Административные правоотношения и их субъекты. Объекты и субъекты административно-правовых отношений. Субъекты административных правоотношений

Правовые отношения возникают в процессе реализации правовых норм, которые содержат общеобязательные государственные предпи­сания. Общественные отношения в сфере исполнительной власти, урегу­лированные административно-правовыми нормами, называются админи­стративно-правовыми отношениями. Стороны участвуют в них как но­сители взаимных прав и обязанностей, установленных и обеспеченных административно-правовыми нормами. В этих правоотношениях вы­ражен государственный интерес, т. е. практически реализуются задачи и функции государства. Такие правоотношения возникают, изменяют­ся и прекращаются в связи с организацией и функционированием ор­ганов исполнительной власти в соответствии с действующим законо­дательством и (или) подзаконными административно-правовыми нор­мами.

Административно-правовое отношение, как и все другие правоот­ношения, имеет структуру (см. схемы 4 и 5), а именно системную сово­купность взаимосвязанных обязательных элементов: участники (сто­роны) правоотношения - субъект и объект управления; их субъектив­ные права и юридические обязанности; поощрения и ответственность участников; юридический факт (факты).

Субъект - это участник (сторона) правоотношения в сфере ис­полнительной власти, наделенный соответствующими государствен­но-властными полномочиями по осуществлению управленческих функций. Обычно в качестве субъекта административно-правовых от­ношений (управляющей стороны) выступает орган исполнительной власти и его должностные лица, в официальной форме выражающие волю и интересы государства. В случаях, определенных законодатель­ством, в роли субъекта могут выступать суды (например, при рассмот­рении административных дел) и общественные объединения при ре­ализации своих внешних управленческих функций (например, проф­союзы при управлении подведомственными санаторно-курортными учреждениями).

Объект управления - другой участник (сторона) правоотношения, т.е. физические и юридические лица, которые наделены правами и обязанностями в сфере исполнительной власти, но в качестве управ­ляемой стороны. Ими могут быть: граждане; государственные служа­щие; органы управления (администрация) государственных и негосу­дарственных предприятий, учреждений и организаций; соподчинен­ные и несоподчиненные органы исполнительной власти; исполнитель­ные органы в системе местного самоуправления; иностранные организации.

Схема 4. Понятие и виды субъектов административного права

Схема 5. Элементы административно-правовых отношений




Практически объектом управления следует считать деятель­ность этих людей и их объединений по реализации в сфере исполни­тельной власти своих прав и обязанностей , их сознательно-волевое поведение.

Каждое материальное и процессуальное административно-право­вое отношение есть определенная системная взаимосвязь прав и обя­занностей его участников. Этим характеризуется содержание правоот­ношения. Правомочию - субъективному праву одного участника пра­воотношения - всегда соответствует юридическая обязанность друго­го, и наоборот. Административно-правовая норма устанавливает объем полномочий сторон, их взаимные права и обязанности, юридическую ответственность за неисполнение обязанностей или нарушение прав.

Административно-правовое отношение предполагает такое поведе­ние его участников (сторон), которое соответствует требованиям, сформулированным в административно-правовых нормах. Именно оно считается правильным и не только оценивается положительно, но в соответствующих случаях и поощряется . Например, ст. 13 Федераль­ного закона от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации»* устанавливает, что к государственным служа­щим применяются поощрения за успешное и добросовестное исполне­ние ими должностных обязанностей, продолжительную и безупречную службу, выполнение заданий особой важности и сложности. В случае же несоблюдения, нарушения требований, изложенных в администра­тивно-правовых нормах, возникает необходимость их защиты в адми­нистративном или судебном порядке. Большинство административно-правовых отношений защищается в административном порядке. К участникам административно-правовых отношений, не выполняю­щим своих обязанностей, уполномоченные на то органы исполнитель­ной власти применяют меры государственного принуждения, в том числе меры юридической ответственности.


* СЗ РФ. 1995. №31. Ст. 2990; 1999. № 8. Ст. 974.

Юридическими фактами называются фактические обстоятельства, с которыми правовые нормы связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Только при наличии юридического факта (фактов) субъект административного права становится субъек­том административных правоотношений. Остановимся на различиях между этими понятиями.

В правовых нормах субъектом административного права называет­ся лицо или организация, которые при определенных условиях могут быть участниками (сторонами) управленческих отношений. Они определеляются общим (родовым) образом – как индивидуальные субъекты (граждане, государственные служащие) или как коллективные (органы исполнительной власти, органы управления государственных и него­сударственных организаций и т.д.). В течение длительного времени они могут не вступать ни с кем в административные правоотношения, т. е. не становиться их участниками (субъектами или объектами управ­ления).

Субъект же правоотношения всегда конкретен. Это конкретное лицо или организация, сторона правоотношения (субъект или объект управления), наделенная правами и обязанностями в сфере исполни­тельной власти и способная осуществлять их.

Субъекты административного права могут стать субъектами (участ­никами, сторонами) административных правоотношений при наличии трех условий: 1) административно-правовой нормы, определяющей субъекта, его права и (или) обязанности, юридическую ответствен­ность; 2) административной правоспособности и дееспособности субъ­екта; 3) юридического факта (фактов), т. е. основания возникновения, изменения или прекращения правоотношения.

Юридические факты делятся на действия и события.

Действия - результаты активного волеизъявления участника пра­воотношения. Они могут быть правомерными или неправомерными. К числу правомерных действий относятся, например, издание органом исполнительной власти индивидуального акта управления в пределах своих полномочий; государственная регистрация общественных объ­единений, осуществляемая органами юстиции, и т. п. Неправомерные действия (деликты) не соответствуют требованиям административно-правовых норм, нарушают их, например административные или дис­циплинарные проступки.

События - это явления, не зависимые от воли людей (например достижение определенного возраста, с чем связываются юридические последствия; смерть; стихийное бедствие).

Совершенно очевидно, что перечисленные и другие факты в каж­дом конкретном случае могут иметь различные юридические последст­вия, т. е. порождать, изменять определенные права и обязанности, а также ответственность участников правоотношений. Например, если гражданин подает жалобу на действия должностного лица в орган ис­полнительной власти, последний обязан ее рассмотреть в установлен­ный срок и сообщить гражданину о принятом решении. Умерший гражданин или прекратившее свою деятельность общественное объединение перестают быть участниками соответствующих правоотно­шений.

Административно-правовые отношения могут быть классифициро­ваны по ряду критериев (см. схему 6): по характеру (особенностям) взаимоотношений их участников, по конкретным целям (предназначе­нию) правоотношений; их содержанию; способу защиты правоотно­шений.

В зависимости от особенностей взаимоотношений участников раз­личаются: вертикальные (субординационные) правоотношения, возникаю­щие между соподчиненными сторонами, когда существует приоритет субъекта управления в системе органов исполнительной власти (на­пример, между иерархически подчиненными главами админист­раций); горизонтальные (координационные) правоотношения, в рамках которых стороны равноправны, не подчинены друг другу в системе органов исполнительной власти (например между федеральными ми­нистерствами и государственными комитетами); правоотношения между органами исполнительной власти и не под­чиненными им участниками отношений, не входящими в систему ор­ганов исполнительной власти (граждане, администрация негосударст­венных предприятий, учреждений и организаций и др.).

По конкретным целям (назначению) управленческие отношения, как уже отмечалось, делятся на две группы: внутренние (внутриорганизационные, внутрисистемные) и внешние, т. е. связанные с непо­средственным воздействием на объекты управления, не входящие в систему органов исполнительной власти.

Административно-правовые отношения по своему содержанию (порядку реализации прав и обязанностей их участников) подразделя­ются на материальные и процессуальные, а по способу защиты - на защищаемые в административном или судебном порядке.

Внутриорганизационные управленческие отношения, связанные с формированием и комплектованием аппаратов управления, организа­цией их работы, распределением между работниками обязанностей, прав и ответственности и т. п., - вспомогательные, они носят обеспе­чивающий характер. В качестве одной из сторон (участников) таких отношений выступают руководители органов управления и их струк­турных подразделений, а другой - остальные работники, решающие проблемы функционирования этих органов. Главные же, определяю­щие - внешние (внешненаправленные) отношения, в рамках которых органы исполнительной власти реализуют свою компетенцию по по­вседневному руководству хозяйственными, социально-культурными и административно-политическими процессами, используя свойствен­ные этим органам методы и средства.

Схема 6. Виды административно-правовых отношений


Таким образом, административно-правовые отношения, построен­ные по принципу «субъект - объект управления», как властеотношения, имеют существенные отличия от правоотношений других отраслей права (см. схему 7):

1. Одной из сторон (участников) административно-правовых отно­шений является орган исполнительной власти или его должностное лицо, наделенные управленческими полномочиями государственно-властного характера. Этот орган принимает решение (издает предпи­сание), исполнение которого обязательно для управляемой стороны, и может применить в отношении нее принуждение. Поскольку здесь имеется неравенство сторон, административно-правовые отношения в принципе невозможны между гражданами или негосударственными структурами.

2. Объектом административно-правового отношения является воля, сознание и опосредованное ими поведение (действия) управляе­мых в сфере исполнительной власти, которая охватывает все основные направления экономической, социально-культурной и администра­тивно-политической деятельности.

3. Многие органы исполнительной власти и их должностные лица обладают правом издания нормативных правовых актов, поскольку дей­ствуют по поручению государства.

4. Административно-правовые отношения могут возникать по ини­циативе любой из сторон, но согласие (желание) другой стороны не является обязательным.

5. Административно-правовые отношения выражают организаци­онно-управленческую, исполнительно-распорядительную деятель­ность, осуществляемую определенными органами государства с целью обеспечения повседневного (текущего) функционирования государст­ва и его аппарата.

6. Споры, которые могут возникать между участниками администра­тивно-правовых отношений, разрешаются в большинстве случаев в ад­министративном (несудебном) порядке, т. е. путем непосредственно юридически властного и одностороннего распоряжения уполномочен­ного на то органа исполнительной власти (должностного лица). Судеб­ный порядок применяется в случаях, предусмотренных, в частности, Федеральным конституционным законом от 28 апреля 1995 г. «Об ар­битражных судах в Российской Федерации»*, Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. «О мировых судьях в Российской Федерации»** и ст. 202 КоАП.


* СЗ РФ. 1995. №18. Ст. 1589

** СЗ РФ. 1998. №51. Ст. 6270

Схема 7. Особенности административно-правовых отношений


7. В случае нарушения одной из сторон административно-правовых отношений нормативных требований она несет ответственность перед государством в лице его органов, каковыми являются, как прави­ло, сами органы исполнительной власти.

Административно-правовые отношения отличаются прежде всего от правоотношений гражданского, трудового, финансового и других отраслей российского права. Например, если административно-право­вые отношения характеризуются неравенством сторон, могут возни­кать без согласия другой стороны, а споры между ними разрешаются преимущественно в административном порядке, то гражданско-пра­вовым отношениям присущи иные признаки. В п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса РФ* сказано: «Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, непри­косновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимос­ти беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты». Отсюда ясно, что отношения между государственными предприятиями или между коммерческими структурами, основанные на хозяйственно-договор­ных началах, регулируются не административным, а гражданским пра­вом, поскольку они связаны не с организационно-управленческой, а с хозяйственной деятельностью и гражданским оборотом.


* СЗ РФ. 1994. №32. Ст. 3301.

То, что административное право характеризуют организационно-управленческие отношения, служит основой для его отличия и от тру­дового, и от финансового права.

Административное право, регулируя сложившиеся правоотношения, определяет круг участников, и выделяет специальный субъект. Объясняется это тем, что регулируемые административным правом отношения в основном возникают и складываются при реализации функций органов исполнительной власти, то есть в органах руководства и подчинения. Таким образом, административным правом выделены пять групп участников: 1. физические лица;

2. должностные лица;

3. военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие

дисциплинарных Уставов.

4. иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица; 5. юридические лица.

Возраст, по достижении которого для физического лица наступает административная ответственность, определяется с шестнадцати лет. При установлении данного возрастного предела руководствовались теорией ограниченной дееспособности человека. Именно с шестнадцати лет человек начинает, в полной мере, осмыслять законность своих поступков и действий, давать им оценку, определять пропорциональность последствий и ответственности за них.

Критерием требования, к назначению административной ответственности, служит то, чтобы виновному лицу исполнилось шестнадцать лет не в момент привлечения его к административной ответственности, а в момент совершения им административного правонарушения. Например:

Ко времени возбуждения производства, за совершённое им административное правонарушение, Д. Исполнилось шестнадцать лет. В судебном заседании было установлено, что в момент совершения правонарушения Д. было полных пятнадцать лет. В связи с этим, Д. от административной ответственности был освобождён, а административное производство, в отношении его, прекращено.

Административное право предусматривает три ситуации, когда виновное, в совершении административного правонарушения, лицо не подлежит ответственности. Такими ситуациями являются:

1. Невменяемость. Оценкой критерия невменяемости может служить только медицинское заключение экспертов, выносимое в отношении виновного в административном правонарушении лица.

Виновное лицо может быть освобождено от ответственности только в том случаи, если данное заключение подтвердит о совершении им административного правонарушения в состоянии невменяемости.

2. Крайняя необходимость. Понятие крайняя необходимость, содержит элементы, исключающие из разряда административных правонарушений возможное причинение лицом вреда по наличию виновного деяния в нём:

1) совершённое деяние виновного лица должно быть направлено на предотвращение иного административного правонарушения;

2) виновное лицо не должно иметь иной возможности по предотвращению административного правонарушения, кроме совершённого деяния;

3) характер, объём и последствия совершённого виновным лицом деяния, не должны превышать характер, объём и последствия предотвращённого административного правонарушения.

Малозначительность совершённого правонарушения.

Административное право содержит критерии, объединённые в понятие освобождения от административной ответственности при совершении малозначительного правонарушения.

При малозначительности совершённого правонарушения судья, орган, должностное лицо уполномоченное возбуждать дело об административном правонарушении, могут освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Административное право расширяет круг субъектов несущих административную ответственность, относя к ним и должностных лиц, если законом не установлено иное.

Под должностным лицом понимается лицо выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции руководителя, а также другие работники государственных, иных коммерческих и некоммерческих организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Военнослужащие и призванные на военные сборы граждане, несут административную ответственность в соответствии с дисциплинарными Уставами, предусматривающими наказания за административные правонарушения.

Сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, федеральных органов налоговой инспекции и таможенных органов, то есть служащие тех органов, в отношении которых разработаны и действуют специальные нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок прохождения службы в указанных органах, несут административную ответственность предусмотренную ими.

Исключением для данного специального субъекта, когда он несёт административную ответственность по общим основаниям (кроме наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву также и административный штраф), являются правонарушения, посягающие на объекты, имеющие двухсторонний интерес и пристальное внимание государства и общества:

1. права, регламентированные законодательством о выборах и референдумах;

2. область обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

3. правила дорожного движения;

4. требования пожарной безопасности вне места службы;

5. права, регламентированные законодательством об охране окружающей природной среды;

6. таможенные правила и правила режима государственной границы Российской Федерации, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;

7. область налогов, сборов и финансов;

8. не выполнение законных требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

Требование Административного права к иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам, совершившим административное правонарушение, складывается из двух оснований:

1.территориальности (места совершения административного правонарушения);

2. статуса (значимости лица в международных взаимоотношениях).

При сопоставлении данных двух оснований можно выделить следующий порядок привлечения к административной ответственности иностранных лиц, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц:

1. При совершении административного правонарушения на территории Российской Федерации, подлежат ответственности на общих основаниях.

2. совершение административных правонарушений на водном объекте, в территориальном море, на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне, подлежат административной ответственности согласно законодательства по данной территории;

3. Совершившее административное правонарушение иностранное лицо, пользующееся иммунитетом (неприкосновенностью) Российской Федерации, подлежит административной ответственности согласно норм международного права.

В целях установления принципа «равенство прав перед законом», кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (от 1 июля 2002 года) устанавливает ответственность юридических лиц за совершённые административные правонарушения.

Таким образом, административное право, в отличие от уголовного права, предусматривает виновность юридического лица, и неотвратимость наступления наказания за совершённое противоправное деяние. Закрепления данного положения обусловлено сложившейся ситуацией в обществе и в нынешней рыночной экономики. Юридические лица пытаются различными способами, путями и средствами достичь своей цели и выгоды, зачастую нарушая закон. Основания наступления административной ответственности юридических лиц, состоят из двух элементов:

Юридические лица подлежат ответственности за административные правонарушения, предусмотренные административным законодательством Российской Федерации, или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Основания наступления административной ответственности, для юридических лиц, здесь расширен. Они наступают не только за административные правонарушения, предусмотренные законодательством Российской Федерации, но и по законодательству его субъектов.

Если административное правонарушение одновременно может быть совершено как физическим (должностным) так и юридическим лицом, то ответственность может быть применена к ним в равной мере, за исключением административного правонарушения, которое может быть совершено только физическим лицом.

Некоторые административные правонарушения могут быть совершены только физическим лицом (например, хулиганство). Иные же правонарушения (например, против охраны окружающей среды и природопользования) могут быть совершены как физическим, так и юридическим лицом.

Зачастую, достигая результата, руководствуясь девизом «цель оправдывает средства» , совершая административное правонарушение и пытаясь уйти от ответственности, юридическое лицо меняет свою организационно-правовую форму (путём ликвидации или реорганизации). В связи с этим, административное право предусматривает наступление ответственности правопреемника или вновь созданного юридического лица:

1. при слиянии нескольких юридических лиц, к ответственности привлекается вновь созданное юридическое лицо;

2. при присоединении одного юридического лица к другому, к ответственности привлекается присоединившееся юридическое лицо;

3. при разделении или выделении юридического лица, к ответственности привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности виновного в административном правонарушении юридического лица;

4. при преобразовании юридического лица одного вида в другое, к ответственности привлекается вновь возникшее юридическое лицо.

Административное право закрепляет принцип«незнание не освобождает от ответственности». То есть, не знание правопреемником реорганизованного юридического лица, о совершённом, его предшественником административном правонарушении, не освобождает его от административной ответственности.


Похожая информация.


Субъектом административно-правовых отношений являются носители прав и обязанностей, а именно:

Граждане РБ;

Иностранные граждане и лица без гражданства;

Государственные органы, администрация предприятий, учреждения, объединения и иных государственных организаций;

Служащие государственных органов и объединений;

Общественные объединения, их представители, наделенные административными обязанностями и правами.

Субъекты административно-правовых отношений наделяются определенными правами и обязанностями. Они обладают административной правоспособностью и дееспособностью.

Административная дееспособность - это способность субъекта административного правоотношения иметь права и нести юридические обязанности в сфере государственного управления, исполнительной (и распорядительной) деятельности.

Полномочия (права и обязанности) государственного органа на управления определяются местом и ролью его в системе государственных органов и закрепляются в законодательных актах (Совета Министров - в законе о нем, министерства - в положении о конкретном министерстве).

Административная правоспособность должностного лица определяется компетенцией соответствующего органа, а также должностными полномочиями этого лица, устанавливаемыми законом, декретом Президента или другими правовыми актами.

Административная правоспособность предприятий, организаций, учреждений устанавливается законами и уставами, положениями о них.

От административной правоспособности неотделима дееспособность - возможность субъекта административного правоотношения своими действиями приобретать права и принимать на себя обязательства в сфере управления, исполнительной (и распорядительной) деятельности. Административная дееспособность предполагает наличие у данного субъекта административной правоспособности.

Для государственных органов, администрация предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений как субъектов административно-правового отношения характерно совпадение административной право - и дееспособности. Административная правоспособность (и дееспособность) этих субъектов возникает, как правило, с момента их образования, либо, когда этого требует закон, - с момента регистрации (в отношении предприятий, организаций).

21. Понятие и признаки административного правонарушения .

Административное правонарушение - посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Административная ответственность наступает в том случае, если правонарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности. Признаки административного правонарушения: общественная опасность, противоправность, виновность, наказуемость деяния.

Совокупность установленных нормативными правовыми актами признаков (элементов), конкретизирующих, определяющих действие либо бездействие лица в качестве конкретного вида административного проступка, получила название состава административного правонарушения (проступка). Признаки состава административного правонарушения: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. Объект - общественные отношения, на которые посягает правонарушитель. Объективная сторона - действие или бездействие лица, запрещенное административным правом. Субъект - физические и юридические лица.

Субъективная сторона - психическое отношение субъекта к противоправному действию либо бездействию и его последствиям.

22. Административные взыскания .

Мерами административной ответственности являются административные взыскания, которые применяются в целях защиты правопорядка, воспитания лица, совершившего административное правонарушение, и предупреждения совершения правонарушений другими лицами.

За совершение административных правонарушений применяются следующие виды административных взысканий:

1) предупреждение;

3) исправительные работы;

4) административный арест;

5) лишение специального права;

6) лишение права заниматься определенной деятельностью;

7) конфискация;

8) депортация;

9) взыскание стоимости предмета административного правонарушения.

Предупреждение, штраф, исправительные работы и административный арест применяются в качестве основного административного взыскания.

Лишение специального права, лишение права заниматься определенной деятельностью, а также депортация могут применяться как в качестве основного, так и дополнительного административного взыскания.

Конфискация, взыскание стоимости предмета административного правонарушения применяются в качестве дополнительного административного взыскания.

За одно административное правонарушение могут быть наложены основное либо основное и дополнительные административные взыскания.

Предупреждение. Предупреждение состоит в письменном предостережении физического лица о недопустимости противоправного поведения.

Штраф. Штраф является денежным взысканием, размер которого определяется исходя из базовой величины, установленной законодательством Республики Беларусь на день вынесения постановления о наложении административного взыскания.

Исправительные работы. Исправительные работы устанавливаются на срок от одного до двух месяцев и отбываются по месту работы физического лица, освобожденного от уголовной ответственности с привлечением к административной ответственности.

Административный арест. Административный арест состоит в содержании физического лица в условиях изоляции в местах, определяемых органом, ведающим исполнением административных взысканий, и устанавливается на срок до пятнадцати суток.

Лишение специального права. Лишение специального права, предоставленного физическому лицу, применяется за грубое нарушение порядка пользования этим правом. Устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

Лишение права заниматься определенной деятельностью. Лишение права заниматься определенной деятельностью применяется с учетом характера совершенного административного правонарушения, связанного с занятием видом деятельности, на осуществление которой требуется специальное разрешение (лицензия), если будет признано невозможным сохранение за физическим или юридическим лицом права заниматься таким видом деятельности. Устанавливается на срок от шести месяцев до одного года.

Конфискация. Конфискация состоит в принудительном безвозмездном обращении в собственность государства дохода, полученного в результате противоправной деятельности, предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения административного правонарушения, принадлежащих лицу, совершившему административное правонарушение, либо находящихся в собственности, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления юридического лица, подлежащего административной ответственности, независимо от того, в чьей собственности они находятся.

Депортация. Депортация - административное выдворение за пределы Республики Беларусь - применяется в отношении иностранного гражданина и лица без гражданства.

Взыскание стоимости предмета административного правонарушения. Взыскание стоимости предмета административного правонарушения состоит в принудительном изъятии и обращении в собственность государства денежной суммы, составляющей стоимость предметов, товаров и (или) транспортных средств.

23. Понятие и стороны гражданских правоотношений .

Предметом гражданского права является круг отношений, регулируемых гражданским законодательством: имущественные, связанные с имущественными личные неимущественные отношения, личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными. Важнейшим признаком гражданско-правовых имущественных отношений является их товарно-денежный характер, стоимостная оценка.

Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане Республики Беларусь, юридические лица Республики Беларусь, Республика Беларусь, административно-территориальные единицы Республики Беларусь. Гражданин как индивидуальный субъект гражданского права в силу закона должен обладать гражданской правоспособностью и дееспособностью. Гражданская правоспособность как способность иметь гражданские права и обязанности признается в равной степени за всеми гражданами. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается его смертью. Объем правоспособности всех граждан одинаков. Некоторые ограничения могут иметь место в силу закона. Правоспособность признается законом, поэтому сам гражданин не может отказаться от нее или каким-либо образом ограничить. Сделки, направленные на ограничение правоспособности, ничтожны. Гражданская дееспособность - это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Гражданская дееспособность возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении 18-летнего возраста. В определенных случаях гражданская дееспособность может возникнуть и до наступления 18 лет - в случае эмансипации, когда несовершеннолетний работает по трудовому договору или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью, при вступлении в брак до 18 лет. Никто не может быть ограничен в дееспособности иначе, как в случаях и порядке, установленных законом.

Этот же классификационный критерий лежит в основе подразделения административных правоотношений на субординационные и координационные, получившего широкое распространение в 80-е гг. ХХ века. К субординационным относятся отношения, базирующиеся на властных правомочиях одного из субъектов в отношении другого (субординация, соподчинение субъектов правоотношения). Координационные правоотношения характеризуются использованием властных полномочий для обеспечения эффективной совместной деятельности нескольких управляющих субъектов. В рамках этой классификации выделяют также группу реординационных отношений, к которым относятся, обеспечивающие обратное воздействие управляемого субъекта на управляющий субъект (отношения, возникающие при обжаловании действий и решений властных субъектов или при обращении во властные структуры).

2. По целям традиционно подразделяются на регулятивные и охранительные. Данная классификация подразумевает, что отдельные правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в связи с регулированием определенных процессов и явлений в рамках осуществления государственного управления , в то время как другие реализуются в рамках выполнения охранительных функций государства . Думается, что регулятивными все-таки являются скорее нормы, нежели возникающие на их основе отношения.

3. По направлениям деятельности Ю.А. Старилов выделяет:

  • административно-правовые отношения органов исполнительной власти (местной администрации) общей компетенции, т.е. по всем вопросам жизнедеятельности на соответствующей территории ;
  • административно-правовые отношения исполнительной власти отраслевой компетенции в отношении субъектов управления, находящихся в их ведении;
  • административно-правовые отношения органов межотраслевой компетенции надведомственного характера по решению специальных вопросов, осуществлению контрольно-надзорных и координационных полномочий;
  • административно-правовые внутриорганизационные отношения, затрагивающие деятельность аппарата данного органа и учреждений, предприятий , находящихся в его непосредственном подчинении.

4. Б.Н. Габричидзе и А.Г. Чернявский выделяют две группы административно-правовых отношений:

  • отношения, непосредственно выражающие основную формулу управляющего воздействия ("субъект-объект"), в которой четко проявляется властная природа государственно-управленческой деятельности;
  • отношения, складывающиеся за рамками непосредственного управляющего воздействия на тот или иной объект, органически связанные с его осуществлением.

В отношении предложенной классификации можно сказать, что, по нашему мнению, она поясняет и довольно удачно дополняет существующие концепции вертикально-горизонтальных и координационно-субординационных правоотношений, но самостоятельного значения не имеет.

а) организационные управленческие отношения в сфере реализации исполнительной власти (государственного управления), возникающие в процессе и в результате реализации исполнительной власти и осуществления субъектом в пределах предоставленных полномочий регулирующих управленческих функций в отношении руководимых подведомственных ему сфер и подчиненных объектов. Эта группа делится на внешнеуправленческие (в отличие от внутриаппаратных) и организационные отношения.

б) внутриорганизационные отношения во всех сферах государственной деятельности, опосредующие внутриаппаратную деятельность по внутренней организации работы любых органов системы публичного управления во всех сферах государственной деятельности

в) общегосударственные контрольно-организационные отношения, возникающие в процессе и в результате осуществления контрольной общегосударственной деятельности, т.е. общегосударственного контроля , который в отличие от обычного функционального контроля наделен рядом особенностей (осуществляется в масштабах всего государства , от имени верховных государственных органов и держит в поле зрения деятельность исполнительной власти и других властей по определенным вопросам).

г) административно-юстиционные организационно-охранительные отношения, возникающие в процессе и в результате осуществления судебного контроля за законностью решений и действий государственной и местной администрации, связанного с оценкой правомерности или неправомерности ее действий судами и судьями , а также применением последними различного рода административно-принудительных мер к физическим и юридическим лицам в целях защиты и восстановления правопорядка в сфере управления.

Заключая рассмотрение вопроса о видах административных правоотношений, необходимо подчеркнуть, что, классифицируя правоотношения по тому или иному признаку, нужно помнить о природе и особенностях административных правоотношений в целом. Безусловно, наиболее существенной классификацией из приведенных является первая, предполагающая деление административных правоотношений на вертикальные и горизонтальные (субординационные и координационные), поскольку именно она отражает специфику административно-правовых отношений по сравнению с отношениями, регулируемыми другими отраслями российского права .

Структура административного правоотношения

Согласно разработкам в области общей теории права в структуру всякого правоотношения входят его субъекты, объект, а также собственно содержание правоотношения в виде субъективных прав и юридических обязанностей его субъектов. Субъект как элемент структуры отражает состав участников правоотношения, объект - причину (повод) возникновения правоотношения, а содержание - сущность возникающих отношений.

Для выполнения этого условия субъект административного правоотношения должен отвечать требованиям административной правоспособности, т.е. потенциальной возможности участвовать в административных правоотношениях, способности иметь установленные административно-правовыми нормами права и обязанности, и требованиям административной дееспособности (включая деликтоспособность), т.е. способности своими действиями приобретать и реализовывать права, выполнять юридические обязанности, соблюдать ограничения и запреты, установленные административным правом, а также нести ответственность за нарушение предписаний административно-правовых норм. Наличие указанных двух качеств в совокупность обусловливает наличие у субъекта общего административно-правового статуса. В то же время у субъекта административного правоотношения существует и специальный административно-правовой статус, поскольку каждое физическое или юридическое лицо, вступая в такого рода отношения, становится лицензиатом, государственным служащим , заявителем и т.д.

Традиционно выделяют индивидуальных и коллективных субъектов административного правоотношения. Так, в общественном отношении, урегулированном нормой административного права, может участвовать орган исполнительной власти (коллективный субъект) или должностное лицо органа исполнительной власти (индивидуальный субъект). К числу индивидуальных субъектов относятся все физические лица , обладающие различными административно-правовыми статусами (беженцы, иностранные граждане , государственные служащие, должностные лица, пенсионеры, студенты, работники и т.д.)

Коллективные субъекты административно-правовых отношений - это, как правило, наделенные каким-либо административно-правовым статусом юридические лица, в том числе и различные государственные органы . Высказываемое в литературе мнение о том, что субъектом административного права может выступать структурное подразделение юридического лица (цех, отделение связи, факультет), трудовой коллектив, на наш взгляд, действительности не соответствует, поскольку в правоотношении может участвовать только конкретный индивидуально определенный субъект, каковым трудовой коллектив, например, не является. Между тем, им является коллектив людей, имеющий конкретный административно-правовой статус, например, общественная организация, образованная в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях " и не прошедшая государственной регистрации. Это специфический, исключительный субъект административных правоотношений, спектр которых, кстати, также очень узок. Наличие подобных субъектов правоотношений, а также то обстоятельство, что понятие "юридическое лицо" является гражданско-правовым, относится к субъектам частного права, не может препятствовать тому, чтобы субъекты административного, публичного права определялись на основе четких юридических конструкций, а не теоретических соображений. Термин "юридическое лицо" универсален и четко отражает состав значительной части коллективных субъектов административных правоотношений. Другое дело, что, вступая в них, юридические лица становятся органами исполнительной власти, некоммерческими организациями , казенными заводами, бюджетными учреждениями, т.е. всякий раз приобретают специальный административно-правовой статус. Однако и в части административно-правовых отношений юридические лица выступают в собственном качестве, независимо от административно-правового статуса. Классический пример: нормы Кодекса РФ об административных правонарушениях .

Необходимо отметить, что понятия "субъект управления ", "субъект административного права" и "субъект административного правоотношения" не идентичны. Субъект административного права определяется нормами права в общем виде как некоторая категория лиц, отвечающим требования гипотезы нормы, в то время как субъект правоотношения всегда конкретен. Кроме того, субъект права в течение продолжительного времени может вовсе не быть участником административных правоотношений. Таким образом, субъект административного правоотношения - это субъект административного права, вступивший в конкретные правоотношения.

Субъект государственного управления - это субъект, наделенный определенными властными полномочиями в сфере государственного управления. В условиях правового государства субъект управления - это всегда субъект административного права, однако, не исключаются ситуации, в которых управляющий субъект оказывается вне поля действия норм административного права. Субъектом административно-правового отношения может быть как субъект управления, так и его объект, т.е. в буквальном смысле - лицо, на которое направлено управляющее воздействие. Поэтому объемы указанных понятий также неравнозначны.

Юридическим фактам в административном праве присущ ряд характерных признаков:

  • юридические факты - это единичные (индивидуальные) социальные обстоятельства, они имеются в реальности как нечто определенное и конкретное: социальная ситуация, поведение лица и т.п.;
  • юридические факты выражены в объективной реальности как наличие или отсутствие ситуации, описываемой нормой административного права ;
  • в административном праве юридические факты должны иметь значение для организации и осуществления государственного управления ;
  • они всегда предусмотрены административно-правовыми нормами;
  • по своему назначению юридические факты влекут правовые последствия, предусмотренные административно-правовыми нормами: возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений .

Юридические факты в административном праве многообразны и могут быть классифицированы по различным основаниям.

1. По правовым последствиям выделяют юридические факты:

  • правообразующие - влекущие возникновение административных правоотношений;
  • правоизменяющие - влекущие изменение уже существующих административно-правовых отношений;
  • правопрекращающие - влекущие прекращение административных правоотношений.

2. По форме проявления юридические факты могут быть положительными (позитивными), т.е. имеющимися в реальности, или отрицательными (негативными), когда описанная нормами права социальная ситуация отсутствует.

3. Наиболее распространенной и детализированной является классификация юридических фактов на деяния и события.

Деяния проявляются в двух ипостасях: как действия и как бездействие. Те и другие - результат активного волеизъявления субъекта правоотношения . Однако действие предполагает основанное на волевом решение совершение активных действий, а бездействие - волевое же несовершение предписываемых законом действий.

Как правило, действием, обусловливающим административное правоотношение, является издание ненормативного акта управления (приказ о назначении, распоряжение о выделении средств, решение о налоговой проверке и т.д.). Это наиболее характерный для административного права юридический факт. Однако административные правоотношения возникают также и по инициативе управляемых субъектов правоотношения (подача заявления или жалобы , совершение правонарушения и т.п.).

По своему характеру выделяются правомерные и неправомерные действия. Правомерные действия основаны на положениях норм административного права и соответствуют им. Неправомерные действия нарушают предписания норм административного права. Такие юридические факты - это правонарушения, которые могут быть дисциплинарными проступками или административными правонарушениями . Неправомерные действия влекут за собой возникновение ряда процессуальных правоотношений по привлечению к дисциплинарной или административной ответственности .

Следует иметь в виду, что неправомерным может быть и бездействие: например, бездействие должностного лица, обязанного совершить определенные действия в отношении гражданина или организации, или бездействие гражданина, обязанного регистрироваться в органах внутренних дел по месту временного пребывания.

Другая разновидность юридических фактов в административном праве - события. События, по своей сути, это явления, независимые от воли людей (например, смерть, стихийное бедствие и т.п.). Нормами административного законодательства предусматривается возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений, в том числе и в связи с такими обстоятельствами, которые не связаны с волеизъявлением субъектов правоотношения. В частности, смерть гражданина влечет за собой прекращение всех правоотношений, субъектом которых он выступал.

Административные правоотношения характеризуются рядом особенностей:

    они, как правило, являются "властными", поскольку возникают в результате осуществления государственного управления, то есть государственно-властного влияния одной стороны на другую для достижения определенной цели; - обязательным участником административных правоотношений выступает государственный орган или должностное лицо, наделенная определенными государственно-властными полномочиями;

    они возникают по инициативе одной из сторон и согласия другой стороны при этом не требуется. Иногда они возникают вопреки желанию другой стороны;

    административные правоотношения - это управленческие правовые отношения, поскольку они возникают в связи с функционированием и деятельностью органов государственной исполнительной власти, то есть при осуществлении государственного управления;

    в случае нарушения одной из сторон своих обязанностей, ответственность наступает не перед другой стороной, а перед государством в лице его государственных органов или должностных лиц;

    спор, возникающий между участниками административных правоотношений, рассматривается как в судебном, так и в административном порядке.

Структура административных правоотношений включает в себя субъект, объект и содержание.

Субъектом административных правоотношений могут быть как физические лица (граждане Украины, иностранцы, лица без гражданства), так и юридические лица (государственные органы, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации независимо от формы собственности, общественные организации, политические партии, религиозные организации и др.).

Для того чтобы быть субъектом административных правоотношений, необходимо обладать административной правосубъектность, то есть административной правоспособностью, административной дееспособностью и административной деликтоспособностью.

Административная правоспособность - это способность лица иметь права и обязанности в сфере государственного управления. У физических лиц она наступает с момента рождения и заканчивается смертью лица, ее нельзя отобрать или передать. В административной науке существует точка зрения относительно того, что лицо может быть временно лишена административной правоспособности (например, в случае административного ареста лицо лишенная права свободы передвижения).

Административная дееспособность - это способность лица самостоятельно реализовать свои права и обязанности в сфере государственного управления. У физических лиц выделяют общую, частичную и ограниченную дееспособность. Общая административная дееспособность наступает с 18 лет при условии, что лицо - вменяемое, то есть она понимает значение своих действий и может ними руководить.

Частичная дееспособность наступает, как правило, с 16 лет, при условии вменяемости данного лица.

Административная деликтоспособность - это способность лица нести административную ответственность за свои поступки. Она, по общему правилу, наступает по достижению 16 лет. Вместе с тем необходимо отметить, что в ряде случаев административная деликтоспособностью может наступить в более позднем возрасте (17 лет - для призывников).

Относительно административной правосубъектности юридических лиц следует отметить, что она наступает с момента создания государственного органа или регистрации субъекта предпринимательской деятельности, ее объем определяется законом, положением, уставом. В отличие от физических лиц административная право- и дееспособность юридических лиц наступает одновременно. Иногда для ее наступления кроме регистрации, необходимо еще получить разрешение (лицензию) на занятие соответствующей деятельностью.

Объектом административных правоотношений выступает то, ради чего возникают собственно правоотношения: поведение, воля, сознание, материальные ценности, нематериального блага и др.

Содержание административных правоотношений составляют субъективные юридические права и обязанности. Субъективные юридические права - это мера дозволенного поведения, которое обеспечивается государством (свобода перемещения, право на государственную службу, право на обращение и др.). Юридические обязанности - мера необходимого поведения, которое обеспечивается государством. При этом в определенных случаях лицо должно воздержаться от совершения определенных действий (мелкого хулиганства, невыполнение своих обязанностей, нарушение дисциплины), в других, наоборот, осуществить их (получить разрешение на занятие определенным видом деятельности, своевременно рассмотреть обращения и др.).

Основанием возникновения административных правоотнош ений выступают юридические факты, то есть такие жизненные ситуации, с которыми закон связывает их возникновение, изменение и прекращение. Такие факты являются юридическими, так как, во-первых, на их наличие указывает норма права (гипотеза), во-вторых, с наступлением этих фактов закон связывает наступление определенных юридических последствий: возникновение, изменение, прекращение.

По последствиям все юридические факты делятся на правосоздающие, правоизменяющие, правопрекращающие. По волевому признаку они делятся на событии и действия . События - это такие юридические факты, которые не зависят от воли субъектов правоотношений (смерть человека, стихийное явление, окончание срока давности и др.). Действия , в отличие от событий, зависят от воли и сознания человека, поскольку они осуществляются им с определенной целью. Действия бывают правомерные :

Юридические акты индивидуального характера - указы и распоряжения Президента Украины, распоряжения местных государственных администраций и др.;

Юридические поступки – выдача лицензии, документа на право управления транспортным средством и др.;

неправомерные : административные проступки, дисциплинарные проступки, за которые наступает дисциплинарная ответственность за нормами административного права.