Льготы по определению. Налоговые льготы: что это, как их получить, кто имеет право на налоговые льготы. Льготы по ндфл

Льготная категория граждан – это лица, которые получают помощь от лица государства или на местном уровне от администрации. Помощь может оказываться в натуральном или в денежном виде. По сути, для некоторых граждан предоставление привилегий такого рода связано с освобождением от ряда правил и обязанностей.

Льготы являются такой мерой соцподдержки, которая позволяет обеспечить гражданам определенный уровень проживания. В частности, речь идет о поддержании людей, входящих в перечень, экономически и морально.

Помощь оказывается людям, которые по ряду причин считаются особенно нуждающимися в таких видах помощи или наделены данным правом за особые заслуги перед государством. В статье будут рассмотрены вопросы, связанные с тем, кто может рассчитывать на получения таких видов поддержки и на каких основаниях.

Преференции такого рода используются государством в качестве инструмента для выполнения особенно важных функций для государства. В частности, речь идет об обеспечении социального и финансового равенства. Все виды помощи можно условно разделить на несколько групп, и каждая из них имеет свои причины и основания. Для удобства составим небольшую таблицу.

Причина предоставления льгот Категория соискателей
Особая потребность в финансовой и социальной поддержке
  • женщины;
  • лица, не достигшие несовершеннолетнего возраста;
  • граждане с инвалидностью;
  • многодетные семьи;
  • пенсионеры.
За особые заслуги перед государством
  • семьи погибших участников боевых действий;
  • участники военных сражений;
  • работники силовых структур.
За работу во вредных и опасных условиях на благо государства
  • работники железнодорожной отрасли;
  • шахтеры;
  • военные;
  • лица, пострадавшие от радиационного излучения.
Для стимулирования к трудовой деятельности
  • молодые специалисты.

На государственном уровне решение о предоставлении льгот принимаются на основании федеральных законопроектов и указов президента, а на местном – на основании региональных законов. Далее несколько подробнее рассмотрим отдельные категории граждан, которые могут рассчитывать на помощь от государства и виды преференций, которые на них распространяются.

Кто является льготником на федеральном и региональном уровнях

По факту, льготников в России очень много. Основная сложность заключается в том, что некоторые лица даже не догадываются о том, что у них есть какие-либо права. Как известно, помощь предоставляется только в заявительном порядке, а люди, не имеющие представления о своих возможностях, считают, что обращаться за помощью не стоит по ряду причин.

В разных областях и краях нашей страны перечень привилегий несколько различается. Если федеральные привилегии распространяются на всех льготников без исключения, то на местном уровне в последнее время соцподдержка стала оказываться более адресно. По факту, существует два перечня претендентов на льготы.

В первый входят лица, которые наделены особыми правами на государственном уровне, а во второй лица, которые могут рассчитывать на помощь в регионе своего жительства. Итак, федеральные льготники это:

  • дети и взрослые с ограничениями по здоровью (с инвалидность);
  • пенсионеры;
  • многодетные семьи;
  • дети до 3 лет;
  • лица, особенно нуждающиеся в поддержке;
  • молодые семейные пары;
  • ветераны ВОВ;
  • лица, не имеющие трудоустройства;
  • доноры крови.

На региональном уровне перечень льготников дополнен следующими лицами:

  • лица, не способные к труду;
  • женщины в положении;
  • вдовы и дети погибших военнослужащие;
  • лица, находившиеся на иждивении другого человека, впоследствии погибшего.

Перечень на местном уровне может быть дополнен другими категориями граждан, а вот на федеральном, список носит закрытый характер.

Кратко о предоставляемых льготах

Для каждой группы льготников установлены свои виды помощи. В приоритете находится соцподдержка маленьких детей и граждан с инвалидностью. Для детей устанавливается право на проезд в общественном транспорте без оплаты билета.

Школьникам предоставляется возможность приобрести проездной билет со скидкой, а родителям малышей до 3 лет можно купить медикаменты на льготных условиях, если их выписал лечащий врач. Если у ребенка есть инвалидность, то ему полагается специальное пенсионное пособие.

Инвалиды также могут рассчитывать на различные преференции, в частности на бесплатное медицинское лечение и протезирование, на проезд без оплаты и на обслуживание вне очереди. Некоторые из указанных видов помощи распространяются на ветеранов и пенсионеров, а также на многодетные семьи. Для каждой группы льготников установлены свои виды материальной помощи.

Порядок оформления соцподдержки

Как уже было отмечено, все виды льгот предоставляются в заявительном порядке, однако кроме заявки в стандартной форме потребуется представить полный пакет обязательной документации. В частности, могут потребоваться бумаги, удостоверяющие личность соискателя, и различные справки и выписки, подтверждающие право гражданина на госпомощь.

После подачи заявления в исполнительный орган сотрудник ведомства рассматривает обращение и выносит решение. В случае положительного итога соискатель начинает пользоваться льготами.

Заключение

Лица, входящие в перечень льготников, могут обратиться в исполнительный орган и оформить различные виды льгот и пособий. На такую помощь вправе рассчитывать только определенные категории граждан, в отношении которых действует хотя бы одна из причин для предоставления соцподдержки.

В целях повышения уровня жизни различных слоев населения, нуждающихся в этом, государство постоянно развивает систему дополнительных преимуществ для этих слоев. Эта система охватывает различные сферы государственных услуг, получаемых практически всеми гражданами: городской транспорт, медицина, выплаты пенсионерам, налогообложение. Эти преимущества называются льготами.

Что такое льготы и зачем они нужны?

Сущность льготы заключается в предоставлении какой-либо скидки, дополнительных прав, облегчения выполнения различных обязательств вплоть до полного освобождения от них.

Право на получение льгот имеют не все граждане, а только отдельные их категории, в первую очередь, особо нуждающиеся.

Здесь проявляется так называемый уравнительный принцип, используя который государство стремится сократить разрыв между социальными слоями в области обеспечения материальными благами и зависящего от этого уровня и качества жизни.

Как правило, нуждаются в дополнительной поддержке лица, не имеющие возможности в силу каких-либо обстоятельств обеспечить себя материальными благами в полной мере в целях достижения хотя бы среднего уровня жизни.

  1. пенсионеры;
  2. люди с ограниченными возможностями (имеющие инвалидность);
  3. родители, в одиночестве воспитывающие своих детей;
  4. многодетные семьи;
  5. малоимущие отдельные граждане и семьи;
  6. дети, не достигшие 16-летия;
  7. ветераны войны;
  8. ветераны труда и проч.

Реализация обеспечения льготами может проводиться в разных видах:

  • периодические выплаты пособий и надбавок;
  • сокращение расходов на различные социальные нужды путем компенсации части затрат;
  • материальная неденежная помощь.

Льготы могут быть как материальными, так и нематериальными

В целом разрабатываемый и постоянно совершенствуемый комплекс мер по защите и поддержке населения преследует следующие цели:

  1. Стимуляция и поощрение различных видов деятельности (работающие студенты, молодые семьи, военнослужащие и государственные служащие).
  2. Материальное выражение благодарности страны в целом перед своими гражданами, заслужившими это (ветераны войны, ветераны труда, участники боевых действий).
  3. Обеспечение баланса между различными слоями населения (инвалиды, малоимущие семьи, неполные семьи, несовершеннолетние граждане).
  4. Поощрение граждан, приносящих особую пользу государству (военнослужащие и др.)
  5. По социальному контракту гражданин обязывается осуществлять требуемые от него действия, а государство – оказывать ему помощь.
  6. Согласно программе социальной адаптации государство обязывается помочь гражданину справиться с трудными жизненными ситуациями.

Льготы в их натуральном представлении могут быть заменены на денежные компенсации, равные им по значению. Этот процесс называется монетизацией льгот.

Социальная поддержка граждан имеет законодательное основание. В нормативных актах прописаны правила назначения, оформления и выплаты льгот, приводится перечень льготных категорий граждан, принципы расчета денежных сумм. Основным документом в этой области является федеральный закон № 178-ФЗ от 17.07.1999 г. «О государственной социальной помощи».

Виды льгот и их классификация

Меры социальной поддержки, как официально именуют льготы, делятся на две большие категории: региональные и федеральные. Это деление осуществляется на основании источника обеспечения льготами.

Установлением и выплатой региональных льгот занимаются субъекты Российской Федерации.

Их территориальное распространение ограничено территорией конкретного субъекта. В число региональных льготников входят:

  • лица, подвергшиеся политическим репрессиям;
  • инвалиды;
  • одинокие малоимущие граждане и семьи;
  • ветераны труда и др.

Льготы регионального охвата включают в себя выплату пособий, субсидирование, комплексное социальное обслуживание. Регионы РФ устанавливают льготы без согласования с Правительством РФ.

Федеральные меры соцподдержки финансируются федеральным бюджетом и действительны по всей стране независимо от субъекта. Перечень федеральных льготников более обширный, в него включаются:

  1. участники боевых действий;
  2. участники ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и пострадавшие от этой аварии;
  3. пострадавшие от фашизма;
  4. ветераны и инвалиды войны;
  5. почетные доноры;
  6. лица с ограниченными возможностями;
  7. лица, входящие в определенную группу риска и др.

Федеральные льготники имеют право на ряд медицинских и транспортных льгот, компенсацию оплаты жилищно-коммунальных услуг, выплаты различного рода. Перечень граждан, имеющих право на федеральную соцподдержку, регламентируется на государственном уровне и может редактироваться только высшими органами гос власти.

Существуют федеральные и региональные льготы одного направления, но гражданин, имеет право воспользоваться только одним из этих видов поддержки.

Пенсионные выплаты

На пенсионные выплаты претендует большая часть населения

На пенсионные выплаты претендует большая часть населения страны. Это разновозрастные группы лиц, получающие пенсию по старости, по инвалидности, по выслуге лет.

Привилегии пенсионеров на федеральном уровне лежат в сфере налогообложения, медицинского обслуживания, оплаты услуг ЖКХ. К ним добавляются некоторые региональные льготы.

В области уплаты налогов пенсионеры-льготники избавлены от уплаты взносов за недвижимость, находящуюся у них в собственности. Транспортный налог может быть частично снижен, эта привилегия распространяется только на одно транспортное средство в собственности физлица.

Земельный налог также может быть снижен. Установлением и количественным расчетом этих привилегий занимаются региональные органы власти.

Пенсионерам предоставляется возможность получения налогового вычета при покупке квартиры или дома.

Также они могут получать компенсацию расходов на оплату услуг ЖКХ при условии превышения этих затрат больше, чем на 22% от своего суммарного дохода.

Жилищные льготы

Жилищные льготы могут варьироваться от льгот на ЖКХ до льгот на покупку жилья

Перечень жилищных льгот довольно разнообразен. Он распространяется на такие услуги, как:

  • оплата услуг ЖКХ;
  • покупка жилья в кредит;
  • предоставление жилья и др.

Многие жилищные льготы имеют ограничения в размере суммы, площади жилья и других условий предоставления.

От оплаты за жилье освобождаются граждане, имеющие звание Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации, полные квалеры ордена Славы, члены их семейств.

На право субсидирования могут претендовать:

  1. граждане, чьи расходы на услуги ЖКХ превышают их общий доход более, чем на 22%;
  2. граждане, переехавшие с Крайнего Севера.
  3. Компенсации на оплату ЖКХ доступны для:
  4. пенсионеров;
  5. военнослужащих и их семей;
  6. сотрудников ФСИН, МВД РФ и т.д.

Льготы могут предоставляться в частичном виде, то есть например, при освобождении от платы за жилье, коммунальные услуги льготник продолжает оплачивать.

Проездные льготы

Проездные льготы предоставляются также школьникам

  • несовершеннолетних;
  • учащихся средних и высших учебных заведений на очном отделении;
  • родители-одиночки;
  • многодетные семьи;
  • инвалиды;
  • ветераны труда;
  • ветераны боевых действий и др.

Власти каждого субъекта РФ могут расширять этот перечень по необходимости согласно действующему законодательству.

Проездные льготы могут выражаться разными способами. Для некоторых категорий льготников проезд на транспорте (городском и междугороднем) полностью бесплатен, некоторые оплачивают половину стоимости билета.

Существуют также Единый социальный проездной билет, приобретение которого стоит определенную сумму, но приобретая его можно совершать бесплатные поездки на различных видах транспорта, таким образом экономя денежные средства.

Медицинские льготы

К медицинским льготам также относится бесплатная выдача льготных лекарств больным

Медицина предоставляет свои услуги на льготных условиях многим гражданам. Сюда входят:

  1. инвалиды;
  2. инвалиды и ветераны ВОВ;
  3. ветераны боевых действий;
  4. Герои СССР и РФ;
  5. сироты;
  6. многодетные семьи;
  7. родители-одиночки и проч.

Привилегии в медицинском обслуживании различны для разных категорий льготников. Так, ветеранам и инвалидам предоставляется внеочередное медицинское обслуживание и компенсации на оплату медицинских услуг, многодетным семьям и детям до трех лет – скидка (зависит от региона).

Также для этих категорий предоставляется возможность бесплатно приобрести лекарственные препараты в аптечных учреждениях. Перечень препаратов составляется на уровне высших органов госвласти и ежегодно редактируется.

Налоговые льготы

Налоговые льготы варьируется от отсрочки по уплате налогов, так и вовсе до освобождения от налогооблажения некоторых видов объектов

Налоговые льготы – это преимущества, дающие возможность гражданам, их получающим, тратить меньшие средства, уплачивая налоговые платежи различного рода.

Налоговое законодательство предусматривает различные виды льгот в этой области:

  • изъятие – освобождение от налогообложения некоторых объектов;
  • налоговая скидка – сокращение уплачиваемого налогового взноса на какую-то долю от общей суммы;
  • освобождение – снижение ставки налога или налогового оклада, отсрочка от уплаты взносов, рассрочка платежей, возврат ранее внесенных налоговых платежей, зачет ранее уплаченных налоговых взносов.

На получение налоговых льгот имеют право те же группы, которым предоставляются и вышеперечисленые виды льготного обеспечения.

Как оформить получение льгот

Каков порядок оформления льгот?

Для оформления различного рода льгот необходимо посетить разные инстанции в зависимости от вида желаемой соцподдержки и ее уровня, а также категории нуждающегося физ лица.

Социальные льготы (в сфере мед обслуживания, оплаты проезда на городском транспорте и услуг ЖКХ) оформляются в региональных органах социального обеспечения и защиты или местных муниципалитетах.

Вопросами обеспечения пенсионными льготами занимается Пенсионный Фонд РФ. Налоговые уступки оформляют комитеты и инспекции Федеральной налоговой службы регионального уровня.

Максимальная продолжительность оформления любой привилегии соцподдержки составляет 30 дней.

Чтобы оформить получение социальной помощи, нужно собрать определенный пакет документов в зависимости от ее вида:

  1. в любом случае – заявление на получение льготы;
  2. документ, подтверждающий личность заявителя;
  3. документ, подтверждающий право на получение данного вида льгот (пенсионное удостоверение, справки о составе семьи, инвалидности, удостоверение ветерена труда или боевых действий и т.д.);
  4. Свидетельство о постановке на налоговый учет (ИНН);
  5. справки о доходах;
  6. свидетельство о праве собственности на недвижимость/паспорт транспортного средства/справка об отсутствии задолжности по оплате услуг ЖКХ и др.

Право на некоторые виды льготного обеспечения требуется подтверждать ежегодно.

Таким образом, владея основной информацией о том, какие преимущества положены человеку в соответствии с его социальным статусом, он может значительно улучшить свое материальное положение, обратившись в соответствующие инстанции по оформлению льгот.

В следующем видео Вы узнаете о существующих видах льгот в Российской Федерации:

Май 28, 2017 Контент Менеджер

Любой свой вопрос вы можете задать ниже

Это инвалиды I, II, III группы, дети-инвалиды, участники и инвалиды войны, ветераны боевых действий, члены семей погибших военнослужащих, граждане, пострадавшие от радиационных и техногенных катастроф. Основная категория федеральных льготников – это инвалиды I, II, III группы.

Почему эти категории граждан называются федеральными льготниками и чем они отличаются от льготников региональных?

«Федеральными» они называются потому, что средства на предоставление мер государственной социальной поддержки для них поступают напрямую из федерального бюджета.

Льготы для определенных категорий, таких как, ветераны труда, реабилитированные, труженики тыла и некоторые другие, финансируются за счет местного краевого бюджета, поэтому таких льготников называют «региональными».

Так что различие в источнике финансирования.

Деление такое произошло в 2005 году, когда полномочия по мерам социальной поддержки были распределены между федерацией и субъектами.

Ежемесячная денежная выплата является результатом так называемой монетизации льгот. Почему этим занимается Пенсионный фонд, ведь эти льготы никакого отношения к пенсиям не имеют?

Действительно, ежемесячная денежная выплата, которая осуществляется федеральным льготникам, – это результат так называемой монетизации, которая была проведена с 2005 года.

Пенсионный фонд в этом процессе определен Правительством РФ как орган, уполномоченный вести учет граждан, которым полагаются меры государственной социальной поддержки за счет федерального бюджета. Он назначает ежемесячные денежные выплаты и организует их доставку до получателя вместе с пенсией. Предоставление льгот в натуральной форме, для которых этот формат по выбору льготника возможен (лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение и проезд к месту лечения), осуществляют другие уполномоченные органы: здравоохранение, фонд социального страхования.

Какие именно льготы монетизировали федеральным льготникам?

Денежной компенсацией были заменены все льготы, которые ранее предоставлялись натурально. Возьмем, к примеру, инвалидов. До 2005 года они могли бесплатно ездить в городском транспорте, получить 50-процентную скидку при оплате телефона, бесплатно, в порядке очередности, установить зубные протезы или съездить в санаторий и др. Так вот, с 1 января 2005 года все эти льготы были заменены ежемесячной денежной выплатой, получив которую льготник должен самостоятельно оплачивать услуги.

Но здесь важно отметить, что часть льгот безвозвратно заменена денежной компенсацией, то есть льготник не может выбрать, получать ли эти услуги натурально или в денежной форме. К ним, в частности, относятся льготы по оплате телефона, коллективной антенны, проезду в общественном городском транспорте и зубопротезированию. А часть льгот по выбору получателя может предоставляться либо натурально, либо в денежной форме. Это так называемый набор социальных услуг (НСУ), куда входит лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение, проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также проезд к месту лечения и обратно. Причем именно для этих льгот законодателем определен денежный эквивалент. Почему? Чтобы в случае, когда гражданин отказывается от получения этих льгот в натуральной форме, знать, сколько ему компенсировать в деньгах.

Получается, что льготы по зубопротезированию, оплате телефона, антенны и по проезду в общественном транспорте в натуральном виде получить нельзя?

Нет, эти льготы монетизированы, и замена их на натуральную форму не предусмотрена законодательством.

Сколько в ежемесячной денежной выплате приходится на проезд в общественном транспорте?

Только вот прямого и однозначного ответа на него дать невозможно, поскольку в законодательстве не определен денежный эквивалент тех льгот, которые однозначно заменены денежной выплатой. Как я уже сказала, денежный эквивалент установлен законом только для тех льгот, которые по выбору могут предоставляться либо натурально, либо деньгами. А вот для тех, что только деньгами, законодатель не расшифровывает.

Но, зная, какие льготы монетизированы, можно примерно (условно, приблизительно) распределить эту сумму.

Для примера возьмём инвалида II группы. Для этой категории ежемесячная денежная выплата c 01.02.2018 г. предусмотрена в размере 2701,67 руб., распределяется она следующим образом:


Из таблицы видно, что на четыре льготы (однозначно замененных деньгами) приходится 1580,26 руб. Если из этой суммы вычесть стоимость льгот по телефону и антенне (50% телефон, максимально 206 руб., это если тариф безлимитный за 516 руб., антенна – около 100 руб.), остается 1172,09 руб. (1478,09 – 206 – 100) на проезд и зубопротезирование. Зубопротезирование сложно просчитать и вычесть, услуга, конечно, дорогостоящая, но и пользуются ею не каждый месяц и даже не каждый год.

Вот такой примерный (условный) подсчет.

Получается, что те граждане, которые относятся к федеральным льготникам, уже с 2005 года получают денежную компенсацию за проезд в общественном транспорте, тогда как региональным льготникам эту монетизацию провели лишь в ноябре 2015 года?

Получается, что так. Льгота по оплате проезда в общественном транспорте для федеральных льготников была монетизирована и предоставляется в виде ежемесячной денежной выплаты.

Может ли человек получать льготы и федеральные, и региональные?

Одновременно это невозможно. Если гражданин имеет право на льготы по нескольким основаниям, например, как инвалид и как ветеран труда, то по его выбору предоставляются льготы только по одному основанию, то, что для человека выгоднее.

Гражданин не может часть льгот взять как инвалид, а часть – как ветеран труда, он выбирает категорию и пользуется всем комплексом мер, предусмотренным для данной категории.

Почему подать заявление на изменение формы получения набора социальных услуг можно только раз в год до 1 октября и почему это решение будет реализовано только со следующего года?

Ежемесячная денежная выплата, включая набор социальных услуг, финансируется из средств федерального бюджета. Работа по его формированию на следующий финансовый год начинается к 1 октября. Данные о федеральных льготниках, о тех, кто выбрал натуральную форму, или, наоборот, отказался от нее, нужны Правительству РФ, чтобы правильно заложить средства в бюджет. Именно поэтому выбор делается до 1 октября, а начинает действовать только со следующего года, уже после того как федеральный бюджет утвержден и средства выделены соответствующим ведомствам.

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан


Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Москвы от 28 декабря 2005 года N 1038-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 5, 18.01.2006);
постановлением Правительства Москвы от 20 июня 2006 года N 423-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 39, 12.07.2006);
(Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 18, 26.03.2007);
(Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 44, 05.08.2008);
(Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 67, 04.12.2012);
постановлением Правительства Москвы от 23 декабря 2014 года N 798-ПП (Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 25.12.2014);
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 21.07.2015);
постановлением Правительства Москвы от 15 декабря 2015 года N 880-ПП (Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 16.12.2015) (вступило в силу с 1 января 2016 года);
(Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 71, 29.12.2015) (о порядке вступления в силу см. пункт 49 постановления Правительства Москвы от 23 декабря 2015 года N 932-ПП);
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 08.07.2016);
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 30.08.2017);
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 29.12.2018) (вступило в силу с 1 января 2019 года).
____________________________________________________________________

В целях организации транспортного обслуживания отдельных категорий граждан, имеющих место жительства в городе Москве или Московской области, которым в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы или Московской области предоставлены меры социальной поддержки либо дополнительные меры социальной поддержки, Правительство Москвы
(Преамбула в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года постановлением Правительства Москвы от 29 декабря 2018 года N 1714-ПП . - См. предыдущую редакцию)

постановляет:

1. Обеспечить реализацию права на бесплатный проезд для граждан, имеющих место жительства в городе Москве, и предоставить право бесплатного проезда гражданам, имеющим место жительства в Московской области, меры социальной поддержки которых отнесены к ведению Российской Федерации, Москвы и Московской области, на территории города Москвы в транспорте общего пользования в городском сообщении, включая метрополитен:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 августа 2008 года постановлением Правительства Москвы от 22 июля 2008 года N 623-ПП постановлением Правительства Москвы от 21 июля 2015 года N 448-ПП постановлением Правительства Москвы от 7 июля 2016 года N 399-ПП постановлением Правительства Москвы от 29 декабря 2018 года N 1714-ПП . - См. предыдущую редакцию)

1.1. Гражданам по категориям согласно приложению, имеющим место жительства в городе Москве, на основании социальной карты, временного единого социального билета, выдаваемых в порядке, установленном Правительством Москвы.
(Пункт 1.1 в редакции, введенной в действие с 15 декабря 2012 года постановлением Правительства Москвы от 20 ноября 2012 года N 663-ПП ; в редакции, введенной в действие с 1 августа 2015 года постановлением Правительства Москвы от 21 июля 2015 года N 448-ПП постановлением Правительства Москвы от 23 декабря 2015 года N 932-ПП постановлением Правительства Москвы от 30 августа 2017 года N 596-ПП . - См. предыдущую редакцию)

1.2. Гражданам, имеющим место жительства в Московской области и указанным в Законе Московской области от 1 июля 2015 года N 110/2015-ОЗ "О предоставлении дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, по бесплатному проезду на транспорте в городе Москве в 2015-2017 годах и внесении изменений в Закон Московской области "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области" , Законе Московской области от 27 декабря 2017 г. N 258/2017-ОЗ "О предоставлении дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, по бесплатному проезду на транспорте в городе Москве" , Законе Московской области от 28 августа 2018 г. N 149/2018-ОЗ "О предоставлении дополнительных мер социальной поддержки по бесплатному проезду на транспорте в городе Москве лицам, достигшим возраста 60 лет и старше, имеющим место жительства в Московской области" , на основании социальной карты жителя Московской области, временного единого социального билета жителя Московской области, выдаваемых в установленном порядке территориальными органами социальной защиты населения Московской области, и (или) универсальной электронной карты, соответствующих техническим параметрам и требованиям, определенным для использования в автоматизированных системах учета города Москвы (источниках официальной информации) в транспорте общего пользования в городском сообщении, включая метрополитен.
постановлением Правительства Москвы от 20 ноября 2012 года N 663-ПП ; в редакции, введенной в действие с 1 августа 2015 года постановлением Правительства Москвы от 21 июля 2015 года N 448-ПП ; в редакции, введенной в действие с 19 июля 2016 года постановлением Правительства Москвы от 7 июля 2016 года N 399-ПП ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года постановлением Правительства Москвы от 29 декабря 2018 года N 1714-ПП . - См. предыдущую редакцию)

2. Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы обеспечить:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 декабря 2012 года постановлением Правительства Москвы от 20 ноября 2012 года N 663-ПП . - См. предыдущую редакцию)

2.1. Пункт утратил силу с 1 августа 2015 года - . - См. предыдущую редакцию .

2.2. Проведение необходимых мероприятий по учету фактического использования бесплатного проезда гражданами, указанными в пункте 1 настоящего постановления.
(Пункт 2.2 в редакции, введенной в действие с 1 августа 2015 года постановлением Правительства Москвы от 21 июля 2015 года N 448-ПП . - См. предыдущую редакцию)

2.3. Предоставление информации о фактически перевезенных на территории города Москвы гражданах, которые указаны в пункте 1 настоящего постановления и меры социальной поддержки которых отнесены к ведению Российской Федерации, в автоматизированные системы города Москвы.
(Пункт 2.3 дополнительно включен на основании ; в редакции, введенной в действие с 10 сентября 2017 года постановлением Правительства Москвы от 30 августа 2017 года N 596-ПП . - См. предыдущую редакцию)

2.3(1). Ежегодное утверждение стоимости одной поездки, применяемой для определения размера субсидий из бюджета города Москвы в целях возмещения Государственному унитарному предприятию города Москвы "Мосгортранс" и Государственному унитарному предприятию города Москвы "Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В.И.Ленина" недополученных доходов, возникающих при предоставлении услуг по перевозке транспортом общего пользования в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении, за исключением железнодорожного транспорта, отдельных категорий граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате проезда на транспорте общего пользования в городском и пригородном сообщении.
(Пункт 2.3(1) дополнительно включен с 10 сентября 2017 года постановлением Правительства Москвы от 30 августа 2017 года N 596-ПП)

3. Пункт утратил силу с 15 августа 2008 года - . - См. предыдущую редакцию .

4. Пункт дополнительно включен на основании постановления Правительства Москвы от 28 декабря 2005 года N 1038-ПП ; утратил силу с 15 декабря 2012 года - постановление Правительства Москвы от 20 ноября 2012 года N 663-ПП . - См. предыдущую редакцию .

5. Установить, что для определения размера субсидий из бюджета города Москвы в целях возмещения Государственному унитарному предприятию города Москвы "Мосгортранс" и Государственному унитарному предприятию города Москвы "Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В.И.Ленина" недополученных доходов, возникающих при предоставлении услуг по перевозке транспортом общего пользования в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении, за исключением железнодорожного транспорта, отдельных категорий граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате проезда на транспорте общего пользования в городском и пригородном сообщении, применяется стоимость одной поездки, размер которой определяется в следующем порядке:

5.1. В 2017 году исходя из установленной Правительством Москвы стоимости одной поездки в 2016 году по проездному билету, предоставляющему право на совершение поездок в пределах уплаченной суммы ("Кошелек"), увеличенной на базовый индекс потребительских цен на 2017 год (в среднем за год), определенный в Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, разработанном Министерством экономического развития Российской Федерации, с округлением стоимости поездки до одной копейки в соответствии с правилами математического округления.

5.2. С 2018 года и в каждый последующий год исходя из установленной Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы стоимости одной поездки, применяемой при определении размера субсидий из бюджета города Москвы на указанные цели в предшествующем году, увеличенной на базовый индекс потребительских цен на соответствующий финансовый год (в среднем за год), определенный в Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий финансовый год и плановый период, разработанном Министерством экономического развития Российской Федерации, с округлением стоимости до одной копейки в соответствии с правилами математического округления.
(Пункт 5 дополнительно включен с 15 августа 2008 года постановлением Правительства Москвы от 22 июля 2008 года N 623-ПП ; в редакции, введенной в действие с 10 сентября 2017 года постановлением Правительства Москвы от 30 августа 2017 года N 596-ПП . - См. предыдущую редакцию)

____________________________________________________________________
Пункты 5 , , 7 предыдущей редакции с 15 августа 2008 года считаются соответственно пунктами 6, 7, 8 настоящей редакции - постановление Правительства Москвы от 22 июля 2008 года N 623-ПП .

____________________________________________________________________

6. Установить, что Государственное унитарное предприятие города Москвы "Московский социальный регистр" обеспечивает:

6.1. Учет фактически перевезенных на территории города Москвы граждан, которые указаны в пункте 1 настоящего постановления, в автоматизированных системах города Москвы.

6.2. Изготовление временного единого социального билета для проезда лицам, имеющим право на бесплатный проезд транспортом общего пользования в городском сообщении, включая метрополитен, на Малом кольце Московской железной дороги.
(Пункт 6 дополнительно включен на основании постановления Правительства Москвы от 20 июня 2006 года N 423-ПП ; в редакции, введенной в действие с 10 сентября 2017 года постановлением Правительства Москвы от 30 августа 2017 года N 596-ПП ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года постановлением Правительства Москвы от 29 декабря 2018 года N 1714-ПП . - См. предыдущую редакцию)

7. Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы совместно с Департаментом информационных технологий города Москвы, Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы, Департаментом финансов города Москвы ежегодно не позднее 1 октября текущего года подготавливать проект соглашения с Правительством Московской области об организации транспортного обслуживания отдельных категорий граждан, имеющих место жительства в городе Москве и Московской области, на очередной финансовый год в соответствии с Законом города Москвы от 28 марта 2001 года N 11 "О договорах и соглашениях города Москвы" .
(Пункт в редакции, введенной в действие с 5 апреля 2007 года постановлением Правительства Москвы от 13 марта 2007 года N 159-ПП ; в редакции, введенной в действие с 15 декабря 2012 года постановлением Правительства Москвы от 20 ноября 2012 года N 663-ПП ; в редакции, введенной в действие с 29 декабря 2015 года постановлением Правительства Москвы от 23 декабря 2015 года N 932-ПП ; в редакции, введенной в действие с 19 июля 2016 года постановлением Правительства Москвы от 7 июля 2016 года N 399-ПП . - См. предыдущую редакцию)

8. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Ликсутова М.С. и министра Правительства Москвы, руководителя Департамента информационных технологий города Москвы Лысенко Э.А.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 декабря 2012 года постановлением Правительства Москвы от 20 ноября 2012 года N 663-ПП ; в редакции, введенной в действие с 19 июля 2016 года постановлением Правительства Москвы от 7 июля 2016 года N 399-ПП ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года постановлением Правительства Москвы от 29 декабря 2018 года N 1714-ПП . - См. предыдущую редакцию)

Исполняющий обязанности
Мэра Москвы
В.П.Шанцев

Приложение. Перечень отдельных категорий граждан, имеющих место жительства в городе Москве

Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 1 февраля 2005 года N 46-ПП
(в редакции, введенной в действие
с 15 августа 2008 года постановлением
Правительства Москвы
от 22 июля 2008 года N 623-ПП ,
- см. предыдущую редакцию)

ПЕРЕЧЕНЬ
отдельных категорий граждан, имеющих место жительства в городе Москве

Льготные категории граждан, меры социальной поддержки которых отнесены к ведению Российской Федерации

1. Инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий.

2. Участники Великой Отечественной войны.

3. Лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог; члены экипажей судов транспортного флота, интернированные в начале Великой Отечественной войны в портах других государств.

4. Лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда".

5. Ветераны боевых действий, имеющие право бесплатного проезда в транспорте общего пользования в городском сообщении, включая метрополитен, за исключением железнодорожного транспорта, в соответствии с законодательством.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 декабря 2012 года постановлением Правительства Москвы от 20 ноября 2012 года N 663-ПП ; в редакции, введенной в действие с 19 июля 2016 года постановлением Правительства Москвы от 7 июля 2016 года N 399-ПП . - См. предыдущую редакцию)

6. Члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), члены семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.
постановлением Правительства Москвы от 30 августа 2017 года N 596-ПП . - См. предыдущую редакцию)

7. Бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны.

8. Инвалиды I, II, III группы.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 декабря 2012 года постановлением Правительства Москвы от 20 ноября 2012 года N 663-ПП . - См. предыдущую редакцию)

9. Дети-инвалиды.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 10 сентября 2017 года постановлением Правительства Москвы от 30 августа 2017 года N 596-ПП . - См. предыдущую редакцию)

10. Граждане, пострадавшие вследствие воздействия радиации, указанные в пункте 11 части 2 статьи 3 Закона города Москвы от 3 ноября 2004 г. N 70 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы" , имеющие право на меры социальной поддержки в соответствии с указанным законом.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 10 сентября 2017 года постановлением Правительства Москвы от 30 августа 2017 года N 596-ПП . - См. предыдущую редакцию)

Льготные категории граждан, меры социальной поддержки которых отнесены к ведению города Москвы

1. Труженики тыла.

3. Реабилитированные лица, подвергшиеся необоснованным политическим репрессиям.

4. Граждане, признанные пострадавшими от политических репрессий.

5. Участники обороны Москвы.

6. Участники предотвращения Карибского кризиса 1962 года.

7. Пенсионеры (не относящиеся к другим льготным категориям).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 декабря 2012 года постановлением Правительства Москвы от 20 ноября 2012 года N 663-ПП . - См. предыдущую редакцию)

8. Родители, иные законные представители детей-инвалидов.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 10 сентября 2017 года постановлением Правительства Москвы от 30 августа 2017 года N 596-ПП . - См. предыдущую редакцию)

9. Родитель инвалида с детства, обучающегося в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, образовательным программам высшего образования - бакалавриата, программам специалитета или программам магистратуры, - до 23 лет.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 10 сентября 2017 года. - См. предыдущую редакцию)

12. Дети из семей с 3 и более детьми до достижения каждым ребенком возраста 16 (обучающимся в образовательной организации, осуществляющей общеобразовательную деятельность по образовательным программам начального общего образования, образовательным программам основного общего образования, образовательным программам среднего общего образования - 18) лет.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 10 сентября 2017 года постановлением Правительства Москвы от 30 августа 2017 года N 596-ПП . - См. предыдущую редакцию)

13. Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 10 сентября 2017 года постановлением Правительства Москвы от 30 августа 2017 года N 596-ПП . - См. предыдущую редакцию)

14. Один из родителей семьи с 3 и более детьми до достижения младшим ребенком возраста 16 (обучающимся в образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего образования, образовательным программам основного общего образования, образовательным программам среднего общего образования - 18) лет.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 10 сентября 2017 года постановлением Правительства Москвы от 30 августа 2017 года N 596-ПП . - См. предыдущую редакцию)

15. Опекун (попечитель),приемный родитель, воспитывающий ребенка сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей в возрасте до 18 лет.

16. Патронатный воспитатель ребенка, нуждающегося в государственной поддержке.

17. Граждане, достигшие возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, имеющие страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с федеральным законодательством в области пенсионного обеспечения.
постановлением Правительства Москвы от 29 декабря 2018 года N 1714-ПП)

18. Граждане, достигшие возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, которым присвоено звание "Ветеран труда" или звание "Ветеран военной службы".
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2019 года постановлением Правительства Москвы от 29 декабря 2018 года N 1714-ПП)

Перечень отдельных категорий граждан, имеющих место жительства в Московской области (утратил силу)

(Раздел утратил силу с 1 августа 2015 года - постановление Правительства Москвы от 21 июля 2015 года N 448-ПП . - См. предыдущую редакцию)

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"























































Что такое льготы и как ими пользоваться? Кто из граждан России сегодня может рассчитывать на льготы в той или иной сфере жизни? Из данной статьи Вы сможете узнать о различных льготах, которые предоставляются государством в качестве поддержки отдельных категорий населения страны.

К сожалению, не все граждане РФ полноценно пользуются привилегиями, которые им положены по закону, поскольку не имеют достаточно времени и сил, чтобы всегда быть в курсе новостей в сфере льгот и субсидий. Все осложняется тем, что назначение льготы может быть осуществлено только после личного заявления гражданина, а не по инициативе государственных органов. При этом, практически каждый гражданин может беспрепятственно получить причитающую ему льготу от государства, предоставив в соответствующие органы государственной власти необходимые документы, подтверждающие его права. Социальная система направлена на улучшение жизни отдельных слоев населения и заключает в себе следующие функции:

  1. достижение социального равенства в обществе - льготы предоставляются таким категориям граждан, как несовершеннолетние, инвалиды, многодетные семьи;
  2. поощрение граждан за заслуги перед Отечеством - льготы предоставляются таким категориям граждан, как инвалиды и участники ВОВ, ветераны труда, семьи погибших военнослужащих;
  3. компенсация гражданам за выполнение отдельных условий деятельности для интересов государства и общества - льготы предоставляются таким категориям граждан, как работники и военнослужащие, подвергшимся радиационному облучению;
  4. средство стимулирования - льготы предоставляются таким категориям граждан, как студенты, совмещающие работу с учебой.

Кому в России положены льготы

В соответствии с нормами российского законодательства права на помощь имеют:

  • инвалиды и ветераны труда;
  • участники Великой Отечественной Войны и иных боевых действий, а также семьи этих участников;
  • граждане, подвергшиеся радиационному облучению;
  • граждане, имеющие государственные награды;
  • малоимущие и многодетные семьи;
  • реабилитированные граждане и их родственники;
  • дети в возрасте до 16-ти лет;
  • государственные служащие;
  • пенсионеры;
  • другие категории граждан, которым могут предоставляться льготы в отдельных регионах.

Таким образом, предоставление льгот на территории Российской Федерации производится по категориальным принципам, предусматривающим оказание помощи в области социального обслуживания и обеспечения, занятости и трудовых отношений, льготного налогообложения.

Важно! Система назначения льгот построена по уравнительному принципу - в первую очередь льготы предоставляются наиболее нуждающимся гражданам.

Виды льгот для граждан РФ

Социальная система льгот весьма разнообразна, она охватывает большое количество сфер жизни общества, что позволяет своевременно оказать помощь нуждающимся гражданам. В основном льготы подразделяются по следующим категориям:

Жилищные льготы

Самым распространенным среди таких льгот является предоставление жилья, в том числе вариант «социального найма», представляющий собой аренду квартиры у государства за цену значительно ниже рыночной. Гражданам предоставляется жилье в муниципальном и государственном жилищном фонде по договору социального найма. Как правило, такие варианты используются гражданами, имеющими статус детей-сирот, до наступления совершеннолетия и теми, чье жилье было признано непригодным. Также эти граждане имеют право на получение жилья вне очереди. Среди жилищных льгот также выделяются льготы для улучшения жилищных условий. Так, если нарушены минимальные санитарные нормы жилой площади на одного человека, граждане могут рассчитывать на получение данной льготы. Кроме того, к жилищным льготам относятся льготы на оплату коммунальных платежей. В зависимости от категории льготы и региона они могут снижать оплату коммунальных платежей в размере 25-50%, а в некоторых случаях и до 100%, так, например, полной льготой сегодня пользуются некоторые крымчане. Также не стоит забывать и о льготных программах ипотечных кредитований, их тоже можно отнести к жилищной категории. Субсидируя ставки по ипотеке, государственные органы одновременно решают несколько проблем: стимулируют развитие строительной отрасли и обеспечивают граждан доступных жильем.

Транспортные льготы

Практически всем льготным категориям граждан положены льготные проездные билеты общественного транспорта внутри города. Отдельные категории граждан имеют льготы на проезд в районе 50%, другие - 100%, например, пенсионеры и дети, потерявшие кормильца. Специальные льготные тарифы предусмотрены для жителей отдаленных областей России при международном сообщении. Так, правом приобретения билета на поезд или самолет обладают жители Дальнего Востока и Калининграда.

Льготы в сфере здравоохранения

По умолчанию система здравоохранения в РФ является общедоступной и бесплатной, при этом инвалидам доступны бесплатно и некоторые категории лекарств, получаемые по рецепту врача, если при этом они входят в специальный перечень лекарств, утвержденный Министерством здравоохранения России. Программы бесплатного протезирования зубов и конечностей являются доступным вариантом в ряде районов России для инвалидов, пенсионеров, ветеранов ВОВ и других категорий. Также получить бесплатный протез могут люди, которым конечности были ампутированы в результате травмы на рабочем месте, дети-инвалиды до достижения возраста 18 лет, утратившие конечность при травме или заболевании, сотрудники правоохранительных органов, утратившие конечность во время несения службы. В данных ситуациях Фонд социального страхования полностью берет на себя расходы по протезированию.

Образовательные льготы

В основном льготы в области образования относятся к ВУЗам. Стоит отметить, что бюджетные места для бесплатного обучения студентов есть абсолютно во всех государственных высших образовательных заведениях, также в некоторых случаях государство может оплатить и коммерческое отделение. Так, льготами при поступлении могут воспользоваться призеры и победители различных олимпиад федеральных этапов, инвалиды и молодые люди, прошедшие срочную службу в Вооруженных Службах России. Кроме того, на бесплатное обучение в ВУЗах могут рассчитывать дети, оставшиеся без попечения родителей и родителей инвалидов, из малоимущих и многодетных семей. В зависимости от категории льготников можно получить следующие виды льгот:

  • прием в ВУЗ на бюджетное место без вступительных экзаменов;
  • прием на обучение в ВУЗ за счет бюджета в пределах квоты в результате успешного прохождения вступительных испытаний;
  • право на прием на подготовительное отделение ВУЗа на обучение за счет средств федерального бюджета;
  • преимущественное право зачисления в ВУЗ после успешного прохождения вступительных экзаменов и других равных условиях.
Важно! Если в отдельном регионе не хватает специалистов в конкретной области, они могут предложить абитуриенту обучение по целевому направлению, то есть регион берется оплатить его обучение на коммерческой основе, при условии, что в дальнейшем он будет работать по этой специальности в месте, которое назначит регион.

Налоговые льготы

Исходя из статьи 56 Налогового кодекса РФ, понятие налоговых льгот включает в себя возможность уплачивать сбор в меньшем размере либо не уплачивать совсем.

Льготы по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ)

Стандартный налоговый вычет по НДФЛ на детей применяется, когда на обеспечении у родителей находится ребенок. Начиная с месяца рождения ребенка, один или оба родителя, а также опекуны, усыновители, попечители и приемные родители вправе применить льготу, когда ежемесячно часть дохода не облагается НДФЛ. Налоговый вычет производится на каждого ребенка, не достигшего возраста 18 лет либо 24 лет, если он является учащимся очной формы обучения, интерном, аспирантом, курсантом и другое.

Льготы по уплате налога на имущество для физических лиц

Освобождение от уплаты налога на имущества для физических лиц установлено для отдельных категорий граждан. Так, от уплаты налога освобождены инвалиды I и II групп и инвалиды с детства, лица, получающие пенсию по утрате кормильца и так далее. От уплаты имущественного налога освобождаются ветераны ВОВ, а также участники иных боевых действий.

Льготы по уплате земельного участка

Налоговая база уменьшается на одного плательщика налога в отношении земельного участка, находящегося в пользовании или пожизненном владении у Героев СССР, РФ, инвалидов, в том числе, инвалидов детства, ветеранов ВОВ и других боевых действий, физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки и других.

Льготы по уплате транспортного налога

Отметим, что с 2014 г. почти все регионы отменили льготы по транспорту для большинства категорий льготников, за исключением:

  1. ветеранов ВОВ и других боевых действий;
  2. Героев СССР, РФ и Социалистического Труда;
  3. инвалидов I и II групп;
  4. чернобыльцев.
Важно! Даже в отношении указанной категории граждан льготы распространяются только на один автомобиль, другие транспортные средства, которые принадлежат льготнику, подлежат налогообложению в полном объеме.