Кто и как может установить публичный сервитут на земельный участок? Правовые основания публичного сервитута в отношении земельных участков

Иногда необходимость использования чужой территории возникает у третьих лиц. Для этого требуется обрести право пользования чужой землей. Как в 2019 году оформляется сервитут в отношении земли?

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Землепользование предполагает различные цели и порой таковые требуют использования соседних территорий.

К примеру, может потребоваться обеспечить проход через чужой участок. Иногда через участок необходимо проложить отопительную или водопроводную сети.

В подобных ситуациях не обойтись без особого права на ограниченное использование земли. Как в 2019 году оформляется сервитут на землю?

Общие моменты

Обременение земли сервитутом не отнимает у владельца права собственности. Речь идет только о некотором ограничении в использовании.

Потребовать оформления сервитута может любое заинтересованное лицо, располагающее правом владения.

Это и собственник участка, и правообладатель участка на праве пожизненного наследования, и владелец вследствие постоянного бессрочного пользования.

Использование участка по праву не дозволяет требовать установления сервитута. В этой ситуации допускается настаивать на нечинении препятствий к пользованию .

Могут быть разные ситуации, когда требуется наложение сервитута. В зависимости оснований возникновения оформляется сервитут бессрочно, то есть на постоянной основе, или на ограниченное время.

Когда срок пользования ограничен, то его длительность не должна превосходить время действия полномочий собственника земли.

Что это такое

Сервитут на земельный участок это соглашение, при каком заинтересованная сторона просит предоставления возможности использования чужого участка для реализации действий, связанных с личными интересами.

Например, нужен сервитут на дорогу к земельному участку. Когда владелец участка противится наложению сервитута в добровольном порядке, то ситуация разрешается через суд.

В реальности это выглядит примерно так — есть два , А и Б, расположенные рядом.

Владелец участка Б для того чтобы попасть на свой участок должен пройти по территории участка А.

При этом собственник участка А всячески препятствует такому перемещению и не желает предоставлять проход. Тогда хозяин участка Б обращается в суд и требует установить сервитут.

В качестве аргументов он приводит доказательства отсутствия иного пути. Суд при этом требование удовлетворяет и устанавливает сервитут.

Или еще ситуация, когда при строительстве трубопровода или прокладке иных коммуникаций оказывается, что часть сооружений придется разместить на частной земле.

Причем иной вариант попросту невозможен. В этом случае наложение сервитута позволяет использовать чужую территорию со строго определенной целью.

При этом возможно образование части земельного участка под сервитут. С юридической точки зрения сервитут это сделка. Результатом таковой становится обременение.

И, следовательно, оное подлежит регистрации. Установление сервитута регистрируется в Росреестре согласно установленному порядку для регистрации сделок с недвижимостью.

Сторонами такой сделки выступают:

Важно, что при установлении сервитута заинтересованное лицо меняться не может. То есть передать, продать данное право кому-либо нельзя.

Обременение вместе с землей передается новому хозяину, и сервитут действует до окончания срока, на какой он был установлен.

Какие бывают виды

Сервитут может быть частным или публичным, срочным или бессрочным, платным или бесплатным.

Частный сервитут учреждается на основании соглашения между владельцем земли и заинтересованным лицом. При отсутствии взаимного согласия спор решается в судебном порядке.

Хозяин участка, обремененного сервитутом, волен просить плату за использование земли. Плательщиком выступает стороннее лицо, в чью пользу учрежден сервитут.

Сервитут публичного типа устанавливает государственный орган или местная администрация, когда этого требуют публичные интересы.

Земельный участок при публичном сервитуте не изымается. Владелец может продолжать его использовать, но соблюдая определенное ограничение.

Когда установление публичного сервитута значительно усложняет использование участка, то по требованию собственника назначается выплата за нанесенное неудобство.

Если же участок и вовсе невозможно использовать из-за публичного сервитута, то владелец может требовать выкупа участка органами, установившими обременение, или возмещения убытков.

Срок сервитута устанавливается на момент наложения обременения. Зависит это от цели использования участка.

Если предполагается постоянное пользование землей, то сервитут будет бессрочным. В ином случае устанавливается срочный сервитут на строго определенное время.

Правовое регулирование

Закон о сервитуте предполагает обращение к различным источникам права. Сервитут в виде отдельного института права определяют такие нормативы, как:

  • ст.23, ;
  • ст.274- ;

Согласно п.2 этого норматива размер платы устанавливается как 0,01% от кадастровой стоимости земельного участка за каждый год действия сервитута.

Как производится государственная регистрация

Без государственной регистрации сервитут не может признаваться действующим.

Основанием для обращения в Росреестр становится соглашение сторон, судебное постановление или решение об установлении публичного сервитута.

Но нужно знать, что наложение сервитута допускается только в отношении земельного участка с наличием определенных границ и государственной регистрации .

Для осуществления регистрации в Росреестр подается пакет документов, включающий в себя следующие бумаги:

  • заявление;
  • паспорт заявителя;
  • правоустанавливающие документы на участок;
  • договор об установлении сервитута или решение суда;
  • об оплате ;
  • на землю.

Обратиться за регистрацией может любая из сторон сделки. Пошлина за регистрационные действия установлена и равна:

В какие сроки

После подачи нужной документации в Росреестр в течение 14-18 дней в реестр вносится запись об установлении сервитута. При этом указывается и вид сервитута, и срок его действия.

При получении в оной будет значиться, что земельный участок имеет обременение сервитутом.

Но за регистрацией сервитута можно обратиться и в МФЦ. В этом случае срок регистрации увеличивается до 24-30 дней. Дополнительное время уходит на межведомственное взаимодействие и возможные уточнения.

МФЦ только принимает документы и передает их в Росреестр. Потому при неполном пакете документов период оформления существенно увеличивается.

Что касается периода непосредственного установления сервитута, то здесь все зависит исключительно от сторон.

Если решение принимается по согласованию, то на оформление соглашения может быть достаточно и одного дня.

В случае установления платы определенное количество времени потребуется на проведение оценки и расчет величины платежа.

Когда решение о сервитуте принимается судом, то завершение процесса зависит от того, как быстро истец сможет представить необходимые доказательства.

Примерный отчет об оценке

При наложении сервитута собственник участка несет определенные убытки. Для определения величины таковых при оценке учитываются все факторы, прямо или косвенно влияющие на соразмерную плату.

  • , обремененного сервитутом;
  • степень ограничения пользованием (насколько затруднено свободное использование земли);
  • интенсивность использования обремененной территории;
  • уровень влияния на распоряжение объектом;
  • дополнительные затраты, возникшие по причине наложения сервитута;
  • размер упущенной выгоды вследствие установления сервитута.

При оценке плата определяется на основании расчета величины ущерба, упущенной выгоды и убытков и сравнении таковых со стоимостью земли.

Иногда по итогам оценки величина оплаты имеет отрицательное значение. То есть никакого вреда или ущерба владельцу участка нанесено не было и значит требовать оплаты он не вправе.

По окончании оценочной процедуры составляется отчет об оценке. В нем указываются такие данные:

«Шапка» документа Это название документа, предмет оценки и его идентификационные характеристики. Здесь же указывается, кто подготовил документ и когда
Стандарты Использованные для определения основных направлений оценки
Перечень методов Использованных при проведении оценки соразмерной платы за установление сервитута
Объект оценки Указан конкретный вид обременения и срок, на какой таковое установлено
Текст заключения Включает в себя несколько частей — характеристика устанавливаемого сервитута со ссылкой на договор и кадастровые сведения, сведения о целях и сроках сервитута, подробный расчет с расшифровкой приведенных показателей

Отчет об оценке установленного сервитута становится приложением к договору. Он выступает обоснование суммы, прописанной в соглашении как обязательной к выплате.

При установлении сервитута через суд отчет может становиться доказательством правоты стороны, требующей оплаты.

Видео: земельные споры. Как правильно установить сервитут

На основании отчета суд устанавливает размер оплаты за сервитут. Зная, как проводится оценка, можно рассчитать оплату самостоятельно.

Но процесс этот весьма сложен, поскольку учитывается немало разных факторов. Потому целесообразнее обратиться к профессиональным оценщикам недвижимости.

Прекращение действия

Действие сервитута может прекращаться:

  • по требованию собственника, когда необходимость в сервитуте отпала;
  • по обоюдному соглашению сторон;
  • по истечении сроков действия сервитута;
  • на основании судебного решения, если наличие обременения затрудняет использование участка.

Основанием для прекращения сервитута становится добровольное соглашение сторон или решение суда.

Для получения последнего владельцу участка нужно подать соответствующий иск и доказать, что в ограничении более нет необходимости.

Прекращение сервитута в обязательном порядке регистрируется в Росреестре. В ЕГРН вносится надлежащие данные. В частности на запись о регистрации обременения проставляется специальный штамп о погашении.

Судебная практика

Если рассматривать судебную практику касательно установления сервитута, то обратить внимание нужно на , опубликованное 28.02.2012.

Данное Постановление принималось по конкретному делу, но его положения применимы к институту сервитута в целом.

Один из важных моментов Постановления выражен тем, что подтверждено право судов самостоятельно устанавливать условия сервитутов при разрешении споров.

При этом суд может определять и размер платы. Таковая определяется как совокупный объем упущенной выгоды, понесенных убытков и реализационных расходов.

Также изучение практики указывает на необходимость правильного составления искового заявления в суд об установлении сервитута.

К примеру, владелец земли, по какой проходит ЛЭП, подал иск к собственнику коммуникаций с требованием заключить договор сервитута.

Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа было признано, что ограничение имеет место быть и требование истцу об оплате вполне законно.

Но вместе с тем иск удовлетворен не был, поскольку в законе отсутствуют нормы, по каким можно обязать ответчика заключить соглашение.

Имеют значение и предоставляемые суду доказательства. Так в деле, рассмотренном ФАС Волго-Вятского округа истец требовал обеспечения проезда к промышленному объекту.

При этом рядом с участком истца располагался пустырь, но истец желал обустроить проезд именно через соседский участок.

В иске было отказано, поскольку отсутствовали нужные доказательства, а именно что:

  • через пустырь перемещение невозможно;
  • другие пути, кроме как через соседний участок, отсутствуют;
  • на участке ответчика наличествует транспортная инфраструктура;
  • движение транспорта по территории ответчика не создаст опасности для пребывающих там людей.

1. Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса.

2. Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).

3. Публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются.

4. Публичный сервитут может устанавливаться для:

1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;

2) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;

3) проведения дренажных работ на земельном участке;

4) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

5) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

6) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

7) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);

5. Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.

Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.

6. Переход прав на земельный участок, обремененный публичным сервитутом, предоставление обремененного публичным сервитутом земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам не являются основанием для прекращения публичного сервитута и (или) изменения условий его осуществления.

7. Срок сервитута определяется по соглашению сторон. Срок сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.24 настоящего Кодекса.

Срок публичного сервитута определяется решением о его установлении.

Срок сервитута, срок публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.

8. Сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.

9. Установление сервитута, публичного сервитута применительно к землям и земельным участкам из состава земель сельскохозяйственного назначения осуществляется с учетом требований об обеспечении рационального использования земель.

10. В случае, если размещение объекта, указанного в подпункте 1 статьи 39.37 настоящего Кодекса, на земельном участке приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или существенным затруднениям в его использовании в течение срока, превышающего срок, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.44 настоящего Кодекса, размещение указанного сооружения на земельном участке, принадлежащем гражданину или юридическому лицу, на условиях публичного сервитута не осуществляется. В данном случае размещение указанного сооружения может быть осуществлено после изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд при соблюдении условий, предусмотренных и 56.3 настоящего Кодекса.

11. Деятельность, для обеспечения которой устанавливаются сервитут, публичный сервитут, может осуществляться на земельном участке независимо от его целевого назначения и разрешенного использования, за исключением случаев, если осуществление данной деятельности не допускается в границах определенных зон, земель и территорий в соответствии с их режимом.

12. Правообладатель земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или федеральным законом.

13. В случае, когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом .

14. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

15. Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на обременяемые публичным сервитутом земельные участки и (или) о координатах характерных точек границ таких земельных участков, наличие споров о правах на такие земельные участки не являются препятствием для установления публичного сервитута.

16. Наличие на земельном участке обременения не является препятствием для установления публичного сервитута в отношении такого земельного участка, за исключением случаев, если ранее установленные ограничения прав на земельный участок, публичный сервитут не допускают осуществление деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут.

17. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Такое понятие, как публичный сервитут на земельный участок представляет собой одну из разновидностей обременений, которая может накладываться на объект недвижимости. Ключевой особенностью такого обременения является то, что установить его могут исключительно органы власти, при этом территория для нужд государства или муниципалитета у собственника не изымается

В Гражданском кодексе Российской Федерации установлено, что собственник земли может требовать от владельцев смежных участков предоставления ему возможности использовать их территории с определёнными ограничениями для конкретных целей. Это не имеет ничего общего с арендой.

Можно выделить следующие особенности публичного сервитута на земельные участки:

Несмотря на то, что сервитут представляет собой обременение, по закону нельзя допустить, чтобы его наличие мешало владельцу земельного участка полноценно им пользоваться и распоряжаться. Если это правило нарушается, владелец недвижимого объекта имеет право обратиться к органу государственной власти и потребовать изъятия участка, например, посредством его выкупа.

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Варианты образования

Публичный сервитут устанавливается для гражданского использования земли на основании:

  • Договора о соглашении сторон (собственника и иного лица или лиц);
  • Судебного решения (если необходимость в публичном сервитуте очевидна и неизбежна, но владелец, которому принадлежит земля, на уступки не желает идти);
  • Завещания наследодателя.

В соглашении любой из сторон может выступать как один человек, так и несколько. Кроме того, это не обязательно должно быть физическое или юридическое лицо. Стороной может быть муниципалитет или государство. В любом случае соглашение должно быть зафиксировано документально, а сам договор подлежит государственной регистрации. Перед его заключением обязательно нужно провести процедуру , чтобы не возникало никакой путаницы с её границами. Дополнительно проводится и оценивание собственности, попадающей под публичный сервитут.

В целом, установление публичного сервитута на земельные участки происходит по таким причинам, как необходимость:

  • Прохода или проезда через участок, находящийся в чьей-либо собственности, если иных путей нет;
  • Проведения коммунальных работ или ремонта инженерных коммуникаций (речь идёт о временном сервитуте);
  • Осуществления геодезических работ, которые предусматривают проезд через территорию;
  • Проведения научных и исследовательских работ;
  • Прогона скота на пастбища;
  • Сезонной рыбалки или охоты;
  • В доступе граждан к прибрежным полосам.

Подача заявления

Чтобы законно установить факт публичного сервитута на землю, необходимо пройти несколько последовательных этапов. Все они имеют одно начало – поданное заявление с соответствующим требованием. Инициатором его подачи вправе выступать государственные органы власти, местный муниципалитет, юридическое или физическое лицо.

Что указывается в заявлении:

  • Наименование и адрес недвижимого объекта, на который нужно установить публичный сервитут;
  • С какой целью накладывается данное обременение;
  • На какой срок устанавливается сервитут;
  • Информация о владельце и совладельцах территории;
  • Для кого установлен сервитут.

От имени органа местного самоуправления заявление подаётся администрации муниципалитета. Если заявителем выступает какой-либо иной субъект, обратиться следует к соответствующему территориальному исполнительному органу по земельным вопросам. Поскольку сервитут является обременением земли и её владельца, это требует соответствующего индивидуального акта. Однако речь идёт не просто об обременении, а о публичном сервитуте, где невозможно определить чёткое количество лиц, которые будут проходить через территорию. Исходя из этого, акт будет нормативного характера.

Процесс принятия решения

После подачи заявление будет рассматриваться в установленные сроки в зависимости от того, кто выступает субъектом и в каком регионе. В каждом существует территориальный акт со всеми действующими правилами и требованиями. Это не распространяется разве что на населённые пункты федерального значения. Рассматривается заявление на специально собранном слушании, по итогам которого выносится решение. Для таких слушаний нет регламентированной формы проведения, поэтому они могут быть приравнены к гражданскому собранию. Это собрание в обязательном порядке протоколируется. В протоколе содержится не только повестка дня и вынесенное решение, но и количество присутствующих человек. При этом, если ссылаться на статьи Земельного кодекса Российской Федерации, даже эти собрания не являются обязательными, чтобы решение о публичном сервитуте было принято.

Общественный сервитут фиксируется договором или соответствующим актом, в котором указывается основная информация о недвижимом объекте (месторасположение, общая площадь, индивидуальный кадастровый номер, прочее). В целом можно заметить, что его информативная структура будет схожей с поданным заявлением.

Действовать публичный сервитут начнёт после государственной регистрации, для которой потребуется подать такие документы:


Особенности межевания

Обременение земли, чем и является публичный сервитут, обязательно будет отображаться в кадастровом плане участка и в единой государственной регистрационной базе. Это требует проведения процедуры межевания территории для установления чётких границ общественного сервитута.

Так, например, когда недвижимость зарегистрирована и поставлена на государственный учёт кадастровой палатой, нужно получить акт от органов государственной власти о том, что сервитут установлен, после чего проводится межевание. Если же земля не зарегистрирована, это чревато проведением двойной работы, поскольку межевание нужно проводить, чтобы оформить землю, и далее всё равно придётся для установления публичного сервитута.

Если рассматривать вопрос с юридической стороны, то для того чтобы избежать двойной работы, следует учесть, что не основообразующий и не порождающий право собственности Его задачей служит только фиксация состояния имеющейся территории или ее формирование путём установления границ. Исходя из этого, закон не запрещает начинать процедуру с установления сервитута, чтобы после на его основании продолжать оформление.

Пункты договора

Заключая договор об установлении сервитута, следует убедиться в том, что он составлен правильно и включает в себя все обязательные пункты, а именно:

  • Предмет сервитута (на какую именно недвижимость накладывается обременение);
  • Кто выступает в качестве сторон и будет иметь право пользоваться сервитутом;
  • Подробные характеристики участка земли: площадь, границы, планы размещения, что на нём расположено (в том числе деревья и кустарники) во сколько объект оценён, кадастровая информация;
  • Целевое назначение территории, условия пользования землёй (в какое время, какие ограничения);
  • На какой срок установлено обременение;
  • При каких условиях договор может быть досрочно разорван.

После подписания договор должен быть удостоверен нотариусом и зарегистрирован в Росреестре. Это обязательные процедуры, без которых публичный сервитут не будет признан законным. Документы, необходимые для регистрации сервитута, перечислены ранее в статье. Особенно следует обратить внимание на кадастровый план участка. Если он по каким-либо причинам будет утерян или испорчен, владелец объекта недвижимости обязан восстановить его в кратчайшие сроки.

Стоимость и оценка

У владельца земельного участка есть право установить размер оплаты, ссылаясь на тот убыток, который он понесёт из-за публичного сервитута. К данному пункту следует подойти довольно тщательно и взвесить все нюансы, поскольку в случае, когда, казалось бы, убыткам браться неоткуда, на практике это может оказаться далеко не так.

В размер оплаты за обременение территории сервитутом собственник может включить стоимость работы охраны, содержание участка и его поддержание в надлежащем состоянии, что особенно важно, если целью сервитута является частый проезд.

После заключения договора, если установленная цена оказалась несоответствующей реальной картине, ссылаясь на Земельный и Гражданский кодекс Российской Федерации, решить вопрос можно дополнениями к договору. Весомыми основаниями для них служат такие ситуации, как:

Регистрация и пошлина

Как выше упоминалось, государственная регистрация публичного сервитута является процедурой обязательной и никаких исключений здесь не предусмотрено. Заниматься оформлением регистрации вправе органы юстиции, которые вносят данные в единый государственный реестр прав на недвижимость. Подаёт заявление о регистрации сторона, в пользу которой сервитут наложен. Для этого должен быть акт, договор или постановление суда. Также потребуется ходатайство муниципального органа или иной государственной структуры.

После внесения сведений в единую базу публичный сервитут вступит в силу. Если же такое обременение касается не всей территории, а лишь её определённой части, прилагается схематический план с межеванием и отметками, какую именно долю недвижимости сервитут затрагивает. Если регистрируется несколько разных сервитутов, каждый будет проходить отдельную процедуру в установленном порядке.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, регистрация публичного сервитута не является бесплатной и требует внесения государственной пошлины. Ее размер будет зависеть от того, кто оформляет регистрацию и в каком регионе. Так, если физическое лицо уплачивает пятьсот рублей, то юридическое – две тысячи. Каждое последующее внесение изменений тоже регистрируется с внесением государственной пошлины, но уже в меньшем размере. Если физическое лицо платит сто рублей, а юридическое – триста, то муниципалитеты платят пятьдесят.

Когда прекращается?

Следует знать и том, когда по закону может быть прекращён публичный сервитут, поскольку он далеко не всегда бессрочный, даже если продлевается неограниченное количество раз. Весомыми причинами для снятия обременения служат:


В любом случае, досрочное снятие происходит через суд и уважительной причиной для этого служит ущемление прав владельца недвижимого имущества. В иных случаях, которые упоминаются выше, можно обойтись без суда, подав заявление местной администрации.

Собственник, права которого нарушаются, может потребовать, чтобы муниципалитет выкупил землю, обременённую сервитутом, если снять его нельзя. Однако при этом гражданин лишается и всех объектов, которые на этой земле располагаются. В крайнем случае, после он сможет их арендовать.

Дорогие читатели!

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно).

Устанавливает право пользования в той или иной мере чужим имуществом или земельным участком. Права собственности землевладелец при этом не лишается. Он имеет только стеснение своих прав на определенной территории принадлежащего ему участка. Установление факта обременения считается с даты оформления соглашения в Росреестре.

В ЗК определены два основных вида сервитута: публичный и частный.

Публичный сервитут

Характеризуется тем, что одним из участников при заключении соглашения является государственный орган и целью его установления считается защита интересов не одного лица, а огромного количества людей.

Отличия данных видов

Список документов, требуемых для регистрации :

  • платежка с оплатой госпошлины;
  • документы, устанавливающие права собственности;
  • соглашение о введении ограничений;
  • план участка, на который налагается обременение;
  • постановление суда, если дело было представлено судебному разбирательству.

Границы зон действия

Для публичного обременения необходимо на всех участках , подпадающих под зону ограничения. Производить данное действие должны . На сформированном плане указываются все границы действия обременения и отмечаются участки, находящиеся на . К прилагается межевой проект с указанием всех участков, которые будут затронуты обременением.

Другие отличия

Таблица с отличиями по ограничениям

Отличия

Публичный сервитут

Частный сервитут

Стороны, для которых вводятся ограничения

Введение ограничений в интересах большого круга лиц.

Наложение обременения в пользу определенного частного лица или нескольких лиц.

Устанавливается при помощи нормативно-правовых актов.

Принятие происходит при заключении соглашения сторон.

Получение выгоды

Почти всегда заключается на безвозмездной основе. Плата может быть назначена только при условии существенного затруднения при пользовании участком.

При невозможности использования участка владелец вправе потребовать выкуп или предоставление нового.

Всегда заключается на возмездной основе. Происходит ее владельцу. Величина устанавливается от размера убытков, причиненных обременением.

Необходимость согласования

Всегда согласовывается с местной администрацией

Нет необходимости в таком согласовании.

Разрешение о несогласии сторон

В суд обращается тот, на чей участок проводятся ограничения.

В судебный орган обращается тот, кто хочет установить сервитут.

Снятие ограничений происходит изданием акта о прекращении обременения.

Заключается соглашение о прекращении действия обременения или подается на рассмотрение в суд.

Сервитут накладывает ограничения на использование земли ее собственником. Это является вынужденной необходимостью, которая может быть связана с проведением каких-либо работ как со стороны частного лица, так и со стороны государства. Между этими ограничениями существует ряд различий по порядку оформления, по разрешению спорных ситуаций, по возмещению неудобств.

Особенно безапелляционным оказывается установление публичного сервитута , позволяющего государству проводить необходимые работы в условиях расположения на территории , обременённого зависимостью от имущественных интересов государства или муниципалитета.

Общая информация

Публичный сервитут в отношении возникает в условиях взаимозависимости разных видов объектов, принадлежащих разным лицам и располагающимся на совместном участке земли.

Ответ на вопрос «Что такое публичный сервитут в отношении земельных участков» вы можете узнать .

Использование участка, попадает под ограничение с обеих сторон.

Муниципалитет или организация вынуждены проводить соответствующие действия на участке гражданина, которому он принадлежит или устанавливать на его части собственный имущественный объект: трубу газопровода, бойлер, трансформатор и т.п.

Осуществляя правоустанавливающее взаимодействие на участке для нужд муниципалитета , на него налагается публичный сервитут.

Земельный сервитут – это использование чужого участка земли, на основании законного прецедента (уважительной причины ), ограничивающего в правах на оговоренную часть принадлежащего ему земельного участка.

Наиболее приемлемый и взаимовыгодный вариант – ограничение, принятое на основании взаимных договорённостей . При отказе со стороны собственника – через суд . Установление сервитута представлено по двум типам субъекта ограничения:

  • (общественный) сервитут, возникающий для нужд ограниченного количества лиц;
  • публичный сервитут, имеющий муниципальное значение.

Частный характер сервитута возникает из отношений частных лиц или общественных интересов групп людей, взаимодействующих в пределах общих земель или на участках, соединяющихся друг с другом .

Эти отношения обременены в связи с реальным положением вещей: стены домов, межевые заборы, трубы, стены надворных построек зачастую устанавливаются вплотную к землям соседствующих участков.

На сегодняшний день существуют требования при планировании строительных работ , связанные с эксплуатацией или обслуживанием зданий. Но в кварталах старинных построек, эти требования не всегда были соблюдены, что приводит к некоторым неудобствам.

Обременённость участка сервитутом среди частников не столь распространённое явление, здесь в приоритете устные договорённости .

Но когда, например, сосед затеял ремонт своего дома, его строительство, прокладку водопровода или газопровода через близлежащий участок, где ему не позволяют проводить соответствующие работы, то возникновение сервитута может стать насущным .

В некоторых случаях сосед собственник предложит занять часть участка гражданина за приемлемую плату , собственным имущественным объектом. Если это предложение будет принято, то сервитут, как способ пользования участком , станет гарантией сохранности имущества на чужой территории.

Возможны случаи установления общественного сервитута дачными или гаражными кооперативами , когда на участок одного из членов, устанавливается общественный имущественный объект, с взаимным предоставлением преимуществ. Чтобы эти отношения носили правоустанавливающий характер, их скрепляют отношения сервитута.

Носит правоустанавливающий прецедент изначально, так как он всегда вызван необходимостью использования земель для действий, согласованных с административным образованием и – в интересах населения. Также они могут носить характер федеральных правоустанавливающих полномочий.

Однако для жителей городов некоторые обременяющие их, муниципальные объекты не являются сервитутами. К таковым, в первую очередь, относятся линии электропередач , налагающие на собственника участка ограничения и ряд запретов.

Он утрачивает право строить здание под проходящими над участком проводами и даже вырубать деревья. Подобные ограничения могут налагать и другие линейные объекты, а также – линейно-кабельные сооружения.

Границы зон действия

Границы зон действия публичных сервитутов оформляются путём составления межевого проекта .

Этот документ не основной, он дополняет данные межевого плана, в котором содержатся сведения из кадастровых записей и указаны кадастровые номера .

Когда сервитут охватывает комплекс земельных участков , межевой проект наносится на всю территорию зоны обременения. Межевой проект составляется кадастровыми инженерами и проектировщиками соответствующей квалификации.

Если отдельный муниципальный объект располагается на одном участке , принадлежащем собственнику, то межевой проект составляется на основании межевого плана соответствующего , с учётом соответствующих кадастровых записей.

Для этого копируется снимок с интерактивного плана, затем на него наносятся межевые линии, выделяющие зону участка, обременённую сервитутом. Межевой проект утверждается муниципалитетом и составляется по типовому образцу.

Основания возникновения

Основания для возникновения публичного сервитута продиктованы муниципальными нуждами . Основанием будет служить поданное главе местной администрации заявление о насущной необходимости , с обоснованием причины.

возникает исключительно на законном основании и опирается на нормативные правовые акты РФ и хозяйствующего субъекта региона. Решение принимается на основании публичных слушаний.

Здесь определяется необходимость пользования на основании:

К числу оснований могут относиться и другие причины. Особенно важны те, что позволяют населению отдыхать на природе, ходить на озёра или в леса.

Порядок установления

Порядок установления публичного сервитута осуществляется на основании 23 статьи ФЗ от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ. Он определяет наименьший ущерб для лица, позволяя ему предельно свободно пользоваться своим участком. Сервитут может быть установлен на определённый срок , в пределах проводимых работ, а может быть бессрочным .

Землепользователь имеет возможность определить плату за сервитут . Когда сервитут нарушает интересы землепользователя кардинально, то он имеет право обратиться в муниципалитет с заявлением о возмещении материального ущерба и предоставлении ему другого, равноценного участка.

По окончании работ, когда необходимость ограничения отпадает, гражданин может просить отмену сервитута . При распоряжении имуществом, сервитут продаётся, меняется или дарится вместе с землями . Сервитут регистрируется в отделении Росреестра после получения административного акта.

Алгоритм действий

Рассмотрим алгоритм установления публичного сервитута.

Для его производства, нужно подать заявление в органы местную администрацию.

Обратиться с заявлением могут:

  • муниципальные образования;
  • физические лица.

Это нормативный акт, однако, его действия носят индивидуализированный контекст, который рассматривает узкую проблему пользования землями с точки зрения широкой общественности . Поэтому при обращении должны учитываться все нюансы.

Составление заявления

Заявление пишется на имя главы местной администрации , в соответствии с муниципальными нормативами. Его фамилия, инициалы и должность пишутся в верхнем правом углу, ниже указываются данные подателя заявления. После этого посередине листа указывается наименование документа (заявление) и в основной части содержится подробная информация по следующим моментам:

  • сведения об участке;
  • цели сервитута и объяснения причин правомерности;
  • планируемый срок его установления (исходя из объёма и сроков проводимых работ) или бессрочно;
  • сведения о собственниках и их отношении к проводимым работам;
  • сведения о заявителе;
  • дата, подпись (с расшифровкой).

После подачи заявления, будет указана дата слушания по поставленному вопросу. До начала слушаний, уполномоченная комиссия тщательно рассмотрит материалы дела для установления наиболее полной и объективной картины.

При установлении обременения федерального значения, сроки рассмотрения вопроса комиссией, не устанавливаются.

Полученные материалы и поданное заявление станут предметом рассмотрения для вынесения решения.

Материалы слушаний оформляются протоколом, на основании выписки из которого, подготавливаются административные решения .

В течение трёх дней после вынесенного решения и подготовки необходимых документов, инициатор может подойти лично и получить решение на руки, под расписку о его выдаче. Кроме того, результаты слушаний должны быть представлены на сайте государственных услуг . Далее оформление сервитута потребует регистрации в кадастровых записях участка.

Если полученное решение, по результатам будет неудовлетворительным , то в течение 10 дней после его получения, можно обратиться в суд для его обжалования.

Значительно быстрее вопрос будет урегулирован, если при обсуждении возникнет прецедент соглашения. Добровольно договориться можно ещё до подачи заявления в муниципалитет.

Составление соглашения потребует указать наименование сторон, с полным указанием данных, в том числе – и , а также (юридические лица) и формы собственности предприятия.

После сведений о сторонах, указывается наименование документа (соглашение об установлении сервитута ), и в основной части указывается:

  • причина, с подробным объяснением необходимости проводимой деятельности;
  • все имеющиеся сведения на основании записей учёта и характеристик земельного участка;
  • срок, или претензия на установление бессрочно;
  • подписи сторон (с расшифровкой), дата составления соглашения.

Публичный сервитут всегда имеет вид акта федерального или муниципального значения , поэтому его легализация требует административного утверждения. В связи с этим, главе администрации подаётся заявление вместе с соглашением.

По решению администрации, вопрос может быть решён на основании представленного соглашения.

При необходимости (значимости обременения сервитутом), оба документа будут представлены на слушания.

После полученного нормативного решения от административного органа, сервитут должен быть зарегистрирован .

Регистрация

При регистрации потребуются следующие документы :

  • или представителя;
  • нормативный акт об установлении сервитута;
  • межевой план участка;
  • квитанция об оплате госпошлины.

Госпошлину оплачивает лицо, в чью пользу которого регистрируется сервитут. Она составляет 6 000 рублей , так как в данном случае в процессе участвуют юридические лица.

Если сервитут не зарегистрирован, но запись в кадастровом учёте имеется , то, вероятно, участок подлежал имущественной сделке. Необходимо понимать, что участок передаётся новому владельцу вместе с обременением сервитутом.

Если не зарегистрировал участок в Росреестре, значит – регистрации участка не будет, так как регистрацию нужно обновлять с момента любого изменения, проводимого в отношении имущественного владения. Это нарушение условий существования сервитута , который всегда должен отражать реальное положение вещей.

Здесь возможны два решения:

  • провести регистрацию по с административным ответственным органом;
  • отменить обременение и кадастровую запись через суд.

Вполне вероятно, что срок обременения участка сервитутом завершился, но не была произведена регистрация отмены сервитута .

В любом случае, кадастровые учётные записи должны быть в полном порядке, поэтому с этим вопросом надлежит разобраться.

Прекращение

Прекращение публичного сервитута возникает тогда, когда заканчивается срок его действия , установленный нормативным актом. Если работы, в соответствии с которыми, налагалось обременение участка, закончены досрочно – землевладелец имеет право обратиться в административный орган к уполномоченному лицу с заявлением об отмене сервитута.

Прекращение путём отмены может быть произведено и в судебном порядке , если права землевладельца кардинально нарушены. При этом, землевладелец может продать свой участок юридическому лицу , обременившему его сервитутом или муниципалитету, за разумную плату.

В этом случае, при приобретении в собственность участка с собственным обременением, сервитут можно устранить и использовать участок в соответствии с целями и находящимся на нём имуществом. Прекращение публичного сервитута возникает при условии утраты причин , в соответствии с которыми был установлен сервитут.

Итоги

Необходимо понимать, что обременение его земель публичным сервитутом – это необходимость, связанная с использованием его территории для нужд населения . Это потребность, которая по своей значимости стоит выше, чем индивидуальные интересы собственника.

Тем не менее, условия обременения должны быть сведены к минимуму , гарантируя возможность беспрепятственного пользования обеим сторонам.

При условии перегибов со стороны муниципалитета, собственник имеет право отстаивать свои интересы в суде или требовать равноценной замены .

Соглашения о публичном сервитуте земельных участков.