О межведомственной рабочей группе по вопросам реализации инвестиционных проектов на территории московской области. Межведомственная комиссия по вопросам земельно-имущественных отношений Деятельность межведомственной

от 01.01.2001 № 831/20

Положение о межведомственной рабочей группе по вопросам участия организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Московской области, в развитии экономического и налогового потенциала Московской области

1. Межведомственная рабочая группа по вопросам участия организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Московской области, в развитии экономического и налогового потенциала Московской области (далее - межведомственная рабочая группа) является коллегиальным совещательным органом.

2. Межведомственная рабочая группа образована в целях обеспечения:

осуществления согласованных действий исполнительных органов государственной власти Московской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области и организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Московской области (далее - организации), по развитию экономического и налогового потенциала Московской области в части подготовки предложений (рекомендаций) по организационному, финансовому и нормативному обеспечению осуществления мероприятий, направленных на решение проблемных вопросов финансовой (кредитной, инвестиционной) и хозяйственной (производственной) деятельности организаций;

интересов Московской области в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, и принятия мер по предупреждению банкротства организаций в случаях, предусмотренных федеральным законодательством;

снижения задолженности по платежам в бюджетную систему Российской Федерации.

3. Межведомственная рабочая группа в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации , федеральным законодательством, Уставом Московской области, законодательством Московской области , а также настоящим Положением.

4. Основными функциями межведомственной рабочей группы являются:

проведение мониторинга и анализа причин возникновения и последствий финансовых и экономических затруднений в деятельности организаций и их влияние на развитие экономики, на выполнение обязательств перед бюджетной системой Российской Федерации и на рынок труда муниципальных образований Московской области и Московской области в целом;

рассмотрение и подготовка предложений (рекомендаций) по организационному, финансовому и нормативному обеспечению осуществления мероприятий, направленных на решение проблемных вопросов финансовой (кредитной, инвестиционной) и хозяйственной (производственной) деятельности организаций;

формирование мнения исполнительных органов государственной власти Московской области для определения федеральными органами исполнительной власти своей позиции как кредиторов по обязательным платежам в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве;

рассмотрение проблемных вопросов и выработка рекомендаций исполнительным органам государственной власти Московской области, органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области по перспективным направлениям развития доходного потенциала Московской области.

5. Межведомственная рабочая группа в целях реализации своих функций имеет право:

запрашивать и получать от исполнительных органов государственной власти Московской области, федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области и организаций информацию (материалы) по вопросам, отнесенным к компетенции межведомственной рабочей группы;

приглашать на свои заседания должностных лиц федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области и организаций;

вносить руководителю межведомственной рабочей группы предложения по вопросам деятельности межведомственной рабочей группы, а также направлять рекомендации исполнительным органам государственной власти Московской области;

привлекать независимых экспертов и специалистов для предоставления необходимых сведений и заключений по рассматриваемым вопросам.

6. При осуществлении своей деятельности межведомственная рабочая группа не вправе вмешиваться в деятельность хозяйствующих субъектов.

7. Состав межведомственной рабочей группы утверждается постановлением Правительства Московской области.

Межведомственная рабочая группа состоит из руководителя межведомственной рабочей группы, трех заместителей руководителя, секретаря и членов межведомственной рабочей группы.

8. Межведомственная рабочая группа осуществляет свою деятельность в соответствии с планом работы, который принимается на заседании межведомственной рабочей группы и утверждается руководителем межведомственной рабочей группы.

9. Заседания межведомственной рабочей группы проводятся по мере необходимости. Перечень вопросов, время и место проведения заседания межведомственной рабочей группы определяет руководитель межведомственной рабочей группы.

10. Заседание межведомственной рабочей группы является правомочным, если на нем присутствуют более половины от установленного числа ее членов.

11. В случае отсутствия на заседании член межведомственной рабочей группы вправе изложить свое мнение по рассматриваемым вопросам в письменной форме, которое оглашается на заседании и приобщается к протоколу заседания .

12. При несогласии с принятым межведомственной рабочей группой решением член межведомственной рабочей группы вправе изложить в письменной форме свое особое мнение, которое подлежит обязательному приобщению к протоколу заседания.

13. Решения межведомственной рабочей группы принимаются путем голосования простым большинством голосов от числа присутствующих членов межведомственной рабочей группы.

14. Решения межведомственной рабочей группы оформляются протоколом, который утверждается председательствующим на заседании межведомственной рабочей группы и подписывается секретарем межведомственной рабочей группы.

15. Организационное и информационно-аналитическое обеспечение работы межведомственной рабочей группы, ведение необходимой документации, оформление протоколов заседаний межведомственной рабочей группы осуществляется Министерством финансов Московской области и обеспечивается секретарем межведомственной рабочей группы.

Подготовку информации и материалов с предложениями в проект решения межведомственной рабочей группы, направляемые в Министерство финансов Московской области, осуществляет исполнительный орган государственной власти Московской области в компетенции которого находятся вопросы, включенные в повестку заседания межведомственной рабочей группы.

Приложение 1 к постановлению

администрации города

Положение

(порядок работы) межведомственной комиссии

по вопросам признания помещения жилым помещением,

жилого помещения непригодным для проживания

Техническую документацию.

4.2. Межведомственная комиссия для решения вопросов по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или капитальному ремонту (реконструкции) рассматривает и при необходимости может запросить от организации, управляющей жилищным фондом, организаций различных форм собственности, а также надзорных и инспектирующих федеральных и государственных служб необходимые документы, связанные с выполнением функций, входящих в компетенцию межведомственной комиссии, в соответствии с разделом III настоящего Положения:

4.2.1. Акт обследования общего физического износа основных конструктивных элементов жилого дома (помещения), составленный предприятием, осуществляющим техническую инвентаризацию объектов недвижимости и технического учета.

4.2.2. Акт санитарно-гигиенического обследования жилого дома (помещения), составленный учреждением, имеющим право на проведение вышеуказанных обследований.

4.2.3. Акты лабораторных заключений параметров микроклимата и физических факторов жилого помещения, составленные на основании лабораторных исследований организациями, имеющими право на проведение вышеуказанных исследований.

4.2.4. Протоколы токсикологических лабораторных измерений образцов строительных материалов жилых помещений, составленные токсикологической лабораторией, имеющей право на проведение вышеуказанных измерений.

4.2.5. Акт обследования технического состояния конструкций жилого дома (помещения), составленный проектно-изыскательской организацией или территориальным экспертным центром, с приложением заключения и фотодокументов, подтверждающих деформации основных узлов и конструкций жилого здания (помещения).

4.2.6. Документ (акт, заключение, предписание и т. д.), представленный отделом надзорной деятельности (по г. Нижневартовску) Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре.

4.2.7. Акт о результате проведения мероприятия по государственному контролю в отношении жилого дома (помещения), составленный Службой жилищного контроля и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

4.2.8. Акты общего осмотра жилого дома (помещения) за последние 3 года, составленные эксплуатирующей организацией.

4.2.9. Справки о проведении текущего или капитального ремонтов жилого дома (помещения) за последние 3 года, подготовленные эксплуатирующей организацией.

4.2.10. Письменные заявления, обращения и жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания.

4.2.11. Списки граждан, проживающих в жилом доме (помещении), с указанием фамилии, имени, отчества, состава семей, даты регистрации по месту жительства, основания для заселения.

4.2.12. Документы по жилому дому (помещению), касающиеся вопросов по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или капитальному ремонту (реконструкции).

V . Права межведомственной комиссии

В соответствии с возложенными задачами и для осуществления своих функций межведомственная комиссия имеет право:

5.1. Получать в установленном порядке от структурных подразделений администрации города, организаций, управляющих жилищным фондом, организаций различных форм собственности, а также надзорных и инспектирующих федеральных и государственных служб необходимые документы, связанные с выполнением функций, входящих в компетенцию межведомственной комиссии.

5.2. Приглашать на заседание межведомственной комиссии независимых экспертов, представителей проектных организаций, представителей эксплуатирующих организаций, работников надзорных и инспектирующих служб и других представителей с целью принятия квалифицированного и компетентного решения по вопросу признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или капитальному ремонту (реконструкции).

5.3. Составлять акты обследования жилых помещений и заключения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или капитальному ремонту (реконструкции), готовить проекты постановлений и распоряжений администрации города о переселении граждан, сносе домов, непригодных для проживания, исключении из Реестра муниципальной собственности жилых помещений, исключении из жилого фонда аварийных и непригодных жилых помещений после отселения граждан и сноса аварийных домов и другие документы в пределах своей компетентности.

5.4. Пользоваться имеющимися в администрации города информационными ресурсами по вопросам, касающимся деятельности межведомственной комиссии.

VI . Организация деятельности межведомственной комиссии

6.1. Межведомственная комиссия рассматривает поступившие заявления собственников помещений или заявления (заключения) органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора по вопросам, отнесенным к их компетенции, рассматривает дела о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или капитальному ремонту (реконструкции) с представлением необходимых документов, согласно разделу IV настоящего Положения, в течение 30 дней с даты регистрации заявлений.

6.2. Председатель или заместитель председателя межведомственной комиссии телефонограммой сообщает дату, место и время проведения заседания межведомственной комиссии в зависимости от поступивших заявлений и наличия документов согласно разделу IV настоящего Положения. Заседание межведомственной комиссии ведет председатель межведомственной комиссии, в его отсутствие - заместитель председателя межведомственной комиссии.

6.3. Секретарь межведомственной комиссии ведет индивидуальные учетные дела по каждому жилому дому (помещению), планируемые к рассмотрению и рассмотренные межведомственной комиссией; представляет на заседание межведомственной комиссии учетные дела по жилым домам (помещениям) в соответствии с поданными заявлениями и наличием документов, согласно разделу IV настоящего Положения, для рассмотрения и принятия решения.

6.4. Межведомственная комиссия в ходе работы (заседания межведомственной комиссии) вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение межведомственной комиссии, которые вкладываются в учетное дело жилого дома (помещения).

6.5. По результатам работы межведомственная комиссия принимает одно из следующих решений:

О соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

О необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;

О несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим капитальному ремонту (реконструкции).

Решение межведомственной комиссии оформляется в виде заключения либо в виде решения о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения, которое оформляется в виде акта обследования помещения . Заключение и акт межведомственной комиссии составляются в трех экземплярах: первый экземпляр представляется собственнику жилого помещения, второй экземпляр - в уполномоченный орган Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, третий экземпляр хранится в учетном деле жилого дома (помещения).

6.6. Межведомственная комиссия правомочна принимать решения, если на ее заседании присутствует не менее половины членов межведомственной комиссии от общего состава. Решения межведомственной комиссии принимаются большинством голосов членов межведомственной комиссии. В случае равенства голосов решающим является голос председателя межведомственной комиссии. В случае несогласия с принятым решением члены межведомственной комиссии вправе выразить свое особое мнение в письменной форме и приложить его к заключению.

6.7. Заседания межведомственной комиссии проводятся по мере поступления заявлений (заключений), но не реже одного раза в квартал.

VII . Ответственность

Межведомственная комиссия несет ответственность:

За законность и обоснованность вынесенных решений;

За соблюдение установленного порядка признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или капитальному ремонту (реконструкции) в соответствии с разделом IV постановления Правительства Российской Федерации от 01.01.2001 №47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".

VIII. Прекращение деятельности межведомственной комиссии

Межведомственная комиссия прекращает свою деятельность в порядке, установленном законодательством, на основании постановления администрации города.

Приложение 2 к постановлению

администрации города

СОСТАВ

межведомственной комиссии по вопросам признания помещения жилым

помещением, жилого помещения непригодным для проживания

и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу

или капитальному ремонту (реконструкции)

Виктор Константинович

заместитель главы администрации города по строительству, председатель комиссии

Назмутдинов

Ринат Раифович

заместитель директора департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города, заместитель председателя комиссии

Владимир Николаевич

ведущий специалист отдела по развитию жилищно-коммунального хозяйства и работе с населением департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города, секретарь комиссии

Члены комиссии:

Герасимова

Ольга Владимировна

начальник Территориального отдела Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре по городу Нижневартовску, Нижневартовскому району и городу Мегиону (по согласованию)

Добрыгин

Василий Михайлович

начальник управления архитектуры и градостроительства администрации города

Коротких

Елена Владимировна

директор муниципального унитарного предприятия "Бюро технической инвентаризации, учета недвижимости и приватизации жилья города Нижневартовска"

Симанович

Геннадий Иванович

начальник юридического управления администрации города

Смиренко

Владимир Васильевич

Василий Владимирович

директор департамента муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации города

Ульмаскул Нурисламович

директор муниципального унитарного предприятия города Нижневартовска "Производственный ремонтно-эксплуатационный трест №3"

Артем Валерьевич

временно исполняющий обязанности начальника отдела надзорной деятельности (по г. Нижневартовску) Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (по согласованию)

Ильгиз Хафаевич

генеральный директор открытого акционерного общества "Проектный институт "Нижневартовскгражданпроект" (по согласованию)

Межведомственная комиссия по вопросам земельно-имущественных отношений - структура, которая обеспечивает взаимодействие различных органов власти, занимающихся вопросами земельных участков в Московской области. На сегодняшний день земельно-имущественный вопрос стоит наиболее остро в муниципальных органах. Это не удивительно, ведь от эффективности управления недвижимым имуществом зависит благосостояние граждан и социальный климат в городе.

В начале января 2015 года появился закон №106/2014-ОЗ, в котором оговорено распределение полномочий между местными органами муниципальных формирований и госорганами Московской области. Если исходить из этого документа, земельно-имущественные вопросы переданы на федеральный уровень.

Практически сразу разработан новый закон №107/2014-ОЗ по Московской области, который вернул полномочия в этом секторе муниципальным органам власти, но в порядке, устанавливаемом Правительством области. Местное руководство долго работало над созданием порядка и требований, и только летом 2015-го появились и начали работать новые механизмы.

Что такое межведомственная комиссия по вопросам земельно-имущественных отношений?

Как отмечалось в начале статьи, МКВ (аббревиатура межведомственного органа) в Московской области представляет собой совещательную коллегиальную структуру. В ее задачу входит обеспечение взаимодействия исполнительных органов госвласти области в следующих вопросах:

  • Изменение категорийности участков земли.
  • Покупка наделов во владение Московской области.
  • Передача ЗУ в собственность муниципальных формирований.
  • Перевод полномочий по распоряжению земельными наделами, которые находятся в собственности государства.
  • Прочие вопросы.

Комиссия по земельным вопросам проводится с периодичностью один раз в неделю и на ней освещается до 1000 вопросов. Члены комиссии не успевают обработать все обращения, поступающие с области. На текущем этапе взаимодействие межведомственной комиссии и муниципальных органов постепенно оттачивается, появляется порядок в сфере земельно-имущественных взаимоотношений, налаживается взаимодействие, уходят «серые» схемы, и на первое место выходит именно закон и действующие Постановления.

Появление новых правил вызвало определенное недовольства, ведь власти на местах утратили полномочия, и без согласования с комиссией по земельным участкам не могут решить даже незначительные вопросы в отношении наделов, к примеру, «прирезку» ЗУ к уже имеющему участку хозяину. Но это требования законодательства, которые приходится выполнять. Несмотря на определенные недостатки, в вопросе земель появился порядок.

Основные положения

В процессе деятельности межведомственная комиссия опирается на положения Конституции РФ, действующие федеральные и конституционные законы, а также распоряжения и указы Президента РФ. Кроме того, в процессе принятия решений МВК учитывает распоряжения и постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты и законы, имеющие силу на территории Московской области. В основе решений часто лежат пункты постановления №1078/31, разработанного в 2012 году Правительством Московской области.

Рассмотрение вопросов межведомственной комиссией происходит по поручению следующих должностных лиц по Московской области, а именно губернатора, вице-губернатора - Председателя Правительства, а также его заместителя, который несет ответственность за решение земельно-имущественных вопросов. Кроме того, принимаются во внимание и рассматриваются обращения центральных исполнительных органов федеральной власти области, которые уполномочены рассматривать вопросы, определенные в пункте под номером 6 текущего Положения. Также рассматриваются обращения органов местного управления муниципальных формирований Московской области.

Состав межведомственной комиссии, занимающейся вопросами земельно-имущественных отношений, утверждается Правительством области.

Основные задачи и функции органа

МВК создавалась с целью согласовать работу различных структур исполнительной власти в вопросах земельно-имущественных взаимоотношений в Московской области, а также повысить эффективность применения земельных ресурсов на ее территории. Кроме того, действия МВК направлены на достижение рационального применения имущества (земельных участков), находящихся во владении Московской области.

К главным функциям межведомственной комиссии стоит отнести:

  • Изучение вопросов, связанных с переводом земель или объектов (ЗУ) в их составе между категориями. Кроме того, принимаются решения в отношении включения наделов в границы городов и поселков на территории области, а также исключением из упомянутых территорий.
  • Принятие решений в отношении покупки земельных наделов и их перевод в собственность Московской области. В эту категорию входят сделки, которые проводятся в порядке преимущественного приобретения ЗУ из земель с/х назначения, в порядке передачи наделов земли из государственной собственности, а также из собственности государственного фонда, работающего в сфере развития жилищного строительства.
  • Решение вопросов, связанных с передачей наделов земли из владений Московской области муниципалитету, в том числе для последующей передачи ЗУ нуждающимся категориям граждан, а именно многодетным семьям. Здесь же рассматриваются проблемы, связанные с переводом наделов в собственность государства или других субъектов РФ.
  • Рассмотрение предложений, касающихся передачи полномочий по распоряжению ЗУ, находящихся в государственной собственности, Московской области. При решении таких вопросов производится выработка рекомендаций по дальнейшим действиям.
  • Принятие решений в отношении участия области в планируемых и уже существующих проектах государственного или частного партнерства с учетом действующего законодательства РФ и Московской области. Как и в прошлом случае, после рассмотрения вопроса вырабатываются рекомендации по дальнейшим действиям.

Проекты постановлений в отношении вопросов, которые упомянуты выше и касаются Московской области, рассматриваются центральными органами госвласти областях в пределах имеющейся компетенции. Изучение вопросов производится после принятия решений МВК и на базе имеющихся аргументов.

Организация деятельности

Эффективность работы межведомственной комиссии во многом зависит от организации структуры и распределения внутри ее полномочий. Так, управляющим звеном является Председатель межведомственной комиссии (МВК), который выполняет следующие задачи:

  • Осуществляет руководство организацией.
  • Распределяет обязательства между членами межведомственной комиссии.
  • Проводит заседания МВК.
  • Осуществляет рассмотрение и утверждение повестки заседания комиссии.
  • Согласовывает вопрос даты и времени проведения заседания.
  • Ставит свою подпись в протоколе заседания.
  • Утверждает повестку вопросов, которые рассматриваются межведомственной комиссией на собрании.

Если председатель отсутствует или не может выполнять свои обязательства, его полномочия переходят к заместителю, который принимает рассмотренные выше решения.

Председатель межведомственной комиссии вправе решать вопрос о возможности участия руководителей центральных исполнительных органов области в заседаниях МВК, а также их заместителей. Решение принимается с учетом компетенции лиц в отношении вопросов, рассматриваемых на собрании. Кроме того, председатель вправе принимать решение о возможности участия глав (заместителей) муниципальных формирований Московской области в заседаниях МВК.

В основе деятельности межведомственной комиссии лежит Регламент, который после составления утверждается председателем. Частота проведения заседаний регулируется с учетом текущей необходимости. Как правило, периодичность сбора МВК - один раз в месяц.

Решение задачи в отношении подготовки проекта повестки заседания межведомственной комиссии, лежит на ответственном секретаре. Далее документ направляется членам МВК, а также ее участникам - субъектам, которые были приглашены для участия в заседании или планируют прийти на заседание. Рассылка повестки должна производиться не позже, чем за трое суток до начала работы межведомственной комиссии.

Решение МВК имеют силу в том случае, если в заседании принимает участие от 2/3 и более членов ее состава. Все вопросы обсуждаются коллегиально на основании имеющихся аргументов и фактов. Результатом обсуждения является принятие решения посредством голосования. Если в заседании МВК участвуют лица, которые были приглашены на рассмотрение конкретного вопроса (с учетом их полномочий), они имеют право участвовать в голосовании.

Решение считается принятым, если за него отдало голос большинство участников и членов МВК, явившихся на заседание. Если количество голосов «за» и «против» равно, большую силу имеет голос председателя межведомственной комиссии.

Результаты голосования (принятые решения) находят отражение в протоколе. В документе должен поставить подпись председатель межведомственной комиссии, а также ее члены и «временные» участники. На оформление и подписание протокола по законодательству дается до 3-х суток с момента проведения заседания комиссии.

Если член МВК или участник не согласны с решением, которое было принято в процессе заседания, за ним остается право изложить свою позицию на бумажном носителе. Оформленный документ в обязательном порядке подкалывается к протоколу.

Положительное голосование участника и членов МКВ в отношении вопросов, касающихся переводов ЗУ из одной категории в другую, а также включение/исключение наделов с/из территории населенных пунктов является основанием для будущего согласования проекта постановления в оговоренном законодательством порядке.

Вопрос подготовки протокола заседания - задача секретаря межведомственной комиссии. Именно на него возлагается ответственность за выполнение этой работы. Срок исполнения - в течение следующих рабочих суток, следующих за днем сбора МВК. Копии протокола или выписки из документа отправляются секретарем по адресу заинтересованных структур Московской области - структур исполнительной власти, а также местного самоуправления. Вопрос отправки решается в течение 3-х суток (имеются в виду рабочие дни) с момента заполнения и подписания протокола.

Выписки из протокола комиссии подписывает секретарь, назначенный ответственным лицом. Кроме того, в его функции входит хранение подлинников протоколов заседаний МВК.

Журнал "Право и безопасность"

Деятельность межведомственной рабочей группы по проблемам миграции

Вышегородцев М.М., заместитель Председателя Московской городской Думы, кандидат юридических наук

Минувшее десятилетие характеризуется значительным ростом миграционных процессов, а также масштабными трансформациями геополитической обстановки.

Переход к политике открытых дверей, включение России в систему международных миграций, трансформация ее экономики на рыночной основе, реализация конституционного принципа свободы передвижения привели к развитию трудовой миграции, приблизили Россию к мировому рынку труда, восполнили нехватку трудовых ресурсов в отдельных регионах РФ.

Вместе с тем отмечаются тревожные тенденции в развитии миграционной ситуации, вызванные распадом СССР на фоне проявлений национализма и экстремизма, вооруженных столкновений и конфликтов, политической и экономической нестабильности, а также наличия слабо контролируемых участков Государственной границы. В этих обстоятельствах миграция зачастую имеет неконтролируемый характер. Значительны потоки криминальной иммиграции в Россию из государств с нестабильной общественно-политической, экономической и санитарно-эпидемиологической обстановкой.

Поток прибывающих в Россию иностранцев достиг 21,2 млн человек в год, из них в стране ежегодно оседает свыше 3 млн иммигрантов. За минувшее пятилетие в 10 раз увеличилось число иностранцев, задерживаемых на Государственной границе при попытке ее незаконного пересечения.

Социально-экономические последствия неконтролируемой миграции оказываются в большинстве случаев неблагоприятными, особенно на Дальнем Востоке и юге России, где происходит интенсивное формирование иностранных общин, постепенно вытесняющих по своей численности и влиянию коренное население. Беспорядочный приток иностранной рабочей силы на российский рынок труда приводит к избытку трудовых ресурсов в ряде регионов страны. При официальном уровне безработицы порядка 6 млн человек число нелегальных трудовых иммигрантов достигает в России 4 млн человек и к 2010 г. их численность прогнозируется свыше 19 млн человек. На фоне массового выезда граждан РФ из ряда регионов это создает прямую угрозу национальным интересам России, ухудшает демографическую структуру общества и качество жизни населения.

Связь радикальной сети терроризма, организованной преступности и незаконной миграции стала очевидной для мирового сообщества. Приток иностранных граждан и лиц без гражданства оказывает значительное влияние и на состояние криминогенной обстановки в России. За январь-август 2002 г. ими было совершено 25 961 преступление, что на 5% превышает количество преступлений за аналогичный период прошлого года. Около 30% зарегистрированных преступлений совершаются иностранцами и лицами без гражданства в организованных группах, причем свыше 50% из них относятся к категориям тяжких и особо тяжких.

Особую остроту приобретают криминогенные последствия, связанные с пребыванием в РФ граждан государств - участников СНГ. Из общего количества преступлений, совершенных иностранцами и лицами без гражданства в январе-августе 2002 г., 91,9% преступлений приходится на эту категорию граждан. Россия несет большие экономические потери от незаконной миграции. По данным Центрального банка России почти 50% всей наличной валюты приобретается и вывозится по документам иностранцев: в минувшем году эта цифра составила почти 8 млрд долл. Именно эти наличные деньги, сокрытые от налогообложения, являются своего рода оборотным капиталом преступности, финансируют и стимулируют террористические группы, организованную преступность, а также наркотизацию общества. Нелегальных мигрантов из стран СНГ, трудоустроившихся в России, насчитывается около 3,8 млн человек, а на налоговом учете состоит только 35 тыс. В среднем на одного иностранца, находящегося в России, приходится около 10 руб. налоговых поступлений.

Для решения вопросов регулирования миграционных процессов, с учетом сложившихся условий, распоряжением Президента РФ от 3.12.01 № 674-рп была создана межведомственная рабочая группа по подготовке предложений по совершенствованию миграционного законодательства РФ.

Проведенный рабочей группой анализ норм миграционного законодательства РФ показал, что эти нормы разобщены по множеству законодательных и подзаконных актов, не создающих эффективного механизма, направленного на противодействие международному терроризму и политическому экстремизму, не предусматривают действенных мер пограничного и иммиграционного контроля, надзора за выдачей документов, удостоверяющих личность; потенциал российского миграционного законодательства еще недостаточен для реальной борьбы с транснациональной организованной преступностью.

В поиске подходов к решению этого широкого круга задач рабочая группа пришла к выводу о том, что обновлению и совершенствованию в настоящее время подлежат законодательные акты, регулирующие отношения, связанные с гражданством РФ, правом граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ, правовым положением иностранных граждан, въездом в РФ и выездом из РФ, пересечением Государственной границы РФ, правовым положением беженцев и вынужденных переселенцев, а также выдачей и использованием основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ.

Рабочей группой подготовлен и направлен в Правительство РФ проект Концепции регулирования иммиграционных процессов в РФ, которая представляет собой целостную систему основных принципов и направлений деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере управления иммиграционными процессами.

Согласно указанной Концепции, регулирование миграционных процессов должно осуществляться федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в следующих основных направлениях:

а) совершенствование законодательства РФ, регулирующего отношения, возникающие в сфере миграции. Наряду с защитой прав и обеспечением свободы передвижения, выбора места жительства и пребывания мигрантов, законодательство РФ должно предусматривать отвечающую современным условиям систему мер по регламентированию иммиграции и пребывания на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства и пресечению незаконной миграции. Миграционное законодательство РФ должно содержать положения, направленные на противодействие международному терроризму, и предусматривать возможность отказа во въезде лицам, разыскиваемым правоохранительными органами либо ранее судимым за совершение тяжких преступлений. Кроме того, законодательство должно устанавливать приоритетное право граждан РФ на занятие вакантных рабочих мест и обеспечивать механизмы реализации этого права;

б) развитие международного сотрудничества в сфере регулирования миграционных процессов. Международное сотрудничество в сфере регулирования миграционных процессов осуществляется на основе международных договоров РФ, направленных на предотвращение и пресечение незаконной миграции и обеспечение безопасности государства, а также посредством участия в работе международных правительственных и неправительственных организаций, деятельность которых направлена на регулирование миграционных процессов.

Деятельность по формированию системы международных договоров, регулирующих межгосударственные отношения России в сфере миграции, включает в себя анализ действующих соглашений о взаимных безвизовых поездках граждан и подготовку предложений по сокращению числа категорий иностранных граждан, имеющих право на въезд в РФ без виз и перечня удостоверяющих личность документов, используемых при таком въезде.

Международное сотрудничество предполагает также заключение договоров межведомственного характера с компетентными органами зарубежных государств, предусматривающих обмен информацией, выполнение запросов сторон, проведение скоординированных мероприятий, направленных на пресечение и предупреждение незаконной миграции, обмен опытом работы, а также обмен законодательными и иными нормативными актами;

в) разработка и осуществление организационных мер в сфере миграционного регулирования. К таким мерам относятся: усиление консульскими учреждениями контроля за предоставляемыми им материалами; регулярная проверка работы подразделений органов внутренних дел и консульских учреждений по оформлению гражданства РФ, выдаче паспортов и въездных виз; создание федеральной системы учета иностранных граждан и лиц без гражданства, пребывающих на территории РФ, в том числе обучающихся в образовательных учреждениях; создание Регистра населения РФ и регистров населения субъектов РФ; создание федеральной системы учета российских и иностранных юридических лиц, деятельность которых связана с пребыванием иностранных граждан на территории Российской Федерации и другие мероприятия.

г) разработка и реализация мер социально-экономического характера, направленных на сохранение и дальнейшее формирование населения РФ. Эти меры, в первую очередь, должны быть направлены на создание условий для сохранения и дальнейшего формирования населения, особенно в важных в геополитическом отношении регионах РФ, обеспечение приема и оказание помощи вынужденным мигрантам и создание условий для их интеграции в социальную среду, оптимизацию миграционных потоков и содействие более эффективному использованию трудовых ресурсов, создание условий для добровольного возвращения вынужденных мигрантов в места их прежнего проживания.

Реализацию Концепции предполагается осуществить на основе программно-целевого метода путем разработки и выполнения предусмотренных Концепцией мероприятий.

Помимо создания Концепции, Рабочей группой проведена работа по подготовке ряда федеральных законов ("О гражданстве Российской Федерации", "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", "Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации", законов, вносящих дополнения и изменения в Законы РФ и др.), а также проработке множества вопросов, регулирующих деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных организаций в сфере управления миграционными процессами. Членами рабочей группы были также внесены предложения о дополнении Кодекса РФ об административных правонарушениях и Уголовного кодекса РФ нормами, устанавливающими ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства за нарушение правил пребывания на территории РФ и ответственность за организацию незаконной миграции

Деятельность межведомственной рабочей группы по подготовке предложений по совершенствованию миграционного законодательства РФ очень важна, т.к. регулирование миграционных процессов осуществляется в целях обеспечения безопасности государства и территориальной целостности РФ, а также предотвращения въезда на территорию РФ граждан недружественных государств и государств, в отношении которых имеются сведения о деятельности на их территории организаций экстремистской направленности; содействия социально-экономическому развитию страны; защиты национального рынка труда, создания условий для сохранения и дальнейшего формирования населения РФ.

Межведомственная комиссия – последняя инстанция (перед судом), которая может дать собственникам надежду на переселение в новые квартиры.

Именно она устанавливает, что состояние помещения или здания угрожает жизни и здоровью людей, и они нуждаются в выделении новых квартир.

Межведомственная комиссия – организация, занимающаяся рассмотрением вопросов относительно , изучением всех аспектов и вынесением решения о признании жилья непригодным для проживания людей.

Состав комиссии индивидуален для каждого города , поселка или другой административной единицы и утверждается райадминистрацией или горадминистрацией.

В комиссию могут входить:

  • представители администрации населенного пункта;
  • сотрудники управления архитектуры, градостроительства;
  • собрание депутатов;
  • отдел надзорной деятельности;
  • представители управления МЧС;
  • управление Роспотребнадзора;
  • сотрудники БТИ;
  • председатель ТСЖ, кооператива, .

Созданию комиссии предшествует вынесение соответствующего решения местных исполнительных органов власти.

Председатель комиссии - должностное лицо этого органа власти. Он ведет заседания, в пределах компетенции каждого из членов комиссии выдает соответствующие поручения, представляет комиссию в различных органах, подписывает протокол, решение и другие документы по делу.

Подготавливает документы и ведет протокол каждого заседания секретарь . Он работает также и с заявлениями жильцов.

В своей работе такая комиссия руководствуется Конституций РФ, Жилищным кодексом РФ, Постановлением №47 и прочими нормативными актами.

Функции комиссии

Основная задача межведомственной комиссии – установление возможности/невозможности дальнейшего проживания людей в конкретном здании/помещении.

Обязательными действиями ее членов является рассмотрение всех аспектов дела, изучение результатов измерений, степени ветхости дома.

Если комиссией обнаружены нарушения конструкций дома, несущих стен, возможность обрушения, то есть существует угроза жильцам, решение о расселении людей выносится в кратчайшие сроки (на следующий же день).

Если установлена большая степень износа, обветшания – более 65–70% в зависимости от материалов, использованных при постройке дома, – здание может быть признано ветхим.

Но одного такого решения комиссии недостаточно для переселения жильцов. Эта же комиссия должна вынести решение о сносе ветхого здания .

На практике МВК выносит решение о сносе тогда, когда по программе планируется на месте ветхого или аварийного жилья начать строительство нового объекта.

В ходе заседаний выносится одно из таких решений:

  1. Проведение в исследуемом помещении капитального ремонта, реконструкции для приведения здания в норму.
  2. Здание может быть признано полностью пригодным к проживанию.
  3. Признание дома аварийным, не подлежащим восстановлению и назначенным под снос.
  4. Признание дома ветхим или непригодным для жизни по другим причинам (неблагоприятная экологическая обстановка и т. д.).

В зависимости от принятого решения жильцам высылается уведомление о расселении или отказ с обоснованием в письменном виде.

Как обратиться в комиссию для определения пригодности жилья к проживанию?

Межведомственная комиссия обычно располагается в администрации города или поселка .

Перед тем как посетить ее, необходимо собрать пакет документов:

Коллективная подача заявлений от всех жильцов ветхого или аварийного дома гораздо эффективнее.

Желательно к заявлению приложить жалобы с подписями тех жильцов, которые лично не подают заявление, в подтверждение того, что с состоянием дома никто не согласен.

Критерии для оценки состояния жилья

Для признания аварийности жилья оно должно соответствовать таким критериям:

Ветхим считается жилье:

  1. Конструкции вышли из строя, но не представляют угрозу обрушения, а, значит, и не грозят здоровью и жизни жильцов.
  2. Износ здания не должен быть менее 70%.
  3. Здание не подлежит капитальному ремонту за счет бюджетных средств.

Иными словами, если жилье старое и изношенное, но не грозит упасть в любую минуту, расселение жильцам добиться очень сложно . В таких зданиях чаще делают капитальный ремонт, чем выделяют новую жилплощадь.

Исключение – снос ветхого здания для постройки нового объекта.

Процедура оценки состояния жилья комиссией

Созданная местной властью межведомственная комиссия проводит оценку жилья в несколько этапов:

Оценка помещения – это не только работа с документами, но и обследование здания очно. Фактическое состояние дома играет первостепенную роль.

Рассматриваются такие нюансы здания:

  • степень износа несущих конструкций;
  • степень огнестойкости;
  • санитарно-эпидемиологические требования;
  • гигиенические нормативы;
  • качество воздуха в помещении;
  • уровень радиации;
  • микроклимат, шум;
  • месторасположение дома.

Как документируется результат оценки жилья?

По итогам всех проверок и обследований специалисты составляют заключение об оценке жилья .

Проводится оценка для того случая, если собственник не захочет переселяться в другую квартиру, а предпочтет материальную компенсацию.

В результате независимой экспертизы должна быть установлена рыночная стоимость помещения, признанного аварийным.

В оценочную стоимость включаются (32-я статья ЖК):

  • убытки собственника после смены места жительства;
  • стоимость в период между выселением и заселением в новое жилье;
  • расходы на ;
  • компенсация упущенной выгоды от выселения из аварийного жилья.

Независимый эксперт составляет акт оценки согласно действующим стандартам .

Собственник может не согласиться с размером стоимости квартиры. Оспорить решение можно в суде.

Действия жильцов при несогласии с заключением комиссии

Если комиссия не признала жилье аварийным или ветхим и не предлагает жильцам расселение из него, а последние считают свой дом непригодным для проживания, действия МВК можно оспорить .

Для этого заинтересованные лица – собственники – должны подать в суд исковое заявление .

Подобные дела подсудны районным (городским) инстанциям. Срок рассмотрения обычно не превышает 60 дней .

Возможно и досудебное урегулирование спора – мировое соглашение . Тогда заявитель должен направить отказ от иска.

Если суд вынесет положительное решение, истцу обязаны будут взамен аварийного жилья предложить другое помещение или денежную компенсацию согласно акту оценки рыночной стоимости.

Видео: Жизнь в аварийном жилье

В видеосюжете освещается проблема аварийного и ветхого жилья в России.

Рассказывается, с какими проблемами повсеместно сталкиваются собственники полуразвалившегося жилья и почему данную недвижимость межведомственная комиссия упорно признает пригодной для проживания.

Разъясняются права жителей аварийного жилья на переселение и показывается как эта программа реализуется на практике.