкурсного производства.

Требования по пеням, начисленным в период конкурсного производства в отношении обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, удовлетворяются в том же порядке, что и основное требование об уплате недоимки, т.е. в очередности, установленной п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве.

При рассмотрении заявления должника об оспаривании решения налогового органа об отказе осуществить возврат уплаченных должником (взысканных налоговым органом) после вынесения судом определения о введении наблюдения сумм налогов, требования по которым подлежали включению в реестр требований кредиторов и удовлетворению в порядке, установленном Законом о банкротстве, судам надлежит исходить из следующего.

Положения ст. 78 и 79 НК РФ, допускающие возврат только сумм налогов, являющихся излишне уплаченными (взысканными), не могут рассматриваться в качестве основания для отказа в удовлетворении заявленного требования, поскольку в данном случае указанные нормы применению не подлежат. Основанием для возврата является нарушение отказом налогового органа порядка удовлетворения требований по обязательным платежам, подлежащим включению в реестр требований кредиторов, заключающееся в погашении задолженности, не являющейся текущей, во внеочередном порядке*1.
_____
*1 В постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 01.10.2008 N Ф08-5925/2008 указано: "В соответствии с нормами Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (ст. 126, пп. 4 и 8 ст. 142) налоговая инспекция не имеет права распоряжаться суммой налога на добавленную стоимость, подлежащей возмещению из бюджета налогоплательщику, признанному несостоятельным (банкротом)" (в данном случае инспекция неправомерно распорядилась денежными средствами заявителя путем проведения зачета).

Вместе с тем судам необходимо учитывать, что налоговый орган вправе осуществить зачет подлежащей возврату суммы налога в счет погашения обязательных платежей, требования в отношении которых являются текущими.

Вознаграждение арбитражного управляющего

Все чаще предметом спора является вопрос о выплате вознаграждения арбитражному управляющему (далее - АУ). Суть спора заключается в следующем: по мнению налогового органа, за счет бюджета расходы АУ возмещаются только при банкротстве отсутствующего должника. Об этом прямо сказано в постановлении Правительства РФ от 21.10.2004 N 573 "О порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующих должников": обязанность уполномоченного органа по возмещению расходов на выплату вознаграждения арбитражного управляющего ограничивается лишь процедурой отсутствующего должника.

К тому же, по мнению налоговых органов, факт регистрации в качестве индивидуального предпринимателя свидетельствует о том, что арбитражный управляющий несет риск неполучения (получения не в полном размере) причитающегося ему вознаграждения в случае, если имущества недостаточно.

Поскольку все чаще инициатором банкротства выступают налоговые органы, а у должника отсутствует конкурсная масса, споры о выплате вознаграждения арбитражному управляющему чаще становятся предметом судебного разбирательства.

Так, в постановлении седьмого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2008 N 07АП-6132/08 судьи поддержали иск АУ о выплате вознаграждения за счет бюджета, поскольку инициаторами банкротства выступали налоговые органы, а в соответствии с п. 3 ст. 59 Закона о банкротстве возмещение судебных расходов, в т.ч. на выплату вознаграждения АУ в деле о банкротстве в случае отсутствия у должника средств, достаточных для погашения указанных расходов, возлагается на кредитора-заявителя. Аналогичная позиция выражена в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 23.01.2009 N Ф08-8252/2008. Постановление Президиума ВАС РФ от 02.06.2009 N 1855/09 также подтверждает указанные выводы, где содержится позиция суда по сходным правоотношениям - о выплате в аналогичной ситуации вознаграждения ликвидатору.

Порядок распределения судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения АУ по делу о банкротстве определен ст. 59 Закона о банкротстве. Из пунктов 1 и 3 ст. 59 Закона следует, что расходы на выплату вознаграждения арбитражным управляющим относятся на имущество должника и возмещаются за счет этого имущества вне очереди. В случае отсутствия у должника средств, достаточных для погашения этих расходов, заявитель по делу о банкротстве обязан погасить указанные расходы в части, не погашенной за счет имущества должника.

К вышеназванным решениям следует добавить, что взыскать можно не только вознаграждение АУ, но и компенсацию его расходов, в частности расходы на уплату государственной пошлины; на опубликование сведений о банкротстве; на оплату услуг лиц, привлекаемых АУ для обеспечения своей деятельности. При этом Пленум ВАС РФ в постановлении от 22.06.2006 N 22 "О порядке погашения расходов по делу о банкротстве" разъяснил: возмещению подлежат расходы, признанные судом обоснованными и необходимыми.