Помогут ли кредиторам последние изменения закона о банкротстве. Изменения в законодательстве о банкротстве Последние изменения в закон о банкротстве

Законодательство и практика судов в части несостоятельности компаний заметно разворачиваются лицом к кредиторам. Ужесточение закона о банкротстве и разъяснение переквалификации займов в корпоративные отношения добавили инструментов для пополнения конкурсной массы. Насколько это на самом деле легко, мы выяснили у эксперта – Ольги Кирилловой, управляющего директора юридической компании Heritage Group, одного из лидеров рынка банкротств юридических лиц.

Какие новые возможности появились в банкротном законодательстве или новеллы в практике в последнее время, положительно влияющие на процедуру банкротства юридического лица в пользу кредитора?

Во-первых, в Федеральном законе от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ " " (далее – Закон о банкротстве) появились новые основания для привлечения контролирующих лиц к субсидиарной ответственности, и мы видим, что суды активно применяют новые нормы.

Если раньше основания для взыскания денег напрямую с директора и участников были крайне ограниченны, то теперь практически все действия руководства, которые нанесли вред кредиторам, могут быть поводом для привлечения к субсидиарной ответственности.

Во-вторых, последние судебные акты Верховного Суда Российской Федерации, разъясняющие возможность переквалификации займов от участников в корпоративные отношения значительно затрудняют включение последних в реестр требований участников.

Это значит, что возможность влиять на процедуру банкротства через подконтрольную задолженность, созданную посредством займов, существенно снизилась.

Все это вместе взятое повышает шансы кредиторов получить свои деньги в процедуре банкротства.

Сегодняшняя статистика печальна: в среднем, кредиторы получают 5-6% своих денег. Как вы думаете, насколько повысится размер удовлетворенных требований в связи с перечисленными вами изменениями?

Я считаю, что такой низкий процент взысканий связан не только с несовершенством законодательства, но и с невысокой квалификацией юристов. Компания Heritage Group, например, взыскивает в процедурах банкротства в среднем 83% требований кредиторов. Причем оставшиеся 17% приходятся на те процедуры, где должник практически не вел деятельность, за три года до банкротства не имел никакого имущества, и обороты по счетам составляли незначительную сумму. В остальных случаях практически всегда можно найти следы вывода средств и активов, и тем или иным способом вернуть деньги в конкурсную массу.

Но сделать это весьма непросто. Взыскание денег в банкротстве – процесс затратный по времени и требует привлечения целой команды специалистов высокой квалификации – юристов, финансовых аналитиков, арбитражных управляющих. Конечно, с введением в новых норм, пополнять конкурсную массу будет легче. Насколько конкретно – мы увидим только через год-другой.

Тяжело ли на практике добиться субсидиарной ответственности?

Да, это всегда тяжело. Чтобы получить положительный результат, нужно, во-первых, в мельчайших подробностях проанализировать финансово-хозяйственную деятельность должника, выявить все сделки, которые причинили вред кредиторам, а во-вторых – обосновать свою правовую позицию, представив суду убедительные доказательства. Учитывая, что очень часто арбитражные управляющие, действуя на стороне должника, активно сопротивляются усилиям кредиторов, получить эти доказательства весьма непросто.

Однако положительная тенденция налицо – если еще 5-7 лет назад суды удовлетворяли не более 8% поданных заявлений о привлечении к субсидиарной ответственности, то сегодня эта цифра приближается к 30%.

Какие советы можно дать кредиторам, которые отчаялись получить свое и сейчас, возможно, имеют шансы на привлечение контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности? На что обратить внимание?

В первую очередь, кредиторам могу посоветовать прибегнуть к помощи профессионалов. Самая большая ошибка – полагаться на то, что корпоративный юрист сможет эффективно представлять интересы организации в процедуре банкротства. Сейчас практически каждый юрист считает, что достаточно прочитать – и можно предлагать свои услуги желающим. Однако, это далеко не так просто, как кажется на первый взгляд.

Как каждый хороший хирург имеет свое "кладбище", так и каждая компания эффективно работающая на банкротном рынке сегодня, имеет за плечами опыт ошибок и поражений, без которых, к сожалению, на этом пути не обойтись.

Сегодня Heritage Group является одной из самых известных и эффективных компаний на банкротном рынке. Как вам удалось этого добиться?

Как и в любой сфере деятельности, чтобы добиться в чем-то успеха, этим нужно жить. Поэтому у нас работают только те люди, которые живут тем, что они делают; которым это настолько интересно, что они готовы посвящать все свое время и энергию тому, чтобы совершенствовать свои знания и навыки.

Примерно 20% успеха – дает знание законодательства и умение с ним работать, остальные 80% – это практика. И если законы и пленумы можно изучить довольно быстро, то практика – это то, что нарабатывается годами.

Это может быть хорошим способом пополнить конкурсную массу, если в трехлетний период перед банкротством деньги, полученные в качестве займа, компания возвращала участнику.

Как часто встречаются в практике случаи, когда предоставление займов суд переквалифицировал в корпоративные отношения, защитив тем самым интересы кредиторов?

До июля 2017 года таких случаев практически не встречалось. Однако в Суд обратил особое внимание на то, что исходя из конкретных обстоятельств, суд вправе переквалифицировать заемные отношения в отношения по поводу увеличения уставного капитала.

С этого момента суды начали активно применять такой подход, как отказывая во включении требований участника, основанных на договоре займа, в реестр, так и признавая недействительными сделки по выплате таких займов.

Так, например, дело № А68-10446/2015, где банк, общество и налоговая инспекция указали на то, что займодавец является единственным участником должника (заемщика). И согласно определению, займ стал пополнением оборотных средств "дочки", причем средства нужны были для расчета с контрагентами, в том числе кредиторами. На этом основании суд отказал во включении требований участника в реестр требований.

В деле № А40-140479/2014 суд определил, что в ситуации, когда одобренный мажоритарным акционером план выхода из кризиса не удалось реализовать, именно этот участник ответственен за деятельность самого общества в кризисной ситуации и, соответственно, несет риск неэффективности избранного плана непубличного дофинансирования. А изъятие им своих вложений обратно не может быть приравнено к исполнению обязательств перед независимыми кредиторами. Сделка по возврату займа была признана недействительной.

Сделки, где возврат займов был фиктивным, юристы Heritage Group успешно оспаривали и до последних судебных актов ВС РФ. Теперь же мы сможем возвращать и средства, ушедшие со счетов в погашение реальных займов.

Может быть, можно что-то посоветовать тем, кто еще не столкнулся с проблемами, как предупредить их, заранее подготовить почву?

Вряд ли сегодня на рынке еще есть компании, чьи контрагенты ни разу не уходили в банкротство. Советы здесь самые стандартные: следить за дебиторской задолженностью и сопоставлять ее размеры с возможностями контрагента.

Когда наш клиент отгружает товар на сумму 7 млн руб. компании, оборот которой за предшествующий год составил 1 млн руб., мы говорим о том, что данная задолженность является проблемной уже с самого момента возникновения. Разумная осмотрительность – вот главный принцип ведения бизнеса сегодня.

Законодательные гайки по отношению к должникам пытаются затягивать, как считаете, сохранится ли эта тенденция, и где еще стоило бы "подкрутить", на ваш взгляд?

Слово "пытаются" здесь – ключевое. Хотя и законодательство, и практика явно разворачиваются лицом к кредиторам, есть еще множество пробелов. А там, где есть пробел в законе – практика судов, основанная на "внутреннем убеждении", всегда будет противоречивой.

Сейчас мы видим, что механизм привлечения к субсидиарной ответственности совершенствуется. Открытым пока остается вопрос взыскания – по-прежнему исполнительный лист очень часто остается всего лишь листом бумаги, а не гарантией получения денежных средств.

Поэтому особенно важно законодательно урегулировать вопросы предотвращения вывода как активов предприятия-банкрота, так и личного имущества контролирующих его лиц. Тогда и в ходе процедуры в конкурсную массу будут поступать реальные денежные средства, и в случае привлечения участников к субсидиарной ответственности, кредиторы будут иметь возможность обратить взыскание на их имущество.

Информация о компании:

Юридическая группа Heritage Group была образована в 2004 году как международная группа компаний, специализирующихся на защите активов бизнеса, в том числе с помощью создания международных холдингов, а также на взыскании проблемной задолженности юридических лиц.

Многолетний опыт способствовал наработке методик и созданию коллектива профессионалов, которые позволили группе занять лидирующее положение как на рынке защиты активов, так и в банкротной отрасли.

Сегодня Heritage Group – одна из лучших компаний по взысканию задолженностей юридических лиц в России. Штат высококлассных специалистов в сочетании с отработанными технологиями обеспечивает успех даже в самых сложных делах.

Федеральный закон от 29.07.2017 N 218-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные...

Статья 15. О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"

Внести в Федеральный закон от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 43, ст. 4190; 2009, N 1, ст. 4; N 29, ст. 3632; 2011, N 29, ст. 4301; N 49, ст. 7015, 7024; 2012, N 53, ст. 7619; 2013, N 27, ст. 3481; N 52, ст. 6979; 2015, N 1, ст. 29, 35; N 27, ст. 3945, 3977; N 29, ст. 4362; 2016, N 1, ст. 11, 29; N 27, ст. 4237) следующие изменения:

1) в пункте 2.1 статьи 7 слова "- кредитной организации" заменить словами ", должника, работника, бывшего работника должника", слова "абзацем вторым пункта 2 статьи 7 настоящего Федерального закона" заменить словами "пунктом 2 настоящей статьи";

2) статью 41 дополнить пунктом 7 следующего содержания:

"7. Уведомление о направлении в арбитражный суд заявления уполномоченного органа о признании должника банкротом подлежит обязательному опубликованию путем включения его в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в течение пяти рабочих дней с даты направления заявления в арбитражный суд.";

3) в статье 201.1:

а) пункт 1 дополнить подпунктом 2.1 следующего содержания:

"2.1) участник долевого строительства - гражданин, являющийся участником строительства и имеющий требование к застройщику на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, по которому застройщиком осуществлены обязательные отчисления (взносы) в компенсационный фонд, публично-правовая компания "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства" (далее - Фонд), к которой перешло право требования по договору участия в долевом строительстве в результате осуществления выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом;";

б) дополнить пунктами 2.1 - 2.7 следующего содержания:

"2.1. Конкурсными управляющими (внешними управляющими) в деле о банкротстве застройщика, который осуществлял взносы в компенсационный фонд в соответствии с законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, утверждаются арбитражные управляющие, соответствующие установленным настоящим Федеральным законом требованиям и аккредитованные Фондом.

Аккредитация арбитражного управляющего в качестве конкурсного управляющего (внешнего управляющего) при банкротстве застройщиков осуществляется Фондом на основании заявления арбитражного управляющего в течение тридцати дней со дня его поступления. К указанному заявлению прилагаются документы, подтверждающие соответствие заявителя требованиям к аккредитации, установленным настоящим параграфом.

Порядок рассмотрения заявлений об аккредитации арбитражных управляющих в качестве конкурсных управляющих (внешних управляющих) при банкротстве застройщиков, аккредитации, аннулирования аккредитации, отказа в продлении аккредитации определяется регулирующим органом.

1) соответствие требованиям к арбитражным управляющим, установленным настоящим Федеральным законом;

2) наличие стажа работы на руководящих должностях в сфере строительства и реконструкции объектов капитального строительства не менее трех лет либо осуществление обязанностей арбитражного управляющего в процедуре, применяемой в деле о банкротстве застройщика (не менее трех процедур);

3) отсутствие в течение трех лет, предшествующих аккредитации, нарушений законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве), приведших к существенному ущемлению прав кредиторов, необоснованному расходованию конкурсной массы застройщика, непропорциональному удовлетворению требований кредиторов, а также отсутствие случаев отстранения от исполнения обязанностей арбитражного управляющего, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением таких обязанностей.

Срок действия аккредитации арбитражного управляющего в качестве конкурсного управляющего (внешнего управляющего) при банкротстве застройщика составляет три года. Продление срока действия аккредитации осуществляется Фондом на основании направляемых в Фонд за тридцать дней до истечения срока действия аккредитации заявлений арбитражных управляющих. Фонд выдает арбитражному управляющему, аккредитованному в качестве конкурсного управляющего (внешнего управляющего) при банкротстве застройщиков, свидетельство об аккредитации.

В случае аннулирования Фондом аккредитации арбитражного управляющего, аккредитованного Фондом, или отказа в продлении срока аккредитации такой арбитражный управляющий отстраняется арбитражным судом от исполнения своих обязанностей на основании заявления лица, участвующего в деле о банкротстве.

2.4. При подаче заявления о признании застройщика банкротом в нем указываются кандидатура арбитражного управляющего, аккредитованного Фондом, наименование и адрес саморегулируемой организации, членом которой является указанный арбитражный управляющий.

2.5. В случае освобождения или отстранения арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей, в том числе по жалобе Фонда на неисполнение или ненадлежащее исполнение арбитражным управляющим возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, арбитражный суд назначает арбитражного управляющего по правилам пункта 6 статьи 45 настоящего Федерального закона из арбитражных управляющих, аккредитованных Фондом.

2.6. Фонд, в том числе в случаях, если он не является кредитором застройщика, обладает правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании застройщика банкротом.

При обращении Фонда в арбитражный суд с заявлением о признании застройщика банкротом принимаются во внимание представленные им доказательства наличия признаков неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества застройщика, предусмотренных настоящим Федеральным законом. При этом не применяются положения, предусмотренные пунктами 2 и 2.1 статьи 7 и пунктами 8 и 9 статьи 42 настоящего Федерального закона.

В случае, если до назначенного судом заседания на рассмотрение арбитражного суда поступают заявления о признании должника банкротом от других лиц, все поступившие заявления рассматриваются арбитражным судом в качестве заявлений о вступлении в дело о банкротстве. Данные заявления должны быть рассмотрены в течение пятнадцати дней с даты судебного заседания по рассмотрению заявления Фонда в случае подачи им такого заявления.

В случае применения при банкротстве должника правил настоящего параграфа арбитражный суд направляет определение о принятии заявления о признании должника банкротом в Фонд, который вправе участвовать в судебном заседании по рассмотрению обоснованности заявления о признании застройщика банкротом.

2.7. При рассмотрении дела о банкротстве застройщика предусмотренные настоящим Федеральным законом наблюдение и финансовое оздоровление не применяются.

Арбитражный суд рассматривает обоснованность заявления о признании должника банкротом по правилам статьи 48 настоящего Федерального закона с учетом особенностей, установленных настоящим параграфом.

По результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании должника банкротом арбитражный суд:

выносит определение об отказе в признании должника банкротом и об оставлении такого заявления без рассмотрения;

принимает решение об отказе в признании должника банкротом и о прекращении производства по делу о банкротстве.

Указанные акты арбитражного суда могут быть обжалованы.

в) в пункте 3:

"Если сведения о том, что должник является застройщиком, становятся известны арбитражному суду после возбуждения дела о банкротстве, арбитражный суд:";

Дополнить абзацами следующего содержания:

"принимает по ходатайству лица, участвующего в деле о банкротстве, или по собственной инициативе решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства либо выносит определение в случае, если указанные сведения стали известны после признания должника банкротом, в которых указывает на применение при банкротстве должника правил настоящего параграфа;

освобождает арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве застройщика, если такой арбитражный управляющий не аккредитован Фондом. В указанном случае лицо, заявление которого о признании должника банкротом было признано обоснованным, представляет в арбитражный суд кандидатуру арбитражного управляющего, аккредитованного Фондом.

Сведения, содержащиеся в указанных в настоящем пункте решении или определении, подлежат опубликованию конкурсным управляющим в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона. Указанные решение или определение могут быть обжалованы.";

г) дополнить пунктом 3.1 следующего содержания:

"3.1. Фонд вправе обращаться в арбитражный суд с заявлениями об оспаривании сделок застройщика по основаниям и в порядке, которые предусмотрены главой III.1 настоящего Федерального закона.";

д) пункт 7 изложить в следующей редакции:

"7. С даты возбуждения производства по делу о банкротстве застройщика и до даты признания его банкротом застройщик обязан при заключении договора, предусматривающего передачу жилого помещения, а также при принятии денежных средств по ранее заключенным договорам, предусматривающим передачу жилого помещения, предварительно письменно сообщать им, что в отношении его возбуждено дело о банкротстве.";

ж) дополнить пунктом 8.1 следующего содержания:

В случае, если у застройщика имеются объекты строительства, в отношении которых были уплачены взносы в Фонд, первое собрание кредиторов проводится не позднее месяца после принятия решений собранием участников долевого строительства в соответствии со статьей 201.12-1 настоящего Федерального закона.

Участники строительства, требования которых включены в реестр требований кредиторов, при участии в собраниях кредиторов обладают числом голосов, определяемым исходя из суммы, уплаченной участником строительства застройщику по договору, предусматривающему передачу жилого помещения, и (или) стоимости переданного застройщику имущества, а также размера убытков в виде реального ущерба, определенного в соответствии с пунктом 2 статьи 201.5 настоящего Федерального закона.";

4) в статье 201.2:

а) пункт 1 дополнить словами ", и Фонд в случае, если застройщиком были уплачены обязательные отчисления (взносы) в компенсационный фонд в соответствии с законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости";

б) в пункте 2 слова "Указанному в пункте 1 настоящей статьи органу власти" заменить словами "Указанным в пункте 1 настоящей статьи органу власти и Фонду";

5) пункт 1 статьи 201.3 после слов "в виде запрета на" дополнить словами "расторжение арендодателем договора аренды земельного участка с застройщиком,";

6) статью 201.4 изложить в следующей редакции:

"Статья 201.4. Особенности предъявления участниками строительства требований при банкротстве застройщика

1. С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в отношении застройщика в ходе внешнего управления в деле о банкротстве застройщика требования о передаче жилых помещений, в том числе возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, и (или) денежные требования участников строительства могут быть предъявлены к застройщику только в рамках дела о банкротстве застройщика с соблюдением установленного настоящим параграфом порядка предъявления требований к застройщику. С даты открытия конкурсного производства исполнение исполнительных документов по требованиям участников строительства, предусмотренным настоящим пунктом, прекращается.

2. Руководитель застройщика в течение десяти календарных дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязан обеспечить передачу сведений о всех участниках строительства конкурсному управляющему. Конкурсный управляющий в пятидневный срок с даты получения сведений от руководителя застройщика уведомляет всех выявленных участников строительства об открытии конкурсного производства и о возможности предъявления участниками строительства требований о передаче жилых помещений и денежных требований и о сроке предъявления таких требований.

4. Реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении трех месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Требования участников строительства включаются в реестр требований о передаче жилых помещений при предъявлении указанных требований не позднее трех месяцев со дня получения уведомления конкурсного управляющего, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, независимо от даты закрытия такого реестра. В случае пропуска указанного в настоящем пункте срока по уважительной причине он может быть восстановлен арбитражным судом.

Конкурсный управляющий обязан обеспечить лицам, участвующим в деле о банкротстве, возможность ознакомления с реестром требований о передаче жилых помещений и основаниями для включения требований участников строительства в такой реестр. Возражения лиц, участвующих в деле о банкротстве застройщика, могут быть заявлены в течение пятнадцати рабочих дней со дня закрытия реестра требований кредиторов либо со дня включения требований участников строительства в реестр требований о передаче жилых помещений, если такие требования в соответствии с настоящей статьей включены после закрытия реестра, в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, который рассматривает такие возражения в порядке, установленном статьей 60 настоящего Федерального закона.

6. Наряду с приложением вступивших в силу решений суда, арбитражного суда, определений о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда или иных судебных актов и (или) подлинных документов либо их надлежащим образом заверенных копий, подтверждающих обоснованность этих требований, конкурсному управляющему должны быть представлены документы, подтверждающие факт полной или частичной оплаты, осуществленной участником строительства во исполнение своих обязательств перед застройщиком по договору, предусматривающему передачу жилого помещения.

7. Конкурсный управляющий рассматривает предъявленное в ходе дела о банкротстве требование участника строительства и по результатам его рассмотрения не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня получения такого требования вносит его в реестр требований о передаче жилых помещений в случае обоснованности предъявленного требования.

В тот же срок конкурсный управляющий уведомляет соответствующего участника строительства о включении его требования в реестр требований о передаче жилых помещений, или об отказе в таком включении, или о включении в реестр требования в неполном объеме. При включении требований участников строительства конкурсным управляющим учитывается размер убытков в виде реального ущерба, определенный в соответствии с пунктом 2 статьи 201.5 настоящего Федерального закона, независимо от предъявления участником строительства соответствующего требования в части убытков.

Если после включения конкурсным управляющим требования участника строительства в реестр требований о передаче жилых помещений в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи конкурсному управляющему станут известны обстоятельства, свидетельствующие о необоснованном включении такого требования, о наличии которых он не знал и не должен был знать на момент его включения в реестр, конкурсный управляющий вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об исключении этого требования из реестра полностью или частично. Принятое по результатам рассмотрения этого заявления определение может быть обжаловано.

8. Возражения по результатам рассмотрения конкурсным управляющим требования участника строительства могут быть заявлены в арбитражный суд участником строительства не позднее чем в течение пятнадцати рабочих дней со дня получения участником строительства уведомления конкурсного управляющего о результатах рассмотрения этого требования. К указанным возражениям должны быть приложены документы, подтверждающие направление конкурсному управляющему копий возражений и приложенных к возражениям документов.

10. Требования участников строительства, по которым заявлены возражения, рассматриваются арбитражным судом в порядке, установленном статьей 60 настоящего Федерального закона.

По результатам такого рассмотрения выносится определение арбитражного суда о включении или об отказе во включении указанных требований в реестр требований о передаче жилых помещений. Копия определения о включении или об отказе во включении указанных требований в реестр требований о передаче жилых помещений направляется лицу, заявившему возражения, и конкурсному управляющему не позднее дня, следующего за днем вынесения определения арбитражного суда.

Определение арбитражного суда о включении или об отказе во включении требований участников строительства в реестр требований о передаче жилых помещений может быть обжаловано.

11. Требование участника строительства, установленное соответствующим определением арбитражного суда, включается конкурсным управляющим в реестр требований о передаче жилых помещений не позднее дня, следующего за днем получения копии указанного определения конкурсным управляющим, о чем участник строительства уведомляется конкурсным управляющим в течение трех рабочих дней со дня внесения соответствующей записи в реестр требований о передаче жилых помещений.

12. В случае перехода требования участника строительства, включенного конкурсным управляющим в реестр требований о передаче жилых помещений в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, замена кредитора в реестре производится конкурсным управляющим (внешним управляющим) в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

13. Участники строительства, требования которых включены в реестр требований о передаче жилых помещений, имеют право участвовать с правом голоса в собраниях кредиторов.

Участники строительства имеют право предъявлять возражения относительно требований других кредиторов в порядке, установленном статьей 100 настоящего Федерального закона.

14. Требования участников строительства, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, предъявляются в порядке, установленном настоящей статьей, для целей включения в реестр требований о передаче жилых помещений независимо от даты закрытия реестра требований кредиторов. Участники строительства, требования которых возникли после даты принятия заявления о признании должника банкротом и включены в реестр требований о передаче жилых помещений, имеют право участвовать с правом голоса в собраниях участников строительства, а также в собраниях кредиторов по вопросам, предусмотренным пунктом 9 статьи 201.1 и пунктом 4 статьи 201.15-3 настоящего Федерального закона.";

7) в статье 201.5:

а) наименование изложить в следующей редакции:

"Статья 201.5. Особенности установления денежных требований участников строительства";

б) в пункте 2:

в абзаце первом слова "(определенной на дату введения процедуры, применяемой в деле о банкротстве к застройщику, в рамках которой предъявлено требование участника строительства)" заменить словами "(определенной на дату введения первой процедуры, применяемой в деле о банкротстве к застройщику)", дополнить предложением следующего содержания: "В случае, если обязательство по оплате жилого помещения участником строительства исполнено не в полном объеме, размер указанного реального ущерба учитывается в размере, пропорциональном исполненной части обязательства.";

в абзаце втором слова "(определенной на дату введения процедуры, применяемой в деле о банкротстве к застройщику, в рамках которой предъявлено требование участника строительства)" заменить словами "(определенной на дату введения первой процедуры, применяемой в деле о банкротстве к застройщику)";

Абзац третий изложить в следующей редакции:

"Стоимость переданного застройщику имущества и стоимость жилого помещения, которое должно было быть передано участнику строительства, определяются оценщиком, привлекаемым конкурсным управляющим за счет застройщика. Стоимость жилого помещения рассчитывается исходя из общей площади жилого помещения, подлежащего передаче участнику строительства, и показателя рыночной стоимости одного квадратного метра в соответствующем объекте строительства. Соответствующий отчет об оценке направляется конкурсным управляющим участнику строительства и в арбитражный суд. Участник строительства вправе при установлении его требования доказывать в порядке, предусмотренном статьей 60 настоящего Федерального закона, иной размер стоимости переданного застройщику имущества и стоимости жилого помещения, в том числе на основании иного отчета об оценке.";

в) в пункте 3 слово "кредиторов" заменить словами "о передаче жилых помещений";

г) в пункте 4 слова "по договору участия в долевом строительстве в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"," исключить, слово "арбитражный" заменить словом "конкурсный";

8) статью 201.6 признать утратившей силу;

9) пункт 1 статьи 201.7 дополнить подпунктом 4 следующего содержания:

"4) сведения об уплате застройщиком по договору участия в долевом строительстве взноса в компенсационный фонд в соответствии с законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.";

10) в статье 201.8:

а) в наименовании слово "Рассмотрение" заменить словами "Правила рассмотрения";

б) в абзаце первом пункта 1 слова "С даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения в отношении застройщика, в ходе проведения наблюдения и всех последующих" заменить словами "С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в отношении застройщика, в ходе проведения";

г) дополнить пунктом 9 следующего содержания:

"9. Правила настоящей статьи не применяются при рассмотрении требований участников строительства при включении их в реестр требований о передаче жилых помещений.";

11) статью 201.8-1 изложить в следующей редакции:

"Статья 201.8-1. Финансирование мероприятий по завершению строительства

1. Мероприятия по завершению строительства объектов незавершенного строительства, в отношении которых привлекались средства участников долевого строительства, могут осуществляться за счет средств Фонда либо целевого займа (кредита), выдаваемого застройщику Фондом и (или) третьими лицами. Такие целевые займы (кредиты) могут быть обеспечены залогом объектов незавершенного строительства и земельных участков (прав на земельные участки). Требования по таким займам (кредитам) погашаются в составе третьей очереди требований по текущим платежам.

2. Сделки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, а также договоры, предусматривающие передачу жилых и нежилых помещений в объекте незавершенного строительства, заключенные конкурсным управляющим (внешним управляющим) от имени застройщика, не могут быть признаны недействительными на основании пункта 1 статьи 61.2 настоящего Федерального закона, за исключением случая, если будет доказано, что цена сделки и (или) иные ее условия на момент заключения существенно в худшую для застройщика сторону отличаются от цены и (или) иных условий, при которых в сравнимых обстоятельствах совершаются аналогичные сделки в случае банкротства застройщика.";

12) в статье 201.8-2:

а) пункты 1 и 2 изложить в следующей редакции:

"1. В случае заключения конкурсным управляющим (внешним управляющим) в ходе конкурсного производства (внешнего управления) договоров, предусматривающих передачу жилых и нежилых помещений в объекте незавершенного строительства, и (или) принятия Фондом решения о финансировании мероприятий по завершению строительства объектов незавершенного строительства в целях финансирования строительства объекта незавершенного строительства конкурсным управляющим (внешним управляющим) от имени застройщика открывается специальный банковский счет застройщика, на который подлежат зачислению денежные средства по таким сделкам.

2. По договору банковского счета, указанного в пункте 1 настоящей статьи, денежные средства со специального банковского счета застройщика списываются только по распоряжению конкурсного управляющего (внешнего управляющего) и только в целях произведения расчетов по текущим обязательствам застройщика в соответствии с целями, предусмотренными и 18.1 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Иное целевое назначение списания денежных средств со специального банковского счета для финансирования строительства объекта незавершенного строительства может быть установлено арбитражным судом по результатам рассмотрения ходатайства конкурсного управляющего (внешнего управляющего) об этом.

Для целей использования денежных средств, находящихся на специальном банковском счете для финансирования строительства, положения пункта 2 статьи 134 настоящего Федерального закона не применяются.";

б) в пункте 3 слова "или обязательствам арбитражного управляющего либо осуществляющих удовлетворение требований кредиторов лиц" заменить словами ", за исключением предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи";

13) в статье 201.9:

а) подпункт 3 пункта 1 изложить в следующей редакции:

"3) в третью очередь производятся расчеты в следующем порядке:

в первую очередь - по денежным требованиям граждан - участников строительства, за исключением требований, указанных в абзаце четвертом настоящего подпункта;

во вторую очередь - по требованиям Фонда, которые перешли к нему в результате осуществления выплат гражданам - участникам долевого строительства в соответствии со статьей 201.12-1 настоящего Федерального закона;

в третью очередь - по денежным требованиям граждан - участников строительства по возмещению убытков, установленных в соответствии с пунктом 2 статьи 201.5 настоящего Федерального закона.";

б) пункты 1.1 и 1.2 изложить в следующей редакции:

"1.1. Требования кредиторов, приобретенные в связи с финансированием строительства объекта незавершенного строительства на основании сделок, заключенных с учетом требований статей 201.8-1 и 201.8-2 настоящего Федерального закона, а также требования участников строительства, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, включаются в реестр требований о передаче жилых помещений независимо от даты закрытия такого реестра и погашаются в составе третьей очереди требований по текущим платежам.

1.2. При получении участником долевого строительства по требованию (части требования), включенному в реестр требований о передаче жилых помещений, выплаты, произведенной Фондом в соответствии со статьей 201.12-1 настоящего Федерального закона, конкурсный управляющий вносит в реестр требований о передаче жилых помещений сведения о переходе к Фонду требования о передаче жилого помещения.";

в) пункт 3 изложить в следующей редакции:

"3. Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, в случае, если предметом залога являются объект строительства, принадлежащий застройщику на праве собственности, и (или) земельный участок, принадлежащий застройщику на праве собственности или ином праве (в том числе аренды, субаренды), удовлетворяются за счет стоимости такого предмета залога в порядке, установленном статьей 201.14 настоящего Федерального закона.";

14) в статье 201.10:

а) в пункте 1:

в абзаце первом слова "В ходе финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства в случае наличия у застройщика объекта незавершенного строительства арбитражный управляющий не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев с даты его утверждения" заменить словами "В случае наличия у застройщика объекта незавершенного строительства конкурсный управляющий не позднее чем через три месяца со дня истечения срока для предъявления требований участников строительства, установленного пунктом 4 статьи 201.4 настоящего Федерального закона,";

в) в пункте 3:

в подпункте 1 слова "реестр требований кредиторов и" исключить;

в подпункте 4 слова "реестр требований кредиторов и" исключить;

г) в пункте 4 слова "реестр требований кредиторов и" исключить;

ж) в пункте 8:

в подпункте 2 слова "реестр требований кредиторов и" исключить;

Подпункт 3 дополнить предложением следующего содержания: "Если участник строительства исполнил обязательство по оплате жилого помещения не в полном объеме, в качестве паевого взноса он также обязан внести денежные средства в размере неисполненной части обязательства.";

з) в пункте 9 слова "реестр требований кредиторов и" исключить;

и) в абзаце первом пункта 11 слова "реестром требований кредиторов и" исключить;

к) абзац первый пункта 13 дополнить словами "либо в составе третьей очереди требований по текущим платежам";

л) в пункте 14:

в абзаце втором слова "реестр требований кредиторов и" исключить;

Абзац четвертый изложить в следующей редакции:

Абзац пятый дополнить словами "либо в составе третьей очереди требований по текущим платежам";

м) в пункте 15:

н) пункт 16 дополнить абзацем следующего содержания:

"Решением собрания участников строительства может быть предусмотрено создание одного кооператива в отношении нескольких объектов незавершенного строительства. В случае разной стоимости передаваемых объектов незавершенного строительства в связи с разной степенью их готовности решением собрания участников строительства может быть предусмотрена обязанность кооператива перечислить другому кооперативу денежные средства в размере такой разницы.";

о) дополнить пунктом 18 следующего содержания:

"18. Правила настоящей статьи применяются также в ходе внешнего управления.";

15) в статье 201.11:

а) в пункте 1 слова "арбитражный управляющий не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев с даты его утверждения (при завершении строительства в ходе конкурсного производства не позднее чем через шесть месяцев с даты его завершения)" заменить словами "а также при завершении строительства в ходе процедуры, применяемой в деле о банкротстве, конкурсный управляющий не ранее чем через три месяца со дня истечения срока для предъявления требований участников строительства, установленного пунктом 4 статьи 201.4 настоящего Федерального закона,";

б) в пункте 2:

в) в пункте 3:

в подпункте 3 слова "реестр требований кредиторов и" исключить;

в подпункте 6 слова "реестр требований кредиторов и" исключить, дополнить предложением следующего содержания: "Участник строительства должен полностью оплатить цену договора, предусматривающего передачу жилого помещения.";

г) в абзаце первом пункта 4 слова "реестром требований кредиторов и" исключить;

д) в пункте 7:

Абзац третий признать утратившим силу;

е) дополнить пунктом 8.1 следующего содержания:

"8.1. Арбитражный суд вправе вынести определение о признании права собственности участника строительства на жилое помещение в предусмотренном пунктом 8 настоящей статьи случае при отсутствии документа о передаче жилого помещения, если в отношении значительной части жилых помещений в соответствующем многоквартирном доме, но не менее одной трети от общего числа жилых помещений в таком доме соблюдается хотя бы одно из следующих условий:

право собственности участника строительства на жилое помещение признано вступившим в законную силу судебным актом;

осуществлена государственная регистрация права собственности участника строительства на жилое помещение в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

Если в отношении одного и того же жилого помещения имеются требования нескольких участников строительства, право собственности на жилое помещение в соответствии с настоящим пунктом может быть признано арбитражным судом у участника строительства, денежные средства которого привлекались в соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".";

ж) дополнить пунктом 11 следующего содержания:

"11. Правила настоящей статьи применяются также в ходе внешнего управления.";

16) в статье 201.12:

а) в пункте 1 цифры "12 - 15" заменить цифрами "12, 13 - 15";

б) дополнить пунктом 1.1 следующего содержания:

"1.1. По решению конкурсного управляющего (внешнего управляющего) в случае, если количество участников строительства превышает пятьсот, собрание участников строительства может быть проведено без совместного присутствия участников строительства в форме заочного голосования.

Одновременно с включением в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведений об опубликовании сообщения о проведении собрания участников строительства в форме заочного голосования включению в указанный реестр подлежат бюллетени для голосования без опубликования в официальном издании.

При подведении итогов голосования и принятии собранием участников строительства решений учитываются бюллетени для голосования, заполненные участниками строительства и полученные конкурсным управляющим (внешним управляющим) не позднее даты проведения такого собрания.";

в) в пункте 2 слова "реестр требований кредиторов и" исключить, дополнить словами ", а также Фонд, требования которого возникли в результате выплаты возмещения участникам долевого строительства в соответствии со статьей 201.12-1 настоящего Федерального закона";

г) в пункте 3 слова "реестр требований кредиторов и" исключить;

д) в пункте 4 слова "имеющих право голоса на этом собрании" заменить словами "участвующих в голосовании по соответствующему вопросу", дополнить предложением следующего содержания: "Собрание участников строительства правомочно в случае, если в нем участвуют не менее трети от общего числа участников строительства, которые обладают более чем половиной голосов от общего числа голосов участников строительства.";

17) дополнить статьей 201.12-1 следующего содержания:

"Статья 201.12-1. Особенности удовлетворения требований участников долевого строительства

1. В случае, если у застройщика имеются объекты незавершенного строительства, в отношении которых были уплачены обязательные отчисления (взносы) в Фонд, требования участников долевого строительства в отношении таких объектов удовлетворяются с учетом особенностей настоящей статьи.

Банкротство физических лиц в России явление новое и пока ещё не имеющее широкого распространения.

Многие граждане сочли, что законодательство теперь позволит каждому человеку, который в силу каких-то обстоятельств оказался в трудной экономической ситуации, с лёгкостью снизить общее финансовое бремя.

Это так, но только при соблюдении ряда условий. Сам же конкретный случай для этого должен содержать ряд необходимых признаков .

То, что получило общее обозначение «Закон о банкротстве физических лиц» на деле является поправками к «Закону о несостоятельности», которые направлены в первую очередь на регулирование отношений между гражданами и банками, официальными кредитными организациями, коллекторами. С 1 октября 2015 года Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ касается не только предприятий и бизнесменов, которые осуществляют свою деятельность без образования юридического лица, но и обычных людей.

Правда, стать банкротом не так уж и просто, а признание гражданина таковым целиком и полностью зависит от решения арбитражного суда.

Как и почему физическое лицо становится банкротом?

Для этого необходимо, чтобы суд установил, что человек не имеет возможности выполнить свои денежные обязательства. К ним относится вся совокупность обязательных для гражданина платежей, включая налоги, штрафы, оплату услуг ЖКХ и, конечно же, возврат имеющихся долгов по кредитам.

Обратиться с этой целью в суд может сам гражданин, его кредиторы, налоговые органы и все те лица и структуры, которые наделены такими возможностями в силу законодательства России в общем случае.

Следует отметить, что гражданин имеет право подать соответствующий иск в суд, но не обязан это делать, если сумма его долга не превышает 500 тыс рублей и он совершил хотя бы одну оплату по графику в течение трёх месяцев. Если же долг переваливает рубеж в полмиллиона и просрочка более трёх месяцев, то должник обязан обратиться в суд с целью признания его банкротом.

Основанием для банкротства является неплатежеспособность, а не наличие какого-то долга.

Общими признаками неплатежеспособности являются:

Всё перечисленное выше является основанием для обращения в суд. Должник может быть признан банкротом в силу его финансовой несостоятельности. Для этого не обязательно, чтобы долг превышал сумму в 500 тыс рублей.

Стадии процесса и документы

Необходимо сделать два существенных замечания. Речь идёт о стадиях правового регулирования отношений кредиторов, всех лиц перед которыми гражданин имеет долг и им самим.

Какие-то этапы имеют отношение к сроку до объявления должника банкротом, какие-то начинают работать после. Это не стадии именно банкротства как такового. Банкротство - это просто признание судом экономической несостоятельности и назначение финансового управляющего .

Так же следует иметь в виду, что одного заявления в суд недостаточно. К нему необходимо приложить определённые документы. Их перечень зависит от конкретной ситуации. К тому же процесс внедрения поправок к закону 127-ФЗ идёт всего год, поэтому нельзя исключить, что он может быть изменён.

Потребуются документы , которые подтверждают наличие задолженности, причину её возникновения и неспособности физического лица возвращать долги. Нужны ещё и те, что подтверждают или отрицают наличие ИП. Получить их нужно в срок не превышающий отметку в пять дней до подачи искового заявления. Так же потребуется опись имущества и документы, подтверждающие право владения им. Это не говоря уже о тех, что раскрывают доходы гражданина, природу их получения, уплаты налогов.

При формировании этого пакета документов нужно учитывать индивидуальные особенности. Так, если гражданин является инвалидом, то копии подтверждающих это документов, а если не имеет работы, то копия решения о признании гражданина безработным.

Если банкротом пытается себя признать сам гражданин, то все копии нужно заверить нотариально.

После сбора документов и подачи их в суд начинается процесс, который может быть выражен в трёх стадиях. Они все оговорены законом, но какие-то могут быть исключены. К примеру, если вопрос будет решен в ходе мирового соглашения, то про две последующих можно забыть.

Мировое соглашение

В судебной практике оно чаще всего заключается, если должник не хочет, чтобы его признавали банкротом. Тогда заключаются какие-то новые договорённости. Они превращаются в соглашение, которое утверждается судом.

Не нужно путать мировое соглашение и реструктуризацию долга. Чаще всего соглашение просто подтверждает отсрочку или частичную уступку. При этом развернутый график не составляется. К примеру, если банк согласен подождать 2-3 месяца и не назначать штрафы, а по истечение срока должник надеется найти источник дохода и покрыть долг в полном объёме, то это отражается в соглашении.

Реструктуризация долга

Это чёткий график того, как должник будет выплачивать долг. Часто суды оставляют только «тело» долга, отменяют практически все штрафы и даже выплаты по процентным ставкам. Полученная сумма разбивается на части, а их должник обязан выплатить по графику. Срок при этом не может превышать 3-и года.

Обе эти стадии имеют отношение только к периоду до объявления человеком банкротом и практиковались российскими судами задолго до появления поправок 2015 года. Так же на основании законодательства, только основания для принятия решений судам давали другие статьи.

Нужно отметить лишь, что реструктуризацией всё может и кончиться, а может быть она станет преддверием продажи имущества. К примеру, долг составляет 1 млн рублей, а подлежащее отчуждению имущество нельзя оценить более, чем в 800 тыс. Тогда сумма долга пересматривается, приставы имущество забирают, а конкурсный управляющий начинает организацию торгов. В результате, к моменту их завершения, у банкрота долга не остаётся, но не остаётся и ничего, что не является необходимым для жизни или выполнения своих профессиональных обязанностей.

Объявление банкротства или признание судом финансовой несостоятельности происходит в случае, если упомянутые выше меры применить невозможно. После этого начинается третья статья. Она относится к периоду, когда гражданин уже признан банкротом официально.

Реализация имущества

С момента вступления в силу судебного решения банкрот теряет ряд своих возможностей. Его финансовые операции переходят под контроль управляющего. Это не значит, что он не может ничего продавать или покупать. Но финансовый управляющий имеет право остановить любые сделки, которые могут нанести вред хоть одному из кредиторов банкрота.

В этот же момент начинается процесс отчуждения и продажи имущества должника на торгах. Осуществляется это так же, как и ранее. Суд выписывает исполнительный лист, и с ним к должнику приходят приставы. Они могут отчуждать то, что не оговорено законодательством в качестве не подлежащего отчуждению. У банкрота не могут отнять квартиру или её часть, если это единственное место проживания, но могут автомобиль, если он не нужен для выполнения профессиональных обязанностей, другую недвижимость и подобные «лишние» вещи.

Сколько стоит банкротство?

Природа возникновения суммы в 500 тыс рублей, которую многие приняли за условие для объявления физического лица банкротом, станет понятной, если узнать о том, сколько денег придётся заплатить тому, кто решил сам объявить себя банкротом. Вряд ли нужно это делать, если долг её не превышает.

Госпошлина , которая берётся в момент подачи заявления в суд, - 6000 рублей. В этот же момент нужно перечислить на депозит суда вознаграждение управляющему , которое составляет 10000 рублей. Суд примет решение о том, сколько будет применено процедур. В классическом случае их две: реструктуризация долга и продажа имущества. Вознаграждение конкурсному управляющему за каждую ещё 10000 рублей. Так же необходимо дать объявления в средства массовой информации , которые тоже будут стоить примерно 10000 рублей.

Итак, минимум, если даже будет применена только одна процедура, 36000 рублей. Однако не плохо вспомнить и о том, что процессы по арбитражному законодательству достаточно сложные с точки зрения юриспруденции. А это значит, что не помешает и задуматься об услугах адвоката . Для среднего областного города в России по таким делам они могут вылиться в сумму в 30-40 тыс рублей.

Не нужно думать, что обанкротить себя самого в России сможет даже нищий. Сначала ему придётся собрать некоторую сумму.

Последствия

В общем-то никаких серьёзных последствий данной процедуры нет.

В течение пяти лет гражданин не сможет брать кредиты или займы без указания того, что он признан банкротом.

Сам он теряет право подавать заявление на повторное признание себя банкротом в течение такого же срока. Могут только другие заинтересованные лица.

Ещё нельзя стать руководителем юридического лица в течение срока в три года. Так же суд может запретить банкроту покидать пределы РФ так же на три года.

Преимущества процедуры

Основные из них относятся к области труднопрогнозируемых. Обычно граждане надеются на то, что признание банкротом спишет долг чуть ли не целиком . Практика показывает, что суды в РФ своей политики не изменили. Только теперь более тщательно анализируют реальную платежеспособность должника. Целиком долг списать очень трудно. Определённую сумму придётся выплатить или проститься с каким-то имуществом.

Основным преимуществом является то, что любые штрафы более не начисляются и погашать нужно только ту часть долга, которая зафиксирована в документах на момент признания физического лица банкротом.

Кроме этого, с момента признания гражданина банкротом коллекторы, которые с лета 2016 года действуют на законных основаниях, теряют все свои права и не могут выходить с банкротом на какие-то переговоры или присылать ему письма и другие сообщения.

Общие изменения в законодательстве

Принятие поправок 2015 года повлекло за собой изменения в других законах, которые относятся к административному и уголовному кодексам.

Теперь попытки искусственного ухудшения своего материального положения или подача ложных сведений о своём имущественном и финансовом положении могут повлечь уголовное преследование. Так, если ущерб от таких действий может быть оценен в сумму более 1,5 млн рублей, то виновному грозит срок до 6 лет. В случае, если ущерб оценят в меньшую сумму, то штраф.

Попавшим в трудную ситуацию гражданам следует иметь в виду, что налоговая служба уже начала практику при которой лица, не обратившиеся в суд с заявлением о признании себя банкротами при долге выше 500 тыс и при наличии просрочки более трёх месяцев, штрафуются на сумму от 1 до 6 тыс рублей.

Основные положения данного закона и порядок процедуры банкротства физлиц рассмотрены в следующем видеосюжете:

С тех пор как в 2015 году был принят закон о финансовой несостоятельности граждан, в него были внесены некоторые изменения. Накопленный за два прошедших года опыт позволил выявить моменты, которые нуждаются в доработках. Тем не менее закон успешно работает, и уже значительное количество должников, оказавшихся в трудной ситуации, смогли решить свои проблемы. Рассмотрим, какие были внесены в процедуру банкротства изменения в 2018 году.

Изменения в закон о банкротстве 2018

Казалось бы, процедура банкротства разработана с максимальным учетом интересов заемщиков. Но за то время, пока действует закон, обнаружились и некоторые его недоработки. Основной проблемой является то, что часть финансово несостоятельных должников не в состоянии даже оплатить необходимые расходы для проведения процедуры. Вторым негативным фактором стал длительный временной промежуток, необходимый для того, чтобы провести банкротство физического лица.

Практика сопровождения банкротства наглядно продемонстрировала, что если долг не более 500 тыс. руб., то не всегда получается пройти эту процедуру. Рассмотрение дел таких граждан часто отклоняется арбитражными судами. Поскольку это является отклонением от требований законодательства, приходится решать проблему через вышестоящие инстанции. Это негативным образом сказывается как на длительности процедуры, так и на её стоимости. В связи с чем, банкротство при сумме долга, не дотягивающем до 300 тыс. руб., и вовсе не целесообразно.

Получить бесплатную консультацию

Работа над улучшением процедуры ведется постоянно. Целью нововведений становится упрощение банкротства для как можно большего числа попавших в затруднительное положение людей. В процедуре введения банкротства физических лиц в 2017-2018 годах изменения, прежде всего, затронули размер госпошлины. Она значительно уменьшилась по сравнению с предыдущими периодами. Сейчас в бюджет нужно внести всего 300 руб.

К чему следует быть готовым должникам в 2017 году? Еще с 1 октября 2015 года на территории России действует новый закон о банкротстве или финансовой несостоятельности с целым рядом юридических поправок, касающихся процедуры банкротства физических лиц.

Этот день уже в шутку стали называть национальным днем банкрота. С этого дня стало возможным объявлять физических лиц, имеющих российское гражданство.

До этого процедура банкротства на практике могла инициироваться только в отношении физических лиц, являющихся владельцами .

А вот последние изменения законодательства в корне поменяли ситуацию.

Факты, служащие основанием для признания лица банкротом

Закон устанавливает законодательные нормы для физических лиц и индивидуальных предпринимателей, ставших банкротами.

Статья 1 отражает общий смысл и цели появления настоящего закона. До появления этого правового акта на территории России банкротами судебным производством признавались исключительно юридические лица, ведущие коммерческую экономическую деятельность.

Статья 2 дает определения юридическим терминам, используемым для описания процесса банкротства физических лиц.

Итак, суть по вопросу банкротства граждан: банкротами суд признает граждан, имеющих крупные финансовые обязательства (долги) перед другими гражданами и юридическими лицами.

Долги необязательно могут быть созданы по причине невыплат по и , взятым на срочной и коммерческой основе в банках и финансовых компаниях.

В число долговых обязательств, которые могут стать основанием для признания банкротом физического лица могут войти и не выплаченные им суммы за коммунальные услуги.

В подобных случаях судом признаются следующие критерии:

  • сумма долга, превысившая 500 тысяч рублей;
  • срок неуплаты, превысивший период 3 месяца.

Указанные критерии и есть изменения, принятые в новом законе о банкротстве. Наличие указанных фактов позволяет заявить физическому лицу о своей несостоятельности расплатиться по существующим долгам в письменной форме, подав заявление в территориальный Арбитражный Суд.

Важно: если сумма долгов физического лица на 1 октября 2015 года превысила размер 500 тысяч рублей, то такое лицо имеет все основания быть объявленным банкротом в том случае, если погасить задолженность в полном объеме оно не в состоянии. Сумма задолженности должна быть подтверждена в рамках судебного разбирательства. Размер задолженности фиксируется по состоянию на 1.10.2015.

Социальная подоплека принятия закона о банкротстве физических лиц

Большинство известных экспертов в области гражданского права считают, что изменения в законе о банкротстве способны привести к ущемлению гражданских и имущественных прав лица, инициировавшего процедуру собственного банкротства.

Поэтому опытные адвокаты, специализирующиеся на ведении дел о финансовой несостоятельности, рекомендуют прибегать к подобной процедуре в исключительных случаях.

Но на практике изменения в процедуре признания физического лица банкротом в судебном порядке обладают и определенными преимуществами.

Последние и делают процедуру банкротства целесообразной в определенных ситуациях.

По вытекающим из этих условий причинам уже в этом году, согласно оценкам экспертов, принятые изменения могут подтолкнуть к признанию себя банкротами в России минимум 1,5-2 миллиона граждан.

Закон, позволяющий кредиторам и должникам прийти к компромиссу

Лицам, пытающимся самостоятельно разобраться в законе о банкротстве физических лиц важно понимать его основной смысл.

Изменения в законе должны помочь должнику погасить долги перед своими кредиторами, а им с минимальными потерями выйти из затруднительной ситуации.

Для этого в законе о банкротстве принятые изменения предусматривают финансово-правовой механизм, именуемый реструктуризацией долгов, сильно напоминающий механизм взыскания и погашения долгов у юридического лица, признанного банкротом по судебному решению арбитража.

Многие юридические нормы и изменения, которые содержит данный закон о банкротстве, взяты из закона о банкротстве юридических лиц.

А именно, как и в случае с законом о банкротстве юридических лиц, лицо может признаваться банкротом только после вынесения судебного решения арбитражного суда.

По этому критерию основания для банкротства совпадают в обоих законах. Также совпадает трактовка понятия банкротства или несостоятельности.

В обоих правовых актах основанием для банкротства служит неспособность удовлетворить требования кредиторов по возникшим долговым обязательствам в течение срока, равного 3 месяцам.

От кого может исходить инициатива о признании банкротом физического лица

Для пользы дела стоит внимательнее изучить принятые изменения. Одно из таких вновь принятых положений устанавливает, что инициаторами несостоятельности физического лица могут быть:

  1. само физическое лицо;
  2. кредитор или группа кредиторов;
  3. налоговые органы.

Список группы кредиторов утверждается на собрании кредиторов. Статья 5 регламентирует правомочность такого собрания.

Старт процедуры несостоятельности состоит в написании и подачи заявления в орган судебной инстанции по месту проживания гражданина.

Таким органом является Арбитражный Суд (его территориальное подразделение). Заявление о несостоятельности может быть подано на основании имеющихся финансовых обстоятельств, выраженных в том, что:

  • долг гражданина должника превысил сумму 500 тысяч рублей с документальным подтверждением;
  • долг не выплачивается гражданином в течение срока более 3 месяцев;
  • размер долговых обязательств превысил размеры всех существующих активов должника;
  • у должника отсутствуют постоянные источники доходов, при этом у него отсутствует судимость за экономические преступления;
  • должник до этого не фигурировал в делах о фиктивных банкротствах.

Статья 8 определяет понятие ответственности должника перед кредиторами по невыплаченным долговым обязательствам. Последние изменения особенно интересны, так как ограждают кредиторов от финансовых мошенников.

Физическое лицо на протяжении своей жизни может неоднократно быть признано банкротом, но при этом период до повторного и последующего объявления гражданином себя банкротом должен быть не менее 5 лет.

Способы ликвидации задолженности перед кредиторами

Новый закон о банкротстве физических лиц предусматривает возможность для гражданина должника погасить свои долговые обязательства перед кредиторами и без объявления себя банкротом.

Статья 3 вышедшего закона описывает основания, служащие признанием банкротства для граждан РФ с текущими долговыми обязательствами.

Для удовлетворения финансовых требований кредиторов в законе прописаны следующие изменения:

  • мирное соглашение (договор между кредитором и должником, по которому погашение долгов будет производиться без судебного решения);
  • конфискация имущества должника в пользу кредитора или группы таковых лиц при ;
  • реструктуризация долговой суммы (к примеру, ).

Отдельно о конфискации имущества должника

Статья 4 упоминает указанные в предыдущем разделе юридические процедуры.

Второй вариант будет на практике наиболее популярным в тех случаях, когда речь идет о невыплате потребительских и ипотечных кредитах, взятых должником в коммерческих банках.

Имущественные активы должника реализуются на открытых торгах, а вырученные в них суммы идут на погашение его кредиторской задолженности.

При этом обязательно следует знать, что не все имущество должника подлежит распродаже.

Изменения оговаривают перечень имущественных активов должников, исключенных из распродаж, включает в себя:

  1. жилье должника с участком земли;
  2. государственные знаки отличия и награды должника;
  3. запасы топлива;
  4. одежда, обувь, и предметы личной гигиены;
  5. домашние животные;
  6. сельскохозяйственный скот и постройки для его содержания;
  7. денежные средства в сумме прожиточного минимума, зафиксированного на законодательном уровне, действующего на момент появления дела о банкротстве;
  8. бытовые электроприборы должника стоимостью до 30 тысяч рублей.

Реструктуризация, самый приемлемый вариант разрешения споров

Статья 7 четко определяет имущество, которое нельзя отчуждать у банкрота с целью его реализации на открытых торгах.

Реструктуризация – самый удобный вариант решения проблемы долга для должника и кредитора, позволяющий обоим с максимальной эффективностью достичь своих целей.

Это латинский термин, означающий рассрочку долговых платежей с их пролонгацией, то есть, с продлением срока погашения долговой суммы.

В данном случае это условие должно устроить кредитора, иначе запуск механизма реструктуризации невозможен.

Должник для подписания договора с кредитором о реструктуризации должен быть:

Только после получения рассрочки лицо признается банкротом.

С чего на практике начинается признание физического лица банкротом

В законе уже было заявлено, что рассмотрение дела о несостоятельности физического лица начинается с подачи заявления соответствующей формы в судебный орган.

Статья 10 действующего закона полностью посвящается требованиям юридического характера, предъявляемым этому документу.

Подача заявления в арбитражный суд носит платный характер. Оплата на сегодня составляет 16 тысяч рублей. Типовой формуляр заявления можно найти в интернете.

К написанному заявлению прилагается:

  1. полный перечень кредиторов с суммой задолженности каждому из них на 1.10.2015;
  2. опись собственных имущественных активов, включая имущество в залоге на 1.10.2015;
  3. документы о банковских счетах, депозитах и доходах по ним, выплаченные за последние 3 года налоги.

Практически 100% экспертов считают принятие данного закона акцией законодателей, предпринятой под нажимом лоббистских структур из числа представителей крупнейших кредитных организаций страны, которые из-за крупных задолженностей по кредитам попали в трудную финансовую ситуацию.

Для российских финансовых учреждений до принятия данного закона единственным способом возместить свой финансовый ущерб по невозвращенным кредитам была продажа кредитных долгов населения компаниям коллекторам.

Как поступать тем должникам, кто должен коммерческим банкам

В том случае, если с такой целью в арбитражный суд планирует обратиться должник, ему необходимо провести ревизию и собрать все документы, касающиеся возникших долговых обязательств.

Обладателям кредитных банковских карт для объявления о своей несостоятельности следует обратиться в банк, перед которым возникла задолженность.

По существующему законодательству банк не имеет права отказать заемщику в предоставлении копий документов, свидетельствующих об образовании долговых обязательств.

Обычно это условие прописывается во всех договорах на получение кредита в одном из их пунктов. На практике эта услуга носит платный характер.

В среднем стоимость подобной услуги сейчас составляет 500 рублей за экземпляр.

Заявитель о собственном банкротстве в своем заявлении должен указать точную сумму задолженности перед кредитором на момент оформления своего заявления о финансовой несостоятельности в судебный орган.

В случае возникновения каких-либо сложностей относительно определения точной долговой суммы следует также обратиться в банк.

Информация о сумме долга предоставляется должнику бесплатно.

С момента подачи в суд заявления о несостоятельности открывается дело о банкротстве, которое оканчивается вынесением судебного решения о признании или непризнании физического лица банкротом.

Статья 9 описывает порядок рассмотрения дела о банкротстве.

Что происходит после вынесения решения суда по делу о банкротстве

После вынесения судебного решения на имущество лица, признанного банкротом, налагается арест. В результате наложения ареста, право распоряжаться активами банкрота получает арбитражный управляющий.

Статья 6 существующего закона прописывает его полномочия. Услуги управляющего оплачиваются за счет фондов, полученных от реализации с аукциона активов должника, признанного банкротом судебным решением.

Размер вознаграждения составляет 10 тысяч рублей с добавлением к этой сумме 2% от размера удовлетворенных требований кредиторов.

В течение периода выполнения своих обязанностей управляющим, лицо, объявленное банкротом, лишается самостоятельности в совершении любых финансовых и хозяйственных действий с арестованным имуществом, включая его переоформление на третьих лиц. Назначение финансового управляющего может быть отсрочено на один месяц, если банкрот пообещает выплатить кредитору признанный арбитражным судом долг с письменным подтверждением своего согласия. Для этого адвокат банкрота должен составить ходатайство в судебный орган. К ходатайству следует приложить поручительство от третьего лица.

Важные правовые моменты, связанные с процедурой конкурсного производства

Если по окончании этого месяца задолженность не будет выплачена до конца, то судебный орган, признавший гражданина банкротом, открывает в отношении его активов конкурсное производство. В этот период:

  • на сумму оставшейся задолженности не начисляются пени и штрафы;
  • приостанавливаются выплаты должником всех своих других обязательств, за исключением алиментов и пособий;
  • по невыплаченным кредитам не начисляется процентная ставка.

Банкрот, исходя из собственных финансовых возможностей, составляет график погашения, числящегося за ним долга. График предоставляется в судебный орган, где в отношении его было открыто дело о банкротстве. Данный регламент описан в ст. 204 ФЗ о банкротстве физических лиц.

В этом обращении в суд обязательно должны фигурировать такие пункты:

  1. конечный срок выплаты оставшегося долга;
  2. сумма, которую должник намерен направить на выплату долга;
  3. сумма, которая будет направлена должником на собственные нужды, не менее установленного по стране прожиточного минимума.

Очередность погашения долгов банкрота после реализации с открытых торгов его имущества

После продажи с аукциона активов банкрота, полученная выручка направляется на погашение имеющейся перед кредиторами совокупной задолженности.

При таком сценарии очередность в удовлетворении финансовых требований к банкроту выстраивается следующим образом:

  1. погашаются долги лиц банкротов по алиментам и выплатам по состоянию здоровья;
  2. выплачиваются долги таких лиц по заработной плате;
  3. выплачиваются кредитные долги лиц банкротов согласно вступлению кредиторов в список.

Ограничение гражданских прав лица, объявленного банкротом

К одному из таких ограничений относится запрет для лиц, признанных банкротами, заниматься любым видом (в том числе и с ).

В течение всего периода банкротства для таких лиц закрыт выезд за пределы страны с его продлением еще на один год после окончания процедуры банкротства. Запрещено брать кредиты в банках.

Кредитование лиц банкротов невозможно и по чисто технической причине из-за присутствия его данных в банковских базах, данных о неплательщиках.

Запрет на кредитование для таких лиц на практике может продлиться в течение 5 лет.

Для лиц банкротов в течение 3 лет закрыт доступ к трудоустройству на руководящие должности в государственных и коммерческих структурах.

В случае, если банкротство физического лица будет признано судом фиктивным, лицу грозит уголовная ответственность в виде лишения свободы сроком на 6 лет.

Банкротство физических лиц