Основные пути формирования культуры безопасности и жизнедеятельности в современном обществе. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности учащихся в общеобразовательном учреждении Пути формирования культуры безопасности жизнедеятельности

Необходимость сохранения здоровья и жизни детей определяет актуальность поиска новых ресурсов развития системы образования. Мало знать закономерности развития той или иной болезни, закономерности развития катастрофических процессов и их прогнозы, разрабатывать и внедрять механизмы предупреждения болезней, травматизма или бедствий. Надо добиться, чтобы эти меры были приняты детьми и подростками, их родителями и педагогами, востребованы ими, перешли бы в их повседневную жизнь, находя отражение в психологических установках и ценностях. Отсюда вытекает масштабная задача развития образования и обеспечения безопасности образовательного пространства - формирование массовой культуры безопасности.

Культура безопасности жизнедеятельности - это состояние развития человека, социальной группы, общества, характеризуемое отношением к вопросам обеспечения безопасной жизни и трудовой деятельности и, главное, активной практической деятельностью по снижению уровня опасности.

Цель культуры безопасности - безопасность (состояние среды), достигаемая через совокупность материально-технических, экономических, философских, гражданско-правовых и иных аспектов жизни человека, достигается данное состояние через формирование личности - носителя специфичных качеств (личности безопасного типа).

Для разработки методических основ формирования культуры безопасности жизнедеятельности (КБЖ) требуется определить объекты, у которых необходимо формировать культуру безопасности жизнедеятельности и которые должны быть ее носителями, и методы воздействия на эти объекты в целях достижения желаемых их качеств и свойств.

Высший уровень формирования КБЖ - общество и государство, а системообразующий фактор обеспечения безопасности - социальные и государственные ценности и приоритеты.

Ведущую роль по организации формирования КБЖ в соответствующих сферах должны взять на себя федеральные органы исполнительной власти. МЧС России, Минобрнауки РФ, Минтранс России и МВД России, Минприроды России, Минздравсоцразвития России и Минспорттуризм России, Минэнерго, Минпромторг России, Минсвязи России.

Когда же начинать формировать эту культуру? Кто должен это делать? Казалось бы, ответ прост - чем раньше, тем лучше. Прямо с колыбели, в семье, в детском саду, школе. По целому ряду причин, чаще всего именно школа становится отправной точкой в длительном и сложном пути формирования культуры безопасности личности. Введение в 1991 году в школах страны нового предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и как его продолжения курса «Безопасности жизнедеятельности» в средних специальных и высших учебных заведениях можно расценивать как факт осознания руководством страны жизненно важной проблемы формирования человека с другим типом мышления.

В настоящее время безопасность становится обязательным условием и одним из критериев эффективности деятельности образовательного учреждения.

Не случайно в письме Минобрнауки России от 30.08.05 г. № 03-1572 «Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях», имеющем важное концептуальное значение для повышения безопас¬ности образовательного пространства, органам управления образова¬нием предписано рассмотреть возможность введения дополнительных часов на изучение курса ОБЖ и усилить внимание к вопросам безопасности при изу¬чении иных учебных предметов базисного учебного плана и занятий во внеурочное время. Также очередной этап модернизации общего образования предполагает распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей формирования культуры безопасного образа жизни, развития системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся (Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, утв. распоряжением Правительства РФ от 7.02.2011 г. № 163-р).

Неотъемлемой частью профилактики правонарушений, травматизма, профессиональных заболеваний является формирование у учащихся культуры безопасности всеми сотрудниками образовательного учреждения, а не только учителями основ безопасности жизнедеятельности.

Культура безопасности как компонент содержания образования включает систему знаний, способов деятельности, ценностей, норм, правил безопасности, основная функция которых - формирование и развитие у учащихся готовности к профилактике и минимизации вредных и опасных факторов, использованию социальных факторов безопасности (В.Н. Мошкин, Л.Н. Горина, Л.А. Михайлов, В.В. Попадейкин, Ю.В. Репин, А.М. Якупов, С.В. Петров, Ю.Л. Воробьев, В.В. Гафнер и др.).

С.В. Петровым выделены следующие цели и задачи формирования культуры безопасности учащихся:

  • снижение количества происшествий в образовательном учреждении;
  • постоянное поддержание интереса к безопасности и охране труда;
  • убеждение работников, обучающихся в необходимости мероприятий по безопасности и охране труда;
  • воспитание сознательного отношения к безопасности;
  • популяризация новых средств обеспечения безопасности;
  • внедрение в учебно-воспитательный процесс современных средств охраны труда и безопасности;
  • создание на каждом рабочем месте здоровых и безопасных условий труда и учебы.

Основными направлениями формирования КБЖ в сфере деятельности МЧС России являются: формирование государственной политики в этой области; обучение всех категорий населения в области гражданской защиты; духовно-нравственное, психологическое и патриотическое воспитание; надзор и контроль над формированием культуры безопасности в области гражданской защиты.

Главными методами и средствами воздействия на формирования КБЖ, помимо повышения знаний в области безопасности жизнедеятельности, нужно поднять моральные и нравственные представления индивида, обратить внимание на психологическое, а также патриотическое воспитание, все это позволит ограничить количество угроз и рисков.

Литература

  1. Концепция безопасности образовательного пространства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.websib.ru/noos/bou/conception.php. Дата обращения 12.12.2011.
  2. Петров С.В., Обеспечение безопасности образовательного учреждения [Текст]: Учебное пособие / С.В. Петров, П.А. Кисляков. - М.: Издательство «Русский журнал», 2010. - 260 с.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №7 города Белово»

Формирование

культуры безопасности жизнедеятельности

Описание опыта работы

Выполнила:

Ичинская Татьяна Викторовна,

учитель ОБЖ

Введение

В соответствии с требованиями федеральных государственных общеобразовательных стандартов личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» направлены на формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности школьника.

Под термином «культура безопасности жизнедеятельности» понимается способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира .

Культура безопасности жизнедеятельности позволяет не только избежать опасностей, сохранить здоровье отдельного индивида, но и предотвратить чрезвычайные ситуации социального характера или ослабить их разрушительные последствия. Так, ежегодно на дорогах России гибнут 35000 человек, а 270000 получают увечья и травмы, в 80% этих случаев причиной является невыполнение правил дорожного движения, как пешеходами, так и водителями транспортных средств. Причиной возникновения пожаров в 9 случаях из 10 является неосторожное обращение с огнем. Наблюдается рост заболеваний СПИДом, алкоголизмом, наркоманией, зависимость от табакокурения, пренебрежение правилами культуры поведения в обществе, семье, личной гигиены и здорового образа жизни, - и все это следствие низкого уровня культуры жизнедеятельности, являющейся не просто фактором, а основой безопасности в современном социуме.

Курс ОБЖ в общеобразовательной школе следует считать ступенькой перехода от школы обучения к школе воспитания готовности к опасным ситуациям. Учениками должно быть усвоено понимание общей логики безопасности, которую очень точно сформулировал известный путешественник и специалист по выживанию человека Яцек Палкевич: «Предвидеть опасность. По возможности избежать её. При необходимости – действовать».

Воспитание готовности к опасным ситуациям по мнению преподавателя В.Мошкина, предполагает формирование мотивации к успеху в чрезвычайных ситуациях, опыта предупреждения критических ситуаций, эмоциональной готовности к опасности, системы знаний о поведении и деятельности в экстремальных условиях, практического опыта преодоления опасных ситуаций .

Современные школьники и их родители не всегда понимают важность подготовки в рамках курса ОБЖ к разнообразным чрезвычайным ситуациям. Об этом свидетельствуют следующие показатели:


  • недостаточная мотивация на занятиях по этому предмету (учащиеся не всегда понимают, для чего им нужен этот курс, хотя он им интересен и ученики с удовольствием занимаются на уроках);

  • родители школьников считают предмет ОБЖ второстепенным, малополезным; такое отношение родителей передаётся к детям и, отсюда, как следствие, низкий уровень подготовленности школьников и неспособность к обеспечению элементарной безопасности, как личной, так и общественной.
Формирование культуры безопасной жизнедеятельности детей целесообразно начинать с дошкольного или младшего школьного возраста: выступления агитбригад в дошкольных группах, занятия с родителями, внеурочная работа в начальной школе и урочная и внеурочная деятельность в основном звене.

Культура безопасности в содержании образования включает знания о безопасной жизнедеятельности, опыт безопасной жизнедеятельности по образцу, опыт творческого решения проблем безопасности, ценности и смыслы безопасной жизнедеятельности, опыт самосовершенствования безопасной жизнедеятельности, реализуемые в материальных объектах, информации, структурных компонентах духовной деятельности (науке, искусстве, идеологии), общественных отношениях и организациях школьников, деятельности и личности субъектов воспитания. Внутренними системообразующими факторами культуры безопасности в содержании школьного образования являются программы интегрированного обучения основам безопасности; учебные предметы комплексного изучения проблем безопасности (ОБЖ, экология и др.), личность педагога, владеющего культурой безопасности.

Шершнев Л.И. дает следующее определение личности безопасного типа: «Личность безопасного типа - это человек, осознающий самого себя, высокий смысл своей деятельности, свое предназначение, стремящийся жить в согласии с самим собой, окружающей природой, гармонично сочетающий в себе активное созидательное начало с противодействием злу, с сохранением и развитием жизни на Земле и во Вселенной, готовый к самым решительным действиям вплоть до самопожертвования во имя высоких идеалов защиты Отечества, он уважает историю и традиции своей Родины, сложившуюся систему ценностей, законов, проявляет заботу о жизни, здоровье, безопасности людей» .

Целью моей работы является:


  • создание условий для формирования обучающегося - человека безопасного типа, личности, безопасной для самой себя, окружающих, среды обитания, ориентированной на созидание и развитие.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи :

1. Сформировать у обучающихся:


  • способность выбора морально-психологических установок в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

  • ответственное отношение к собственной безопасности и безопасности окружающих людей, бережное отношение к окружающей среде, навыки взаимодействия, сотрудничества, необходимых для разрешения и предупреждения опасных и чрезвычайных ситуаций, осознание приоритетности безопасности во всех сферах деятельности;

  • представление об экологических, социокультурных, экономических особенностях малой Родины как среды непосредственной жизнедеятельности и сопричастности к ней в процессе самоутверждения и самореализации.
2. Ознакомить учеников с опасностями, угрожающими человеку в современной повседневной жизни, действиями в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера; изучить и освоить методы и приемы защиты , позволяющих минимизировать возможный ущерб личности и обществу в опасных и чрезвычайных ситуациях, снизить индивидуальные, коллективные риски.

3. Создать условия для формирования основ здорового образа жизни, обеспечивающего полноценное безопасное существование и реализацию способностей и запросов личности в повседневной жизни.

4. Развивать способности учеников анализировать ситуации и принимать безопасные решения в быту, учебной и последующей профессиональной деятельности.

Работая в направлении реализации поставленных задач с воспитанниками дошкольных групп и обучающимися 1-9 классов, способствую созданию условий для формирования культуры безопасности жизнедеятельности.

Формирование культуры безопасности жизнедеятельности обучающихся в учебной и внеурочной деятельности


Поставленные задачи по формированию культуры безопасности жизнедеятельности реализую в учебной и внеурочной деятельности с обучающимися, привлекаю к работе родителей, для педагогов школы и воспитателей дошкольных групп организую занятия, семинары, тренинги.

Применяю разнообразные формы и методы обучения.

Считаю наиболее эффективной формой работы групповую: в малых (пары) и больших (4 - 5 человек) группах. Такая форма требует предварительной подготовки от учителя: разработка продуманных заданий, формирование работоспособных групп, организация работы в группе – обучение ребят умению общаться, помогать друг другу, оценивать себя и товарищей. Группы формирую так, чтобы ребята имели разный уровень подготовки – сильные могли учить слабых. Можно формировать и разноуровневые группы – только сильные или только слабые ученики, но при работе в такой группе будут решены только задачи обучения (выполнив задание, соответствующее их подготовке, ребята получат хорошие оценки), а вот задачи развития решаться не будут, так как все имеют одинаковый уровень и может возникнуть чувство неполноценности от решения заведомо более простого задания у «слабой» группы. Группа должна быть референтной, т.е. надо учитывать взаимоотношения между ребятами в классе.

Индивидуальную форму работы обычно использую при проверке знаний. При работе над новым материалом, закреплении, повторении, обобщении предпочтительнее групповые формы. Микрогруппа позволяет ученику определять цель своих действий в предложенных рамках работы, искать возможные решения, чувствовать свободу выбора знаний и практических возможностей, проявлять самостоятельность при решении возникших проблем.

Цель и содержание урока определяют методы, т.е. способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся. Именно в использовании методов проявляются личность учителя и ученика, их взаимоотношения, определяется стиль работы учителя на уроке. Чаще всего использую метод ситуационного обучения . Положительным моментом данного метода является то, что, решая проблемы, поставленные в ситуационных заданиях, обучающийся становится как бы непосредственным участником ситуации. При составлении ситуационных заданий придерживаюсь следующих принципов:


  • моделирование ситуаций, ведущих к частичной неудаче и требующих в дальнейшем повышения активности;

  • постановка задачи и создание ситуаций, требующих немедленного перехода к смелым, самостоятельным и организованным действиям;

  • создание ситуации с элементами риска и опасности.
Уроки провожу с применением мультимедийных средств обучения, позволяющими в действии показать ту или иную ситуацию, найти из неё выход. Результат своей работы обучающиеся демонстрируют в виде электронных презентаций, сыгранной сценки, комментариев, описания своих действий в определенной ситуации. Прорабатывается подробно каждая ситуация по разной тематике, например:

Ваши действия, если:


  • вы попали в автомобильную аварию;

  • взрыв в школе, во дворе, на улице;

  • угрозы по телефону;

  • вы заблудились в лесу, и т. д.
По всем ситуациям могут ставиться условия, предлагаться варианты решений.

Таким образом, метод ситуационного обучения позволяет воспитывать у каждого школьника потребность предвидеть возможные опасные жизненные ситуации, вырабатывать навыки анализа экстремальных ситуаций и адекватного поведения.

Для формирования культуры безопасного поведения применяю в своей работе современные педагогические технологии:


  • игровые;

  • проектные;

  • информационно-коммуникационные.
В учебном процессе применяю познавательные игры: «Юные путешественники», «Нам стихия нипочем», «Путешествие по Огненной стране». В игре ученики выступают активным преобразователем действительности. К организации игры на уроке выдвигаются следующие требования:

  • условия вырабатываются (усваиваются) всеми участниками и чётко всеми соблюдаются;

  • красочность, наглядность, элемент соревнования;

  • награждение победителей;

  • учёт возрастных особенностей;

  • игра должна вписываться в сюжет урока , составлять единое целое, а не быть просто его частью;

  • игра должна соответствовать теме, целям, задачам урока.
Ценность игр в том, что она даёт ребёнку многообразные переживания, значимые для него. В игре нет расхождения между мотивом и прямой деятельностью ребёнка. Коллективные игры (а на уроке они именно таковы) способствуют развитию общительности, дружеских отношений, учат подчинению личных интересов интересам коллектива, дисциплине. Дисциплина – основное правило игры. Игры способствуют развитию творческих способностей детей, интеллекта, так как решают проблемы, связанные с творческим развитием:

  • игры дают «пищу» для творческого развития;

  • создают условия, опережающие развитие способностей;

  • ребёнок поднимается до своего «потолка» самостоятельно;

  • игры разнообразны, не терпят принуждения, поэтому создают атмосферу свободного и радостного творчества;

  • ребёнок учится размышлять и принимать решения, делать всё самостоятельно.
В своей работе применяю разнообразные формы игр – игры-путешествия, ролевые игры, инсценировки, деловые игры, конференции, «суды» и т. д. При выборе игры обязательно учитываю возрастные особенности – деловые игры и конференции эффективны в 8- 9 классах: «Дети и компьютер», «Терроризм и безопасность человека», а в 5-7 классах более эффективны игры – путешествия («Путешествие по Огненной стране»), викторины («Уважай закон дорог»), ролевые игры («Заседание клуба юных спасателей»).

На занятиях по ОБЖ использую метод проектов . Разрабатывая и реализуя учебные проекты, школьники учатся проводить исследования, самостоятельно и совместно решать проблемы, применять знания из разных образовательных областей и получать конкретный результат. Оформляя проект, обучающиеся учатся четко излагать свои мысли в письменном виде, обрабатывать большое количество текстовой, цифровой и графической информации, анализировать её. Созданные проекты обучающиеся представляют на школьных и городских научно - практических конференциях, презентуют на практических занятиях для учащихся начальной школы и воспитанников дошкольных групп.

Специфика предмета ОБЖ позволяет эффективно формировать ИКТ-компетентность обучающихся – умения обучающихся самостоятельно искать, отбирать, анализировать, представлять, передавать информацию, используя современные информационные технологии. Для этого активно использую электронные образовательные ресурсы на уроках и во внеурочной работе:


  • составляю собственные и использую готовые электронные ресурсы: электронные презентации («Правила безопасного поведения при техногенных авариях и катастрофах», «Оказание первой доврачебной помощи при переломах и ушибах», «Наркомания – чума 20 века»), видеоролики, графические модели, обучающее тестирование;

  • разрабатываю раздаточный дидактический материал с помощью текстового редактора Word и Excel;

  • использую Интернет-ресурсы при подготовке к урокам и в методической работе;

  • использую интерактивные тесты при подготовке к ГИА.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом помимо урочной деятельности обучающихся предусмотрена внеурочная деятельность. Мной разработаны рабочие программы внеурочной деятельности социального направления для обучающихся начальной школы: «Юные инспекторы дорожного движения», «Юный эколог». Реализация программ внеурочной деятельности позволяет формировать у обучающихся безопасное поведение на дорогах и улицах, основы экологической грамотности.

Наибольший интерес в начальной школе вызывают формы внеурочных занятий:


  • путешествие («Путешествие в страну Светофорию»);

  • викторина («Уважай закон дорог»);

  • театрализация («Приключения Бабы-Яги в стране дорожных знаков»);

  • ролевая игра («Дом, в котором мы живем»);

  • соревнование («Безопасное колесо»).
Для придания положительной эмоциональной окраски деятельности по изучению Правил дорожного движения и экологии родного края предлагаю рисование, инсценировки, просмотр мультфильмов («Уроки тетушки Совы», «ПДД для детей младшего школьного возраста»).

Использую продуктивные задания для обучающихся, которые направлены на формирование положительной мотивации к изучению школьниками курса, способствуют формированию универсальных учебных действий (см. таблицу 1).

Таблица 1

Формирование универсальных учебных действий


Класс

Задания

Универсальные учебные действия

1

Нарисуйте рисунок на тему «Дети и дорога». Представьте перед классом.

Личностные: ориентироваться на нравственное содержание поступков окружающих людей.

Познавательные: уметь строить сообщение в устной форме.



2

Поднимите карточки с дорожными знаками, которые встречаются в прозвучавшем стихотворении.

Регулятивные: принимать и сохранять учебною задачу.

1

Работая в группе, соберите пазл. Отгадайте, какое растение на нем изображено. Расскажите о нем все, что вы знаете.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять пошаговый контроль по результатам.

Познавательные: строить сообщения в устной форме, составлять целое из частей.

Коммуникативные: учитывать разные мнения при работе в сотрудничестве , уметь договариваться и приходить к общему решению.


2

Представьте волшебную страну «Светофорию». Вместе с родителями выполните макет этой страны, которую вы представили. Покажите всевозможных участников дорожного движения. Продемонстрируйте классу.

Личностные: осознавать принадлежность к семье, развивать эстетические чувства.

Коммуникативные: учитывать разные мнения, сотрудничать при выполнении заданий, уметь приходить к общему решению в совместной деятельности.

Познавательные: развивать творческое воображение.


1

Нарисуйте все то, что вы услышите:

«Лето. Солнце. Свежий воздух. Дети купаются в реке.»



Личностные: ориентироваться на здоровый образ жизни.

Регулятивные: оценивать правильность выполнения действий.



1

Изготовьте коллаж «Идеальная семья – моя». Покажите, чем занимается каждый член вашей семьи, и подпишите. Представьте свою работу одноклассникам и дайте возможность прочитать.

Личностные: осознавать принадлежность к семье.

Коммуникативные: уметь договариваться в совместной деятельности, адекватно использовать речевые средства, строить монологическое высказывание.


Внеурочная деятельность в начальной школе способствует осознанию ценности окружающего мира, освоению основ экологической грамотности.

Формируя культуру безопасности жизнедеятельности школьников на уроках ОБЖ, добилась следующих положительных результатов:


  • у обучающихся 5-9 классов наблюдается высокий уровень внутренней и внешней мотивации;

  • качество знаний по Основам безопасности жизнедеятельности среди обучающихся 5-9 классов увеличилось до 82%.

Полученные умения практического применения безопасности жизнедеятельности школьники демонстрируют, участвуя во внеклассных мероприятиях, олимпиадах, конкурсах.

На протяжении четырех лет обучающиеся являются участниками и лауреатами муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ. Предлагаемая система работы позволяет интегрировать урочную, внеурочную деятельность обучающихся и воспитанников дошкольных групп. Подтверждением тому является отсутствие: дорожно-транспортных происшествий, совершенных по вине обучающихся нашего образовательного учреждения, детей, состоящих на учете в ОДН (по вопросам наркомании, поджогов, террористических актов, воровства, мошенничества); снижение числа детей, подверженных ОРВИ и ОРЗ на 23% по сравнению с прошлым 2011-2012 учебным годом (по данным школьного фельдшера). И как следствие всего вышесказанного – повышение посещаемости уроков.

Заключение


Все очевиднее становится тот факт, что управление безопасностью человека, общества, государства следует осуществлять через согласованное поведение людей и четко регламентированные социальные нормы поведения. Важно, чтобы данный процесс являлся приоритетной целью и внутренней потребностью человека. Этого можно достичь путем развития нового мировоззрения, системы идеалов и ценностей, норм и традиций безопасного поведения, то есть формирования целой культуры безопасности жизнедеятельности.

Эффективность реализации современных технологий обучения по формированию культуры безопасности жизнедеятельности позволяет:


  • повысить количество обучающихся с высоким уровнем осведомленности о здоровом образе жизни;

  • поднять значимость занятий спортом, увеличить количество учащихся, занимающихся в спортивных секциях;

  • вовлечь родителей в совместную со школой и дошкольными группами деятельность по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни детей;

  • создать условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся;

  • привить обучающимся школы и дошкольникам навыки личной гигиены, здорового образа жизни и понимания необходимости его пропаганды;

  • сформировать навыки безопасного поведения, необходимые для сохранения жизни собственной и окружающих во время природных и техногенных чрезвычайных ситуациях;

  • воспитывать патриотически-нравственную личность, готовую к защите Родины.
Таким образом, представленная система работы по обучению детей дошкольного и школьного возраста позволяет формировать и развивать культуру безопасности жизнедеятельности, воспитать личность безопасного типа.

Список литературы


  1. Белов, С.В. Безопасность жизнедеятельности [Текст]: учебник для вузов / С.В. Белов и др. - М.: Высшая школа, 1999 г.

  2. Иванов, Ю. Образовательной области ОБЖ быть! [Текст] / Ю. Иванов // Журнал «ОБЖ. Основы безопасности жизни». - 2003 г. - №2. – С. 18.

  3. Крючек, Н. ОБЖ: вчера, сегодня, завтра [Текст] / Н. Крючек // Журнал «ОБЖ. Основы безопасности жизни». - 2003 г. - №8. – С. 19-23.

  4. Крючек, Н. Цели и задачи, проблемы преподавания курса ОБЖ [Текст] / Н. Крючек // Журнал «ОБЖ. Основы безопасности жизни». - 2002г. - №7. – С. 15-18.

  5. Мошкин, В. Подготовка к опасным ситуациям [Текст] / В. Мошкин // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2000 г. - №1. – С. 20.

  6. Мошкин, В. Преодоление страхов [Текст] / В. Мошкин // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2000 г. - №2. С. 9.

  7. Мошкин, В. Ситуации реального риска [Текст] / В. Мошкин // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2008 г. - №3. С. 21.

  8. Мошкин, В. Склонность к саморазрушению [Текст] / В. Мошкин // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2000 г. - №3- 4. – С. 12.

  9. Понятие «риск» и обучение школьников [Текст] // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2000 г. - №1. С. 13.

  10. Репин, Ю. Актуализация гуманистической концепции курса ОБЖ [Текст] / Ю. Репин // Журнал «ОБЖ. Основы безопасности жизни». - 2003 г. - №2. – С. 27-31.

  11. Рудаков, Д.П. Современные взгляды на предметную область «Безопасность жизнедеятельности» [Текст] / Д.П. Рудаков // ОБЖ. - 2011. - № 12. - С. 7-8.

  12. Сапрунов, В. К вопросу о концепции образовательной области «Безопасность жизнедеятельности» [Текст] / В. Сапрунов // Журнал «ОБЖ. Основы безопасности жизни». - 2004 г. - №2. - С. 30-32.

  13. Улахович, В. Е. Чернобыль слово, которое хотят забыть [Текст] / В.Е. Улахович // ОБЖ. - 2011. - №4. - С 36-38.

  14. Шершнев, Л.И. Курс ОБЖ в концепции национальной безопасности России библиотека [Текст] / Л.И. Шершнев // Институт Повышения Квалификации и Профессиональной Переподготовки Работников Образования. Оренбургский Государственный Педагогический Университет.

  15. Шульман, Р.Л. Моя педагогическая философия [Текст] /Р.Л. Шульман // ОБЖ. - 2012. - №2. - С.24-26.

Э.Н. Аюбов, Н.В. Твердохлебов, А.Ф. Хоруженко

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД МЧС РОССИИ К ФОРМИРОВАНИЮ

КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Монография

Москва ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

ÓÄÊ 004:005.52:005.334 À998

Рецензенты:

А.Ю. Ховрин - первый проректор «МАТИ - Российского государственного технологического университета имени К.Э. Циолковского», доктор социологических наук, доцент;

Н.Г. Топольский - заместитель заведующего кафедры АГПС МЧС России, д.т.н., профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации.

А998 Аюбов Э.Н., Твердохлебов Н.В., Хоруженко А.Ф. Комплексный подход МЧС России к формированию культуры безопасности жизнедеятельности. Монография / МЧС России. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2012. 204 с.

ISBN 978-5-93970-069-6

Монография подготовлена в Федеральном государственном бюджетном учреждении «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России» (федеральный центр науки и высоких технологий). Она посвящена характеристике современного этапа развития культуры безопасности жизнедеятельности (далее - КБЖ).

 монографии показана роль человеческого фактора в обеспечении безопасности жизнедеятельности населения, рассмотрены методические основы формирования КБЖ и охарактеризованы ее основные составляющие в области гражданской защиты, транспортной и информационной безопасности, безопасности в сферах экологии, природопользования, энергетики и производственной деятельности.

 труде раскрыты основные направления деятельности МЧС России в области формирования КБЖ населения и пути реализации проводимых по ним мероприятий. Рассмотрены проблемы, связанные с обучением населения в области гражданской защиты и пожарной безопасности, духовно-нравственным, психологическим и патриотическим воспитанием населения.

Подробно освещены технологии формирования КБЖ и перспективы их развития. Кроме того, охарактеризованы методы активного информационного воздействия на население и персонал в условиях чрезвычайных ситуаций.

 список используемой литературы включены основные отечественные и зарубежные источники по рассматриваемому направлению.

Монография рассчитана на широкий круг читателей, а также специалистов в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения. Она может быть использована в учреждениях высшего профессионального образования при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

© Аюбов Э.Н., Твердохлебов Н.В., Хоруженко А.Ф., 2012

© МЧС России, 2012

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

Раздел 1. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности. 8

1.1. Культура безопасности жизнедеятельности и ее влияние на безопасность человека. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8

1.1.1. Безопасность, риски и человеческий фактор. . . . . . . . . . 8

1.1.2. Понятие «культура безопасности жизнедеятельности»

è его истоки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

1.1.3. Методические основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности. . . . . . . . . . . . . . . . 19

1.2. Составляющие культуры безопасности жизнедеятельности и роль федеральных органов исполнительной власти по ее

формированию. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24

1.2.1. Составляющие культуры безопасности жизнедеятельности 24

1.2.2. Культура безопасности в области гражданской защиты. . . 26

1.2.3. Культура транспортной безопасности. . . . . . . . . . . . . 27

1.2.4. Культура безопасности в области экологии

è природопользования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32

1.2.5. Здоровый образ жизни и культура безопасности в быту. . . 36

1.2.6. Культура безопасности в области энергетики. . . . . . . . . 49

1.2.7. Культура безопасности труда. . . . . . . . . . . . . . . . . . 52

1.2.8. Культура информационной безопасности. . . . . . . . . . . 56

1.3. Проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60

Список использованных источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63

Раздел 2. Деятельность МЧС России по формированию культуры безопасности жизнедеятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . 65

2.1. Основные направления формирования КБЖ в сфере деятельности МЧС России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65

2.2. Формирование государственной политики в области безопасности жизнедеятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67

2.3. Обучение населения в области гражданской защиты. . . . . . . . 72

2.3.1. Обучение населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций. . . . . . . . . . . . . 72

2.3.2. Обучение населения в области пожарной безопасности. . . 92

2.4. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание населения 102

2.4.1. Пропаганда в области безопасности жизнедеятельности, ее основные формы и методы. . . . . . . . . . . . . . . . . 103

2.4.2. Деятельность библиотек и музеев МЧС России в интересах формирования культуры безопасности

жизнедеятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 108

2.4.3. Влияние традиций и ритуалов в МЧС России на формирование культуры безопасности

жизнедеятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112

2.4.4. Деятельность Всероссийского детско-юношеского общественного движения «Школа безопасности» и перспективы ее развития. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 117

2.5. Контроль и надзор за формированием культуры безопасности жизнедеятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123

2.5.1. Организационные и правовые основы надзорной деятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123

2.5.2. Контроль и надзор за формированием культуры безопасности жизнедеятельности. . . . . . . . . . . . . . . 129

Список использованных источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131

Раздел 3. Технологии формирования КБЖ и перспективы их развития. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 134

3.1. Технологии формирования культуры безопасности жизнедеятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 134

3.1.1. Автоматизированные центры обучения в области безопасности жизнедеятельности. . . . . . . . . 135

3.1.2. Электронные издания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 136

3.1.3. Интернет-ресурсы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141

3.1.4. Мобильные учебные комплексы. . . . . . . . . . . . . . . . 146

3.2. Методы активного информационного воздействия на население и персонал в условиях чрезвычайных ситуаций. . 151

3.2.1. Особенности информационного воздействия на людей. . 152

3.2.2. Средства и методы активного информационного воздействия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 165

3.3. Комплексные системы информирования и оповещения населения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 175

3.3.1. Комплексные системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания. . . . . . . . . . 176

3.3.2. Факторы, влияющие на эффективность функционирования комплексных систем

информирования и оповещения населения. . . . . . . . . . 179

3.4. Перспективы развития технологий формирования культуры безопасности жизнедеятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . 189

Список используемых источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 198

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 200

Список используемых источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 201

80-летию Гражданской обороны посвящается

Введение

На протяжении многих веков человечество сопровождают различные опасные и чрезвычайные ситуации, которые уносят сотни тысяч человече- ских жизней, наносят ущерб окружающей среде и экономике государств.

В XXI веке мир не стал безопаснее. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в жизнедеятельности каждого человека. Они постоянно ему сопутствуют, несут угрозу жизни, нередко приводят к гибели людей, уничтожают материальные и духовные ценности.

Особое место занимают чрезвычайные ситуации техногенного и социального характера. Эти чрезвычайные ситуации нередко называют «рукотворными».

В техногенной сфере, на сегодняшний день, сохраняется высокий уровень аварийности и, как следствие, высокая степень возникновения чрезвы- чайных ситуаций техногенного характера. Это связано, прежде всего, с ростом масштабов и сложности производства. К этим факторам добавляются причины, характерные для мирового кризисного состояния. Среди них: разрыв хозяйственных связей, падение технологической дисциплины, снижение уровня квалификации кадров, прогрессирующий износ средств производства

è техники, рост стрессовой нагрузки на персонал из-за снижения жизненного уровня и нестабильности и, как правило, совершение ошибок, приводящих к возникновению опасной ситуации. По оценкам экспертов, человеческие ошибки обусловливают до 60% экстремальных ситуаций . Наибольшее число ошибок, ведущих к авариям и травматизму, имеют молодые работники

è лица со стажем непрерывной работы более 10-15 лет. У первых это связано с неопытностью, неумением оценивать сложившуюся, особенно сложную ситуацию, и быстро находить в ней правильные решения. У вторых - с так называемой «вторичной беспечностью», - состоянием, формирующимся под влиянием опыта, которое приводит к нарушениям правил безопасности.

Основными причинами возникновения чрезвычайных ситуаций социального характера являются: нестабильное состояние экономики, усиление социальных противоречий, обострение межнациональных и международных отношений, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, социально-политическая поляризация общества и криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма. Все это создает широкий спектр угроз для безопасности любого государства.

Людские жертвы от последствий стихийных бедствий, техногенных катастроф и террористических актов сопоставимы с потерями от локальных войн.

Достаточно сказать, что только за последние 20 лет от них пострадало более 900 млн человек, а ежегодный прямой материальный ущерб в мире исчисляется десятками миллиардов долларов .

Для России вопросы безопасности в чрезвычайных ситуациях природного характера также крайне актуальны. Значительная часть ее населения проживает в зонах подверженных значительным природным опасностям, общая площадь которых составляет более 32 % ее территории.

По статистическим данным, на территории Российской Федерации в 2011 году произошло 297 чрезвычайных ситуаций (ЧС), в том числе 185 ЧС техногенного характера, 65 ЧС природного характера, 42 биолого-социаль- ных ЧС. В 5-и террористических актах погибло 38 чел., пострадал 161 человек. Всего в результате ЧС погибло 791 чел., пострадало 23 716 человек .

Из всех видов ЧС наибольшее количество составили техногенные аварии и катастрофы, в результате которых погибло 751 чел., пострадало более 1100 чел. Основными причинами возникновения данных ЧС явились износ оборудования и «человеческий фактор».

Практика свидетельствует о том, что результативные действия по снижению негативных факторов ЧС не должны ограничиваться нормативными правовыми, организационно-техническими и инженерными мероприятиями. Все очевиднее становится тот факт, что решить проблемы безопасности нельзя без учета «человеческого фактора».

Однако учет «человеческого фактора» в процессе обеспечения безопасности общества и государства не может сводиться только к формированию у людей простой совокупности знаний и умений. Необходимо более эффективно формировать на принципиально новой основе физическую и психологиче- скую устойчивость человека к условиям воздействия неблагоприятных факторов чрезвычайных ситуаций.

Формирование норм безопасного поведения, уровень подготовленности каждого человека являются определяющими условиями для недопущения развития опасных и чрезвычайных ситуаций и минимизации их негативных последствий.

Решение любой технологической задачи состоит из этапов восприятия информации, ее оценки, анализа и обобщения на основе заранее заданных или сформулированных критериев оценки, принятия решения о действиях, приведение в исполнение принятого решения. На всех этих этапах возможны ошибочные действия. Поэтому повышение уровня защищенности общества от последствий различных аварий и катастроф во многом зависит от адекватных действий каждого гражданина и должно достигаться путем развития системы идеалов и ценностей, норм формирования культуры безопасности жизнедеятельности .

МЧС России уделяет постоянное внимание изучению проблем в данной области. Большая исследовательская работа по обоснованию необходимости формирования КБЖ, направлений деятельности и путей их реализации была проведена в начале 2000 года учеными и специалистами МЧС России. Значи- тельный вклад в обоснование концептуальных основ формирования КБЖ внесли ученые и специалисты ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) Аюбов Э.Н., Дурнев Р.А., Твердохлебов Н.В.

Научно-технический прогресс, развитие современных технологий дают новые возможности по решению задач в области обеспечения безопасности жизнедеятельности, качественной подготовки всех категорий населения с использованием дистанционных и перспективных форм обучения, разработки технических средств обучения на основе современных технологий сенсорной чувствительности и виртуальной реальности.

Вместе с тем, очевидным становится тот факт, что в условиях жизнедеятельности современного урбанизированного общества любые чрезвычайные ситуации (аварии, катастрофы, стихийные бедствия, террористические акты и т.д.) приводят к необходимости мобилизации и координации сил и средств различных ведомств и служб для эффективной их деятельности по ликвидации последствий ЧС .

Практика свидетельствует о том, что только совместная деятельность и четкое взаимодействие всех заинтересованных сторон могут привести к положительным результатам в области обеспечения безопасности населения, общества и государства. С учетом этого, а также значения и характера деятельности по формированию КБЖ, она должна носить не только системный, междисциплинарный, но и межведомственный характер. Только совместными, комплексными, скоординированными усилиями органов государственной власти и местного самоуправления, общественных организаций и науч- ных сообществ можно повысить уровень культуры людей в области безопасности жизнедеятельности, повысить уровень духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи, имидж государственных служб, обеспе- чивающих безопасность жизнедеятельности населения.

 настоящее время проблемами формирования КБЖ занимаются специалисты Центра культуры безопасности жизнедеятельности ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ). В данной монографии авторы обобщили и осветили вопросы формирования КБЖ и ее влияние на обеспечение безопасности населения, раскрыли составляющие КБЖ, направления деятельности и основные мероприятия по ее формированию в сфере полномочий МЧС России, а также раскрыли вопросы перспективных технологий формирования КБЖ.

 подготовке разделов монографии принимали участие Веденеева Т.А., Верескун А.В., Лукьянович А.В., Муркова М.В., Омельченко А.В., Попова А.В., Прищепов Д.З.

Авторский коллектив выражает уверенность, что книга заинтересует широкий круг читателей и будет признателен лицам, которые пришлют свои замечания и предложения по адресу: 121352, Москва, ул. Давыдковская, д. 7, ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 4-й НИЦ «Культуры безопасности жизнедеятельности». E-mail: [email protected]

Раздел 1. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности

1.1. Культура безопасности жизнедеятельности

è ее влияние на безопасность человека

1.1.1. Безопасность, риски и человеческий фактор

XX век был ознаменован техническим прогрессом, расширенным воспроизводством, глобализацией экономики. В XXI веке во главу угла ставятся новые цели: устойчивость развития, повышение уровня и качества жизни людей, защита интересов и обеспечение безопасности человека, в том числе от глобальных катастроф .

Вопросы безопасности человека и общества всегда были актуальными. С давних времен людям приходилось сталкиваться с явлениями, процес-

сами, событиями, создававшими угрозу для их здоровья, жизни, имущества или иных ценностей. Большей частью это были опасности природного характера - наводнения, землетрясения, сильные бури, засухи и т.п. В процессе развития производства, создания сложных технических систем к ним присоединились «рукотворные» опасности: обвалы и взрывы в шахтах, аварии и пожары на предприятиях, транспортные происшествия и т.д.

Любая деятельность человека потенциально опасна. Опасность - внутреннее свойство системы или процесса (источника опасности), состоящее в возможности негативного воздействия. Опасность проявляется через явления или процессы, способные поражать, наносить ущерб, действовать разрушительно. Опасность предостерегает нас от непродуманных решений и действий.

Многообразие областей, в которых возникают опасности, существенные различия в причинах, которые их порождают, и сам характер их проявления вызывают проведение разных по содержанию специальных исследований, позволяющих вырабатывать необходимые меры безопасности. Мировая история и практика показывают, что некоторые из этих исследований имеют многовековую историю, которые были начаты еще в XVIII веке и получили свое развитие во второй половине ХХ века.

Из предшествующих теоретических разработок вопросов безопасности следует отметить работы австрийского ученого Йозефа Зонненфельса, которые во многом опередили свое время. В труде «Основания полиции, промышленности и финансов» (1756 г.) он утверждал, что у государства одна цель - достижение благополучия. Благополучие же обеспечивается двумя фактора-

ми - благосостоянием и безопасностью. При этом под безопасностью подразумевалось такое состояние общественной жизни, при котором любой законопослушный человек не опасался бы за свое имущество и жизнь. Подобное положение физического лица составляет частную безопасность, а государства - общественную безопасность, которую, в свою очередь, можно разделить на внутреннюю и внешнюю. Способы обеспечения безопасности ставились им в зависимость от видов опасности, связанных с человеческой волей или случайными обстоятельствами.

Дальнейший ход истории и научные исследования подтвердили его выводы о том, что безопасность - основное право человека, один из главных блоков для построения процветающего человеческого общества. При таком теоретическом подходе в условиях постоянного присутствия каких-либо опасностей, исходящих от других личностей, иностранных государств или стихийных сил природы, безопасность выступает в качестве целевой установки, определяющей всю деятельность государства. «Безопасность собственная есть высший закон в политике...», - писал наш великий соотечественник Н.М. Карамзин.

Большинство нормативных правовых актов , имеющих отношение к различным аспектам безопасности, оперируют этим понятием.

В них «безопасность» определяется как защищенность (состояние защищенности) жизненно важных интересов личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз, генерируемых различными источниками опасности определенного вида. Указанное выше определение «безопасности» не в полной мере отражает ее содержание как категории и не может конструктивно использоваться на практике, т.к. здесь «безопасность» - есть отсутствие опасности и тождественно «защищенности», а последняя в вышеназванных законах никак не определяется и может ассоциироваться лишь с обыденными представлениями. Кроме того, здесь «безопасность» выступает в неком абсолютизированном и самостоятельном качестве, в отрыве от причин ее порождающих и на нее влияющих. Как следствие - стремление получить абсолютную защищенность (безопасность) или непрерывно увеличивать защищенность (повышать безопасность) в отрыве от реалий практики.

Вместе с тем, «опасность» порождается практической деятельностью, являющейся специфической формой, непременным атрибутом самой человече- ской жизни. Отсюда можно сделать вывод - безопасность есть условие осуществления практической деятельности, накладываемое самим субъектом или социумом на осуществление этой деятельности. Тем самым, безопасность не является состоянием защищенности, а является условием или совокупностью специальных условий осуществления практической деятельности.

Безопасность - есть условия существования субъекта или социума, вводимые, контролируемые и управляемые ими. «Опасность» и «безопасность» не находятся между собой в отношении простой противоположности отрицания друг друга. Опасность - объективно существующий атрибут практиче- ской деятельности, хотя по отношению к различным субъектам, находящимся в поле этой деятельности, мера опасности может быть различной. «Безопасность» же категория в основном субъективная, формируемая субъектом


Культура безопасности жизнедеятельности как системообразующий фактор снижения рисков

По оценкам специалистов причинами более 80% аварий и техногенных катастроф являются ошибки персонала. При этом мировая и отечественная практика свидетельствует о том, что для эффективных действий в области снижения рисков в настоящее время недостаточно простой совокупности знаний и умений. Необходимо, чтобы обеспечение безопасности являлось приоритетной целью и внутренней потребностью человека, социальных групп, общества. Значительные резервы для этого заложены в организации комплексного воздействия на людей в целях развития качеств личности, направленных на обеспечение собственной безопасности, безопасности окружающей среды, общества и государства, привития уверенности в необходимости и действенности защитных мероприятий, формирования физической и психологической устойчивости в условиях воздействия неблагоприятных факторов. Решить эту глобальную проблему можно только путем формирования культуры безопасности жизнедеятельности.

Процесс формирования культуры безопасности жизнедеятельности должен иметь всеобщий, непрерывный и комплексный характер. Всеобщность предполагает повышение культуры всех групп населения, не зависимо от возраста, национальности, рода деятельности, семейного положения, места жительства, вероисповедания. Непрерывность связана с поэтапным воздействием на человека на протяжении всей жизни, начиная с детского возраста. Комплексность характера заключается в привитии правил безопасного поведения в условиях воздействия спектра всех возможных опасностей современного мира.

Методами формирования культуры безопасности жизнедеятельности являются воспитание, морально – психологическая подготовка, пропаганда знаний, оперативное информирование об угрозе возникновения и правилах поведения в ЧС и другие. При этом основой формирования культуры является обучение всех групп населения в области гражданской обороны, защиты от ЧС, пожарной безопасности и безопасности на водных объектах.

Так, для учащихся общеобразовательных учреждений нормы безопасного поведения в окружающей обстановке прививаются в ходе изучения курса ОБЖ, участия в соревнованиях «Школа безопасности», полевых лагерях «Юный спасатель».

Развитие способностей принятия безопасных решений при управлении производством, формирование профессионально значимых (с позиций безопасности) качеств будущих специалистов выполняется в ходе освоения общепрофессиональной дисциплины БЖД.

Для населения, занятого в сферах производства и обслуживания, формирование культуры связано, в основном, с выработкой осознанного выполнения норм и правил трудовой и технологической дисциплины, а для неработающего населения – с привитием ответственного отношения к собственной безопасности, безопасности своей семьи и окружающих людей.

Опыт показывает, что в современных условиях мощного деструктивного информационного воздействия на людей особую значимость в формировании культуры безопасности жизнедеятельности приобретает и применение современных технических средств массовой информации (теле и радиовещания, периодической печати и т.п.), а также информационно – телекоммуникационные технологии. Их высокая эффективность объясняется задействованием эмоционально – чувственной сферы человека, влиянием на адресное развитие долгосрочной памяти, подсознательным воздействием на мотивацию поступков.

Формирование культуры безопасности жизнедеятельности – достаточно новый и сложный вид деятельности. Для научно – методического обеспечения этого процесса в ЦСИ ГЗ МЧС России создано новое научное направление – «Оперативно – стратегических исследований в области формирования культуры безопасности жизнедеятельности». Специалисты этого направления активно участвуют в создании широкого спектра такой востребованной продукции, как компьютерные обучающие программы, тесты, мультимедийные пособия, информационно - образовательные порталы и сайты, анимационные мультфильмы, учебные видеоролики, электронные плакаты и многие другие.

При этом следует учитывать, что в связи с большим количеством образовательных и культурно – просветительских учреждений в нашей стране данная продукция будет являться только инициирующим фактором разработки и массового внедрения аналогичной продукции, разрабатываемой в регионах и учитывающей их природные, техногенные и другие особенности. В этой связи хочется обратиться к руководителям органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, органов управления образованием, территориальных органов МЧС России - активно оказывать содействие в создании, распространении, внедрении новых средств, методов, технологий формирования культуры безопасности жизнедеятельности. Только такая - системная, регулярная и долгосрочная работа, от научной проработки вопроса до внедрения новых технологий в массовую образовательную практику, доведения до массового сознания людей, обеспечения влияния на общественное мнение, позволит значительно повысить уровень культуры безопасности жизнедеятельности населения, увеличить эффективность и экономичность мероприятий по снижению рисков.

Большую роль в формировании культуры безопасности жизнедеятельности должна сыграть и создаваемая в настоящее время Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей. Данная система предназначена подготовки населения к действиям в ЧС природного и техногенного характера, при террористических акциях, а также его оперативного информирования и оповещения. Внедрение этой системы позволит повысить подготовленность населения в области ГО и защиты от ЧС, обеспечить гарантированное оповещение и информирование о различных угрозах и опасностях, увеличить действенность мониторинга за общественным порядком в местах массового пребывания людей, результативность процессов обнаружения и идентификации социально – опасных лиц. Кроме того, создание системы будет способствовать развитию передовых наукоемких информационных технологий, промышленности, систем связи и телекоммуникации, созданию новых рабочих мест.

Таким образом, культура безопасности жизнедеятельности является, на наш взгляд, основным фактором снижения индивидуальных, коллективных и глобальных рисков, неотъемлемой частью обеспечения стабильного социально – экономического развития России. Залогом успеха в достижении этой высокой цели является наша активная совместная работа.

Использованные источники:

1. Рождественский Ю.В. Словарь терминов. (Общеобразовательный тезаурус): Общество. Семиотика. Экономика. Культура. Образование. М.: Издательства «Флинта», «Наука», 2003, - 87 стр.

2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров Ю.А. Педагогический словарь. М.: Издательский дом «Академия», 2005, - 176 стр.

3. Катастрофы и образование. Под редакцией Воробьева Ю.Л. М.: Эдиториал УРСС, 1999, - 176 с.

– это определенный уровень развития человека и общества, характеризуемый значимостью задачи обеспечения безопасности жизнедеятельности в системе личных и социальных ценностей, распространенностью стереотипов безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций , степенью защиты от угроз и опасностей во всех сферах жизнедеятельности.

Понятие «культура безопасности» впервые было сформулировано МАГАТЭ в 1986 году в процессе анализа причин и последствий . Признано, что отсутствие культуры безопасности явилось одной из основных причин этой аварии. В дальнейшем данный термин был уточнен в «Общих положениях обеспечения безопасности атомных станций» (ОПБ-88). В данном документе отмечено, что культура безопасности характеризуется квалификационной и психологической подготовленностью персонала, а ее формирование является одним из фундаментальных принципов управления и подлежит нормативному регулированию в атомной энергетике России. В настоящее время сложилось понимание того, что данная категория должна быть применима не только к персоналу потенциально опасных объектов, но и к каждому человеку в отдельности, обществу в целом. От эмоционально-ценностных установок людей, мотивов их поведения, личностных и профессиональных качеств и способностей, уверенности в необходимости и действенности проводимых мероприятий и зависит в определяющей степени эффективность мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности.

Формирование культуры безопасности жизнедеятельности выполняется на индивидуальном, корпоративном и общественно-государственном уровне. На индивидуальном уровне осуществляется привитие ценностей и убеждений в жизненной важности обеспечения собственной безопасности и безопасности окружающих людей, сохранения и сбережения природной среды, развитие понимания глобального характера негативных перемен на планете, связанных с антропогенной деятельностью, привитие мировоззрения, в котором значимость решения экологических проблем является приоритетной, мотивирование безопасной деятельности, развитие врожденных и формирование приобретенных качеств и способностей, обеспечивающих возможность действенного предупреждения и защиты от угроз и опасностей, привитие знаний, умений и навыков обеспечения безопасности во всех сферах жизнедеятельности, формирования паттернов безопасного поведения в различных жизненных ситуациях. На корпоративном уровне формирование культуры включает в себя установление безопасности жизнедеятельности как одной из высших ценностей организации, создание атмосферы психологической настроенности на безопасность, развитие у работников чувства персональной ответственности в вопросах безопасности, проведение необходимого подбора, обучения и подготовки персонала в каждой сфере деятельности, влияющей на безопасность, моральное и материальное стимулирование деятельности персонала, направленной на снижение рисков опасных ситуаций и аварий, четкую регламентацию действий, особенно связанных с высокими рисками, контроль за соблюдением трудовой дисциплины. Развитие культуры безопасности жизнедеятельности на общественно-государственном уровне осуществляется путем формирования системы социальных ценностей и приоритетов, социального сознания в области безопасности жизнедеятельности, развития нормативного правового поля, проведения политики обеспечения безопасности общества и человека, природной и техногенной сфер, развития науки и искусства в области экологии, снижения рисков, защиты от чрезвычайных ситуаций, привлечения религиозных институтов, совершенствования системы духовно-нравственного и патриотического воспитания, пропаганды, социальной рекламы, общественного и государственного стимулирования в области безопасности жизнедеятельности, страховых механизмов обеспечения безопасности и др.

МЧС России постоянно уделяет значительное внимание вопросам формирования культуры безопасности жизнедеятельности. Эта деятельность регламентирована положением о Министерстве и предусматривает обучение всех групп населения в области безопасности жизнедеятельности, в том числе в рамках общеобразовательного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и обще-профессиональной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», подготовку учащихся в кадетских корпусах, школах, классах, центрах и полевых лагерях «Юный спасатель», центрах «Юный пожарный», содействие деятельности Всероссийского детско-юношеского общественного движения «Школа безопасности», Всероссийского добровольного пожарного общества , Всероссийского студенческого корпуса спасателей , организацию и проведение тренировок и учений по вопросам , защиты от чрезвычайных ситуаций (ЧС), и безопасности людей на водных объектах.

В современных условиях мощного деструктивного информационного воздействия на людей особую значимость в формировании позитивного отношения к вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности приобретают и современные технические средства массовой информации, информационно-телекоммуникационные технологии. Существенную роль в этом играет Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (см. «Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей »).

Комплексное и системное развитие культуры безопасности жизнедеятельности на всех указанных уровнях позволяет повысить подготовленность населения, уровень духовно-нравственного и патриотического воспитания, усилить сплоченность общества перед различными опасностями, сократить людские потери и материальный ущерб в чрезвычайных ситуациях, будет являться одним из факторов обеспечения стабильного социально-экономического развития страны.

Источники: Катастрофы и образование / Под редакцией Ю.Л. Воробьева. – М., 1999; Дурнев Р.А. Проект Концепции формирования культуры безопасности жизнедеятельности // Вестник образования. Сборник приказов и инструкций Минобрнауки России. 2005. Выпуски 23–24.