Федеральный закон о беженцах и вынужденных переселенцах. Законодательная база российской федерации Фз о беженцах и вынужденных переселенцах

После распада Советского союза в РФ остро встал вопрос о вынужденных переселенцах. Русскоязычное население бывших союзных республик стало массово переезжать в Россию. Для урегулирования всех правовых вопросов, связанных с приемом, регистрацией и расселением беженцев и других переселенцев был разработан и принят федеральный закон № 4528-1.

Все положения закона отвечают требованиям международной конвенции, принятой ООН в 1951 году для обеспечения защиты прав беженцев и других переселенцев во всем мире. Наша страна присоединила к ней и подписала соответствующий протокол в 1992 году, после чего и был разработан и законодательный акт, защищающий права всех переселенцев.

Данный правовой акт разъясняет, кто может получить статус беженца, какие права и обязанности возникнут у этого лица, а также подробно разъясняет всю процедуру оформления статуса беженца.

Наша юридическая консультация оказывает помощь всем иностранным гражданам, у которых возникли сложности с получением официального статуса на территории нашей страны. Обратитесь к нашему юристу, он разъяснит федеральный закон, устанавливающий правовое положение беженцев в нашей стране.

Обстоятельства, которые могут стать обоснованием признания иностранца беженцем

Согласно современному законодательству, беженцем может стать лицо, не совершавшее противоправных действий не политического характера в любой стране мира. Если иностранец был уличен в преступлениях, попадающих под действие уголовного кодекса, и опасается быть наказанным за него в своей стране, то стать беженцем у него не получится.

РФ оказывает убежище иностранцам, которые стали жертвой гонений. Причины таких преследований указаны во 2-й статье ФЗ № 4528-1. Если мотивация для переселения была иная, например, ведение боевых действий, техногенные или природные катастрофы, то официальный статус беженца этому иностранцу не может быть присвоен. В этом случае РФ может оказать временное убежище, порядок предоставления такого статуса установлен соответствующим ФЗ.

Процесс признания иностранца беженцем состоит из нескольких этапов, каждый из которых подробно описан данным нормативным актом, и включает в себя:

  • непосредственную подачу обращения лица, которое попадает под действие статьи № 2 данного нормативного акта, с ходатайством о признании себя беженцем и предоставлении защиты. Составляется данное обращение письменно по установленной ФЗ форме. Каждый желающий может подать его лично или передать через официальных представителей. Ходатайство, представленное в электронном виде, к рассмотрению не допускается;
  • после принятия официальными структурами ходатайства от иностранного гражданина, производится предварительное рассмотрение, на данном этапе ведется проверка личных данных и дактилоскопическая идентификация заявителя. По итогам этой проверки выносится решение о дальнейшем рассмотрении полученного ходатайства или об отказе в таковом;
  • иностранцу, ходатайствующему о присвоении себе статуса беженца, выдается документ, подтверждающий нахождение дела на рассмотрении в миграционной службе или уведомление, указывающее на причины отказа;
  • после первичного изучения ходатайство передается на дальнейшее более детальное рассмотрение;
  • принятие окончательного вердикта в признании просителя беженцем или решение об отказе, о присвоении официального статуса;
  • выдача на руки лицу, которого признали беженцем, соответствующего свидетельства или официальное уведомление из ФМС об отказе.

Окончательно решение принимается после тщательного изучения анкеты, которую заполняет иностранец во время вторичного визита в миграционную службу, а также опросного листа. Это утвержденные законодательством документы, образцы которых имеются на нашем сайте. Кроме того, перед дальнейшим разбирательством ходатайства беженцев проводится собеседование с соискателями официальных статусов. При этом беседы проводятся с каждым совершеннолетним членом одной семьи. Если имеются дети, не достигшие восемнадцатилетнего возраста, то данные о них вносятся в анкету родителя или законного опекуна. Все сведения, которые указываются в этих документах, подвергаются тщательной проверке.

Если вы не знаете, на какой статус можете претендовать вы и члены вашей семьи, согласно действующему ФЗ, обратитесь за помощью к нашему юристу. Он изучит ваши обстоятельства и разъяснит, с каким видом заявления необходимо обратиться в российские органы миграции, и какие права возможны в нашей стране. Все консультации бесплатные.

Федеральный закон, устанавливающий правовое положение беженцев, также разъясняет основные правила обращения с соответствующим ходатайством иностранца, желающего быть официально признанным в нашей стране беженцем.

Подать обращение можно:

  • в любое представительство России, находящееся не в той стране, гражданство которой имеет проситель. Данный вид обращения подлежит более длительному рассмотрению, согласно ФЗ в консульстве ходатайство разбирается в течение одного месяца;
  • во время прохождения через государственную границу России можно обратиться в пост контроля, расположенного на пункте пропуска. Такое обращение возможно как при законном пересечении границы, так и при незаконном. В этом случае обратиться следует не позднее чем через сутки, после прибытия на территорию нашей страны;
  • по прибытии на постоянное место проживания в определенном регионе РФ в территориальное отделение ФМС.

Порядок рассмотрения ходатайства иностранных граждан о признании их беженцами

После передачи заявления с ходатайством на последующее рассмотрение, человеку, желающему приобрести официальный статус беженца, выдается свидетельство. Этот документ служит законным основанием, позволяющем произвести регистрацию иностранного гражданина в местных органах исполнительной власти региона, а также направления его в места временного расселения, и получение другой помощи предусмотренной ФЗ. При этом иностранный гражданин обязан передать свои национальные документы на сохранение в ФМС до принятия окончательного решения.
Опытный юрист разъяснит права беженцев, имеющих свидетельство о принятии их ходатайства на дальнейшее рассмотрение. Для получения консультации необходимо заполнить онлайн-форму. Услуги нашего юриста бесплатные.

Также это свидетельство позволит рассчитывать на содействие в переезде и перевозе багажа, получение единовременного пособия, размеры которого устанавливаются в каждом конкретном случае исходя из общего положения семьи, наличия нетрудоспособных членов и других факторов.

Кроме того, данное свидетельство гарантирует такие права беженцев как получение помощи врачей, питания, охраны, возможности воспользоваться услугами переводчика, чтобы получить всю информацию о предоставляемых им правах, а также дальнейшей процедуре оформления.

Передача ходатайства на дальнейшее рассмотрение и получение соответствующего свидетельства также накладывает определенные обязанности на всех лиц, желающих получить официальный статус беженца:

  • соблюдать действующее законодательство России;
  • не нарушать требования санитарных и гигиенических норм и порядок проживания в местах временного размещения переселенцев;
  • получить медицинский сертификат, для чего необходимо осуществить обязательный осмотр у врачей и провести необходимые анализы;
  • по первому требования предоставлять в миграционные службы необходимую информацию о себе и членах своей семьи, если это необходимо для дальнейшего рассмотрения вопроса и принятия окончательного решения.

Не принимаются к рассмотрению ходатайства от иностранцев в таких случаях:

  • на территории нашей страны было возбуждено уголовное дело против лица, обращающегося в ФМС с соответствующим ходатайством;
  • если ранее иностранец уже обращался с подобным заявлением, и при повторном обращении не появились новые обстоятельства, попадающие под действие данного ФЗ;
  • если иностранцу было ранее отказано в получении официального статуса в одной из стран, являющихся участником Конвенции о беженцах, и при этом законодательство этого государства не вступает в противоречие с действующим ФЗ России, регламентирующих порядок документального оформления и условия проживания беженцев;
  • при наличии у иностранца гражданства нескольких стран или возможности получить полноценную защиту в другом государстве;
  • если пересечение границы было незаконным и лицо, подавшее прошение о получении официального статуса, обратилось позднее установленного действующим законодательством срока;
  • при наличии законного разрешения на постоянное проживание в России.


Если иностранцу было отказано в дальнейшем рассмотрении его обращения, то он получает официальное уведомление об этом. Данный документ должен содержать информацию о причинах отказа, а также порядок обжалования этого решения в судебных инстанциях. Кроме того, лицу должно быть разъяснено правовое положение нахождения его и всех членов одной семьи на территории нашего государства.

Если вы получили мотивированный отказ из ФМС о рассмотрении вашего ходатайства и считаете его необоснованным, то можно это решение обжаловать через суд. Обратитесь к нашему юристу за консультацией, мы поможем составить обращение в судебные органы. На нашем сайте имеются образцы необходимых заявлений и форм. Все консультации бесплатные и предоставляются в удобной для вас форме: по телефону или в онлайн-режиме.

Иностранец, получивший отказ, обязан выехать из нашего государства в течение тридцати дней после получения официального уведомления.

Рассмотрение одного ходатайства может длиться от двух до трех месяцев после того, как было получено свидетельство. В случае необходимости, этот срок может быть увеличен, но не больше чем на три месяца.

В случае принятия по конкретному обращению положительного решения, переселенцу выдается удостоверение, являющееся официальным документом, удостоверяющим личность человека, признанного беженцем. Все совершеннолетние члены семьи получают удостоверения беженцев. Если имеются дети возрастом до 18 лет, то вся информация о них указывается в документе кого-то из родителей или официального опекуна. Или того совершеннолетнего члена семьи, который добровольно согласился взять всю ответственность за детей, не достигших восемнадцатилетнего возраста, на себя.

Согласно данному ФЗ, гражданский паспорт или другие личные документы остаются на сохранении в ФМС на протяжении всего срока, пока действует вновь полученный статус. Удостоверение имеет силу на протяжении трех лет, при этом имеется возможность продления этого документа. Это возможно при сохранении условий, которые описывает Федеральный закон, защищающий права беженцев.

Получение официального уведомления из ФМС об отказе в признании человека беженцем, обязывает иностранца и членов его семьи покинуть наше государство в течение одного календарного месяца после этого. Но у такого лица имеется возможность обжаловать данное решение ФМС в установленном по закону порядке. Информацию об этой возможности, а также подробные разъяснения о правовом положении этих лиц на территории нашего государства, должно содержать официальное уведомление об отказе, которое вручается иностранцу.

Федеральный закон также предусматривает получение иностранцем в нашей стране временного убежища. Получить право на такую защиту от нашего государства могут люди, которые имеют основания быть признанными беженцами, но сами не заявляют об этом. Временное убежище также предоставляется иностранцам, которые не имеют причин быть признанными беженцами, но при этом в родной стране имелась реальная угроза жизни. Все вынужденные переселенцы, законно проживающие в России, имеют схожие права.

Для получения всей необходимой информации о действующем законодательстве России, достаточно заполнить специальную форму на нашем сайте. Юрист свяжется с вами удобным для вас способом и ответит на все интересующие вопросы.

Права и обязанности, которые получает иностранец после признания себя беженцем

Присвоение официального статуса переселенного лица или беженца, и получение удостоверения, подтверждающего данный факт, дает переселенцу, вынужденно покинувшему свою страну, следующие права:

  • возможность получения помощи при оформлении документов, которые необходимы для пропуска на территорию Российской Федерации, а также содействия в перевозе багажа и переезду к установленному месту проживания. Также предусмотрено получение компенсации всех затрат, связанных с проездом, льготы по уплате таможенных пошлин на ввозимое имущество и другое;
  • размещение в месте временного проживания, получение питания, возможности пользоваться коммунальными услугами, а также на охрану для обеспечения безопасности. Также все беженцы получают пособие, которое рассчитывается посуточно;
  • получение помощи во всех государственных медицинских учреждениях, наравне с остальными гражданами;
  • содействие в устройстве на работу, переподготовки и повышения имеющейся квалификации;
  • возможность заниматься предпринимательской деятельностью. У беженцев имеется возможность пользоваться льготными ставками налогообложения;
  • социальная защита беженцев оказывается наравне с другими гражданами России;
  • возможность устройства своих детей во все государственные детские сады, школы и другие образовательные учреждения на общих основаниях;
  • пользование другими правами, предусмотренными действующим законодательством.

Лицо, которое было признано беженцем в нашей стране, может свободно выезжать за пределы России и получать помощь при оформлении соответствующих документов, необходимых для проезда. По собственному желанию беженец может вернуться в страну своего постоянного проживания до окончания действия срока статуса.

Вместе с правами граждан РФ беженец получает определенные обязанности. Они требуют соблюдения действующего законодательства страны. Кроме того, все беженцы обязаны встать на учет в соответствующие органы и сообщать об изменениях места проживания или личных данных.

Утрачивается добровольно статус беженца, если у переселенца появилось желание вернуться в страну постоянного проживания или переехать в третью страну для проживания или получения гражданства в дальнейшем. Кроме того, беженец может получить гражданство РФ или официальное разрешение на проживание, что тоже ведет к прекращению действия статуса.

В случае нарушения закона переселенец также может быть лишен статуса беженца, однако это возможно лишь после вступления в силу приговора суда. При выявлении фальшивых документов или не правдивых сведений, которые лицо предъявило при подаче ходатайства, компетентные службы также могут лишить переселенца официального статуса, позволяющего пользоваться всеми правами беженца.

После официального лишения статуса, этот переселенец обязан покинуть территорию РФ в течение одного месяца, если соответствующее решение ФМС не было обжаловано в установленном порядке. Также утрата статуса ведет к лишению права пользоваться временным жильем, предоставляемым государством для переселенцев. При этом за остальными членами семьи, которые сохранили статус, остается такое право.

Все переселенцы, и те которые имеют статус беженца, и те, что лишились его, не могут быть возвращены в страну своей национальной принадлежности против воли, если обстоятельства, позволившие стать беженцами в нашей стране, сохранены.

Каждый человек, получивший отказ из миграционных служб в признании себя беженцем имеет право обратиться в суд для обжалования данного решения миграционной службы. Чтобы судебное решение было в вашу пользу, необходимо правильно составить иск. Наши юристы способны помочь в этом, при этом помощь будет оказана бесплатно.

В случае если иск не был удовлетворен, а решение ФМС было признано правомерным, то переселенец и члены его семьи должны покинуть Россию в течение трех дней с момента получения решения суда.

Обеспечение жильем и социальная защита


Беженцы могут рассчитывать на размещение во временных центрах, пока происходит рассмотрение ходатайства и оформление всех документов. После прибытия на постоянное место проживания, переселенцы обеспечиваются жильем из фонда жилья, который обязана создать РФ, согласно требованиям международной конвенции.

Все дома и квартиры, которые входят в фонд жилья, предоставляемого вынужденным переселенцам и беженцам, не подлежат приватизации, сдаче в наем или обмену. Выделяется такое жилье в порядке очереди, устанавливаемой в муниципальных органах самоуправления.

Чтобы иметь возможность претендовать на муниципальное жилье, необходимо обратиться в муниципальные органы исполнительной власти с соответствующим заявлением. Также понадобится представить необходимые документы. Если необходима помощь в составлении этого заявления, обратитесь за помощью к нашим юристам. Мы оказываем всестороннюю поддержку всем, кто в ней нуждается.

484.4 KiB
216 Downloads

На сегодняшний день складывается сложная обстановка с предоставлением муниципального жилья беженцам. Это связано с большим количеством переселенцев. Для решения этой проблемы была внедрена государственная программа, согласно которой переселенцам выделяются государственные сертификаты для приобретения жилья. Действие данной программы не противоречит Российскому законодательству о беженцах.

В случае массового прибытия беженцев происходит их расселение по территории страны, согласно утвержденному Правительством плану. Большая часть переселенцев направляется в регионы с нехваткой рабочей силы или с неблагоприятной демографической ситуацией. При этом никто из беженцев не может быть перемещен насильно. Решение о переезде в соответствующий регион РФ должно быть добровольным.

Обеспечение финансирования всех расходов, которые связаны с проездом, приемом и проживанием беженцев и вынужденных переселенцев Федеральный закон возлагает на муниципальные власти регионов. Все переселенцы получают от государства материальную помощь, её размеры устанавливаются в зависимости от возможностей данного региона, однако выплаты не могут быть меньше, чем устанавливает данный Федеральный закон.

В некоторых случаях для привлечения переселенцев могут быть увеличены размеры пособий и единовременной помощи, для привлечения иностранцев в конкретные регионы. А также созданы другие условия, которые могут заинтересовать беженцев в переезде. К таким можно отнести создание новых рабочих мест, скорейшее предоставление комфортного жилья, выплата подъемных в увеличенном размере.

507.4 KiB
202 Downloads

Также на органы местного самоуправления действующим ФЗ возложена ответственность по проведению социальной работы среди беженцев и других переселенцев с целью скорейшей их адаптации и обустройства на новом месте для комфортного проживания. Местные власти обязаны обеспечивать:

  • получение полноценной помощи в местных учреждениях здравоохранения;
  • регистрация и взятие на учет в региональные службы занятости для содействия в поиске работы или получения помощи в переквалификации;
  • обеспечение правовой защиты, возможность получить помощь переводчика при оформлении официальных документов, получение которых требует Федеральный закон;
  • психологическую помощь для адаптации к проживанию в новой среде с незнакомыми культурными традициями, а также для преодоления негативных последствий, вызванных переездом и сложной обстановкой в собственной стране.

Федеральный закон четко разграничивает полномочия местных органов различных сфер по приему беженцев и временных переселенцев.

Переселенцы имеют такие же права, как и другие граждане России. Но они также имеют право на дополнительную поддержку от государства для того, чтобы иметь возможность обустроиться на новом месте. Чтобы узнать какие именно права вы имеете, обратитесь к нам. Юристы нашего сайта разъяснят все положения действующего законодательства о переселенцах.

Неисполнение норм и статей, вошедших в данный Федеральный закон, ведет к наступлению ответственности, предусмотренной Российским законодательством.

Политика большинства стран предполагает предоставление убежища отдельным лицам. Однако нередки ситуации, когда граждане России также нуждаются в получении определенного статуса, несмотря на наличие гражданства Российской Федерации. ФЗ «О вынужденных переселенцах» издан в 1993 году совместно с актом, регулирующим положение беженцев. Указанный НПА закрепляет порядок оформления звания переселенца, условия прекращения его действия, а также субъектов, которые могут его носить.

Субъекты оформления

ФЗ о беженцах и вынужденных переселенцах представляют собой акты федерального законодательства и не предполагают сопутствующего принятия региональных законов в целях установления правил нахождения в пределах конкретных территорий указанных категорий лиц.

По статье первой Закона РФ « », рассматриваемое звание присваивается лицу, имеющему гражданство РФ и нуждающемуся в переезде, поскольку выявлена угроза причинения вреда этому человек или его близким, либо указанных лиц подвергли гонениям по расовым, национальным, религиозным или иным причинам.

  1. Человек, проживающий за пределами России, на территории иностранного государства, вынужден вернуться на родину.
  2. Лицо вынуждено осуществить переезд с территории одного субъекта страны в другой.

Факт установления российского гражданства на момент перемены места проживания позволяет разграничить законы о беженцах и вынужденных переселенцах.

Закон о переселенцах распространяет свое действие и на близких людей. Члены семьи, проживающие с переселенцем, не получают статус официально, но пользуются теми же возможностями ввиду совместного проживания. Последняя редакция закона на 2019 год позволяет признать родство с переселенцем в судебном порядке.

Также действующий закон предусматривает основания, не разрешающие человеку оформить рассматриваемый статус:

  • совершение претендентом преступления, опасного для человечества и мира, признаваемого тяжким согласно положениям Уголовного кодекса;
  • нарушение срочности подачи заявления, которая составляет один год с момента убытия с предыдущего места проживания;
  • отъезд из-за голодания, эпидемий, чрезвычайных ситуаций и по иным экономическим причинам.

При таких условиях не допускается использовать привилегии, но право на смену места жительства сохраняется.

Процедура оформления

Согласно ФЗ «О вынужденных переселенцах», последняя редакция которого закрепляет подробный порядок действий для нуждающихся лиц, оформление статуса потребует прохождения нескольких этапов. Первый из них - выбор уполномоченного органа. Вопросами переселения занимается ФМС - федеральная миграционная служба, управление которой для обращения выбирается согласно месту нахождения лица.

Следующий шаг - подготовка бумаг. Статья 3 закона предлагает подробный перечень необходимых сведений:

  • паспорт, подтверждающий статус гражданина России;
  • свидетельство о факте рождения, если несовершеннолетние и им нет четырнадцати лет;
  • документ о регистрации брака;
  • фотографии претендента, а также совершеннолетних членов семьи в двух экземплярах;
  • данные, подтверждающие наличие родственных отношений.

Также возможно предоставление доверенности, если заявление подается при участии поверенного.

ФЗ «О вынужденных переселенцах» от 19 февраля 1993 года за последние пятнадцать лет претерпел немало изменений. Новый текст закона, который будет действовать в 2019 году, в первую очередь уделяет большое внимание способам направления сведений. Допускается личное обращение в УФМС или многофункциональный центр, привлечение представителя и использование портала «Госуслуги».

Также ФЗ четко определяет сроки рассмотрения ходатайства. Когда решение положительное, миграционной службе дается три дня на то, чтобы зарегистрировать заявку и направить письменное сообщение гражданину. После этого выдается . Если лицу отказывают, то на письменный ответ с обоснованием причин отказа УФМС получает пять дней. При этом обязательно обозначается, что лицо имеет возможность обжаловать такое решение.

Права и обязанности

Закон «О вынужденных переселенцах» предусматривает список возможностей для представителей данной категории. Мигрант, ввиду своего особого статуса на территории страны, даже имея соответствующее гражданство, наделяется правом на некоторые привилегии и льготы.

Согласно четвертой статье указанного НПА, лица, вынужденные переехать, обладают правом на:

  1. одноразового характера, которые предоставляются всей семье. Размер поощрения составляет не меньше ста рублей.
  2. Направление на проживание в специальные центры временного нахождения. Оно может быть оформлено в письменном или электронном варианте.
  3. Получение помощи при необходимости переезда, а также перемещения багажа.
  4. Проживание, получение питания и иных необходимых средств для жизни.
  5. Медицинскую помощь, предоставление лекарств.

Данным лицам должна оказываться максимальная помощь в размещении и организации условий для жизни.

Помимо возможностей, предлагаемых рассматриваемой категории граждан, определяются их обязанности:

  1. Соблюдение порядка, предусмотренного в конкретном центре проживания. Потребуется подписать документ о том, что человек ознакомился с правилами.
  2. Прохождение обязательных комиссий в медицинских учреждениях.
  3. Передавать требуемые сведения доступным способом, полностью достоверные.

Любые новости относительно изменений процедуры, условий и сроков ее проведения можно отследить в правовых системах «Гарант» и «Консультант Плюс».

Отдельно следует сказать о , которое обязательно предоставляется всем гражданам, вставшим на учет в службе миграции. В порядке очереди орган власти должен принять решение о направлении гражданина в конкретное место для проживания. Отношения регулируются договором о социальном найме. Как только соглашение расторгается, лицу следует съехать не позднее, чем через месяц.

Прекращение статуса

Федеральный закон «О вынужденных переселенцах» предусматривает не только порядок приобретения статуса, но и его прекращение, которое возможно как в добровольном и договорном порядке, так и за счет принудительных мер ввиду установления нарушений правил.

За последние годы практически все СМИ говорят и пишут о беженцах, о том, как им приходится переживать потерю домов, терпеть переезды и обустраиваться на новом месте. Проблемы указанной категории граждан несоизмеримы с другими, привычными каждому из нас. Общество не остается равнодушным к переселенцам, поэтому волонтерское движение стремительно развивается. Государство в свою очередь вводит поправки в законопроекты, также стараясь облегчить судьбу людей, вынужденных покинуть свой дом.

Главный федеральный документ, дающий обозначение понятию «беженец» называется Федеральный Закон (ФЗ аббревиатура) «О беженцах». Руководствуясь его положениями, каждый нуждающийся сможет правильно пройти процедуру регистрации и получить статус беженца. Для тех, кому сложно трактовать федеральный устав самостоятельно, можно прочитать упрощенную информацию на любом правовом сайте в интернете или проконсультироваться у юриста в режиме онлайн.

Правовые аспекты закона

Закон о беженцах впервые был принят в 1993 году, после чего в него неоднократно вносили поправки. Сейчас в силе новая редакция 2014 года. Федеральный закон был усовершенствован в связи с напряженными боевыми действиями на востоке Украины, из-за которых в РФ появилось много беглецов с Донбасса. Несмотря на то, что на территории РФ беженцев из востока Украины больше полутора миллиона, далеко не на всех распространяется действие ФЗ под номером 4528.

Люди, вынужденные покидать свою страну и мигрирующие в Россию, могут просить о присваивании статуса беженца или же о временном убежище. Как гласит федеральный статут о беженцах, таковым может быть признано лицо, терпящее религиозную, расовую дискриминацию или вынужденное мигрировать в связи с политическими гонениями. Данное толкование является продублированным с Женевской конвенции о беженцах.

Правовое положение беженцев из Украины установить достаточно сложно, так как в ФЗ дается немного другая трактовка понятия, не предусматривающая переселения вследствие военного положения или разрухи. В любом случае, статус беженца по своей сути международный, и правительство РФ не вправе расширять данный статус для украинцев самостоятельно. Если на законодательном уровне признать выходцев с востока Украины беженцами, то таковой статус должны признать и другие страны мира. Тем не менее, правительство РФ принимает данный слой населения, и эти действия одобрены руководством Организации Объединенных Наций.

Признать украинцев беженцами или нет, на территории России решают представители Федеральной миграционной службы (далее ФМС) на основе ФЗ под номером 4528. Международные права беженцев в данной ситуации не распространяются. В соответствии с ФЗ под номером 4528, на территории РФ претендовать на предоставление убежища могут:

  • граждане, наделенные статусом беженца;
  • граждане, потерпевшие от военных конфликтов, и которые из соображений гуманности не подлежат депортации из РФ.
Как показывают сегодняшние реалии, в Москве и других городах РФ, созданы фонды, оказывающие помощь переселенцам и выходам из востока соседней Украины. Помимо этого на границе России и Украины созданы палаточные лагеря для оказания первичной помощи на месте. Непосредственно из этих лагерей, мирное население отправляют для оказания помощи в другие города государства. Там вынужденные мигранты должны пройти процедуру регистрации.

Процедура регистрации мигрантов

Регистрацией мигрантов, желающих получить статус беженцев, занимаются представители ФМС. Данная служба проводит надзор и контроль над действиями новоприбывших лиц, а также ведет их учет, предоставляет нуждающимся гражданам временное жилье и оказывает социальную помощь.

Для начала нужно посетить федеральный пункт миграционной службы с целью зарегистрироваться. Изначально желающий получить статус пишет ходатайство, в котором указывает причины обращения. Письменное обращение должно быть составлено грамотно, писать следует в официальном стиле, а излагать свою позицию лаконично и точно.

После регистрации каждый мигрант получает специальное свидетельство. В указанное свидетельство вносятся персональные данные выходца из другой страны, а также данные о несовершеннолетних членах его семьи. После того, как свидетельство получено, людей направляют в пункт временного размещения, где оказывают медицинскую, психологическую и социальную помощь.

Свидетельство не получат мигранты, совершившие террористический акт или тяжкое преступление, а также лица, имеющие обязательства перед своей страной. Например, если гражданин был призван на обязательную службу в вооруженных силах страны и проигнорировал ее, то в получении свидетельства ему откажут.

На протяжении трех месяцев представители ФМС решают дальнейшую судьбу мигрантов. Тем, кого признают беженцами, выдают удостоверение сроком от одного до трех лет. Если свидетельство являло собой краткосрочное право на пребывание на территории государства, то удостоверение имеет более длительный срок. Беженец должен иметь при себе удостоверение, которое гарантирует права и обязанности указанной категории.

Какие права зафиксированы в законе

Все права беженцев можно объединить в несколько групп. К первой группе относятся права мигрантов, посетивших ФМС с целью получения статуса беженца. Данной категории населения полагаются:

  • пособие размером сто рублей (на одного члена семьи, включая детей, выдается только один раз);
  • направление в пункты временного пребывания;
  • бесплатное питание и проживание;
  • оказание бесплатной медицинской помощи;
  • содействие в поиске работы (учет в центре занятости);
  • оказание социальной помощи (по всей стране открыты круглосуточные телефонные линии для поддержки нуждающихся лиц, а также для предоставления всей необходимой информации).

Исходя из ФЗ, каждый день правительство обязано выделять на каждого переселенца по восемьсот рублей, из которых часть идет на проживание, а другая часть - на питание. Наличными мигранты денег не получают. Для лиц, получивших соответственный статус, в федеральном законе прописаны точно такие же права. Тем не менее, права беженцев второй группы становятся шире:

  • полный социальный пакет;
  • получения жилья из фонда временного размещения;
  • оказание лекарственной и медицинской помощи на общих условиях;
  • размещение детей в образовательные учреждения (детские сады, школы и т.д.);
  • возможность свободного трудоустройства;
  • право на ведение малого бизнеса.

В обязанности социальных работников входит не только информирование переселенцев, но также и разъяснение им их прав и обязанностей. Какие обязанности должны выполнять беженцы и должны ли вообще? Если правительство предоставляет указанным лицам права и гарантирует их выполнение, то со своей стороны мигранты должны выполнять обязанности, предписанные в ФЗ, то есть все предписанные законом требования.


В соответствии с ФЗ, в обязанности беженцев входит:

  • соблюдать все положения, которые диктует федеральный закон и Конституция РФ;
  • пройти собеседование и медицинский осмотр;
  • давать в ФМС только правдивые сведения о себе;
  • сообщать ФМС обо всех своих действиях и перемещениях по территории государства;
  • проходить переучет каждые полтора года.

Если за помощью обратились выходцы из Украины, то таковые могут рассчитывать на получение всех прав, которые достаются мигрантам, претендующим на статус беженцев. Единственное на что они не могут рассчитывать - это получение одноразового пособия. Украинцы, получившие убежище обязаны сдать паспорт гражданина своей страны.

Материальная помощь и социальная защита

Многие россияне обеспокоены тем, что приток иностранцев в их страну достиг критической точки. Ежедневно на одного вынужденного переселенца государство тратит порядка восьмисот рублей. Кроме всего этого, во время мирового кризиса государство предоставляет иностранцам рабочие места. С точки зрения гуманности, сложившаяся ситуация законна и оптимальна. Если посмотреть немного уже на современные реалии, то переселенцы в основном находятся на попечении страны.

Социальная защита беженцев представлена многочисленными волонтерскими организациями, государственными фондами и пунктами. Правительство стимулирует работодателей принимать на работу беженцев. Каждый трудоспособный мигрант становится на учет в центр занятости. Но что в результате получается? Многие из новоприбывших отказываются от рабочих должностей, считая их недостойными своего уровня. Многие вообще отказываются работать.

Помимо этого беженцы постоянно заявляют о необходимости получения дополнительного материального пособия. Как быть правительству в сложившейся ситуации? С недавних пор были очерчены конкретные условия, следуя которым, право на дополнительное пособие имеют только малоимущие семьи, социально менее защищенные. К таким относятся семьи инвалидов, многодетные семьи и пенсионеры. Недавно был зарегистрирован проект ФЗ, по которому беженца, трижды отказавшегося от предоставляемой вакансии, государство больше не содержит за свой счет.

Для действительно нуждающихся людей волонтеры организовывают гуманитарную помощь. Многие россияне приносят в специальные пункты одежду, обувь, книги, игрушки, продукты питания и другие вещи. Федеральный закон защищает права беженца, который не пренебрегает своими обязанностями, а также не превышает лимит терпения граждан. Если мигранты будут вести себя честно, сдержано и тактично, то правительство и россияне также отнесутся к ним понимающе.

Беженцы, имеющие таковой статус, в соответствии с ФЗ, наделены правом на получение пенсии по старости. Для того чтобы ее оформить, нужно обратиться в территориальное отделение пенсионного фонда. Придется представить удостоверение беженца и еще ряд документов. Пенсионный возраст в России составляет пятьдесят пять лет для женщин и шестьдесят лет - для мужчин.

Если выходцам из других стран хочется более подробно узнать о месте нахождения пунктов поддержки и различных социальных программах, то всю актуальную информацию размещают на соответственных сайтах в сети интернет. Если нет доступа в глобальную сеть, можно позвонить по телефону горячей линии ФМС.

Не действует Редакция от 19.02.1993

ЗАКОН РФ от 19.02.93 N 4528-I "О БЕЖЕНЦАХ"

Настоящий Закон в соответствии с Конституцией (Основным Законом) Российской Федерации - России и общепризнанными нормами международного права определяет правовой статус беженцев, порядок признания лица беженцем и устанавливает правовые, экономические и социальные гарантии защиты прав лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации, вынужденных покинуть страну своего постоянного проживания и прибывших или желающих прибыть на территорию Российской Федерации.

Беженец - прибывшее или желающее прибыть на территорию Российской Федерации лицо, не имеющее гражданства Российской Федерации, которое было вынуждено или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства вследствие совершенного в отношении него насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться насилию или иному преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений.

Беженцем не может быть признано лицо, совершившее преступление против мира, человечности или другое тяжкое умышленное преступление.

Лицо для признания его беженцем в Российской Федерации по основаниям, предусмотренным частью первой статьи 1 настоящего Закона, обязано по прибытии незамедлительно обратиться лично или через уполномоченного на то представителя с ходатайством по месту своего пребывания в соответствующий орган Федеральной миграционной службы России - орган миграционной службы республики в составе Российской Федерации, автономной области, автономного округа, края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а при его отсутствии - в соответствующий орган исполнительной власти.

Указанный в части первой настоящей статьи орган принимает решение о регистрации ходатайства о признании лица беженцем в течение пяти дней со дня обращения с ходатайством.

В случае экстренного массового прибытия на территорию Российской Федерации лиц по основаниям, предусмотренным частью первой статьи 1 настоящего Закона, решение о регистрации указанных лиц принимается Федеральной миграционной службой России незамедлительно.

Лицо, находящееся вне пределов Российской Федерации, для признания его беженцем вправе обратиться с соответствующим ходатайством в дипломатическое или консульское представительство Российской Федерации в стране своего пребывания. Указанное ходатайство направляется дипломатическим или консульским представительством Российской Федерации в Федеральную миграционную службу России.

В случае регистрации ходатайства о признании беженцем лицо, подавшее ходатайство и находящееся на территории Российской Федерации, получает направление на временное поселение, и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, ему обеспечивается право проезда и провоза багажа к месту временного поселения.

В порядке, установленном Правительством Российской Федерации, лицо, указанное в части первой настоящей статьи, до решения вопроса о признании его беженцем вправе:

проживать в месте временного поселения и пользоваться коммунальными услугами;

получать питание по установленным нормам;

пользоваться медицинской и лекарственной помощью;

получать единовременное и иное пособия в размере, определяемом Правительством Российской Федерации.

Лицо, подавшее ходатайство о признании его беженцем, обязано сообщать соответствующим органам государственного управления сведения, необходимые для рассмотрения указанного ходатайства.

Лицо, подавшее ходатайство о признании его беженцем и находящееся на территории Российской Федерации, обязано:

по получении направления на временное поселение отбыть в течение месяца в место временного поселения, в том числе в выбранное им самостоятельно, в обязательном порядке согласованное с соответствующим органом Федеральной миграционной службы России, а при его отсутствии - с соответствующим органом государственного управления;

соблюдать установленный порядок проживания в месте временного поселения;

проходить медицинские осмотры по требованию органов здравоохранения.

При отказе в регистрации ходатайства о признании лица беженцем ему в пятидневный срок со дня принятия решения об этом вручается или, если указанное лицо находится за пределами Российской Федерации, направляется письменное уведомление с указанием причин отказа и порядка обжалования принятого решения.

Решение об отказе в регистрации ходатайства о признании беженцем может быть обжаловано в вышестоящий орган Федеральной миграционной службы России или в суд в течение месяца со дня получения данным лицом письменного уведомления об отказе. Данное лицо освобождается от оплаты расходов, связанных с рассмотрением ходатайства на всех его стадиях, и в необходимых для рассмотрения ходатайства случаях бесплатно пользуется услугами переводчика.

Решение о признании лица беженцем принимается соответствующим органом миграционной службы республики в составе Российской Федерации, автономной области, автономного округа, края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а по ходатайству, поступившему через дипломатическое или консульское представительство Российской Федерации,- Федеральной миграционной службой России в течение трех месяцев со дня регистрации ходатайства о признании лица беженцем.

Лицу, признанному беженцем, выдается удостоверение установленного образца.

При отказе в признании лица беженцем ему в пятидневный срок со дня принятия решения об этом вручается или, если указанное лицо находится за пределами Российской Федерации, направляется письменное уведомление с указанием причин отказа и порядка обжалования принятого решения.

Решение об отказе в признании лица беженцем может быть обжаловано в Федеральную миграционную службу России или в суд в течение месяца со дня получения данным лицом письменного уведомления.

Решение об отказе в признании лица беженцем направляется также в соответствующий орган внутренних дел для организации выезда с территории Российской Федерации лица, получившего отказ. Подача жалобы приостанавливает действия по организации выезда данного лица с территории Российской Федерации.

До принятия окончательного решения по жалобе лицо, подавшее жалобу, пользуется правами, предусмотренными статьей 3 настоящего Закона.

Лицо, признанное беженцем, пользуется всеми правами гражданина Российской Федерации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. На беженцев распространяются льготы по налогам, сборам и пошлинам, устанавливаемые законодательством Российской Федерации для вынужденных переселенцев.

Беженец вправе:

проживать в течение трех месяцев в месте временного поселения и пользоваться другими правами, предусмотренными статьей 3 настоящего Закона;

в трехмесячный срок избрать местом своего постоянного жительства либо населенный пункт из числа предлагаемых ему органом Федеральной миграционной службы России, либо населенный пункт, в котором проживают его родственники, при условии их согласия на совместное проживание;

работать по найму или заниматься предпринимательской деятельностью, приобретать в собственность недвижимое имущество на условиях, установленных для иностранных граждан законодательством Российской Федерации;

получать при содействии соответствующих органов государственного управления сведения о родственниках, проживающих в стране, территорию которой покинул данный беженец, а также об оставленном там его имуществе;

обратиться в соответствии с Законом РСФСР "О гражданстве РСФСР" с ходатайством о предоставлении ему гражданства Российской Федерации;

добровольно вернуться в страну своего прежнего постоянного проживания.

Лицо, признанное беженцем, обязано соблюдать Конституцию Российской Федерации, Конституцию республики в составе Российской Федерации, в которой он проживает, другие законодательные акты Российской Федерации и соответствующей республики в составе Российской Федерации.

В установленные Федеральной миграционной службой России или ее органами сроки беженец обязан оставить место своего временного поселения и переехать на место жительства, избранное им в соответствии со статьей 5 настоящего Закона.

Соответствующие органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления обязаны:

предоставить беженцу перечень населенных пунктов, рекомендуемых Федеральной миграционной службой России или ее органами для постоянного проживания, и информацию об условиях проживания и возможности трудоустройства в этих населенных пунктах;

предоставить беженцу, прибывшему по направлению Федеральной миграционной службы России или ее органа в место постоянного проживания, жилое помещение из специального жилищного фонда, предназначенного для беженцев;

оказывать беженцу содействие при вступлении в жилищный кооператив, в индивидуальном жилищном строительстве, включая приобретение земельного участка и строительных материалов;

оказывать беженцу помощь в трудоустройстве в соответствии с его профессией (специальностью) и квалификацией с учетом уровня занятости населения в соответствующем регионе, при необходимости обеспечить ему возможность профессиональной подготовки (переподготовки) и повышения квалификации;

предоставлять предприятиям, учреждениям и организациям, принявшим на работу беженцев, дополнительные налоговые льготы и компенсации в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" с целью возмещения расходов, связанных с трудоустройством указанных лиц;

регистрировать беженца в качестве безработного в случае невозможности его трудоустройства в соответствии с действующим законодательством независимо от срока проживания на территории Российской Федерации;

предоставлять в первоочередном порядке одиноким беженцам - престарелым и инвалидам, нуждающимся в постороннем уходе, места в учреждениях социальной защиты населения;

оказывать содействие в устройстве детей беженца в государственные или муниципальные дошкольные и общеобразовательные учреждения;

обеспечивать беженца медицинской и лекарственной помощью в соответствии с законодательством Российской Федерации;

назначать и выплачивать беженцу пенсию и пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации;

оказывать беженцу содействие в получении от государства, которое он вынужден был покинуть, компенсации за ущерб здоровью, потерю заработка и утрату имущества;

оказывать беженцу по его просьбе содействие в возвращении в страну своего прежнего постоянного проживания.

Беженец не может быть возвращен против его воли в страну, которую он покинул по основаниям, предусмотренным статьей 1 настоящего Закона.

Решения и действия органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и должностных лиц, ущемляющие права беженца, установленные законодательством Российской Федерации, могут быть обжалованы в вышестоящие органы или в суд.

Соответствующие органы государственной власти и управления оказывают беженцу содействие в приобретении гражданства Российской Федерации.

Гражданство Российской Федерации приобретается беженцем в соответствии с Законом РСФСР "О гражданстве РСФСР".

Лицо утрачивает статус беженца, если оно:

приобрело гражданство Российской Федерации или другого государства;

добровольно воспользовалось защитой государства, территорию которого оно вынуждено было покинуть;

выехало на постоянное жительство за пределы Российской Федерации.

Лицо лишается Федеральной миграционной службой России или ее органом статуса беженца, если оно умышленно сообщило ложные сведения, послужившие основанием для признания его беженцем.

Вопросы приема, признания, размещения, обустройства и занятости беженцев решают Федеральная миграционная служба России и ее органы.

Федеральная миграционная служба России координирует деятельность министерств и ведомств Российской Федерации по оказанию помощи беженцам.

Органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления содействуют общественным объединениям и иным неправительственным организациям в их работе по оказанию помощи беженцам, разрабатывают и осуществляют совместно с ними и с их согласия соответствующие программы.

В целях обеспечения беженцам благоприятных материальных условий и компенсации расходов, связанных с их пребыванием на территории Российской Федерации, при Правительстве Российской Федерации учреждается Фонд помощи беженцам (специальный фонд денежных средств для оказания помощи беженцам).

Фонд формируется за счет поступлений из республиканского бюджета Российской Федерации; средств, получаемых от других государств и международных организаций на основе договоров (соглашений), заключаемых Российской Федерацией; прямых ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации; добровольных пожертвований от отечественных и иностранных предприятий, общественных организаций, частных лиц, а также поступлений из других источников.

Расходы органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, связанные с приемом и обустройством на их территориях беженцев, возмещаются из республиканского бюджета Российской Федерации и Фонда помощи беженцам.

Вопросы возмещения расходов Российской Федерации в связи с приемом и обустройством беженцев решаются на основании договоров (соглашений), заключаемых Российской Федерацией с другими государствами и международными организациями.

Сотрудничество Российской Федерации с другими государствами по проблеме беженцев строится на основе международных договоров (соглашений).

Если международными договорами (соглашениями) Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международных договоров (соглашений), за исключением случаев, когда применение правил указанных актов может привести к ограничению прав и свобод беженцев, регламентированных настоящим Законом и иными законами Российской Федерации.

Лица, виновные в нарушении настоящего Закона, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Дом Советов России.

На сайте «Zakonbase» представлен ЗАКОН РФ от 19.02.93 N 4528-I "О БЕЖЕНЦАХ" в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете ЗАКОН РФ от 19.02.93 N 4528-I "О БЕЖЕНЦАХ" в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.